ТОП 10:

ДРАМАТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ ТЕХНИКИ



ДРАМАТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ ТЕХНИКИ

Описание структуры драматерапевтических техник заимст­вовано из книги Рене Эмуны (Emunah, 1994),с некоторыми до­полнениями.

Приведенный набор методик не является каноническим для терапевтов, он лишь является справочным источником для драматерапевтической деятельности. Речь идет о техниках, частично позаимствованных из других родственных дисциплин, к которым, кроме театральных, относятся гештальт-терапия и когнитивно-поведенческая терапия, психодрама, музыкаль­ная и танцедвигательная терапия, драматическое воспитание и арт-терапия, в узком смысле слова. Описание техник приво­дится в соответствии с последовательностью протекания тера­певтического процесса.

6.1. ТЕХНИКИ, ПОДХОДЯЩИЕ

ДЛЯ НАЧАЛА ЛЕКЦИИ (СЕАНСА)

6.1.1. ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ЭКСПРЕССИЯ

Повторение в рядах

Участники встают в две шеренги; пары напротив друг друга.

А: «Я хочу это».

В: «Ты не можешь это получить».

А: «Я это на самом деле хочу, будьте добры».

В: «Ты не можешь это получить».

А (просительно): «Я хочу это...»

В (мягко): «Мне очень жаль, но ты не можешь это получить»

А (отчаянный вопль): «Я хочу это... ХОЧУ ЭТО!!!»

В (решительно и громко): «Ты не можешь это получить!»

Разбившись на пары, клиенты воспроизводят один и тот же за­ранее подготовленный диалог в различных вариантах, эмоцио­нальных состояниях, с разной громкостью, интонацией. Одна и та же структура текста позволяет проявить свободу экспрессии. Речь идет об идеальном разогревающем упражнении для импро­визации и создания сцены, насыщенной эмоциями и конфликта­ми. Технику следует обогатить повторяющимися движениями.

Вариант: две группы передвигаются по помещению, первая повторяет одну и ту же фразу, на которую вторая группа отвечает одним и тем же образом. Речь может идти об актуальном выраже­нии эмоций, например, если группе не хочется в этот день рабо­тать, то одна ее часть сообщает: «Я не хочу это делать!»,-другая часть отвечает: «Но ты сделаешь это!».

Групповое настроение

Добровольно вызвавшийся клиент покидает помещение, после чего группа договаривается о конкретном настроении, которое ее члены будут демонстрировать после возвращения добровольца. Доброволец наблюдает за поведением группы, а затем пытается вербально и невербально с ней идентифицироваться. Данное упражнение позволяет клиентам выразить реальные чувства и переживания в течение структурированного занятия.

Эмоциональное приветствие

Группа разбивается на пары, участники встают спиной друг к другу. Терапевт называет какое-либо конкретное чувство, на­строение - люди в парах поворачиваются лицом друг к другу и приветствуют партнера, выражая названное чувство или на­строение.

Зеркала

Данная техника относится также к категории эмоциональных упражнений и техник, направленных на развитие сосредоточе­ния и внимания.

Классическая форма: пары стоят лицом друг к другу, один из партнеров делает медленное движение (лучше всего начинать с движения рукой), другой повторяет движение первого. Устанав­ливается визуальный контакт. Упражнение не подходит для че­ресчур замкнутых клиентов, однако рекомендуется танцеваль­но-двигательными терапевтами и драматерапевтами в качестве упражнения для детей-аутистов, которые не способны к перехо­ду - вследствие своего заболевания - в мир терапевта, а потому терапевт должен перейти в мир детей-аутистов, т.е. «отражать» их естественные и повторяющиеся движения. Вначале ребенок может проявить безразличие при выполнении этого упражнения, но постепенно (на уровне подсознания) он обогащается новым опытом, и втягивается в выполнение задания. По прошествии до­статочного времени эмпатия между терапевтом и ребенком-аутистом углубляется и терапевт понемногу начинает сам иниции­ровать движения и звуки, копирующие движения и звуки ребенка. Перелом наступает в тот момент, когда ребенок пополняет этими коммуникативными действиями свой собственный репертуар выразительных жестов. Это - первый признак взаимопонимания.

Звуковые зеркала: вместо телодвижений «отражается» голос и звук. Пары могут сидеть боком или спиной друг к другу на по­лу. Хорошее разогревающее упражнение.

