Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Стань своим собственным терапевтомСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Пример «Я чувствую, что не могу так жить дальше, - сказала двадцатилетняя Ариана, страдающая рекуррентной депрессией. - Жизнь несправедлива, жить так больно, я устала от жизни». Драматерапевт (Еmunah, 1994) мягко попросила Ариану выбрать из группы человека, которому она могла бы откровенно рассказать о своих чувствах. Та выбрала Мишель -девушку, с которой она чувствовала себя наиболее свободно. Мишель села рядом с ней и слушала. «Я чувствую, что мое прошлое полно отвратительных вещей, а я не в состоянии от него избавиться. В моей жизни нет ничего хорошего, я считаю, что это слишком тяжело для меня, я не в силах это переносить. Я чувствую, что хочу со всем покончить». Мишель сочувственно слушает. Терапевт приглашает членов сообщества встать за спиной Арианы в качестве ее дублеров. Она надеется, что это послужит поддержкой и поощрением дальнейшей экспрессии Арианы. Два человека выходят на сцену, вскоре к ним присоединяется и третий. Кажется, что Ариана перестает смущаться ее речь становится интенсивней и аффективней. Через' некоторое время действие заходит в тупик, и терапевт просит Ариану и Мишель поменяться ролями. Терапевт постепенно внушает Ариане мысль, что она теперь находится в роли своего идеального терапевта. Ариана поначалу кажется растерянной, но слова Мишель быстро привлекают ее внимание: «У меня все позади, и боль, которую я чувствую, распространена по всему телу», - говорит Мишель, имитируя голос и манеру выражения Арианы и одновременно привнося в сказанное собственный жизненный опыт. Ариана слушает. Она не может ничего ответить, однако становится свидетелем своего собственного внутреннего психического состояния, воспроизведенного для нее. Это воспроизведение содержит знание, что она была услышана и понята. А может быть, Мишель и на самом деле была в подобной ситуации. Постепенно, после того как Ариана наблюдает свое отражение и проявляет интерес к роли, она переходит к новой позиции: «Я знаю, как это тяжело, и я знаю, что жизнь несправедлива. Но все, через что ты прошла, тебя укрепило; если ты остановишься сейчас, ты можешь пропустить то, что в ближайшем будущем способно изменить твою жизнь к лучшему». Мишель напряженно слушает и комментирует, стремясь укрепить позицию Арианы. Терапевт заканчивает инсценировку, когда Ариана говорит следующие слова: «Не сдавайся, ведь я с тобой, иди ко мне, и я помогу тебе». Эта техника позволяет клиенту найти в себе силы и резервы для самообучения. Играя роль терапевта, клиент часто находит ответы на свои вопросы и обретает новые перспективы и надежды. После того как он сам произносит слова поддержки и советы, он чувствует себя намного увереннее, чем если бы эти слова произнес за него кто-то другой. Данная техника часто используется как вмешательство на третьем (исполнение ролей) и на четвертом (кульминационное событие) этапе терапии. Более всего она подходит клиентам, которые способны употреблять и воспринимать многозначные высказывания. Риск этой техники проявляется в том, что инсценировка может быть разыграна поверхностно. Волшебный магазин Волшебный магазин - хорошо известная и весьма полезная психодраматическая техника. Группу клиентов время от времени приглашают посетить волшебный магазин, где они могут купить человеческие качества. Роль продавца, как правило, играет психотерапевт, по крайней мере, вначале, затем эту роль может играть какой-либо член группы. Продавец выполняет важную функцию - вовлекает каждого покупателя в диалог по поводу человеческих качеств, которыми покупатель хочет обладать и которые помогут ему достичь ясности и внутреннего прозрения относительно самого себя. Поскольку в этом магазине деньги не применяются, покупатель и продавец должны найти покупке равноценную замену. Замена, как правило, выбирается в виде одного из человеческих качеств покупателя, которое должно быть оставлено в магазине, чтобы он мог получить взамен выбранное качество. Продавец может помочь клиенту точнее определить его покупку. Следующий диалог является примером первой части переговоров о покупке. Пример Покупатель: Наконец-то я в этом магазине, много слышал о нем! Что мне нужно - это любовь. Продавец: Любовь! Да, ее очень часто спрашивают покупатели в моем магазине. Но у нас есть сотни видов любви, какой из них вы имеете в виду? Покупатель: Тот, когда чувствуешь, что есть кто-то, заботящийся о вас. Продавец: А у вас есть ощущение, что о вас никто не заботится? Покупатель: На самом деле я не верю людям, которые мне это говорят. Я этого не чувствую, хотя и заслужил, чтобы обо мне заботились. Продавец: Что же заставляет вас думать, что вы заслужили любовь других? Покупатель: Я уверен, что представляю достаточно высокую ценность. Может