Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Раздел 1. Рождение и взлет Советского киноСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Основные тезисы Первые творческие взлеты советского кино. Фильмы: «Красные дьяволята» (1923) / Иван Николаевич Перистиани; (Это интересно: в 1967–1971 гг. три фильма о «неуловимых мстителях» / Э. Г. Кеосаян); «Необычайные приключения мистера Веста в стране большевиков» (1924) / Лев Владимирович Кулешов. В обоих фильмах – влияние американских вестернов. ü Лев Владимирович Кулешов – режиссер и теоретик киноискусства; фильм «Необычайные приключения…» – манифест кулешовской киношколы: динамичный монтаж и акробатическая выучка актеров; из его школы вышли знаменитые актеры и режиссеры: Александра Хохлова, Всеволод Пудовкин, Борис Барнет, Леонид Оболенский. Русский революционный киноавангард: «Большая пятерка советского кино: С. Эйзенштейн, Вс. Пудовкин, Л. Кулешов, Д. Вертов, А. Роом. Авангард (фр. avant-garde = передовой отряд) – течение в кинематографе, тесно связанное с новаторскими тенденциями, получившими развитие в европейском театре, живописи и литературе 1920-х гг. во Франции, Германии и России. Русский авангард был тесно связан с общим подъемом искусства после Октябрьской революции и отличался разноплановостью. Поиски велись как в сфере кинодокументализма (фильмы Дзиги Вертова), так и в игровом кинематографе, явно отмеченном влиянием театра (ФЭКС, фильмы Г. Козинцева и Л. Трауберга). Многие видные режиссеры снимали подчеркнуто политически ангажированные ленты, причем в самых разных жанрах – историко-революционном (С. М. Эйзенштейн, А. Довженко), комедийном (Л. Кулешов). Деятели русского авангарда, в дальнейшем выросшие в крупнейших советских кинохудожников, оставили неоценимое теоретическое наследие. ü Сергей Михайлович Эйзенштейн (1898–1948) – флагман русского революционного киноавангарда; кинорежиссер и теоретик киноискусства. Вехи биографии: ü 1915: окончил Рижское реальное училище; ü 1915–1917: учеба в Институте гражданских инженеров в Петрограде; ü 1917: призван на военную службу; ü 1918: вступает в ряды Красной Армии; ü 1921–1922: слушатель и режиссер-стажер Государственных высших режиссерских мастерских под руководством В. Э. Мейерхольда; ü 1922–1923: руководитель театральных мастерских Пролеткульта; ü 1923: первый фильм «Дневник Глумова»;творческий манифест «Монтаж аттракционов»: обоснование метода воздействия на публику с помощью цирковых, эстрадных приемов, а также плаката и публицистики; ü 1924–1927: условная революционная кинотрилогия: «Стачка», «Броненосец Потемкин» (1925),«Октябрь»; складывается собственный стиль, характерные черты которого: метафоричность, экспрессия, тяга к символической образности; благодаря монтажно-образному кинематографу кино стало искусством; в центре картин – революционные массы; «кинематограф масс»; ü фильмы: «Старое и новое» (1929) и «Бежин луг» (1935–1937) – переход от идеи «монтажа аттракционов» к «монтажу мыслей», оформленной в теории «интеллектуального кино»; ü 1929–1932: командирован за границу (вместе с Г. Александровым и Э. Тиссэ), сначала в Западную Европу, а затем в США; ü в рамках социалистического реализма: фильм «Александр Невский» (1938): жанр биографического патриотического фильма (оператор – Эдуард Тиссэ; композитор – С. С. Прокофьев); ü 1938–1948: «новое кино»: интеллектуально и