Двигателъно-звуковое зеркало: упражнение начинается с движения, к которому постепенно добавляется звук.

Озвучивание движений: работа снова проходит в парах та­ким образом, что первый из пары выполняет движение, а вто­рой одновременно добавляет к этому движению звук или слова.

Зеркало с эмоциональными темами: в ходе работы пар над упражнениями с зеркалами терапевт громко объявляет какую-то эмоциональную тему «для отражения». Пары тотчас же и без подготовки должны воспроизвести эту тему, не прерывая упражнения.

Активация зеркала: для клиентов, с трудом формирующих абстрактные представления и образы, ведущий пары показывает движения, характерные для конкретных ежедневных процедур.

Повторяй мое движение: клиент, копирующий движение ведущего пары, повторяет его не синхронно, а с определенным запозданием. Полезно для индивидов, не переносящих синхрон­ные движения с сильным эмоциональным содержанием в поло­жении лицом к лицу.

Групповое зеркало

Вся группа «отражает в зеркале» движения ведущего. Целью упражнения является достижение максимальной степени син­хронизации движений. Полезно первым ведущим в этом упраж­нении назначить терапевта. Речь идет не только о движениях лицом к лицу, можно передвигаться по всему помещению. Так терапевт вызывает группе настроение, которое соответствует дальнейшей работе. Описываемая техника пригодна как для на­чала, так и для завершения занятия (сеанса).

Варианты группового зеркала

Групповое озвучивание движений. Выбранный клиент невербаль­но демонстрирует различные типы эмоций, а группа дополняет его движения звуком и словами.

Кто начинает движение? Клиент, находящийся в центре кру­га, пытается определить, кто начинает движение, синхронно по­вторяемое остальными клиентами, стоящими в круге. Группа находится в визуальном контакте со всем кругом, т. е. не только с инициатором движения. Упражнение на внимание и сосредо­точенность.

Трансформация кругового зеркала. Группа располагается по кругу. Один из участников переходит в центр круга и пока­зывает повторяющееся движение, дополненное звуком. Посте­пенно он изменяет движение и звук. После того как новый звук и движение стабилизируются, он выбирает из круга своего пре­емника, меняется с ним местами (при сохранении текущего зву­ка и движения) и передает ему свои функции. Остальные чле­ны группы в круге лишь наблюдают, активными участниками упражнения остаются только клиент в центре круга и его пре­емник.

Повтори мою эмоцию

Клиент выходит на сцену и начинает невербально демонстри­ровать определенную эмоцию, настроение. Как только кто-либо из членов группы догадывается, о какой эмоции или настрое­нии идет речь, он присоединяется к демонстрации. Упражнение продолжается до момента, пока вся группа не окажется на сце­не. Данную технику следует выполнять вслед за «Групповыми зеркалами».

Эмоциональная пантомима

Клиент выбирает определенную эмоцию (или она заранее опре­делена) которую он будет демонстрировать. Остальные участни­ки группы должны угадать, о какой эмоции идет речь.

Вариант: Группа располагается в круге на полу, каждый участник по очереди изображает эмоцию, которую остальные пытаются угадать.

Угадай, как я себя чувствую

Аналог предыдущего упражнения. Отличие заключается в том, что клиенты демонстрируют свои актуальные эмоциональные со­стояния. Упражнение позволяет клиентам полнее осознать свои эмоции, выразить их, взбодриться, а также понаблюдать за други­ми. Рекомендуется для выполнения вначале или при завершении занятий или тогда, когда терапевт чувствует, что группа предпо­читает дать выход реальным, а не воображаемым эмоциям.

Маски и пантомима

Аналог предыдущего упражнения с тем лишь отличием, что все участники получают маски. Использование масок заставляет «актеров» и «зрителей» сосредоточить внимание на экспрессии тела. Поскольку актер с маской при проявлении чувств не может положиться на мимику, он полностью сосредоточивается на те­лесной выразительности. С применением масок сцена становится более насыщенной, яркой, а также более занимательной в плане театральной техники.

Пример

Маски нейтральны, т.е. не выражают никакого настро­ения (если речь не идет о военных масках-личинах или характерных масках) и не олицетворяют характе­ра. Психологически маски бывают весьма действенны, но с клиентами, страдающими расстройствами соци­альной ориентации и имеющими слабо выраженное Эго, их следует применять осторожно. Такие клиенты, надев маску, могут ощутить чувство потери самого себя или пе­рестать идентифицировать людей в масках. По этим же причинам нельзя рекомендовать использование масок аутистам и клиентам с тяжелой степенью умственной отсталости.

