Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Средний балл выраженности учебных интересов по группам
(по данным Л. П. Барама)
Способности и учебная успеваемость школьников разного пола Внимание. При выполнении заданий на внимание девочки ориентируются на быстроту, а мальчики — на точность работы. Это значит, что девочки выполняют эти задания (например, просматривают текст на выявление опечаток) быстрее, а мальчики — точнее. Вербальные способности. Девочки в младенчестве начинают говорить на 2-4 месяца раньше мальчиков. В 18 месяцев девочки знают приблизительно 50 слов, мальчики же приобретают такой же запас слов лишь к 22 месяцам. В детском возрасте выявлены различия между мальчиками и девочками (в пользу последних) в словарном запасе, речевой активности и ясности речи. Девочки используют предложения раньше мальчиков и проявляют тенденцию к более длинным и зрелым по своей структуре предложениям. Они быстрее продвигаются в обучении чтению. Артикуляционные способности девочек в 1-м классе сравнимы с такими же способностями мальчиков 2-го класса. В подростковом возрасте также было отмечено преобладание языко- вых показателей девушек в артикуляции, т. е. более четкое произношение ими звуков, однако оно уже не было значительным. В одном исследовании языкового развития учащихся попросили написать сочинение на заданную тему, интересующую оба пола. Написанные за одно и то же время сочинения мальчиков оказались короче, количество использованных ими слов составило в среднем 83-86% от слов, использованных девочками. Девочки лучше выполняют такие задания, как завершение предложений и рассказов, у них больше скорость чтения. В речи мальчиков преобладают слова, передающие действия, тогда как девочки более склонны к использованию предметно-оценочных слов. Та сторона речи, которая связана с поиском — нахождение словесных ассоциаций, решение кроссвордов, — лучше представлена у мальчиков.
Нарушения речи чаще наблюдаются у мальчиков. Соотношение мужского и женского заикания колеблется от 2: 1 до 10:1. Среди неспособных к чтению мальчики составляют от 60 до 100%. Интеллект. Среди дошкольников, школьников младших и средних классов с высоким интеллектом больше девочек, а среди школьников с низким интеллектом больше мальчиков. Однако это может объясняться тем, что морфологическое созревание головного мозга у девочек происходит быстрее, и поэтому девочки опережают мальчиков в возрастном развитии на 1,5-2 года. Правда, в 11-14 лет девочки останавливаются в своем прогрессе и даже «возвращаются назад». В возрасте 15 лет преимущество в интеллекте имеют уже мальчики (рис. 30.3). Несмотря на такую инверсию, считается, что у девочек лучше развит вербальный интеллект, а у мальчиков — невербальный. Поэтому выполнение интеллектуальных тестов, в значительной степени зависящих от пространственных, а не вербальных способностей, лучше осуществляется тоже мальчиками. Американские психологи установили, что половые различия в успешности выполнения задач на пространственное мышление существуют у детей еще до полового созревания. Если детей 6 лет попросить сконструировать трехмерную модель школьной комнаты, то мальчики с этим заданием справятся лучше, чем девочки. Мальчики в 8-9 лет лучше ориентируются в пространстве. Объяснение этим различиям можно найти в исследованиях физиологов, которые показали, что у мальчиков специализация правого полушария мозга в отношении пространственных функций имеется уже в шесть лет, тогда как у девочек ее нет даже к тринадцати. 538 Часть третья. Педагогическая психология Глава 30. Учебно-воспитательная деятельность и пол учащихся 539
12
10 О) ГС
3 < |Я ii
О) U Q. О) CD Т
го
5-6,5 7-8,5 9-10 15-17 Возраст, лет Рис. 30.3. Время решения логической задачи испытуемыми разного пола Различия в пространственных способностях обусловливают, очевидно, и тот факт, что девочки в своих играх чаще опираются на ближнее зрение: они раскладывают перед собой вещи, с которыми играют, на ограниченном пространстве; девочкам достаточно маленького уголка. Напротив, игры мальчиков чаще опираются на дальнее зрение: они используют в своих играх и забавах все предоставленное им пространство. Если пространство мало в горизонтальной плоски, они осваивают вертикальную: лазают по лестницам, забираются на деревья и т. д. Рисуя план окрестностей своего дома, мальчики отражают большее пространство, умещают на рисунке больше улиц, домов, дворов.
