Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 1. Введение в философию техники↑ Стр 1 из 14Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Петинова М.А. П 29 Философия техники: учебное пособие / М.А. Петинова. – Самара: Самар. гос. техн. ун-т, 2014. – 92 с.
ISBN Без знания общих основ развития современной техники невозможно быть культурным человеком. Но не менее важным является философское осознание того влияния, какое техника оказывает на окружающую природную среду, социальные структуры и самого человека. Предлагаемое учебное пособие служит развитию философской рефлексии научной техники у будущих специалистов. В нем рассмотрены основные вопросы философии техники. Достаточно подробно изложены процессы становления и эволюции техники, представлена панорама философско - методологических подходов к ее исследованию. Рекомендуется для магистрантов и аспирантов технических вузов по курсу «Философские проблемы науки и техники», а также всех интересующихся проблемами философии техники.
УДК ББК 87.3 П 29
Рецензенты: доктор философских наук, профессор Т.В. Борисова
ÓМ. А. Петинова 2014 Ó Самарский государственный технический университет, 2014 ВВЕДЕНИЕ Востребованность философского осмысления взаимоотношений науки, техники и общества в настоящее время является общепризнанным, поэтому ему придается большое значение в гуманитарном образовании современного инженера и ученого. В рамках курсов «Философские вопросы науки и техники», «История и философия науки» даются общие представления о науке и технике, их роли в обществе и в истории культуры. Учитывая тот факт, современная наука в значительной степени связана с решением прикладных и проектных задач, а большинство ее исследований составляют научно – технические дисциплины и технические теории, то без пристального обращения к технике изучение научных знаний представляется невозможным. Именно в сфере методологии технических наук, инженерного и системного проектирования проблемы философии техники и науки тесно переплетаются. Качество инженерного образования обычно определяют, во-первых, способностью дипломированного специалиста применять на практике полученные в высшем учебном заведении теоретические знания и приобретенные навыки, во-вторых, способностью успешно справляться с решением профессиональных задач, возникающих из практической деятельности. Инженеру в первую очередь необходимо изучение тех предметов, которые в будущем он будет использовать в своей работе, здесь встает вопрос о пользе преподавания философии инженерам. Колоссальное количество современной научной литературы иллюстрирует востребованность философских начал в решении комплексных и фундаментальных задач технических специальностей. Отметим неоспоримый факт: усложнение и расширение функций, возложенных на инженерных специалистов по сравнению с предшествующей ранее деятельностью, реализация комплексных подходов в системе «природа – социум», взаимосвязи «человек-машина», требуют от инженера многосторонних знаний из перечисленных областей. Способность к всеобщему миропониманию формируется исключительно в рамках философского мышления. Другой актуальной составляющей деятельности современного инженера является его социальная ответственность и соблюдение этических требований и норм. Действительно, сегодня, когда техника играет ведущую роль в жизни человека, инженер, эту технику создающий и модернизирующий, должен отдавать себе отчёт о ее последствиях, затрагивающих социальные, экономические, экологические и эстетические и др. параметры бытия. Способность такого осознания должна формироваться у будущих специалистов уже на стадии их обучения. Именно этой цели развития философской рефлексии науки и техники служат данное учебное пособие и учебный курс в целом. Следовательно, обладая философским мышлением, современный инженер может оценить глобальные процессы коммуникации, выявить их негативные и положительные аспекты, и использовать свое понимание в качестве стимула для действий, направленных на сохранение и развитие культуры. Освоение комплекса вопросов, охватываемых философией техники, демонстрирует на практике не только приобретение специальных знаний, но и осознанное и целенаправленное формирование необходимых социальных качеств индивида – профессионализма, гражданской позиции, ценностей и норм поведения, общей культуры. Гуманитарная составляющая выпускника технического вуза позволяет развить ему рациональную и эффективную деятельность, способность учитывать в ходе проектирования и внедрения технических устройств наряду с техническими весь комплекс нетехнических условий, подчинять технику гуманным человеческим целям. Что такое техника? Что такое техника? В фокусе изучения философии техники, что вполне естественно, находятся феномен и сущность техники. Поэтому логично будет начать рассмотрение с определения того, что же такое техника? Истоки понятия «техника» уходят в глубь веков. Своим происхождением термин «техника» обязан древнегреческому слову «techne», которое обозначало умение, мастерство, искусство. Причем мастерство это понималось достаточно широко: от умения ремесленника, плотника, строителя - до мастерства в области высокого искусства. Т.е., фактически, под него подпадало любое человеческое мастерство: как ремесленное, так и художественное, направленное на производство того, что не способна произвести природа. К области «techne» относили земледелие и охоту, мореходство и врачевание, ткацкое и оружейное дело, театральное искусство и т.