Эмоциональные скульптуры

Члены группы свободно передвигаются по комнате до момента пока терапевт не скомандует: «Замри!», - тогда участники засты­вают в позах неких скульптур. После того, как группа привыкнет к смене команд «Движение - Замри!», терапевт вызывает у чле­нов группы определенную эмоцию/настроение непосредственно перед командой «Замри!». Клиенты непроизвольно удерживают выражение данной эмоции и остаются в неподвижном положе­нии (позиции) вплоть до момента, пока терапевт не отменит «за­мирание» и они снова смогут свободно передвигаться по комнате.

Вариант: «Замершими» остаются только скульптуры, зара­нее выбранные терапевтом, остальные члены группы «ожива­ют» и рассматривают «замершие» скульптуры как посетители галереи. Все вместе они могут постараться дать названия вы­ставленным скульптурам и описать те отношения, которые они выражают.

Другие варианты упражнений со скульптурами

Скульпторы-партнеры. Упражнение снова выполняется в па­рах. Один из партнеров - «глина для лепки», из которой второй партнер «лепит» фигуру, отображающую определенное эмоцио­нальное настроение. После того как все скульптуры готовы, про­исходит симпозиум скульпторов, которые стараются угадать конкретное эмоциональное состояние той или иной скульптуры. Сценические скульптуры. Скульптор с помощью трех персо­нажей создает скульптурную группу, выражающую некоторую эмоцию, зрители снова пытаются угадать, о какой эмоции идет речь. Скульптурная группа может ожить и двигаться, выражая черты отдельных составляющих ее характеров.

Эмоциональное пространство

Каждому углу игрового помещения приписывается определенное эмоциональное состояние. Выбранные состояния должны пред­ставлять актуальные (в том числе и латентные) чувства и отноше­ния, существующие между членами сообщества (например, один угол представляет злость, другой - возбуждение, следующий - гармонию или грусть и т. п.). Клиенты переходят из угла в угол или стоят в каком-то углу по своему выбору и там привстречах с другими вербально и невербально выражают то эмоциональное состояние, которое соответствует этому месту.

Выбор конкретного места для выражения конкретной эмоции или чуственного состояния обеспечивает надежный контроль стороны клиента: клиент может выражать свои чувства тем способом, который выбирает сам и для которого заданы пространственные границы - углы комнаты. Важна также возмож­ность по собственному желанию передвигаться по различным углам помещения и тем самым менять свои эмоции.

Пример

Драматерапевт Дэвид Джонсон так описывает примене­ние этой техники в терапии молодого человека с диагно­зом кататонической формы шизофрении: «Дэниэл вна­чале был молчалив и не способен к общению, но через пятнадцать недель занятий драматерапией он уже дви­гался по помещению, выражал чувства радости, огорче­ния и - значительно энергичнее – гнева» Johnson, 1982, с. 89). Джонсон подчеркивает, что структурирование эмо­ций в пространстве с использованием телесной экспрес­сии помогло Дэниэлу сосредоточиться преимущественно на эмоциях, а затем и на вербализации своего внутрен­него состояния.

Эмоциональный оркестр

Группа выстраивается в две шеренги лицом к терапевту - ди­рижеру оркестра. Каждый член сообщества выбирает эмоцию, которую он будет выражать с помощью какого-то звука. Затем дирижер начинает исполнение оркестром «произведения»: он указывает на одного или нескольких членов группы (инструмен­ты), которые звуками выражают свои эмоции, причем дирижер задает темп и громкость оркестрового произведения, а также, разумеется, может вызывать оркестрантов для исполнения соль­ных партий и дуэтов.

Оркестр может «исполнять» звуковые импровизации и «на­певать» слова или словесные выражения с отчетливым эмоцио­нальным зарядом, например: «Я хочу», «Ты не можешь», «Пожа­луйста», «Нет», «Ты мне нужен», «Прощай...» и т. п.

Кроме того, дирижер может попросить исполнителей поме­рься «инструментами» или с помощью дуэтов попытаться вы­яснить эмоциональные и персональные отношения между отдельными членами сообщества. Позднее в роли дирижера могут выступить и клиенты, что повышает их креативность.

