Тема: Истоки французской и германской цивилизаций. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема: Истоки французской и германской цивилизаций.



1.Формирование кельтской общности.

2. Кельты и римляне. Итоги романизации региона. Римские города

3. Германские племена и Рим.

4. Роль христианства в жизни галльских и германских племен.

Список литературы.

1. Радугин А.А. Культурология М., 2000.

2. Маркова А.Н. Культурология М., 2001..

3.Зелинский Ф. Ф. История античной культуры. СПб., 1995

4. Кун Н. А. Легенды и мифы Древней Греции. Минск,1989

5. Штоль Г.В. Мифы классической древности: В 2 т. М.,1993

6.История Франции В 3-т, т 1., М.1972

7.Дмитриева Н. Краткая история искусства М., 2004.

 

Тема: Германия и Франция в Средние века.

1. Особенности средневековой культуры.

2. История изучаемого региона.

3. Романское и готическое искусство во Франции и Германии.

4. Средневековая литература. Германия. Франция.

 

Список литературы

1. Готика. Архитектура. Скульптура. Живопись. / Под. ред. Р. Томана. Koemann, 2000.

2. Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. М.,1984.

3. Гуревич А.Я. Культура и общество средневековой Европы глазами современников. М.,1989.

4. Ковалева Т.В. Литература Средних веков и Возрождения. Минск,1989. 5. Ротенберг Е.И. Искусство готической эпохи. М., 2001.

6. Пуришев Б.И. Зарубежная литература Средних веков. М.,1974.

7. Нессельштраус Ц.Г. Искусство Западной Европы в Средние века. Л.;М., 1964.

 

 

Тема: Возрождение и Новое Время. Германия. Франция.

1. Специфика Возрождения и Нового Времени в странах изучаемого региона.

2. «Северное Возрождение».

3. Французское Возрождение. Влияние итальянской и нидерландской школ.

4. Реформация и немецкая культура. Кальвинизм и его роль в жизни Франции.

5. Особенности новоевропейской культуры в Германии и Франции. Французский классицизм.

Список литературы.

1. Либман М.Я. Искусство Германии XV – XVI веков М., 1964.

2. Либман М.Я. Дюрер и его эпоха М., 1972

3. Гликман А. С. Никола Пуссен Л; М 1964.

4. Ротенберг Е.И. Западноевропейская живопись XVII века. М.,1989.

5. Чанышев А.Н. Протестантизм М., 1969.

6. Ян Гус. Лютер. Кальвин. Цвингли. Патриарх Никон. Челябинск, 1996.

7. Каптерева Т.П. Быков В. Искусство Франции XVII века М., 1969.

8. Ковалева Т.В. Литература Средних веков и Возрождения. Минск 1989.

Тема: Эпоха Просвещения в Германии и Франции.

1. Ценности и идеи Эпохи Просвещения.

2. Немецкая и французская литература. Просветители.

3. Французское и немецкое искусство XVIII века.

4. Роль науки в жизни Германии и Франции.

Список литературы.

1.Ренессанс. Барокко. Классицизм. Проблема стилей в западно-европейском искусстве XV – XVIII веков. М., 1966.

2. Золотов Ю.Н. Французский портрет XVIII века. М., 1968.

3. История французской литературы. Гл. ред. В.М. Жирмунский Т 1 – 4 М-Л., 1946 – 1963.

4. Лившиц Н.А. Французское искусство XV -XVIII веков Очерки Л., 1967

5.Волгин В.П. Развитие общественной мысли во Франции в XVIII М., 1958.

6. Французские просветители XVIII века о религии. М., 1960.

7. Кожина Е.Ф. Искусство Франции XVIII века. Л., 1971.

8. Чегодаев А.Д. Ватто М., 1963.

 

Тема 6. Французская и немецкая культура в XIX – ХХ веков.

1.Немецкий романтизм основные принципы и идеи. «Назарейская школа»,. «Дюссельдофская школа».

2. Французский романтизм. Романтическая литература Франции. Романтизм в искусстве Франции.

3. Немецкое и французское реалистическое искусство.

4 Импрессионизм и постимпрессионизм.

5. Основные направления изобразительного искусства ХХ века. Борьба реализма и модернизма. Европейский авангард.

Список литературы.

1. Алпатов М. В. Анри Матисс. М.,1969.

