Мифологема белого кита в художественной структуре романа мелвилла «моби дик». Философия капитана ахава в системе «всемирной этики». 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Мифологема белого кита в художественной структуре романа мелвилла «моби дик». Философия капитана ахава в системе «всемирной этики».



 

В 1851 г Мелвиллом написана книга «Моби Дик». В Англии печатается под названием «Кит». «Моби Дик» – мифология английской нации, «Моби Дик» – это вселенная.

Герои:

Измаил – имя библейского происхождения, распространено среди мусульман, «Да услышит Бог». Герой остался живым благодаря своей мудрости и наблюдению (даже именем отчужден от команды).

Ахав – безумие, обезумевший. Ахав – человек должен повелевать всем миром (словно приговоренный к сожжению заживо; высокий массивный. Шрам на щеке. Мрачное лицо. У него нога, стол из китовой кости). Ахав – фанатик, служитель бесовских сил, культ ненависти к китам (Ахав – царь Израиля, злодей, глумился над Всевышним). Его нечеловеческая сущность - его костяная нога. Думал, что, уничтожив кита, восстановит справедливость. Кит оторвал ему ногу и в его представлении - воплощение мирового зла. Три помощника:

Старбек – храбрый, серьезный (храбрость – полезная вещь, кита надо убить для пропитания, и чтобы он не убил тебя, ничего личного); Фласк – примитивный вояка (грубая сила, отсутствие разума, храбрость, охотится за китом ради веселья. как за своими личным и наследственным врагом. В его представлении кит – гигантская мышь или крыса. Нужно забить его); Стабб (беспечный сорви голова, веселый беззаботный. Для него схватка – званный обед, команда – гости).

Кит (по представлению Ахава) – это зло, дъявольское существо, умный властитель мира.

«Погруженный в угрюмое неистовство, он постепенно стал видеть в Моби Дике не только причину своих телесных недугов, но также источник всех своих душевных мук. Белый Кит плыл у него перед глазами, как бредовое воплощение всякого зла… Белый Кит был для него той темной неуловимой силой, которая существует от века... Ахав не поклонялся ей, но в безумии своем, придав ей облик ненавистного ему белого Кита, он поднялся один, весь искалеченный, на борьбу с нею…; - все зло в представлении безумного Ахава стало видимым и доступным для мести в облике Моби Дика»

«Как иначе может узник вырваться на волю, если, не прорвавшись сквозь стены своей темницы? Белый Кит для меня - это стена воздвигнутая прямо передо мною. Иной раз мне думается, что по ту сторону ничего нет. Но это неважно. С меня довольно его самого, он шлет мне вызов, в нем я вижу жестокую силу, подкрепленную непостижимой злобой»[ 18, с.207].

Охотясь за Белым Китом, Ахав желает его смерти, смерть кита его навязчивая идея. Это и оказывается его (Ахава) смертью в действительности. Он набирает к себе матросов, которые бы помогали ему в этой охоте. Матросы и гарпунщики отрекаются от своих богов и клянутся догонять кита.

Положения: вода – живая стихия, изначально родная для кита. Вселенная многообразна. Рассказчик единственный остался жить, после того как кит отомстил людям.

что кит самое древнее животное на земле. Кит – царь моря, царь воды, первичной стихии. Следовательно вся вселенная «китоцентрична». Один из помощников рассуждает о белизне кита. О белизне вообще (медведь, альбатрос). Белизна – «всецветная бесцветная безбожность».

Моби Дик. Моби Дик, олицетворяющий необъятный, загадочный «космос», прекрасен и одновременно ужасен. Он прекрасен потому, что он белоснежен, наделен фантастической силой, способностью к энергичному и неутомимому движению. Он ужасен по этим же причинам. Ужас белизны кита отчасти связан с теми ассоциациями, которые порождает этот цвет в человеческом сознании (смерть, саван, призрак и т.д.), отчасти и с тем, что белизна в различных связях может символизировать одновременно и добро и зло, то есть по природе своей безразлична. Но главное, что делает белизну в глазах Измаила столь ужасной - это ее бесцветность. Соединяя в себе все цвета, белизна уничтожает их. Она, в сущности, не цвет, а видимое отсутствие всякого цвета, и даже сам по себе свет в его великой сущности неизменно остается белым и бесцветным:
«…В самой белизне таится нечто неуловимое, но более жуткое, чем в зловещем красном цвете крови. Именно из-за этого неуловимого свойства, белизна, лишенная перечисленных приятных ассоциаций и соотнесенная с предметом и без того ужасным, усугубляет до крайней степени его жуткие качества. Взгляните на белого полярного медведя или на тропическую акулу; что иное, если не ровный белоснежный цвет, делает их столь непередаваемо страшными? Мертвенная белизна придает торжествующе-плотоядному облику этих бессловесных тварей ту омерзительную вкрадчивость, которая вызывает еще больше отвращения, чем ужаса»[ 19, с.233].