Абстрактное мышление и математические способности. У мальчиков и девочек начальной школы различий в эффективности осуществления математических операций либо совсем нет, либо различия выявляются в пользу девочек Существенные и устойчивые различия между мальчиками и девочками в математических способностях не обнаруживается до подросткового (11-12 лет) возраста. Правда, получаемые результаты существенно зависели от дававшихся младшим школьникам заданий. В тестах на вычисление различий либо не было, либо преимущество имели девочки. В арифметических задачах и тестах числового мышления было выявлено устойчивое превосходство мальчиков. Память. Девочки лучше запоминают цифры, буквы, слова и фигуры. Однако многое зависит от того, что интересует мальчиков и де- вочек. Так, если для запоминания давать в одних случаях описание каких-либо технических процессов, а в других — описание меха зверей, то окажется, что информацию о физических, химических или механических характеристиках лучше запоминают мальчики, а принадлежности туалета быстрее и прочнее запечатлеваются в памяти девочек. Определение успешности выполнения различных интеллектуальных тестов (стандартизированных тестов достижений) показало, что мальчики начальной школы получали значительно более высокие баллы в заданиях, относящихся к естественным и общественным наукам и к математическому мышлению, девочки — в орфографии, употреблении языка (это согласуется с лучшей выраженностью вербальных способностей у лиц женского пола) и в арифметических вычислениях. Кроме того, девочки обнаруживают более высокую скорость восприятия информации, а мальчики отличаются лучшим пространственным воображением. В то же время уровень общего и невербального интеллекта даже среди одаренных детей выше у мальчиков, чем у девочек. Вопрос о соотношении школьной успеваемости и пола изучался многими учеными. Хотя результаты изучения этого вопроса у разных ученых расходятся, все же заметна тенденция, что среди девочек хорошо успевающие встречаются чаще. Наоборот, неуспеваемость отмечается чаще у мальчиков, чем у девочек. Так, по данным исследователей многих стран среди неуспевающих 75% составляют мальчики. Наиболее заметны эти различия в младших классах и особенно по письму (русскому/родному языку). Сочинения девочки пишут лучше, у них больше связности и описательное™, больше внимания уделяется деталям, хотя по фантазии они не превосходят мальчиков. Одной из причин этого является присущая в большей степени девочкам аккуратность и тщательность. Кроме того, среди подготовленных к школе детей девочек больше, чем мальчиков. Это, тоже может оказывать влияние на появление различий в успеваемости между мальчиками и девочками на первых ступенях обучения. Ведь по существу в одном классе сидят дети разного психологического возраста: в среднем мальчики по темпам развития моложе девочек на 1-1,5 года. Вследствие этого у девочек начальных классов лучше развиты лингвистические способности, играющие важную роль в обучении. Они имеют превосходство в почерке (за счет большей ручной ловкости), пишут аккуратно, что может влиять на оценку письменных работ. Нельзя не учитывать влияния на школьные отметки большей дисци-
540 Часть третья. Педагогическая психология Глава 30. Учебно-воспитательная деятельность и пол учащихся 541
плинированности, усидчивости и прилежания девочек (они больше, чем юноши, тратят времени на учебу; особенно заметны различия при выполнении самостоятельных заданий), что, во-первых, производит благоприятное впечатление на учителей и, во-вторых, способствует лучшему усвоению учебного материала. Наконец, в начальных классах преподают женщины, поэтому девочкам легче идентифицировать себя с ними. Не исключено, что методы преподавания учителей-женщин больше соответствуют потребностям девочек, чем мальчиков. Все это создает более сильную мотивацию учения у девочек по сравнению с мальчиками. Снижение успеваемости девочек в ранней юности объясняется тем, что внешняя привлекательность и соответствие общепринятым тендерным стандартам оказываются для них важнее, чем хорошие отметки в школе. Однако среднегодовой балл успеваемости все равно выше у девушек, чем у юношей. Лучшая успеваемость представительниц женского пола в старших классах обусловлена, скорее всего, их более ответственным отношением к учебе, но в то же время это сопровождается их большей психической напряженностью. Это объясняет тот факт, что к концу учебного года состояние у девочек гораздо хуже, чем у мальчиков (табл. 30.6). Таблица 30.6 Динамика психоэмоциональногСсостояния у старшеклассников в течение учебного года, % (по данным исследования А. Н. Горшковой)
Выявлено, однако, что преимущество в успеваемости девочек проявляется в том случае, если учащиеся находятся на низших ступенях обучения и предлагаемые им задания просты, не вызывают напряжения. При более сложных арифметических заданиях преимущество имеют уже мальчики.
