Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Драматерапевтические техники↑ Стр 1 из 5Следующая ⇒ Содержание книги Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
ДРАМАТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ ТЕХНИКИ Описание структуры драматерапевтических техник заимствовано из книги Рене Эмуны (Emunah, 1994),с некоторыми дополнениями. Приведенный набор методик не является каноническим для терапевтов, он лишь является справочным источником для драматерапевтической деятельности. Речь идет о техниках, частично позаимствованных из других родственных дисциплин, к которым, кроме театральных, относятся гештальт-терапия и когнитивно-поведенческая терапия, психодрама, музыкальная и танцедвигательная терапия, драматическое воспитание и арт-терапия, в узком смысле слова. Описание техник приводится в соответствии с последовательностью протекания терапевтического процесса. 6.1. ТЕХНИКИ, ПОДХОДЯЩИЕ ДЛЯ НАЧАЛА ЛЕКЦИИ (СЕАНСА) 6.1.1. ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ЭКСПРЕССИЯ Повторение в рядах Участники встают в две шеренги; пары напротив друг друга. А: «Я хочу это». В: «Ты не можешь это получить». А: «Я это на самом деле хочу, будьте добры». В: «Ты не можешь это получить». А (просительно): «Я хочу это...» В (мягко): «Мне очень жаль, но ты не можешь это получить» А (отчаянный вопль): «Я хочу это... ХОЧУ ЭТО!!!» В (решительно и громко): «Ты не можешь это получить!» Разбившись на пары, клиенты воспроизводят один и тот же заранее подготовленный диалог в различных вариантах, эмоциональных состояниях, с разной громкостью, интонацией. Одна и та же структура текста позволяет проявить свободу экспрессии. Речь идет об идеальном разогревающем упражнении для импровизации и создания сцены, насыщенной эмоциями и конфликтами. Технику следует обогатить повторяющимися движениями. Вариант: две группы передвигаются по помещению, первая повторяет одну и ту же фразу, на которую вторая группа отвечает одним и тем же образом. Речь может идти об актуальном выражении эмоций, например, если группе не хочется в этот день работать, то одна ее часть сообщает: «Я не хочу это делать!»,-другая часть отвечает: «Но ты сделаешь это!». Групповое настроение Добровольно вызвавшийся клиент покидает помещение, после чего группа договаривается о конкретном настроении, которое ее члены будут демонстрировать после возвращения добровольца. Доброволец наблюдает за поведением группы, а затем пытается вербально и невербально с ней идентифицироваться. Данное упражнение позволяет клиентам выразить реальные чувства и переживания в течение структурированного занятия. Эмоциональное приветствие Группа разбивается на пары, участники встают спиной друг к другу. Терапевт называет какое-либо конкретное чувство, настроение - люди в парах поворачиваются лицом друг к другу и приветствуют партнера, выражая названное чувство или настроение. Зеркала Данная техника относится также к категории эмоциональных упражнений и техник, направленных на развитие сосредоточения и внимания. Классическая форма: пары стоят лицом друг к другу, один из партнеров делает медленное движение (лучше всего начинать с движения рукой), другой повторяет движение первого. Устанавливается визуальный контакт. Упражнение не подходит для чересчур замкнутых клиентов, однако рекомендуется танцевально-двигательными терапевтами и драматерапевтами в качестве упражнения для детей-аутистов, которые не способны к переходу - вследствие своего заболевания - в мир терапевта, а потому терапевт должен перейти в мир детей-аутистов, т.е. «отражать» их естественные и повторяющиеся движения. Вначале ребенок может проявить безразличие при выполнении этого упражнения, но постепенно (на уровне подсознания) он обогащается новым опытом, и втягивается в выполнение задания. По прошествии достаточного времени эмпатия между терапевтом и ребенком-аутистом углубляется и терапевт понемногу начинает сам инициировать движения и звуки, копирующие движения и звуки ребенка. Перелом наступает в тот момент, когда ребенок пополняет этими коммуникативными действиями свой собственный репертуар выразительных жестов. Это - первый признак взаимопонимания. Звуковые зеркала: вместо телодвижений «отражается» голос и звук. Пары могут сидеть боком или спиной друг к другу на полу. Хорошее разогревающее