Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Часть целого объекта/устройства↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5 Содержание книги Поиск на нашем сайте
В этой технике один из членов группы начинает выполнять движения, которые представляют одну из частей большого одушевленного или неодушевленного, но движущегося объекта (устройства). Он становится этой частью. Как только кто-нибудь из группы идентифицирует данный объект, он подключается к первому клиенту и начинает представлять собой другую деталь (компонент) данного объекта, часто связанную с изображаемой первым участником частью. Так продолжается, пока в действие не включаются все члены группы. Можно добавить звук в ритме повторяющихся движений, группа может увеличивать или уменьшать скорость «работы устройства» вплоть до его полной остановки - это хорошо подходит для окончания занятий. Вариант: Группа делится на две части, одна из частей своими телами изображает работающее устройство (объект), а вторая пытается угадать, о каком объекте идет речь. Групповая скульптура Данная техника подобна предыдущей с той лишь разницей, что под объектом здесь имеется в виду скульптура, а не устройство. Для укрепления групповых обратных связей рекомендуется, чтобы отдельные «детали» скульптуры были физически связаны между собой. По той же причине окончательный вид скульптуры следует зафиксировать на видео. Вариант: Один из группы стоящих в кругу клиентов входит в центр круга и остается в состоянии «Замри!». Его сосед поправляет позу получившейся скульптуры, а затем другой сосед присоединяется к скульптуре. Затем следующий участник снова поправляет скульптуру, а другой сосед снова присоединяется к ней - каждый нечетный человек на круга присоединяется к скульптуре, а каждый четный вносит изменения в скульптуру Еще одним вариантом является «оживление» скульптуры и ее «озвучивание» на короткое время до следующей команды «Замри!». Групповое стихотворение Каждый член группы, образующей круг, начинает писать на листке бумаги начало своего стихотворения и отправляет листок дальше, чтобы стихотворение могли продолжить другие члены сообщества. Когда листки обойдут весь круг, стихотворения читаются вслух и группа подбирает им название. Техника работает лучше, когда заранее известна тема стихотворений или же для каждого стихотворения задана первая или последняя строка (например, терапевт может задать начало стихотворения-«Когда я оглядываюсь назад...»). Если некоторые стихотворения получат всеобщее одобрение, следует их напечатать и начать с них следующее занятие (такими техниками более подробно занимается библиотерапия). ГРУППОВОЕ ВОСПРИЯТИЕ Спектрограмма Техника визуализации с использованием спектрограмм на пиктограмм широко используется в британских учебных заве ориентированных на паратеатральные системы терапевтического и учебно-воспитательного характера. В описываемо спектограмме клиент раскладывает мелкие вещи бытового назначения (карандаш, ключи, документы, зажигалку, часы и т. п.), создавая картину «Моя нынешняя жизнь», при этом отдельные предметы выступают в качестве замещающих реквизиторов для людей, вещей, отношений, чувств и пространственновременных рамок темы. Далее создаются группы из 2-3 человека, которые обсуждают друг с другом свои спектрограммы и проясняют отношения между замещающими реквизитами. На следующем этапе техники клиенты из тех же предметов создают спектрограмму «Моя жизнь, как я хочу, чтобы она выглядела». Группы еще раз описывают свои результаты и после этого пытаются найти решения, т.е. каким способом (с помощью небольших шагов) можно осуществить переход от первой ко второй спектрограмме в реальной жизни. В конце упражнения замещающие реквизиты должны быть в результате процесса вербализации выведены из исполняемых ими «ролей», например: «Этот карандаш был тещей, но сейчас это снова карандаш...» Поэтические ассоциации Один из членов группы мысленно выбирает другого участника, а остальные пытаются угадать, о ком идет речь, используя следующие вопросы: «Если бы этот человек был..., каким он мог бы быть?» Вместо точек добавляются такие категории, как фрукты, животные, цвета, времена года, тип музыки, модели автомобилей и т. п. Человек, которому адресованы эти вопросы, сопоставляет выбранного им человека с этими объектами. После того как каждый человек в круге задаст вопрос по одному или два раза, все по очереди стараются угадать, о ком идет речь. Техника лучше всего работает в группе из 8-12 клиентов, которые уже хорошо знакомы друг с другом. Позитивное влияние заключается в развитии креативности не только у отвечающего, но и у задающих вопросы, которые вынуждены постоянно изобретать новые категории для последующих ассоциаций: «Если бы этот человек был пейзажем, тканью, мебелью, обувью, чертой лица, знаком препинания...» Отвечай за кого-то другого Группа рассаживается на полу в круг, один из участников находится в центре круга и задает другим вопросы, на которые, однако, отвечает не человек, которому был адресован вопрос, а его сосед справа, причем спрашивающий смотрит в глаза тому, кого спрашивает, а не отвечающему. Сосед справа пытается поставить себя на место человека, котрому был задан вопрос, и отреагировать так, как, по его мнению, тот ответил бы на заданный вопрос. Это очень подходящая техника для развития группового восприятия, тестирующая, насколько члены сообщества знают друг друга. Она помогает процессам идентификации с группой и возникновения эмпатии, облегчает конфронтацию и самораскрытие между отдельными лицами и группой в целом. Техника помогает раскрыть подавленные чувства «выявить недоразумения в груп пе, чтобы они были разрешены, и очень подходит для семейной терапии, поскольку помогает наладить коммуникацию и решить межличностные конфликты- То же самое относится к решению проблем в рабочих коллективах. 