Кроме того, говоря о разнице в математических способностях учащихся разного пола, не следует забывать, что разные разделы математики требуют разных способностей. В старших классах девочки лучше справляются с алгеброй (оперирование с буквенными символами), а мальчики — с геометрией (оперирование с пространством). Некоторые авторы объясняют лучшую успеваемость мальчиков по математике тем, что математика и точные науки считаются в большей степени мужскими дисциплинами, поэтому даже учителя пребывают в уверенности, что мальчики более способны к математике, чем девочки, и поэтому уделяют им больше внимания при преподавании этого предмета. Лучшая успеваемость девочек, обусловленная большим их прилежанием и женским стилем обучения, создает не одинаковые условия при отборе учащихся обоего пола для дальнейшего обучения в старших классах. Ведь школьная администрация не очень охотно идет на перевод в эти классы школьников с невысокими отметками. Практика же показывает, что половина талантов во время обучения в школе были троечниками. Профессиональное самоопределение школьников разного пола Задатки к будущим половым различиям в профессиональной направленности заметны уже на ранних этапах развития детей. Даже в возрасте 24 недель, когда влияние среды еще едва заметно, у девочек гораздо выше интерес к фотографиям человеческого лица, чем к предметам. Мальчики же этого возраста проявляют больший интерес к геометрическим фигурам, чем к лицу. В возрасте 1,5-2 лет отчетливо проявляется большая склонность мальчиков к преобразующей деятельности, тогда как девочки предпочитают проявлять активность в установленных рамках. Мальчики этого возраста стремятся к анализу внутренних механизмов и смысла явлений и обстоятельств, а девочки обращают внимание на качество и полезность объектов. Это проявляется и в школьные годы, когда активность мальчиков в разных мероприятиях зависит от уяснения ими их смысла и значения, в то время как девочкам достаточным оказывается внушенное или внешне заданное значение вещей. Девочки любят рисовать цветы, женские образы из сказок, отображают сферу семьи и быта, мальчики — военную технику, космос, персонажей компьютерных игр. В трудовой деятельности девочкам (55%) интересен хозяйственно-бытовой труд, шитье; мальчики же предпочитают работу с деревом, конструктивную деятельность. 542 Часть третья. Педагогическая психология Глава 30. Учебно-воспитательная деятельность и пол учашихся 543
В ручном труде мальчики более решительны и настойчивы в достижении цели. Они предпочитают работать с более крупными инструментами, в то время как девочки — с миниатюрными. Девочки более аккуратны, амплитуда трудовых движений у них меньше. Неудивительно, что эти и другие половые различия учащихся оказывают существенное влияние на профессиональное самоопределение и общее перспективное планирование жизни. Юноши стремятся к работе, позволяющей получить власть, выгоду и независимость, они отдают предпочтение профессиям, связанным с техникой, предпринимательством, наукой. Девушки более всего ценят работу в сфере обслуживания либо работу, дающую интересный опыт. Кроме того, у них больше выражен интерес к искусству.
