Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Периодическая печать в XVIII - начале XX вв.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Первые газеты были рукописного характера и появились в XVII в. Они назывались «Вестовые письма» или «Куранты». Они составлялись при дворе московских царей и предназначались для внутреннего потребления. Студенты должны проанализировать функции, которые выполняли первые периодические издания, их особенности. При этом следует отметить, что сначала все периодические издания принадлежали казне и были сосредоточены в Москве и Петербурге. В силу этого вся периодическая печать находилась под контролем государства. В XVIII в. издавались газеты и журналы. Следует дать определение этим видам периодических изданий. Важно отметить, что отличие между газетами и журналами заключается не только в периодичности выходов, но и в их содержании, и их главных задачах. При ответе на первый вопрос следует охарактеризовать первую газету «Ведомости» и первый русский литературный и научно - популярный журнал - «Исторические, генеалогические и географические примечания в Ведомостях», выделить наиболее длительные издания из газет. Необходимо отметить время и место издания первого провинциального журнала - «Уединенный пошехонец». Во второй половине XVIII в. широкую редакционно-изда-тельскую работу проводил Н.И. Новиков. Его журналы «Трутень» (1769 - 1780), «Живописец» (1772 - 1773) отразили тенденцию к сращиванию публицистики с периодической печатью. Следует остановиться на том, что расцвет русской прессы, развитие частной печати связаны с именем Екатерины II. Формой пропаганды своих идей императрица выбрала нравоучительно - сатирический еженедельник «Всякая всячина», которая объявила себя бабушкой нового поколения русских журналов. Помимо этого со времени правления Екатерины II начинается становление светской цензуры. Она издает ряд указов, запрещавших любому человеку и любой типографии печатать и издавать книги, касающиеся веры, закона Божия, толковать их. При Екатерине II складываются первые процессы над литераторами: Н.И. Новиковым, Княжениным. Однако следует отметить, что окончательное оформление цензуры как системы законов и учреждений, призванных специально осуществлять контроль государства за печатью, произошло в начале XIX в. Студенты должны проанализировать цензурные уставы 1804 г., 1826 г., 1828 г., определить их влияние на развитие периодических изданий и социально - политическую ориентацию, необходимо отметить органы, занимавшиеся цензурой, их характер и обязанности. При этом следует провести границу между органами официальной и неофициальной цензуры. В середине XIX в. начинается новый период в развитии цензуры. Его отличали следующие особенности: расширение гласности, подготовка реформы печати, передача цензуры в ведение министерства народного просвещения и министерства внутренних дел. В 1865 г. были утверждены новые правила о цензуре и печати. Следует выделить их главное значение, состоящее в том, что по желанию издателя периодические издание могли освобождаться от предварительной цензуры. Теперь сам издатель нес судебную ответственность за содержание издания. Новое ужесточение цензуры происходит в 1882 г. Студенты должны проанализировать новые временные правила о печати и сделать вывод о том как они повлияли на развитие печати в России. В ходе революции 1905 г. произошло смягчение цензуры. Важно выяснить в чем оно состояло. При подготовке следующего вопроса необходимо указать, что единой классификации периодических изданий нет. Чаще всего их разделяют: по периодичности, по территориальному признаку (печать столичная, центральная; провинциальная), по языку, по издателям (официальная печать, ведомственная частная, печать общественных организаций); по отношению к цензуре (подцензурная, легальная, вольная русская); по содержанию и исторически - сложившимся типам издания (литературно - общественные, научные, официальные). Студенты должны привести примеры разных видов периодических изданий и дать их краткую характеристику. Важно проанализировать охранительную печать, литературно - общественные журналы, центральные и провинциальные издания первой половины XIX в., складывание жанров газетных и журнальных публикаций (статьи, заметки, обзора, очерка, фельетона, сводки и т.