Смысл названия «Красное и черное». Концепция романа. Композиция и система образов. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Смысл названия «Красное и черное». Концепция романа. Композиция и система образов.



Френдерих Стендаль (Анри Бейль), в литературу вошел поздно. Был охмуренкультом Наполеона (его кузен- участник Итальянского похода с Наполеоном).

С 1801 начинает литературную деятельность. Пишет «Записки об искусстве», о композиторе. Очарован русскими и пишет роман про русских женщин «Арманда» (1827).

Пишет «Красное и черное»(1831), «Пармская обитель» (1839), Автобиогрифии: «Жизнь Анри Бьюлара», «Воспоминание эгоиста» -сколонен к фиософии эгоцентризма.

Не закончил: «Люсьен Левен», «Красное и белое»\про революцию и монархию; «Ланьель».

Для него способ изображения мира, в котором живет,-романтизм. Это способ давать людям современные произведения, а классицизм-то, что нравилось дедам.

Стендаль не любил немецкий романтизм. Также говорил, что Шекспира любят, т.к. он писал о своих современниках, но не надо сейчас ему подражать. Потому что важен КОЛОРИТ, категория нравов. Чтобы показать развитие страсти нужно - знать время, передвигаться и писать прозой. Не нужно подражать природе, искусство только прекрасная ложь-описывайте психологию современного европейца.

«Красное и черное»-хроника 19 века (1831). Роман в обрамлении итальянской хроники.

В эпиграфе строки Дантона «Правда, только горькая правда». Роман носит подзаголовок "Хроника XIX века": в нём Стендаль рисует широкую картину французского общества накануне Июльской революции 1830. Современная писателю критика именно так простодушно и оценила роман, приняв на веру его подзаголовок: рецензенты по большей части упражнялись в перетягивании каната -- верно или неверно описал Стендаль Францию 1830 года.узкий круг действующих лиц, автор останавливается на деятельности героя. Хроникально описана попытка убийства-действиями. Автор избегал диалогов, предпочитая им описания.

Это история выскочки Жюльена Сореля-из сына владельца лесопилки стал дипломатом. (но это не соответствует историческому поведению, типу характера, так себя не ведут, а у Жульена было слишком много страсти. Надо было быть заурядным.

Стендаль изобразил судьбу честолюбца из низших слоев общества, энергичного и одаренного юноши, перед которым закрыты все двери. Этот честолюбец не находит прямого выхода своим талантам и вынужден идти в обход. Он должен лицемерить и лгать. Вместо того, чтобы принести пользу обществу и тем прославиться, как это случилось бы в другую, более демократическую эпоху, он становится преступником. Виновны в этом современное ему общество, политическая реакция, противоречащая демократическим тенденциям века

**У Мюссе в «Исповеди сына века»:разочарование современника во времени. «черное» в этом романе-лицемерия, современники стремятся уничтожить любовь, религию, народную энергию – это и есть характеристика времени Жюльена.

Жюльен-ницшеанский сверхчеловек. С огромным тщеславием, стремиться занять место: кто наметил себе цель, для того все средства хороши. Наполеон для Жюльена кумир и в его бы время Жульен был бы высочайшим человеком. А кем может стать в свое время? Епископом и надеть черную рясу.

В одном из фрагментов, Жюльен любуется 28-летним епископом Агдским, и решает сам сделать карьеру в церкви. Для это надо лицемерить, менять, обуздать характер =это черное. Красное – кровь (покушение на г-жу Де’Реналь);

Название носит многозначный характер:

*это мода на странные название неистовых романов (типа, «Кукарача» Эжена Сю)

* цвета рулетки: двоичный язык судьбы,случая; Однако в романе нет никаких намеков на азартную игру. Ни на какое зеленое сукно Жюльен своей судьбы не бросает, а любовь в его жизни играет совсем другую роль. Жюльен Сорель — отнюдь не игрок; это волевой человек, сознательно идущий к намеченной цели. Он не хочет довериться случаю или «вдохновению минуты»

* революция(кр) и цвет сутаны аббаты (ч); (Во время Фр.революции некоторое время краснфй цвет фигурировал в символике государства-трехцветное знамя реакции). Кроме того,друг Стендаля Эмиль Форг после его смерти сообщил, будто бы сам Стендаль так объяснял название: «„Красное” означает, что если бы Жюльен родился раньше, он был бы солдатом, но в его время он должен был надеть на себя сутану, отсюда „черное”». Стендаль долго служил в императорской армии. Но ни об одном красном мундире не сказано ни в его воспоминаниях, ни в дневниках. Официальная форма военных комиссаров была синего цвета.Да и цвет Наполеона был зеленый. Если бы Стендаль хотел противопоставить в своем романе военный мундир сутане, он назвал бы его «Синее и черное», или «Синее и лиловое» (по цвету одежды епископа Агдского), или «Синее и красное» (по цвету кардинальской одежды); если бы он имел в виду Наполеона и Бурбонов, он назвал бы его «Зеленое и белое»

