Периодизация французского романтизма. Ранний французский романтизм. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Периодизация французского романтизма. Ранний французский романтизм.



Билет 2. Жанр аналитического романа во фр.лит-ре.

Аналитический роман наиболее полно проявился во француз­ской литературе. Его истоки мы находим в психологической повес­ ти раннего французского романтизма. В повести Ф.-Р. Шатобриана «Рене» (1802) свя­щенник отец Суэль выносит приговор характеру героя, охваченного философским пессимизмом.

В психологической повести основное внимание автора устрем­лено на психологический процесс отчуждения человека от мира. Изображение душевных страданий человека, осознающего себя не­нужным в мире, является жанровым заданием психологической по­вести в раннем французской романтизме (Шатобриан).

Аналитический роман, представляющий собой следующий этап в жанровой эволюции психологической прозы, исследует не столь­ко душевные движения героя, сколько «противоречия стра­стей» (А. С. Пушкин).

Целью аналитического романа является уже не микроанализ душевных переживаний, а доказательство вечной раздвоенности человека между «небом» и «землей».

В аналитическом романе человек воплощает в своем миросо­зерцании метафизический разлад с собой и миром. Грехи «аналити­ческого» характера - это эгоизм, раздвоенность и неспособность к действию.  

Ведущая черта героя аналитического романа — бинарность соз­нания, он заключен в рамках извечного противоборства страстей и рассудка. Композиция сюжета выглядит как четырехступенчатая схема: «мотив-действие-резуль­тат-объяснение». Любой поступок имеет свою причину, чаще про­сто повод - рационально объясненное побуждение к действию

Аналитический жанр эволюционировал довольно быстро -в рамках двух десятилетий он претерпевает изменения от аналитико-психологического до социально-аналитического романа. В соот­ветствии с логикой развития жанра мы рассматриваем три романа: «Адольф» Б. Констана (1815), «Исповедь сына века» А. де Мгоссе (1836) и «Красное и черное» Стендаля (1831).

цель аналитического романа - поиски личного счастья. Ход аналитического романа всегда убеждает нас в том, что человек все дальше и дальше удаляется от этой цели. В сущности, жанровым заданием такого рода произведений является исследова­ние страданий человека, осознающего принципиальную невозмож­ность своего счастья.

В аналитическом романе общество изначально враждебно чело­веку

В «Исповеди сына века» А. де Мюссе жанр аналитического романа обогащается историко-философским содержанием. Первую часть романа можно назвать «теоретической». Она вос­создает «портрет эпохи» — крайний материализм и скептицизм, вы­раженный в поучениях приятеля Октава. Разочарование Октава в любви и дружбе, поскольку ни то ни другое не отвечает высоким нравственным запросам героя-романтика, тоже вызвано отречением от Бога, которое стало главной тенденцией эпохи Рес­таврации.

Безверие поколения является одной из ведущих тем романа.

Перелом в сознании героя наступает после попытки убийства Бригитты Пирсон

Цивилизация- природа.

Нынешний век превратил наслаждение в проституцию. "Вот людское счастье, вот труп любви".Сын века-сын человечества.- сердце сынов человечества исполнено зла. Октав полюбил Бригитту, Пирсон стал противоречить самому себе. Сомнение порождает лавину зла. Злой ум который подгибает под себя еще не полностью злое сердце. маленькое распятие из черного дерева. Внезапно он испытывает глубокое раскаяние и мысленно возвращается к Богу. Черная этика – мир виноват в моих бедах. Раздвоенность аналитического человека- то что он хочет, и то что он делает.

Непостоянный, переменчивый и сам страдающий от своего непостоянства, О. является прямым наследником героев Шатобриана (Рене) и Бенжамена Констана (Адольф), чью психологию Шатобриан обозначал понятием "смутности страстей". Наделенный сильными чувствами, он не в состоянии зафиксировать их и на протяжении романа постоянно показан мятущимся; каждый его шаг совершается по мгновенному порыву и может быть отменен в следующий момент. Даже финальное его обращение к Богу мотивировано не столько внутренней духовной работой, сколько случайным, в сущности, впечатлением от креста, увиденного им на груди спящей.

