Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

У французской афиши: поэзия и реализм

Поиск

Ведущим стилем французского кино стал поэтический реализм. Мастера поэтического реализма стремились давать объективно достоверные картины повседневной жизни, поэтически преображенные с помощью средств образной трансформации (игра актеров, литературные диалоги, композиция кадра, музыкальное сопровождение, световоздушная и звуковая атмосфера). Режиссеры стремились показать, что в повседневной жизни простых людей поэзии и драматизма ничуть не меньше, чем в ослепительных голливудских сказках.

ü Режиссеры:

– Ренуар (Renoir) Жан (1894–1879), французский режиссер. Второй сын художника-импрессиониста Огюста Ренуара. Участник Первой мировой войны (пехота, авиация). Занимался керамикой, но интерес к кино и желание видеть на экране свою жену (бывшую натурщицу Огюста Ренуара) привели к созданию (на деньги отца) собственной кинокомпании. В 30-е гг. новый этап в творчестве Ж. Ренуара открывается фильмом «Сука» (1931), драмой из жизни обитателей Монмартра и людей «дна», где жизненная достоверность не мешает почувствовать аллегоричность сюжета и воздействие «руки судьбы», неумолимо управляющей героями.

Картины 1931–1935 гг., такие как «Будю, спасенный из воды» (1932); «Мадам Бовари» и «Тони» (1934), при всем жанровом разнообразии, объединяются непривычным соединением поэтичности видения и конкретности в изображении вещественного мира, любви к бытовым деталям, свободной и естественной игрой актеров, а также использованием оптики, позволяющей исполнителям передвигаться в кадре без изменения точки съемки (что создавало эффект «репортажности»).

Сближение с движением Народного фронта, предопределенное симпатией Ренуара к обыкновенным людям (которая заявила о себе еще в фильме об итальянцах-эмигрантах «Тони», а также в фильме «Преступление г-на Ланжа» (1935) о противостоянии рабочих и хозяина), вылилось в работу над агитационным киноплакатом «Жизнь принадлежит нам» (1936) и сильно переработанной версией пьесы М. Горького «На дне» (1936). Левые идеи и вера в силу простых людей, которые берут судьбы народов в свои руки, выражены и в лучшей работе режиссера – философской драме «Великая иллюзия» (1937). Именно здесь достигает апогея искусство Ренуарапсихолога и реалиста, добивающегося непривычной полноты и глубины актерского исполнения, а также ощущения неразрывной связи отдельных человеческих судеб и исторического процесса.

Пафос народного единства и победы над враждебными массам верхами характерен и для исторической драмы «Марсельеза» (1938), реконструирующей события французской революции. Приближение войны и поражение Народного фронта откликаются в творчестве Ренуара пессимизмом «Человека-зверя» (1938, по Э. Золя) и «Правил игры» (1939) – психологической драмы с элементами гротеска и фарса, раскрывающей моральное растление и пустоту аристократических кругов.

В годы войны Ренуар снимает в США. Его картины 50-х гг. словно развивают мотив незаконченной ленты «Загородная прогулка» (снималась в 1936 г., показана в 1946). «Река» (1951), «Золотая карета» (1953, в главной роли итальянская актриса Анна Маньяни), «Французский канкан» (1954), «Завтрак на траве» (1959) исполнены пластического изящества, упоения красотой природы и бытия, ностальгическим возвращением к «прекрасной эпохе» конца XIX – начала XX века.

С 1960 г. Ж. Ренуар преподавал режиссуру в университете в Беркли (США). На оскаровской церемонии в 1975 г. награжден почетной премией за совокупное творчество.

 

– Клер (Clair) Рене (1898–1981), французский режиссер. Наст. фамилия Шомет. Сын торговца мылом, с раннего детства увлекался театром, писал стихи. После войны выступал с критическими статьями, снимался в фильмах Л. Фейада и Я. Протазанова. В 1923 г. создал по собственному сценарию фантастическую комедию «Париж уснул». Оригинальный замысел позволил сочетать сатиру на нравы и мораль обывателя с интересными экспериментами (движение, монтаж, ритм).

