Руссо Ж.Ж. Об общественном договоре: Трактаты. М., 1998. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Руссо Ж.Ж. Об общественном договоре: Трактаты. М., 1998.



8. Руссо Ж.Ж. Сочинения: [Пер. с фр.] Калининград, 2001.

Литература

1. Азаркин Н.М. Монтескье: французский мыслитель, юрист. М., 1988.

2. Барнашов А.М. Теория разделения властей: становление, развитие, применение. Томск, 1988.

3. Баскин М.П. Монтескье. М., 1975.

4. Волгин В.П. Развитие общественной мысли во Франции в XVIII веке. М., 1977.

5. Вышинский Н.В. Ж. Мелье и Ж.-П. Марат: от идеи к борьбе. М.: Изд. Воробьев А.В., 2006.

6. Дворцов А.Т. Жан-Жак Руссо. М., 1980.

7. Длугач Т.Б. Подвиг здравого смысла или Рождение идеи свободной личности (Гольбах, Гельвеций, Руссо). М., 1995.

8. Ж.-Ж. Руссо: pro et contra: идеи Жан-Жака Руссо в восприятии и оценке рус. мыслителей и исследователей (1752-1917): антология / [сост., вступ. ст. и коммент. А.А. Златопольской] СПб., 2005.

9. Каплан А.Б. Революционно-демократическая идеология и утопический социализм во Франции XVIII века: Анализ современ. фр. ист. лит.: [О Ж. Мелье и Ж.-Ж. Руссо] Отв. ред. Галкин В.В.; АН СССР, ИНИОН. М.: Наука, 1989.

10. Кисель М.А. Французское просвещение и революция. М.. Наука, 1989.

11. Кучеренко Г.С. Исследования по истории общественной мысли Франции и Англии. ХVI – первая половина ХIХ в. М., 1981.

12. Мальцев Г.В. Буржуазный эгалитаризм. М., 1984.

13. Манфред А. 3. Три портрета эпохи Великой французской революции: Ж.Ж. Руссо, О.Г. Рикетти де Мирабо, М. Робеспьер. М., 1979.

14. Молчанов Н.Н. Монтаньяры: [О Ж. Дантоне, М. Робеспьере, Ж.-П. Марате]. М.: Мол. гвардия, 1989.

15. Философия эпохи ранних буржуазных революций / Под ред. Э.Ю. Соловьева и др. М., 1983.

16. Энтин Л.М. Разделение властей: опыт современных государств. М., 1995.            

Семинар № 3

Тема 7. Политические и правовые учения в Западной Европе в конце XVIII- первой половине XIX вв. (2 часа)

План:

1. Политико-правовые идеи И. Канта.

2. Учение о праве и государстве Г.В.Ф. Гегеля.

3. Историческая школа права в Германии. Взгляды Г. Гуго, К. Савиньи и Г. Пухта о происхождении и формах права.

4. Французский либерализм. Государственно-правовые взгляды Б. Констана.

5. Теоретические и практические аспекты демократии А.Токвиля.

6. Политические и правовые воззрения И. Бентама.

7. Немецкий либерализм. Политические и правовые воззрения В.Гумбольдта.

8. Теория «правового» государства. Л. фон Штейн

9. Позитивистская теория О. Конта.

10. Политико-правовые идеи анархизма (П.Ж. Прудон, М.Штирнер).

Вопросы для самоконтроля:

1. Сравните взгляды Канта и Гегеля в области международного права.

Выполнение разноуровневых заданий:

1) Определите взаимосвязь ключевых положений следующего суждения:

«В деле судопроизводства должно быть признано ложным такое правило, которое стремится поставить решение судьи в противоречие с законом, которое вынуждает судью приговаривать против своего внутреннего убеждения, жертвовать сущностью для формы, судить как законник, то есть иначе нежели он судил бы, будучи частным лицом». (И. Бентам «О судебных доказательствах).  

Вместе с тем:

Определите взаимосвязь внутреннего убеждения судьи и закона.

Какие цели судопроизводства выделил И. Бентам?