У Мюссе в «Исповеди сына века»: разочарование современника во времени. «черное» в этом романе-лицемерия, современники стремятся уничтожить любовь, религию, народную энергию (красное) – это и есть характеристика времени Жюльена. Жюльен Сорель - часть той колоссальной человеческой энергии, что была высвобождена 1793 годом и войнами Наполеона. Но он опоздал родиться и существует в условиях безвременья: при Наполеоне Жюльен Сорель мог бы стать генералом, даже пэром Франции, ныне предел его мечтаний - черная сутана. Проблема времени – сынов века.

 

Периодизация

1) Неистовый романтизм. Шуаны. 1829-30г

2) 30 – е. Повести. Выражается схема: единый сюжет, гиперболические фигуры злодеев, дворянство – жертва алчных буржуев. Симпатии на стороне монарха. Рассматривает обогащение людей во время революции.

3) Середина 30х – конец 48: романная форма, многосюжетность.

Виноваты двое: буржуа и дворянство. Крестьяне вне критики.

Богатство на волне финансовых махинаций. Одиночки с этим борются Показывает благонамеренных финансистов, прессу, аристократию с титулами. Механизм второй империи

 

13. Повести Бальзака 1830-х гг и роман «Отец Горио». Социально-философская проблематика.

Повести 30-х г: ««Евгения Гранде»(1833), «Гобсек»(1830), «Шагреневая кожа» 1831 плюс роман «Отец Горио» (1834-35)

«Шагреневая кожа» (1831г.) - переломное произведение. Бальзак начал заниматься современностью и современными историями: падение чести, утверждение буржуазности, меняется система ценностей.

Либо деньги могут всё, либо человек существует помимо денег. Старый сюжет: договор человека с дьяволом. Рафаэль де Валентен – беден, почти нищий, он решает покончить свою жизнь самоубийством. Он хочет утопиться и, чтобы скоротать время до ночи, заходит в антикварную лавку, где старый хозяин показывает ему удивительный талисман — шагреневую кожу. Эта кожа исполняет желания. Человек не может жить без желаний. Желания сокращают жизнь. Таким образом, любое желание Рафаэля исполнится, но за это будет сокращаться время его жизни. Чем больше желаний, тем больше сжимается шагреневая кожа. И антиквар и сама лавка – демоничны. Портрет Христа кисти Рафаэля – торговец дал за него столько золота, сколько на нем уместилось – религия перекупается золотом.

 Золото - единственная всезатмевающая страсть.

Христианство погребено под золотом. Новый Бог – золото.

 «Отец Горио»( 1832). В романе показана безграничная, жертвенная любовь отца к своим детям, которая оказалась не взаимной. И которая в конечном итоге убила Горио. Повествование начинается с пансионата Воке в котором проживают Горио. В пансионате все знают его, относятся крайне недоброжелательно и зовут не иначе как «папаша Горио». Вместе с ним, в пансионате проживает и молодой Растиньяк, который по волею судеб узнает трагичную судьбу Горио. Оказывается он был мелким торговцем, сколотившем огромное состояние, но растратившим его на обожаемых дочерей(Растиньяк становится любовником одной из них), а те в свою очередь, выжав из отца все, что могли, бросили его. И дело было не в знатных и богатых зятьях, а в самих дочерях, которые, попав в высшее общество начали стеснятся своего отца. Даже, когда Горио умирал, дочери не соизволили прийти и помочь отцу. Они не появились и на похоронах. Эта история стала толчком для молодого Растиньяка, который решил во что бы то ни стало покорить Париж и его обитателей.

Разрушение семейных связей деньгами.

 

Три ключа

- поэзия прозы – поэтизация того, что раньше не подвергалось поэтизации. Эстетизация запретных ранее вещей.

- морализаторство (прямые поучительные выкладки автора)