философски показывать реальность не во внешнем, а во внутреннем измерении; «Иван Грозный» (первая серия – 1945, вторая серия – 1958). ü Всеволод Илларионович Пудовкин (1893–1953) – режиссер, актер, сценарист, художник; создатель, как и С. М. Эйзенштейн, историко-революционного эпоса; условная революционная трилогия (вершина творчества): «Мать» (1926); «Конец Санкт-Петербурга» (1927); «Потомок Чингис-хана» (1928); «эпос с человеческим лицом»: отличие Пудовкина от других мастеров монтажно-поэтического кинематографа 1920-х гг. – в индивидуализированном (а не только типажном) показе героев на экране, внимательной работе с актерами, тщательной проработке деталей в кадре. (Это интересно: еще одна экранизация романа А. М. Горького «Мать»: режиссер Глеб Панфилов, 1990). ü Александр Петрович Довженко (1894–1956)–сценарист, режиссер, актер, художник; в кино пришел из живописи; драма взаимоотношений человека с природой – определяющий мотив творчества; создатель «поэтического кино»; первая авторская работа – кинопоэма «Звенигора» (1928); фильм «Арсенал» (1929); вершина творчества – «Земля» (1930): пафос сотворчества человека и природы, действия по ее законам, а не насилия над ней определил внутреннюю гармонию фильма. ü Дзига Вертов (Денис Аркадьевич Кауфман) (1896–1954): игровое кино – фикция; идеи и формулы: «киноглаз» (с помощью оптических и технических возможностей «киноглаз» видит жизнь глубже и точнее, чем глаз невооруженный), «жизнь врасплох», «мир без игры»; группа «киноков»; фильмы: «Кино-Глаз» (1924), «Человек с киноаппаратом» (1929), «Симфония Донбасса» (1930), «Три песни о Ленине» (1934).
Советское кино после Гражданской войны: Два главных киноцентра: Москва (две кинофабрики «Совкино» и «Межрабпом»); Ленинград («Севзапкино», ныне – «Ленфильм»); фильмы на современную тематику; главные враги в картинах – буржуи-нэпманы; ü Борис Васильевич Барнет (1902–1965) – режиссер, актер; мастер сатирической комедии со склонностью к буффонаде, с проявлением лиризма и мягкого юмора; фильмы: «Девушка с коробкой» (1927); «Дом на Трубной» (1928); «Окраина» (1933); «Подвиг разведчика» (1947). ü Абрам Матвеевич Роом (1894–1976) –режиссер, сценарист, актер, композитор; свое направление в кино: главное – актер (театральный), психологизм, бытописательство = гиперреализм; родоначальник эротического кино и предтеча итальянского неореализма; фильмы: «Третья Мещанская» (1927), автор сценария – Виктор Шкловский (Это интересно: римейк «Треьей Мещанской» – фильм Петра Тодоровского «Ретро втроем», 1998); «Привидение, которое не возвращается» (1929); «Строгий юноша» (1936), автор сценария – Юрий Олеша; «Гранатовый браслет» (1969). ü Ленинград: КЭМ (Киноэкспериментальная мастерская): Фридрих Маркович Эрмлер: (1898–1967)фильмы о криминальном дне северной столицы; ü Григорий Михайлович Козинцев (1905–1973), Леонид Захарович Трауберг (1902–1990): ФЭКС (Фабрика экцентрического актера): Янина Жеймо, Сергей Герасимов. Олег Жаков; фильмы: (совместно): шедевр «Шинель» (1926); «Новый Вавилон» (1929); «Одна» (1931); историко-революционная эпопея = трилогия о Максиме – «Юность Максима» (1935), «Возвращение Максима» (1937), «Выборгская сторона» (1939); Козинцев Г. М. (один): «Дон-Кихот» (1957), «Гамлет» (1964), «Король Лир» (1970); Трауберг Л. З. (один): «Мертвые души» (1960), «Вольный ветер» (1961), «Крепостная актриса» (1963).