п. Греческие мыслители пытались определить место «techne» среди других видов познания и человеческой деятельности. Так, Аристотель рассматривал это понятие в трактате «Никомахова этика», обращая внимание на различие «techne» и других видов знания, таких как «empeireia» (опытное знание) и «episteme» (знание теоретическое). Знание в широком смысле слова означает обращение к неведомому, ранее неизвестному. «Techne» представляет собой область знания, непосредственно связанную с человеческой деятельностью. К области технического знания относится знание о том, что ранее не существовало и не может существовать само по себе, что возникает в результате человеческой деятельности, рождается сознанием человека, его трудом и служит его целям. В отличие от теоретического знания, обращенного к объективно существующему, техническое знание можно определить как «знание о производящемся». Предмет технического знания - это область создаваемого, находящегося в процессе становления, обретающего свое существование. В ХVII в. в эпоху научных революций и перемен в производстве в странах Западной Европы латинское «technica ars» (искусство умелого производства) переходит во французский язык как термин «technique», а затем и в немецкий как «technic». Термин становится все более специальным. В Новое время он означает совокупность всех тех средств, процедур и действий, которые относятся к искусному производству всякого рода, но, прежде всего, - к производству орудий труда и машин. Таким образом, с развитием техники существенно изменяется и само содержание этого понятия. Современное восприятие термина «техника» во многом связано с его классическим пониманием, однако научно-технический прогресс внес серьезные дополнения и существенно расширил предметное поле этого понятия. Сегодня влияние техники распространяется на органическую и неорганическую природу В области неорганической материи - это строительная техника, электротехника, теплотехника, физико-химическая техника, энергетическая техника и т.д. В области органической природы - это техника сельского хозяйства, а также биотехнология, позволяющая включать в предметное поле техники всю биологию. В то же время существует «техника» мышления, дискутирования, изучения, памяти («мнемотехника»), техника живописи, рисунка, игры на музыкальных инструментах, равно как и техника руководства людьми, производством, государством и т.п. На повседневном уровне, отвечая на вопрос, «Что такое техника?» любой здравомыслящий человек сегодня укажет на те технические устройства и орудия, которые окружают его в повседневной жизни дома и на работе. Специалисты назовут конкретные примеры такого рода устройств из изучаемых или создаваемых ими видов техники. Но все это - лишь предметы технической деятельности человека, материальные результаты его технических усилий и размышлений. Материальная же культура, как известно, неразрывно связана с культурой духовной. Так что за всем этим лежит обширная сфера технических знаний и основанных на этих знаниях действий. Поэтому в современном понимании «техника» в широком смысле этого слова представляет собой: 1. совокупность технических устройств, артефактов - от отдельных простейших орудий до сложнейших технических систем; 2. совокупность различных видов технической деятельности по созданию этих устройств - от научно-технического исследования и проектирования до их изготовления на производстве и эксплуатации, от разработки отдельных элементов технических систем до системного исследования и проектирования; 3. совокупность технических знаний - от специализированных рецептурно-технических до теоретических научно-технических и системотехнических знаний[1].
Практикум Контрольные вопросы 1. Когда и где появился термин «Техника», какова его этимология, что он первоначально обозначал? 2. Техника как объект междисциплинарных исследований. В чем состоит специфика философского рассмотрения техники? 3. Попытайтесь определить и сформулировать объект и предмет философии техники. 4. Перечислите основные проблемы философии техники. 5. Обоснуйте взаимовлияние общества, техники и философии. 6. Перечислите основные исследовательские позиции к технике. 7. По мнению российского философа Горохова В.Г.: «в технической теории важную роль играет разработка особых операций перенесения теоретических результатов в область инженерной практики, установления чёткого соответствия между сферой абстрактных объектов технической теории и конструктивными элементами реальных технических систем, что соответствует фактически теоретическому и эмпирическому уровню знаний». Прокомментируйте эту теоретическую позицию. На Ваш взгляд, какова структура технического знания? Что общего у естественных и технических наук, и чем они отличаются друг от друга? Проиллюстрируйте мысль философа на конкретном материале Вашей специальности. Библиографический список 1. Аль-Ани, Н. М. Философия техники: очерки истории и теории: Учебное пособие. СПб., 2004. 2. Ленк, Х. Размышления о современной технике М., 1996. 3. Митчелл, К. Что такое философия техники? М., 1995. 4. Очерки философии техники: Учебное пособие. СПб., 2000. 5. Розин, В. М. Философия техники: Учебное пособие для вузов. М., 2001. 6. Степин, В. С., Горохов, В. Г., Розов М. А. Философия науки и техники. М.. 1995. 7. Философия техники в ФРГ. М., 1989. 8. Философия техники: история и современность М., 1997. 9. Шаповалов, Е. А. Курс лекций по философии техники. СПб., 1998.