* это преступление и наказание (покушение и казнь);

* как характеристику двух возможных жизненных пу тей, открывающихся перед Жюльеном (такую трактовку рассматривает Анри Жакубе). Жить для Жюльена — значит посреди опасностей и катастроф, в борьбе противоречивых чувств. Красное — это пламя страстей, пролитая кровь, своя и чужая, брызги крови на эшафоте. Черное — цвет отталкивающий и зловещий, все то, что может ввергнуть человека в обыденность, в раболепие, тщеславие, честолюбие, семинария.

 * Это 2 героини, 2 разных любви: г -жа Де’Реналь (красное- жизнь; настоящая любовь-через 3 дня после казни Жюльена умерла) и Матильда (черное-Этолюбовь смерти; для нее главное –сыграть смерть: и она организует похороны головы Жюльена, где она напоминает себе Маргариту Наварскую; считает, что толшько смертный приговор заставляет человека быть самим собой) – в 1822 году в трактате о любви выделяют 4 типа любви-Любовь-страсть(Де’Реналь); Любовь влечения; физическую любовь;Любовь тщеславия-Матильда)

* О таком названии еще можно судить по таким фрагметам. Красное,когда перед устройством на работу гувернером к Де’Реналям, Жюльен заходит в церковь, где все по пслучаю праздника в бордовом. садится на скамью с гербом Де’Реналей, видит обрывок газеты со статьей о казни, обратил внимание, что фамилия казненного кончается так же, как «Сорель» мерещится кровь. Жюльен стыдится своего страха, но это как пророчество!! В романе Жюльен попытается убить г -жу Де’Реналь, и так же будет лужа крови посреди храма и Сорель будет осужден безансонским судом гильотинирован.

Вторая сцена окрашена в черный цвет. Жюльен приезжает в Париж. Матильда де Ла-Моль является к столу в глубоком трауре по Бонифасу де Ла-Молю, которому 30 апреля 1574 г. отрубили голову на Гревской площади. Маргарита Наваррская, возлюбленная Бонифаса, выкупила его голову у палача и в полночь похоронила ее собственноручно у подножия Монмартского холма. Поведение Маргариты Наваррской восхищает Матильду. Также она поступит в конце романа с отрубленной головой Жюльена.

Написав почти целиком весь роман, Стендаль вдруг обратил внимание на то, что обе пророческие сцены обладали ярко выраженными колоритными свойствами. Чтобы подчеркнуть идейную и сюжетную структуру романа, он решил дать ему это «цветовое» название.

Жюльен -человек необузданных страстей, пародийный персонаж (чувствует себя Наполеоном, но по тому, как он держится на параде выходит балаганный образ Наполеона). Ж.юльен относит себя к наполеоновскому времени.»Если совершать преступления,то делать это с радостью».Жюльен и Матильда –зеркальные герои. Он-не Наполеон,она –не придворная дама. В отношениях с г-жой Де’Реналь: буду не просто гувернером,а возлюбленным. Отношения с Матильдой –игра, они оба не вписываются в историческое время. В отношениях с ней главенствует идея денег и власти: «Он любил Матильду за то, чего у него не было: туалеты и царственный вид»-суперэго. Он человек не своего времени.

Г-жа де’Реналь -богатая наследница богобоязненной тети, красавица. Замуж ее выдали в 16лет за пожилого г-на де Реналя. Умная эмоциональная, но робкая и стыдливая, немного наивной. уклонялась от развлечений, потому в обществе ее называют гордячкой считают глупой. Ухаживание г-на Вально, которому она нравилась, только пугали ее. Жизнь госпожи де Реналь была посвящена мужчине и детям. Но влюбляется. С трудом вводит Жульена в состав почетного караула. В ней борются две силы — естественное чувство, стремление к счастью и чувству долга относительно семьи, навязанное обществом, цивилизацией, религией. Поэтому вдается в крайности. Когда заболел ее сын Ксавье-Станислав, она воспринимает болезнь как наказание Бога за супружескую неверность, по выздоровлению отдается своей любви. За его покушение на нее его не осудила,винила себя, что он сидит в тюрьме.перестала считаться с моральным осуждением и последние дни она была рядом с ним. Через три дня после казни Жульена умерла, обнимая своих детей. Ее чувства-настоящая любовь!