д.). Важно более подробно остановиться на классификации периодики по идейно - политической направленности, выделив особенности российской демократической печати, буржуазно - либеральной печати, монархической периодики. Следует также отметить, что в 80-е годы XIX в. правительство России приветствует появление так называемой бульварной прессы, которая отличалась отсутствием какой - бы то ни было линии, обилием быта, эротики, погоней за сенсацией, лживостью. Таким образом, периодическая печать представляет собой многочисленную, разностороннюю и легкодоступную группу исторических источников, которая несет на себе яркий отпечаток общественно - политической, культурной жизни общества в тот или иной период истории. В процессе изучения периодической печати возможно два подхода: изучение определенного издания, его истории, развития или изучение материалов, опубликованных в периодических изданиях по определенной теме. Каждый подход накладывает определенный отпечаток на работу. Студенты должны постараться увидеть особенности. При первом, следует изучить по - возможности максимально полный комплект периодического издания. При втором исследователь будет иметь дело с отдельными материалами. Но в обоих случаях необходимо дать обоснованную характеристику идейного направления периодического издания, проанализировать его внутреннюю структуру, обратить внимание на содержание, оперативность материалов, язык, стиль их изложения, наличие анонимных публикаций, характер передовых статей. Изучение периодического издания следует начать с анализа личности издателя, определения целей, которые он преследовал, охарактеризовать его отношения с цензурой. Студенты должны усвоить значение специальных терминов: пагинация, текстология, герменевтика и т.п. Полный анализ периодического издание возможно осуществить только при соотношении данного издания с другими органами печати того же времени. Это соотношение следует установить с органами, идейно и по содержанию близкими, к исследуемому и с органами, отличной направленности. Следует также учитывать, что художественная литература, публицистика, периодическая печать являлись важнейшими средствами выражения общественного мнения. Вопросы 1. 1. Возникновение периодики в России. Первые газеты и журналы в XVIII в. Н.И. Новиков. 2. 2. Цензурная политика правительства в XIX в.: а) цензурные уставы, официальная и неофициальная цензура в первой половине XIX в.; б) цензура в пореформенной России, закон о печати. 3. 3. Классификация периодических изданий XIX в. - начала ХХ в. Жанры газетных и журнальных публикаций. 4. 4. Особенности источниковедческого анализа и синтеза периодической печати. Литература и источники 1. 1. Балуев Б. П. Политическая реакция 80-х годов XIX в. и русская журналистика.– М., 1971. 2. 2. Дмитриев С. С. Источниковедение русской исторической журналистики (Постановка темы и проблематика) // Источниковедение отечественной истории: Сб. ст. за 1975.– М., 1976. 3. 3. Есин Б. И. Русская газета и газетное дело в России: Задачи и теоретико-методические принципы изучения.– М., 1981.– 132 с. 4. 4. Есин Б. И. Русская дореволюционная газета: Краткий очерк.– М., 1971.– 88 с. 5. 5. Западов А. В. Русская журналистика XVIII в.– М., 1964.– 147 с. 6. 6. Лурье Ф. М. Хранители прошлого. Журнал «Былое»: история, редакторы, издатели.– Л., 1990.– 255 с. 7. 7. Русская периодическая печать (1702 - 1894): Справочник / Под. ред. А. Т. Дементьева и др.– М., 1959.– 835 с. 8. 8. Твардовский В. А. Идеология пореформенного самодержавия. М. Н. Катков и его издание.– М., 1978.– 284 с. 9. 9. Черепахов М. С., Фингерей Е. М. Русская периодическая печать (1895 - окт. 1917 г.): Справочник.– М., 1957.– 351 с. 10. 10. Чернуха В. Г. Самодержавие и печать (60–70-е годы XIX в.) // Вопросы истории.– 1986.– № 11.– С. 49–63. 11. МЕМУАРНЫЕ ИСТОЧНИКИ Мемуары представляют отдельный вид источников, являющийся составной частью большой группы - источников личного происхождения. Появление мемуарной литературы связано с возросшей духовной активностью личности, которая проявлялась в различных сферах культуры. При раскрытии темы семинарского занятия студенты должны внимательно изучить работы А. Г. Тартаковского и разобраться в его концепции эволюции мемуарного жанра в России в XVIII - XIX вв. Он рассматривает развитие мемуаристики как выражение изменений в самосознании личности. Среди предпосылок появления мемуаров следует отметить петровские реформы, которые в общекультурной области частично выполняли те же задачи, которые на Западе были решены Возрождением. Однако личностные элементы издавна существовали в русской письменной культуре; они нашли отражение в «поучениях», «житиях», «хождениях». Но большинство из них оставалось в рамках средневекового безличностного повествования. Только в начале XVIII в. успехи образования, науки, книгопечатания способствовали повышению интереса к внутреннему миру личности и ее собственной истории. Студенты должны дать определение мемуаров и выделить их социальные функции, т.