Тема 1. Распад Советского Союза 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1. Распад Советского Союза



ИСТОРИЯ

 

Методические указания по изучению дисциплины и контрольные задания для студентов заочного отделения всех специальностей

 

 

Составлено в соответствии с Рабочей программой учебной дисциплины «История» для студентов заочного отделения всех специальностей
Рассмотрено и одобрено на заседании Цикловой комиссии № 3 «Социальные дисциплины» Протокол № ___ от_______ Председатель ЦК Коротина Э.С../_______
 
Разработчик: ____________/ Петровская Л.Ю.
 
  Рецензент: _________/ Маркова А.Н.

 

Согласовано Заведующая методическим кабинетом __________________Е.В.Мельникова «____»___________2016 г.
Согласовано Заведующая заочным отделением ______________М.Б. Папко «____» _______________ 2016 г.

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Методическое пособие включает в себя рекомендации по выполнению домашней контрольной работы, тематический план и содержание курса, список рекомендуемой литературы и Интернет-ресурсов. К каждой теме предложен план и теоретические пояснения для того, чтобы правильно и полно раскрыть выбранную тему. Методическое пособие обеспечивает доступ к современному учебному материалу через ссылки и адреса Интернет-ресурсов. Выполнение всех указаний методического пособия поможет студенту-заочнику выполнить успешно контрольную работу и содействовать формированию общих компетенций: осуществление поиска и использования информации, необходимой для эффективного проявления профессиональных задач, профессионального и личностного развития, организация собственной деятельности, самообразование, владение информационной культурой, анализ и оценка информации с использованием информационно-коммуникационных технологий.

Особенностью данного методического пособия является то, что в нем объединены темы по истории России и истории зарубежных стран, что позволит студентам сформировать представления об особенностях развития современной России и мира на основе осмысления важнейших событий и проблем российской и мировой истории последней четверти XX – н. XXI вв.

 

СОДЕРЖАНИЕ стр.

 

1. Цели методических указаний 5

2. Методические рекомендации к выполнению домашней контрольной работы 6

3. Содержание учебной дисциплины «История» 7

4. Методические указания по выполнению контрольной работы 10

5. Темы контрольных работ и указания по их выполнению 11

 

 

1. ЦЕЛИ МЕТОДИЧЕСКИХ УКАЗАНИЙ

 

Основная цель данных методических указаний – помочь студентам заочной формы обучения самостоятельно выполнить домашнюю контрольную работу по истории, предусмотренную учебным планом специальности согласно федерального образовательного стандарта, что поможет освоить программу дисциплины «История» для формирования представлений об особенностях развития современной России на основе осмысления важнейших событий и проблем российской и мировой истории последней четверти XX – начала XXI вв.

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

- ориентироваться в современной экономической, политической и культурной ситуации в России и мире;

- выявлять взаимосвязь отечественных, региональных, мировых социально- экономических, политических и культурных проблем.

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:

- основные направления развития ключевых регионов мира на рубеже веков (XX и XXI вв.);

- сущность и причины локальных, региональных, межгосударственных конфликтов в конце XX - начале XXI в.;

- основные процессы (интеграционные, поликультурные, миграционные и иные) политического и экономического развития ведущих государств и регионов мира;

- назначение ООН, НАТО, ЕС и других организаций и основные направления их деятельности;

- о роли науки, культуры и религии в сохранении и укреплении национальных и государственных традиций;

- содержание и назначение важнейших правовых и законодательных актов мирового и регионального значения.

 

 

2. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ВЫПОЛНЕНИЮ ДОМАШНЕЙ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

В процессе изучения дисциплины студент выполняет одну или несколько письменных контрольных работ. При написании работы необходимо проявить навыки самостоятельной работы, показать умение пользоваться литературными источниками, директивными документами, фактическим материалом. Содержание работы необходимо излагать своими словами, логически последовательно.