Голосовые игры

Многие клиенты подавляют проявление своих эмоций, поэтому важная цель терапии - дать клиенту «голос» для внешнего прояв­ления своих чувств. Процесс «избавления от бремени молчания» начинается не только с тренинга вокализации и вербализации чувств, но также с обучения крику и визгу, а также с игры в ню­ансы голосовой экспрессии.

Одна из форм данной техники состоит в разделении группы на два ряда, смотрящих друг другу в лицо. Специфические сло­ва и звуки задаются терапевтом. Клиенты, стоящие в первом ря­ду, издают звук или произносят слово, а клиенты во втором ряду его повторяют, затем очередность действий меняется. При этом звуки постепенно начинают усиливаться, поскольку каждый ряд пытается обеспечить более громкое звучание, чем его «кон­куренты». Для интровертных клиентов данное упражнение слу­жит хорошей разминкой и разогревом перед сценической рабо­той по изображению эмоций.

Беззвучная вокализация

Клиенты получают инструкцию «подвывать» так, чтобы их не бы­ло слышно. Они ориентированы на достижение такого физическо­го и мышечного состояния, «как будто они подвывают и визжат». И только потом, когда они действительно научатся управлять экс­прессией своего тела, их просят подключить голосовые связки.

Данная техника помогает клиентам выразить чувства гнева, злости и боли вначале молча, а только затем - через определен­ное время - вслух, что, конечно, труднее, но и значительно эф­фективнее с точки зрения достижения катарсиса.

6.1.2. ГРУППОВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ

Руки

Группа образует круг, глаза у всех закрыты. По сигналу (лучше всего тихой музыкой) клиенты осторожно шагают вперед с про­тянутыми руками, чтобы их руки могли встретиться с руками партнеров, причем они сосредоточиваются только на характеристике рук: их температуре, влажности, величине, наличии колец и т. п. Нужно постараться осознать, что при этом контакте с анонимными руками для них приятно, а что неприятно, попы­таться поедставить человека, которому принадлежат эти руки. После упражнения участники становятся в круг для обсуждения. Данное упражнение можно использовать, чтобы формировать рабочие пары: клиенты, руки которых показались их партнерам «симпатичными», формируют пару, покидающую игровое про­странство, открыв глаза.

Создание групп по критериям

В инструкции к данному упражнению предлагается создать груп­пы по месту (по региону) рождения клиентов. Другими критери­ями для формирования групп могут быть знаки зодиака, число братьев и сестер, профессия, цвет глаз (полезное упражнение для установления и сохранения визуального контакта), хобби и т. п. Некоторые критерии являются более приемлемыми, дру­гие - менее, например полученное образование, возраст и т. п. в категории взрослых клиентов.

Техника способствует высокому уровню группового взаимо­действия даже между достаточно замкнутыми клиентами. Речь идет о безопасном упражнении с высоким уровнем игровой при­влекательности. Группа создает собственную статистику, кото­рая - и это самое важное - закладывается в основу групповой идентичности. Получаемая в ходе занятия информация важ­на также и для терапевта, который таким образом знакомится с культурно-социальной средой клиентов. Техника лучше все­го работает в большой группе из 9-14 клиентов. В качестве ее продолжения подходят техники «Эмоциональное приветствие» или описанное ниже упражнение.

Быстрое рукопожатие

Члены группы получают инструкцию, согласно которой они должны ходить по помещению и при встрече пожимать друг дру­гу руки. Скорость рукопожатий постоянно увеличивается - кли­енты подают друг другу обе руки одновременно. Таким образом, они в каждый момент времени находятся в контакте, по меньшей мере, с одним из членов группы. Рукопожатия учащаются до тех пор, пока группа не превращается в тесную толпу - и тут терапевт дает команду: «Замри!»

Война мыльных пузырей

Члены группы получают устройства для выдувания мыльных пу­зырей, и начинается война: каждый старается своим пузырем по­пасть в остальных членов группы и при этом избежать попадания чужого пузыря. Помещение через короткое время приобретает достаточно необычный вид, повсюду остаются следы «жестокой» битвы, проведенной столь «мягкими» средствами.