Темы рефератов и самостоятельных работ 1. Общество как лаборатория техники. 2. Техника и культура: пути взаимодействия. 3. Техническая реальность: структура, методы изучения. 4. Технонаука и трансформация жизненного мира человека. 5. Техника: историко-философская реконструкция понятия. 6. Этапы развития техники: деятельностный подход.
Библиографический список 1. Аль-Мани, Н.М. Философия техники: Очерки истории и теории: учеб. Пос. М.: Альфа-М: ИНФРА-М, 2009. 2. Гуковский, М.А. Механика Леонардо да Винчи. М.-Л., 1947. 3. Горохов, В.Г. Основы философии техники и технических наук. М., 2007. 4. Котенко, В. П. История и философия технической реальности [Teкст]: уч. пос. для вузов / В. П. Котенко. – М.: Ак. проект, 2009. 5. Ле Гофф, Ж. Цивилизация средневекового Запада. Сретенск, 2000. 6. Мезенцев, С.Д. Философия науки и техники: учебное пособие /М-во науки Росс. Федерации, ФГБОУВПО «Моск. Гос. Строит. Ун-т». М.: МГАСУ, 2011. 7. Соколов В. В. Европейская философия XV – XVII веков. М., 2003
Практикум Контрольные вопросы 1. Какие периоды становления техники в древних культурах можете перечислить? 2. В чем заключалась специфика статуса техники в античной культуре? 3. Каковы технические достижения античной культуры? 4. Как в античной культуре соотносились техника и теоретическое знание? 5. Плутарх писал об Архимеде: «Сам Архимед считал сооружение машин занятием, незаслуживающим ни трудов, ни внимания; большинство их появилось на свет как бы попутно, в виде забав геометрии…. Архимед, считая сооружение машин и вообще всякое искусство сопричастным повседневным нуждам, низменным и грубым, все своё рвение обратил на такие занятия, в которых красота и совершенство пребывают не смешанными с потребностями жизни…”. Каков был статус технического знания и практической деятельности в античной культуре? В чем причины такого отношения? 6. Какие изменения произошли в институализации и статусе технической деятельности в средневековье? 7. Каковы основные технические достижения Средневековья? 8. Как в Средневековье соотносились техника и теоретическое знание? 9. Гуковский М.А. в работе «Механика Леонардо да Винчи» писал об эпохе Возрождения: «Техника доходит до состояния, в котором дальнейшее продвижение оказывается невозможным без насыщения её наукой. Повсеместно начинает ощущаться потребность в создании новой технической теории, в кодификации технических знаний и в подведении под них некоего общего теоретического базиса. Техника требует привлечения науки». В чем автор прав, какие новые стимулы для развития научно - технического знания возникают в эпоху Возрождения? Какие факты истории технических наук, развития техники противоречат мнению автора? Как изменился статус техники в эпоху Возрождения? 10. Чем можно объяснить начавшееся в эпоху возрождение сближение теоретического знания и техники? 11. Каковы основные технические достижения эпохи Возрождения?
Темы рефератов и самостоятельных работ
1. Место техники в системе воспроизводства человеческой культуры. 2. Взаимосвязь науки и техники в трудах Архимеда. 3. Значение Александрийской школы античных философов в развитии техники 4. Роль религиозных практик в развитии техники. 5. Монастырь как колыбель технических знаний в Средневековье. 6. Особенности воспроизводства технических знаний в цеховой системе позднего Средневековья. 7. Формирование проектной культуры на рубеже Ренессанса и Нового времени. 8. Значение технических изобретений в культуре Возрождения. 9. Значение опыта в инженерном творчестве Леонардо да Винчи.