е. выяснить какую роль играют мемуары в исторической жизни, какого рода человеческую деятельность обслуживают и каково их назначение в социальной практике. При этом следует проанализировать, прежде всего, первичную функцию источника, которая выходит из той практической цели ради достижения которой он был создан. А. Г. Тартаковский следующим образом определил основную социальную функцию мемуаров: «Их создание может быть понято как целеустремленная деятельность личности по запечатлению опыта участия в историческом бытии, по закреплению памяти о своем времени и о прошлом или как акт осознания себя в потоке истории, т. о. в мемуарном творчестве особенно полно выражается историческое самосознание личности». Первоначально произведения мемуарного жанра создаются ради удовлетворения духовных потребностей автора, его близких и потомков. В ходе последующего исторического развития, перемен в социально - политических отношениях, идеологии, формирования общественного мнения, успехов образования, грамотности, литературы, печати узкофамильные цели мемуаров отступают на задний план. Они начинают создаваться с учетом их общественного назначения, пишутся с «прицелом» на гласность, на публикацию. На следующем этапе развития мемуары превращаются в фактор идейно - политической борьбы и литературно - общественного движения. Наконец, третья тенденция - осознание значимости мемуаров для исторического познания и включение их в целевую установку расчета на будущего историка. Студенты должны хорошо представлять эволюцию мемуаров, ее 3 основные этапы: 1-й этап - с начала до 80-х годов XVIII в. (развитие мемуаров определялось личным душевным опытом их авторов); 2-й этап до середины XIX в., 3-й этап - со второй половины XIX в. и дать им характеристику. Следует обратить внимание на то, что к середине XIX в. окончательно складываются видовые признаки мемуаров. К ним относятся: личностное начало, авторская субъективность, ретроспективность. Необходимо дать подробную характеристику этих видовых особенностей, отметить чем отличаются мемуары от дневников и других источников личного происхождения. Часть современных историков (И. Н. Данилевский, В. В. Ка-банов, О. М. Медушевская и др.) предлагают выделять отдельные виды мемуаров: мемуары - «современные историки», мемуары - автобиографии, а также эссе и исповеди (которые имели незначительное распространение в России). Следует пояснить чем отличаются отдельные виды мемуаров. При написании курсовых, дипломных работ студенты очень часто имеют дело с документами личного происхождения. Поэтому особое значение имеет рассмотрение вопроса об основных задачах и приемах изучения документов личного происхождения. Работа с любыми мемуарами предполагает выяснение задачи, которую автор текста ставил перед собой при его написании, уяснения авторской установки на публикацию. Анализируя конкретные мемуары следует обратить внимание на следующие вопросы: степень компетентности автора, время написания и время издания воспоминаний, их форма, достоверность источника (последнее требует подробного обоснования). Особое значение имеет выяснение социально-профессиональ-ного и общественного положения авторов мемуаров, их возраста и других личностных особенностей. Общие приемы палеографического, текстологического, стилистического анализа мемуарных текстов предполагают проверку и сравнительную критику сообщений мемуаристов при помощи сопоставления их с другими видами источников. Оценивая документы личного происхождения с точки зрения их субъективности и тенденциозности исследователь должен объективно оценивать время написания мемуаров, а не время описываемых событий, так как оно откладывает отпечаток и на отбор материала, и на оценку событий и действующих лиц. Важно учитывать и то, что мемуары различаются по своим масштабам и хронологическому периоду, охватываемому ими. Одни могут представлять воспоминания о каком-либо конкретном событии, другие - о каком-то конкретном человеке. Характер мемуаров определяется их автором. Вопросы семинарского занятия составлены таким образом, что предполагают