Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Мифологема белого кита в художественной структуре романа мелвилла «моби дик». Философия капитана ахава в системе «всемирной этики». ⇐ ПредыдущаяСтр 9 из 9
В 1851 г Мелвиллом написана книга «Моби Дик». В Англии печатается под названием «Кит». «Моби Дик» – мифология английской нации, «Моби Дик» – это вселенная. Герои: Измаил – имя библейского происхождения, распространено среди мусульман, «Да услышит Бог». Герой остался живым благодаря своей мудрости и наблюдению (даже именем отчужден от команды). Ахав – безумие, обезумевший. Ахав – человек должен повелевать всем миром (словно приговоренный к сожжению заживо; высокий массивный. Шрам на щеке. Мрачное лицо. У него нога, стол из китовой кости). Ахав – фанатик, служитель бесовских сил, культ ненависти к китам (Ахав – царь Израиля, злодей, глумился над Всевышним). Его нечеловеческая сущность - его костяная нога. Думал, что, уничтожив кита, восстановит справедливость. Кит оторвал ему ногу и в его представлении - воплощение мирового зла. Три помощника: Старбек – храбрый, серьезный (храбрость – полезная вещь, кита надо убить для пропитания, и чтобы он не убил тебя, ничего личного); Фласк – примитивный вояка (грубая сила, отсутствие разума, храбрость, охотится за китом ради веселья. как за своими личным и наследственным врагом. В его представлении кит – гигантская мышь или крыса. Нужно забить его); Стабб (беспечный сорви голова, веселый беззаботный. Для него схватка – званный обед, команда – гости). Кит (по представлению Ахава) – это зло, дъявольское существо, умный властитель мира. «Погруженный в угрюмое неистовство, он постепенно стал видеть в Моби Дике не только причину своих телесных недугов, но также источник всех своих душевных мук. Белый Кит плыл у него перед глазами, как бредовое воплощение всякого зла… Белый Кит был для него той темной неуловимой силой, которая существует от века... Ахав не поклонялся ей, но в безумии своем, придав ей облик ненавистного ему белого Кита, он поднялся один, весь искалеченный, на борьбу с нею…; - все зло в представлении безумного Ахава стало видимым и доступным для мести в облике Моби Дика» «Как иначе может узник вырваться на волю, если, не прорвавшись сквозь стены своей темницы? Белый Кит для меня - это стена воздвигнутая прямо передо мною. Иной раз мне думается, что по ту сторону ничего нет. Но это неважно. С меня довольно его самого, он шлет мне вызов, в нем я вижу жестокую силу, подкрепленную непостижимой злобой»[ 18, с.207].
Охотясь за Белым Китом, Ахав желает его смерти, смерть кита его навязчивая идея. Это и оказывается его (Ахава) смертью в действительности. Он набирает к себе матросов, которые бы помогали ему в этой охоте. Матросы и гарпунщики отрекаются от своих богов и клянутся догонять кита. Положения: вода – живая стихия, изначально родная для кита. Вселенная многообразна. Рассказчик единственный остался жить, после того как кит отомстил людям. что кит самое древнее животное на земле. Кит – царь моря, царь воды, первичной стихии. Следовательно вся вселенная «китоцентрична». Один из помощников рассуждает о белизне кита. О белизне вообще (медведь, альбатрос). Белизна – «всецветная бесцветная безбожность». Моби Дик. Моби Дик, олицетворяющий необъятный, загадочный «космос», прекрасен и одновременно ужасен. Он прекрасен потому, что он белоснежен, наделен фантастической силой, способностью к энергичному и неутомимому движению. Он ужасен по этим же причинам. Ужас белизны кита отчасти связан с теми ассоциациями, которые порождает этот цвет в человеческом сознании (смерть, саван, призрак и т.д.), отчасти и с тем, что белизна в различных связях может символизировать одновременно и добро и зло, то есть по природе своей безразлична. Но главное, что делает белизну в глазах Измаила столь ужасной - это ее бесцветность. Соединяя в себе все цвета, белизна уничтожает их. Она, в сущности, не цвет, а видимое отсутствие всякого цвета, и даже сам по себе свет в его великой сущности неизменно остается белым и бесцветным:
Белизна, олицетворяя, что-то в сознании человека, сама по себе не является ничем: в ней ни добра, ни зла, ни красоты, ни уродства - в ней лишь одно чудовищное безразличие. Меллвилл заставляет Измаила воспринимать Моби Дика как символ вселенной, то картина мира, возникающая отсюда, содержит в себе идею по тем временам смелую и жестокую. Во вселенной Измаила нет никакой высшей разумной или нравственной силы: она неуправляемая и бесцельна, без бога и без провинциальных законов. Здесь нет ничего кроме неопределенности, бессердечной пустоты и безмерности. Вселенная безразлична к человеку. Идол-кит Моби Дик у него человечье имя. Это история о том, как человек хочет убить бога (кита). Какого дьявола человек лезет в природу? (моби дик – это первый экологический роман, что делает природа с неразумным человеком). Роман начинается этимологией… о китах. В ветхом завете кит был самой первой рыбой, которую создал Бог. Рыба первична – человек вторичен. Людей все время несет к воде (Нью-Йорк – город островов). Нью-бетофод – китовая столица. Идолы – киты. Даже церковь оформлена по образу корабля. Молитва + рыба. Отец Мэппл – хроники царствования – то же исповедь. Священник – бывший моряк. Подмена – вытеснение религии ценностями. Кит белый. Белизна – это страх. Все цветность – бесцветность – безбожие. Ахав – теряет человеческое сострадание. Он либо сверхчеловек, либо недочеловек. Измаила подбирает корабль «Рахиль». Ее капитан во время шторма теряет двух своих сыновей. Мир сирот и родителей без детей. Естественная связь между людьми разорвана. Корабль тоже вселенная, капитан – первочеловек. Все проекции людей – человечество.
19. Жизненная философия дендизма в романе Бульвер-Литтона «Пелэм». Эстетические коды в романе. Эдвард Булевер-Литтон (1803-1873) друзья с Диккенсом, но в позициях расходятся. В 1828 выходит его «Пэлем, или приключения джентльмена». Почти сразу переводят на русский, заинтересовался Пушкин (в Мин.водах пишет «Русский Пелем», 1 главу передрав у Литтона). Если Диккенс стремиться к джентельменству,достигнув социального комфорта начинает бездельничать, то у Литтона человек не должен становиться джентльменом -ты уже джентльмен, но он должен стать человеком. У него природа –источник морали, которая идет от природы человека. «Пелэм» - это судьба человека, с авантюрами и приключениями.
Мотив вещи и человека(дендизм проявляется): 1)Миленгтон- жестокий сарказм: “Возле герцогини стоял сэр Генри Миллингтон, весь накладной, втиснутый в модный фрак и жилет. во всей Европе не найти человека, который был бы так искусно подбит ватой...на нем был такой фрак, в котором можно было только стоять!” 2) Росалтон – «Наполеон моды», изобрел стоящий воротник, приказывал обтирать отвороты своих ботфорт** шампанским, «Человек должен делать портного, а не портной — человека.». У него рифма для любовного стиха-башмак,сапог, помада. Становится вещью, когда говорит: «Друзья, которые имеют хороший покрой». Проявление дендизма (как принято): -у денди внешнее самообладание превращается в императив “ничему не удивляться” и представляет собой своего рода постоянный внутренний тренинг, чтобы скрывать свои эмоции и эффективно манипулировать людьми, занимая в общении позицию сильного.