Начинать работу надо с тщательного изучения методических рекомендаций по изучаемой дисциплине. Далее надо подобрать необходимую литературу. В процессе написания работы можно привлечь дополнительную литературу, более углубленно рассматривающую различные аспекты темы и вышедшую после опубликования методических рекомендаций. В случае затруднения в выборе литературы можно обратиться за консультацией к преподавателю.

Обязательной является предварительная консультация, на которой уточняется вариант, обсуждается необходимость привлечения дополнительной литературы, а также основные направления разработки тем. Контрольная работа должна освещать основные вопросы в свете проработанной литературы и фактического материала, привлекаемого в качестве иллюстраций.

Недопустимо дословное переписывание литературных источников, особенно устаревших. Как правило, не следует использовать периодическую печать, учебники, брошюры и статьи более чем трехлетней давности издания.

Написание работы следует осуществлять в такой последовательности: после предварительной консультации с преподавателем необходимо подобрать соответствующий литературный и статистический материал. На основе изученного материала составить развернутый план, придерживаясь которого, следует излагать содержание темы. Фактические данные, примеры необходимо приводить по ходу изложения вопросов и лишь в отдельных случаях давать в виде приложения в конце работы. Значительно повышают ценность работы графики, диаграммы и другой иллюстрационный материал.

Работа должна быть написана четко, разборчиво, с полями для замечаний. Оформление работы должно осуществляться следующим образом: в начале работы пишется перечень вопросов, затем подробный план с нумерацией пунктов и подпунктов. В конце работы указывается список использованной литературы, дата написания работы, подпись учащегося. Материалы первоисточников, цифровые данные, примеры с места работы студента должны быть даны с указанием источника, откуда они взяты (автор, название работы, издательство, год издания, страницы). Если источники не указаны, работа может быть не зачтена. Недопустимым является сокращение слов, небрежное оформление работы. Объем контрольной работы примерно 20-22 страницы тетрадного формата.

Выполненная контрольная работа сдается на рецензирование на заочное отделение в сроки, указанные в учебном плане студента. Студенты, получившие за контрольную работу оценку «зачтено» или «зачтено условно», должны внимательно ознакомиться с рецензией и с учетом замечаний и рекомендаций доработать отдельные вопросы. Устранить предложенные замечания студенты должны до проведения дифзачета.

Незачтённая контрольная работа переделывается с учетом замечаний преподавателя и повторно сдается на заочное отделение вместе с назачтенным вариантом контрольной работы.

Зачтенная контрольная работа предъявляется студентом при сдаче дифзачета

 

3. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ИСТОРИЯ»

 

Наименование разделов и тем

 

Раздел 1.

Развитие СССР и его место в мире в 1980-е

 

 

Тема 1.1.

Основные тенденции

развития СССР к

1980-м гг.

Содержание учебного материала

 

Внутренняя политика государственной власти в СССР к началу 1980-х гг. Особенности идеологии, национальной и социально-экономической политики.

Культурное развитие народов Советского Союза и русская культура.

Внешняя политика СССР. Отношения с сопредельными государствами, Евросоюзом, США, странами «третьего мира».

 

Тема 1.2.

Дезинтеграционные

процессы в России и

Европе во второй

половине 80-х гг.

Содержание учебного материала

 

Политические события в Восточной Европе во второй половине 80-х гг.

Отражение событий в Восточной Европе на дезинтеграционных процессах в СССР. Ликвидация (распад) СССР и образование СНГ. Российская Федерация как правопреемница СССР.

 

Раздел 2.

Россия и мир в конце

XX - начале XXI века

 

Тема 2.1.

Постсоветское

пространство в 90-е

гг. XX века

 

Содержание учебного материала

Локальные национальные и религиозные конфликты на пространстве бывшего СССР в 1990-е гг. Участие международных организаций (ООН, ЮНЕСКО) в разрешении конфликтов на постсоветском пространстве.

Российская Федерация в планах международных организаций: военно-политическая конкуренция и экономическое сотрудничество. Планы НАТО в отношении России.

 

Тема 2.2.