анализ и источниковедческую критику мемуарных произведений, относящихся к различным этапам развития данного вида исторических источников. Большинство мемуаров XVIII в. принадлежат представителям верхушки служимого дворянства, что определяет их характер, содержание, сосредоточение внимания на разных вопросах политической истории страны, на борьбе за власть аристократических группировок, на жизнь двора, характеристике интриг и дворцовых переворотов. Чаще всего эти мемуары либо оправдывают свои действия в борьбе за власть, либо обвиняют противника. Данные особенности мемуаров XVIII в. можно проанализировать на примере мемуаров Екатерины II и Е. Р. Дашковой. Несмотря на сходство, они имеют ряд отличительных черт. Студенты должны сопоставить их, рассказать об истории создания, оценить их как исторические источники. Особое место среди мемуарной литературы XVIII в. занимают мемуары А. Т. Болотова, который стоял далеко от двора, но оставил очень любопытное и ценное сочинение. Мемуары первой половины XIX в. уже иные: увеличивается число их, меняются цели, социальный состав авторов, темы записок. Наиболее отчетливо происшедшее изменения можно проиллюстрировать на основе анализа мемуаристики 1812 г. и мемуаров декабристов. Изучение этих групп мемуарной литературы показывает, что мемуаристы из пишущих, для себя, превратились в авторов, участвующих в процессе общественно-литературной жизни, пишущих для своих современников, для печати. Происходит заметная деформация прежних мемуарных форм, их дробление. Мемуаристика все чаще приобретает этюдный, отрывочный незавершенный характер. Выделенные особенности более отчетливо проявились в мемуаристики второй половины XIX - начала XX в. Значительно усложняется классификация мемуаров: наряду с делением воспоминаний по социальной принадлежности авторов, появляется деление их в зависимости от идейно-политической направленности и содержанию. Для работы на семинарском занятии предлагается проанализировать мемуары государственных деятелей - П. А. Валуева, А. А. Половцева, С. Ю. Витте, лидеров политических партий, дневник Николая II, определить их информационное богатство, степень тенденциозности, субъективности, ценность как исторических источников. Важно чтобы студенты четко могли определить наиболее распространенные негативные черты этой группы исторических источников и объяснить, почему они играют главным образом второстепенную роль в научно - историческом исследовании. Вопросы 1. 1. Общая характеристика мемуаров как исторических источников: а) предпосылки появления и обособления мемуарной литературы; б) социальные функции мемуаров; в) видовые признаки мемуаров. 2. 2. Основные задачи и приемы изучения документов личного происхождения. 3. 3. Мемуары XVIII в.: а) записки императрицы Екатерины II и Е. Р. Дашковой; б) значение исторической информации труда А. Т. Болотова. 4. 4. Мемуары первой половины XIX в.: а) проблема классификации мемуарных произведений первой половины XIX в.; б) мемуаристика 1812 г., ее особенности; в) мемуары декабристов. 5. 5. Развитие мемуарной литературы во второй половине XIX в. - нач. XX в.: а) особенности воспоминаний пореформенной России, изменения в составе авторов; б) мемуары и дневники государственных деятелей П. А. Ва-луева, А. А. Половцева, С. Ю. Витте (по выбору); в) дневник Николая II как исторический источник; г) мемуары народовольцев В. Н. Фигнер, Н. А. Морозова; д) мемуары лидеров политических партий (М. В. Родзянко, В. А. Маклакова, П. Н. Милютина, В. М. Чернова, Б. В. Са-винкова, А. Ф. Керенского, П. Н. Милюкова). Литература и источники 1. 1. Ананьич В. В., Ганелик Р. Ш. Опыт критики мемуаров С.Ю. Витте // Отечественная история.– 1994.– № 6. 2. 2. Анисимов Е. В. Екатерина Дашкова. Записки 1743 - 1810 г. // Вопросы истории.– 1987.– № 6. 3. 3. Артемова Е. Ю. Записки французских путешественников о культуре России последней трети XVIII в. // История СССР.– 1988.– № 3.– С. 165–174. 4. 4. Бородино. Документы, письма, воспоминания.– М., 1962.– 347 с. 5. 5. Витте С. Ю. Воспоминания.– Таллинн, 1994.– Т. 1–3. 6. 6. Давыдов Д. В. Военные записки.– М., 1940.– 294 с. 7. 7. Дмитриев С. С. Мемуаристика как феномен культуры // История СССР.– 1981.– № 6.– С. 87–99. 8. 8. Дневник Н. А. Валуева, министра внутренних дел (1861 - 1876 гг.).– М., 1961. 9. 9. Екатерина Дашкова. Записки 1743 - 1810.– Л., 1985; М., 1990.– 309 с. 10. 10. Жизнь и приключения Андрея Болотова, описанная им самим для своих потомков.