Эстетическую атмосферу, созданную мыльными пузырями, можно повторить также с помощью надувных воздушных ша­риков: группа пытается удержать в воздухе как можно больше воздушных шариков так, чтобы они не касались земли. Такой процесс является отличным разогревающим упражнением, под­ходящим как для физической разминки, так и для усиления груп­пового взаимодействия, поскольку группа действует как коман­да и мало кто сможет остаться безразличным.

6.1.3. ФИЗИЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ

Карусель

Шесть клиентов кладут друг другу руки на плечи, образуя кольцо, и начинают кружиться все быстрее и быстрее, так чтобы, нако­нец, заранее выбранные четные партнеры могли поджать ноги и повиснуть в воздухе, опираясь на оставшихся партнеров, «кру­титься на карусели» (Масhova, 1990).

Уклоняйся от них!

Клиентам дают инструкцию, чтобы они все быстрее и быстрее ходили по комнате, так, чтобы при этом охватить своими пере­движениями как можно большую площадь. Инструкция фор­мулируется следующим образом: «Постарайтесь захватить все помещение для себя! Будьте жадными! Двигайтесь быстро, но из­бегайте столкновений с остальными членами группы, уклоняй­тесь от них!»

Эта достаточно простая техника способна быстро мобилизо­вать энергию, так что в упражнение включаются даже весьма пассивные и депрессивные индивиды. Данное упражнение от­носится к разогревающим.

Выталкивание спинами

Пары стоят, касаясь друг друга спинами, со слегка согнутыми ко­ленями, и каждый участник пытается путем давления на спину партнера сдвинуть его с места. Работают только ноги, спинами партнеры все время прижаты друг к другу.

Упражнение можно структурировать: вначале первый из па­пы выталкивает с места второго, затем наоборот, и, наконец, оба партнера выталкивают друг друга одновременно. Достижение успеха зависит не столько от веса и силы участников, но также и от степени их пассивности и сопротивления: в группе пациен­тов нередко случается, что более крупный и сильный участник проигрывает более слабому, но более активному партнеру. Пас­сивные клиенты не способны крепко упереться в землю ногами и напрячь мышцы спины. Полезно поставить таких клиентов по­парно лицом к лицу и предложить давить друг на друга, упираясь ладонями в ладони партнера. Только после этого они переходят к выталкиванию спинами. Весьма полезная техника для размин­ки перед эмоционально ориентированными техниками.

Не вставай!

В данной технике Эмуна (Еmunah, 1994) использует свой опыт работы с подростками. На начальном занятии группы один че­тырнадцатилетний «бунтовщик» в ответ на предложение тера­певта начать упражнение упрямо твердил: «Не встану со стула!» Это обычная реакция клиентов, когда они уходят в защитную позицию по отношению к терапевту. В данном случае женщина-терапевт ответила тем, что с показным равнодушием попросила «бунтовщика», чтобы тот оставался сидеть на стуле так долго, на­сколько возможно. При этом, взяв его за руки, она сделала вид, что пытается приподнять его со стула. Постепенно его агрессив­ность трансформировалась в заинтересованность игрой, благо­даря физическому контакту, который позволил установить новые отношения между терапевтом и клиентом.

С точки зрения методологии, речь идет не о самостоятельной технике, а скорее о терапевтическом подходе к клиентам, кото­рый можно сформулировать приблизительно так: не следует ак­тивно преодолевать сопротивление клиента, нужно воспринять его с пониманием, а, может быть, для виду и поддержать его. И это может помочь позитивной коммуникации.

Телесный контакт

Пары передвигаются по помещению, касаясь друг друга, словно сиамские близнецы - спиной, головой, боком, локтем и т. п., в за­висимости от указаний терапевта. Упражнение привлекает игро­вым характером, оно требует от клиентов сосредоточенности и координации: пары должны синхронизировать скорость дви­жения, обращать внимание на новые указания, подаваемые те­рапевтом. После того как пары в достаточной мере освоят это умение, добавляются новые инструкции: двигаться быстрее при передвижении разговаривать друг с другом и т. п.

Мяч между спинами

По комнате передвигаются пары, между их спинами находит­ся мяч. Задача состоит в том, чтобы не дать мячу упасть. Мяч может быть размещен и между другими частями тела, можно также добавлять дополнительные задания. Речь идет о вариан­те предыдущего упражнения, более подходящем тем клиентам, которые плохо переносят непосредственный физический контакт с другим человеком.

