Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Документы личного происхождения и периодическая печать Советского периодаСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Периодическая печать сохранила значение важнейшего вида исторических источников и в советское время. Она представляет собой средство массовой информации и пропаганды, выпускаемое в определенные промежутки времени. При подготовке этой темы студентам следует охарактеризовать своеобразие периодической печати как исторического источника, выделив при этом: особую информационную функцию, сложную структуру, жанровое своеобразие, которое заключается в том, что она содержит информационные, аналитические, художественно-публицистические материалы. Особенностью советской периодической печати были своеобразные отношения власти и печати. Следует заметить, что пресса никогда не была свободной, она всегда выполняла социальный заказ. Однако монополия КПСС на прессу, существовавшая в советское время, привела к тому, что одним из главных средств массовой информации стало умолчание, а все издания стали серыми и одноликими. Контроль за выполнением политических установок осуществлялся при помощи цензуры на всех уровнях. Периодическая печать превратилась в орган, обслуживающий текущие задачи партии, ее политические кампании. С середины 30-х годов обязательным элементом любого пропагандистского материала становится славословие руководителей партии и государства. Студенты должны себе четко представлять систему советской официальной периодической печати, которая включала: - партийную печать центрального, республиканского и местного уровней; - советскую прессу (органов Советов депутатов трудящихся СССР); - печать общественных организаций (газеты и журналы профсоюзов, комсомола, творческих союзов, кооперации); - научные издания союзной и республиканских академий наук, отраслевых академий и вузов. В источниковедении выработана методика источниковедческого анализа периодической печати. Она предполагает следующие этапы работы историка: - определение политической направленности печатного органа; - степень и характер зависимости редакции от властных, общественно-политических, коммерческих структур; - изучение истории возникновения органа прессы, организации редакционной работы и авторского состава; - выявление источников информации; - критический анализ содержания (который предполагает не просто сопоставление изучаемых текстов с другими видами источников, но и изучение стенограмм редколлегий, отчетов редакций с анализом работы и т. п.). Кроме того, восприятие журналистского текста неизбежно зависит от идеологических, этнических, культурно-исторических установок исследователя. Вместе с тем историк испытывает на себе воздействие журналистского образа. Студенты должны дать характеристику основным жанрам периодической печати, отметив, что в информационной заметке комментарий предельно сжат, нет оценок сообщаемых фактов, но подбор материалов отражает идеологическую установку. Среди других жанров информационной группы - отчет, репортаж, интервью. К аналитическим относятся корреспонденции, рецензии, статьи, к художественно-публицистическим - очерк, фельетон, памфлет. Развитие публицистики было тесно связано с периодической печатью, т. к. основные публицистические произведения (памфлет, фельетон, пародия, открытое письмо и т. д.) публиковались преимущественно на страницах газет и журналов. Публицистика отражает личное отношение автора к общественным проблемам. Роль публицистики в различные периоды истории советского общества была различной. 1917 г. и первое послереволюционное время были насыщены публицистической полемикой. Авторами публицистических произведений являлись преимущественно лидеры политических партий, выступавшие с развернутыми аргументациями в пользу тех или иных программных требований своей партии. Следующий этап - публицистика периода гражданской войны и НЭПа. Постепенно наблюдается сужение спектра проблем, доступных публицистическому осмыслению. В период Великой Отечественной войны публицистика получила патриотическую направленность. В 50-60-е годы публицистика сосредотачивалась на хозяйственных вопросах, тяжелой жизни деревни. В 70-80-е годы формируется «фельетонный» характер советской публицистики. Однако в целом, она была невыразительной и однотипной. Вместе с тем с 50-х годов происходит формирование феномена «самиздата», который представлял собой способ неподцензурного распространения идей и информации. Основная масса самиздатовской продукции – это литературные и публицистические произведения, воспоминания, письма-обращения, листовки. Среди авторов - И. А. Бродский, С. Гинзбург, Дж. Оруэл, А. Платонов, А. Д. Сахаров и др. Настоящие «публицистические бури» начались с конца Советская эпоха оказала сильное влияние на отечественную мемуарную литературу. Ее особенностями стали: - идеологическая заданность; - стандартизация набора тем и сюжетов; - оттеснение личных переживаний автора на второй план описанием событий и деятельности группы лидеров; - акцентирование «образа врага»; - сознательное умолчание; - особая роль подтекста. Мемуарам как и прежде было присуще сочетание личностного восприятия и элементов