– М., 1966.– Т. 1–3. 11. 11. Записки и воспоминания русских женщин XVIII - первой половины XIX в.– М., 1990. 12. 12. Записки императрицы Екатерины II. – М., 1990.– 247 с. 13. 13. Записки сенатора И. В. Лопухина. – М., 1990. 14. 14. Злобин Е. В. К вопросу об авторстве «Записок» декабриста И.И. Горбачевского // История СССР.– 1990.– № 2.– 15. 15. Кропоткин П. А. Записки революционера.– М., 1990. 16. 16. Марасинова Е. Н. Эпистолярные источники о социальной психологии российского дворянства (Последняя треть XVIII в.) // История СССР.– 1990.– № 4.– С. 165–174. 17. 17. Мемуаристика как феномен культуры // История СССР.– 1981.– № 6. 18. 18. Мемуары декабристов. Северное общество.– М., 1981. 19. 19. Милов Л. В. А.Т. Болотов - автор крестьянской энциклопедии // Вопросы истории.– 1991.– № 7 - 8.– С. 13–26. 20. 20. Минез С. С. Об особенностях эволюции источников мемуарного характера (К постановке проблемы) // История СССР.– 1979.– № 6. 21. 21. Половцев А. А. Дневник государственного секретаря.– М., 1966.– 357 с. 22. 22. Радеев А. В. Отечественная война 1812 г. и русское общество // История СССР.– 1962.– № 5. 23. 23. Русские мемуары: избранные страницы XVIII в.– М., 1988.– 446 с. 24. 24. Русское общество 30-х гг. XIX в. Мемуары современников.– М., 1989.– 436 с. 25. 25. Тартаковский А. Г. 1812 г. и русская мемуаристика: Опыт источниковедческого изучения.– М., 1980.– 312 с. 26. 26. Тартаковский А. Г. Русская мемуаристика XVIII - первой половины XIX в.– М., 1991.– 287 с. 27. 27. Тартаковский А. Г. Русская мемуаристика и историческое сознание XIX в.– М., 1997.– 357 с. 28. 28. Фигнер В. Н. Запечатленный труд.– М., 1964. 29. 29. Чекунова А. Е. Русское мемуарное наследие второй половины XVII - XVIII вв.: Опыт источниковедческого анализа.– М., 1995.– 136 с. 30. 30. Эдельман О. В. Воспоминания декабристов о следствии как исторический источник // Отечественная история.– 1995.– № 6.– С. 34–45. 31. 31. Эйдельман Н. Я. Мемуары Екатерины II - одна из раскрытых тайн самодержавия // Вопросы истории.– 1968.– № 1.– С. 149–161. 32. 32. Якушкин И. Д. Записки, статьи, письма.– М., 1951.– ИСТОЧНИКИ ПО ИСТОРИИ РОССИИ XX век останется в российской истории веком великих политических, социально-экономических, военных потрясений. Сложнейшие процессы, определявшие направление развития страны и судьбы отдельных людей с их видением мира, стремлениями - все это нашло отражение в колоссальном комплексе источников. Новейшее время создало новые формы фиксации действительности и усовершенствовало формы традиционные. Это расширило возможности исторического познания, опирающегося на работу с источником. Вместе с тем источниковый материал этого времени содержит значительное количество фальсификаций, подтекста, требует особого умения и особой подготовки исследователя. Для источниковедения новейшей истории характерны свой язык, свои условности, свои проблемы. Так, анализируя акты законодательных и исполнительных органов власти, исследователь делает поправку на то, что идеология играет в них важную, если не доминирующую роль; обращаясь к документам политических партий, историк должен четко осознавать, что материалы РСДРП(б) - РКП(б) - ВКП(б) - КПСС, значимость которых трудно переоценить, принадлежат не партии в собственном смысле слова, а партийно-государственной структуре. «Железный занавес», «хрущевская оттепель» нашли отражение в материалах специальных систем делопроизводства: дипломатической, судебно-следственной, военной. Своеобразие взаимоотношений власти и средств массовой информации предопределило политическую тенденцию, стилистику, характер советской периодической печати и публицистики. Источники XX в. по сравнению с источниками других эпох менее изучены, поэтому работа с ними связана с определенными трудностями. В XX в. появились новые виды источников: фото-, фоно-, кинодокументы, которые еще пока не стали темой специального исследования. Уникальным явлением XX в. стали так называемые устные источники - это изустно передаваемая информация о тех или иных событиях, нередко в форме слухов. Главной особенностью источников советского периода является их тотальная идеологизация. Студентам следует проанализировать ее конкретные проявления и последствия. Анализ отдельных видов исторических источников новейшего периода предполагается начать с документов законодательных и исполнительных органов государства. Следует отметить, что материалы законодательства составляют правовую основу государства, поэтому