Литература
1. «Арсенал»: [кн.-альбом о фильме А. Довженко] / сост. Ю. И. Солнцева и Л. И. Пажиткова. – М.: Искусство, 1977. – 247 с.: ил. – (Шедевры советского кино). 2. Аронсон, О. Эйзенштейн // Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура ХХ века / под ред. В. В. Бычкова. – М.: Российская политич. энциклопедия (РОСПЭН), 2003. – С. 507–509. 3. Багров, П. Киномастерская ФЭКС // Киноведческие записки. – 2003. – №63. – С. 226–242. 4. Безелянский, Ю. Броненосец «Эйзенштейн» // Прекрасные безумцы: литературные портреты / Юрий Безелянский. – М.: Радуга, 2005. – С. 177–216. 5. Босенко, В. Эйзенштейн // Искусство. – 2002. – №16 (256). – 16–31 августа. – С. 4–7. 6. Виноградов, В. Теория Эйзенштейна в контексте постмодернистской стратегии // Киноведческие записки. – 2004. – №68. – С. 109–116. 7. Витте, Г. Проза теории: о биографии Сергея Эйзенштейна, написанной Виктором Шкловским / пер. с нем. О. Штокмайер // Советское богатство: ст. о культуре, литературе и кино: к шестидесятилетию Ханса Гюнтера / под ред. М. Балиной, Е. Добренко и Ю. Мурашова. – СПб.: Академический проект, 2002. – С. 328–341. 8. Гращенкова, И. Двойной портрет: Борис Барнет – Абрам Роом // Киноведческие записки. – 2002. – №61. – С. 102–105. 9. Гращенкова, И. Абрам Роом / Ирина Гращенкова. – М.: Искусство, 1977. – 246 с.: ил. – (Мастера советского театра и кино). 10. Громов, Е. Лев Владимирович Кулешов / Е. Громов. – М.: Искусство, 1984. – 321 с.: ил. – (Жизнь в искусстве). 11. Двадцатые годы // История отечественного кино: учеб. / отв. ред. Л. М. Будяк. – М.: Прогресс-Традиция, 2005. – Гл. 4. – С. 63–204. 12. Довженко, А. П. «Я принадлежу к лагерю поэтическому…»: ст., выступления, заметки / А. П. Довженко; сост. Ю. И. Солнцева. – М.: Сов. писатель, 1967. – 404 с.: ил. 13. Зоркая, Н. М. Черно-белые, с красным флагом двадцатые. Пестрые комсомольские двадцатые: новый быт // История советского кино / Н. М. Зоркая. – СПб.: Алетейя, 2005. – Гл. 2. – С. 133–180. 14. Зоркая, Н. Брак втроем – советская версия: «Третья Мещанская» / А. Роом [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://old.kinoart.ru/1997/5/28.html. 15. Иванов, Вяч. Вс. Эстетика Эйзенштейна // Избранные труды по семиотике и истории культуры. Т.1 / Вяч. Вс. Иванов. – М.: Языки русской культуры, 1999. – С. 143–378. 16. Караганов, А. В. Всеволод Пудовкин / А. В. Караганов. – М.: Искусство, 1973. – 232 с.: ил. 17. Кукуй, И. «Жестокий талант» Сергея Эйзенштейна: три источника и три составные части // Советское богатство: ст. о культуре, литературе и кино: к шестидесятилетию Ханса Гюнтера / под ред. М. Балиной, Е. Добренко и Ю. Мурашова. – СПб.: Академический проект, 2002. – С. 295–315. 18. Кулешов, Л. В. Собрание сочинений. В 3 т. Т. 1. Теория. Критика. Педагогика / Л. В. Кулешов. – М.: Искусство, 1987. – 448 с.: ил. 19. «Мать»: [кн.-альбом о фильме Вс. Пудовкина] / сост. Н. А. Глаголева. – М.: Искусство, 1975. – 263 с.: ил. – (Шедевры советского кино). 20. Марголит, Е. Советское киноискусство. Основные этапы становления и развития: краткий очерк истории художественного кино // Киноведческие записки. – 2004. – №66. – С. 125–208. 