упражнение. Двигателъно-звуковое зеркало: упражнение начинается с движения, к которому постепенно добавляется звук. Озвучивание движений: работа снова проходит в парах таким образом, что первый из пары выполняет движение, а второй одновременно добавляет к этому движению звук или слова. Зеркало с эмоциональными темами: в ходе работы пар над упражнениями с зеркалами терапевт громко объявляет какую-то эмоциональную тему «для отражения». Пары тотчас же и без подготовки должны воспроизвести эту тему, не прерывая упражнения. Активация зеркала: для клиентов, с трудом формирующих абстрактные представления и образы, ведущий пары показывает движения, характерные для конкретных ежедневных процедур. Повторяй мое движение: клиент, копирующий движение ведущего пары, повторяет его не синхронно, а с определенным запозданием. Полезно для индивидов, не переносящих синхронные движения с сильным эмоциональным содержанием в положении лицом к лицу. Групповое зеркало Вся группа «отражает в зеркале» движения ведущего. Целью упражнения является достижение максимальной степени синхронизации движений. Полезно первым ведущим в этом упражнении назначить терапевта. Речь идет не только о движениях лицом к лицу, можно передвигаться по всему помещению. Так терапевт вызывает группе настроение, которое соответствует дальнейшей работе. Описываемая техника пригодна как для начала, так и для завершения занятия (сеанса). Варианты группового зеркала Групповое озвучивание движений. Выбранный клиент невербально демонстрирует различные типы эмоций, а группа дополняет его движения звуком и словами. Кто начинает движение? Клиент, находящийся в центре круга, пытается определить, кто начинает движение, синхронно повторяемое остальными клиентами, стоящими в круге. Группа находится в визуальном контакте со всем кругом, т. е. не только с инициатором движения. Упражнение на внимание и сосредоточенность. Трансформация кругового зеркала. Группа располагается по кругу. Один из участников переходит в центр круга и показывает повторяющееся движение, дополненное звуком. Постепенно он изменяет движение и звук. После того как новый звук и движение стабилизируются, он выбирает из круга своего преемника, меняется с ним местами (при сохранении текущего звука и движения) и передает ему свои функции. Остальные члены группы в круге лишь наблюдают, активными участниками упражнения остаются только клиент в центре круга и его преемник. Повтори мою эмоцию Клиент выходит на сцену и начинает невербально демонстрировать определенную эмоцию, настроение. Как только кто-либо из членов группы догадывается, о какой эмоции или настроении идет речь, он присоединяется к демонстрации. Упражнение продолжается до момента, пока вся группа не окажется на сцене. Данную технику следует выполнять вслед за «Групповыми зеркалами». Эмоциональная пантомима Клиент выбирает определенную эмоцию (или она заранее определена) которую он будет демонстрировать. Остальные участники группы должны угадать, о какой эмоции идет речь. Вариант: Группа располагается в круге на полу, каждый участник по очереди изображает эмоцию, которую остальные пытаются угадать. Угадай, как я себя чувствую Аналог предыдущего упражнения. Отличие заключается в том, что клиенты демонстрируют свои актуальные эмоциональные состояния. Упражнение позволяет клиентам полнее осознать свои эмоции, выразить их, взбодриться, а также понаблюдать за другими. Рекомендуется для выполнения вначале или при завершении занятий или тогда, когда терапевт чувствует, что группа предпочитает дать выход реальным, а не воображаемым эмоциям. Маски и пантомима Аналог предыдущего упражнения с тем лишь отличием, что все участники получают маски. Использование масок заставляет «актеров» и «зрителей» сосредоточить внимание на экспрессии тела. Поскольку актер с маской при проявлении чувств не может положиться на мимику, он полностью сосредоточивается на телесной выразительности. С применением масок сцена становится более насыщенной, яркой, а также более занимательной в плане театральной техники. Пример Маски нейтральны, т.