Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
В. фон Гумбольдт о факторах исторического процесса и о задачах историкаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Вильгельм фон Гумбольдт (1767 — 1835) — немецкий филолог, философ, языковед, государственный деятель, дипломат.Осуществил реформу гимназического образования в Пруссии, основал в 1809 году университет в Берлине, был другом Гёте и Шиллера.Один из основоположников лингвистики как науки. В общих чертах мировоззрение В.Гумбольдта изложено во введении к его основному труду. Об эволюции каких бы сфер духовной культуры он ни писал - науки, искусства, нравственности, политики или языка - повсюду его мысль обращалась к их генезису, к "творящей силе, породившей их" (2;53). В возникновении каждой сферы культуры он стремился видеть созидательный фактор - фактор, благодаря которому и происходило очеловечение (гоминизация) наших предков. Среди причин, движущих мировую историю, он выделил два типа: связанные с необходимостью и со свободой деятельности человека. Исходил в своем понимании истории из представления о существовании и действии некоторой "идеи". Задача истории: "изобразить стремление идеи обрести бытие в действительности". проект «философской антропологии»: основные положения этого проекта: - учение о «духовной силе», присущей человеческому роду, воплощающейся в индивидуальных характерах народов - положение о языке как о первом и самом главном продукте духовной деятельности народов и главном средстве, при помощи которого изучаются особенности народного духа. Терминологическую основу «философской антропологии» Гумбольдта составляют понятия «языковое сообщество», «дух» и «языковая картина мира». Языковое сообщество в концепции Гумбольдта является необходимым условием для формирования (Bildung) личности, так как язык, по Гумбольдту, воздействует на индивида на протяжении его духовного развития. Язык же существует в рамках сообщества индивидов, а значит изучение характера сообщества – это изучение характера его языка. Понятие «дух» интерпретируется Гумбольдотом не столько как человеческая духовная сила, сколько как «жизненное начало», проявляющее себя в ходе исторического процесса – идея, созвучная современным Гумбольдту концепциям Шеллинга и Гегеля. Понятие «языковая картина мира» в гумбольдтовской антропологии занимает особое место. Язык – внешнее воплощение того способа, которым дух того или иного народа «перерабатывает» окружающую действительность – влияет на сознание человека, который растет и развивается в рамках национальной культуры этого народа. Гумбольдт - ведущий представитель гуманизма и идей гуманности в немецком идеализме. Мировоззрение Г. органично соединяло в себе такие базовые основания, как тотальность (в художественном изображении жизни) и универсальность. Идеи Гердера о целостности всемирно-исторического процесса, о народах как живых организмах, о включенности деятельности отдельного человека в бесконечное поступательное развитие общества как предпосылке исследования истории были творчески переработаны Г. наряду с эстетическими концепциями Гете и Шиллера, ориентированными на классическую Грецию как воплощение идеала. Историк, по Г., должен проникать во внутренние содержание и смысл истории, дабы избежать опасности быть простым регистратором исторических результатов. Работы Г. 1790-1800-х о древнегреческой культуре соединили проблематику истории и эстетики.
В философии истории Г. перерабатывал опыт Великой французской революции, раннее его сочинение "Идеи к опыту, определяющему границы деятельности государства" (частично опубликована в 1792, полностью в 1851) являет собой рассуждение о политических условиях, призванных обеспечить свободное развитие индивида и народа. По Г., задачами государства являются защита внешних рубежей и обеспечение правопорядка в стране при условии предоставления всех возможностей для свободного и раскрепощенного национального и индивидуального развития. Надежда Г. на достижение идеала с помощью социальных реформ, воспитания, самосовершенствования обусловили возрастающую роль педагогических мотивов в его творчестве. Как результат инициированной Г. реформы образования, была создана гуманистическая гимназия в ее классическом облике. Г. стремился преодолеть дуализм материи и идеи, материала и формы; из их слияния возникает, по Г., "организация" - в мире физическом, "характер" - в мире интеллектуальном и моральном. " Тайна всего бытия" заключена, по Г., в индивидуальности (личности, народа). Принимая философское учение Канта, Г. стремился конкретизировать и развить его на материале общественной истории. Согласно теории исторического познания Г., всемирная история есть результат деятельности духовной силы, лежащей за пределами познания, поэтому она не может быть понята с причинной точки зрения.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-10-24; просмотров: 357; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.219.131 (0.01 с.) |