21. Мусский, И. А. 100 великих отечественных кинофильмов / И. А. Мусский. – М.: Вече, 2005. – 480 с. – (100 великих). 22. Подорога, В. Материалы к психобиографиии С. М. Эйзенштейна // Авто-био-графия. К вопросу о методе: тетради по аналитической антропологии / под ред. В. Подороги. – М.: Логос, 2001. – №1. – С. 11–140. 23. Рошаль, Л. Дзига Вертов / Л. М. Рошаль. – М.: Искусство, 1982. – 264 с. – (Жизнь в искусстве). 24. Садуль, Ж. Броненосец «Потемкин» // Садуль. Ж. Всеобщая история кино. Т. 4 (Первый полутом): Послевоенные годы в странах Европы 1919–1929 / Жорж Садуль; пер. с фр. – М.: Искусство, 1982. – С. 348–388. 25. Садуль, Ж. Начало творчества Пудовкина и Довженко. Фильмы 1926–1930 годов // Садуль. Ж. Всеобщая история кино. Т. 4 (Второй полутом): Голливуд и конец немого кино 1919–1929 / Жорж Садуль; пер. с фр. – М.: Искусство, 1982. – С. 437–475. 26. Уленбрух, Б. Инсценировка мифа: о фильме С. Эйзенштейна «Александр Невский» / пер. с нем. И. Кукуя // Советское богатство: ст. о культуре, литературе и кино: к шестидесятилетию Ханса Гюнтера / под ред. М. Балиной, Е. Добренко и Ю. Мурашова. – СПб.: Академический проект, 2002. – С. 316–327. 27. Шкловский, В. Эйзенштейн / В. Шкловский. – М.: Искусство, 1976. – 296 с. – (Жизнь в искусстве). 28. Эйзенштейн, С. М. Психологические вопросы искусства / С. М. Эйзенштейн; сост. Е. Басин. – М.: Смысл. 2002. – 335 с.: ил. 29. Эйзенштейн о Мейерхольде, 1919–1945 / сост. В. В. Забродина. – М.: Новое лит. обозрение, 2005. – 352 с.: ил. 30. Энциклопедия для детей. Т. 7. Ч. 3: Музыка. Театр. Кино / гл. ред. В. Володин. – М.: Аванта+, 2004. – С. 416–599.
Видеопрактика
1. Отрывок из передачи «Эксперимент, понятый миллионами» цикла «От киноавангарда к видеоарту» (Телеканал «Культура»). 2. Фрагмент из д/ф «Горе уму, или Эйзенштейн и Мейерхольд: двойной портрет в интерьере эпохи» (2003) / режиссер – Галина Евтушенко; текст – Лев Рошаль. 3. Фрагмент из д/ф «Русская идея: история русского кино от Сергея Сельянова» (1995) / режиссер – Сергей Сельянов; текст – О. Ковалов. 4. Фрагменты из х/ф: «Броненосец «Потемкин»; «Александр Невский»; «Иван Грозный» / С. М. Эйзенштейн; «Земля» / А. Довженко; «Интервенция» (1968); «Возвращение «Броненосца» (1996); / Г. Полока; «Гамлет» / Г. Козинцев. 5. Отрывки из передач цикла «Легенды мирового кино» (Телеканал «Культура», 2004–2005): Абрам Роом; Дзига Вертов; Николай Черкасов; Ольга Жизнева; Борис Чирков; Серафима Бирман. 6. Отрывок из передачи «Н. Черкасов – любимый актер Сталина» цикла «Культурный слой» (Телеканал «5», 2007). 7. Отрывки из передач цикла «Острова» (Телеканал «Культура», 2004–2005): Вс. Пудовкин; Г. Козинцев. 8. Фрагменты из д/ф: «Человек с киноаппаратом» (1929) / Дзига Вертов; 9. Фрагмент из д/ф «Все Вертовы» (2002) / В. Непевный. 10. Фрагмент из д/ф «Борис Барнет: легенда о режиссере»(2006) / А. Разумовский-мл.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 646; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.219.221 (0.008 с.) |