История политических и правовых учений 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

История политических и правовых учений



Учебно-методические рекомендации по изучению дисциплины

Для набора 2020 г.

 

 

Симферополь, 2020

 

 

Оглавление

 

1. Учебно-методические рекомендации для обучающихся по видам учебных занятий

2. Учебно-методические рекомендации для обучающихся по выполнению различных форм самостоятельной работы

3. Учебно-методические рекомендации для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами по освоению дисциплины

4. Перечень первоисточников, учебной и научной литературы

 

 

1. Учебно-методические рекомендации для обучающихся по видам учебных занятий

Общие положения

Курс «Историяполитических и правовых учений» предназначен для студентов магистратуры по направлению подготовки Юриспруденция.

История политических и правовых учений является достаточно объемной дисциплиной, включающей в себя политико-правовые доктрины за весь период истории. Поэтому освоение дисциплины требует регулярной и систематической работы от студента. В течение семестра студент должен изучать не только учебную литературу, но и знакомится с соответствующими текстами первоисточников. Список основной и дополнительной литературы приводится в учебно-методическом комплексе. При изучении Истории политических и правовых учений студенту понадобятся знания, полученные им ранее при изучении таких дисциплин как «Теория государства и права», «История отечественного государств и права», «История государства и права зарубежных стран».

Для успешного изучения дисциплины студент должен проявлять активность в выполнении всех ниже перечисленных форм учебной работы, с целью сформировать и закрепить у обучающихся систему базовых знаний по основным правовым и государственным категориям, по общим закономерностям возникновения, функционирования и развития государственно-правовой реальности, умения, навыки и компетенции, необходимые для самостоятельного оперирования системой основных категорий юридической науки, применения действующего законодательства и его толкования.

В ходе самостоятельной работы при изучении данного курса студенты приобретают определенные навыки: реферирование, обобщение, выделение и постановка проблем, умение исследовательской работы. Успешность самостоятельной работы возможна при условии правильной ее организации, которая проявляется в каждом звене учебного процесса: на лекциях, при подготовке к практическим (семинарским) занятиям к промежуточной аттестации, при выполнении контрольных работ, тестов.

При реализации различных видов учебной работы используются следующие образовательные технологии, включающие пассивные, активные и интерактивные формы проведения занятий.

Технологии традиционного обучения:

– лекции – вид учебного занятия, основанный на устном систематическом и последовательном изложении материала по какой-либо проблеме, теме;

– семинары – вид учебного занятия, при котором в результате предварительной работы над программным материалом и преподавателя и студентов, в обстановке их непосредственного и активного общения, в процессе выступлений студентов по вопросам темы, реализации иных форм учебных технологий, решаются задачи познавательного и воспитательного характера, прививаются знания, умения, навыки, необходимые для становления квалифицированного специалиста в соответствии с требованиями ФГОС;

– самостоятельная работа – вид деятельности обучающихся, основанный на самостоятельной подготовке к семинарским и практическим занятиям, тестированию, групповым дискуссиям, выполнении индивидуальных домашних заданий, написании рефератов и эссе, промежуточной и итоговой аттестации;

 – практические занятия – метод репродуктивного обучения, обеспечивающий связь теории и практики, содействующий выработке у студентов умений и навыков применения знаний, полученных на лекционных занятиях и в рамках самостоятельной работы.

Инновационные технологии обучения:

– метод работы в малых группах – метод имитации принятия решений обучающимися применительно к различным практическим ситуациям;

– метод групповых дискуссий – способ организации совместной деятельности студентов с целью интенсификации принятия решения в группе;

– семинар-диспут, семинар-дискуссия – метод обучения, предназначенный для совершенствования навыков и получения опыта ведения спора, диалога, аргументации;

Выбор формы проведения занятий зависит от следующих факторов:

– от содержания темы и характера рекомендуемых по ней источников литературы, в том числе и от их объема;

– от уровня подготовленности, организованности и работоспособности данной учебной группы, формы обучения;

– от опыта использования различных форм на предшествующих занятиях;

– от материально-технического обеспечения учебного процесса.

 

Лекционные занятия

Большая роль в освоении дисциплины принадлежит лекционным занятиям. Лекции помогают студенту сориентироваться в массе проблем, направляют и облегчают процесс изучения предмета. Лекция требует от студента внимательности, необходимо улавливать логику изложения лектором материала, конспектировать самые важные моменты, слушать рекомендации преподавателя. Конспект лекций – это развернутый план по основным вопросам темы. С изучения конспекта лекций следует начинать подготовку к семинару.

Целью проведения лекционного занятия (теоретического курса) является доведение до студентов содержания основ знаний по рассматриваемой теме, рекомендуемой литературы. Лекционное занятие осуществляется путем анализа вопросов, составляющих содержание лекции, акцентирования внимания слушателей на наиболее значимых характеристиках изучаемой проблематики.

