Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел 2. Кинематограф США: 1895–1919 гг.

Поиск

Основные тезисы

 

1. Лаборатория Томаса Алвы Эдисона: кинетоскоп (аппарат сглазком); витаскоп (проекционный аппарат). Первый коммерческий сеанс кинетоскопа Томаса Эдисона состоялся 14 апреля 1894 г.

2. Этапный для развития кинематографа фильм «Большое ограбление поезда» (1903) Эдвина Портера. Это фильм явился отправной точкой в развитии жанра «вестерн», который, представляет собой довольно редкое сочетание вестерна и гангстерского фильма. В фильме использован метод параллельного монтажа.

3. Главная фигура, самый выдающийся мастер, наиболее последовательный новатор Гриффит (Griffith) Дэвид Уорк (1875–1948), американский режиссер, сценарист, продюсер и актер.

ü Выдающиеся фильмы (шедевры мирового киноискусства): «Рождение нации» (1915); «Нетерпимость» (1916).

ü Фильм «Много лет спустя» (1908): психологически мотивированный, привлекающий внимание зрителя к лицу героини и, следовательно, к происходящему у нее в душе, – крупный план.

ü Вклад Гриффита в развитие киноискусства: с него началось признание кинематографа как полноценного, полноправного искусства, равнозначного литературе, театру, музыке, живописи и т. д.; создал профессию кинорежиссера; реформа актерской игры; превращение кинокамеры в активного участника действия.

Организационная структура американского кинематографа

ü 1896 (апрель): первый публичный киносеанс в мюзик-холле в Нью-Йорке;

ü 1905: первый «никельодеон» в Питсбурге (никельодеон = никель (монетка в 5 центов) + одеон (греч. театр));

ü Центры кинопроизводства: Нью-Йорк, Чикаго;

ü Ведущие кинокомпании (со своими киностудиями): «Эдисон», «Байограф», «Вайтограф»;

ü Система: производитель, прокатчик, владелец кинотеатров;

ü Атмосфера острой конкурентной борьбы. Киновойны;

ü 1909: 10 ведущих кинофирм объединились в Патентный трест с целью монополизации производства и проката.

5. Голливуд: начало великой истории

Независимые компании: сопротивление тресту; перенос производства фильмов в Калифорнию;

ü 1907: начало кинопроизводства в Лос-Анджелесе;

ü Пригород Лос-Анджелеса – Голливуд – новый центр кинопромышленности;

ü 1913:начало кинопроизводства в Голливуде;

ü 1915: 60% американского кинопроизводства в Голливуде;

ü Система киностудий (кинофабрик);

ü 5 крупнейших киностудий основаны «киномоголами» (иммигрантами-евреями из Восточной Европы):

 

Киностудии «Киномоголы»
Юниверсл пикчерз Карл Леммле
Парамаунт пикчерз Адольф Цукор
Фокс филм корпорейшн (ХХ век – Фокс) Уильям Фокс
Метро – Голдвин – Майер (МГМ) Луис Б. Майер
Уорнер бразерс Гарри, Сэм, Алберт и Джек Уорнер

ü Другие голливудские студии: «Коламбия», «Юнайтед артистс»;

ü Ведущие жанры: мелодрама, вестерн, «комическая»;

ü 1922: Американская ассоциация продюсеров и прокатчиков во главе с У. Хейсом. Функция внутренней цензуры.

Система «звезд»

Кинозвезда: очень популярный актер; высокооплачиваемый актер; кумир публики, выступающий в одном из полюбившихся зрителю амплуа (тип актерских ролей) множество раз; залог кассового успеха фильма:

 

Амплуа Имена актеров
Обольстительница (женщина-вамп) Теда Бар, Пола Негри
Легкомысленные девицы из высшего общества (вертушки) Колин Мур, Луиза Брукс
Простые земные женщины Глория Свенсон, Грета Гарбо
Невинные девушки Лилиан Гиш, Мэри Пикфорд
Герои-любовники Рудольф Валентино, Роман Новарро
Румяные «соседские парни» Джон Гилберт
Отважные герои Дуглас Фэрбенкс
Комики Чарли Чаплин, Бастер Китон, Гарольд Ллойд

1914 г.: роскошные кинотеатры – кинодворцы («дворцы мечты»); Китайский театр Граумана.

 

Литература

 

1. Васильев А. История моды. Вып. 4. Звезды мирового немого кино / Александр Васильев. – М.: Этерна, 2006. – 64 с.: ил. – (Carte postale).

2. Звезды немого кино: сб. / сост. В. Головской. – М.: Искусство. 1968. – 238 с.: ил.

3. Великий немой / подгот. материала Е. Хилькевич; фото из коллекции А. Васильева // Киносценарии. – 2006. – №2–3. – С. 2–21.

4. Гиш, Л. Кино, Гриффит и я / Лилиан Гиш; пер. с англ. З. Гинзбург; под ред М. Блеймана. – М.: Искусство, 1974. – 183 с.: ил. – (Мемуары кинематографистов).