6.3.4. ВЗГЛЯД НАЗАД И ПРАЗДНОВАНИЕ Ритуальные танцы Группа плотно смыкается в круг, так что клиенты обнимают друг друга за талии и закрывают глаза. Они тихо начинают повторять ритмическую «молитву», реагируя при этом телом,- ритмично двигаются (с покачиванием) при увеличивающейся интенсивности вплоть до возможной фазы экстаза. Текст ритуальной «молитвы» (Мasatova, 1993): «Дад - о - дада. дад - о - дада, дакатакай. Дед - о - дедо, дед - о - дедо, дакатакай». Угадай сцену Техника помогает найти некие игровые средства, чтобы помочь группе оглянуться назад на серию прошедших терапевтических сеансов и вспомнить разнообразные инсценировки, которые были за это время созданы. Каждый из группы берет листок бумаги, на котором кратко описана определенная инсценировка, которую когда-то сыграла группа (описана несколькими с приведено имя протагониста). Затем каждый клиент по очереди воспроизводит часть этой инсценировки, ее суть, там, где они изначально ее играли, и произносит реплику протагонис должна быть очень короткой и заканчиваться командой клиента «Замри!». (Иногда на самом деле достаточно бывает одного лишь движения в нужном месте или одного лишь слова, чтобы группа вспомнила всю инсценировку.) Сцены должны быть выбраны терапевтом так, чтобы они представляли различные этапы - фазы терапевтической сер и -и чтобы клиент мог вспомнить весь объем своей работы сообществе. Клиенты эту технику действительно нередко описывают как ускоренную перемотку назад всея серии терапетических сеансов вместе с эмоциональными моментами, которые были связаны с отдельными инсценировками. Технику следует закончить простым упражнением: группа ходит по комнате и по сигналу терапевта «Замри!» останавливается. Из стоящих рядом друг с другом клиентов формируются пары, в которых более высокие по росту партнеры сообщают более низким, в какой инсценировке те более всего им понравились или какое их качество (из продемонстрированных в некоторых сценках терапии) они ценят более всего. Можно назвать и те изменения, которые произошли в партнере в ходе серии сеансов. Встреча Два участника импровизируют встречу на заранее определенном месте и в условленное время в будущем, например, в зале аэропорта через пять лет. После того как они узнали и поприветствовали друг друга, они начинают вспоминать то, что делали пять лет назад (т.е. в настоящее время) в терапевтическом сообществе. Главная цель этой техники, которая применяется в конце лечебной серии, именно воспроизведение этих«воспоминаний». Техника используется в конце серии сеансов для того, чтобы облегчить клиентам осмысление всех результатов, инсценировок, чувств и отношений. Взгляд из будущего позволяет представить ситуацию со стороны, освобождает ресурсы для повторного осознания изменений, которые принесла с собой терапия. Эта временная дистанция помогает также клиентам лучше понять изменения, произошедшие в них самих, признать их, а также выразить и оценить отдельные затруднения, с которыми они сталкивались в лечебном процессе. Тост Участники произносят тосты, упоминая свои результаты и успехи, надежды и мечты. Можно также произнести тост за ценности, которые сообщество признает, и за эмоции, которые проявились в ходе работы. Тост вначале должен быть произнесен с воображаемым бокалом, за ним следует тост с настоящим бокалом с безалкогольным шампанским, каждый обменивается тостом с другим. Тост обеспечивает структурированный, ритуальный и душевный способ признания и выражения чувств - в том числе гордости и благодарности - и торжественного завершения серии сеансов. Очевидно, эта процедура не подходит для завершения терапевтической серии клиентов, зависящих от психоактивных веществ. Вручение дипломов Каждому члену сообщества вручается диплом с напечатана именем, оснащенный соответствующими официальными институциональными символами и, насколько это возможно, богато украшенный графически. Текст может выглядеть, например следующим образом: «Вышеупомянутый успешно прошел сепию из 30 драматерапевтических занятий. Кроме того, он участвовал в целом терапевтическом цикле...» - далее следует описание индивидуальных достижений и наград клиента. Техника позволяет клиентам осознать и укрепить в себе то, что было достигнуто терапией и что будет важно для их дальнейшей жизни. Такая демонстрация конкретных результатов особенно важна в терапии детей и клиентов с эмоциональными проблемами, которые в жизни весьма редко испытывали чувство удовлетворения и успешного завершения дела, итога приложенных ими усилий. После вручения дипломов сообщество собирается в кружок, кто-то начинает читать вслух текст своего диплома, другие члены добавляют к этому тексту положительную информацию - то, что не нашло отражено в дипломе. Безусловно, возможность участия в подобной процедуре следует предоставить всем членам сообщества. Групповая фотография Событие, посвященное завершению серии терапевтических сеансов, должно включать в себя как поощрение, так и определение тех позитивных изменений, которые произошли у клиентов в течение лечебного периода и которые, безусловно, теперь проявятся и в их повседневной жизни. Такое осязаемое воспоминание о периоде позитивных перемен, как групповая фотография, будет служить им опорой в последующие дни. Это особенно важно для детей, которые зачастую расстаются навсегда, для них завершение сеансов может переноситься достаточно трудно.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-06; просмотров: 467; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.0.212 (0.011 с.) |