Период (XX – XXI вв.) 1. Роль техники в новой эпистемологии и исследовательской практике Нового времени. 2. Развитие техники в XVIII-XIX веках. 3. Особенности развития техники в новейший период (XX-XXI вв.). Библиографический список 1. Боголюбов, А.Н. Теория механизмов и машин в историческом развитии идей. М., 1976. 2. Горохов, В.Г. Концепции современной науки и техники. М.. 2000. 3. Горохов, В.Г. Основы философии техники и технических наук. М., 2007. 4. История и философия науки. Современные философские проблемы естественных, технических и социально- гуманитарных наук /под ред. В.В. Миронова. М., 2006. 5. Рапп, Ф. Техника и естествознание // Философские науки в ФРГ. М., 1989. 6. Козлов, Б.И. Возникновение и развитие технических наук. Л., 1988. 7. Степин, В.С. Теоретическое знание. М., 2000.
Практикум Контрольные вопросы 1. Что послужило причиной сближения технической культуры и теоретического знания на рубеже Ренессанса – Нового времени? 2. В чем выразился технический характер эпистемологии Нового времени? 3. Ф. Бэкон сказал: «Природу побеждают подчиняясь». Согласны ли вы с его мнением? 4. Какую роль технические средства и инженерно-техническое мышление сыграли в становлении науки Нового времени? 5. Как развивались взаимоотношения науки и техники в Новое время (XVII-XIX вв.)? 6. Как изменилась система воспроизводства технических практик в Новое время по сравнению со Средневековьем? 7. Каковы основные технические достижения Нового времени? 8. Охарактеризуйте развитие технического образования, оцените его влияние на развитие науки и техники. 9. Перечислите и охарактеризуйте основные этапы становления классических и неклассических технических наук.
Темы рефератов и самостоятельных работ 1. Формирование проектной культуры на рубеже Ренессанса – Нового времени. 2. Современная философия техника: проблемы и перспективы. 3. Роль техники в исследовательском проекте Р. Бойля. 4. Сциентификация техники: этапы становления. 5. Преломление эпистемологической дихотомии «естественное» - «искусственное» в философии технике. 6. Значение промышленной революции в развитии техники. 7. История развития технического образования. 8. Становление техники в контексте неклассической методологии науки.
Практикум Контрольные вопросы
1. Каковы причины возникновения философии техники? 2. Какие идеи и концепции Нового времени оказали наиболее значительное влияние на дисциплинарную объективацию философии техники? 3. Что такое органопроекция? Как концепция Э. Каппа повлияла на дальнейшее развитие осмысления техники? 4. Какую роль в становлении философии техники сыграл П. К. Энгельмейер? 5. В чем заключаются общие черты гуманитарной традиции в философии техники? 6. В чем заключаются общие черты инженерной традиции в философии техники? 7. Как оценивали роль, функции и перспективы техники представители гуманитарной философии техники? 8. Козлов Б.И. в работе «Возникновение и развитие технических наук» отмечал: «Современные специалисты в области методологии технического познания «сходятся в том, что технические науки представляют уровень того же рода, что общественные и естественные науки, и потому являются ее относительно самостоятельным крупным подразделением». В чем не согласился бы с Б.И. Козловым представитель гуманитарного знания? Какие Вы знаете иные взгляды на статус технических наук в рамках науки? Дайте свою оценку. 9. Из книги «Философские вопросы технического знания» М., 1984.: «Единая техническая наука невозможна, но единство технического знания, обеспечиваемое эффективной разработкой методологических и мировоззренческих основ научно-технического познания и проектирования техники, является потребностью современного состояния инженерной деятельности и научно- технического прогресса». Какие проблемы создает растущая дифференциация технического знания и инженерной деятельности? Какие предложения по преодолению этих трудностей Вам известны, и как Вы их оцениваете? 9. Арнольд Тойнби, английский философ в книге «Постижение истории» отмечал: «Передача человеческой речи по телефону или телеграфу не столь чудесна, как возникновение человеческого языка... Паровой двигатель или огнестрельное оружие не столь смелые находки, как получение и использование огня нашими далекими предками. Изобретение огнестрельного оружия требовало меньше интеллектуальных усилий, чем изобретение первых метательных орудий. Первые лук и стрела – больший триумф человеческой мысли, чем «Большая Берта» [Самая крупная пушка первой мировой войны]. Колесо более удивительно, чем локомотив и автомобиль, каноэ поразительнее лайнера». Если А. Тойнби прав, как тогда можно говорить о прогрессе техники, технических наук, инженерного творчества? Библиографический список