 

Матильда де’Ла-моль —Гордая и холодная красавица царствует на баллах, остроумная и насмешливая (терпеть не может молодых, приходящих на бал, насмехается над ними), читает Вольтера, Руссо, интересуется историей Франции, героическими эпохами страны с презрением относится ко всем знатным поклонникам, которые претендуют на ее руку и сердце. (от маркиза де Круазнуа, брак с которым принесет Матильде герцогский титул, о котором мечтает ее отец). ее прельщает стихия случайного. Матильда живет прошлым, жалеет, что нет больше двора Екатерины Медичи или Людовика XIII. Жульен интересен ей,потому что «…не родился, чтобы ползать». Колеблясь между любовью и ненавистью к Жульену, презрением к себе, она то отталкивает его, то отдается со всей силой страсти. Жульену придется подчинять ее. Матильда любит свое отражение в нем. Узнав, что он ее любит, чувствует презрение к нему. М. относит себя к 16 веку, «Он разрушитель,поэтому я его и люблю»,-говорит Матильда. Полюбив наконец Жульена, Матильда готова пожертвовать и своей репутацией, и титулом, и богатством. Она спасла бы Жульена от казни, если бы тот этого захотел. После смерти любимого она выполнила его последнюю просьбу — похоронила в пещере на высокой горе, которая вздымается над Верьером.

 

 

11. Жанровая природа романа «Красное и черное». Жюльен Сорель в разных жанровых прочтениях.

Непросто определить к какому жанру все же относится роман. Стендпль помесчает,что это хроники, но в романе угадываются черты и других жанров.

Жанровое прочтение:

1) авантюрный роман - кАк плут пробирается на социальные вершины (через спальню, кухню, подслушивания-надо заранее планировать следующий шаг наверх) история выскочки Жюльена Сореля-из сына владельца лесопилки стал дипломатом.

Разрабатывает каждый шаг,что влюбить в себя г-жу Де’Реналь, играет с Матильдой, очень злиться, когда она его отвергает, когда гуляет в саду с другим; тщательно готовиться к званым обедом- обладая отличной памятью, заучивает главы из церковных книг и декламирует их гостям.

Как и в любой авантюре смел и беспощаден к объекту любви и объекту-мешку денег. Пробирается ночью с помощью лестницы в окно г-жи Де’Реналь, уходит от погони ее мужа, слуг. Через льсивоц и планирование добивается расположения губернатора, основных лиц столицы.

2) хроника: Роман носит подзаголовок "Хроника XIX века": в нём Стендаль рисует широкую картину французского общества накануне Июльской революции 1830. Современная писателю критика именно так простодушно и оценила роман, приняв на веру его подзаголовок: рецензенты по большей части упражнялись в перетягивании каната -- верно или неверно описал Стендаль Францию 1830 года.

узкий круг действующих лиц, автор останавливается на деятельности героя. Хроникально описана попытка убийства-действиями. избегал диалогов, предпочитая им описания

 

3) аналитический роман: схема действия: Что до поступка- Поступок-Результат поступка,размышления (пояснения автора). Юноша честолюбив и тщеславен. Тайный поклонник Наполеона, он ненавидит богачей и одновременно жаждет богатства, которое принесет ему власть над людьми (предвосхищает главных героев романов Достоевского «Преступление и наказание» и «Подросток»). В совершенстве овладев искусством притворства, Жюльен завязывает близкое знакомство с госпожей де Фервак, к которой совершенно равнодушен, но которая должна возбудить ревность у Матильды де ла Моль (переписывает любовные русские письма и посылает ей) и вдруг обнаруживает, что теперь он ничем ни отличается от тех, кого доселе презирал, кто живет в праздности за счет народа. Лишь в конце романа, после покушения на убийство, в нем пробуждается чувство раскаяния. На протяжении всего повествования главного героя мучает один вопрос: для чего он живет, какова его роль? Все, что его окружает — для чего все это? Для любви, ради любви? О том, что такое настоящая любовь, он узнает не в любовных объятиях, а лишь оказавшись в тюрьме, где вдруг отчетливо понимает, что связь с Матильдой льстила его самолюбию, и не более того. Подлинное счастье Жюльен Сорель, выросший без матери, познал только с Луизой де Реналь.