Успех экранизации водевиля «Соломенная шляпка» (1927) открывает самый счастливый для Клера период творчества, когда он становится ведущим режиссером французского кино. Его водевили («Двое робких» (1928), «Миллион» (1931); лирические – «Под крышами Парижа» (1930); «14 июля» (1933); сатирические – «Свободу нам!» (1932); «Последний миллиардер» (1934), приз на МКФ в Москве в 1935) и комедии по-прежнему отличаются оригинальными экспериментами со звуком, музыкой и изображением. Постепенно складывается своеобразный мир клеровских персонажей, в котором представлены наиболее характерные типы межвоенной эпохи. В это же время определяется и специфический взгляд режиссера на мир, заявляющий о себе то лирическим изображением жизни обитателей окраин Парижа, то жесткой сатирой на абсурдность и античеловечность индустриализованного общества, подготовившего почву для кризисов и диктатуры.

После попытки фашистского путча в 1934 г. Клер переезжает в Англию, а после начала Второй мировой войны – в США. Его картины 1936–1945 гг., например: «Призрак едет на Запад» (1935); «Красотка Нового Орлеана» (1941); «Я женился на ведьме» (1942), по-прежнему остроумны и профессиональны, но утрачивают прежние оригинальность и обаяние. После войны Клер снимает во Франции («Молчание – золото» (1947); «Красота дьявола» (1950); «Ночные красавицы» (1952)), однако его забавные и еще более печальные размышления об абсурдности мира, о слепоте и эгоизме человека, теряющего из-за иллюзий радость сегодняшнего бытия, не встречают адекватной реакции зрителей и критики, несмотря на высочайшее мастерство и оригинальные находки.

Картины позднего Клера («Большие маневры» (1955); «Порт де Лила»/«На окраине Парижа» (1957); «Все золото мира» (1960) проникнуты лирической нежностью, поэтизируют жизнь парижских окраин и аутсайдеров, не находящих себе места в безумном мире потребления. Последняя лента «Праздники любви» поставлена в 1965 г. Автор смешных и условных по манере фильмов, которые снимались в стилизованных декорациях, Клер остается символом самого счастливого периода для кино Франции, когда оно отстояло свою независимость и оригинальность. Первым из деятелей кино был в 1960 г. избран членом Французской Академии.

– Виго (Vigo) Жан (1905–1934), французский кинорежиссер, классик мирового кино.

Родился в семье редактора Мигеля Альмерейды, человека экстремистских анархических убеждений, часто подвергавшегося тюремным заключениям. Учился в закрытом лицее для мальчиков, затем изучал литературу в Сорбонне.

Деятельность отца и проблемы многодетной семьи, в которой вырос Виго, оказали большое влияние на формирование его творческих интересов. В фильмах ясно прослеживается внимание к социальным контрастам общества. Мечтая снимать кино, Виго создал свою первую работу «По поводу Ниццы» (1929) любительским способом в сотрудничестве с другом, оператором Борисом Кауфманом. Частный просмотр вызвал интерес критиков и прокатчиков, которые показывали фильм в течение двух месяцев, но затем картина стала принадлежностью киноклубов. Следующая, тоже документальная лента «Жан Тарис, чемпион по плаванию» (1931) была снята в бассейне Автомобильного клуба.

Лицейские впечатления легли в основу новаторского по форме и содержанию фильма «Ноль за поведение» (1933), нелицеприятно изображающего порядки французских учебных заведений и отмеченного поэтическим и насмешливым восприятием действительности. Картина была запрещена после протестов «отцов благополучных семейств». Виго показывал ее с успехом в Бельгии, но во Франции цензурные запреты были сняты только в 1945 г.

Виго, полный творческих планов, снимает в 1934 г. лиричнейшую ленту «Аталанта», рассказывая языком поэтического кино тривиальную любовную историю. Непритязательная житейская история женитьбы капитана баржи «Аталанта» Жана на деревенской девушке Жюльетте, их свадебного путешествия по каналам Франции к Парижу в сопровождении юнги-несмышленыша и несуразного «морского волка» папаши Жюля, а также ссора молодых, разлука и счастливое воссоединение в финале, – эта совсем не претендовавшая на шедевр история стала лебединой песней ее создателя, режиссера Жана Виго, ввела его в ранг поистине, а не номинально, бессмертных.