Диалог спин

Партнеры стоят, повернувшись спинами друг к другу, и для вза­имодействия и «общения» используют только касание спинами. Терапевт при этом может структурировать упражнение, опре­деляя характер «общения»: игривый, агрессивный, сварливый, соблазнительный.

Техника годится для продвинутой группы, поскольку вести «диалог с помощью спин» весьма нелегко. Это хорошее упражне­ние для группы клиентов с проблемами в невербальной коммуни­кации, которые предпочитают больше полагаться на вербальные средства общения. В качестве полезной разминки рекомендуется упражнение «Выталкивание спинами», описанное выше.

Бег по четырем углам

Упражнение требует просторного помещения. Группе сообща­ется, что единственными безопасными местами в помещении являются углы. Играющие расходятся по разным углам, в центре помещения стоит заранее выбранный член группы, в его задачу входит коснуться («запятнать») как можно больше перебегаю­щих из одного угла в другой. Хорошее упражнение для разогрева.

Прорыв из круга (внутрь круга)

Выбранный игрок стоит посередине плотно сомкнутого кольца участников (игроки крепко держатся за руки или обнимают друг друга за плечи или вокруг пояса) и пытается вырваться наружу.

Чаше всего он применяет физическую силу, но нередко к успе­ху приводит и вербальная тактика. Чем менее статично кольцо, тем лучше группа может передвигаться по помещению, менять форму и размеры кольца и тем самым провоцировать попытку «пленного» игрока вырваться наружу.

Особый интерес вызывает ситуация, когда в центре кольца на­ходится терапевт. Группа получает возможность продемонстри­ровать или разрядить свое возможное несогласие с ним, действуя хотя и физически, ко все же ненасильственно, вплоть до самого порога катарсиса (таким образом можно увеличить групповую сплоченность). Если в центре кольца клиент, терапевту следует наблюдать, какую тактику он выберет для своего прорыва; неко­торые клиенты даже не могут представить себе, как им выбраться наружу, и быстро сдаются. Чаще всего это люди, которые явля­ются или чувствуют себя астеничными и слабыми для того, что­бы изменить свою жизнь. В этих случаях важно не позволить им сдаться, побуждать их к поиску новых ресурсов, к прорыву в них самих, пока они не добьются успеха. Другие клиенты, наоборот, настойчивы и упрямы. Для многих из них прорыв из кольца сим­волизирует возможность преодоления жизненных препятствий. Встречаются и такие клиенты, которые, напротив, производят такое впечатление, что хотят остаться внутри кольца навсегда. Для них кольцо является не ограничением, а, скорее, безопасной зоной (материнским лоном).

Данная техника может служить в качестве разминки для по­следующей драматической деятельности или вербализации чувств того, кто пытается вырваться из кольца наружу.

Не менее интересно наблюдать за обратными попытками про­рваться снаружи в сомкнутое кольцо - при этом воспроизводятся чувства исключения, изгнания из общества.

Вариант: Прорваться в кольцо (вырваться из кольца) пыта­ются одновременно несколько человек.

Данная техника непригодна для клиентов с низким уровнем физического самоконтроля и телесной ориентации в пространст­ве - возникает опасность получения травм.

Перетягивание каната

Хорошее разогревающее упражнение для развития эмоцио­нальной активности группы в условиях конфликта (см. ниже). Для развития навыков сосредоточения и пантомимической экспрессии реальный канат следует заменить воображаемым. Если группа способна достоверно имитировать эффект сопротивления то при этом выделяется почти столько же энергии, как и при перетягивании реального каната.

Вариант: Перетягивание воображаемого каната в парах

6.1.4. УКРЕПЛЕНИЕ ДОВЕРИЯ В ГРУППЕ

Подчинение и сопротивление

Работа идет в парах. Один из пары ложится на пол, другой ста­новится на колени позади него, берет его голову в руки и слегка покачивает ее из стороны в сторону, причем лежащий участник попеременно то позволяет себя качать, то сопротивляется мани­пуляциям и пытается уловить разницу в ощущениях, сопровож­дающих оба состояния.

Вариант: Человек, подвергаемый манипуляции, становится на четвереньки, а манипулятор слегка пригибает к полу его плечи и голову. Первый, слабо сопротивляясь давлению, гибко и не спеша возвращается в исходное положение.