1. Бондарь, А. В. Основоположения и главные проблемы социальной философии техники инженериата. Хабаровск, 2001. 2. Горохов, В.Г., Розин, В. М. Введение в философию техники. М., 1998. 3. Горохов, В.Г. Основы философии техники и технических наук: учебник. – М., Гардарики, 2007. 4. Лапшин, И.И. Философия изобретения и изобретение в философии. М.: Республика, 1999. 5. Митчем, К. Что такое философия техники? / Пер с англ. Под ред. В.Г. Горохова. – М.: Аспект Пресс, 1995. 6. Розин, В. М. Понятие и современные концепции техники. М.: ИФРАН, 2006. 7. Парис, К. Техника и философия [Teкст]: монография / К. Парис. – М.: Высшая школа, 1995. – 367 с. 8. Философия науки техники: конспект лекций для адъютантов и аспирантов/ Хабибуллин К.Н., Коробов В.Б., Луговой А.А., Тонконогов А.В.; под общей редакцией Артамонова В.С. – М.: Высшая образование, 2008. 9. Философия техники: история и современность. М., 1997. (Глава 1. Философствующие инженеры и первые философы техники). 10. Флоренский П. Органопроекция // Сочинения, т.3(1), М., «Мысль», 2000. 11. Хунинг, А. Первые германские философы техники. В: Материалы международной конференции философия науки и техники – природа и техника на пороге 3 тысячелетия». Под ред. д.ф.н., проф. В.Г. Горохова. М.: РФО, 2005, с. 261-262 12. Ясперс, К. Современная техника [Teкст] / К. Ясперс // Новая технократическая волна на Западе. – М.: Прогресс, 1986. – С. 119—146. Темы рефератов и самостоятельных работ
1. Концепция органопроекции Э. Каппа и ее развитие в гуманитарных науках XX в. 2. Проект философии техники П. К. Энгельмейера. 3. История институциональной организации и дисциплинарного оформления философии техники. 4. Основные направления критики техники в XX в. 5. Гуманитарное и инженерное направления в философии техники: основание выделения направлений. 6. П. Флоренский и М. Шелер об органопроекции. 7. П. Энгельмейер, К. Ясперс, С. Булгаков о перенесении биологических закономерностей на техническую реальность.
Тема 5. Философские вопросы о сущности техники, антропологии техники и Библиографический список 1. Аль-Мани, Н.М. Философия техники: Очерки истории и теории: учеб. пос. М.: Альфа-М: ИНФРА-М, 2009. 2. Бердяев, Н.А. Человек и машина // Вопросы философии. – 1989. - № 2. – С. 147-162. 3. Воронин, А. А. Техника как коммуникационная система // Вопросы философии. 1997. № 5. 121с. 4. Горохов, В.Г. Основы философии техники и технических наук. М.: Гардарики, 2007. – 335 с. ISBN 978-5-8297-0307-3. 5. Ленк, Х. Размышления о современной технике / Пер. с нем. Под ред. В.С. Степина, М.: Аспект-Пресс, 1996. 6. Мамфорд, Л. Миф о машине // Утопия и утопическое мышление. Антология зарубежной литературы. – М., 1991. - С. 79. 7. Мезенцев, С.Д. Философия науки и техники: учебное пособие /М-во науки Росс. Федерации, ФГБОУВПО «Моск. Гос. Строит. Ун-т». М.: МГАСУ, 2011. 8. Митчем, К. Что такое философия техники? / Перевод с англ. Под ред В.Г. Горохова. – М.: Аспект Пресс, 1995. ISBN 5-7567-0031 9. Порус, В. Философия техники // Современная западная философия: Словарь / Под ред. В. Малахова, В. Филатова. М., 1998. 157с. 10. Розанов, В.В. Мысли о литературе. – М., 1993. – 11. Розин, В.М Философия техники. Учебное пособие для вузов. – М.:Nota bene. 2001. - 456 c. ISBN 5-8188-0037-7. 12. Сидорина, Т.Ю. Философия техники // Философия: Учебник / Под ред. В.Д. Губина. Т.Ю. Сидориной. – 3 изд. – М.: Гардарики, 2003. – С. 546 - 566. ISBN 5-8297-0143-Х. 13. Тавризян, Г.М. Философия техники XX в. // История философии: Запад – Россия – Восток (книга четвертая: Философия XX века). 2 – изд. – М.: «Греко – латинский кабинет» Ю. А. Шичалина, 2000. – С. 225 – 237. ISBN 5-87245-065-6. 14. Философия техники: история и современность / Отв. ред. В. М. Розин. М., 1996. 189с. Ясперс, К. Современная техника // Новая технократическая волна на Западе. – М.. 1986. 15. Хайдеггер, М. Вопрос о технике // Мартин Хайдеггер. Время и бытие: Статьи и выступления. М., 1993. 16. Mumford, L. Man as Interpreter/ - N.Y., 1950. – P. 9.