Полуторачасовой фильм оказался не только подлинным шедевром, но и фильмом-мифом в искусстве ХХ века. Претворить повседневную действительность французской провинции в сказочную феерию, а веселый Париж представить столь непарадно, во всей его ненавязчивой тусклости, мог лишь гениальный режиссер. Для того чтобы снять повседневность как сказку, он сумел выбрать блистательного оператора – Бориса Кауфмана, брата Дзиги Вертова. В блистательную режиссуру фильма, в ее высокий пластико-музыкальный ряд органично вписывается слаженный актерский ансамбль (в главной роли – Мишель Симон). Художественная же сторона ленты в целом воссоздана была авторами в «Аталанте» не сама по себе, отнюдь не самоигрально, но вполне осознанно, а именно, чтобы ощутимо прозвучал с экрана гимн человеческой нежности и – одновременно – людской солидарности.

Прокатчики, посмотревшие фильм, нашли его коммерчески неперспективным, он был изуродован при перемонтаже и вышел в прокат на две недели под названием «Плывет шаланда». Еще во время съемок здоровье Виго резко ухудшилось. Окончательный вариант «Аталанты», смонтированный им самим, режиссер смотрел уже смертельно больным. Фильм был восстановлен и показан в авторской версии в 1940 г.

Виго остался крупнейшим мастером мирового кино, который оказал своими небольшими и скромными лентами грандиозное влияние на весь последующий кинопроцесс в мире. Во Франции существует престижная кинематографическая премия имени Жана Виго.

– Карне (Carné) Марсель (1909–1996), французский режиссер.

Родился в семье краснодеревщика, работал страховым агентом. В 1928 г. – ассистент оператора Ж. Периналя на съемках фильма «Новые господа» Ж. Фейдера. Через год – ассистент режиссера Р. Клера в фильме «Под крышами Парижа». В 1929 г. вместе с М. Санвуазеном создал любительский документальный фильм «Ножан – воскресное Эльдорадо».

Лучшие работы Карне появляются в конце 30-х – начале 40-х гг., в период его сотрудничества с поэтом-сюрреалистом и кинодраматургом Жаком Превером. Начиная с 1938 г., направление, представленное фильмами КарнеПревера и названное последним «поэтическим реализмом», доминирует в кино Франции.

Поэтический реализм выражает характерное для предвоенных лет ощущение конца эпохи, разочарование в обществе и бессилие личности перед лицом грядущих катаклизмов. Лишь бескорыстная любовь мужчины и женщины, соединенных на короткий миг случаем и тут же разделенных роком, пытается противостоять всеобщему падению и деградации, которую олицетворяют демонические персонажи. Нежность, психологизм, образность, с какими показывается эта любовь, сообщают удивительную достоверность условным сюжетам и персонажам лент «Набережная туманов» (1938), «Северный отель» (1938) и «День начинается» (1939).

Символом пробуждения человеческого духа, метафорическим вызовом злу становится поставленный в годы оккупации фильм-легенда «Вечерние посетители» (1942). А законченная накануне освобождения картина «Дети райка» (1944), при всей философской глубине и горечи размышлений о судьбе художника, чьи великие победы в искусстве оплачены трагедиями в его реальной жизни, звучит апофеозом человеческому таланту и красоте души. В главных ролях: Л. Барро, М. Казарес, Орлетти.

После прокатной неудачи фильма «Врата ночи» (1946) Карне и Превер расстаются. Разногласия с продюсерами оборачиваются простоем или необходимостью браться за случайные темы и слабые сценарии. Тем не менее, в 50-е гг. в активе Карне – новаторский по драматургии фильм «Жюльетта, или Ключ к сновидениям» (1951), мастерская экранизация романа Э. Золя «Тереза Ракен» (1953), которая возвращает к центральному для режиссера конфликту между личностью и мещанским обществом, не способным понять индивидуальность. Режиссер пытался посмотреть беспристрастно на молодежь, отвергающую мир отцов и всякую мораль вообще («Обманщики» (1958)). Не принятый поколением «новой волны», Карне стремится найти иные темы и заговорить на новом языке, но терпит неудачу.