Белизна, олицетворяя, что-то в сознании человека, сама по себе не является ничем: в ней ни добра, ни зла, ни красоты, ни уродства - в ней лишь одно чудовищное безразличие. Меллвилл заставляет Измаила воспринимать Моби Дика как символ вселенной, то картина мира, возникающая отсюда, содержит в себе идею по тем временам смелую и жестокую. Во вселенной Измаила нет никакой высшей разумной или нравственной силы: она неуправляемая и бесцельна, без бога и без провинциальных законов. Здесь нет ничего кроме неопределенности, бессердечной пустоты и безмерности. Вселенная безразлична к человеку.

Идол-кит Моби Дик у него человечье имя.

Это история о том, как человек хочет убить бога (кита).

Какого дьявола человек лезет в природу? (моби дик – это первый экологический роман, что делает природа с неразумным человеком).

Роман начинается этимологией… о китах.

В ветхом завете кит был самой первой рыбой, которую создал Бог.

Рыба первична – человек вторичен.

Людей все время несет к воде (Нью-Йорк – город островов).

Нью-бетофод – китовая столица. Идолы – киты.

Даже церковь оформлена по образу корабля. Молитва + рыба.

Отец Мэппл – хроники царствования – то же исповедь. Священник – бывший моряк.

Подмена – вытеснение религии ценностями.

Кит белый. Белизна – это страх. Все цветность – бесцветность – безбожие.

Ахав – теряет человеческое сострадание. Он либо сверхчеловек, либо недочеловек.

Измаила подбирает корабль «Рахиль». Ее капитан во время шторма теряет двух своих сыновей. Мир сирот и родителей без детей. Естественная связь между людьми разорвана.

Корабль тоже вселенная, капитан – первочеловек. Все проекции людей – человечество.

 

19. Жизненная философия дендизма в романе Бульвер-Литтона «Пелэм». Эстетические коды в романе.

Эдвард Булевер-Литтон (1803-1873) друзья с Диккенсом, но в позициях расходятся. В 1828 выходит его «Пэлем, или приключения джентльмена». Почти сразу переводят на русский, заинтересовался Пушкин (в Мин.водах пишет «Русский Пелем», 1 главу передрав у Литтона). Если Диккенс стремиться к джентельменству,достигнув социального комфорта начинает бездельничать, то у Литтона человек не должен становиться джентльменом -ты уже джентльмен, но он должен стать человеком. У него природа –источник морали, которая идет от природы человека.

«Пелэм» - это судьба человека, с авантюрами и приключениями.

 

Мотив вещи и человека(дендизм проявляется):

1)Миленгтон- жестокий сарказм: “Возле герцогини стоял сэр Генри Миллингтон, весь накладной, втиснутый в модный фрак и жилет. во всей Европе не найти человека, который был бы так искусно подбит ватой...на нем был такой фрак, в котором можно было только стоять!”

2) Росалтон – «Наполеон моды», изобрел стоящий воротник, приказывал обтирать отвороты своих ботфорт** шампанским, «Человек должен делать портного, а не портной — человека.». У него рифма для любовного стиха-башмак,сапог, помада. Становится вещью, когда говорит: «Друзья, которые имеют хороший покрой».

Проявление дендизма (как принято):

-у денди внешнее самообладание превращается в императив “ничему не удивляться” и представляет собой своего рода постоянный внутренний тренинг, чтобы скрывать свои эмоции и эффективно манипулировать людьми, занимая в общении позицию сильного.

- модно одеваться, тратить на это кучу времени,но чтобы казалось ебрежным. Будто оно само так сшито.

-пристрастие к маскам и маскировке, желание провоцировать;

 

Эстетические коды:

*философ и денди-(Маска денди, светского человека. Под ней – философ. Подобное замышлял и Пушкин в Онегине, но у Бульвера лучше получилось. Фаталист + философ-моралист

)одно и тоже (в придисловии: сочетание философского и авантюрного романа)-условный реализм, языки художественности. Маркеры: человек,вещь, человековещь.

* История Пелэм(денди)-роман карьеры, роман-воспитание: Пелэм переходит от состояния вещи к человеку через политику. Сам он говорит, что настоящий человек может вмещать в себя и дендизм-это для серьезных людей.

