Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Методическая школа» во французской историографии (Г.Моно, Ш.Ланглуа, Ш.Сеньобос).Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Развитие позитивизма во французской исторической мысли и науке прошло две стадии: 1. « раннюю » 1850 – 60-е гг. (Ипполит Тэн) 2. « позднюю » 1870 – 80-е гг.
Наиболее крупными представителями «позднего» позитивизма во французской исторической мысли являются Шарль Ланглуа (1863 – 1929) и Шарль Сеньобос (1854 – 1942). В 1898 году они в соавторстве выпустили работу «Введение в изучение истории», в которой систематизировали теоретико-методологический опыт французской позитивистской историографии. Впоследствии эту работу назвали библией позитивистского историзма. Ланглуа и Сеньобос полагали, что дальнейшее развитие техники исторического исследования должно быть основано на углублении критики источников и усилении фактологизма, который они понимали как более тщательное собирание фактов историками. Что же касается широких обобщений, установления исторических законов, то авторы считали это делом социологов, а не историков.
Габриэль Моно (1844-1912). Французский историк и публицист. Работал долгое время в архивах Флоренции. С 1880 года состоял преподавателем в парижской Высшей школе. Издал сочинения и труды по истории Меровингов (1872-85) и Каролингов (1898). «Изучение прошлого Франции имеет ныне национальное значение. При помощи него мы можем вернуть нашей единство и моральную силу, в которых она нуждается».
Несмотря на подавляющее господство позитивистской парадигмы истории, в начале XX столетия во французской исторической мысли появляются антипозитивистские тенденции.
Исторические взгляды И.Тэна Видную роль в распространении позитивистских идей играл во второй половине XIX в. Ипполит Тэн (1828—1893), широко известный литературовед и искусствовед (основатель культурно-исторической школы в этой области, развивавшей историко-генетический анализ искусства), а также философ, историк. В плане политическом сначала он стоял на умеренно-либеральных позициях, после событий Парижской Коммуны 1871 г. перешел к воинствующему консерватизму, что сказалась на его подходе к истории революции, изучению которой он посвятил последние 20 лет своей жизни. Ранние труды Тэна посвящены философии, общей социологии, теории и истории искусства и литературы; среди них главный — четырехтомная «История английской литературы» (1863— 1864).
В его общем взгляде на историю идеалистическое понимание ее переплеталось с вульгарно-материалистическими тенденциями. В целом историко-социологические воззрения Тэна были явно отмечены чертами сциентизма, присущими вообще интеллектуальной атмосфере времени; в 1866 г. он писал о необходимости основать «экспериментальную историю». Тэн отстаивал мысль о применении «естественнонаучного метода» к изучению социологии и истории. Историю он рассматривал как науку, подобную наукам о живой природе, как, например, физиология и зоология. Так же, как существуют определенные, но не поддающиеся количественному измерению отношения между органами и функциями живого тела, существуют и определенные отношения, которые не могут быть выражены в цифрах, между группами фактов, составляющими социальную и моральную жизнь. Эти «определенные отношения», по мысли Тэна, могут быть названы законами, как в зоологии или ботанике, и познаны наукой. Исходя из этого, Тэн разработал свой «психологический метод» изучения общества. Решающее значение в его жизни он придавал психологии составляющих его людей. Характерно, что саму науку историю Тэн определял как «психологическую анатомию». Формирование общественной психологии он объяснял совокупным воздействием трех факторов: «расы» (естественные национальные особенности), «среды» (климатические и географические условия, а также социальные и политические обстоятельства), конкретного исторического «момента» (взаимодействие «расы» и «среды» с исторической традицией). В 1876—1893 гг. Тэн создал пятитомный труд «Происхождение современной Франции» (последний том, посвященный «современному порядку», остался незаконченным). Тэн работал в Национальном архиве; он заявлял, что следовал «беспристрастному научному методу». В действительности созданный им труд, основанный на его «психологическом методе» изучения истории, глубоко пристрастен, он представляет собою решительное осуждение Французской революции. Этому был подчинен и отбор документов. Глубинным истоком революции Тэн считал особенности «французского духа», сложившегося под воздействием рационализма XVII в. и Просвещения. Абстрактный, прямолинейный, этот тип сознания, полагал он, стремился подчинить умозрительной жесткой схеме живую, исполненную многообразия действительность. Особенно вредоносной он считал систему Руссо — в ней уже были заложены и анархия (так как форма правления должна подчиняться в любой момент «общей воле»), и деспотизм (так как права индивида в ней отчуждены в пользу коллектива, «народа- суверена»).
Между тем именно этому духу следовала во всем Французская революция, в которой Тэн, в отличие от Токвиля, восхищавшегося порывом к свободе в 1789 г., не видел ни одного светлого эпизода. В сущности, согласно Тэну, уже с Учредительного собрания все было предрешено: воплощение руссоистской схемы «общественного договора» вело к превращению Франции во «вместилище распыленных, равных друг другу, оторванных друг от друга и подобных друг другу, как песчинки, индивидов». Революцию в целом Тэн считал гибельным взрывом преступных страстей. Он видел в ней две главные действующие силы. Первая — народ. Измученный нищетой, грубый и невежественный, он был отравлен разрушительной философией XVIII в., которая опрокинула сдерживающие традиции и разнуздала низменные инстинкты: «Несколько тысяч говорунов спустили с цепи несколько миллионов дикарей». Вторая сила революции, по Тэну,— «якобинцы» (к ним он причислял и Жиронду). Якобинцы» в схеме Тэна не социально-политическое течение, а особый психологический тип: это озлобленный демагог и догматик, пропитанный абстрактными идеями философии, олицетворявший самый дух революции, ее собирательную психологию. Из анархии, по мысли Тэна, естественно вырастал деспотизм, тоже взявший на вооружение философию и построивший в наполеоновское время основы современной Франции. «В этой философской казарме,— заключал Тэн,— мы живем уже восемьдесят лет». Книга Тэна содержала некоторые реалистические наблюдения относительно массовой психологии эпохи, особенно предреволюционного времени (хотя его подход к проблеме был в духе антропоморфизма: психологию массы он отождествлял с психологией отдельного человека). Желая показать «разгул анархии» в годы революции, Тэн уделил большое внимание народным движениям и был первым историком, попытавшимся дать по документам Национального архива общий обзор крестьянских восстаний. Написанная ярко, талантливо, книга Тэна стала заметным явлением во французской историографии последней трети XIX в. Она была с одобрением встречена в консервативных и реакционных кругах. До конца столетия отдельные ее тома выдержали от 5 до 25 изданий. В 80-е годы XIXв. во Франции выходил журнал «Вестник революции» («Revue de la Revolution»), в котором история Французской революции трактовалась в духе тэновского подхода.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-10-24; просмотров: 600; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.94.64 (0.016 с.) |