Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Культурно – исторический синтез Е.ЛампрехтаСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
В число ведущих немецких историков Лампрехт вошел после опубликования богатейшей по фактическому материалу книги «Хозяйственная жизнь Германии в средние века» (1885—1886). Интерес к социально-экономическим проблемам сочетался у Лампрехта с интересом к изучению истории искусств, что и привело к мысли о единстве процесса развития культуры и о решающем значении истории культуры в целом. В методологическом плане Лампрехт более прочих немецких историков воспринял позитивистские идеи, сделав при этом упор на социально-психологическом истолковании закономерностей исторического развития. В 1891 г. Лампрехт приступил к созданию своего главного труда — многотомной «Истории Германии» (1891 —1909), где предложенный им метод культурно-исторического синтеза нашел практическое воплощение. Настаивая на том, что объектом исторического изучения должен быть коллектив, а не отдельная личность, Лампрехт движущей силой истории считал при этом развитие социальной психики. Вся история немецкого народа рассматривалась им как последовательная смена культурно-исторических эпох. Изменения социальной психологии обусловливались якобы саморазвитием самой психологии, в результате которого происходило формирование новых социальных и экономических институтов. Таких культурно-исторических эпох, через которые проходит в своем развитии все человече-ство, в концепции Лампрехта насчитывалось шесть: анимизм, символизм, типизм, конвенцио-нализм, индивидуализм и субъективизм. Для эпохи анимизма характерно существование ро-дов, ведущих происхождение от общего предка, коллективной собственности и примитивного коммунизма. При этом Лампрехт утверждал, что как исторический феномен коммунизм во всех его проявлениях принадлежит прошлому и нет никаких оснований ожидать его наступления в будущем. Эпоха символизма связана с возникновением племен, разделением труда и зарождением со-циального неравенства. Типизм — это такая эпоха, когда происходит возникновение государства. Родоплеменные связи теряют свое значение, исчезают коллективная собственность и социальное равенство. Возникает общество индивидуальных собственников, существовавшее у германцев до конца XI в. С XII в., по Лампрехту, начинается эпоха конвенционализма, или договорного строя. Это период господства крупной феодальной вотчины и преобладания натурального хозяйства. В начале XIV в. происходит зарождение нового социально-психологического склада, возникшего в городах и выражавшегося в борьбе с универсализмом папства и императорской политики. Пятую эпоху — индивидуализм — Лампрехт ведет с XVI в., когда немецкое национальное со-знание освобождается от духовного засилья церкви. В сфере социальных отношений происходит освобождение от корпораций, развиваются личная инициатива и денежное хозяйство, в сфере политических отношений в Германии складываются отдельные самостоятельные государства. Наконец в XIX в. начинается последняя эпоха — субъективизма, когда человеческий дух окон-чательно освободился от любых пут сословного и корпоративного деления и получил полную свободу проявления в сфере экономической деятельности. Поскольку эту качественно новую форму жизни может защитить только сильное и единое национальное государство, постольку и родилась Германская империя, которая, таким образом, явилась итогом всей немецкой ис-тории. Но при этом Лампрехт определенно стоял на почве признания объективной закономерности в истории и настаивал на изучении не индивидуальных явлений, и тем более отдельных личностей, а явлении коллективных — нации, сословии и классов. Он открыто заявил о стремлении «заменить одностороннюю, принимающую во внимание исключительно или преимущественно политическую сторону историю всесторонним, охватывающим все стороны жизни историческим рассмотрением и найти для него правильные научные методы» Лампрехт навлек на себя резкую критику. Причина заключалась в том, что он открыто выступил против стремления немецких историков следовать за давно и безнадежно устаревшим учением Ранке, чья политико-дипломатическая история являлась в глазах Лампрехта не наукой, а областью произвольных