е. не выражают никакого настроения (если речь не идет о военных масках-личинах или характерных масках) и не олицетворяют характера. Психологически маски бывают весьма действенны, но с клиентами, страдающими расстройствами социальной ориентации и имеющими слабо выраженное Эго, их следует применять осторожно. Такие клиенты, надев маску, могут ощутить чувство потери самого себя или перестать идентифицировать людей в масках. По этим же причинам нельзя рекомендовать использование масок аутистам и клиентам с тяжелой степенью умственной отсталости. Эмоциональные скульптуры Члены группы свободно передвигаются по комнате до момента пока терапевт не скомандует: «Замри!», - тогда участники застывают в позах неких скульптур. После того, как группа привыкнет к смене команд «Движение - Замри!», терапевт вызывает у членов группы определенную эмоцию/настроение непосредственно перед командой «Замри!». Клиенты непроизвольно удерживают выражение данной эмоции и остаются в неподвижном положении (позиции) вплоть до момента, пока терапевт не отменит «замирание» и они снова смогут свободно передвигаться по комнате. Вариант: «Замершими» остаются только скульптуры, заранее выбранные терапевтом, остальные члены группы «оживают» и рассматривают «замершие» скульптуры как посетители галереи. Все вместе они могут постараться дать названия выставленным скульптурам и описать те отношения, которые они выражают. Другие варианты упражнений со скульптурами Скульпторы-партнеры. Упражнение снова выполняется в парах. Один из партнеров - «глина для лепки», из которой второй партнер «лепит» фигуру, отображающую определенное эмоциональное настроение. После того как все скульптуры готовы, происходит симпозиум скульпторов, которые стараются угадать конкретное эмоциональное состояние той или иной скульптуры. Сценические скульптуры. Скульптор с помощью трех персонажей создает скульптурную группу, выражающую некоторую эмоцию, зрители снова пытаются угадать, о какой эмоции идет речь. Скульптурная группа может ожить и двигаться, выражая черты отдельных составляющих ее характеров. Эмоциональное пространство Каждому углу игрового помещения приписывается определенное эмоциональное состояние. Выбранные состояния должны представлять актуальные (в том числе и латентные) чувства и отношения, существующие между членами сообщества (например, один угол представляет злость, другой - возбуждение, следующий - гармонию или грусть и т. п.). Клиенты переходят из угла в угол или стоят в каком-то углу по своему выбору и там привстречах с другими вербально и невербально выражают то эмоциональное состояние, которое соответствует этому месту. Выбор конкретного места для выражения конкретной эмоции или чуственного состояния обеспечивает надежный контроль стороны клиента: клиент может выражать свои чувства тем способом, который выбирает сам и для которого заданы пространственные границы - углы комнаты. Важна также возможность по собственному желанию передвигаться по различным углам помещения и тем самым менять свои эмоции. Пример Драматерапевт Дэвид Джонсон так описывает применение этой техники в терапии молодого человека с диагнозом кататонической формы шизофрении: «Дэниэл вначале был молчалив и не способен к общению, но через пятнадцать недель занятий драматерапией он уже двигался по помещению, выражал чувства радости, огорчения и - значительно энергичнее – гнева» Johnson, 1982, с. 89). Джонсон подчеркивает, что структурирование эмоций в пространстве с использованием телесной экспрессии помогло Дэниэлу сосредоточиться преимущественно на эмоциях, а затем и на вербализации своего внутреннего состояния. Эмоциональный оркестр Группа выстраивается в две шеренги лицом к терапевту - дирижеру оркестра. Каждый член сообщества выбирает эмоцию, которую он будет выражать с помощью какого-то звука. Затем дирижер начинает исполнение оркестром «произведения»: он указывает на одного или нескольких членов группы (инструменты), которые звуками выражают свои эмоции, причем дирижер задает темп и громкость оркестрового произведения, а также, разумеется, может вызывать оркестрантов для исполнения сольных партий и дуэтов. Оркестр может «исполнять» звуковые импровизации и «напевать» слова или словесные выражения с отчетливым эмоциональным зарядом, например: «Я хочу», «Ты не можешь», «Пожалуйста», «Нет», «Ты мне нужен», «Прощай...» и т. п. Кроме того, дирижер может попросить исполнителей померься «инструментами» или с помощью дуэтов попытаться выяснить эмоциональные и персональные отношения между отдельными членами сообщества. Позднее в роли дирижера могут