- утопизм

Роман «Торговый дом «Домби и сын» (1846-1848). 40-е годы в творчестве Диккенса – «мой дом – моя крепость», благополучие в семье – основа. Хэппиэнд, большая семья. В «Домби и сыне» - широкая картина жизни Англии, множество сюжетных линий, которые переплетаются в едином центре. Центр – фигура мистера Поля Домби, главы фирмы «Домби и Сын». В романе Диккенс решает «проблему гордости», трагедия Домби – трагедия потерпевшей поражение гордыни, подтверждение того, что деньги не всесильны, и на них нельзя купить привязанность, счастье, любовь (драма Эдит Грейнджер, Элис). Цель Домби: «Домби и Сын! В этих трех словах выражалась одна единая идея жизни мистера Домби. Земля была создана для Домби и Сына, дабы они могли вести на ней торговые дела, а солнце и луна были созданы, чтобы давать им свет... Реки и моря были сотворены для плавания их судов, радуга сулила им хорошую погоду; ветер благоприятствовал или противился их мероприятиям; звезды и планеты двигались по своим орбитам, дабы сохранить нерушимой систему, в центре которой были они». В начале романа – рождение долгожданного сына: «Домби было около сорока восьми лет. Сыну – около сорока восьми минут. Домби был лысоват, красноват… Сын был очень лыс и очень красен…». Старшую дочь, Флоренс, он не любил – «недоделанный мальчик», «фальшивая монета, которую нельзя вложить в дело». Поля с детства готовили управлять фирмой. Мальчик слабенький, болезненный, хорошенький задумчивый. Копия отца, но совершенно на него не похожая. Ребенок со старческим лицом и характером. Умирает Поль, Диккенс должен был убить его. Поль, умирая, видит золотой ручей на стене. Символ смерти – река, вода, море. Когда его крестили – было холодно. Крещение=соборование. Церковь – темная, холодная, неприветливая. То же самое при траурной процессии. 38 упоминаний о холоде.

. На улице – фокусник. Видно, что все это фарс. Холод исходит от Домби. Мрачные, холодные, пустынные комнаты: «Ручки звонков, шторы и зеркала, обернутые газетами и журналами... навязывали отрывочные сообщения о смертях страшных убийствах. Каждая люстра, закутанная в полотно, напоминала чудовищную слезу, падающую из потолочного глаза. Из каминов неслись запахи, как из склепов и сырых подвалов». Окна дома выходят на улицу, куда почти никогда не заглядывает солнце. Домби еще больше начинает ненавидеть дочь, умершие сын и жена любили ее больше, чем его. Флоренс живет, а его сын и наследник умер. Второй брак. Отношения между людьми для Домби – торговые сделки. Он покупает себе жену – красавицу-аристократку Эдит Грейнджер. Эдит уходит – колеблется уверенность Домби в несокрушимости его могущества. Семейная жизнь Домби терпит полное крушение. Умирает первая жена, умирает Поль, бегут из дома Эдит и Флоренс. Его помощник, «кот» мистер Каркер разоряет его и увозит Эдит. В конце концов, Домби раскаивается, радуется, воспитывая своих внуков – девочку и мальчика. Любит обоих любит, но девочку ласкает всегда, когда они остаются вдвоем.

Диккенс создатель викторианского романа, как жанра. Его влияние чувствуется и в романе «Домби и сын». Столкновение добра и зла. Anno Domini – Anno Dombi (обыгрывание названия новой веры).Много параллелей – жизнь прекрасной Эдит и каторжанки Эллис (когда они встречаются, они не могут оторвать глаз друг о друга). Деньги – неживое, то, что всегда приносит несчастье. Флоренс тоже трансформируется отцов неживое – «фальшивая монета». В конце – дома не станет, а человек останется. Вместо социально-исторической и коммерческой роли останется только сентиментальная. Финал – возрождение домашнего очага, вместо Домби и сына - Домби и семья. Домби – смешение нелюдимости и высокомерия, изначально был хорошим, но воспитание и желание выглядеть, как «Домби и сын» взяли свое. Доброе постепенно «вызревает» в нем. Символ всей книги – деньги (расставание с ними и приобретение человечности).   Поль спрашивает у отца: «Почему деньги не спасли мою маму?». Живое: нянька Флоренс Сьюзен Нипер, кормилица Поля Полли Тудль (миссис Ричардс), понимают мертвящую атмосферу дома Домби.

Основные проблемы романа: 1) онтологическая – столкновение добра и зла. 2) этическая – гордыня и смирение.

Стихии: вода – стихия естественной смерти. 2 смерти символически вовлечены в водную стихию: 1) смерть матери «уплыла в темный невидимый океан»; 2) смерть Поля, не выдержавшего давление системы «Домби и сына».Он видит водную рябь на стене и слышит шум океана. Смерть – неживое, но передано в живой символике, она естественна. Домби – неживое, до тех пор, пока верит в деньги. Огонь – огненная смерть – тупик. Так погибает Каркер, под колесами паровоза, который, как ему кажется, выстукивает смертельный ритм. Стихии огня и воды противопоставлены.