Укрепление влияния

России на постсоветском пространстве

Содержание учебного материала

Россия на постсоветском пространстве: договоры с Украиной, Белоруссией, Абхазией, Южной Осетией и пр.

Внутренняя политика России на Северном Кавказе. Причины, участники, содержание, результаты вооруженного конфликта в этом регионе.

Изменения в территориальном устройстве Российской Федерации.

 

Тема 2.3.

Россия и мировые

интеграционные процессы

Содержание учебного материала

Расширение Евросоюза, формирование мирового «рынка труда», глобальная программа НАТО и политические ориентиры России.

Формирование единого образовательного и культурного пространства в Европе и отдельных регионах мира. Участие России в этом процессе.

Тема 2.4.

Развитие культуры в России

Содержание учебного материала

Проблема экспансии в Россию западной системы ценностей и формирование «массовой культуры». Тенденции сохранения национальных, религиозных, культурных традиций и «свобода совести» в России. Идеи «поликультурности» и молодежные экстремистские движения.

Тема 2.5.

Перспективы развития РФ в современном мире

Содержание учебного материала

Перспективные направления и основные проблемы развития РФ на современном этапе. Территориальная целостность России, уважение прав ее населения и соседних народов – главное условие политического развития.

Инновационная деятельность – приоритетное направление в науке и экономике. Сохранение традиционных нравственных ценностей и индивидуальных свобод человека – основа развития культуры в РФ.

 

4. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

Чтобы успешно выполнить домашнюю контрольную работу по истории, нужно:

1. Ознакомиться с тематическим планом и содержанием программы

2. Внимательно ознакомиться с методическими указаниями по выполнению домашней контрольной работы, в которых изложены основные требования, предъявляемые к контрольной работе.

3. Составить список источников по теме, используя предложенную литературу и подобрав дополнительные источники, в том числе и Интернет-ресурсы.

4. Изучить тему по предложенному плану, ознакомившись с рекомендациями. Вопросы плана носят обобщающий характер, ориентируют студента на четкий ответ как результат анализа изучаемого материала

5. Дать свою оценку рассматриваемой теме, отразить ее в работе (это учитывается при оценке контрольной работы).

6. Оформить работу в соответствии с установленными требованиями

7. Сдать контрольную работу на рецензию

 

КОНСУЛЬТАЦИИ

При возникновении трудностей при выполнении контрольной работы студент может обратиться за помощью к преподавателю для разъяснения сложных вопросов, получив письменные или устные консультации.

 

 

5. ТЕМЫ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ И УКАЗАНИЯ ПО ИХ ВЫПОЛНЕНИЮ

 

После распада СССР

План

1. Интеграционные процессы бывших республик СССР: Беловежское соглашение и создание СНГ.

2. Экономическое сотрудничество – ЕврАзЭС.

3. Военно-политическое сотрудничество – ОДКБ.

 

При работе над темой особое внимание следует обратить на переосмысление исторического пути советского общества, новые явления в политике КПСС, политические реформы, рост идейно-политических противоречий в обществе, которые привели к краху Советского Союза. И с другой стороны, поможет разобраться в предпосылках и причинах, вызвавших необходимость создания СНГ. Хронику тех событий можно проследить и оценить, просмотрев видеосюжет «Распад СССР и создание СНГ», перейдя по гиперссылке http://www.1tv.ru/news/social/193141.

Итогом рассмотрения темы должно стать формирование представления о процессе интеграции России и бывших республик Советского Союза по вопросам экономики и политики.

Студент должен при изучении первого вопроса раскрыть не столько процесс развала СССР, сколько показать интеграцию бывших республик единого государства, начиная с принятия решения о создании СНГ в Белоруссии главами государств России, Украины и Белоруссии.

По второму вопросу следует упомянуть о создании Департамента экономического сотрудничества и интеграции со странами СНГ как структурного подразделения центрального аппарата Минэкономразвития России, но рекомендуется рассмотреть его через деятельность ЕврАзЭС.