выступить и клиенты, что повышает их креативность. Голосовые игры Многие клиенты подавляют проявление своих эмоций, поэтому важная цель терапии - дать клиенту «голос» для внешнего проявления своих чувств. Процесс «избавления от бремени молчания» начинается не только с тренинга вокализации и вербализации чувств, но также с обучения крику и визгу, а также с игры в нюансы голосовой экспрессии. Одна из форм данной техники состоит в разделении группы на два ряда, смотрящих друг другу в лицо. Специфические слова и звуки задаются терапевтом. Клиенты, стоящие в первом ряду, издают звук или произносят слово, а клиенты во втором ряду его повторяют, затем очередность действий меняется. При этом звуки постепенно начинают усиливаться, поскольку каждый ряд пытается обеспечить более громкое звучание, чем его «конкуренты». Для интровертных клиентов данное упражнение служит хорошей разминкой и разогревом перед сценической работой по изображению эмоций. Беззвучная вокализация Клиенты получают инструкцию «подвывать» так, чтобы их не было слышно. Они ориентированы на достижение такого физического и мышечного состояния, «как будто они подвывают и визжат». И только потом, когда они действительно научатся управлять экспрессией своего тела, их просят подключить голосовые связки. Данная техника помогает клиентам выразить чувства гнева, злости и боли вначале молча, а только затем - через определенное время - вслух, что, конечно, труднее, но и значительно эффективнее с точки зрения достижения катарсиса. 6.1.2. ГРУППОВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ Руки Группа образует круг, глаза у всех закрыты. По сигналу (лучше всего тихой музыкой) клиенты осторожно шагают вперед с протянутыми руками, чтобы их руки могли встретиться с руками партнеров, причем они сосредоточиваются только на характеристике рук: их температуре, влажности, величине, наличии колец и т. п. Нужно постараться осознать, что при этом контакте с анонимными руками для них приятно, а что неприятно, попытаться поедставить человека, которому принадлежат эти руки. После упражнения участники становятся в круг для обсуждения. Данное упражнение можно использовать, чтобы формировать рабочие пары: клиенты, руки которых показались их партнерам «симпатичными», формируют пару, покидающую игровое пространство, открыв глаза. Создание групп по критериям В инструкции к данному упражнению предлагается создать группы по месту (по региону) рождения клиентов. Другими критериями для формирования групп могут быть знаки зодиака, число братьев и сестер, профессия, цвет глаз (полезное упражнение для установления и сохранения визуального контакта), хобби и т. п. Некоторые критерии являются более приемлемыми, другие - менее, например полученное образование, возраст и т. п. в категории взрослых клиентов. Техника способствует высокому уровню группового взаимодействия даже между достаточно замкнутыми клиентами. Речь идет о безопасном упражнении с высоким уровнем игровой привлекательности. Группа создает собственную статистику, которая - и это самое важное - закладывается в основу групповой идентичности. Получаемая в ходе занятия информация важна также и для терапевта, который таким образом знакомится с культурно-социальной средой клиентов. Техника лучше всего работает в большой группе из 9-14 клиентов. В качестве ее продолжения подходят техники «Эмоциональное приветствие» или описанное ниже упражнение. Быстрое рукопожатие Члены группы получают инструкцию, согласно которой они должны ходить по помещению и при встрече пожимать друг другу руки. Скорость рукопожатий постоянно увеличивается - клиенты подают друг другу обе руки одновременно. Таким образом, они в каждый момент времени находятся в контакте, по меньшей мере, с одним из членов группы. Рукопожатия учащаются до тех пор, пока группа не превращается в тесную толпу - и тут терапевт дает команду: «Замри!» Война мыльных пузырей Члены группы получают устройства для выдувания мыльных пузырей, и начинается война: каждый старается своим пузырем попасть в остальных членов группы и при этом избежать попадания чужого пузыря. Помещение через короткое время приобретает достаточно необычный вид, повсюду остаются следы «жестокой» битвы, проведенной столь «мягкими» средствами. Эстетическую атмосферу, созданную мыльными пузырями, можно повторить также с помощью надувных воздушных шариков: группа пытается удержать в воздухе как можно больше воздушных шариков так, чтобы они не касались земли. Такой процесс является отличным разогревающим упражнением, подходящим как для физической разминки, так и для усиления группового взаимодействия, поскольку группа действует как команда и мало кто сможет остаться безразличным. 