Двойник Домби – Каркер. Мечтает поиздеваться над хозяином. Как двойник – должен умереть от огня. Паровоз - чудовище. Каркер боится ж/д, но его к ней тянет. Видя Домби попадает под поезд.

Дом Домби: метафоры склепа, подвала. Чахлые деревья за окном, никогда нет солнца. Зачехленность – саваны. Свадьба с Эдит казалась унылой. Свадьба – карнавал, обручение со смертью. Посаженный отец – одряхлевший щеголь, с моноклем – кукла. Семантика холода ведет к тому, что холод во время крестин Поля встроился в организм мальчика. Живые люди не любят деньги (Уолтер Гэй, Соломон Джилс, семейство Тудлей, Нэд Катль, Флоренс).

Еще одни двойники – Эдит и Элис, женщины с жестокой судьбой, на их примере Диккенс читает мораль. Матери обеих Клеопарта и миссис Браун торговали своими дочерьми. Мать Эдит, Клеопарта Скьютон, ожившая смерть, похожа на Харона. Эдит и Элис совершенно случайно оказываются двоюродными сестрами. Каркер сломал жизнь сначала Элис, потом Эдит. Гордыня (Домби) противопоставлена кротости (Флоренс). Гордые Эдит, Эллис, Домби и Каркер. Те, кто переломил себя – не попали в ад.

За 37 лет Диккенс создал пятнадцать больших романов, множество новел, очерков, путевых заметок.

 


16. Художественные открытия Диккенса. Жанровое содержание романа «Дэвид Копперфильд». Проблема добра и зла в романе.

Чарльз Диккенс (1812-1870) – английский прозаик, классик мировой литературы. Родился в небогатой семье. Отец –«деревенский паразит», мечтатель. Когда Чарльзу было 10 лет, его отца посадили в долговую тюрьму вместе с семьей. Из шести детей Чарльза единственного не взяли, и он был вынужден сам зарабатывать себе на жизнь. С самого детства знал, чего хочет. Его смерть в 1870 стала национальным горем. Его похоронили в Вестминстерском аббатстве, между Шекспиром и Филдингом. Он своеобразная «Золушка», мифологема, человек, который осознанно стремится вверх.

Он так и не простил своих родителей. Работал на фабриках, стал парламентским репортёром. Исколесил всю Англию, побывал на предвыборных митингах, заглянул в тюрьмы, присутствовал на заседаниях суда. В конторе адвоката он познакомился с миром стряпчих, судейских крючкотворов, образы которых позже так часто появляются на страницах его романов. В газете сначала сочинял подписи к картинкам. Постепенно его подписи стали вытеснять картинки. 1835 г – фельетон про Лондон → «Очерки Боза», физиологические зарисовки города, маленький человек в большом городе. Диккенс сентиментален, комизм+поэзия прозы. Комизм Диккенса – буффонада, уличный комизм, низкая сатира - в 1837 г. пишет «Посмертные записки Пиквикского клуба». 1839 г – «Оливер Твист» (мальчик-беспризорник), «Николас Никлби» (новый герой). Диккенс похож на Бальзака. Бальзак воплотил себя в Сешаре, Диккенс – в Копперфилде.

Основные открытия Диккенса:

- маленький английский человек, социальность

- гротескный реализм

- человек через вещь

- психология ребенка, траектория видения ребенка

«Дэвид Копперфилд» - роман автобиографический. Это семейная хроника, стилизация под 17 век, роман написан взглядом ребенка, снизу вверх, все предметы увеличиваются, так как это особенность зрения ребенка. Зрение – первейшее из чувств. Роман о художественном творчестве, философии творчества. Роман-воспоминание.

Копперфилд – сирота. Мать вложила в Дэвида программу жертвы. Отчим Мердстон, уморил ее. Мать в то же время манипулятор Дэвидом и нянькой Пегготи. Мать не жертва, отчасти разрушительница, не смогла вести дом. Мердстон – бульдогообразен, его сестра – железная леди. Ребенок, носитель истины, инстинктивно чувствует, что он злодей. Для Мердстона ребенок – обуза. Пегготи – носитель коллективного сознания, моральный судья, человек из народа. Меняется разбивка на доброе-злое, их теперь нельзя развести по полюсам. Зло остается в мире. Ничто не изменится, все останется таким же. Диктатор (Мердстон) и тряпка (Копперфилд, усилиями матери).