интерпретаций или, в лучшем случае, грудой сырого фактического материала. Можно описывать отдельные факты, считал Лампрехт, но раскрыть истинные причины исторических явлений возможно только на основе изучения истории нации, социально-экономических отношений и явлений культуры в комплексе. Полемические статьи Лампрехта, именуемые его оппонентами материалистическими и даже марксистскими, вызвали возражения почти всех ведущих буржуазных историков Германии. Противники Лампрехта утверждали, что естественно-научные понятия, нельзя прилагать к изучению истории. По своей природе исторические явления индивидуальны и неповторимы, зависят от человека, поэтому не могут дать никаких оснований для выведения общих законов. Лишь в своем Лейпцигском университете, где работал ряд позитивистски настроенных крупных ученых Лампрехт нашел признание и в 1909 г. создал Институт культурной и всеобщей истории. В исходе дискуссии сыграло свою роль и то, что среди академических историков репутация Лампрехта как ученого оказалась подорванной: в обширной рецензии молодого историка Г. Онкена на пятый том «Истории Германии» были отмечены неточности в изложении хода событий, в датах, именах, а также компилятивный характер труда Лампрехта. Не сумев убедительно опровергнуть рецензию по существу, Лампрехт отвечал личными выпадами против Онкена, что еще больше ухудшило его позиции. Но главное заключалось в другом. Сам Лампрехт в ходе дискуссии постепенно сдавал свои позиции и все настойчивее доказывал идеалистический характер своих построений. Однако, оставаясь в пределах идеалистической методологии, он не мог доказательно в научно-теоретическом отношении обосновать культурно-исторический синтез, оказавшийся легко уязвимым даже для критики с позиций откровенного субъективного идеализма. С поражением Лампрехта в немецкой буржуазной историографии было сломлено влияние позитивистской методологии, над которой взяли верх чисто идеалистические теории исторического познания. Противники Лампрехта верно подметили многие обнаружившиеся к концу века слабости позитивизма и выступили за сохранение специфики исторического познания, но с субъективно-идеалистических позиций. Для консервативной историографии идея прогресса, исторической закономерности даже в ее идеалистически-позитивистском и психологизирующем виде становилась политически опасной и неприемлемой. В таком четко обозначенном повороте вправо и заключался подлинный смысл методологической дискуссии. 40. Социал-демократическое направление в немецкой историографии в концеXIX – начале XX вв.
На раннем этапе с-д историография носила популяризаторский характер, стремилась противопоставить буржуазным концепциям понимание истории как борьбы классов и раскрыть роль народных масс. Карл Маркс (1818-1883), Фридрих Энгельс (1820-1895). Создали материалистическое понимание истории. «Общественное бытие, общественное сознание, производительные силы, базис, надстройка. Исторический процесс объективно обусловлен и подчинен законам общественного развития. Исторический материализм. Маркс видел свою цель не в том, чтобы привести читателя в некоторое общество. А хотел он показать, что историческая дорога ведет только туда, к социализму, несмотря на все ответвления и девиации. Маркс стоял на плечах позитивистов, социалистов, английских экономистов, но особое значение имела философия Гегеля. Вот четыре царства - восточное, греческое, римское и германское. В основе всего исторического процесса у Гегеля было развитие духа, противоречие антагонистических идей, которое преодолевается переходом в следующую стадию, а на каждой стадии носителем прогресса является народ, определенный народ. Это немцы, например. Маркс изгнал отсюда дух. Это 4 царства, но не идей, а экономики. Азиатское, феодальное, капиталистическое, социалистическое. Носителем прогресса служит не народ, а один из борющихся классов. И более прогрессивный класс побеждает, осуществляя переход в следующую стадию. И в капиталистической стадии буржуазия создает невиданный расцвет материальной культуры, но одновременно и своего могильщика - пролетариат. Носителем самой прогрессивной фазы становится самый нищий, обездоленный, безграмотный класс. Маркс не только перевернул Гегеля с ног на голову, но