6.1.3. ФИЗИЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ Карусель Шесть клиентов кладут друг другу руки на плечи, образуя кольцо, и начинают кружиться все быстрее и быстрее, так чтобы, наконец, заранее выбранные четные партнеры могли поджать ноги и повиснуть в воздухе, опираясь на оставшихся партнеров, «крутиться на карусели» (Масhova, 1990). Уклоняйся от них! Клиентам дают инструкцию, чтобы они все быстрее и быстрее ходили по комнате, так, чтобы при этом охватить своими передвижениями как можно большую площадь. Инструкция формулируется следующим образом: «Постарайтесь захватить все помещение для себя! Будьте жадными! Двигайтесь быстро, но избегайте столкновений с остальными членами группы, уклоняйтесь от них!» Эта достаточно простая техника способна быстро мобилизовать энергию, так что в упражнение включаются даже весьма пассивные и депрессивные индивиды. Данное упражнение относится к разогревающим. Выталкивание спинами Пары стоят, касаясь друг друга спинами, со слегка согнутыми коленями, и каждый участник пытается путем давления на спину партнера сдвинуть его с места. Работают только ноги, спинами партнеры все время прижаты друг к другу. Упражнение можно структурировать: вначале первый из папы выталкивает с места второго, затем наоборот, и, наконец, оба партнера выталкивают друг друга одновременно. Достижение успеха зависит не столько от веса и силы участников, но также и от степени их пассивности и сопротивления: в группе пациентов нередко случается, что более крупный и сильный участник проигрывает более слабому, но более активному партнеру. Пассивные клиенты не способны крепко упереться в землю ногами и напрячь мышцы спины. Полезно поставить таких клиентов попарно лицом к лицу и предложить давить друг на друга, упираясь ладонями в ладони партнера. Только после этого они переходят к выталкиванию спинами. Весьма полезная техника для разминки перед эмоционально ориентированными техниками. Не вставай! В данной технике Эмуна (Еmunah, 1994) использует свой опыт работы с подростками. На начальном занятии группы один четырнадцатилетний «бунтовщик» в ответ на предложение терапевта начать упражнение упрямо твердил: «Не встану со стула!» Это обычная реакция клиентов, когда они уходят в защитную позицию по отношению к терапевту. В данном случае женщина-терапевт ответила тем, что с показным равнодушием попросила «бунтовщика», чтобы тот оставался сидеть на стуле так долго, насколько возможно. При этом, взяв его за руки, она сделала вид, что пытается приподнять его со стула. Постепенно его агрессивность трансформировалась в заинтересованность игрой, благодаря физическому контакту, который позволил установить новые отношения между терапевтом и клиентом. С точки зрения методологии, речь идет не о самостоятельной технике, а скорее о терапевтическом подходе к клиентам, который можно сформулировать приблизительно так: не следует активно преодолевать сопротивление клиента, нужно воспринять его с пониманием, а, может быть, для виду и поддержать его. И это может помочь позитивной коммуникации. Телесный контакт Пары передвигаются по помещению, касаясь друг друга, словно сиамские близнецы - спиной, головой, боком, локтем и т. п., в зависимости от указаний терапевта. Упражнение привлекает игровым характером, оно требует от клиентов сосредоточенности и координации: пары должны синхронизировать скорость движения, обращать внимание на новые указания, подаваемые терапевтом. После того как пары в достаточной мере освоят это умение, добавляются новые инструкции: двигаться быстрее при передвижении разговаривать друг с другом и т. п. Мяч между спинами По комнате передвигаются пары, между их спинами находится мяч. Задача состоит в том, чтобы не дать мячу упасть. Мяч может быть размещен и между другими частями тела, можно также добавлять дополнительные задания. Речь идет о варианте предыдущего упражнения, более подходящем тем клиентам, которые плохо переносят непосредственный