Практикум Контрольные вопросы 1. В чем состоит сущность техники по М. Хайдеггеру? 2. Каковы основные положения критики техники у К. Ясперса? 3. Объясните роль и перспективы техники в развитии культуры по Х. Ортеги – и – Гассету? 4. Что такое «мегамашина» и периодизация истории техники в теории Л. Мамфорда? 5. Каковы пределы воздействия техники на бытие человека? 6. Техника – это благо или зло для человека? 7. Н. Бердяев акцентирует внимание на том, что машина и техника наносят страшные поражения душевной жизни человека, и, прежде всего, жизни эмоциональной, человеческим чувствам; душевно-эмоциональная стихия угасает в современной цивилизации. Раскройте сущность высказывания русского философа. 8. Арнольд Тойнби в работе «Постижение истории» отмечал: «Техническое процветание «не привило человеку мудрости или добродетели, не убедило в том, что в царстве людей милосердие более ценно, чем часовой механизм». Макс Борн писал: «Кибернетика, сторонники которой ожидают от этих искусственных мозгов преобразования человеческой цивилизации, – это вера, которую я не разделяю». К какому направлению западной философии техники примыкают эти высказывания? Какова аргументация этой позиции? Какие контраргументы высказываются с противоположной точки зрения? Кто же прав, по Вашему мнению? 9. Н.А. Бердяев, русский философ-экзистенциалист, в книге «Человек и машина» в 1933 отмечал: «Экономика необходима для жизни. Но техника должна быть подчинена духу и духовным ценностям жизни… Дух человеческий справится с грандиозной задачей лишь в том случае, если он не будет опираться лишь на себя, если он будет соединен с Богом. Только так сохранится человек». «Не машина, а человек виновен в страшной власти машинизма. Машина может быть великим орудием в руках человека, в его победе над властью стихийной природы, но для этого человек должен быть духовным существом, свободным духом». Какую позицию занимает Н.А. Бердяев в борьбе основных направлений западной философии техники? 10. Г. Канн, В. Брюс-Бригс указывают: «Развивающаяся техника и экономический рост, которые в своё время считались предпочтительными целями и символами успеха, начинают расцениваться как зло». Как Вы оцениваете эту мысль?
Темы рефератов и самостоятельных работ 1. Основные направления критики техники в XX веке. 2. Гуманитарное и инженерное направления в философии техники: основания различий. 3. Сущность и функции техники в работах философов экзистенциального направления. 4. Философия техники Л. Мамфорда. 5. Идея технократии в работах философов XX века. 6. Проект социальной реформы в философии Ж. Эллюля.
Библиографический список 1. Агацци, Э. Моральное измерение науки и техники. М.,1998. 2. Ленк, Х. Размышления о современной технике / Пер. с нем. Под ред. В.С. Степина, М.: Аспект-Пресс, 1996. 3. Лоренц, К. Восемь смертных грехов цивилизованного человечества. Оборотная сторона зеркала. - М.: Республика, 1998. 4. Печчеи, А. Человеческие качества. - М., Прогресс, 1986. 5. Грунвальд, Ар. Роль социально-гуманитарного знания в междисциплинарной оценке научно-технического развития // Вопросы философии. - 2011. - № 2. - С. 115-126. 6. Фромм, Э. Иметь или быть? - М.: Изида, 2005. 7. Гаранина, О.Д. Кризис духовно-нравственных ценностей как выражение глобального кризиса // Лесной Вестник (Вестник Московского государственного университета леса). - М.: МГУЛ, 2011. - С. 168-172. 8. Степин, В.С., Горохов, В.Г., Розов, М.А. Философия науки и техники. - М.: Гардарики, 1999. 9. Ефременко, Д.В. Введение в оценку техники. - М., 2002. 10. Коэн, Р. Социальные последствия современного технического прогресса // Сайт «Библиотека Гумер» [Электронный ресурс]. URL: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Sociolog/ Article /Koen_SocPosl. php. 11. Попкова Н.В. Основное противоречие техносферы // Философия и общество. 2005. № 3. 12. Миронов А.В. Наука, техника и технологии: техноэтический аспект // Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. 2006. № 1. 13. Моисеев, Н.Н. Человек и ноосфера. - М., Молодая гвардия, 1990. Практикум Контрольные вопросы 1. Что такое техническая этика? 2. Какие формы ответственности появляются в современном обществе с ростом могущества техники? 3. Альберт Эйнштейн отмечал: «Открытие атомных реакций также мало грозят Человечеству уничтожением, как изобретение спичек; нужно только сделать всё для устранения возможности злоупотребить этим средством». Существует ли нравственная ответственность учёного перед обществом в современном мире? Какие аргументы выдвигают оппоненты против позиции, на которой стоит А. Эйнштейн? Каково ваше мнение? 4. Может ли, и в какой степени, общественное мнение управлять процессом развития техники? Или это развитие происходит согласно внутренним, так сказать, естественным законам? 5. Что такое технологический риск? Разграничьте понятие риска и опасности.
