Раздел 1. Особенности языка киноискусства 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел 1. Особенности языка киноискусства



Характеристика основных элементов языка кино: изображение, цвет и звук, композиция, кадр, ракурс, план, виды передвижения съемочного аппарата, монтаж. Виды монтажа.

 

Раздел 2. Организационная структура кинопроцесса

 

Киногруппа. Киностудия. Кинопроцесс. Основные кинематографические профессии: режиссер, продюсер, сценарист, оператор, композитор, художник, актер. Выдающиеся представители кинематографических профессий: сценаристы (Чарли Кауфман, Юрий Арабов, Тонино Гуэрра); операторы (Эдуард Тиссэ, Сергей Урусевский, Павел Лебешев Вадим Юсов); композиторы (Сергей Прокофьев, Дмитрий Шостакович, Исаак Дунаевский, Андрей Петров, Исаак Шварц, Нино Рота, Мишель Легран, Франсис Лей, Энио Морриконе).

 

Тема 2.Виды и жанры современного киноискусства

Виды кино: документальное, художественное, анимационное, научно-популярное. Жанры художественного кино. Жанры документального кино. Жанры анимационного кино.

 

 

Часть II. История кино

Тема 1.1895–1919 гг.: Поиски киноязык а

Раздел 1. Первые шаги европейского кино

Кино как дитя научно-технического прогресса. Рождение кино. Первый публичный киносеанс. Братья Огюст и Луи Люмьер. Жорж Мельес.

Раздел 2. Кинематограф США: 1895–1919 гг.

Томас Алва Эдисон. Дэвид Уорк Гриффит. Организационная структура американского кинематографа. Голливуд как новый центр кинопромышленности. Крупнейшие голливудские киностудии. «Киномоголы». Система «звезд».

Раздел 3. Начало кинематографа в России

 

Три этапа раннего периода истории отечественного кино. Александр Ханжонков. Яков Протазанов. Звезды российского немого кино. Начало государственного строительства в области кино.

 

Тема 2. 1920-е: Время, вперед!

Раздел 1. Рождение и взлет советского кино

Русский революционный киноавангард. Творчество Сергея Эйзенштейна, Всеволода Пудовкина, Александра Довженко, Льва Кулешова, Абрама Роома, Дзиги Вертова. ФЭКС (Григорий Козинцев, Леонид Трауберг).

 

Раздел 2. Экспериментаторство в Европе

Французское кино 20-х годов: Луи Фейад, Карл Дрейер, Абель Ганс. Два этапа французского киноавангарда. Сюрреализм в кино. Творчество Луиса Бунюэля и Карлоса Сауры. Немецкий киноэкспрессионизм.ТворчествоФридриха Вильгельма Мурнау.

Раздел 3. Американское кино 20-х годов

Творчество Р. Флаэрти и визуальная антропология. Эрих Штрогейм и его фильм «Алчность». Чарльз Спенсер Чаплин и Джеральдина Чаплин. Великие комики американского кино: Макс Линдер, братья Маркс, Гарольд Ллойд, Бастер Китон. Первый звуковой фильм.

Тема 3. 1930-е: Опасная игра

Раздел 1. Золотой век Голливуда

Начало эры звукового кино. Цветное кино. «Производственный кодекс» (Кодекс Хейса). Новая жизнь вестерна. Мюзикл. Фильм «Унесенные ветром». Режиссеры: Джон Форд, Фрэнк Капра. Звезды американского кино: Фред Астер, Грета Гарбо, Джуди Гарленд, Кларк Гейбл, Кэри Грант, Марлен Дитрих, Дина Дурбин, Бетт Дэвис, Лайза Миннелли, Вивьен Ли, Джон Уэйн, Генри Фонда, Джин Харлоу.

Раздел 2. Европейское кино

Французское кино. Поэтический реализм. Режиссеры: Жан Ренуар, Жан Виго, Рене Клер, Марсель Карне. Жан Габен. Кинематограф Великобритании. Режиссеры: Александр Корда, Альфред Хичкок. Лоренс Оливье. Фриц Ланг. Немецкое кино Третьего рейха. Лени Рифеншталь. Эмиль Яннингс. Марика Рёкк.

 

Раздел 3. Веселые дни советского кино

Система жанров. Историко-революционный фильм. Музыкальная комедия. Режиссеры: Григорий Александров, Иван Пырьев. Актеры: Николай Крючков, Марина Ладынина, Любовь Орлова, Фаина Раневская, Валентина Серова, Сергей Столяров, Людмила Целиковская.

 

Тема 4. 1940-е: Глубина резкости. 1950-е: Конец невинности

Раздел 1. Европа: Новые реалии и старые традиции

История Международного кинофестиваля в Каннах. Итальянский неореализм. Авторский кинематограф. Творчество Федерико Феллини, Лукино Висконти, Микеланджело Антониони, Пьер Паоло Пазолини. Творческий путь братьев Витторио и Паоло Тавиани. Авторское кино Франции: Жан Кокто, Робер Брессон, Жак Тати. Ингмар Бергман.

 

Раздел 2. Голливуд: «Охота на ведьм» и широкий экран

«Гражданин Кейн» Орсона Уэллса. Начало телевизионной эпохи. Широкоэкранное кино. «Черный» фильм (нуар). Режиссеры: Билли Уайлдер, Элиа Казан. Революция в актерской игре: Джеймс Дин, Марлон Брандо, Хамфри Богарт, Кэтрин Хепберн, Одри Хепберн, Ингрид Бергман.