4) социально-исторический рома н-историческое время изображается одно, а социальное действие из другого времени(речь Жюльена на суде: «Меня судят неравные мне! Я не вижу здесь на скамьях присяжных ни одного разбогатевшего крестьянина, а только одних возмущенных буржуа»; «я вижу здесь людей, которые, не задумываясь над тем, что молодость моя заслуживает некоторого сострадания, пожелают наказать и раз навсегда сломить в моем лице эту породу молодых людей низкого происхождения, задавленных нищетой, коим посчастливилось получить хорошее образование, в силу чего они осмелились затесаться в среду, которую высокомерие богачей именует хорошим обществом».). Жульен-человек не того времени и не того круга. С огромным тщеславием, стремиться занять место: «кто наметил себе цель, для того все средства хороши». Наполеон для Жюльена кумир и в его бы время Жульен был бы высочайшим человеком. А кем может стать в свое время? Епископом и надеть черную рясу. В одном из фрагментов, Жюльен любуется 28-летним епископом Агдским, и решает сам сделать карьеру в церкви. Для это надо лицемерить, менять, обуздать характер

 

12 Замысел и план «Человеческой комедии» Бальзака. Общественный идеал писателя. Этапы творческого пути.

Бальзак (1799 – 1850) Родился в год рождения Пушкина. Предреалист.

Оперировал гиперболическими романтическими характерами. Называет себя историком современности, секретарем французского общества (социолог).

Его характеры – либо ангелы, либо демоны.

Его дед пахал землю (схоже с Базаровым) Бальсаа (фамилия деда) – отец переделал в «Бальсак» - сын уже доделал до «де Бальзак»

Вырос в коридорах Версаля. Оттуда остались:

 - идеи монархизма

 - аристократические манеры

- неаристократическое преклонение перед католицизмом

Играл в аристократа, хотя сам им не был.

В конце жизни женился на Эвелине Ганской, аристократке. Она много лет его мурыжила, писала какие-то высоко моральные письма, заставляла зарабатывать на салон и положение в обществе.

Пробивался в салоны, где его держали за плебея

Его язык: «позволять себе заволакиваться в величие облаков» противопоставлено жуткому фиологизму в описаниях, «мушиные следы» даже прописывает

20 – ые – первая половина 30х

Первые романы писал в духе неистового романтизма («Наследница Бирага», «Последняя фея». Всего 8 штук)

В 1828 пишет роман «шуаны или Бретань в 1789 г» (в духе Вальтера Скотта) О восстании британских крестьян во время 1й фр. революции

1831г «Шагреневая кожа» - переломное произведние. Начинает заниматься современностью и современной историей. Падение нравов, смена системы ценностей.

1833 повести «Евгения Гранде», «Сельский врач»

1834 повести «Отец Горио»

Начинает писать романы («Утраченные иллюзии», «Блеск и нищита куртизанок»)

1855 «Крестьяне» Ганьская после его смерти допубликовала, дописала 6 глав.

«Крестьяне» и «Сельский врач»

- монархия

- народность

 - католицизм

Эти три составляющие – символ веры Бальзака. Лигитимизм – сторонник законной бурбонской ветви власти.

«Сельский врач» Керре – патриотизм: временное

Религия: вечное, способствует общему делу

Хр. Монархизм: земные основы церкви подорвали ее чистоту и авторитет. Богатство губит Церковь, ее священнослужителей. Между Богом и монархом стоит юриспруденция. Монарх подчиняется закону человеческому.

Религия противопоставлена злоупотреблению власти.

народ: Бальзак в 20е годы симпатизировал буржуа. Потом «разлюбил» их, т.к. говорил, что буржуазия развращает людей – полюбил аристократию и просто народ (они настоящие хранители традиций, которые проповедуют лигитимизм)

Замысел и план «Человеческой комедии» Бальзака.

1834 Выходит первое собрание сочинений «Этюды нравов»

1) Сцены частной жизни

2) Сцены сельской жизни

3) Сцены столичной жизни

Называет «Человеческая комедия»: водит по человеческому аду. Эпопея, в которой 200 лиц кочуют из одного произведения в другое. Получается портрет общества

Со слов своего редактора Довена, виден замысел бальзака6 намерен изображать этюды общества, хочет описать человека со всех сторон, во всех фазах. Дать картину общества в целом через элементы

Частные жизни – детство, юность и заблуждения людей и их чувств

Сельская жизнь – страсть, молодость.

Столичная жизнь – крайнее благо в противопоставлении крайнему злу. Разнузданность.

 

Общество развивается по законам живого организма (жизнь).

Этюды нравов изображают социальные следствия. То, что происходит повсюду. Спектакль. Типизированные индивидуальности.

