Вопрос о сущности техники в работах Х. Ортеги-и-Гассета, М. Хайдеггера, К. Ясперса. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос о сущности техники в работах Х. Ортеги-и-Гассета, М. Хайдеггера, К. Ясперса.



Испанский мыслитель Х. Ортега-и-Гассет – первый из профессиональных философов, кто обратился к проблематике философии техники. Его аналитика данной темы осуществлялась в контексте философской антропологии. В основной своей работе «Размышления о технике» проводится мысль о том, что техника неразрывна связана с самой сущностью человека и предполагает активное творческое взаимодействие с окружающей средой. «Я есмь я и окружающие меня условия» - так звучит знаменитый тезис философа, демонстрирующий саморазвивающуюся природу человека, находящуюся в изменении, становлении, взаимодействии с миром. Преобразуя мир, человек способен перешагивать за пределы своей природы. Так понятая проективная деятельность, может быть осуществлена через две стадии: установление путем воображения себя как некоего проекта, цели: «каким хочу стать». Вторая – это материализация проекта. В зависимости от воплощаемой модели (например, джентльмен, бодхисатва, идальго – примеры самого Ортеги) могут применяться самые различные техники ее реализации. Таким образом, техника может рассматриваться как вид человеческого проектирования. А человека, согласно концепции Ортеги, можно определить как Homo faber, смысл которого направлен не только на «фабрикацию» материальных объектов, но и духовное производство.

Касательно современной научной техники, ее усовершенствование ведет, по мнению философа, к утрате человеком способности к воображению, стремления к проектированию как целеполаганию, ибо вера в технику не означает передачи ей прав на определение смысла жизни.

Особое место в рассмотрении проблем техники занял немецкий философ Мартин Хайдеггер. Сущность и специфику технику он сделал способом самореализации человечества. Техника им рассматривается в рамках онтологический аспекта, ее проблемы здесь тесно связываются с проблемами самого бытия.

Согласно М. Хайдеггеру сущность техники – это раскрытие потаенного в современной культуре, или превращение человека и природы в «постав» (речная вода для работы электростанции, электростанция для выработки тока, электрический ток для освещения улиц городов и т.д.). Различая подходы к технике как инструментальному явлению, т.е. как средству деятельности; а также как нейтральному явлению, проявляющемуся в качестве функции, элемента поставляющего производства, М. Хайдеггер видит в последнем, угрозу утраты свободы, порабощение, распространение власти техники над Землей. Негативная оценка Хайдеггером техники реализуется в рамках экзистенциальной философии на грани риска и катастрофы. «Опасна, - пишет Хайдеггер, - не техника сама по себе. Нет никакого демонизма техники; но есть тайна ее существа. Существо техники как миссия раскрытия потаенности – это риск. Измененное нами значение слова «постав», возможно сделается нам немного ближе, если мы подумаем теперь о поставе в смысле посланности и опасности»[10]. Необходимо отметить, что согласно философу, нельзя рассматривать технику как нечто внешнее по отношению к человеку и природе. Техника в современном мире составляет единое онтологическое пространство. Поэтому наивно думать, что можно повлиять на технику только лишь одним волевым усилием. «Техника, чье существо есть само бытие, никогда не даст человеку преодолеть себя. Это означало бы, что человек стал господином жизни»[11]. И, тем не менее, техника не может измениться без усилий человека, ибо «существо техники не может прийти к своему историческому изменению без помощи человеческого существа...»[12]. Поэтому важным для осмысленного влияния на технику является переосмысление своих ценностных приоритетов.

Ярким представителем экзистенциализма был Карл Ясперс (1883-1960). Он исходил из того, что человечество имеет единые истоки и общую цель. Прослеживая с этой точки зрения историю общества, К. Ясперс отмечает резкий поворот в истории, который произошел за 500 лет до нашей эры и породил греческую, индийскую и китайскую философию и культуру. В это время человек начал осознавать свое место в мире, обнаружил возможности разума. А великие культуры древности, существовавшие тысячелетия, исчезли. В конце XVIII в. произошел великий исторический перелом в развитии техники, чему способствовали три фактора: естественные науки, дух изобретательства, организация труда.

Техника хотя и отдалила человека от природы, но породила новую близость с ней. Она родила красоту технических изделий, расширила реальное видение мира. Сегодня, считает К. Ясперс, имеет место наступление нового «осевого времени», связанное с бурным научно-техническим прогрессом. Развитие техники К. Ясперс связывал с изменением труда: с сокращением затрат и усилением его интенсивности, с эволюцией самого характера труда, в процессе которого техническое творчество противостоит нетворчеству. Техника открывает перед нами новый мир. Но она имеет свои границы, определяемые тем, что техника есть лишь средство господства над безжизненными органическими силами и людьми, которые подчас смотрят на технику с ужасом. Технофилософская концепция К. Ясперса изложена, главным образом, в его работе «Современная техника»[13]. В ней К. Ясперс указывает, что современная ему эпоха отличается катастрофичной нищетой «в области духовной жизни, человечности, любви и творческой энергии». Техника рассматривается К. Ясперсом как совокупность тех действий, которые знающий человек совершает с целью господства над природой, т.е. ради того, чтобы придать своей жизни «такой облик, который позволил бы ему снять с себя бремя нужды и обрести нужную форму окружающей среды». Современная техника настолько изменила жизнь человека и окружающую его действительность, что превратила всю нашу планету «в единую фабрику». Она оторвала человека от его корней, обратила его в жителя Земли без родины, без традиций. При ее господстве сам дух оказывается сведенным к простой способности «обучаться и выполнять полезные функции».

Как можно заметить из вышесказанного, у Ясперса прослеживается общая гуманистическая ориентация на разум, утверждение принципиальной возможности управления техническими средствами на фоне трагически обрисованной общей картины и глубоко пессимистических оценок современных процессов. На примере многих работ философа («Духовная ситуация эпохи», 1931; «Об истоках и цели истории», 1949; «Атомная бомба и будущее человека», 1958 и др.) можно убедиться, что сам феномен техники привлекает внимание философа в меньшей степени. Главное в его произведениях – это критика «бытия-в-массе», организации, аппарата, механического, обезличенного характера индивидуального существования и труда. Для этих процессов техника является ключевым и взаимообусловленным понятием. Очевидно, что в 30-е годы Германии, в канун прихода фашизма, характеризовались особой спаянностью техники с политикой и идеологией, повсеместное внедрение автоматизма и обезличивания как образа жизни формировало режим человеческого существования.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-11-02; просмотров: 626; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.63.90 (0.013 с.)