Однако это вовсе не значит, что девушки не интересуются профессиями, которые общественное мнение относит к «мужским». Очень многие девушки выбирают инженерные профессии или идут учиться в университет МВД. Связь тендерных установок с выбором профессии скорее постулируется, чем доказывается. Необходимо учитывать такие факторы, как оплата труда в той или иной профессии (что имеет значение для мужчин как кормильцев семьи), наличие в данной местности тех или иных профессиональных учебных заведений и промышленности и т. д. Несмотря на известное влияние тендера на формирование профессиональной направленности, его роль не следует абсолютизировать. У юношей профессиональное самоопределение формируется в русле общей жизненной перспективы и органически входит в него. На их профессиональное самоопределение влияют факторы дальней перспективы: чем более определены планы на дальнейшую жизнь, тем выше уровень сформированное™ профессионального плана и степень уверенности в правильности профессионального выбора. У девушек жизненное и профессиональное самоопределение не связаны между собой, для них характерна большая эмоциональность и ситуативность самоопределения, менее целостное мировоззрение. Ближайшие планы девушек определяются в основном познавательными интересами и уровнем эмоциональной возбудимости. У юношей на планирование ближайшей перспективы большое влияние оказывают интеллектуальные показатели (комбинаторное мышление, общий уровень интеллекта) и уровень самоконтроля. В профессиональном самоопределении девушки опережают юношей, так как среди определившихся с выбором профессии девушек больше, чем юношей. Все вышеуказанные различия между учащимися мужского и женского пола требуют корректировки, при этом необходимо учитывать факт, что помимо биологического пола имеется еще и психологический пол, который выражается либо в маскулинности, либо в феми-нинности, либо в андрогининности лиц обоего пола. Маскулинность выражается в подчеркнутости особенностей личности и поведения, характерных по общему мнению для мужчин. Фемининность — это женский тип личности и поведения, андрогининность — промежуточный тип, которому присущи как мужские, так и женские черты. Отмеченные выше различия резко проявляются между маскулинными мужчинами и фемининными женщинами, в то время как между фемининными мужчинами (женоподобными мужчинами) и маскулинными женщинами (мужеподобными женщинами), а также анд-рогининными мужчинами и женщинами эти различия сглажены или вообще отсутствуют. Существуют ли психологические основания для раздельного обучения? До сих пор в мире существуют две модели организации школьного обучения: американская, в которой обучение мальчиков и девочек осуществляется совместно, и европейская, где для мальчиков и девочек существуют раздельные школы. В нашей стране эти системы периодически сменяют друг друга. До революции обучение было раздельным, после нее — совместным. После Великой Отечественной войны школы опять стали раздельными, затем снова вернулись к совместному обучению. В настоящее время в третий раз в некоторых гимназиях вводится раздельное обучение. Каждая из этих моделей поддерживается своей идеологией. Так, считается, что в школах совместного обучения между мальчиками и девочками устанавливаются товарищеские, дружеские и равноправные отношения. Полагают, что в результате общения мальчики будут «обогащаться» положительными качествами девочек (сдержанность, деликатность) за счет их смягчающего и возвышающего влияния, научатся уважать женщин, а девочки под влиянием общения с мальчиками освободятся от излишней робости, станут менее легкомысленными, более резвыми. Если же мальчики и девочки будут воспитываться и обучаться раздельно, то это помешает в будущем созданию семьи. 544 Часть третья. Педагогическая психология Глава 30. Учебно-воспитательная деятельность и пол учащихся 545