Какие правила судопроизводства являются «не хорошими», по мнению И. Бентама?

Растолкуйте понятие «внутреннее убеждение судьи».

Как вы понимаете «справедливость» судебного решения?

2) Определите взаимную связь и взаимную зависимость ключевых положений следующего суждения:

О. Конт считал, что политической реформе должна предшествовать теоретическая «реформа»: создание новой науки — позитивной философии. Эта наука есть «систематизация всего человеческого мышления», «система позитивных теорий по всем отраслям наших реальных знаний». Позитивная философия позволит государственным деятелям установить окончательный, правильный и прочный порядок: «Политика должна теперь подняться на уровень наук, основанных на наблюдении».

Вместе с тем:

Раскройте суть позитивной философии.

Какие науки составляют позитивную философию?

Раскройте взаимосвязь между позитивной философией и переходом к социократии.

Раскройте взаимосвязь между теорией и практикой в сфере государствоведения.

Зависит ли политика от науки?

3) Основой демократии, по мнению А. Токвиля, является принцип равенства. Он писал, что самым сильным чувством американцев является любовь к равенству. «Они жаждут равенства в свободе, и, если она им не доступна, они хотят равенства хотя бы в рабстве. Они вынесут бедность, порабощение, разгул варварства, но не потерпят аристократии».

Вместе с тем:

Согласны вы с утверждением А. де Токвиля, что основой демократии, является принцип равенства?

Как вы понимаете «равенство в рабстве»?

Как вы понимаете «равенство в свободе»?

Является ли характерным для современности «равенство в рабстве» и «равенство в свободе»?

Какое из социальных чувств является характерным для народа современной России?

Тестирование.

Источники

1. Введение в основания нравственности и законодательства / И. Бентам. М.: РОССПЭН, 1998. 415 с.

2. Констан Б. Принципы политики, пригодные для всякого правления//Французский классический либерализм. М: РОССПЭН, 2000. 592 с.

3. Милль Д.С. Рассуждения о представительном правлении / Пер. с англ. Челябинск: Социум, 2006. 384 с.

4. О судебных доказательствах: Трактат Иеремии Бентама / По изд. Дюмана, пер. с фр. И. Гороновичем. Киев: тип. М. П. Фрица, 1876. 421 с.

5. О судоустройстве / Соч. Бентама; По фр. изд. Дюмона изл. А. Книрим. СПб.: тип. Правительствующего сената, 1860. [2], 222, [3] с.

6. Тактика законодательных собраний / Бентам; Пер. М. К. СПб.: Л. А. Волихов, 1907. 186, [2] с.

7. де Токвиль А. Демократия в Америке. М., Прогресс, 1992.

Литература

1. Лабулэ Э. Политические идеи Бенжамена Констана. М., 1905

2. Либерализм Запада XVII-ХХ вв. / Под ред. Согрина В. В. и др. М., 1995.

3. Французский либерализм в прошлом и настоящем / ред. В. П. Смирнова. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2001. 224 с.

Семинар № 4

Тема 9. Политико-правовые учения в России в XI – XVII вв. (2 часа)

План

1. Общая характеристика политико-правовой мысли Древней Руси.

2. «Слово о Законе и Благодати» митрополита Иллариона – первый политический трактат. Соотношение Закона и Благодати.

3. «Поучение Владимира Мономаха».

4. Даниил Заточника и его политико-правовые идеи.

5. Политико-правовые идеи «нестяжательства» (Нил Сорский, Вассиан Косой, Максим Грек). Их полемика с иосифлянами.

6. Теория царской власти Ивана Грозного. Политические идеи Ивана Курбского.

7. Политическая программа И.С. Пересветова.

Рефераты:

1. Концепция монаха Филофея «Москва – третий Рим».

2. Политико-правовые взгляды Ивана Тимофеева. «Временник».

Источники

1. Гумплович Л. Общее учение о государстве. – СПб., 1910. - 516 с.

2. Иеринг Р. Борьба за право. М., 1991.