Темы рефератов и самостоятельных работ 1. Человек и техника в истории. 2. Научно-технический прогресс: наука, техника, производство. 3. Техника и культура в современном мире: разговор о влиянии общества на изменение образа техники. 4..Окружающая среда и научно-технический прогресс. 5. Образование в современную эпоху. 6. Человек в современном обществе. 7. Проблема оценки риска внедрения новых технологий. 8. Социальные последствия научно-технического развития: обзор современных дискуссий. 9. Оценка социальных рисков технологических инноваций. 10. Исследования возможных технологических рисков и шансов науки и техники в современном обществе. 11. Риск и безопасность в технике. 12. Этика и техника: рассуждение о профессиональной ответственности ученых.
Учебно-методическое обеспечение курса Рекомендуемая литература 1. Агацци, Э. Моральное измерение науки и техники. М.,1998. 2. Бердяев, Н. Человек и машина //Вопросы философ. 1989. № 2. 3. Бернштейн, Н.А. Биомеханика и физиология движений. Москва-Воронеж, 1997. 4. Боголюбов, А.Н. Теория механизмов и машин в историческом развитии ее идей. М.: Наука, 1982. 5. Бродель, Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм, XV-XVIII вв. Том 1: Структуры повседневности. М., 2006. 6. Бунге, М. Холотехнодемократия: альтернатива капитализму и социализму // Вопросы философии, 1994, №6. 7. Винер, Н. Кибернетика и общество. М.,2002. 8. Винер, Н. Кибернетика, или управление и связь в машине и животном. М.,1968. 9. Горохов, В. Г. Знать, чтобы делать. История инженерной профессии и ее роль в современной культуре. М.: Знание, 1987. 10. Горохов, В.Г. Концепции современного естествознания и техники. М.,2000. 11. Горохов, В.Г. Методологический анализ системотехники. М., 1982. 12. Горохов, В.Г. Методологический анализ научно-технических дисциплин. М., 1984. 13. Горохов, В.Г., Розин, В.М. Введение в философию техники. М., 1998. 14. Гуковский, М.А. Механика Леонардо да Винчи. М.-Л., 1947. 15. Делез, Ж. Общества контроля // Философско-культурологический журнал "Z", М., №1, 1999. 16. Зинченко, В.П. Образ и действительность. Часть III: Инженерная психология и эргономока. Москва-Воронеж, 1997. 17. Иванов, Б.И., Чешев, В.В. Становление и развитие технических наук. Л.: Наука, 1977. 18. Козлов, Б.И. Возникновение и развитие технических наук. Л.,1988. 19. Койре, А. Очерки истории философской мысли. М., УРСС, 2003. 20. Косарева, Л.М. Социокультурный генезис науки нового времени. М.,1989. 21. Косарева, Л.М. Рождение науки Нового времени из духа культуры. М.,1997. 22. Латур, Б. Нового времени не было. СПб., 2006. 23. Лем, С. Сумма технологии. М., 2004. 24. Лем, С. Молох. М., 2005. 25. Ленк, Х. Размышления о современной технике. М.,1996. 26. Ломов, Б.Ф. Человек и техника. Очерки инженерной психологии. Изд-во ЛГУ, 1963 27. Методология и социология техники. Новосибирск, 1990. 28. Мамфорд, Л. Миф машины. М., "Логос", 2001. 29. Мандрыка, А. П. Очерки развития технических наук. Л.: Наука, 1984. 30. Маркузе, Г. Одномерный человек. М.,1994. 31. Митчам, К. Что такое философия техники? М.,1995. 32. Новая технократическая волна на Западе. М.,1986. 33. Ортега-и-Гассет, Х. Размышления о технике. // Ортега-и-Гассет, Х. Избранные труды. М.,1997. 34. Очерки истории естественнонаучных знаний в древности. М.,1982. 35. Пенроуз, Р. Новый ум короля. М., 2003. 36. Рачков, В.П. Техника и ее роль в судьбах человечества. Свердловск, 1991. 37. Рело, Фр. Техника и ее связь с задачею культуры. СПб., 1885. 38. Социология вещей. М., 2006 (статьи Б. Латура и Дж. Ло). 