Споры о достоинствах и недостатках совместного или раздельного обучения мальчиков и девочек продолжаются до сих пор. В школах совместного обучения девочки реже выбирают для углубленного изучения математику и естественные науки. В то же время в школах раздельного обучения естественные науки выбираются многими девочками. Это рассматривается как доказательство тендерных влияний (установок общества) на интересы к тем или иным учебным дисциплинам, что приводит к снижению желания серьезно учиться у многих учениц школ с совместным обучением. Однако давление противоположного пола испытывают и мальчики, особенно в младшем возрасте, в связи с опережающим развитием девочек. В одном из экспериментов, проведенном в детском саду, мальчики и девочки воспитывались раздельно. Для девочек ничего не изменилось, а мальчики после некоторого трудного периода адаптации вдруг удивительно раскрылись, начали бурно развиваться, так что воспитатели их просто не узнавали. Если девочки иногда забегали к мальчикам поинтересоваться, как те живут, то мальчикам девочки были совсем не нужны. Эти несколько наивные ожидания и опасения явно уступают по весу отрицательным сторонам совместного обучения. В определенный возрастной период «слабый» пол становится явно сильнее «сильного» пола, поскольку девочки,.как уже говорилось, на год-полтора опережают в развитии мальчиков. Более раннее половое созревание девочек приводит к явному рассогласованию их психологических установок и ожиданий с установками мальчиков. Девочки хотят, чтобы к ним относились уже не как к бесполым существам, у мальчиков же эти пожелания и требования не находят понимания и соответствующего ответа, так как они остаются в половом отношении физиологически инфантильными, хотя формально и признают половую дифференциацию и специфику взаимоотношений между полами. Больше того, у мальчиков в этом возрасте появляется тенденция не только к избеганию общения с девочками, но и к полному с ними размежеванию. Бесспорным остается факт, что исчезает романтическая любовь, а вместе с ней — и глубина чувств. С утратой идеализированного образа исчезают и ориентиры для самосовершенствования любящих друг друга юношей и девушек. Исчезает женственность. Неслучайно современные девушки и юноши называют желательными у женщин такие традиционно мужские качества, как мужественность, независимость, уверенность в себе, целеустремленность, которые доминируют над чисто женскими качествами. У старших подростков явно преобладают силовые, грубые формы взаимодействия, причем девушки'успеш-но используют именно «мужские» средства. ■: ■■ ■ ' ■ ■'■" '■ ' ' - ''. '''.... ' ■ V л'..'.- '.--.■ Й''■■-.. :'"': у ::■:■>: ■ '''-ifi.^- «Я хочу иметь детей, потому что мне нужны любовь и привязанность, и я хочу, чтобы меня звали "мама" и "бабушка"». Флоранс, 14 лет. «Я думаю, что всех девочек надоумить, как мальчиков. Я, например, не люблю кукол. Если мне попадается в руки что-нибудь вроде игрушечного аппарата для сушки волос, то, что я делаю с ним, так это открываю дно и вытаскиваю батарейки или еше что-нибудь вроде этого». Софи, 10 лет. Парадокс современной общеобразовательной школы состоит в том, что содержание учебных планов и учебных предметов имеет явно технократическую и естественно-научную направленность, т. е. в основном мужской уклон. Осуществлять же эту стратегическую линию должны в большинстве своем учителя-женщины, предъявляющие требования, которые ближе девочкам (прилежание, усидчивость, дисциплинированность). Школьные требования нацелены на тщательность выполнения заданий, проработку деталей, в заданиях велика доля исполнительства и мало творчества. Все это ставит в более выгодное положение девочек, так как женщины обычно лучше выполняют задачи типовые, шаблонные, но требующие усердия, тщательности. Предварительные объяснения задания исключают этап поиска, кото- 546 Часть третья. Педагогическая психология рый присущ мужскому интеллекту. Мальчику надо до всего дойти своим умом, тогда он лучше поймет и запомнит принцип решения задачи. Различия в способностях мальчиков и девочек, выявленные психологами, также являются основанием для постановки вопроса о целесообразности раздельного обучения детей. Контрольные вопросы 1. Какие различия существуют между мальчиками и девочками в эмоциональной сфере? 