физический контакт с другим человеком. Диалог спин Партнеры стоят, повернувшись спинами друг к другу, и для взаимодействия и «общения» используют только касание спинами. Терапевт при этом может структурировать упражнение, определяя характер «общения»: игривый, агрессивный, сварливый, соблазнительный. Техника годится для продвинутой группы, поскольку вести «диалог с помощью спин» весьма нелегко. Это хорошее упражнение для группы клиентов с проблемами в невербальной коммуникации, которые предпочитают больше полагаться на вербальные средства общения. В качестве полезной разминки рекомендуется упражнение «Выталкивание спинами», описанное выше. Бег по четырем углам Упражнение требует просторного помещения. Группе сообщается, что единственными безопасными местами в помещении являются углы. Играющие расходятся по разным углам, в центре помещения стоит заранее выбранный член группы, в его задачу входит коснуться («запятнать») как можно больше перебегающих из одного угла в другой. Хорошее упражнение для разогрева. Прорыв из круга (внутрь круга) Выбранный игрок стоит посередине плотно сомкнутого кольца участников (игроки крепко держатся за руки или обнимают друг друга за плечи или вокруг пояса) и пытается вырваться наружу. Чаше всего он применяет физическую силу, но нередко к успеху приводит и вербальная тактика. Чем менее статично кольцо, тем лучше группа может передвигаться по помещению, менять форму и размеры кольца и тем самым провоцировать попытку «пленного» игрока вырваться наружу. Особый интерес вызывает ситуация, когда в центре кольца находится терапевт. Группа получает возможность продемонстрировать или разрядить свое возможное несогласие с ним, действуя хотя и физически, ко все же ненасильственно, вплоть до самого порога катарсиса (таким образом можно увеличить групповую сплоченность). Если в центре кольца клиент, терапевту следует наблюдать, какую тактику он выберет для своего прорыва; некоторые клиенты даже не могут представить себе, как им выбраться наружу, и быстро сдаются. Чаще всего это люди, которые являются или чувствуют себя астеничными и слабыми для того, чтобы изменить свою жизнь. В этих случаях важно не позволить им сдаться, побуждать их к поиску новых ресурсов, к прорыву в них самих, пока они не добьются успеха. Другие клиенты, наоборот, настойчивы и упрямы. Для многих из них прорыв из кольца символизирует возможность преодоления жизненных препятствий. Встречаются и такие клиенты, которые, напротив, производят такое впечатление, что хотят остаться внутри кольца навсегда. Для них кольцо является не ограничением, а, скорее, безопасной зоной (материнским лоном). Данная техника может служить в качестве разминки для последующей драматической деятельности или вербализации чувств того, кто пытается вырваться из кольца наружу. Не менее интересно наблюдать за обратными попытками прорваться снаружи в сомкнутое кольцо - при этом воспроизводятся чувства исключения, изгнания из общества. Вариант: Прорваться в кольцо (вырваться из кольца) пытаются одновременно несколько человек. Данная техника непригодна для клиентов с низким уровнем физического самоконтроля и телесной ориентации в пространстве - возникает опасность получения травм. Перетягивание каната Хорошее разогревающее упражнение для развития эмоциональной активности группы в условиях конфликта (см. ниже). Для развития навыков сосредоточения и пантомимической экспрессии реальный канат следует заменить воображаемым. Если группа способна достоверно имитировать эффект сопротивления то при этом выделяется почти столько же энергии, как и при перетягивании реального каната. Вариант: Перетягивание воображаемого каната в парах 6.1.4. УКРЕПЛЕНИЕ ДОВЕРИЯ В ГРУППЕ Подчинение и сопротивление Работа идет в парах. Один из пары ложится на пол, другой становится на колени позади него, берет его голову в руки и слегка покачивает ее из стороны в сторону, причем лежащий участник попеременно то позволяет себя качать, то сопротивляется манипуляциям и пытается уловить разницу в ощущениях, сопровождающих оба состояния. Вариант: Человек, подвергаемый манипуляции, становится на четвереньки, а манипулятор слегка пригибает к полу его плечи и голову. Первый, слабо сопротивляясь давлению, гибко и не спеша возвращается в исходное положение. Отбрасывание в кольце Группа образует