3. Иеринг Р. Интерес и право / Пер.: А. Борзенко. - Ярославль: Тип. Губ. зем. управы, 1880. - 300 с.

4. Иеринг Р. Историко-общественные основы этики. – СПб.: Типография Брауде, 1896. 32 с.

5. Иеринг Р. Цель в праве. – СПб.: Изд. Н.В. Муравьева, 1881. 425 с.

6. Иеринг Р. Юриспруденция обыденной жизни. – М.: Тип. А.И. Мамонтова и Ко, 1881, 77с.

7. Конт О. Дух позитивной философии: Слово о положительном мышлении. Пер. с фр. Изд. 2-е. М., 2011.

8. Конт О. Общий обзор позитивизма. / Перевод с французского И. А. Шапиро. Под ред. Э.Л. Радлова. Изд. 2-е. М., 2011.

9. Ницше Ф. Воля к власти. – С.-Пб, 2013.

10. Ницше Ф. Так говорил Заратустра. Книга для всех и ни для кого. – М.: Институт философии РАН, 2004. - 391 с.

11. Спенсер Г. Опыты научные, политические и философские. Минск, 1998.

12. Спенсер Г. Синтетическая философия. Киев, 1997.

Литература

1. Виндельбанд В. От Канта до Ницше. М., 1998.

2. Карлун В. Ницше и современная западная мысль: сборник статей. – СПб.; М., 2003. — 592 с.

3. Кечекьян С.Ф. Социологические взгляды Огюста Конта // Сов. государство и право. 1957. № 12.

4. Ковалевский М.М. Современные социологи. – Изд. 4-е. – М.: Книжный дом «Либроком», 2013. – XVI + 414 с.

5. Левит К. От Гегеля к Ницше. Революционный перелом в мышлении XIX века. – СПб: Владимир Даль, 2002. — 670 с.

6. Милль Д. С. Огюст Конт и позитивизм / Перевод с английского И.И. Спиридонова. – Изд. 4-е. – М., 2011.

7. Осипова Е.В. Огюст Конт и возникновение позитивистской социологии // История буржуазной социологии XIX — начала XX века / Под ред. И.С. Кона. М., 1979.

 

Семинар № 5

Тема 11. Политические и правовые учения в России в XIX в. (2 часа)

План

1. Идеи о государстве и праве М. М. Сперанского.

2. Политические и правовые взгляды Н. М. Карамзина. Охранительная идеология.

3. Политико-правовые идеи декабристов.

4. Политико-правовая идеология западничества.

5. Идеи русского социализма. А.И. Герцен и его взгляды на государство: происхождение, цели и задачи. Критика самодержавия и крепостничества. Социально-политический идеал Н.Г. Чернышевского.

6. Анархизм М.А. Бакунина. Идеи всемирной революции. П.А. Кропоткин. Социальная революция. 

7. «Охранительный либерализм» Б. Н. Чичерина.

8. Политико-правовые взгляды Н.М. Коркунова. Идеи о государстве и праве М. М. Ковалевского.

9. Политико-правовая идеология К.П. Победоносцева.

10. Социальный позитивизм С.А. Муромцева. Право как порядок общественных отношений. Суд – творец права.

11. Зарождение марксизма в России. Взгляды на государство и право Г.В. Плеханова. Государственно-правовая идеология В.И. Ленина.

12. Теория юридического позитивизма Г.Ф. Шершеневича.

Подготовиться к диспуту:

- «охранительная идеология Н. М. Карамзина против государственных преобразований М. М. Сперанского»;

- «православие, самодержавие, народность» против идеологии западничества.

Или

Семинар проводится в форме деловой игры «Либералы против консерваторов и радикалов».

Цель: показать сходство и принципиальное отличие мировоззренческих позиций, лежащих в основе консервативной, либеральной и радикальной идеологий.

Группа делится на команды либералов, консерваторов и радикалов.

У каждой команды свои цели и аргументы.

Механизм игры: каждой команде дается на ход 15 мин; каждое действие – аргументированное высказывание своей позиции. Студенты из других команд могут задавать выступающему вопросы, делать критические замечания, вступать в дискуссию. 