документальности. Вместе с тем для них характерны исповедательность, обвинительность и оправдательность. В процессе работы с мемуарами возникает проблема их классификации в соответствии с теми или иными принципами (по тематически-хронологическому, по разновидностям, по происхождению и социальному составу авторов). Студенты должны привести основные группы каждой из данных классификаций и проанализировать их. К документам личного происхождения следует отнести и дневниковые записи. Для них характерны те же особенности, что и для мемуарной литературы, но есть и отличия, это прежде всего: - непредназначенность ряда дневников для печати; - исповедальный характер дневников; - строгая фиксация хронологии в части дневников. Выделяют несколько типов дневников: - по наличию или отсутствию датировки; - по регулярности записей; - по объему; - по продолжительности описываемого события (походный дневник, записки путешественника и т. п.). Особую группу представляют дневники, перерастающие в жанр литературы. Уникальным видом исторических источников советского времени стали письма. В новейшее время они выполняли несколько функций: коммуникативную, обеспечивали обратную связь по линии: «человек - общество - власть». Наиболее распространенная классификация писем предполагает выделение следующих групп: - письма как разновидность делопроизводственных документов (послания в государственные и общественные учреждения; письма известным государственным деятелям, ученым, творческим работникам; переписка государственных деятелей, известных ученых, работников культуры и искусства); - письма как газетный мир (публикации писем и «редакционная почта» - архивы неопубликованных писем); - письмо как литературное произведение; - частная переписка. При раскрытии данного вопроса важно остановиться на том, что письма располагают зачастую уникальной информацией, но работа с ними осложнена рядом обстоятельств: - заданной субъективностью; - рассеянностью писем по архивам, музеям, коллекциям; - редкой устойчивостью комплексов писем; - официальной цензурой в военное время; - краткосрочностью хранения писем в государственных и общественных учреждениях. Следует также указать на то, что Истпарт при ЦК ВКП(б), Институт марксизма - ленинизма при ЦК КПСС проводили определенную работу по сбору, классификации, хранению и изданию источников личного происхождения. Однако при этом прослеживалась опять-таки идеологическая заданность тематики: хранились и систематизировались, издавались только материалы определенного круга лиц, принадлежащего к правящей партии. Кроме того, для текстов XX в. вполне применим традиционнейший источниковедческий принцип проверки достоверности сведений документа путем использования других документов. Этот метод часто называют методом перекрестной проверки источников. Следует также заметить, что положение с источниками по советской истории в настоящее время изменилось кардинально: в середине 1991 г. в государственных архивах России хранилось 93 млн. архивных дел, а в 1995 - около 250-280 млн. Историки впервые получили возможность исследовать документы правящих органов страны, основных политических, идеологических и карательных ведомств. Но не все документы пока доступны, например, важнейшие материалы Архивы Президента Российской Федерации. Серьезной научной проблемой остается изучение советских источников, методики их источниковедческого анализа. Вопросы 1. 1. Особенности документов личного происхождения советского времени. 2. 2. Периодическая печать и публицистика. 3. 3. Воспоминания, дневники, частная переписка. Литература и источники 1. 1. Актуальные проблемы советского источниковедения: Круглый стол // История СССР.– 1989.– № 6.– С. 36–91. 2. 2. Горяева Т. М. Журналистика и цензура: По материалам советского радиовещания 20-30-х годов. Источниковедческий аспект // История СССР.– 1990.– № 4.– С. 112–123. 3. 3. Горяева Т. М. Радиогазета 20-30-х гг. как исторический источник // История СССР.– 1984.– № 1.– С. 121–125. 4. 4. Данилов В. П., Якубовская С. И. Источниковедение и изучение истории советского общества // Вопросы истории.– 1961.– № 5. 5. 5. Дергачева Л. Д. Источниковедческое исследование периодики и теория управления // Вестник МГУ.– Серия 8.– 1996.– № 4. 6. 6. Знанецкий Ф. Мемуары как объект исследования // Социологические исследования.– 1989.– № 1. 7. 7. Иголкин А. Пресса как оружие власти // Россия. XXI век.– 1995.– № 11-12. 8. 8. Из переписи А. М. Горького (1930-1935 гг.) // Известия ЦК КПСС.– 1991.– № 8.– С. 152–156. 9. 9. Искандеров А. А. Воспоминания Н. С. Хрущева как исторический источник // Вопросы истории.– 1995.– № 5 - 6.– 10. 10. Керенский А. Ф. Россия на историческом повороте: Мемуары.– М., 1993. 11. 11. Кузнецов И. В., Фингерит Е. И. Газетный мир Советского Союза: Аннотированный указатель.– М., 1972; 1976. 12. 12. Манидов В. М. Кинодокументы как исторический источник // Отечественная история.– 1992.– № 3. 13. 13. Урсу Д. П. Методологические источниковедческие проблемы устной истории // Источниковедение отечественной истории. 1989.– М., 1989. 14.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 921; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.171.43 (0.007 с.) |