замкнутое кольцо, в центре которого находится клиент. Кольцо отбрасывает клиента в различных направлениях от себя, как безвольную куклу. Кольцо может быть свернувшимся (сгущенным) или натянутым (раскрытым) в зависимости от доверия центрального персонажа. Вариант: Члены группы, образующей кольцо, издают повторяющийся звук, глаза центрального персонажа закрыты. Целесообразно выполнять упражнение в конце занятия, в ходе которого проводилась работа с эмоциями. Отбрасывание между рядами Клиенты стоят в два ряда, между которыми оставлен проход, где ходит центральный персонаж. Он пытается упасть на спину, и тогда его подхватывает кто-то из рядов. Эта техника менее ограничивает действия участников, чем предыдущая, но она более рискованная. Обе «отбрасывающие» техники рекомендуется применять в начале занятий для клиентов, вступающих в терапевтическое сообщество или, напротив, покидающих его. Некоторые - в частности, психотические - пациенты изначально отказываются от выполнения упражнения, ссылаясь на то, что никому постороннему не доверяют. Со временем и постепенно при поддержке всей группы недоверие у них проходит, и они становятся способны выполнять данное упражнение, что уже можно считать терапевтическим успехом. Другие клиенты падают на пол всем своим весом быстро, без предупреждения. Часто это бывают люди, которые стали жертвами злоупотреблений, внезапным падением они словно утверждаются во мнении, что действительно не следует доверять никому. Эти клиенты, несмотря на имеющийся негативный опыт, не замыкаются в себе, однако провоцируют группу на подобные псевдонегативные ответы-эксперименты. Они также могут с течением времени, когда их сопротивление уменьшится, освоить технику без негативных проживаний. Партнерская поддержка Перед выполнением данного упражнения следует предупредить игрока, осуществляющего поддержку, чтобы он расставил ноги и крепко уперся, удерживая падающего партнера. Лучше всего начать с очень малого угла падения, который затем постепенно увеличивается. Технику можно использовать в тройках, где два партнера препятствуют падению третьего. Подъемник Группа собирается вокруг лежащего на полу человека, подкла-дывает под него руки и осторожно его поднимает. Вариант: Выбранный клиент лежит на одеяле, его поднимают вместе с одеялом и несут по комнате - это упражнение подходит для клиентов, избегающих физического контакта. Упражнение оптимально выполнять вслед за какой-либо эмоциональной сценой, главный герой которой таким образом отмечен группой. В центр следует ставить индивидов, которые избегают участия в большинстве групповых мероприятий, так чтобы стала заметной их принадлежность к группе. Вождение «слепых» Вождение «слепых» - парное упражнение, вызывающее разнообразные индивидуальные переживания, в особенности, когда проводится за пределами терапевтического кабинета. Традиционная форма техники такова: «зрячий» партнер водит «слеп по помещению (иногда достаточно завязать глаза повязкой, особенно в случае детей и подростков). Варианты: • «Слепой» подводится к члену группы (предмету), чтобы он смог на ощупь выяснить, кто это такой (что это такое). • «Слепой» идет вслед за звуком, который издает его «зрячий» партнер, причем вариант можно усложнить, привлекая новый персонаж («глушилку»), который издает тот же звук, что и «проводник», но не входит в пару. • В комнате сооружаются препятствия, которые «слепой» должен преодолевать. • «Слепой» передвигается, согласно указаниям на бессмысленном языке, о котором он заранее договорился с партнером и который базируется в основном на использовании звуковых элементов (ритм, мелодия и т. п.). Данная техника работает в больших группах (10-16 человек) и не подходит для клиентов с психотическим диагнозом и индивидов с нарушением ориентации. Другие варианты: • «Следуйте по запаху». Сильные ароматические вещества (например, кофе, лук, духи) раздают парам, и «слепой» следует за выбранным запахом (особенно популярный вариант у детей и подростков). • «Слепой» руководствуется в своем передвижении словесными командами, подаваемыми издали (два шага вперед, а затем шаг влево и т. п.), подобно роботу. В следующих вариантах техники у всех участников должны быть закрыты глаза: • Группа разбредается по комнате с закрытыми пазами. По команде терапевта каждый пытается схватить