 

ü Выдающиеся актеры:

Габен (Gabin) Жан (1904–1976), французский актер.

Начав трудовую жизнь в 14 лет, через пять лет уже выступал на сцене «Фоли-Бержер», затем в других мюзик-холлах и ревю, а в 1930 г. дебютировал в кино – в музыкальной комедии «Каждому может повезти». Известность Габену принесла роль простого и мужественного героя в фильме Ж. Дювивье «Мари Шапделен» (1934). В последующих лентах Дювивье актер развивает тип романтического героя, обреченного судьбой на неудачи, но сохраняющего благородство, достоинство и непокорный дух в фильмах «Знамя» (1935) и «Пепе ле Моко» (1937). А в картине «Славная компания» (1936) персонаж Габена становится более заземленным, его «плебейский» демократизм отражает дух перемен, связанных с Народным фронтом.

Наиболее полно талант актера раскрывается в фильмах Ж. Ренуара: «На дне» (по мотивам пьесы М. Горького, 1936); «Великая иллюзия» (1937); «Человек-зверь» (по Э. Золя, 1938). Воплощая жизнелюбие, здравый смысл и нравственную силу низов, персонажи ренуаровских фильмов раскрываются с глубиной и мощью, не известной до того кинематографу Запада. Однако в «Человеке-звере» герой Габена оказывается затравленной жертвой обстоятельств, за которыми просматривается уродство социальной системы. Исполнение двух ролей в лентах М. Карне «Набережная туманов» (1938) и «День начинается» (1939) завершает эволюцию персонажей актера и становление габеновского «мифа». Тихий пафос безнадежного противостояния миру зла делает габеновского аутсайдера поистине величественной, несмотря на трагизм, фигурой, а ненавязчивая, внешне незаметная манера исполнения позволяет актеру передавать все психологические нюансы и эмоциональную динамику роли.

В годы войны Габен снимается лишь в двух голливудских незначительных фильмах и возвращается на родину. Обращение к «прежнему» Габену приносит успех драме Р. Клемана «По ту сторону решетки»/«У стен Малапаги» (1949), но понемногу актер переходит на возрастные роли. Его новые персонажи – по-прежнему сильные духом, человечные и готовые к борьбе с несправедливостью – чаще всего уже завоевали свое место под солнцем и защищают «устои» (фильм «Сильные мира сего» (1958)). Хотя Габен позволяет себе сниматься и в мелодрамах («Случай доктора Лорана» (1957)), и в экранизациях классики («Отверженные» (1958)), и – особенно успешно – в криминальных картинах: «Мелодия из подвала» (1963); «Сицилийский клан» (1969); «Двое в городе» (1973). «Поздний» Габен сыграл в великом множестве разнообразных фильмов, но его имидж будет всегда связан с простыми и великодушными парнями из предвоенных лент.

 

Литература

1. Божович, В. Жан Ренуар и французское кино // Искусство. – 1997. – №14 (38). – С. 7–9. – №15 (39). – С. 8–9.

2. Божович, В. И. Сцена и экран: о значении театральных мотивов в фильме «Дети райка» // Западное искусство. ХХ век. Классическое наследие и современность. – М.: Наука, 1992. – С. 207–231.

3. Гачев, Г. «Дети райка» – Франция // Национальные образы мира: курс лекций / Георгий Гачев. – М.: Академия, 1998. – Национальные образы мира в кино. – С. 331–340.

4. Добротворский, С. Горизонтальный мир Жана Ренуара // Кино на ощупь: сб. ст.: 1990–1997 / Сергей Добротворский. – 2-е изд., доп. – СПб.: Сеанс, 2005. – С. 130–133.

5. Жан Виго / пер. с фр., сост., коммент. А. В. Брагинского; предисл. С. И. Юткевича. – М.: Искусство, 1979. – 264 с.: ил. – (Мастера зарубежного киноискусства).

6. Превер, Жак. Дети райка: киносценарии /сост., пер. с фр. Л. Дуларидзе. – М.: Искусство, 1986. – 320 с.: ил.