*политический роман. О карьере Пелэма, социальная сатира, закулисье правительства.

*семейная хроника (Леди Френсис)

*просветительский роман-(Пелэм к Леди, социальная маска вытесняет человека) развенчать пороки правящего класса – только естественный человек настоящий. Носитель просветительской идеи сэр Винсент. Филосов,ратует за улучшение нравов. (нравоописание, сатира, дидактичность)

* уголовный роман (предромантический) – у Рэнджела своя история любви к Гертруде, его желание мести в конце романа умрет.он демоническое существо.

* авантюрный роман-Пелэм постоянно перемещается по социальной лестнице. гл.герой Пелэм психологичен. (пробегает всю вертикаль. Его поведение в каждом слое разное. Надевает маски согласно обстоятельствам.Классический ход - Я единственный сын, отец ограниченный богач, мать бесприданница. спокойствие при любых обстоятельствах – черта верхушки общества).

* классический реализм (характер Пиллэма развивается умственно, духовно и нравственно)

*Детективность (расследования) связана с историей друга Пелэма, сэра Реджинальда Гленвила, После долгой разлуки П. застает его на сельском кладбище над могилой. Потом, став женихом его сестры, он узнает историю Гленвила. Его возлюбленную изнасиловал и поместил в частную психиатрическую клинику, где она умерла, светский проходимец сэр Джон Тиррел. Гленвил долго выслеживал врага, надеясь разорить его за карточным столом и обречь на голодную смерть, но ему не удалось осуществить свой план. Тиррела убивает с целью грабежа другой светский подонок. Однако подозрение падает на Гленвила и ему грозит казнь. Между тем П. удается в последние два дня провести собственное расследование и доказать невиновность друга. Однако душевное и физическое здоровье Гленвила подорвано, и он умирает от чахотки.

 

В воровстве уголовного мира тоже есть свои джентльмены. У них есть свой клуб – тюрьма (общество в миниатюре, некая каста)

Сатира воплощается в герцогине Перленинской: она сентиментальна,любит вкусно поесть;ее красота искусственна. Она маска: парик,вставная челюсть, умирает потому что на важном приеме на ее лице выступает сыпь.от такого ужаса отравилась.

Политика: чтобы получить место в парламенте Англии Пелэм обхаживает 2 партии: демократов – Бригса (говорит: Долой аристократию, свободу вероисповеданию); и а ристократов -Квентина (намекает на родство, отстаивает принципы борьбы с анархией и смутой).=«Я обладал всеми нужными для депутата качествами». После избрания в парламент начинает себя воспитывать, живет для людей; изучает политику,экономику, конституции США, Англии, Франции-ищет лучшие варианты: «Я перестал рассматривать жизнь как игру».

 

Сэр Винсонт –это авторский голос, говорит как писать романы: надо изучать свою природу, правдивость, наблюдать людей и нравы,

 