требуют самого строгого и объективного анализа. Следует остановиться на специфики законодательства различных этапов истории советского общества. До конституции СССР законодательная власть осуществлялась несколькими органами: съездами Советов СССР и союзных республик, ЦИК СССР и республик, СНК СССР и республик. В 1936 г. произошло разделение законодательной и исполнительной власти и определены виды актов каждой из них. Сессии Верховного Совета СССР, Президиум Верховного Совета СССР принимали законы, а Совет Народных Комиссаров СССР (позже Совет министров СССР) - постановления и распоряжения. Однако с начала 30-х годов XX в. принимались совместные постановления СНК и ВКП(б), что стало нарушением правовых норм. При ответе на второй вопрос семинарского занятия студенты должны проанализировать структурные элементы законодательного акта, а именно: историческую обстановку его принятия, источник права (им могли являться нормативный правовой акт, нормативный акт государственно-политической организации, юридическая наука, обычай), субъекты законодательной инициативы (она не была стабильным явлением, а основные принципы законодательных актов обязательно обсуждались высшими партийными органами), предлагаемые законопроекты, их обсуждение, редактирование, утверждение, публикация, толкование властью и обществом. Следует выделить особенность разработки законодательных актов в 70-80-е годы, которая состояла в том, что было декларировано всенародное обсуждение законопроектов, которое на практике преследовало лишь идеологические цели. Анализ структурных элементов законодательных актов можно осуществить на основе рассмотрения истории разработки, принятия, особенностей Конституции РСФСР 1918 г, Конституции СССР 1924 г., Конституции СССР 1936 г., Конституции СССР 1977 г. Для более полного раскрытия второго вопроса семинарского занятия необходимо проанализировать законы, резолюции, решения Съездов Советов, Съездов народных народных депутатов РСФСР и СССР, ЦНК, ВЦИК, Верховного Совета РСФСР, СССР, указы президиумов Верховных Советов СССР и союзных республик, указы Президента СССР, постановления и распоряжения местных Советов. Следует в очередной раз остановиться на специфической особенности законодательства советского периода - на совместных постановлениях высших государственных и партийных органов. Публикация законодательных актов осуществлялась в «Газете Временного Рабочего и Крестьянского Правительства», «Собрании Узаконений и Распоряжений Рабочего и Крестьянского Правительства», «Известиях ВЦИК», «Декретах Советской власти». При подготовке ответа на этот вопрос семинарского занятия, студенты должны сначала рассмотреть документы РСДРП(б) - РКП(б) - ВКП(б) - КПСС, отметив при этом, что КПСС была правящей партией и ее директивные решения лежали в основе законодательной и практической деятельности государства и всех массовых организаций. Именно поэтому изучение истории советского общества немыслимо без анализа и использования документов КПСС. Следует дать классификацию партийных материалов, выделив: - документы излагающие основные принципы, задачи, цели, тактику, организационное построение партии (программы и устав партии); - материалы, освещающие процесс выработки политики партии и разработки вопросов партийного руководства всеми областями жизни и строительства страны, процесс обсуждения и принятия решений партии (материалы высших органов КПСС - протоколы и стенографические отчеты съездов и конференций партии и пленумов ЦК, выборных органов ЦК - Политбюро и т. п.); - директивные документы на основе которых осуществлялось партийное руководство различными областями советского хозяйства и культурного строительства (резолюции и решения съездов и конференций партии, Пленумов ЦК, постановления и обращения ЦК); - материалы, освещающие партийное руководство на основе партийных директив (документы, складывающиеся в практической деятельности у центральных органов партии, республиканских, местных и первичных организаций партии). Значительный интерес представляют произведения лидеров КПСС - В. И. Ленина, И. В. Сталина, Н. С. Хрущева, Л. И. Бреж-нева, произведения лидеров партии 20-30-х годов (Н. И. Буха-рина, Л. Д. Троцкого и т. п.). При этом следует обратить внимание на такую особенность: если в 20-30-е годы речи, доклады, произведения готовили сами политические деятели, то впоследствии - их готовил аппарат, поэтому роль автора в них минимальна. Выступление партийного руководства