Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Пола в разновозрастных классах
Примечание, Чем ближе к единице величина коэффициента сплоченности, тем выше сплоченность класса. Эти данные свидетельствуют о том, что девочки, придя в школу, быстрее устанавливают контакты друг с другом, чем мальчики, но эти контакты у них менее прочные и легко разрушаются в средних и старших классах. Отсутствие контактов между мальчиками и девочками приводит к тому, что общая сплоченность в 1-8-х классах практически нулевая (от — 0,09 до 0,16) и только в 9-10-х классах увеличивается до 0,27-0,59. Эмпатия больше развита у девочек, чем у мальчиков. Однако формы эмпатпичного поведения — сопереживание и сочувствие -- по-разному проявляются у детей разного пола. Сопереживание взрослым и животным чаще наблюдалось у мальчиков, а сочувствие — у девочек. По отношению же к сверстникам все оказалось наоборот: сопереживание чаще выражалось девочками, а сочувствие — мальчиками. В целом же и те и другие чаще сочувствовали, чем сопереживали. Конфликтные отношения между собой мальчики выясняют посредством силы, отвергая более слабого. Конфликтные ситуации между девочками решаются на эмоциональном уровне, в спорах, бойкотировании. Они чаще «наговаривают» друг на друга. Среди девочек распространены нежные прозвища, тогда как мальчики за основу кличек берут физические особенности или фамилии. В настоящее время в связи с массовой миграцией людей из одной страны или республики в другие остро встает вопрос о межнациональных отношениях. Касается он и общения детей. Выявлено, что у юношей больше, чем у девушек, выражены этноэгоизм, этноизоля-ционизм и национальный фанатизм. Это значит, что девушки более толерантно относятся к другим этническим группам: у них менее выражены неприятие к другим народам, стремление обособиться на своей национальной территории, чувство превосходства своего народа над другим. 534 Часть третья. Педагогическая психология Глава 30. Учебно-воспитательная деятельность и пол учашихся 535
Лидерство. Девочки по сравнению с мальчиками не стремятся к лидерству, потому что более боязливы и застенчивы, не уверены в своих силах, более конформны, легче подвергаются фрустрациям.
Агрессивность. О ней уже шла речь в главе о конфликтах. Здесь еще раз подчеркиваются половые различия в ее проявлении, которые обнаруживаются уже с дошкольного возраста. У мальчиков больше выражены враждебность, конфликтность. У девочек же этого возраста больше выражены тревожность и незащищенность. Склонность к агрессии (агрессивность, конфликтность) во всех возрастных группах школьников выше у лиц мужского пола по сравнению с лицами женского пола. Наблюдается два пика повышения агрессивности: у мальчиков в возрасте 12 и 14-15 лет, у девочек — в 11 и 13 лет. Образы мальчиков и девочек в сознании педагогов Негативные характеристики приписываются мальчикам значительно чаще, чем девочкам. Мальчики, как правило, выглядят в глазах учителей неряшливыми, молчаливыми, возбудимыми, упрямыми, нетерпеливыми; считается, что у них излишне высокое самомнение. Девочки же более старательные, застенчивые, ловкие, боязливые, нерешительные; они больше, чем мальчики, владеют собой. В одном исследовании воспитательниц детского сада попросили отметить в списке их воспитанников ребят, обладающих наименьшим количеством негативных качеств, и поставить их на более высокие места. В этом списке все первые места заняли девочки. В школе большинство учительниц первые места отдали девочкам, а последние — мальчикам. Неудивительно, что девочки чаще запоминаются учителями на долгие годы как самые хорошие учащиеся, а мальчики — как самые плохие. Субъективность таких оценок очевидна, так как психолог, оценивая тех же детей, не дал явных предпочтений ни мальчикам, ни девочкам. В сознании педагогов тендерные установки выражены больше, чем в сознании детей. Так, образы «абстрактных» детей разного пола в сознании одного и того же учителя имеют больше различий между собой, чем образы реальных мальчиков и девочек. Отмечены существенные различия между педагогами и студентами педагогического вуза в том, как они представляют «абстрактных» мальчиков и девочек. При оценке негативных качеств суждения учителей более близки к тому, как мальчики отражают самих себя, суждения студентов — к тому, как отражают себя девочки.
Различие интересов мальчиков и девочек к учебным предметам В характере познавательных интересов мальчиков и девочек также существуют значительные различия: девочкам присущ интерес к предметам гуманитарного цикла, а мальчикам — естественно-научного. У юношей первое место занимает устойчивый интерес к математике, второе — к физике и третье — к истории. Девушки тоже предпочитают математику, затем (по убывающей) литературу, химию и физику. При этом есть различия между городскими и сельскими школьницами. У сельских школьниц на первом месте стоит литература, на втором — химия и лишь затем математика. Из предметов, которые не нравятся юношам, на первых местах находятся иностранный язык, астрономия, обществоведение, а у девушек — физика, география, астрономия, обществоведение. Юноши чаще, чем девушки, называют программирование любимым предметом. Очевидно, что интерес к разным учебным предметам у мальчиков и девочек разный в силу их природных различий в направленности на восприятие и познание окружающего мира. Вербальные компоненты познавательных процессов больше выражены у мальчиков, а образные — у девочек. Это значит, что среди мальчиков больше лиц с преобладанием второй сигнальной системы, а среди девушек — с преобладанием первой сигнальной системы. Естественно, это не может не отразиться как на интересе к различным предметам, так и на успеваемости по ним (табл. 30.5). В этой таблице обращают на себя внимание различия между мальчиками и девочками, у которых отсутствует преобладание одной из сигнальных систем. У девочек явно выражена склонность к изучению литературы и языков, а у мальчиков — к точным дисциплинам (математике, физике и химии), а также к труду, физкультуре, истории, географии и биологии. 536 Часть третья. Педагогическая психология Глава 30. Учебно-воспитательная деятельность и пол учашихся 537
Таблииа 30.5
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 69; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.137.243 (0.008 с.) |