«Евгения Гранде», «Отец Горио», «Утраченные иллюзии», «Обедня художника»

 Философские этюды: выясняют причину нравов. Индивидуализированные типы. Кулисы

Все произведения спаяны сквозными героями: «Элексир долголетия», «Шагреневая кожа», «Неведомый шедевр», «Поиски абсолюта», «Прощенный Вельмот»

Аналитические этюды: связь между людьми, событиями, явлениями. Автор. Сюда вошла «Физиология брака» (моральные советы). Хотел еще включить: потологию соц. жизни, «невзгоды семейной жизни»

 

Не вошли в «Ч. комедии»: 8 ранних романов, драматургия, «100 озорных рассказов»

В работе над систематизацией общества ориентировался на общественно-известные труды (Лейбниц, Бюфон): животное растет как животное. Существует лишь одно животное – это закон. Бальзак говорил, что общество похоже на природу, зависит от среды, где развивается. Всегда будут существовать социальные типы

Общество: природа+ общество

Описывать людей сложнее, чем зверей.

Человек стремится выразить свою мысль, но нападает на других, как зверь. Но у животных не т истории, а у общества она есть.

Случай – это история, надо только следить за ним.

Бальзак хочет писать историю нравов.

Идеи: католицизм и монархия. Нельзя описывать равноценно в обществе зло и добро. Получается больше зла.

Сцены жизни: (это все этюды нравов)

1) Частной

2) Провинциальной

3) Парижской («История цезаря Беротто», «Бедные родственники», «Блеск и нищита куртизанок»)

4) Военной – сцены человечества в защите или захвате «Шуаны», «Любовь в пустыне»

5) Деревенской – вечер длинного дня, самые чистые характеры «Сельский врач», «Крестьяне», «Деревенский священник»

6) Политической - люди живущие не как все. «Темное дело»

Задумал 143, написал 92

Периодизация

1) Неистовый романтизм. Шуаны. 1829-30г

2) 30 – е. Повести. Выражается схема: единый сюжет, гиперболические фигуры злодеев, дворянство – жертва алчных буржуев. Симпатии на стороне монарха. Рассматривает обогащение людей во время революции.

3) Середина 30х – конец 48: романная форма, многосюжетность.

Виноваты двое: буржуа и дворянство. Крестьяне вне критики.

Богатство на волне финансовых махинаций. Одиночки с этим борются Показывает благонамеренных финансистов, прессу, аристократию с титулами. Механизм второй империи

 

13. Повести Бальзака 1830-х гг и роман «Отец Горио». Социально-философская проблематика.

Повести 30-х г: ««Евгения Гранде»(1833), «Гобсек»(1830), «Шагреневая кожа» 1831 плюс роман «Отец Горио» (1834-35)

«Шагреневая кожа» (1831г.) - переломное произведение. Бальзак начал заниматься современностью и современными историями: падение чести, утверждение буржуазности, меняется система ценностей.

Либо деньги могут всё, либо человек существует помимо денег. Старый сюжет: договор человека с дьяволом. Рафаэль де Валентен – беден, почти нищий, он решает покончить свою жизнь самоубийством. Он хочет утопиться и, чтобы скоротать время до ночи, заходит в антикварную лавку, где старый хозяин показывает ему удивительный талисман — шагреневую кожу. Эта кожа исполняет желания. Человек не может жить без желаний. Желания сокращают жизнь. Таким образом, любое желание Рафаэля исполнится, но за это будет сокращаться время его жизни. Чем больше желаний, тем больше сжимается шагреневая кожа. И антиквар и сама лавка – демоничны. Портрет Христа кисти Рафаэля – торговец дал за него столько золота, сколько на нем уместилось – религия перекупается золотом.

 Золото - единственная всезатмевающая страсть.

Христианство погребено под золотом. Новый Бог – золото.

 «Отец Горио»( 1832). В романе показана безграничная, жертвенная любовь отца к своим детям, которая оказалась не взаимной. И которая в конечном итоге убила Горио. Повествование начинается с пансионата Воке в котором проживают Горио. В пансионате все знают его, относятся крайне недоброжелательно и зовут не иначе как «папаша Горио». Вместе с ним, в пансионате проживает и молодой Растиньяк, который по волею судеб узнает трагичную судьбу Горио. Оказывается он был мелким торговцем, сколотившем огромное состояние, но растратившим его на обожаемых дочерей(Растиньяк становится любовником одной из них), а те в свою очередь, выжав из отца все, что могли, бросили его. И дело было не в знатных и богатых зятьях, а в самих дочерях, которые, попав в высшее общество начали стеснятся своего отца. Даже, когда Горио умирал, дочери не соизволили прийти и помочь отцу. Они не появились и на похоронах. Эта история стала толчком для молодого Растиньяка, который решил во что бы то ни стало покорить Париж и его обитателей.

Разрушение семейных связей деньгами.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-12-15; просмотров: 848; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.249.158 (0.057 с.)