Во время учебы в пансионе по настоянию Мердстона, Дэвид носил табличку «Осторожно – кусается!», потом ее сняли, так как бить ребенка с табличкой на спине сложнее.

Мистер Дик, кузен тетушки Дэвида, безобидный сумасшедший.

Дом Пегготи – ковчег, смысл настоящего домашнего очага.

Смерти: мать, жена-ребенок Дора. Обе разоряют дом, очаг, обе были не в состоянии быть реальными.

Показан процесс психологического взросления, процесс накопления опыта.

Автор отсеивает лишнее, оценивая действие как объект изображения.

Отрицательный – Юрайя Хип, земноводный, слизкий, неприяный. После встречи с ним Дэвид еще долго вытирает руки. Хип – продукт школьной системы.

 

17.Категория судьбы в романе Диккенса «Большие надежды». Диккенс и Бульвер-Литтон. Английский вариант социального романа.

«Большие надежды». Роман написан в 1861 г. Отмечен небывалым пессимизмом Диккенса. Хорошая концовка дописана уже потом. Сначала Диккенс хотел разлучить героев навек.

В окрестностях Рочестера, старинного городка к юго-востоку от Лон­дона, жил семилетний мальчик, прозванный Пипом. Он остался без родителей, и его «своими руками» воспитывала старшая сестра, ко­торая «обладала редкостным умением обращать чистоту в нечто более неуютное и неприятное, чем любая грязь».

Эстелла (дочь каторжника) – воспитанница Мисс Хэвишем.

Роман – семейная тайна; крушение мифа о джентльмене и леди. Рассказывается как Пип стал джентльменом, а Эстелла – леди, и что они при этом потеряли себя. Люди «перерождаются», и становятся суше, черствее.

Две поры больших надежд (два крушения):

1. Пип покидает деревню - получает деньги на которые он должен «стать джентльменом» (Пипу предстоит унаследовать изрядное состояние с условием, что он немедленно уедет из этих мест, оставит прежние занятия и станет молодым человеком, подающим большие надежды. Кроме того, он должен сохранять фамилию Пип и не пытаться узнать, кто его благодетель)

2. Объяснение появления денег: каторжник Абель Мэгвич (Пип когда-то принёс ему хлеб и напильник)

Мисс Хэвишем олицетворяет смерть. Воспитывала Эстелу как месть всем мужчинам за того, который обманул ее и не явился на свадьбу. «Разбивай их сердца, гордость моя и надеж­да, — повторяла она, — разбивай их без жалости!» Она умирает от ожогов (от огня!) Её облепленное ватой лицо – последний подвенечный наряд. Часы навсегда остановились на без десяти девять. Старуха всё время наряжена в подвенечное платье, которое поблекло и пожелтело, висит на иссохшем теле – похожа на смерть. Фата не расправлена Весь дом – неживое пространство, обиталище смерти. Она выращивает из девочки бездушное существо.

       Пип изменяет себе, становится джентльменом. Ему снятся шершавые руки. Когда к нему приезжает Джо (муж сестры, который заменил ему отца, мать и сестру), то он встречает его в халате и выпендривается. Но, когда Пип узнает, что перевоспитал его каторжник, то понимает, что кичиться ему нечем. И перевоплощается обратно в человека. То есть на протяжении романа сначала, происходит расчеловечение, а потом, вочеловечение. Шляпа – знак социальной ступени, социальный проводник («сэр»). Кульминационная сцена с т.зр. оджентльменивания Пипа: Джо передаёт новость о том, что Эстелла и мисс Хевишем ждёт его в гости, Пип приезжает, но даже не заходит к Джо, чтобы не испортить свою репутацию.

Вочеловечение пипа происходит с помощью каторжника Мэгвича и Бидди(деревенская девушка, вышла замуж за овдовевшего Джо). Пип исправляется, а Эстелла – нет. Она говорит мисс Хевишем, почему я должна тебя любить, если ты воспитала меня в ненависти? Эстелла выходит замуж за самого ужасного («Настасья Филипповна»). Эстелла мстит всем, и себе тоже. Мэгвич – это Жан Вольжан по-английски.

