Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 3. Особенности развития техники в новейший период ( XX - XXI вв. ).Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Современную этап развития общества справедливо называют «техногенным», поскольку техника является определяющей сферой, оказывающей влияние на все аспекты бытия человека. Более того, если в предшествующий период техника являлась придаточным звеном науки, то в новейшее время техника рассматривается как сложный и многомерный социокультурный комплекс. В частности в этот период техника выходит за рамки технического знания в сферу философского обобщения, формируя специальную область знаний - философию техники. В конце XIX в. появляются первые концептуальные подходы к определению техники (Ф. Рело, Э. Капп, П. Энгельмейер). Техника также «вырастает» за пределы инженерно-экспериментальных и машиностроительных задач: она становится теорией управления (тейлоризм). Скачок в техническом развитии произошел после Второй Мировой войны, главным событием которого является научно-техническая революция. Ее выражением стало появление ЭВМ, формирование теории информации и кибернетики, становление и развитие микроэлектроники, компьютерной техники. Изменение масштабов и форм взаимодействия науки и техники отразилось на облике всей системы связей человека с миром. Многие исследователи, перечисляя черты нового этапа развития техники, относят их к неклассическому типу рациональности: 1. Появление новых форм организации знаний, связанных новейшими технологиями ЭВМ; 2. Дифференциация отраслей знаний для решения конкретных практических задач; 3. Преобразование традиционных форм, норм и идеалов научного исследования. 4. Появление комплексных исследований, затрагивающих всю совокупность технических, естественнонаучных и общественных наук. Фундаментальное различие между классическими и неклассическими техническими дисциплинами, проходит в области понимания предмета и целей исследования. Так, классические дисциплины ориентированы на определенный проектируемый объект (механизм, машину, устройство). Вторые же, усматривают объект исследования в комплексе сложных научно-технических проблем, имеющие свои уровни и классы, а также не одну, а целый комплекс научных знаний и дисциплин. Соответственно к неклассическим формам технических знаний можно отнести информатику, системотехнику, различные формы системного проектирования, которым свойственно создание сложных технических систем. Другой отличительной чертой неклассического периода является изменение методов и теоретических подходов. Так для комплексного теоретического подхода неприемлемы понятия естественных наук, такие как аксиома, теорема, закон и пр. Результаты, получаемые на практике, фиксируются в форме методических рекомендаций, предписаний: программа, прецеденты, культурные образцы. Эксперимент, проводимый с помощью компьютера, меняет свои былые формы: он становится средством математизации. В последние десятилетия, когда техника с человеком и природой образует особую замкнутую систему, в которой техника нередко определяет развитие данной целостности, появляются призывы к включению ценностных регулятивов для контролирования ее влияния. В этой связи, В.С. Степин, кроме отмеченных классических и неклассических типов рациональности, рассматривает и третий тип развития науки – постнеклассический. Автор характеризует его как соотнесенного не только с пониманием особенностей средств и форм деятельности, но и с анализом ценностно-целевых установок [8]. Главный посыл в сложившейся исторической ситуации, как коэволюции человека – природы и техники, – это формирование в себе способности соотносить свою деятельность с живой экосистемой, предупреждая разрушительные последствия научно - технической деятельности.
Библиографический список 1. Боголюбов, А.Н. Теория механизмов и машин в историческом развитии идей. М., 1976. 2. Горохов, В.Г. Концепции современной науки и техники. М.. 2000. 3. Горохов, В.Г. Основы философии техники и технических наук. М., 2007. 4. История и философия науки. Современные философские проблемы естественных, технических и социально- гуманитарных наук /под ред. В.В. Миронова. М., 2006. 5. Рапп, Ф. Техника и естествознание // Философские науки в ФРГ. М., 1989. 6. Козлов, Б.И. Возникновение и развитие технических наук. Л., 1988. 7. Степин, В.С. Теоретическое знание. М., 2000.
Практикум Контрольные вопросы 1. Что послужило причиной сближения технической культуры и теоретического знания на рубеже Ренессанса – Нового времени? 2. В чем выразился технический характер эпистемологии Нового времени? 3. Ф. Бэкон сказал: «Природу побеждают подчиняясь». Согласны ли вы с его мнением? 4. Какую роль технические средства и инженерно-техническое мышление сыграли в становлении науки Нового времени? 5. Как развивались взаимоотношения науки и техники в Новое время (XVII-XIX вв.)? 6. Как изменилась система воспроизводства технических практик в Новое время по сравнению со Средневековьем? 7. Каковы основные технические достижения Нового времени? 8. Охарактеризуйте развитие технического образования, оцените его влияние на развитие науки и техники. 9. Перечислите и охарактеризуйте основные этапы становления классических и неклассических технических наук.
Темы рефератов и самостоятельных работ 1. Формирование проектной культуры на рубеже Ренессанса – Нового времени. 2. Современная философия техника: проблемы и перспективы. 3. Роль техники в исследовательском проекте Р. Бойля. 4. Сциентификация техники: этапы становления. 5. Преломление эпистемологической дихотомии «естественное» - «искусственное» в философии технике. 6. Значение промышленной революции в развитии техники. 7. История развития технического образования. 8. Становление техники в контексте неклассической методологии науки.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2019-11-02; просмотров: 1580; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.24.111 (0.009 с.) |