Отбрасывание в кольце

Группа образует замкнутое кольцо, в центре которого находится клиент. Кольцо отбрасывает клиента в различных направлениях от себя, как безвольную куклу. Кольцо может быть свернувшимся (сгущенным) или натянутым (раскрытым) в зависимости от до­верия центрального персонажа.

Вариант: Члены группы, образующей кольцо, издают повторя­ющийся звук, глаза центрального персонажа закрыты. Целесо­образно выполнять упражнение в конце занятия, в ходе которого проводилась работа с эмоциями.

Отбрасывание между рядами

Клиенты стоят в два ряда, между которыми оставлен проход, где ходит центральный персонаж. Он пытается упасть на спи­ну, и тогда его подхватывает кто-то из рядов. Эта техника менее ограничивает действия участников, чем предыдущая, но она более рискованная. Обе «отбрасывающие» техники рекомен­дуется применять в начале занятий для клиентов, вступающих в терапевтическое сообщество или, напротив, покидающих его. Некоторые - в частности, психотические - пациенты изначаль­но отказываются от выполнения упражнения, ссылаясь на то, что никому постороннему не доверяют. Со временем и постепенно при поддержке всей группы недоверие у них проходит, и они ста­новятся способны выполнять данное упражнение, что уже можно считать терапевтическим успехом. Другие клиенты падают на пол всем своим весом быстро, без предупреждения. Часто это бывают люди, которые стали жертвами злоупотреблений, внезапным па­дением они словно утверждаются во мнении, что действительно не следует доверять никому. Эти клиенты, несмотря на имеющий­ся негативный опыт, не замыкаются в себе, однако провоцируют группу на подобные псевдонегативные ответы-эксперименты. Они также могут с течением времени, когда их сопротивление уменьшится, освоить технику без негативных проживаний.

Партнерская поддержка

Перед выполнением данного упражнения следует предупредить игрока, осуществляющего поддержку, чтобы он расставил ноги и крепко уперся, удерживая падающего партнера. Лучше всего начать с очень малого угла падения, который затем постепенно увеличивается. Технику можно использовать в тройках, где два партнера препятствуют падению третьего.

Подъемник

Группа собирается вокруг лежащего на полу человека, подкла-дывает под него руки и осторожно его поднимает.

Вариант: Выбранный клиент лежит на одеяле, его поднимают вместе с одеялом и несут по комнате - это упражнение подходит для клиентов, избегающих физического контакта. Упражнение оптимально выполнять вслед за какой-либо эмоциональной сце­ной, главный герой которой таким образом отмечен группой. В центр следует ставить индивидов, которые избегают участия в большинстве групповых мероприятий, так чтобы стала замет­ной их принадлежность к группе.

Вождение «слепых»

Вождение «слепых» - парное упражнение, вызывающее разнообразные индивидуальные переживания, в особенности, когда проводится за пределами терапевтического кабинета. Традиционная форма техники такова: «зрячий» партнер водит «слеп по помещению (иногда достаточно завязать глаза повязкой, осо­бенно в случае детей и подростков).

Варианты:

• «Слепой» подводится к члену группы (предмету), чтобы он смог на ощупь выяснить, кто это такой (что это такое).

• «Слепой» идет вслед за звуком, который издает его «зрячий» партнер, причем вариант можно усложнить, привлекая но­вый персонаж («глушилку»), который издает тот же звук, что и «проводник», но не входит в пару.

• В комнате сооружаются препятствия, которые «слепой» дол­жен преодолевать.

• «Слепой» передвигается, согласно указаниям на бессмыслен­ном языке, о котором он заранее договорился с партнером и который базируется в основном на использовании звуковых элементов (ритм, мелодия и т. п.).

Данная техника работает в больших группах (10-16 человек) и не подходит для клиентов с психотическим диагнозом и ин­дивидов с нарушением ориентации.

Другие варианты:

• «Следуйте по запаху». Сильные ароматические вещества (на­пример, кофе, лук, духи) раздают парам, и «слепой» следует за выбранным запахом (особенно популярный вариант у де­тей и подростков).

• «Слепой» руководствуется в своем передвижении словесными командами, подаваемыми издали (два шага вперед, а затем шаг влево и т. п.), подобно роботу.

В следующих вариантах техники у всех участников должны быть закрыты глаза:

• Группа разбредается по комнате с закрытыми пазами. По ко­манде терапевта каждый пытается схватить ближайшего со­седа за руку, чтобы вместе образовать круг. В этой новом поло­жении все одновременно садятся вместе на пол, не открывая

глаз.