- модно одеваться, тратить на это кучу времени,но чтобы казалось ебрежным. Будто оно само так сшито. -пристрастие к маскам и маскировке, желание провоцировать;
Эстетические коды: *философ и денди-(Маска денди, светского человека. Под ней – философ. Подобное замышлял и Пушкин в Онегине, но у Бульвера лучше получилось. Фаталист + философ-моралист )одно и тоже (в придисловии: сочетание философского и авантюрного романа)-условный реализм, языки художественности. Маркеры: человек,вещь, человековещь. * История Пелэм(денди)-роман карьеры, роман-воспитание: Пелэм переходит от состояния вещи к человеку через политику. Сам он говорит, что настоящий человек может вмещать в себя и дендизм-это для серьезных людей. *политический роман. О карьере Пелэма, социальная сатира, закулисье правительства. *семейная хроника (Леди Френсис) *просветительский роман-(Пелэм к Леди, социальная маска вытесняет человека) развенчать пороки правящего класса – только естественный человек настоящий. Носитель просветительской идеи сэр Винсент. Филосов,ратует за улучшение нравов. (нравоописание, сатира, дидактичность) * уголовный роман (предромантический) – у Рэнджела своя история любви к Гертруде, его желание мести в конце романа умрет.он демоническое существо. * авантюрный роман-Пелэм постоянно перемещается по социальной лестнице. гл.герой Пелэм психологичен. (пробегает всю вертикаль. Его поведение в каждом слое разное. Надевает маски согласно обстоятельствам.Классический ход - Я единственный сын, отец ограниченный богач, мать бесприданница. спокойствие при любых обстоятельствах – черта верхушки общества). * классический реализм (характер Пиллэма развивается умственно, духовно и нравственно) *Детективность (расследования) связана с историей друга Пелэма, сэра Реджинальда Гленвила, После долгой разлуки П. застает его на сельском кладбище над могилой. Потом, став женихом его сестры, он узнает историю Гленвила. Его возлюбленную изнасиловал и поместил в частную психиатрическую клинику, где она умерла, светский проходимец сэр Джон Тиррел. Гленвил долго выслеживал врага, надеясь разорить его за карточным столом и обречь на голодную смерть, но ему не удалось осуществить свой план. Тиррела убивает с целью грабежа другой светский подонок. Однако подозрение падает на Гленвила и ему грозит казнь. Между тем П. удается в последние два дня провести собственное расследование и доказать невиновность друга. Однако душевное и физическое здоровье Гленвила подорвано, и он умирает от чахотки.
В воровстве уголовного мира тоже есть свои джентльмены. У них есть свой клуб – тюрьма (общество в миниатюре, некая каста) Сатира воплощается в герцогине Перленинской: она сентиментальна,любит вкусно поесть;ее красота искусственна. Она маска: парик,вставная челюсть, умирает потому что на важном приеме на ее лице выступает сыпь.от такого ужаса отравилась. Политика: чтобы получить место в парламенте Англии Пелэм обхаживает 2 партии: демократов – Бригса (говорит: Долой аристократию, свободу вероисповеданию); и а ристократов -Квентина (намекает на родство, отстаивает принципы борьбы с анархией и смутой).=«Я обладал всеми нужными для депутата качествами». После избрания в парламент начинает себя воспитывать, живет для людей; изучает политику,экономику, конституции США, Англии, Франции-ищет лучшие варианты: «Я перестал рассматривать жизнь как игру».
Сэр Винсонт –это авторский голос, говорит как писать романы: надо изучать свою природу, правдивость, наблюдать людей и нравы,
20)Э.По. Особенности художественного метода. Новеллистика. Американский романтик. Природа его иная, чем у европейцев. Его исток – в реалистичности. Двоемирие иное. 1839 – сборник «гротески из арабески» (новеллы)1845 – стихотворение «ворон» 1846 – трактат «функция творчества». Важным вкладом Эдгара По в развитие американской и мировой новеллистики является практическая разработка некоторых ее жанровых подвидов - фантастико-приключенческих, готических и логических. У По немало других жанровых разновидностей: юмористические зарисовки, хотя смех, как и быт, не очень давался ему, сатирические скетчи, пародии, притчи. Рассказы, смыкающиеся с философской эссеистикой,—«Разговор с мумией» (1845) обобщенная, предвосхищающая сатира не только на американские институты, но и на традиции и ценности современного общества, его философию и мораль, на самую идею буржуазного прогресса. В начале 40-х годов в Англии и в Америке появились «Американские заметки» Чарльза Диккенса, редкой силы обличение американского общества и его нравов. И все же Эдгар По был одним из самых страстных обличителей буржуазной Америки. Философско-космогонические и гносеологические идеи развиваются По в его прозо-поэме «Эврика» (1848). Как новеллист По всерьез заявил о себе рассказом «Рукопись, найденная в бутылке» (1833), получившим премию на конкурсе «Сатердей курьер». Главная тема у По - трагические последствия столкновения человеческого сознания, воспитанного в духе гуманистических идеалов, с новыми бесчеловечными тенденциями, возникающими в ходе прогресса американской буржуазной цивилизации. Ведущие контексты: - поиски матери - страх смерти – клаустрофобия (+ боязнь быть погребенным заживо!) Идеал женщины в образе мертвой женщины. Эстетизация смерти. Чувство страха: страх перед смертью, страх перед жизнью, страх перед одиночеством, страх перед людьми, страх перед безумием, страх перед знанием.