5. Голливуд эпохи немого кино // [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – Режим доступа: http: //www.referat.su/refs_new/30641/ref_part_2.shtml, свободный.

6. Гэблер, Н. Собственная империя: как евреи изобрели Голливуд / пер. с англ. М. Теракопяна // Искусство кино. – 1999. – №8. – С. 129–144. – №9. – С. 123–135. – №12. – С. 128–149.

7. Добротворский, С. Сказки калифорнийского леса // Кино на ощупь: сб. ст., 1990–1997 / Сергей Добротворский. – СПб.: Сеанс, 2005. – С. 431–438.

8. Кушниров, М. Гриффит // Искусство. – 2002. – №11 (25). – С. 5–7.

9. Опрышко, Н. Возлюбленная Америки: Мэри Пикфорд // Любовь к звездам: любовные истории самых знаменитых актрис. – М.: Олма-Пресс, 2003. – С. 7–38.

10. Рейзен, О. Звезда как зеркало эпохи // Кино в мире и мир в кино: сб. ст. / отв. ред. Л. Будяк. – М.: Материк. 2003. – С. 205–211.

11. Шатерникова, С. Соединенных Штатов Америки кинематография // Кино: энцикл. слов. / гл. ред. С.И. Юткевич. – М.: Сов. энциклопедия, 1987. – С. 394–399.

12. Ямпольский, М. Б. Гриффит и поэтическая традиция // Западное искусство. ХХ век. Классическое наследие и современность. – М.: Наука, 1992. – С. 232–267.

 

Видеопрактика

 

1. Отрывок из передачи цикла «Легенды немого кино» (Телеканал «Культура», 2004): Дэвид Уорк Гриффит.

2. Фрагмент из х/ф: «С добрым утром, Вавилон!» (1987) / Братья Паоло и Витторио Тавиани.

3. Отрывок из передачи «Эпические фильмы» цикла «Киножанры» (США): фильм Д. У. Гриффита «Нетерпимость».

4. Фрагмент из д/ф «История американского кино от Мартина Скорсезе» (1995) / режиссура и сценарий: Мартин Скорсезе, Майкл Генри Уилсон.

Раздел 3. Начало кинематографа в России

Основные тезисы

 

1. В отечественной истории кино раннего периода принято выделять три этапа:

ü 1896–1907: появление кинематографа в России;

ü 1908–1913: начало отечественного производства фильмов;

ü 1914–1919: кинематограф периода Первой мировой войны.

Первый этап. 1896–1907.

ü 1896 (май):первый публичный киносеанс в Санкт-Петербурге: гастроли иностранного аттракциона «Синематограф братьев Люмьер».

ü 1896–1907: прокат иностранных фильмов (фирмы: Люмьер, Пате, Гомон).

ü 1907: начались регулярные съемки документальных серий о русской жизни.

Открытиеторгового дома «Александр Ханжонков и Ко» – первой Российской фирмы по продаже кинематографических лент. Первая российская кинофабрика в Москве, фабрика Ханжонкова, была одной из крупнейших в Европе и по праву считалась лучшей в дореволюционной России.

Александр Алексеевич Ханжонков (1877–1945), первый и самый крупный отечественный кинопредприниматель (кинопромышленник).

На фабрике Ханжонкова:

ü кинорежиссеры: Василий Гончаров, Евгений Бауэр;

ü первые кинозвезды: Вера Холодная, Иван Мозжухин, Витольд Полонский;

ü первый российский полнометражный фильм «Оборона Севастополя» (1911);

ü первые объемные анимационные фильмы Владислава Старевича.

Второй этап. 1908–1913.

ü 1908: первый российский игровой фильм «Понизовая вольница» («Стенька Разин»):киноателье Александра Дранкова (СПб.).

ü 1912: построена на Житной улице в Москве первая профессионально оснащенная кинофабрика (киностудия) Ханжонкова.

ü 1914: начало выпуска российских полнометражных фильмов.

 

Третий этап. 1914–1919.

Другие кинодеятели:

ü Иосиф Николаевич Ермольев (1889–1962), один из первых русских кинопредпринимателей. В 1915 г. создал кинопредприятие в Москве. В фирме Ермольева работали режиссер Я. Протазанов, актер И. Мозжухин.

ü Протазанов Яков Александрович (1881–1945), режиссер, сценарист, актер.

В 1900 г. окончил коммерческое училище и работал продавцом в московском АО «Шрадер и Ко». В 1904–1906 гг. занимался самообразованием во Франции и Италии.

С 1906 г., сменив ряд профессий (был конторщиком, бухгалтером, переводчиком), стал помощником режиссера московской кинофирмы «Глория». В кино с 1907 г., сначала как сценарист, потом режиссер (дебют – «Бахчисарайский фонтан», 1909). С 1910 г. работал в кинофирме П. Тимана и Ф. Рейнгардта. В 1914 г., завоевав репутацию наиболее культурного режиссера-профессионала, перешел в кинофирму И. Ермольева.