быть, то, что мне действительно нужно, - это чтобы меня ценили. Продавец: Прекрасно, мы только что получили партию самооценки. Покупатель: Отлично, вот что мне нужно, дайте побольше. Продавец: Мы можем предложить вам специальную смесь самооценки. Какие ингредиенты туда добавить? Покупатель: Не могли бы вы добавить немного самоуважения? Я чувствую, что его осталось чуть-чуть на дне, что я себя не слишком люблю. Можно добавить немного самолюбия? Продавец: Хорошо, я добавлю к самоуважению немного самолюбия. Это будет для вас первый шаг к тому, чтобы почувствовать заботу о себе и ощутить любовь других людей. Покупатель: Спасибо, когда можно начать принимать его? Продавец: Минуточку! Сначала мы должны рассчитаться. От чего вы готовы отказаться, чтобы получить свою покупку? Переговоры между продавцом и клиентом могут быть краткими или длительными. В магазине имеется весьма широкий ассортимент человеческих качеств на обмен - от общепринятых до наиболее интимных. Важно, чтобы были в наличии также поэтические качества. Поскольку обмен качеств представляет собой небольшую лекцию по психотерапии, целесообразно, чтобы продавцом был терапевт, особенно в случае низкофункциональной группы. Кроме того, полезно, чтобы продавец попросил для себя помощника, который глубже вовлечет группу в инсценировю и обогатит ее содержание. Техника подходит для участников группы, которые способны к абстрактному мышлению, а также к включению в личностно ориентированную деятельность. Вербализацию техники следует обогатить драматическими моментами, такими, как физическая демонстрация и визуализация заменяемых человеческих качеств. Для повышения игровой привлекательности техники вначале можно использовать моменты, активизирующие воображение группы: продавец может иметь эксцентричный характер, магазин может быть спрятан в глухом лесу, где любопытные покупатели должны его найти, человеческие качества, предлагаемые на обмен, могут иметь различные формы (твердую, жидкую, сыпучую), каждый из участников может создать собственное представление о волшебном магазине, придумать для ролей покупателя и продавца образы животных или мистических существ, в результате чего инсценировка приобретает символическое измерение, и т.д. Полезно в дальнейшем эту технику связать с короткими этюдами, в которых (может быть, даже наследующих терапевтических занятиях) клиенты будут играть импровизации с вновь приобретенными (т.е. полученными в волшебном магазине) качествами, а зрители будут наблюдать, действительно ли данное качество работает. Эта импровизация помогает нивелировать различие между абстрактным и конкретным, между предвидением внутренних преобразований и реализацией этих изменений (Еmunah, 1994). Идентификация конфликта Клиент сидит в инвалидном кресле посреди комнаты и пытается разрешить конфликтную ситуацию, с которой достаточно часто встречается в жизни. Главные (одна или две) стороны конфликта идентифицированы, к инсценировке привлечены все члены терапевтической группы, которые заранее выбирают, какую из сторон конфликта они хотят принять. Обе группы выстраиваются на одинаковом расстоянии от клиента с противоположных сторон. Клиент рассказывает о своем конфликте, добавляет подробности и тем самым дает участникам ключ к последующим тактическим действиям. Данная техника является своего рода сознанием, в котором группы соревнуются между собой в аргументации: какая из них перетянет клиента на свою сторону. Средством убеждения является воспроизведение мыслей и чувств клиента (терапевт может это «оркестровать» - организовать хоровые речитативы, которые чередуются между собой). По ходу действий клиент перемещается от одной группы к другой. Это зависит от того, насколько правдиво и точно группы отражают его чувства и мысли. Упражнение заканчивается, когда убежденный клиент переходит на в позицию одной из состязающихся сторон. В результате проблема проясняется для самого клиента как путем рассмотрения многих ее аспектов, высказанных с обеих сторон, так и с помощью отражения собственной спонтанной реакции на эти аспекты. Пример «Нужно уйти! - кричит хор людей, выстроившихся на правой стороне комнаты.- Пришло время, мне уже 24 года, пришло время сделать это!» «Нет, еще не сейчас. По крайней мере, потому, что у себя дома я знаю жизнь и не хочу никаких изменений, я недостаточно готова к этому!» - отвечает вторая группа людей, стоящих на другой стороне комнаты. Посередине комнаты сидит Джина, молодая девушка, страдающая от депрессии, и оба хора драматизируют ее личную дилемму. Сначала ее инвалидная коляска была повернута к правому хору, затем она поворачивается к левому. «Я намного сильнее, чем вы думаете»,-говорит кто-то с правой стороны. Джина не отвечает, но когда сказавший добавляет: «А теперь я чувствую еще большую поддержку, так что я могу справиться с этой переменой» - Джина немного передвигается к правому хору. «Помощь не очень велика, я знаю, что я слишком робкая. Слишком рано. Я бы хотела, чтобы мое детство осталось позади, но я не могу этого сделать, есть еще так много того, в чем я нуждаюсь...» -Джина в инвалидной коляске перемещается по комнате в сторону людей, чьи слова отражают ее чувства. «Сейчас появилась возможность. Сэнди ищет соседку по комнате. Я давно пытаюсь разобраться с необходимостью уйти, а сейчас самое время сделать это».