Важным элементом эффективной лекции является умение студентов правильно работать с конспектами лекций, например, составлять опорные конспекты. Опорный конспект состоит из основных теоретических положений и фактов. Подготовка такого конспекта приучает студента выделять существенное в лекции, осмысливать иллюстративный материал, кратко записывать содержание лекций. При этом, если это делается первый раз, необходимо разъяснить суть опорного конспекта и его назначение. В процессе подготовки первого конспекта преподаватель контролирует процесс, консультирует. В дальнейшем студентам предоставляется полная самостоятельность.

В результате такой работы осуществляется контроль учебной деятельности обучаемых на лекциях по конкретной дисциплине, совершенствуются способы познавательной деятельности, а учебный материал сохраняется в структурированной самостоятельной форме. Позволяется пользоваться опорными конспектами на семинарских (практических) занятиях.

При преподавании юридической дисциплины используются преимущественно следующие типы лекционных занятий:

- информационная лекция - лекция, на которой сообщаются сведения, предназначенные для запоминания по теме.

- проблемная лекция начинается с вопросов, с постановки проблемы, которую в ходе изложения материала необходимо решить. При этом процесс познания студентов в сотрудничестве и диалоге с преподавателем приближается к исследовательской деятельности. Содержание проблемы раскрывается путем организации поиска ее решения или суммирования и анализа традиционных и современных точек зрения.

- лекция - визуализация учит студента преобразовывать устную и письменную информацию в визуальную форму, выделяя при этом наиболее значимые и существенные элементы. На лекции используются схемы, рисунки, чертежи и т.п., к подготовке которых привлекаются студенты. Проведение лекции сводится к связному развернутому комментированию преподавателем подготовленных наглядных пособий. При этом важна логика и ритм подачи учебного материала. Данный тип лекции хорошо использовать на введении студентов в новый раздел, тему.

- лекция - беседа; лекция- дискуссия, на которой до 50% времени отводится для ответов на вопросы студентов, их размышления и комментарии в виде фрагментов лекции, подготовленных обучающимися. Подготовка таких фрагментов может быть заранее спланирована преподавателем, а изложение содержания студентами вестись по очереди. Содержание фрагментов должно быть интересным и с необходимостью дополнять материал лекции. Это могут быть примеры-иллюстрации теоретических положений, исторические факты, высказывания ученых, описания экспериментов и др.

- лекция-конференция проводится как научно-практическое занятие, с заранее поставленной проблемой и системой докладов, длительностью 5-10 минут. Каждое выступление представляет собой логически законченный текст, заранее подготовленный в рамках предложенной преподавателем программы. Совокупность представленных текстов позволит всесторонне осветить проблему. В конце лекции преподаватель подводит итоги самостоятельной работы и выступлений студентов, дополняя или уточняя предложенную информацию, и формулирует основные выводы.
     - лекция-консультация может проходить по разным сценариям. Первый вариант осуществляется по типу «вопросы—ответы». Лектор отвечает в течение лекционного времени на вопросы студентов по всем разделу или всему курсу. Второй вариант такой лекции, представляемой по типу «вопросы—ответы— дискуссия», является трояким сочетанием: изложение новой учебной информации лектором, постановка вопросов и организация дискуссии в поиске ответов на поставленные вопросы».

 - установочная (вводная) лекция дает первое целостное представление об учебном предмете и ориентирует студента в системе работы по данному курсу. Лектор знакомит студентов с назначением и задачами курса, его ролью и местом в системе учебных дисциплин и в системе подготовки специалиста. Дается краткий обзор курса, вехи развития науки и практики, достижения в этой сфере, имена известных ученых, излагаются перспективные направления исследований. На этой лекции высказываются методические и организационные особенности работы в рамках курса, а также дается анализ учебно-методической литературы, рекомендуемой студентами, уточняются сроки и формы отчетности.

- классическая лекция - традиционная для системы высшего образования форма проведения занятия, представляющая собой систематическое, последовательное изложение учебного материала преподавателем.

Студентам рекомендуется готовиться к лекционным занятиям. Для этого студенту необходимо ознакомится с содержанием темы лекции по учебно-методическому комплексу, рекомендованным учебникам, а также с планом семинарского занятия по теме лекции. К проблемным лекциям и лекциям-дискуссиям необходимо ознакомится также с научной литературой, публикациями периодической печати по теме занятия.

В начале лекции преподаватель называет тему, вопросы по плану и дает перечень основной и дополнительной литературы по теме занятия. Во вступительной части лекции обосновывается место и роль изучаемой темы в учебной дисциплине, проводится взаимосвязь с предыдущей темой.

В основной части лекции раскрывается содержание вопросов, предусмотренных планом лекционного занятия. В случае проведения лекции-дискуссии студенты имеют возможность обменяться мнениями, высказать свою позицию по рассматриваемым вопросам. В заключительной части лекции подводятся итоги, формулируются общие выводы по теме.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 65; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.33.87 (0.01 с.)