 

Раздел 3. СССР: период «малокартинья». Мировой дебют японского кино

Постановления Оргбюро ЦК ВКП(б) от 14 августа 1946 г. «О журналах «Звезда» и «Ленинград» и его влияние на развитие кинематографа. Начало международного признания японского кино. Творчество Акиры Куросавы, Кэндзи Мидзогути, Ясудзиро Одзу, Нагисы Осимы.

 

Тема 5. 1960-е: Прекрасный бунт

Андре Базен и «Кайе дю синема». «Новая волна» (1958–1968). Творчество Франсуа Трюффо, Жан-Люка Годара, Алена Рене. Актеры: Жанна Моро, Жан-Луи Трентиньян. СССР: кинематограф оттепели. «Новая волна» грузинского кино. Творчество Михаила Ромма, Марлена Хуциева, Андрея Тарковского, Отара Иоселиани.

Кино стран Центральной, Восточной Европы и Балканского полуострова. Творчество Кшиштофа Кесьлевского, Золтана Фабри, Веры Хитиловой.

 

Тема 6. 1970-е: Ночи в стиле буги. 1980-е: Роскошь из пластмассы

«Третья электронная – видеокассетная – революция» и ее влияние на кинематограф. Блокбастер. Творчество Вуди Аллена, Вима Вендерса, Алексея Германа, Сергея Параджанова, Райнера Вернера Фассбиндера, Вернера Херцога.

 

Тема 7. 1990-е: Возможно все

Транснациональный характеркинопроизводства. Усиление восточного влияния в сфере развлечений, в том числе кинематографических. Цифровые технологии. Эстетическая революция в кино, инициированная постмодернистскими идеями. «Догма-95». Французское «необарокко»: Жан-Жак Бенекс – Люк Бессон – Леос Каракс. Британский новый авангард: Питер Гринуэй, Дерек Джармен. Творчество Педро Альмодовара, Дэвида Линча, Киры Муратовой, Александра Сокурова, Ларса фон Триера. Символ кино 90-х: Квентин Тарантино.

 

Тема 8. 2000-е: Игра по правилам. Кино XXI века

Электронный кинематограф. Триумф кинематографа Юго-Восточной Азии. Фестивальное движение в российском кино. Процессы глобализации и их влияние на кинопроцесс. Творчество Алексея Балабанова, Вонг Карвая, Ким Ки Дука, Такеси Китано, Франсуа Озона, Михаэля Ханеке.


Принятые сокращения

А/ф – анимационный фильм

Д/ф – документальный фильм

Х/ф – художественный фильм

 

 

Конспект лекций

Введение. Основы киноискусства

Основные тезисы

1. Определение. Этимология основных терминов. Синонимический ряд .

ü Синонимический ряд: кино; киноискусство; кинематограф; синематограф; кинематография; кинопроцесс; кинофестиваль и т. п.

ü Этимология основных терминов: в основе греческое слово «ксинема» – движение.

ü Определение из самого авторитетного источника: Кино: энциклопедический словарь / гл. ред. С. И. Юткевич. – М.: Сов. энциклопедия, 1987. – 640 с., 96 л. ил.

– Кино – широко распространенное сокращенное название киноискусства, кинематографии или кинотеатра.

– Кинематография отрасль культуры и экономики, осуществляющая производство фильмови показ их зрителю.

– Киноискусство – вид художественного творчества, сформировавшийся на технической основе кинематографии. Важнейшая составная часть искусства экрана, включающая производство, основанное на средствах аудиовизуальной коммуникации: ТВ, видеокассетах, CD, DVD и др. носителях, которые могут служить формами распространения фильмов.

2. Границы основного объекта курса .

Из тысяч произведений кинематографа: 95% – визуальные продукты; 5% – кинофильмы, заслуживающие внимания, из них 1% – произведения киноискусства. 95% фильмов относятся к мейнстриму. Мейнстрим(от англ. – основной поток, основное течение) – набор принятых, широко употребляемых, официальных культурных стандартов. Это понятие применяется к наиболее массовым сегментам культуры – кино и поп-музыке. К мейнстриму относятся фильмы категории «А».

В России, по мнению одного из ведущих российских культурологов и киноведов К. Э. Разлогова «лишь 3-4 процента населения воспринимают кино как искусство, – так во всем мире. Большинство же видит в кинематографе в первую очередь модели поведения, опыт и образцы жизни. Сегодня зрители получают эти модели из сериалов, которые идут параллельно – по четыре-пять – в одно и то же время в прайм-тайм. Добавьте к этому, что качественный негламурный кинематограф практически ушел и из кинотеатров. У нас ведь, можно сказать, нет альтернативной системы кинопоказа. И это в одной из самых образованных стран мира! Интеллектуальное кино можно посмотреть только после позднего прайм-тайма, глубокой ночью.

Темы и проблемы, которыми реально живут люди, на экраны не попадают. В упрощенном виде, в обертке комикса они сейчас перекочевали даже не в сериалы, а в ситкомы: там непростые отношения с работодателями, издержки успеха, сильнейшее переживание чувства несправедливости. А где в кино обсуждение целого ряда вещей, связанных с теми ценностными драмами, что разъедают наше общество? Например, недоверие всех ко всем, или острейшим образом переживаемое социальное неравенство, или межнациональная неприязнь?» (Разлогов, К. Э. Вывозу не подлежит: отечественное кино и мировой контекст // Искусство кино. – 2006. – №7. – С. 64–70).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 916; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.0.192 (0.017 с.)