-«Сделай это! Уходи!» - люди из обеих групп спонтанно и од повременно кричат, часто не слушая друг друга. Потом кто-то произнес «Того, что мне действительно эмоционально нужно, я могла бы ждать в материнском доме вечность и никогда бы не дождалась». Джина отвезла на это тем, что остановила свою коляску прямо напротив человека, который сказал последние слова. Способ перемещения клиента по комнате отражает то, как он справляется со своим конфликтом. Некоторые клиенты остаются в центре комнаты длительное время с небольшим отклонением в одну и в другую сторону, в то время как другие быстро перемещаются после каждого аргумента; трудно предсказать, на какой стороне они в конечном счете окажутся, а третьи медленно, но уверенно продвигаются в одну сторону. Бомбардировка клиента аргументами должна быть настолько интенсивной, чтобы помочь ему пройти путь от когнитивного анализа своего конфликта к предельному осознанию своих эмоциональных и интуитивных реакций. После окончания «состязания» полезно, чтобы группа провела анализ, в котором были бы подчеркнуты наиболее важные моменты. Кроме того, данную технику следует продолжить импровизацией, использующей ее результаты. Например, Джина, которая решает покинуть материнский дом, воспроизводит ситуацию, в которой рассказывает друзьям об этом своем решении, или сцену, которая разыгрывается через четыре месяца после ее ухода из дома, когда она и ее соседка по комнате Сэнди вместе готовят ужин. Техника позволяет клиентам представить будущее после того, как они примут решение, некоторые клиенты приветствуют технику как возможность прояснить их внутренние желания. Тяжесть решения часто связана со страхом перед неизвестностью. Драматическое действие не может предсказать будущее, но может дать редкую возможность представить себе в действии последствия собственных решений (Еmunah, 1994). Видеоконфронтация Пример Клиент сидит перед видеомонитором и оценивает свой собственный имидж. «Только посмотри на себя. Ты выглядишь таким жалким. Твои вид заставляет меня сделать то же самое еще раз - уничтожить тебя». Шесть месяцев спустя тот же самый клиент снова смотрит на себя в видеомониторе: «Твои глаза выглядят такими ранимыми. Я чувствую, что я весь - воплощение этой ранимости. Твой вид и память обо всем, что произошло заставляет меня огорчаться. Но я не буду тебя больше огорчать. (Долгая пауза.) Я знаю, как это тяжело,- поверить мне. Но теперь мы вместе, и твое лицо - это мое лицо, я вижу теперь в нем определенные черты красоты, которых раньше никогда не замечал». Эта техника предлагает весьма интенсивную и интимную конфронтацию с самим собой. Клиент, как правило, находится один в помещении, видеокамера снимает его и одновременно показывает на мониторе. Глубина самоосознания и самоуважения выходит на поверхность. Терапевт использует эту технику, прежде всего, для того, чтобы показать клиенту изменения, которые произошли благодаря терапевтическим вмешательствам, причем данную технику следует использовать очень осторожно, потому что для многих клиентов этот процесс слишком сложный и потому тревожащий. Вариант: Видеозапись, в которой клиент появляется «в прямом эфире». На видеозаписи отчетливо виден негативный имидж клиента. Через некоторое время запись проигрывается ему еще раз, и клиент ведет диалог с самим собой, защищая свой новый имидж, который трансформировался в лучшую сторону (Еmunah, 1994). 6.3. ТЕХНИКИ ДЛЯ ЗАВЕРШЕНИЯ ЗАНЯТИЯ И СЕРИИ ТЕРАПЕВТИЧЕСКИХ СЕАНСОВ Ниже приведен список и описание техник, которые под ходят для завершения занятия и для последней части серии терапевтических сеансов. Большинство техник, приведенных в разделах «Дарить и получать» и «Групповое творчество», предназначено для завершения занятий на всех этапах серии терапевтических сеансов, некоторые являются особенно полезными на первом и втором этапе (т.е. в драматической инсценировке и сценической работе). Техники, приведенные в разделе «Групповое восприятие», лучше использовать на более поздних занятиях терапевтической серии, когда члены сообщества хорошо узнали друг друга. Большинство техник, перечисленных в разделе «Взгляд назад и праздники», это упражнения для пятого этапа (драматический ритуал). ДАВАТЬ И ПОЛУЧАТЬ
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-06; просмотров: 412; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.214.52 (0.007 с.) |