обязательно публиковались в прессе, отдельными брошюрами и собраниями сочинений. Особо следует отметить проблему документов политических партий периода революции 1917 г. К ним относятся программные документы, материалы съездов и конференций, частные партийные решения, публицистика партийных лидеров, периодическая печать, воспоминания. Однако документы политических партий России плохо сохранились. Исторический анализ партийных документов предполагает по возможности изучение их происхождения. Сюда относятся все вопросы, касающиеся общей характеристики партийных документов: установление места, времени составления, авторства, выяснение инициативы в создании документа, определение хода разработки и составление его, а также процесс обсуждения и утверждения. Следует установить исторические условия и причины составления партийного документа, проанализировать инициативные материалы. Специфика документов данной группы состоит в том, что они выражают воинствующую непримиримость по отношению к инакомыслию, готовность подавить всякое несогласие, агрессивность коммунистической идеи. Кроме того, директивы партии исходили из оценки не реального, а желаемого, выдуманной схемы. Тотальная идеологизация привела к искажению данного вида источников. При ответе на третий вопрос семинарского занятия следует подчеркнуть черты преемственности и отличия делопроизводства дореволюционной и Советской России, определить влияние государственного монополизма во всех сферах жизни общества на объем, содержание, качество, структуру делопроизводственной документации. Необходимо произвести классификацию делопроизводственной документации, выделив при этом: организационную документацию (положения, правила, статуты, уставы, договоры, контракты, трудовые соглашения), распорядительную документацию (инструкции, распоряжения, предписания, приказы, резолюции, наказы), организационно-распорядительную документацию (протоколы и стенограммы заседаний коллегий, конференций, съездов, собраний), текущую переписку предприятий и учреждений, письма граждан в государственные и общественные органы, плановую документацию, учетную документацию, контрольную документацию, отчеты. Студенты должны хорошо усвоить, что при работе с делопроизводственными документами необходимым условием успешного анализа является знание структуры того или иного учреждения, а также постановки в нем делопроизводства. Необходимо выделить особенности государственного делопроизводства в советское время: - наличие секретного делопроизводства, которое и позволяет понять истинную подоплеку реальных событий (к сожалению, многие документы до настоящего времени недоступны); - многие важнейшие решения принимались в устной форме, а потому не отложились в архивах; - зачастую один человек занимал и партийные, и государственные посты, поэтому документы откладывались в фондах нескольких учреждений. Следует особо выделить специальные системы государственного делопроизводства: дипломатическую, судебно-след-ственную, военную. Важно представлять что такое международные договоры, систему их подготовки, подписания, ратификации, пролонгации, денонсации. К дипломатической документации относятся протоколы встреч, переговоров глав государств, их переписка, материалы международных конференций. Судебно-следственное делопроизводство включает материалы следствия и суда, документы, предшествующие им, материалы по организации, деятельности, трансформации советских репрессивных органов (ВЧК - ОГПУ - НКВД - КГБ), источники, характеризующие информационно-аналитическое обеспечение режима, внешнюю разведку, политические репрессии. Важно проанализировать феномен показательного политического судебного процесса в советской истории, внесудебные репрессии. Документы военного делопроизводства отражают историю Советских Вооруженных Сил, их участие в войнах, вооруженных конфликтах, изменение кадрового состава армии. Вопросы 1. 1. Изменения корпуса источников в XX в. Особенности советских источников. 2. 2. Документы законодательных и исполнительных органов советского государства, материалы КПСС. 3. 3. Делопроизводственные документы государственных учреждений. Литература и источники 1. 1. Актуальные проблемы советского источниковедения: Круглый стол // История СССР.– 1989.– № 6.– С. 36–91. 2. 2. Барсенков А. С. Политическая Россия сегодня: Справочник.– М., 1993.– 294 с. 3. 3. Берхин И. Б. Первая Советская Конституция (Основной закон РСФСР 1918 г.).– М., 1988.– 224 с. 4. 