2. Иконников А. В. Архитектура Запада. Мастера и течения. М.,1972.

3. Иконников А.В. Архитектура ХХ века: Утопии и реальность. М., 2002.

4. Калитина Н.Н. Французское изобразительное искусство конца XVIII – ХХ веков. Л.,1990.

5. Кантор А.М. Изобразительное искусство ХХ века. М., 1973.

6. Крючкова В.А. Кубизм. Орфизм. Пуризм. М., 2000.

7. Ревалд Дж. Постимпрессионизм. Л.;М., 1962.

8. Сарабьянов Д.В. Модерн. История стиля. М., 2001.

9. Современное западное искусство ХХ века. М.,1988.

10..Яворская Н.В. Современная французская живопись. М.,1977

СПИСОК ЛитературЫ

Обязательная

Культурология. ХХ век. Энциклопедия. В 2-х тт. - СПб., 1998.

2. Очерки по истории мировой культуры./ Под ред. Т.Ф.Кузнецовой. - М., 1997.

3. Самосознание европейской культуры ХХ века. - М., 1991.

Современная западная философия. Словарь. - М., 1991.

5. Хюбшер А. Мыслители нашего времени. Справочник по философии Запада ХХ века. - М., 1994.

Дополнительная

6. Бенеш О. Искусство Северного Возрождения М., 1973.

7. Вологин В.П. Развитие общественной мысли во Франции в XVIII. М., 1958.

8. Гликман А.С. Никола Пуссен Л., М., 1964.

9. Губман Б.Л. Западная философия культуры XX века. - Тверь, 1997.

10. Егорова К.С. Ян Ван Эйк. М., 1965.

11. Ерасов Б.С. Социальная культурология. - М., 1994, 1996.

12. Иконников А.В. Архитектура ХХ века: Утопии и реальность. М., 2001.

13. Искусство. Романское искусство. Готика. Возрождение. Барокко. М., 2001.

14. Каптерева Т.П., Быков В. Искусство Франции XVII века. М., 1969.

15. Культурология // Под ред. Г.В.Драча. - Ростов-на-Дону, 1995.

16. Лазарев В.Н. Братья Ленен. Л., М., 1936.

17. Либман М.Я. Дюрер и его эпоха. М., 1972.

18. Либман М.Я. Искусство Германии XV – XVI веков. М., 1964.

19. Лившиц Н.А. Францезское искусство XV – XVIII веков. Л., 1967.

20. Лурье С.В. Историческая этнология. - М., 1997.

21. Любимов Л.Д. Искусство Западной Европы: Средние века. Возрождение в Италии. М., 1996.

22. Немилова И.С. Жорж де Латур. Л., М., 1958.

23. Нессельштраус Ц.Г. Искусство Западной Европы в средние века. Л., М., 1964.

24. Петрусевич Н.Б. Искусство Франции XV – XVI веков. М., 1973.

25. Ренессанс. Барокко. Классицизм. Проблема стилей в западно-европейском искусстве XV – XVIII веков. М., 1996.

26. Ротенберг Е.И. Искусство готической эпохи. М., 2001.

27. Сказкин С.Д. Очерки по истории западно-европейского крестьянства в средние века. М., 1968.

28. Современная западная социология Словарь.- М., 1990.

29. История французской литературы. Гл. ред. В.М. Жирмунский Т 1 – 4 М-Л., 1946-1963.

30. Шпенглер О. Закат Европы. - Тт.I-II. - М., 1993, 1998.

31. Французские просветители XVIII века о религии. М., 1960.

Методические рекомендации по организации самостоятельной работы.

Одним из важнейших навыков, которыми должен овладеть студент в процессе изучения курса культура изучаемого региона является умение читать и комментировать текст, отвечать на проблемные вопросы. В практикуме приводятся отрыв­ки из работ авторов, принадлежащих к разным направлениям культурфилософской мысли Франции и Германии, студент должен внимательно ознакомиться с текстом, найти и подчеркнуть ключевые слова и понятия, а затем письменно ответить на поставленные вопросы к тексту.

 

Текст 1

Человек воспитывается только путем подражания и упражнения: прообраз переходит в отображение, лучше всего назвать этот переход преданием или традицией. Но нужно, чтобы у человека, подражающего своему прообразу, были силы, чтобы он воспринял все, что сообщают, что передают ему, что возможно сообщить и передать, чтобы он усваивал и преобразовывал в свое существо все это сообщенное. (И. Гердер)

1. Подчеркните ключевые слова.