(«Падения дома Ашеров», «Колодец и маятник», «Сердце-обличитель») Эдгар По, подобно другим романтикам интерпретировавший социально-психологические явления в категориях личностного сознания, усматривал здесь «болезнь души», сходную с давно замеченной психической аномалией, толкающей человека к нарушению запрета. Он обозначил ее термином «дух извращения», считая болезнью, отклонением от нормы. Человек: - бессилен – враждебное сознание – над ним довлеют - наследственность - болезни, расстройства - органическое расстройства приобретенные. Человек – существо бессильное, т.к. больное. Душевное распадение личности, погибающей из-за своей утопичности. Раздвоенное сознание, в его рассказах стоит на в одном ряду с «духом извращения». Повествование обычно опирается на традиционную в романтической прозе пару: рассказчик - герой. Рассказчик олицетворяет нравственно-психологическую норму, герой - отклонение от нее. Однако часто у По рассказчик и герой - одно лицо. В нем воплощены и норма и отклонение – раздвоенное сознание, а повествование приобретает характер самонаблюдения. Логический рассказ («Убийства на улице Морг», «Похищенное письмо», «Тайна Мари Роже» и «Золотой жук») Из логического рассказа в детективный перешел основной сюжетный мотив: раскрытие тайны или преступления. Сохранился тип повествования: рассказ - задача, подлежащая логическому решению. Перешла в детективный рассказ и устойчивая пара характеров: герой - рассказчик. Герой - человек широкообразованный, тонко мыслящий, эксцентричный, наделенный мощной логической способностью. Рассказчик - персонаж симпатичный, энергичный, простоватый, хотя и благородный. Функция героя - раскрывать тайну, находить преступника; функция рассказчика - строить неверные предположения, на фоне которых проницательность героя кажется гениальной. Развязка логически вытекает из произведения. Мораль – истина, обработанная разумом. Пафос детективных рассказов не только в раскрытии тайны, но прежде всего в демонстрации красоты и огромных возможностей разума, торжествующего над анархическим миром «необъяснимого». «Падение дома Ашеров» - новелла, рисующая уже не страх перед жизнью или страх перед смертью, но страх перед страхом жизни и смерти, т. е. особо утонченную и смертоносную форму ужаса души, ведущую к разрушению личности. Символика безумия в рассказах По имеет глубокий общественный смысл, что «безумный, безумный мир» его героев, построенный на основе тщательного наблюдения и анализа человеческой психики под влиянием социума, является особой формой отражения действительности. «Сила подробностей» у По, отмеченная Ф. М. Достоевским, характерна для самой многочисленной группы новелл — тех его «арабесок», которые ближе всего к европейской романтической традиции. Художественный смысл таких рассказов, как «Лигейя» (1838), «Падение дома Ашеров» (1839), «Маска Красной смерти» (1842), «Колодец и маятник» (1842), «Черный кот» (1843), «Бочонок амонтильядо» (1846), конечно, отнюдь не исчерпывается картинами ужасов, физических и душевных страданий, вообще «уклонений от природы». Изображая различные экстремальные положения и выявляя реакции героев на них, писатель прикоснулся к таким областям человеческой психики, которые изучаются современной наукой, и тем раздвинул границы эмоционального и интеллектуального постижения мира. «Материальность» фантастики. Фантастическое в произведениях Эдгара По оказывается осязаемым, обыденным. Явления невероятные не только обнаруживаются в повседневности, но повседневность как таковая под взглядом и пером Эдгара По обретает характер фантастический. Однако при этом По но был идеалистом-мистиком. «Видно, что он вполне американец, даже в самых фантастических своих произведениях», — так сказал Достоевский, и если учесть, что «американец» в данном случае это синоним практицизма, деловитости, то Эдгар По, материализуя фантастику или же делая все материально-бытовое фантастическим, явился в этом смысле американцем и антиамериканцем одновременно. Он видел и показал призрачность, зыбкость буржуазно-деляческого мира, гордившегося своей разумностью, основательностью и прочностью. Индивидуалистическая свобода, которую американцы написали прямо на своем знамени, это, по Эдгару По, одиночество в толпе, это заброшенность и затравленность личности, это по свобода человека, а освобожденность от человека, от заботы о ном: покинутость человека обществом — призрак свободы.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2019-12-15; просмотров: 243; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.226.210.133 (0.019 с.) |