2. Кто обладает большей силой воли — мальчики или девочки? 3. Какие способности проявляются лучше у мальчиков и какие — у девочек? 4. Какие особенности общения наблюдаются у детей разного пола? 5. Адекватно ли представление о мальчиках и девочках у учителей? 6. Кто лучше учится в школе — мальчики или девочки? Почему? 7. Какие существуют различия в профессиональном самоопределении школьников разного пола? 8. Есть ли психологические основания для разнополого обучения? Литература, рекомендуемая для дополнительного чтения Бодалев А. А. Личность и общение. — М, 1983. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. — М., 1968. Бэрои Р., Ричардсон Д. Агрессия. — СПб.: Питер, 1999. Век X. Оценки и отметки. — М., 1984. Волков К. Н. Психологи о педагогических проблемах. — М., 1981. Гоноболин Ф. Н. Книга об учителе. — М., 1965. Гордин Л. Ю. Поощрение и наказание в воспитании детей. — М., 1971. Гришина Н. В. Психология конфликта. — СПб.: Питер, 2001. Дружинин В. Н. Психология общих способностей. — СПб., 1999. Изард К. Психология эмоций. — СПб.: Питер, 2000. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. — СПб.: Питер, 2000. Ильин Е. П. Психология воли. — СПб.: Питер, 2000. Ильин Е. П. Психомоторная организация человека. — СПб.: Питер, 2003. Ильин Е. П. Эмоции и чувства. — СПб.: Питер, 2001. Кан-Калик В. А. Учителю о педагогическом общении. — М., 1987. Клаин В. Как подготовить ребенка к жизни. — М.; Л.: Прогресс, 1991. Коломинский Я. Д. Психология общения. — М., 1975. Коломинский Я. Л. Познай самого себя. — Минск, 1981. Кондратьева С. В. Учитель — ученик. — М., 1984. Красовицкий М. Ю. Общественное мнение ученического коллектива. — М., 1984. Крутецкий В. А. Психология обучения и воспитания школьников. — М., 1976. Крутецкий В. А. Психология: Учебник для педагогических училищ. — М.: Просвещение, 1980. Маркова А. К. Психология труда учителя. — М.: Просвещение, 1993. Митина Л. М. Учитель как личность и профессионал. (Психологические проблемы). - М., 1994. Мудрик А. В. Общение как фактор воспитания школьников. — М., 1984. Немое Р. С. Психология: Учебное пособие для педагогических училищ. — М., Просвещение, 1990. Осорина М. В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. — СПб.: Питер, 1999. Петровский А. В., Шпалинский В. В. Социальная психология коллектива. — М., 1978. 548 Литература, рекомендуемая для дополнительного чтения Психологическая диагностика детей и подростков: Учебное пособие / Под ред. К. М. Гуревича, Е. М. Борисовой. — М.: Международная педагогическая академия, 1995. Психология учителя. — М., 1989. Рабунский Е. С. Индивидуальный подход в процессе обучения школьников. — М, 1975. Раттер М. Помощь трудным детям. — М.: Прогресс, 1987. Реан А. А., Коломинский Я. Л. Социальная педагогическая психология. — СПб., 1999. Рогов Е. И. Учитель как объект психологического исследования. —' М., 1998. Рувинский Л. И., Соловьева А. Е. Психология самовоспитания. — М., 1982. Ушинский К. Д. Избранные педагогические сочинения. — М., 1974. — Т. 1. Хрестоматия по вниманию. — М., 1976. Хрестоматия по общей психологии: психология мышления. — М., 1981. Хрестоматия по общей психологии: психология памяти. — М., 1979. Хрестоматия по ощущению и восприятию. — М., 1975. Якобсон П. М. Эмоциональная жизнь школьника. — М, 1966. Приложение
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 75; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.118.198 (0.068 с.) |