39. Степин, В.С., Горохов, В.Г., Розов М.А. Философия науки и техники. М.,1995. 40. Февр, Л. Бои за историю. М.,1991. 41. Философия техники в ФРГ. М.,1989. 42. Философия техники: история и современность. М.,1997. 43. Философские вопросы технического знания. М.,1984. 44. Философские проблемы современной техники. М.,1986. 45. Флоренский, П. Органопроекция // Сочинения, т.3(1), М., «Мысль», 2000. 46. Хайдеггер, М. Вопрос о технике // Хайдеггер М. Время и бытие. М.,1993. 47. Харитонович, Д.Э. Изобретательство и ранние формы инженерной деятельности / Вопросы философии, 1985, №2. 48. Хесле, В. Философия техника М. Хайдеггера // Философия М. Хайдеггера и современность. М.,1991. 49. Хюбнер, К. Критика научного разума. М.,1994. 50. Цыганкова, Э.Г. У истоков дизайна. М.: Наука, 1977. 51. Чешев, В.В. Техническое знание как объект методологического анализа. Томск, 1981. 52. Шаповалов, Е.А. Курс лекций по философии техники. СПб., 1998. 53. Шелер, М. Ресентимент в структуре моралей. СПб., 1999, с.189-207. 54. Эллюль, Ж. Политическая иллюзия. М., 2003. 55. Эллюль, Ж. Технологический блеф // Перспективы мирового развития в Западной литературе. М.,1990 или Это человек: Антология. М., 1995 56. Энгельмейер, П.К. Технический итог XIX в. СПб.,1898. 57. Юнгер, К. Совершенство техники. СПб., 2002
Приложения Приложение 1. Методические указания по оформлению рефератов Реферат является важной формой самостоятельной работы студента очного отделения. Написание реферата помогает в освоении сложного философского материала, учит анализировать и сопоставлять разные и, подчас, спорные точки зрения по тому или иному вопросу, формулировать собственное мнение. Работа над рефератом завершается написанием и оформлением текста работы, подготовкой доклада и выступлением с докладом на семинарском занятии. В случае успешного выступления, демонстрирующего положительные результаты самостоятельной исследовательской работы студента, а также высокую культуру речи и умение вести полемику, преподаватель рекомендует реферат для участия в студенческой конференции. К оформлению реферата предъявляются следующие требования: · Тема реферата выбирается из списка данного пособия (См.: раздел «Темы докладов и рефератов»). Любые изменения в формулировке темы дополнительно согласуются с преподавателем. · Прежде чем приступать к написанию реферата, необходимо изучить имеющуюся по теме литературу, поскольку реферат - это, прежде всего, грамотный и обстоятельный обзор литературы по тому или иному вопросу. В процессе подготовки к написанию реферата советуем просмотреть следующие журналы: * «Вопросы философии» * «Философские науки» * «Философские исследования» * «Философия и общество» * «Философия образования» * «Философия социальной коммуникации» * «Человек» * «Вопросы истории естествознания и техники» * «Природа» * «Общественные науки и современность» * «Полис» * «Credo new» * «Логос» · Реферат должен быть оформлен на компьютере. В этом случае его объем составляет 20-22 печатные страницы формата А 4, набранные через 1,5 интервала (шрифт - Times New Roman Cyr; размер шрифта - 14; поля: верхнее - 2,5 см, нижнее - 2 см, правое - 1 см, левое - 3 см). · Реферат должен включать следующие разделы: «Титульный лист» «Содержание» |
||
| Поделиться: |
Познавательные статьи:
Последнее изменение этой страницы: 2019-11-02; просмотров: 585; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!
infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.211.190 (0.021 с.)