По третьему вопросу нужно добиться понимания неоднозначности итогов «нового политического мышления» и возможности наладить военно-политические отношения с помощью ОДКБ – Организации договора о коллективной безопасности. Следует пояснить положение о том, что в случае игнорирования нашей страной процессов политической интеграции, ее место в соседних странах попытается занять другое государство (например, США) или межгосударственное объединение, что создает угрозу вытеснения России из ближнего зарубежья.

Литература

1. Кара-Мурза, С. Куда идем? Беларусь, Россия, Украина /С. Кара-Мурза, С.Г. Мусиенко.- М.: Эксмо; Алгоритм, 2011. - 336 с. (Серия: Политический бестселлер)

2. История современной России, 1991-2003: учеб. пособие /В.И. Короткевич. – СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2012. – 293 с.

3. Левандовский, А.А. История России ХХ – начало ХХI века: учеб. для 11 кл. / А.А. Левандовский. – М.: Просвещение, 2008. – 383 с.

4. Россия и мир в XX - нач. XXI вв.: учебник /Под ред. Алексашкиной Л.Н. – М.: Просвещение, 2014. - 432 с.

 

Тема 6. Содружество Независимых Государств (СНГ) как способ интеграции после распада СССР

План

1. Образование СНГ: процесс становления и развития.

2. Направления взаимодействия стран СНГ.

3. Место России и других стран СНГ в мировом сообществе.

 

Каким образом, и в каких документах были определены принципы взаимоотношений стран СНГ? При работе над первым вопросом, обратите внимание на сложности и противоречия процесса становления и развития Содружества. С чем это было связано? Что подталкивало бывшие союзные республики к поиску путей и форм сближения? Какие шаги в этом направлении были предприняты в 1994-2002 гг.? Обратите внимание на позицию Казахстана, Белоруссии, Таджикистана и Украины. Хронику тех событий можно проследить, просмотрев видеосюжет «Распад СССР и создание СНГ», перейдя по гиперссылке http://www.1tv.ru/news/social/193141.

Что способствовало развитию сотрудничества РФ со странами “ближнего” зарубежья? Какие трудности существовали? Каковы, на Ваш взгляд, основные итоги исторического пути, пройденного нашими странами с момента образования СНГ и до наших дней? Определите перспективы развития СНГ в XXI веке.

По второму вопросу раскройте основные направления сотрудничества стран СНГ: политическое, экономическое, военное, культурное. Особое внимание обратите на роль экономического фактора интеграции стран Содружества. Охарактеризуйте стратегию РФ по отношению к странам СНГ. Каковы первые результаты ее реализации? Какие международные организации, с какой целью были образованы в СНГ?

Что представляет собой проблема беженцев? В связи с чем она возникла?

Определите характерные черты культурного взаимодействия.

Каково место России и других стран СНГ в мировой иерархии стран? Что означает для стран СНГ превращение в мировую периферию? Объясните, почему только тесное интегрирование стран СНГ может обеспечить им достойное место в мировом иерархическом разделении государств. Каковы тенденции развития отношений России со странами СНГ в начале XXI века? Какие основные закономерности превращения мира в целостность можно выделить на примере СНГ?

 

Литература

1. Артемов, В.В. История: учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений /В.В. Артемов, Ю.Н. Лубченков. – М.: Издательский центр «Академия», 2014. – 448 с.

2. Кара-Мурза, С. Демонтаж народа /С.Кара-Мурза.- М.: Алгоритм, 2014. - 705 с.

3. История России, XX – начало XXI века: учеб. для общеобразоват. учреждений / А. А. Данилов, JI. Г. Косулина, М. Ю. Брандт. – 5-е изд., дораб. и доп. – М.: Просвещение, ОАО «Московские учебники», 2014. – 384 е.

4. Печенев, В.А. «Смутное время» в новейшей истории России (1985-2003): ист. свидетельства и размышления участника событий /В. Печенев.-М.: Норма, 2014.-365с.

 

Тема 9. Миссия сверхдержав

План

1. США и принципы экзаменатора и двойных стандартов.