Мир, полукриминальный – полуджентльменский. Джеггер - криминальный джентльмен, поверенный, юрист широкого профиля – его боится даже сэндвич, который он собирается съесть. После каждого заседания суда он умывает руки (евангельский текст, позиция невмешательства).

Мифологема домашнего очага – кукольная игрушечная, очаг совмещён с фигурой полуидиота. Мертвящая сила джентльменства. Вывод Диккенса о том, что система не работает. Философия: ни у кого судьба не сложилась. Хотя это и самый гуманистический роман.    

Э.Д.Бульвер-Литтона и Диккенс дружили, но исходные позиции их были разными. «Пелэм, или Приключения джентльмена» (1828) – Бульвер-Литтон создал ироничный текст. В этом романе повествование ведется от первого лица — человека из высшего общества, обладающего всеми необходимыми в его кругу качествами. Он обходителен, превосходно танцует и владеет шпагой, готов к парламентской карьере и имеет литературный талант. Но этого воплощенного денди отличают и другие достоинства, не столь обычные в его кругу. Он добр, привязчив и умен. Роман, и прежде всего фигура главного героя, был задуман автором, чтобы показать, как человек, внутренне независимый, способен избежать дурного влияния света.

Выводы противоположны Диккенсовским, где человек дорывается до джентльменства, а потом расслабляется и становится бездельником. Ты должен стать человеком. У Диккенса это приобретение социального лица, у Литтона приобретение человеческого лица.

Английский вариант социального романа. Англия очень кастовая страна. Главное в системе – стать джентльменом. У Литтона человек сразу рождается джентльменом. И джентльменство – тяжкая социальная работа. Бульвер-Литтон говорит, что эту систему нужно реформировать. Эту кастовость, негибкость и абсолютную зависимость от социального места.

Жизненная философия дендизма. Есть хождение из фрака в человека, а есть наоборот. Из вещи в человека Пелэм, а из человека в вещь - ….

Сатирический код, связанный с просветительством. Социальная сатира: просвещение – ты должен носить модную одежду. Пелэм – реалистичный герой, он весь историчен и социален.   

 

Периодизация французского романтизма. Ранний французский романтизм.

Романтизм был ответом человеческого духа на движение истории, ставшее вдруг до осязаемости наглядным. «Преобразился мир» — такова лаконичная формула эпохи, данная Пушкиным. Р. складывается во второй половине 90-х годов XVIII в. почти одновременно в Германии (Гельдерлин, иенская школа) и Англии (Блейк, Вордсворт и Кольридж); зачатки романтического миросозерцания во Франции сказываются уже в книгах Шатобриана («Опыт о революциях», «Гений христианства», «Атала», «Рене»), Жермены де Сталь («О литературе»), Сенанкура («Оберман»). Р. в существенных чертах был реакцией на Просвещение в особенности на просветительский рационализм, на деле романтики больше взяли, чем отбросили из наследия 18 в. Р. Впитал в себя руссоистскую антропологию с ее культом чувства и природы, с идеей «естественного человека». ВЕХИ I 1800-1814 II 1814-1830 III 1830-1848 I Ранний романтизм (1800-1814) Предромантизм Сенанкур, Шатобриан, Нодье. Идея: дезориентированный современник. II «Средний» (1814-1830) Де Виньи, Сент-Бёв, Дюма, Мюссе, Готье. Романтики начинают оформлять свои мысли- Эпоха манифестов. Социальный характер заключается в том, что все что не происходит должно приносить пользу. Ранний Гюго, Альфред дэ Вильи любили католическую религию – первые католические лозунги, воспевали Христа. Герой не рефлектор, а деятель. Обращались к историческим деятелям. Жанр романтической драмы – старение исторических канонов. (Стендаль, Гюго) Модернизация романтической драмы (Власть злая – я хороший). Ограничители человека. III Поздний Виктор Гюго, Эжен Сю, Жорж Санд. Социально-романтический роман. Как сделать так, чтобы простому человеку из народа было хорошо. М ногие основополагающие художественные идеи Р. оттачивались и формировались, так сказать, объединяя людей противоположных политических взглядов. Главные эстетические установки «Гения христианства» Шатобриана и предисловия к «Кромвелю» Гюго близки. Одна из определяющих черт романтизма — осознанное стремление к созданию обобщенных символических образов. Романтиков привлекали мифы: библейские, античные, средневековые, фольклорные — и они их многократно переосмысляли и обрабатывали. Но главное — они хотели дать свои образы-мифы. Важнейшие черты романтического художественного сознания: символизм, почти мифологическая обобщенность образа и историзм. Исторической колыбелью романтизма был революционный чад. Человек ниже истории. Ведущая тональность – это ностальгия по разрушенному историческому прошлому. Отправным пунктом романтического историзма было осмысление Великой французской революции и начавшейся с нее эпохи. = отсюда особый характер времени у романтиков — они всегда вносят в изображение нечто «призрачное, жуткое и безотчетное». = были не в состоянии уяснить причины и механизм смены эпох. Отчего прошлое уже прошло? Как и когда наступает момент прощания с эпохой? Этими прямо поставленными или подразумевающимися вопросами нередко начинаются и заканчиваются исторические повествования романтиков. С первых шагов романтического искусства в центре его находилась личность, разбуженная историческим процессом, предоставившим ей неограниченное, как казалось вначале, поле деятельности. Это личность, жаждущая понять законы целого — природы, общества, исторического процесса — и включиться в него. В 30—40 -е годы складывается романтический социальный роман (Ж. Санд, Э. Сю, В. Гюго и их подражатели в других европейских странах). Романтический социальный роман разоблачал буржуазную эксплуатацию, лицемерие правящих классов, коррупцию правосудия и в конечном счете несправедливость всего общественного устройства. Творцы социального романа стремились не к анализу, а к символизации социальных противоречий в обобщенных образах кроткого страдания, плебейской гордости, олицетворенной справедливости. Тип служения: я ниже мира. Служитель ниже мира и неоценен миром, гибнет зря (социальный романтизм Франции близок русскому = зависимость человека от истории, так же как и судьба и обстоятельства. Конфликт человека и истории)