2. Выявите основную проблему.

 

Текст 2

Теперь, когда изысканность и утонченный вкус свели искусство нравиться к определенным правилам, в наших нравах воцарилось пошлое и обманчивое однообразие, и кажется, что все умы отлиты по одному образцу. Вежливость предъявляет бесконечные требо­вания, приличия повеливают; люди следуют обычаю, а не собственному разуму и не смеют казаться тем, что они есть на самом деле. (Ж.-Ж. Руссо)

 

1. Какие две культурфилософские проблемы ставит перед собой автор?

2. Какие идеалы близки Руссо?

Текст 3

Не даем мы тебе, о Адам, ни определенного места, ни собственного образа, ни особой обязанности, чтобы и место, и лицо, и обязанность ты имел по собственному желанию, согласно твоей воле и твоему решению. Я ставлю тебя в центре мира, чтобы оттуда тебе было удобнее обозревать все, что есть в мире. Я не сде­лал тебя ни небесным, ни земным, ни смертным, ни бессмертным, чтобы ты сам, свободный и славный мастер, сформировал себя в образе, кото­рый ты предпочтешь. Ты можешь переродиться в низшие, неразумные существа, но можешь переродиться по велению своей души и в высшие божествен­ные. (Пико делла Мирандола)

1. Определите, к какой эпохе относится автор. Почему?

2. Дайте свое толкование текста.

 

Текст 4

Все сомнения, все жалобы на хаос, на почти незаметные успехи благо­го начала в человеческой истории проистекают оттого, что странник, погруженный в скорбь, наблюдает лишь очень короткий отрезок пути. Если бы более широко он взглянул окрест себя, если бы он беспристрастным взором сравнивал хотя бы более или менее известные по истории эпохи, а, кроме того, проник бы в естество человека и поразмыслил над тем, что такое разум и истина, то он не стал бы сомневаться в самой достоверной естественнонаучной истине. (И. Гердер)

 

1. Как вы думаете, с какими авторами ведет полемику И. Гердер, что является ее предметом?

2.Какие ценности и идеалы отстаивает немецкий мыслитель?

 

Текст 5

Итак, лишь из рассмотрения самой всемирной истории должно выясниться, что ее ход был разумен, что она явля­лась разумным, необходимым обнаружением мирового духа - того духа, природа которого, правда, всегда одна и та же, но который проявляет эту свою единую природу в мировом наличном бытии.

1. Определите автора.

2. Выявите круг проблем.

 

Текст 6

Я хотел сказать: христианство до сих пор было наиболее роковым ви­дом зазнайства человека. Люди недостаточно возвышенного и твердого характера для того, чтобы работать над человеком в качестве художни­ков, люди недостаточно сильные и дальновидные для того, чтобы решиться на бла­городное самообуздание и дать свободу действия тому первичному зако­ну природы, по которому рождаются и гибнут тысячи неудачных существ, люди недостаточно знатные для того, чтобы видеть резкую разницу в рангах людей... такие люди с их "равенством перед Богом" управляли до сих пор судьбами Европы, пока, наконец, не появилась взлелеянная их стараниями, измельчавшая, почти смешная порода, какое-то стад­ное животное, нечто добродушное, хилое и посредственное - нынешний европеец... (Ф. Ницше)

 

1. Как вы думаете, с чем связана столь жесткая критика Ф.Ницше европейской культуры, основанной на христианских ценностях?

2. Какие негативные тенденции в развитии европейской культуры заметил Ницше?

3. Что такое в понимании Ницше "первичный закон"?

Текст 7

Новое возникшее в эту эпоху в трех упомянутых культурах (Китай, Индия, Запад) сводится к тому, что человек осознает бытие в целом, самого себя и свои границы. Перед ним открываются ужас мира и собственная беспомощность. Стоя над пропастью, он ставит радикальные вопросы, требует освобождения и спасения. Осознавая свои границы, он ставит перед собой высшие цели, познает абсолютность в глубинах самосознания и в ясности трансцендентного мира. (К. Ясперс)

 

1. Что же нового появляется согласно позиции Ясперса в китайской, индийской и западной культурах?

2. Опираясь на текст, определите, к какому направлению относится автор.

Ваши аргументы?