В дореволюционном кино снял около 80 фильмов, среди них экранизации «Войны и мира» Л. Н. Толстого, «Бесов» («Николай Ставрогин») Ф. М. Достоевского (оба – 1915), «Пиковой дамы» А. С. Пушкина (1916), «Отца Сергия» Толстого (1918). Две последние ленты признаны лучшими ранними работами режиссера, отличаются высокой культурой, психологической глубиной актерской игры, прежде всего И. И. Мозжухина.

В 1918 г. вместе с группой актеров и режиссеров кинофирмы И. Ермольева эмигрировал и работал во Франции и Германии, в кинофирмах «Пате», «Гомон», «УФА», где в период 1920–1923 гг. снял ряд фильмов: «За ночь любви», «Правосудие прежде всего», «Тень греха», «Смысл смерти», «Паломничество любви», «Страшное приключение» и др.

В 1923 г. вернулся в СССР. Первый фильм после возвращения – «Аэлита» по А. Н. Толстому (1924). На студии «Межрабпром-Русь» поставил комедии «Закройщик из Торжка» (1925), «Процесс о трех миллионах» (1926), «Дон Диего и Пелагея» (1928), «Праздник святого Йоргена» (1930), которые пользовались большим успехом у зрителей и долгие годы не сходили с экрана.

Внимание Протазанова к характеру на экране и принципиальная ориентация на актера дали в его фильмах целый ряд ярких образов, созданных И. В. Ильинским, А. П. Кторовым, М. М. Климовым, И. М. Москвиным, М. М. Тархановым, М. М. Блюменталь-Тамариной и др. В его картинах впервые раскрылись дарования В. П. Марецкой, А. И. Войцик, Н. П. Баталова, М. И. Жарова, Н. У. Алисовой.

Среди его немых фильмов: «Сорок первый» (1927), «Белый орел» (1928) – с В. И. Качаловым, В. Э. Мейерхольдом в главных ролях. В звуковом кино режиссер впервые осуществил экранизацию «Бесприданницы» А. Н. Островского (1937), вошедшую в киноклассику благодаря реалистической режиссерской трактовке, великолепному актерскому ансамблю. Режиссер не побоялся снять в главной роли молоденькую дебютантку Нину Алисову, свою будущую жену.

Литература

 

1. Арлазоров, М. С. Протазанов / М. С. Арлазоров. – М.: Искусство, 1973. – 280 с.: ил. – (Жизнь в искусстве).

2. Бёрд, Роберт. Русский символизм и развитие киноэстетики / пер. с англ. // Новое лит. обозрение. – 2006. – №5 (81). – С. 67–98.

3. Великий Кинемо: кат. сохранившихся игровых фильмов России 1909–1919 / [сост. В. Иванова и др.] – М.: Новое лит. обозрение, 2002. – 568 с.

4. Гращенкова, И. Серебряный век. В поисках лица [Евгений Бауэр] // Искусство кино. – 2007. – №4. – С. 106–114.

5. Зоркая, Н.М. Увертюра. Серебряные девятьсот десятые // История советского кино / Н. М. Зоркая. – СПб.: Алетейя, 2005. – Гл. 1. – С. 7–74.

6. Кинематограф дореволюционной России // История отечественного кино: учеб. / отв. ред. Л. М. Будяк – М.: Прогресс-Традиция, 2005. – Гл. 1. – С. 13–42. – (Academia XXI).

7. Разлогов, К. Э. Артистизм в массовой культуре (на материале русского немого кино) // Вопр. философии. – 1997. – №7. – С. 63–73.

8. Рогова, В. Ханжонковское дело: к 125-летию со дня рождения А. А. Ханжонкова // Ракурсы. – М.: ГИИ, 2002. – Вып. 4. – С. 33–68.

9. Страницы истории отечественного кино. Детское кино. Анимация. Документное кино. Кинематограф русского зарубежья / отв. ред. Л. М. Будяк; сост. Дл. Караваев. – М.: Материк, 2006. – 284 с.

10. Ямпольский, М. Россия: кино и культура современности, или Регресс в роли прогресса // Киноведческие записки. – 2006. – №78. – С. 4–20.

 

Видеопрактика

 

1. Отрывки из передач цикла «Легенды немого кино» (Телеканал «Культура», 2004): А. А. Ханжонков; Я. Протазанов.

2. Отрывок из передачи «Яков Протазанов» цикла «Острова» (Телеканал «Культура», 2006).

3. Фрагменты из х/ф режиссера Евгения Бауэра сучастием Веры Холодной: «Дети века» (1915), «Жизнь за жизнь» (1916).

4. Фрагменты из х/ф: «Бесприданница» (1936–37) / Я. Протазанов; «Раба любви» (1975) / Н. Михалков.

5. Отрывок из д/ф «Раба любви. Елена Соловей» (2006).

6. Отрывок из д/ф «Иван Мозжухин, или Дитя карнавала» (2004).

7. Фрагмент из д/ф «Русская идея: история русского кино от Сергея Сельянова» (1995) / режиссер – Сергей Сельянов; текст – О. Ковалов.

 

 

Тема 2. 1920-е: Время, вперед!

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 772; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.3.153 (0.009 с.)