7. Сокольская, А. Марсель Карне / А. Сокольская. – Л.: Искусство, 1970. – 216 с.: ил. – (Мастера зарубежного киноискусства).

 

Видеопрактика

1. Фрагменты из передач цикла «Легенды мирового кино» (Телеканал «Культура»): Жан Ренуар; Жан Габен; Мишель Морган; Марсель Карне.

2. Фрагменты из х/ф: «Дети райка» (1944) / Марсель Карне; «Золотая карета» (1953), «Французский канкан» (1954) / Жан Ренуар; «Большие маневры» (1955) / Рене Клер; «Аталанта» / Жан Виго.

3. Фрагменты из д/ф: «История французского кино от Жана-Люка Годара» (1995) / Жан-Люк Годар, Анн-Мари Мельвиль.

 

Кинематограф Великобритании

ü Режиссеры:

Корда (Korda) Александр (1893–1956), английский режиссер, продюсер, организатор производства. Настоящие имя и фамилия – Шандор Ласло Келнер.

Родился в Пуштатурпашто (Венгрия). Вырос в богатом поместье, где его отец был управляющим. После внезапной смерти отца переезжает в Будапешт, где становится известным левым журналистом, пишущим под псевдонимом Шандор Корда. В 1912 г. начинает работать в киноиндустрии, с 1914 г. – режиссером. В 1917 г. создал собственную компанию. Во время Венгерской Советской республики (1919) был назначен комиссаром кино, участвовал в его национализации. После падения Советов эмигрировал в Австрию, затем в Германию, затем в Голливуд. Вернувшись в Европу в 1931 г., он после короткого пребывания во Франции осел в Англии. Созданная им компания «Лондон филмз» стала одним из главных производителей английских фильмов. Восьмой ее фильм «Частная жизнь Генриха VIII» (1933), снятый самим Кордой, благодаря бытовому сниженному юмору, а также живому исполнению главной роли Ч. Лоутоном, имел большой успех и стал вехой в истории английского кино, предопределив развитие целого направления в «костюмном» историческом фильме. Из последующих режиссерских работ Корды в жанре «частной жизни» исторических персонажей критикой был высоко оценен «Рембрандт» (1936), а публикой – «Леди Гамильтон» (1941), поскольку переплетение патриотических мотивов с темой трагической утраты, к тому же лишающей героиню социального статуса, сделало эту мелодраму особенно соответствующей настроениям военных лет. После войны доминирующее положение компании Корды стало ослабевать, однако среди 45 фильмов, созданных при ее участии, было немало первоклассных работ. Тонкий знаток кино, Корда умел разглядеть и поощрить талант. Он очень много сделал для целого ряда актеров и режиссеров, в частности, для Л. Оливье и К. Рида. За свои кинематографические заслуги он был в 1942 г. возведен в рыцарское достоинство.

 

Хичкок (Hitchcock) Альфред (1899–1980), англо-американский режиссер и продюсер.

Родился в Лондоне в семье бакалейщика. Родители Хичкока были строгими католиками, и он получил образование в колледже св. Игнатия, содержавшемся иезуитами. Однажды в детстве за мелкий проступок отец отвел его в местный полицейский участок и попросил там на несколько часов запереть мальчика в камере. Впоследствии Хичкок всю жизнь боялся полицейских и никогда не водил из-за этого машину; многие его фильмы играли на подсознательном страхе перед несправедливым обвинением и преследованием.

После колледжа он поступил в Инженерно-штурманскую школу, где изучал механику, акустику и навигацию. С 1915 г. работал в телеграфной компании, параллельно изучая живопись в Лондонском университете; вскоре его перевели на должность художника в рекламный отдел компании. Примерно в это же время он заинтересовался кинематографом.

В 1920 г. ему удалось устроиться дизайнером титров в лондонский филиал одной из голливудских компаний (будущей студии «Paramount»). Он вскоре возглавил отдел титров, а в 1923 г. у него появилась возможность попробовать себя в режиссуре, однако лента «Номер 13» осталась незаконченной из-за закрытия студии. Хичкок перешел работать к продюсеру Майклу Бэлкону, одному из родоначальников английского кинематографа.

