Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 3. Особенности развития техники в новейший период ( XX - XXI вв. ).

Поиск

Современную этап развития общества справедливо называют «техногенным», поскольку техника является определяющей сферой, оказывающей влияние на все аспекты бытия человека. Более того, если в предшествующий период техника являлась придаточным звеном науки, то в новейшее время техника рассматривается как сложный и многомерный социокультурный комплекс. В частности в этот период техника выходит за рамки технического знания в сферу философского обобщения, формируя специальную область знаний - философию техники. В конце XIX в. появляются первые концептуальные подходы к определению техники (Ф. Рело, Э. Капп, П. Энгельмейер). Техника также «вырастает» за пределы инженерно-экспериментальных и машиностроительных задач: она становится теорией управления (тейлоризм).

Скачок в техническом развитии произошел после Второй Мировой войны, главным событием которого является научно-техническая революция. Ее выражением стало появление ЭВМ, формирование теории информации и кибернетики, становление и развитие микроэлектроники, компьютерной техники.

Изменение масштабов и форм взаимодействия науки и техники отразилось на облике всей системы связей человека с миром. Многие исследователи, перечисляя черты нового этапа развития техники, относят их к неклассическому типу рациональности:

1. Появление новых форм организации знаний, связанных новейшими технологиями ЭВМ;

2. Дифференциация отраслей знаний для решения конкретных практических задач;

3. Преобразование традиционных форм, норм и идеалов научного исследования.

4. Появление комплексных исследований, затрагивающих всю совокупность технических, естественнонаучных и общественных наук.

 Фундаментальное различие между классическими и неклассическими техническими дисциплинами, проходит в области понимания предмета и целей исследования. Так, классические дисциплины ориентированы на определенный проектируемый объект (механизм, машину, устройство). Вторые же, усматривают объект исследования в комплексе сложных научно-технических проблем, имеющие свои уровни и классы, а также не одну, а целый комплекс научных знаний и дисциплин. Соответственно к неклассическим формам технических знаний можно отнести информатику, системотехнику, различные формы системного проектирования, которым свойственно создание сложных технических систем.

Другой отличительной чертой неклассического периода является изменение методов и теоретических подходов. Так для комплексного теоретического подхода неприемлемы понятия естественных наук, такие как аксиома, теорема, закон и пр. Результаты, получаемые на практике, фиксируются в форме методических рекомендаций, предписаний: программа, прецеденты, культурные образцы. Эксперимент, проводимый с помощью компьютера, меняет свои былые формы: он становится средством математизации.

 В последние десятилетия, когда техника с человеком и природой образует особую замкнутую систему, в которой техника нередко определяет развитие данной целостности, появляются призывы к включению ценностных регулятивов для контролирования ее влияния. В этой связи, В.С. Степин, кроме отмеченных классических и неклассических типов рациональности, рассматривает и третий тип развития науки – постнеклассический. Автор характеризует его как соотнесенного не только с пониманием особенностей средств и форм деятельности, но и с анализом ценностно-целевых установок [8]. Главный посыл в сложившейся исторической ситуации, как коэволюции человека – природы и техники, – это формирование в себе способности соотносить свою деятельность с живой экосистемой, предупреждая разрушительные последствия научно - технической деятельности.

 

Библиографический список

1. Боголюбов, А.Н. Теория механизмов и машин в историческом развитии идей. М., 1976.

2. Горохов, В.Г. Концепции современной науки и техники. М.. 2000.

3. Горохов, В.Г. Основы философии техники и технических наук. М., 2007.

4. История и философия науки. Современные философские проблемы естественных, технических и социально- гуманитарных наук /под ред. В.В. Миронова. М., 2006.

5. Рапп, Ф. Техника и естествознание // Философские науки в ФРГ. М., 1989.

6. Козлов, Б.И. Возникновение и развитие технических наук. Л., 1988.

7. Степин, В.С. Теоретическое знание. М., 2000.

 

Практикум

Контрольные вопросы

1. Что послужило причиной сближения технической культуры и теоретического знания на рубеже Ренессанса – Нового времени?

2. В чем выразился технический характер эпистемологии Нового времени?

3. Ф. Бэкон сказал: «Природу побеждают подчиняясь». Согласны ли вы с его мнением?

4. Какую роль технические средства и инженерно-техническое мышление сыграли в становлении науки Нового времени?

5. Как развивались взаимоотношения науки и техники в Новое время (XVII-XIX вв.)?

6. Как изменилась система воспроизводства технических практик в Новое время по сравнению со Средневековьем?

7. Каковы основные технические достижения Нового времени?

8. Охарактеризуйте развитие технического образования, оцените его влияние на развитие науки и техники.

9. Перечислите и охарактеризуйте основные этапы становления классических и неклассических технических наук.

 

 

Темы рефератов и самостоятельных работ

1. Формирование проектной культуры на рубеже Ренессанса – Нового времени.

2. Современная философия техника: проблемы и перспективы.

3. Роль техники в исследовательском проекте Р. Бойля.

4. Сциентификация техники: этапы становления.

5. Преломление эпистемологической дихотомии «естественное» - «искусственное» в философии технике.

6. Значение промышленной революции в развитии техники.

7. История развития технического образования.

8. Становление техники в контексте неклассической методологии науки.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-11-02; просмотров: 1580; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.24.111 (0.009 с.)