Группе либералов необходимо тщательно изучить политико-правовые взгляды Б.Н.Чичерина, С.А. Муромцева, Н.М. Коркунова, М.М. Ковалевского.

Консерваторы должны изучить и представить взгляды К.П. Победоносцева, Н.Я. Данилевского, К.Н. Леонтьева.

Радикалы представляют позиции А.И. Герцена, Н.Г.Чернышевского, М.А.Бакунина, П.А.Кропоткина.

Команды должны представить взгляды по следующим вопросам:

- сущность и роль государства;

- власть, ее сущность, источники и пределы;

- взаимоотношения личности и государства;

- пути развития России (отношение к реформам, что предлагали и как этого достичь);

- право и закон.

 

 

Источники

1. Карамзин Н.М. Записка о древней и новой России в ее политическом и гражданском отношениях. / Публ. Ю. Пивоварова. М., 1991.

2. Муравьев Н.М. Проекты Конституций // Восстание декабристов: Материалы. М., 1., 1925. Т. 1.

3. Пестель П.И. Русская Правда. Конституция Государственный завет // Восстание декабристов: Документы. – Т. VII. – М., 1958.

4. Сперанский М.М. Проекты и записки /Публ. С. Валка. М., 1961.

5. Чаадаев П.Я. Полное собрание сочинений и избранные письма: В 2-х т. – М., 1991.

6. Исаев И.А., Золотухина Н.М. История политических и правовых учений России: Хрестоматия. М., 2003.

7. Бакунин М.А. Избранные сочинения. М., 1992.

8. История русской правовой мысли. Биографии. Документы. Публикации. М., 1998.

9. Ленин В.И. О государстве // Полн. собр. соч. Изд. 5-е. М., 1978. Т. 39.

10. Ленин В.И. О диктатуре пролетариата // Полн. собр. соч. Изд. 5-е. М., 1978. Т.39.

11. Победоносцев К.П. Вопросы жизни // Победоносцев К.П. Сочинения. СПб.: Наука, 1996.

12. Победоносцев К.П. Записки по законоведению: Курс лекций. 1885-1888 гг. / Публ. и комментарии Е.В.Тимошиной // Правоведение. СПб., 1997.

13. Победоносцев К.П. Приветствие старого воспитателя великому князю в день его совершеннолетия // Победоносцев К.П. Сочинения. СПб.: Наука, 1996.

14. Чичерин Б.Н. Избранные труды. Изд. подгот. А.В. Поляков, Е.В. Тимошина. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 1998.

15. Чичерин Б.Н. Собственность и государство. М.: РОССПЭН, 2011.

Литература

1. Гусев В.А. Русский консерватизм: основные направления и этапы развития. Тверь, 2001.

2. Емельянов Б.В. Борис Чичерин: Интеллектуальная биография и политическая философия. Екатеринбур: Изд-во Урал. ун-та, 2003.

3. Желдыбина Т.А. Влияние идей Г.Ф. Шершеневича на политический процесс в современной России // Политический процесс в условиях подготовки к избирательным кампаниям 2007-2008 гг. в Российской Федерации. Казань: Изд-во «Слово», 2007.

4. Желдыбина, Т. А. Государственно-правовые взгляды Г. Ф. Шершеневича [Электронный ресурс] / Т. А. Желдыбина. – Саратов: ГОУ ВПО Саратовская гос. академия права, 2007. – 181 с. – Режим доступа: http://www.znanium.com/

5. Захаров А.В. Государственно-правовые воззрения Б.Н. Чичерина. Тамбов: Изд-во ТГУ, 2004.

6. Зорькин В. Д. Чичерин / Отв. ред. П. С. Грацианский. М., 1984.

7. Зорькин В.Д. Позитивистская теория права в России. М., 1978.

8. Исаев И.А. Политико-правовая утопия в России. Конец XIX – нач. XX вв. М., 1991.