Перепробовав профессии сценариста, художника кино и ассистента режиссера, он наконец снял свой дебютный фильм, совместную англо-немецкую постановку «Сад наслаждений» (1925). На предварительном студийном просмотре Бэлкон заметил, что по своим блестящим техническим качествам картина напоминает скорее американский, чем европейский фильм. В 1926 г. вышел фильм «Жилец» (1926), в котором Хичкок впервые обратился к жанру триллера и использовал для развития сюжета прежде всего визуальные средства.

Мерцание неоновой вывески в начале задавало нервный ритм всему фильму; зрительно были переданы такие эффекты, как беспокойные шаги жильца, отдающиеся этажом ниже, в комнате хозяев дома. И приемы, и темы этой картины предвосхитили в миниатюре все дальнейшее творчество Хичкока. Это был также первый фильм, в котором он сам появился в крошечной роли – «камео», – как он появлялся впоследствии почти во всех своих картинах, обычно придумывая для этого забавные ситуации.

Первая звуковая лента Хичкока – «Шантаж» (1929) – вначале снималась как немая; затем, когда в Америке было закуплено необходимое оборудование, решено было переснять часть сцен с синхронным звуком. Хичкок нашел ряд новаторских способов использования звука: так, для героини, случайно убившей человека ножом, в разговоре за завтраком слышно только одно слово – «… нож … нож...». Хичкок продолжал разрабатывать свою стилистику в детективе «Убийство» (1930) и в комедии «Пестро и странно» (другой перевод «Богатые и странные», 1932), в которой впервые и с блеском проявился его неповторимый черный юмор, ставший неотъемлемой чертой его творческого почерка.

Начиная с фильма «Человек, который слишком много знал» (1934), Хичкок почти никогда больше не отходил от жанра триллера. Он сознательно стремился развлекать, но не пассивно, а управляя с экрана эмоциями и чувствами зрителей, тонко рассчитывая каждую сцену для достижения максимального эффекта (саспенс). Картина «39 ступенек» (1935) до сих пор остается эталоном комедийного триллера, принося в жертву захватывающему сюжету правдоподобие, логику, связность повествования, но только выигрывая от этого. Высоко оцененный критиками по обе стороны океана, фильм пользовался также огромным коммерческим успехом. В 1939 г. Хичкок подписал контракт с Дэвидом О. Сэлзником и переехал работать в Голливуд.

Его первая американская картина, «Ребекка» (1940), была психологической драмой с элементами триллера и получила «Оскар» как лучший фильм года. В картине «Тень сомнения» (1943) Хичкок предпринял редкую для него попытку построения напряженного сюжета не столько на острых ситуациях, сколько на характерах персонажей; этот фильм он называл позднее своим любимым. Фильм «Завороженный» (1945) был детективом с фрейдистской подоплекой. Сцену сюрреалистического сна поставил для него Сальвадор Дали. В 1948 г. Хичкок снял свою первую цветную картину «Веревка». Ее действие было ограничено рамками одной комнаты, поэтому Хичкок решил использовать экспериментальный метод непрерывной съемки, снимая тщательно отрепетированные десятиминутные сцены и останавливая камеру лишь для того, чтобы зарядить новый рулон пленки.

1950-е гг. стали кульминацией его творчества, когда он снял ряд своих лучших картин: триллер «Окно во двор» (1954), все действие которого зритель видит через окно героя, наблюдающего за своими соседями; романтическую детективную комедию «Поймать вора» (1955), с яркими красками французской Ривьеры; черную комедию «Неприятности с Гарри» (1955) о попытках нескольких неловких персонажей избавиться от загадочного трупа; комедийный триллер «К северу через северо-запад» (1959), являющийся почти энциклопедией хичкоковского стиля. Провалившаяся в прокате, но высоко оцененная впоследствии рядом критиков, лента «Головокружение» (1958) была одной из самых индивидуальных работ Хичкока, но сильно пострадала из-за абсурдного сюжета и неубедительной игры актеров.