и дополнил его идеей. У Гегеля переход осуществляется автоматически, а у Маркса - только через насилие, это "надбавка истории", "революции - локомотивы истории". Подобные идеи имели колоссальные последствия. Антагонизм не идей, а классов не оставлял места для компромисса. Отношения буржуазии и пролетариата - отношения врагов. Или - или. Август Бабель (1840-1913), труды Крестьянские войны в Германии, Женщина и социализм направлены против малогерманской школы, в них указывается на историческое значение классовой борьбы немецкого крестьянства, дается марксистский анализ экономического развития классов, впервые поднимается проблема привлечения женщин к участию в классовой борьбе пролетариата. Вильгельм Либкнехт (1826-1900), труд Р.Блюм и его время, где автор разоблачил легенду о Блюде как либерально-буржуазном реформаторе, заявил, что «ни в одной стране преподавание истории не ставилось на службу интересам господствующих классов столь решительно, как в Германии». Вильгельм Блос (1849-1927) написал первую социал-демократическую историю революции 1848 г. с позиций марксизма и уделял главное внимание народным движениям и выступлениям пролетариата. Вместе с тем он считал исторический опыт революции безнадежно устаревшим и непригодным для современного ему рабочего движения. Карл Каутский (1854— 1938), труд Томас Мор и его утопия, где учение Мора Каутский рассмотрел в широком историческом контексте разложения феодальных и складывания капиталистических отношений. В серии статей «Классовые противоречия в 1789 г.» Каутский с марксистской позиции осветил некоторые проблемы Великой французской революции. Он детально показал, что к революции привело развитие классовой борьбы, а не просто идеология Просвещения или деятельность отдельных просветителей, как зачастую утверждали немецкие историки. Опроверг Каутский и представление о якобы случайном характере революции как следствии ошибок короля. Он проанализировал социально-экономические предпосылки революции и показал, что она была закономерным результатом объективных процессов, развивающихся во Франции во второй половине XVIII в. Он рассматривал различные средневековые еретические движения как проявление в религиозной форме антифеодальной идеологии и следствие социальной борьбы. Недостатки работ Каутского: он неверно оценил историческое место деклассированных элементов феодального общества, ошибочно включал их уже в понятие пролетариата, в то время как сам Энгельс относил их предпролетариату. Эдуард Бернштейн (1850—1932) исторический труд «Коммунистические и социалистически-демократические течения в Английской революции XVII века», где он подчеркнул социальный характер революции и дал высокую оценку народным движениям как ее решающей силе. Минусы работы: считал левеллеров выразителями настоящей социалистической идеологии, демократические идеи давались в отрыве от их материальной почвы. В труде «История рабочего движения в Берлине» он приходит к выводу, что мощное немецкое рабочее движение имеет наилучшие шансы достичь политической власти парламентским, а не революционным путем, который якобы в Германии превратился в анахронизм. Эдуард Бернштейн считал, что нужно искать противоречия у классиков, нужно проводить «ревизию» догм – идеолог ревизионизма. Пересмотрел понятие о неизбежности краха капитализма; гос. вмешательство позволит не допустить полного экон. краха; соц. стр-ра не упрощается на богатых и бедных, а наоборот, усложняется, в т.ч. и рабочий класс – у него уже есть что терять, кроме собственных цепей (как в 1848); против диктатуры пролетариата и рабочего класса – для её создания нужно просвещать рабочий класс. К новому общественному порядку – легальным путем, через выборы и избирательное право рабочих. Выступил против главного положения, что капитализм будет уничтожен. При нём появляются новые условия для развития. Выступил против концепции Маркса, что рабочий класс – главный класс и на нём возложена историческая миссия – свержение капитализма и установление рабочей диктатуры социалистического толка. Выступил против насильственной революции. Необходимо бороться за насущные права рабочих. Обратил внимание на сам рабочий класс – достаточно не образован, не культурен, не сможет использовать власть.