• Клиенты с закрытыми глазами ходят по комнате. Перед нн-и ставится задача без слов найти партнера. Дальнейшие инструкции: без слов и с закрытыми глазами ознакомиться в мельчайших подробностях с ладонью партнера (температу­ра влажность, размер, наличие колец...). После этого пары разделяются, и группа снова расходится по помещению. По­следняя инструкция: найти своего партнера по его ладони.

Оптимальное количество участников -10-12 человек.

Порванная кукла

Группа разбивается на пары. Один человек из пары лежит на по­лу в расслабленном состоянии с закрытыми глазами, партнер садится рядом и осторожно манипулирует с частями лежащего тела - руками, плечами, ступнями и ногами -лежащий партнер ведет себя безвольно, как марионетка, у которой оторвали нити управления. Через некоторое время партнер поднимает «кукле» голову и открывает ей глаза.

Техника предназначена для сообщества, где среди клиентов уже царит взаимное доверие, для такой группы это может быть хорошим стартовым упражнением, а также упражнением на рас­слабление. Целесообразно включать его перед техникой «Скульп­торы-партнеры».

6.1.5. НАБЛЮДЕНИЕ И СОСРЕДОТОЧЕНИЕ

Перебрасывание мяча в круге

Группа образует широкий круг. Без каких-либо инструкций тера­певт поднимает с пола большой воображаемый мяч и бросает его кому-либо из группы, обращаясь к нему по имени. Клиент броса­ет мяч обратно терапевту или другому члену группы. Игра про­должается. Во время игры величина и вес мяча изменяются. Так, на какое-то время мяч превращается, например, в теннисный мячик, затем - в набивной мяч, в воздушный шарики т. п. (не­которые виды мячей можно передавать, дуя на них или щелкая по ним). Упражнение можно разнообразить, введя в него настоя­щий мяч (лучше пляжный), а затем добавить еще один мяч и т. д., так чтобы все играющие постоянно были в действии и быстро реагировали на ситуацию. Упражнение подходит для клиентов с нарушением пространственно-временной ориентации (напри­мер, для клиентов с синдромом дефицита внимания и гиперак­тивности или синдромом дефицита внимания).

Технику хорошо применять в ходе начальных терапевтических занятий. Она быстро вызывает у клиентов желание участ­вовать в общей деятельности, способствует повышению сосре­доточенности и улучшению группового взаимодействия, ввиду игровой привлекательности и безопасности снижает первона­чальное напряжение в группе.

Угадай, где мы находимся

Техника требует от членов группы, чтобы каждый представил себя находящимся в определенном месте. Группа делится на две части, для каждой терапевт определяет воображаемое место действия. Он определяет, участники какой группы будут изоб­ражать действие, и они это делают средствами пантомимы. Вто­рая часть группы строит предположения о том, что это за место. Затем группы меняются ролями.

Рекомендуется переходить от имитации простейших дейст­вий к более сложным, от структурированной среды к местам, ко­торые могут быть определены лишь приблизительно.

Примеры заданий для первого тура: зрители на теннисном матче, на футбольной встрече, на сеансе печального фильма, на­блюдатели птичек в саду... В этих ролях не нужно много двигать­ся, и тот факт, что члены группы могут во время пантомимы си­деть, снижает их тревогу и облегчает сосредоточение.

В следующем туре уместно сосредоточиться на моментах ожи­дания в определенном месте - в приемной врача, в родильном доме, на конкурсном отборе. ..Ив этом туре участники также не разговаривают, но клиенты могут выбирать: остаться сидеть или в стать и контактировать друг с другом.

Третий тур - терапевт выбирает среду, в которой надо двигать­ся естественно и которая требует более тщательной драматиза­ции: автобусная остановка, площадка для игр, прачечная, музей, зоопарк. И здесь речь идет о невербальных сценах.

Вариант: Группа имитирует слушание: рок-музыки, шума океана, классической музыки и т. п.

Техника вследствие ее безопасности может применяться с са­мого начала терапевтической серии сеансов.

Пантомима приема пищи




Последнее изменение этой страницы: 2016-04-06; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su не принадлежат авторские права, размещенных материалов. Все права принадлежать их авторам. Обратная связь - 54.196.2.131