2. Россия и Китай. Сосредоточение условий для собственного экономического прорыва.

3. Россия и ее идеология многополярного мира.

В результате работы над темой студент должен получить четкие представления о понятии «сверхдержава», основных тенденциях развития США, России и Китая в ХХ - XXI вв., знать специфику и особенности развития этих стран.

По первому вопросу сначала нужно дать определение термина «сверхдержава», чтобы на примере США рассмотреть основные черты, характеризующие это понятие (крупнейшая в мире экономика, мощнейшие в мире вооруженные силы, крупнейший ядерный арсенал, передовая наука и технология, включая самую затратную космонавтику; владение главной мировой резервной валютой и др.) При рассмотрении вопроса главное, на что обращается внимание – это США как единственная сверхдержава мира, использующая принципы экзаменатора и двойных стандартов. Обоснуйте свою точку зрения на существующее мнение некоторых экспертов, утверждающих, что США могут потерять статус сверхдержавы в ближайшее время, либо уже потеряли. Учитывайте при рассмотрении вопроса, что хотя США сохранили экономическую и политико-военную мощь после советско-американской холодной войны и распада СССР, их статус как единственной сверхдержавы часто оспаривается или не приветствуется многими странами и политиками.

В последнее время в научных публикациях по международной тематике можно наблюдать новый виток интереса к изучению международных прецедентов «мировых экономических чудес». Эволюция международных отношений в ХХI в. предложила исследователям свежую почву для размышлений, продемонстрировав бурное развитие региональных держав и представив миру новое геополитическое образование, получившее с легкой руки аналитиков из «Голдман Сакс» название БРИК в соответствии с первыми буквами четырех выделенных ими стран (Бразилия, Россия, Индия и Китай). По их мнению, каждое из четырех государств, помимо впечатляющего экономического роста, обладает особым конкурентным преимуществом в системе мирохозяйственных связей. Студент должен на примере России и Китая продемонстрировать модели экономического прорыва. Многие политологи, историки называют Россию и Китай – потенциальными сверхдержавами мира. Россия, располагая обширными запасами минеральных ресурсов, является их крупным мировым экспортером. Китай известен своими дешевыми трудовыми ресурсами, в силу чего стал крупнейшей в мире страной сборки и изготовления товаров многих западноевропейских и американских ТНК. Для всестороннего рассмотрения вопроса рекомендуется ознакомиться с дополнительным материалом – статьей и фотографиями А.Н.Анисимова «Китай - скрытая сверхдержава», перейдя по ссылке http://www.za-nauku.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=4699&Itemid=36, а также «Постскриптум с Алексеем Пушковым. Восход новой сверхдержавы»http://video.mail.ru/mail/pvo53nov/5633/5600.html.

По третьему вопросу необходимо представить Россию на международной арене, с ее идеологией многополярного мира. Рассмотрите разные позиции стран мира на проводимый Россией курс, в соответствии с этой идеологией, в международных отношениях. Является ли современная Россия сверхдержавой и конкурентом Америке? В чём и как мы продолжаем соревноваться с США? Как нас воспринимает западный мир? Может ли Россия вернуть былое величие? На эти вопросы поможет ответить материал видео, просмотреть которое нужно перейдя по ссылкеhttp://rutube.ru/video/a89235d9930d4b26b6a 95 85ddfd8b453/.

 

 

Литература

6. Богатуров, А.Д., Аверков В.В. История международных отношений. 1945-2008: Учеб. пособие для студентов вузов /А.Д. Богатуров.–М.: Аспект Пресс, 2012.–520 с.

7. Загладин, Н. Новейшая история зарубежных стран. XX век: Учебник для школьников /Н. Загладин М.: ООО «Торгово-издательский дом «Русское слово — PC», 1999. - 352 с.

8. Маринченко, А. В. Геополитика: учеб. пособие для вузов / А. В. Маринченко. - М.: ИНФРА-М, 2014. - 427 c.