20)Э.По. Особенности художественного метода. Новеллистика. Американский романтик. Природа его иная, чем у европейцев. Его исток – в реалистичности. Двоемирие иное. 1839 – сборник «гротески из арабески» (новеллы)1845 – стихотворение «ворон» 1846 – трактат «функция творчества». Важным вкладом Эдгара По в развитие американской и мировой новеллистики является практическая разработка некоторых ее жанровых подвидов - фантастико-приключенческих, готических и логических. У По немало других жанровых разновидностей: юмористические зарисовки, хотя смех, как и быт, не очень давался ему, сатирические скетчи, пародии, притчи. Рассказы, смыкающиеся с философской эссеистикой,—«Разговор с мумией» (1845) обобщенная, предвосхищающая сатира не только на американские институты, но и на традиции и ценности современного общества, его философию и мораль, на самую идею буржуазного прогресса. В начале 40-х годов в Англии и в Америке появились «Американские заметки» Чарльза Диккенса, редкой силы обличение американского общества и его нравов. И все же Эдгар По был одним из самых страстных обличителей буржуазной Америки. Философско-космогонические и гносеологические идеи развиваются По в его прозо-поэме «Эврика» (1848). Как новеллист По всерьез заявил о себе рассказом «Рукопись, найденная в бутылке» (1833), получившим премию на конкурсе «Сатердей курьер». Главная тема у По - трагические последствия столкновения человеческого сознания, воспитанного в духе гуманистических идеалов, с новыми бесчеловечными тенденциями, возникающими в ходе прогресса американской буржуазной цивилизации. Ведущие контексты: - поиски матери - страх смерти – клаустрофобия (+ боязнь быть погребенным заживо!) Идеал женщины в образе мертвой женщины. Эстетизация смерти. Чувство страха: страх перед смертью, страх перед жизнью, страх перед одиночеством, страх перед людьми, страх перед безумием, страх перед знанием.(«Падения дома Ашеров», «Колодец и маятник», «Сердце-обличитель») Эдгар По, подобно другим романтикам интерпретировавший социально-психологические явления в категориях личностного сознания, усматривал здесь «болезнь души», сходную с давно замеченной психической аномалией, толкающей человека к нарушению запрета. Он обозначил ее термином «дух извращения», считая болезнью, отклонением от нормы. Человек: - бессилен – враждебное сознание – над ним довлеют - наследственность - болезни, расстройства - органическое расстройства приобретенные. Человек – существо бессильное, т.к. больное. Душевное распадение личности, погибающей из-за своей утопичности. Раздвоенное сознание, в его рассказах стоит на в одном ряду с «духом извращения». Повествование обычно опирается на традиционную в романтической прозе пару: рассказчик - герой. Рассказчик олицетворяет нравственно-психологическую норму, герой - отклонение от нее. Однако часто у По рассказчик и герой - одно лицо. В нем воплощены и норма и отклонение – раздвоенное сознание, а повествование приобретает характер самонаблюдения. Логический рассказ («Убийства на улице Морг», «Похищенное письмо», «Тайна Мари Роже» и «Золотой жук») Из логического рассказа в детективный перешел основной сюжетный мотив: раскрытие тайны или преступления. Сохранился тип повествования: рассказ - задача, подлежащая логическому решению. Перешла в детективный рассказ и устойчивая пара характеров: герой - рассказчик. Герой - человек широкообразованный, тонко мыслящий, эксцентричный, наделенный мощной логической способностью. Рассказчик - персонаж симпатичный, энергичный, простоватый, хотя и благородный. Функция героя - раскрывать тайну, находить преступника; функция рассказчика - строить неверные предположения, на фоне которых проницательность героя кажется гениальной. Развязка логически вытекает из произведения. Мораль – истина, обработанная разумом. Пафос детективных рассказов не только в раскрытии тайны, но прежде всего в демонстрации красоты и огромных возможностей разума, торжествующего над анархическим миром «необъяснимого». «Падение дома Ашеров» - новелла, рисующая уже не страх перед жизнью или страх перед смертью, но страх перед страхом жизни и смерти, т. е. особо утонченную и смертоносную форму ужаса души, ведущую к разрушению личности. Символика безумия в рассказах По имеет глубокий общественный смысл, что «безумный, безумный мир» его героев, построенный на основе тщательного наблюдения и анализа человеческой психики под влиянием социума, является особой формой отражения действительности. «Сила подробностей» у По, отмеченная Ф. М. Достоевским, характерна для самой многочисленной группы новелл — тех его «арабесок», которые ближе всего к европейской романтической традиции. Художественный смысл таких рассказов, как «Лигейя» (1838), «Падение дома Ашеров» (1839), «Маска Красной смерти» (1842), «Колодец и маятник» (1842), «Черный кот» (1843), «Бочонок амонтильядо» (1846), конечно, отнюдь не исчерпывается картинами ужасов, физических и душевных страданий, вообще «уклонений от природы». Изображая различные экстремальные положения и выявляя реакции героев на них, писатель прикоснулся к таким областям человеческой психики, которые изучаются современной наукой, и тем раздвинул границы эмоционального и интеллектуального постижения мира. «Материальность» фантастики. Фантастическое в произведениях Эдгара По оказывается осязаемым, обыденным. Явления невероятные не только обнаруживаются в повседневности, но повседневность как таковая под взглядом и пером Эдгара По обретает характер фантастический. Однако при этом По но был идеалистом-мистиком. «Видно, что он вполне американец, даже в самых фантастических своих произведениях», — так сказал Достоевский, и если учесть, что «американец» в данном случае это синоним практицизма, деловитости, то Эдгар По, материализуя фантастику или же делая все материально-бытовое фантастическим, явился в этом смысле американцем и антиамериканцем одновременно. Он видел и показал призрачность, зыбкость буржуазно-деляческого мира, гордившегося своей разумностью, основательностью и прочностью. Индивидуалистическая свобода, которую американцы написали прямо на своем знамени, это, по Эдгару По, одиночество в толпе, это заброшенность и затравленность личности, это по свобода человека, а освобожденность от человека, от заботы о ном: покинутость человека обществом — призрак свободы.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-12-15; просмотров: 243; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.226.210.133 (0.019 с.)