9. Искра Л.М. Борис Николаевич Чичерин о пореформенном развитии России, капитализме, социализме. Воронеж, 1999.

10. Куприц Н.Я. Из истории государственно-правовой мысли дореволюционной России (ХІХ в.). М., 1980.

11. Лотман Ю.М. Сотворение Карамзина. М., 1978.

12. Рубаник С.А. Государственно-правовые воззрения П.И. Пестеля и Н.М. Муравьёва. М., 2009.

13. Семенова А.В. Временное революционное правительство в планах декабристов. М., 1992.

14. Леонтович В.В. История либерализма в России. 1762-1914. М., 1995.

15. Миронов Е.В. Проблемы государства и конституции в политической теории Б.Н. Чичерина. Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2005.

16. Осипов И.Д. Философия русского либерализма (XIX – нач. XX вв.). СПб., 1996.

17. Савицкий П.Н. Избранное. / Сост., автор вступ. ст. Е.Л.Петренко; авторы коммент. М.И.Иванов, Т.В.Иванова, А. Л. Петренко]. – М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2010. – 776 с.

 

2. Учебно-методические рекомендации по выполнению различных форм самостоятельной работы

 

Общие положения

Самостоятельная работа является одним из основных видов деятельности студентов. Цель самостоятельной работы студентов заключается в овладении необходимыми знаниями, профессиональными умениями и навыками. Самостоятельная работа студентов способствует развитию ответственности и организованности, способствует формированию у студентов общекультурных и профессиональных компетенций, необходимых и достаточных для осуществления правотворческой, правоприменительной, экспертно-консультационной, организационно-управленческой и научно-исследовательской деятельности.

Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется студентом инициативно или по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Основными видами внеаудиторной самостоятельной работы студентов являются:

- чтение учебников и учебных пособий, источников, а также дополнительной литературы по изучаемой теме;

- конспектирование данного текста;

- работа со словарями и справочниками;

- работа со справочно-правовыми системами и ресурсами сети интернет;

- составление плана и тезисов ответа на вопросы семинара;

- выполнение контрольной работы;

- поиск (подбор) и обзор литературы и источников информации по теме занятия или индивидуально заданной проблеме курса;

- написание рефератов и эссе по изучаемой тематике, подготовка презентаций;

- участие в круглых столах, научно-практических конференциях;

- подготовка к сдаче зачета.

В качестве контроля самостоятельной работы могут использоваться следующие формы:

- индивидуальные беседы и консультации с преподавателем;

- проверка рефератов и эссе;

- тестирование;

- проведение групповых письменных контрольных работ с их проверкой.

- проверка конспектов источников, монографий и статей.

 

Учебно-методические рекомендации по изучению обучающимися вопросов, выносимых на самостоятельное изучение.

1) Самостоятельную работу следует начать с подбора необходимой литературы. Если на самостоятельное изучение выносятся отдельные темы дисциплины, то необходимо начать с изучения содержания программы, предусмотренной учебно-методическим комплексом. Далее необходимо изучить соответствующий раздел учебника, а затем приступить к изучению первоисточников. Рекомендуется составлять краткий конспект по вопросам, выносимым на самостоятельное изучение. В некоторых случаях целесообразно составлять схемы. Без конспектирования студенту сложно будет структурировать и запомнить объемный материал. К написанию конспекта необходимо подойти творчески, излагать содержание своими словами. Если возникают трудности с пониманием того или иного положения и студент не может самостоятельно разобраться, обратившись к иным источникам, то следует записать вопрос и обратиться за консультацией к преподавателю. При этом следует помнить, что учебник или учебное пособие предполагают краткое изложение материала, некоторые темы могут вообще отсутствовать в них. Поэтому для более полного понимания необходимо обращаться к дополнительной учебной и научной литературе. Если встречаются неизвестные студенту определения и понятия, то необходимо обратиться к словарям и энциклопедиям. При написании учебного конспекта обязательно указывать все прорабатываемые источники с указанием автора, названия, даты и места издания, а также с указанием использованных страниц.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 146; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.171.20 (0.061 с.)