9. Черников, Г. П. Европа на рубеже XX–XXI веков: учебное пособие для вузов / Г. П. Черников, Д. А. Черникова. - М.: Дрофа,2014. – 104 с.

 

ИСТОРИЯ

 

Методические указания по изучению дисциплины и контрольные задания для студентов заочного отделения всех специальностей

 

 

Составлено в соответствии с Рабочей программой учебной дисциплины «История» для студентов заочного отделения всех специальностей
Рассмотрено и одобрено на заседании Цикловой комиссии № 3 «Социальные дисциплины» Протокол № ___ от_______ Председатель ЦК Коротина Э.С../_______
 
Разработчик: ____________/ Петровская Л.Ю.
 
  Рецензент: _________/ Маркова А.Н.

 

Согласовано Заведующая методическим кабинетом __________________Е.В.Мельникова «____»___________2016 г.
Согласовано Заведующая заочным отделением ______________М.Б. Папко «____» _______________ 2016 г.

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Методическое пособие включает в себя рекомендации по выполнению домашней контрольной работы, тематический план и содержание курса, список рекомендуемой литературы и Интернет-ресурсов. К каждой теме предложен план и теоретические пояснения для того, чтобы правильно и полно раскрыть выбранную тему. Методическое пособие обеспечивает доступ к современному учебному материалу через ссылки и адреса Интернет-ресурсов. Выполнение всех указаний методического пособия поможет студенту-заочнику выполнить успешно контрольную работу и содействовать формированию общих компетенций: осуществление поиска и использования информации, необходимой для эффективного проявления профессиональных задач, профессионального и личностного развития, организация собственной деятельности, самообразование, владение информационной культурой, анализ и оценка информации с использованием информационно-коммуникационных технологий.

Особенностью данного методического пособия является то, что в нем объединены темы по истории России и истории зарубежных стран, что позволит студентам сформировать представления об особенностях развития современной России и мира на основе осмысления важнейших событий и проблем российской и мировой истории последней четверти XX – н. XXI вв.

 

СОДЕРЖАНИЕ стр.

 

1. Цели методических указаний 5

2. Методические рекомендации к выполнению домашней контрольной работы 6

3. Содержание учебной дисциплины «История» 7

4. Методические указания по выполнению контрольной работы 10

5. Темы контрольных работ и указания по их выполнению 11

 

 

1. ЦЕЛИ МЕТОДИЧЕСКИХ УКАЗАНИЙ

 

Основная цель данных методических указаний – помочь студентам заочной формы обучения самостоятельно выполнить домашнюю контрольную работу по истории, предусмотренную учебным планом специальности согласно федерального образовательного стандарта, что поможет освоить программу дисциплины «История» для формирования представлений об особенностях развития современной России на основе осмысления важнейших событий и проблем российской и мировой истории последней четверти XX – начала XXI вв.

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

- ориентироваться в современной экономической, политической и культурной ситуации в России и мире;

- выявлять взаимосвязь отечественных, региональных, мировых социально- экономических, политических и культурных проблем.

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:

- основные направления развития ключевых регионов мира на рубеже веков (XX и XXI вв.);

- сущность и причины локальных, региональных, межгосударственных конфликтов в конце XX - начале XXI в.;

- основные процессы (интеграционные, поликультурные, миграционные и иные) политического и экономического развития ведущих государств и регионов мира;

- назначение ООН, НАТО, ЕС и других организаций и основные направления их деятельности;

- о роли науки, культуры и религии в сохранении и укреплении национальных и государственных традиций;

- содержание и назначение важнейших правовых и законодательных актов мирового и регионального значения.

 

 

2. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ВЫПОЛНЕНИЮ ДОМАШНЕЙ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

В процессе изучения дисциплины студент выполняет одну или несколько письменных контрольных работ. При написании работы необходимо проявить навыки самостоятельной работы, показать умение пользоваться литературными источниками, директивными документами, фактическим материалом. Содержание работы необходимо излагать своими словами, логически последовательно.

