Революционно-демократическое течение 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Революционно-демократическое течение



Для его представителей характерен интерес к народным движениям, к самым радикальным проявлениям революционного творчества на Западе.

В.Г. Белинский. В основе его подхода к истории – идея исторической закономерности революционного перехода от одной общественной системы к другой + необходимости демократической народной революции в России.

И от писателей, и от историков Белинский требовал точной передачи особенностей рассматриваемого им материала, необходимости улавливать «дух народов и эпохи».

Выделял три периода в истории человечества, особо отмечая период новой истории. Особое внимание – событиям западноевропейской истории XVII-XVIII вв. – периода наиболее острых социальных антифеодальных выступлений.

Несмотря на то что в истолковании исторических событий Белинский нередко оставался на позициях идеализма, не понимал определяющей роли материального производства в развитии общества, он сумел объяснить революционность буржуазии как новой общественной силы, ее стремление сломить сопротивление сил феодализма и реакции.

Все обращения Белинского к фактам и событиям из истории нового времени стран Запада свидетельствуют о том, что он понимал огромную роль народных масс в истории человечества, протестовал против эксплуатации господствующими классами неимущих.

Историческая концепция А.И. Герцена

А.И. Герцен принял деятельное участие в разработке революционно-демократической исторической концепции.

Усвоив гегелевский диалектический метод, Герцен понимал его как «алгебру революции». При общей идеалистической схеме понимания исторического процесса для него была характерна попытка с помощью этого метода объяснить последовательность революционной смены одной фазы общественного развития другой.
Проблемой, постоянно привлекавшей внимание Герцена, являлись события истории нового времени, наполненные фактами антифеодальной борьбы народных масс. И здесь у него очень тесно переплеталось обоснование идей исторической закономерности революционных движений и неизбежности, необходимости коренных социально-экономических преобразований в России.
Наиболее радикальной из западноевропейских революций, убедительно показавшей, что против абсолютизма возможно бороться лишь методами революционного насилия, Герцен справедливо считал буржуазную революцию во Франции конца XVIII в. Ее преддверием в Европе, по его мнению, были Реформация и Английская революция XVII в.

И хотя Герцен не смог определить социальной природы якобинства, как и действительных причин поражения революции во Франции, его попытка показать закономерность революционной борьбы, связь якобинцев с народными массами имела для своего времени большое принципиальное значение в деле становления революционно-демократической исторической мысли России.
Существенное влияние на формирование мировоззрения молодого Герцена оказало учение французского социалиста-утописта Сен-Симона.

Еще до революции 1848 г. во Франции Герцен сурово обличал сложившееся буржуазное общество, на одном полюсе которого находятся «блузники», т. е. рабочие, а на другом — буржуа.

Правда, социалистические идеалы самого Герцена были далеки от научного социализма, что наложило отпечаток на его отношение к французской революции 1848—1849 гг., непосредственным свидетелем которой он был. Не осознав на первых порах ее буржуазного характера, Герцен считал, что она приблизит Европу к торжеству светлого будущего. Однако июньские дни 1848 г. заставили его многое переосмыслить и глубоко разочароваться в социалистических потенциях Запада.

Либеральное течение.

Представители – Грановский, Кудряшов, Евшевский.

Т.Н. Грановский (один из основателей русской школы медиевистики; с 1839 г. – возглавлял кафедру всеобщей истории в МГУ).

Основной смысл всеобщей истории видел в «развитии духа человеческого». История – самостоятельная наука, содержание которой составляют факты, данные опытом, определенные обстоятельствами, ее форма не чисто отвлеченная мысль, а живое созерцание. Динамика истории – «в борьбе развивающихся противоположений». Именно история позволяет проводить аналогию между прошлым и явлениями современной жизни и развивает «верное чувство действительности».

Грановский считал, что развитие науки, просвещения, моральное совершенствование народа предопределяют развитие человеческого общества по пути прогресса. Вместе с тем для него характерен интерес не только к духовной, но и материальной сфере жизни человека, стремление раскрыть сущность важнейших социальных столкновений.

Оценивая Великую Французскую революцию, Грановский осуждал якобинцев, но при это возвеличивал жирондистов и их программу.

Революцию 1848 во Франции Грановский рассматривал как начало новейшей «социальной революции».

Грановский великолепно знал источники и научную литературу à и это позволило ему широко использовать в своих лекциях сравнительно-исторический метод, особенно при характеристике смены исторических эпох.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-10-24; просмотров: 190; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.186.201 (0.004 с.)