4. Борисова Л. В. Делопроизводственные документы советской эпохи: историография и источниковедение (20- 5. 5. Ваксер А. З. Персональные дела членов КПСС как исторический источник // Отечественная история.– 1992.– № 5.– С. 91–103. 6. 6. Варшавчик М. А. Историко-партийное источниковедение.– Киев, 1984.– 253 с. 7. 7. Законодательство и законодательная деятельность в СССР.– М., 1972. 8. 8. Из истории партий и общественно-политических движений России и СССР. Многопартийность в России: распад и возрождение (1917-1992).– М., 1992. 9. 9. Кабанов В. В. Источниковедение советского общества.– М., 1997. 10. 10. Ковальченко И. Д. Методы исторического исследования.– М., 1987.– 438 с. 11. 11. Конституция Российской Федерации. Комментарий.– М., 1994.– 111 с. 12. 12. Коржихина Т. П. История государственных учреждений СССР: Материалы к источниковедению и историографии (1917-1990 гг.) / Ред. С. П. Стрекопытов.– М., 1992.– 236 с. 13. 13. Коржихина Т. П. Общественные организации в СССР: материалы к источниковедению и историографии / Отв. ред. С. П. Стрекопытов.– М., 1992.– 197 с. 14. 14. Покровский Н. Н. О принципах создания документов XX в. // Вопросы истории.– 1999.– № 6.– С. 32–45. 15. 15. Покровский Н. Н. Источниковедческие проблемы истории России XX в. // Общественные науки и современность.– 1997.– № 3. 16. 16. Профессионализм историка и идеологическая конъюнктура: Проблемы источниковедения советской истории.– М., 1994.– 399 с. 17. 17. Статистика населения с основами демографии.– М., 1990. 18. 18. Черноморский М. Н. Источниковедение истории СССР: Советский период.– 2-е изд.– М., 1976.– 296 с. 19. СТАТИСТИКА В СССР Значительную группу источников составляют документы массового статистического учета. В 20-е годы сохранилась преемственность опыта, методов, систем учета данных, кадрового состава советской статистикой у дооктябрьской государственной и земской статистики Российской империи. Это обеспечило надежность статистики в первые десятилетия существования советской власти. Постепенно происходит огосударствление статистического дела в СССР: создается Центральное статистическое управление РСФСР, затем ЦСУ СССР, с 1931 г. - Центральное управление народнохозяйственного учета СССР при Госплане (ЦУНХУ), Главное статистическое управление при Совете Министров СССР. По мере централизации управления предприятиям стали задавать директивный план. Если его показатели были трудновыполнимыми, то прибегали к различным способам фальсификаций: прямым припискам, повышениям каждой единицы продукции. В результате создавалась видимость возрастающего производства товаров и услуг, ухудшалось качество товаров, вымывался дешевый ассортимент. Данные особенности экономической статистики следует учитывать при работе с документами. При подготовке ответа на четвертый вопрос семинарского занятия следует рассмотреть существующие разновидности статистического учета: а) по выбору объекта - статистика промышленности и транспорта, сельского хозяйства, народонаселения; б) по ширине, глубине и разнообразию программы, от учета по отдельным показателям до комплексного обследования; в) по количеству объектов, охваченных исследованием: выборочные, массовые или всеобщие переписи; г) по способам учета - в абсолютных цифрах или в процентах; д) по периодичности проведения исследований. Более подробно следует остановиться на статистике народонаселения, которая нашла отражение в материалах переписи населения. Студентам рекомендуется тщательно изучить статью В. Б. Жиромской «Всесоюзные переписи населения 1926, 1937, 1939 гг.» (История СССР. 1990. № 3), в которой автор подробно рассматривает историю проведения переписей, их особенности. Использование переписей 20-30-х гг. требует соблюдения некоторых условий: учета ситуации, в которой составлялась их программа и проходила перепись; обращение к формулировкам вопросов в переписных листах; сопоставление с другими источниками 50-х годов. В последующие периоды информационные возможности демографической статистики серьезно уменьшились, ухудшилось качество данных. Недостоверная экономическая и социальная информация легла в основу постановлений съездов КПСС, пленумов ЦК, на ее основе принимались хозяйственные и политические решения. Статистика сельского хозяйства представлена в основном выборочными обследованиями. Наиболее распространенными их видами
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 1506; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.148.105.87 (0.016 с.) |