Начинать работу надо с тщательного изучения методических рекомендаций по изучаемой дисциплине. Далее надо подобрать необходимую литературу. В процессе написания работы можно привлечь дополнительную литературу, более углубленно рассматривающую различные аспекты темы и вышедшую после опубликования методических рекомендаций. В случае затруднения в выборе литературы можно обратиться за консультацией к преподавателю.

Обязательной является предварительная консультация, на которой уточняется вариант, обсуждается необходимость привлечения дополнительной литературы, а также основные направления разработки тем. Контрольная работа должна освещать основные вопросы в свете проработанной литературы и фактического материала, привлекаемого в качестве иллюстраций.

Недопустимо дословное переписывание литературных источников, особенно устаревших. Как правило, не следует использовать периодическую печать, учебники, брошюры и статьи более чем трехлетней давности издания.

Написание работы следует осуществлять в такой последовательности: после предварительной консультации с преподавателем необходимо подобрать соответствующий литературный и статистический материал. На основе изученного материала составить развернутый план, придерживаясь которого, следует излагать содержание темы. Фактические данные, примеры необходимо приводить по ходу изложения вопросов и лишь в отдельных случаях давать в виде приложения в конце работы. Значительно повышают ценность работы графики, диаграммы и другой иллюстрационный материал.

Работа должна быть написана четко, разборчиво, с полями для замечаний. Оформление работы должно осуществляться следующим образом: в начале работы пишется перечень вопросов, затем подробный план с нумерацией пунктов и подпунктов. В конце работы указывается список использованной литературы, дата написания работы, подпись учащегося. Материалы первоисточников, цифровые данные, примеры с места работы студента должны быть даны с указанием источника, откуда они взяты (автор, название работы, издательство, год издания, страницы). Если источники не указаны, работа может быть не зачтена. Недопустимым является сокращение слов, небрежное оформление работы. Объем контрольной работы примерно 20-22 страницы тетрадного формата.

Выполненная контрольная работа сдается на рецензирование на заочное отделение в сроки, указанные в учебном плане студента. Студенты, получившие за контрольную работу оценку «зачтено» или «зачтено условно», должны внимательно ознакомиться с рецензией и с учетом замечаний и рекомендаций доработать отдельные вопросы. Устранить предложенные замечания студенты должны до проведения дифзачета.

Незачтённая контрольная работа переделывается с учетом замечаний преподавателя и повторно сдается на заочное отделение вместе с назачтенным вариантом контрольной работы.

Зачтенная контрольная работа предъявляется студентом при сдаче дифзачета

 

3. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ИСТОРИЯ»

 

Наименование разделов и тем

 

Раздел 1.

Развитие СССР и его место в мире в 1980-е

 

 

Тема 1.1.

Основные тенденции

развития СССР к

1980-м гг.

Содержание учебного материала

 

Внутренняя политика государственной власти в СССР к началу 1980-х гг. Особенности идеологии, национальной и социально-экономической политики.

Культурное развитие народов Советского Союза и русская культура.

Внешняя политика СССР. Отношения с сопредельными государствами, Евросоюзом, США, странами «третьего мира».

 

Тема 1.2.

Дезинтеграционные

процессы в России и

Европе во второй

половине 80-х гг.

Содержание учебного материала

 

Политические события в Восточной Европе во второй половине 80-х гг.

Отражение событий в Восточной Европе на дезинтеграционных процессах в СССР. Ликвидация (распад) СССР и образование СНГ. Российская Федерация как правопреемница СССР.

 

Раздел 2.

Россия и мир в конце

XX - начале XXI века

 

Тема 2.1.

Постсоветское

пространство в 90-е

гг. XX века

 

Содержание учебного материала

Локальные национальные и религиозные конфликты на пространстве бывшего СССР в 1990-е гг. Участие международных организаций (ООН, ЮНЕСКО) в разрешении конфликтов на постсоветском пространстве.

Российская Федерация в планах международных организаций: военно-политическая конкуренция и экономическое сотрудничество. Планы НАТО в отношении России.

 

Тема 2.2.