41. Методологическая дискуссия в немецкой историографии в конце XIX-начале XX вв. Условия развития историографии во второй половине XIX века: 1) Мощный хозяйственный подъем 2) Объединение Германии «сверху» под эгидой Пруссии 3) Милитаризация и антидемократизация политического режима 4) Рост социалистического движения 5) Изменения в организации исторического образования (в частности, философские факультеты обогнали по популярности теологические; укоренение в системе образования лекционно-семинарского метода; появляется специализация по древней, средневековой и новой истории, в связи с чем возникает множество кафедр, итд) Это привело к появлению многих школ в немецкой историографии. В их числе: малогерманская (боруссианская), великогерманская, историко-экономическая школа, социал-демократическое направление. Отдельное учение связано с именем К. Лампрехта с его идеей культурно-исторического синтеза. Множество школ создало прецедент для последующей методологической дискуссии. С одной стороны был К. Лампрехт. Он говорил о том, что необходим пересмотр теоретико-буржуазных методологий немецкой историографии. Идеи Ранке нуждались в замене новой теорией культурно-исторического синтеза. Он разделил историю на ряд эпох, отличающихся друг от друга степенью развития общества: анимизм, символизм, типизм, конвенционализм, индивидуализм, субъективизм. Лампрехт опирался на труды позитивистов И. Тэна, О. Конта, Г. Шмоллера. Основополагающей идеей у Лампрехта была необходимость признания объективной закономерности в истории (то есть изучать надо не конкретное явление, а явления коллективные – нации, сословия, классы). К. Лампрехт был подвергнут жесткой критике, его труды были названы излишне материалистическими и даже марксистскими. Его противники утверждали то, что естественно-научные понятия нельзя прилагать к изучению историю (прежде всего, понятия «закономерности» и «причинности»), поскольку все исторические явления единичны и неповторимы. Выведение общих законов безосновательно. Поддержку Лампрехт нашел только в своем Лейпцигском университете, где его сторонниками стали позитивисты В. Вундт, Ф. Ратцель, В. Оствальд, П. Барт. В 1909 году они создают Институт культурной и всеобщей истории. В итоге дискуссии репутация Лампрехта была сильно подорвана, но его учение не исчезло и получило хоть и небольшой, но все же отклик среди историков. На исход дискуссии так же повлиял и труд-рецензия известного историка Г. Онкена на работу Лампрехта, где Онкен отметил компилятивный характер книги, обратив внимание на ряд фактических ошибок. К тому же сам Лампрехт в ходе дискуссии начал сдавать позиции. Он сам стал все больше переходить на сторону идеализма, поскольку не всегда мог доказать и обосновать примеры культурно-исторического синтеза в истории. Итог дискуссии: поражение Лампрехта и слом позитивизма, над которым верх берут идеалистические теории исторического познания. Из-за этого происходит сдвиг вправо в сторону консервативных кругов общества, поддерживающих неоранкианство. К началу XX века ведущие позиции сохранились за неоранкианством, который разделился на два течения: 1) Консервативное – М. Ленц, Э. Маркс, Ф. Рахфаль – в центре концепции сильное государство; беспристрастность в историческом исследовании может быть достигнута только путем практического исследования первоисточников; главный стержень немецкой истории – протестантизм. 2) Умеренно-либеральное – Г. Онкен, Г. Дельбрюк, Ф. Майнеке – основные различия в вопросах отношения к рабочему движению и парламентаризму, где занимали более либеральную позицию, чем консерваторы. Теория границ Ф. Тёрнера Фредерик Джексон Тёрнер (1861 – 1932) – один из основоположников экономического направления в американской историографии. В юности увлекался методом «сравнительной политики». Ключевым моментом в истории США считал колонизацию Запада. Вдохновившись этим, написал свою самую известную работу «О значении границы (frontier) в американской истории». Отвергал приоритетность европейского следа в истории США, считал государство продуктом Нового света. Основное влияние опять же оказало продвижение на Запад, что позволило сформировать необходимое государственное устройство и необходимые демократические институты. Важные следствия фронтиры (по Тёрнеру): 1) Особая роль «свободных» земель (препятствовали аристократическому влиянию Востока) 2) Демократия (так как почвой для равенства политического было равенство экономическое) Демократия сначала установилась на границе, а уже потом распространилась по всему государству. Почему именно там? 1) На фронтире отмирают и трансформируются старые идеи 2) Свободная земля на фронтире действует как «предохранительный клапан», то есть лишние люди уходят с востока на запад
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-10-24; просмотров: 655; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.44.171 (0.014 с.) |