Единственный в его творчестве фильм ужаса «Психоз» (1960, номинация за режиссуру) был снят на небольшой бюджет, с использованием телевизионной техники, так как крупные студии отказались от столь жесткого материала. Фильм сделал Хичкока миллионером, и в дальнейшем он продюсcировал свои картины самостоятельно. «Птицы» (1963) предвосхитили популярную в 1970-е гг. тему столкновения человека с враждебными и необъяснимыми силами природы.

В 1979 г., незадолго до смерти, он получил орден Британской империи и рыцарский титул.

 

ü Выдающиеся актеры:

 

Оливье (Olivier) Лоренс (1907–1989), английский актер театра, кино и ТВ.

Родился в Доркинге (Англия). Сын сельского священника, он в 17 лет бросает занятия в Оксфорде и поступает в Школу дикции и драмы Элси Фогерти. Ко времени дебюта в фильме «Слишком много мошенников» (1930) успел сыграть множество ролей в различных театрах. В 1930-е гг. становится одним из наиболее известных «молодых любовников» своего времени. Сыграв в кино по обе стороны Атлантики более десятка ролей, добился крупного успеха в фильме «Грозовой перевал» (1939) У. Уайлера. В этой роли ему удалось передать контрастное соединение жесткости, порывистости, резкости, желания повелевать с чрезвычайной внутренней ранимостью и определенной тонкостью. Обыгрывание этого контраста, в большой мере присущего английскому национальному характеру, стало в дальнейшем одной из главных актерских красок Оливье.

В 40-е гг. актерским и режиссерским триумфом Оливье стала экранизация шекспировского «Генриха V» (1944), органично сочетающая театральные и кинематографические приемы. В дальнейшем он неоднократно обращался к киноверсиям Шекспира, таким как «Гамлет» (1948); «Ричард III» (1956); «Отелло» (1966), и каждый раз это было событием. Ключевым в современном репертуаре стало для него исполнение роли конферансье из мюзик-холла в фильме по пьесе Д. Осброна «Комедиант» (1959). Крах человека, неспособного на личностное «самостоянье», стал в исполнении Оливье метафорой социального краха целого поколения «промотавшихся отцов».

Один из наиболее признанных английских актеров, первый руководитель основанного в 1963 г. Национального театра, Оливье в 1947 г. был возведен в рыцарское достоинство, а в 1970 г. получил пожизненное пэрство.

 

Литература

 

1. Безелянский, Ю. Леденящие ужасы Альфреда Хичкока // Прекрасные безумцы: литературные портреты / Юрий Безелянский. – М.: Радуга, 2005. – С. 217–237.

2. Жежеленко, М. Мир Альфреда Хичкока / Марина Жежеленко, Борис Рогинский. – М.: Новое лит. обозрение, 2006.– 288 с.: ил. – (Кинотексты).

3. Корда, Майкл. Ослепительная жизнь [Электронный ресурс] / пер. с англ. М. Теракопян. – Режим доступа: http://old.kinoart.ru/1998/3/28.html.

4. Трюффо, Ф. Хичкок / Трюффо / Франсуа Трюффо; пер. с фр. – М.: Эйзенштейн-центр, 1996. – 224 с. – (Б-ка Киноведческих записок). В Интернете: http //kinomag.ru/author_auz348.html/

5. Хаакман, А. С Хичкоком над пропастью // По ту сторону зеркала: кино и вымысел / Антон Хаакман; пер. с нидерл. И. Лесковой; под ред. Б. Филановского.– СПб.: Изд-во Ивана Лимбаха, 2006. – С. 191–226.

 

Видеопрактика

 

1. Фрагменты из передачи цикла «Легенды мирового кино» (Телеканал «Культура»): Альфред Хичкок; Лоренс Оливье.

2. Фрагменты из х/ф: А. Хичкока «Головокружение» (1958); «Психоз» (1960); «Птицы» (1963).

3. Фрагмент из х/ф «Леди Гамильтон» (1941) / А. Корда.

4. Фрагменты из д/ф «История английского кино от Стивена Фрирза» (1995) / Майк Дибб, Стивен Фрирз.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 616; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.253.195 (0.015 с.)