Укрепление влияния

России на постсоветском пространстве

Содержание учебного материала

Россия на постсоветском пространстве: договоры с Украиной, Белоруссией, Абхазией, Южной Осетией и пр.

Внутренняя политика России на Северном Кавказе. Причины, участники, содержание, результаты вооруженного конфликта в этом регионе.

Изменения в территориальном устройстве Российской Федерации.

 

Тема 2.3.

Россия и мировые

интеграционные процессы

Содержание учебного материала

Расширение Евросоюза, формирование мирового «рынка труда», глобальная программа НАТО и политические ориентиры России.

Формирование единого образовательного и культурного пространства в Европе и отдельных регионах мира. Участие России в этом процессе.

Тема 2.4.

Развитие культуры в России

Содержание учебного материала

Проблема экспансии в Россию западной системы ценностей и формирование «массовой культуры». Тенденции сохранения национальных, религиозных, культурных традиций и «свобода совести» в России. Идеи «поликультурности» и молодежные экстремистские движения.

Тема 2.5.

Перспективы развития РФ в современном мире

Содержание учебного материала

Перспективные направления и основные проблемы развития РФ на современном этапе. Территориальная целостность России, уважение прав ее населения и соседних народов – главное условие политического развития.

Инновационная деятельность – приоритетное направление в науке и экономике. Сохранение традиционных нравственных ценностей и индивидуальных свобод человека – основа развития культуры в РФ.

 

4. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

Чтобы успешно выполнить домашнюю контрольную работу по истории, нужно:

1. Ознакомиться с тематическим планом и содержанием программы

2. Внимательно ознакомиться с методическими указаниями по выполнению домашней контрольной работы, в которых изложены основные требования, предъявляемые к контрольной работе.

3. Составить список источников по теме, используя предложенную литературу и подобрав дополнительные источники, в том числе и Интернет-ресурсы.

4. Изучить тему по предложенному плану, ознакомившись с рекомендациями. Вопросы плана носят обобщающий характер, ориентируют студента на четкий ответ как результат анализа изучаемого материала

5. Дать свою оценку рассматриваемой теме, отразить ее в работе (это учитывается при оценке контрольной работы).

6. Оформить работу в соответствии с установленными требованиями

7. Сдать контрольную работу на рецензию

 

КОНСУЛЬТАЦИИ

При возникновении трудностей при выполнении контрольной работы студент может обратиться за помощью к преподавателю для разъяснения сложных вопросов, получив письменные или устные консультации.

 

 

5. ТЕМЫ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ И УКАЗАНИЯ ПО ИХ ВЫПОЛНЕНИЮ

 

Тема 1. Распад Советского Союза

 

План

1. Распад СССР.

2. Образование Союзного государства Беларуси и России.

3. Сближение бывших республик СССР со странами Запада – ГУАМ.

 

Работая над темой, возникает проблема содержания понятий «распад», «развал», «крушение» и определение хронологических рамок соответствующих процессов. Студенту следует разобраться в существующих в исторической науке точках зрения на данную проблему.

Если считать все то, что случилось с Советским Союзом распадом (т.е. объективным процессом естественного разложения), то правильно ли ограничивать этот процесс какими-либо конкретными сроками (21, 25 или 26 декабря 1991 года)? Увязывать его завершение с такими событиями как вступление некоторых союзных республик в ООН или решение вопросов союзного бюджета, собственности, долгов, обороны и т.д., которое, продолжалось вплоть до середины 1992 года?

Если обозначить произошедшее со страной разваломили крушением, то это рассматривается как результат сознательной деятельности людей. Тогда можно ли определить хронологические рамки завершающего этапа существования советской союзнойгосударственности с 16 ноября 1988 года по 21 декабря 1991 года?

Только ответив на эти вопросы, студент может отразить реальное соотношение объективного и субъективного факторов в стимулировании процессов, приведших в конечном итоге к гибели сверхдержавы. Это позволит понять весь комплекс проблем, связанных с крушением СССР.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; просмотров: 474; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.81.23.50 (0.168 с.)