ближайшего соседа за руку, чтобы вместе образовать круг. В этой новом положении все одновременно садятся вместе на пол, не открывая глаз. • Клиенты с закрытыми глазами ходят по комнате. Перед нн-и ставится задача без слов найти партнера. Дальнейшие инструкции: без слов и с закрытыми глазами ознакомиться в мельчайших подробностях с ладонью партнера (температура влажность, размер, наличие колец...). После этого пары разделяются, и группа снова расходится по помещению. Последняя инструкция: найти своего партнера по его ладони. Оптимальное количество участников -10-12 человек. Порванная кукла Группа разбивается на пары. Один человек из пары лежит на полу в расслабленном состоянии с закрытыми глазами, партнер садится рядом и осторожно манипулирует с частями лежащего тела - руками, плечами, ступнями и ногами -лежащий партнер ведет себя безвольно, как марионетка, у которой оторвали нити управления. Через некоторое время партнер поднимает «кукле» голову и открывает ей глаза. Техника предназначена для сообщества, где среди клиентов уже царит взаимное доверие, для такой группы это может быть хорошим стартовым упражнением, а также упражнением на расслабление. Целесообразно включать его перед техникой «Скульпторы-партнеры». 6.1.5. НАБЛЮДЕНИЕ И СОСРЕДОТОЧЕНИЕ Перебрасывание мяча в круге Группа образует широкий круг. Без каких-либо инструкций терапевт поднимает с пола большой воображаемый мяч и бросает его кому-либо из группы, обращаясь к нему по имени. Клиент бросает мяч обратно терапевту или другому члену группы. Игра продолжается. Во время игры величина и вес мяча изменяются. Так, на какое-то время мяч превращается, например, в теннисный мячик, затем - в набивной мяч, в воздушный шарики т. п. (некоторые виды мячей можно передавать, дуя на них или щелкая по ним). Упражнение можно разнообразить, введя в него настоящий мяч (лучше пляжный), а затем добавить еще один мяч и т. д., так чтобы все играющие постоянно были в действии и быстро реагировали на ситуацию. Упражнение подходит для клиентов с нарушением пространственно-временной ориентации (например, для клиентов с синдромом дефицита внимания и гиперактивности или синдромом дефицита внимания). Технику хорошо применять в ходе начальных терапевтических занятий. Она быстро вызывает у клиентов желание участвовать в общей деятельности, способствует повышению сосредоточенности и улучшению группового взаимодействия, ввиду игровой привлекательности и безопасности снижает первоначальное напряжение в группе. Угадай, где мы находимся Техника требует от членов группы, чтобы каждый представил себя находящимся в определенном месте. Группа делится на две части, для каждой терапевт определяет воображаемое место действия. Он определяет, участники какой группы будут изображать действие, и они это делают средствами пантомимы. Вторая часть группы строит предположения о том, что это за место. Затем группы меняются ролями. Рекомендуется переходить от имитации простейших действий к более сложным, от структурированной среды к местам, которые могут быть определены лишь приблизительно. Примеры заданий для первого тура: зрители на теннисном матче, на футбольной встрече, на сеансе печального фильма, наблюдатели птичек в саду... В этих ролях не нужно много двигаться, и тот факт, что члены группы могут во время пантомимы сидеть, снижает их тревогу и облегчает сосредоточение. В следующем туре уместно сосредоточиться на моментах ожидания в определенном месте - в приемной врача, в родильном доме, на конкурсном отборе...Ив этом туре участники также не разговаривают, но клиенты могут выбирать: остаться сидеть или в стать и контактировать друг с другом. Третий тур - терапевт выбирает среду, в которой надо двигаться естественно и которая требует более тщательной драматизации: автобусная остановка, площадка для игр, прачечная, музей, зоопарк. И здесь речь идет о невербальных сценах. Вариант: Группа имитирует слушание: рок-музыки, шума океана, классической музыки и т. п. Техника вследствие ее безопасности может применяться с самого начала терапевтической серии сеансов. Пантомима приема пищи Техника приема воображаемой пищи несложна уже потому что эта человеческая деяте
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-06; просмотров: 1705; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.235.100 (0.027 с.) |