Байрон – я и Космос. Деструктивный романтизм – мир должен быть уничтожен. Всякая утопия кончается антиутопией. Конфликт байронического романтизма - миф о Прометее: заново рожденный герой выше мира, мир несовершенен и я могу его исправить – (английский романтизм). Проблема внутреннего у человека- отражение страдания человека, человек должен быть исторически исключен из потока жизни. “Человек толпы”, но внутренне претендует на неповторимость. Частный человек эпохи взятый в историческом ракурсе. Категория характера - сложный, раздробленный, требует изучения. Человек рожденный не выделяется из толпы но внутренне исключительный. История оставляет человека без цели. Шатобриан Шотландский аристократ. Написал несколько художественных произведений и трактатов. 1797«Опыт о революции» дает представление об истории как о какой то бессмысленности. Монархия будет раскрыта изнутри, революция будет закономерна но принесет еще большее зло. Католичество стало напоминать античное многобожие- каждый молится своему личному святому. История это бег по кругу и развитие не возможно. Нация переживает взлет-падение – философия скепсиса. 1802 г - «Гений христианства», философия просвещения, сопоставляется античное искусство- ущербность, изображение только телесных страстей. Средневековое же искусство обращается к человеку духовному. Христианство предлагает дуальную концепцию человека-1.человек страстный, 2. Человек духовный.(дух есть без страсти, отказ от страстей) 1801 - «Атала» (имя индийской девушки). Любимый – Шахтас, юноша из враждебного племени. Любовь двух дикарей. Тип риторического текста, не психологическая повесть, а иллюстративная философия. Любовная страсть. Человек – пассивная игрушка своих страстей и природы. Шатобриан противопоставляет христианский идеал бесстрастия – земной, языческой жизни во страстях. Рваная композиция, описательный уровень субъективный. Вера лучше цивилизации, природы и любви. Отца Обри зверски казнили – сопоставление с Христом. Рене Аристократ, бежал в Америку. Человек «исторически потрепанный». Первый тип лишнего героя во французском романтизме. Психологическая повесть, предмет текучесть человеческой страсти, Рене не способен на страсть Человек – единица нации, переживания обычного человека наделены невероятными страданиями. Рене кругами расширяет свое знание о мире. Страдание- отрицательно, убивает душевные силы.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-12-15; просмотров: 529; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.108.241 (0.06 с.)