Текст 8

По-моему, однако, надо без колебаний отметить, что идея подобного переворота покоится на иллюзии, граничащей с бредом. Ведь на какие технические усовершенствования ни оказалось бы способно общество, оно не может стать подлинным субъектом, оно всегда будет лишь квазиличностью, псевдосубъектом. Поведение, на которое оно способно, рядом с жизнью или действиями мудреца в лучшем случае подобно электронному мозгу рядом с мыслящим существом. (Г.Марсель)

 

1.Почему общество, по мнению Г.Марселя, неспособно приобрести свойства, которыми традиция наделила личность мудреца?

2. Кого Марсель считает подлинным субъектом?

Текст 9

По мере духовного и материального развития культуры раздвигаются границы ее участков, где элемент игры отсутствует или малозаметен, за счет тех, где игре открыты все пути. Культура в целом становится более серьезной. Кажется, что закон и война, ремесло, техника и познание теряют контакт с игрой. Даже культ, который когда-то находил в священнодействии широкий простор для экспрессии в игровой форме, участвует, по-видимому, в этом процессе. Оплотом цветущей и благородной игры тогда остается поэзия.

 

1.Подчеркните ключевые слова. Определите автора текста.

2. Дайте свое толкование.

Текст 10

Индийская культура, в которой идея (брахманской) нирваны является чрезвычайно ярким выражением самой неисторической души, какая только может существовать, никогда не имела даже самого слабого чувства «когда», в каком бы, то ни было смысле. Не существует ни индийской астрономии, ни индийского календаря, ни, стало быть, индийской истории, поскольку под этими понятиями подразумевается сознание живого развития. (О. Шпенглер)

 

1. В чем, по мнению О. Шпенглера, заключается специфика существования индийской культуры?

2. Как вы думаете, почему не существует ни индийской астрономии, ни индийского календаря?

 

Темы реферативных работ

Для того чтобы верно выполнить реферативную работу необходимо предварительно составить план работы, который в значительной степени отражал бы специфику наследия автора или особенности культуры, избранной вами в качестве объекта исследования. Вторая стадия предполагает изучение литературы и источников по данной теме. Автор внимательно анализирует существующие точки зрения по данной проблеме, высказывает свою собственную позицию. Третья стадия включает в себя написание небольшого эскиза, где анализируется одна из основных проблем данной работы. И, наконец, последняя стадия это написание основного текста. Особое внимание следует уделить введению, где должна быть обоснована актуальность исследования, представлены изученность проблемы, основные цели и задачи исследования. Заключение вашей работы должно отражать основные выводы, к которым вы пришли в процессе вашего исследования, выбранной темы.

 

1.Истоки формирования французской и немецкой цивилизаций.

2.Рим и германские племена

3.Категории средневековой культуры.

4.Христианство и культура изучаемого региона

5.Средние века. Романское и готическое искусство.

6.Средневековая литература в Германии и Франции.

7.Возрождение во Франции.

8. «Северное Возрождение»

9.Реформация и немецкая культура.

10.Культура Нового времени. Французское искусство XVII века.

11.Французская литература – драматургия.

12. Эпоха Просвещения – идеи и ценности. Французское искусство XVIII века.

13.Немецкая культура XIX века. Немецкий романтизм основные принципы и идеи.

14.Французский классицизм последней четверти XVIII первой трети XIX века

15. Роль науки в жизни Германии и Франции.

16. Эстетика классицизма Жак Луи Давид и его последователи.

17. Немецкое реалистическое искусство

18.Французский романтизм. Романтическая литература Франции.

19. Импрессионизм и постимресионизм.

20. Изобразительное искусство ХХ века. Основные направления. Фовизм, кубизм, пуризм, дадаизм, сюрреализм, абстракционизм, экспрессионизм.

Основные понятия, используемые в процессе преподавания курса «Культура изучаемого региона».

Авангард – совокупность сложных, новаторских движений и направлений в художественной культуре ХХ века, которые характеризуется тотальной критикой традиций новоевропейского искусства, отказом от утвердившегося в Новое время натуралистического изображения окружающей действительности, стремлением создать новые художественные формы. Представители авангарда стремились утвердить и абсолютизировать найденные или изобретенные ими самими формы, способы и приемы и методы художественного изображения. Авангард представлен совершенно различными течениями в современном искусстве и литературе: футуризм, конструктивизм, супрематизм, лучизм, сюрреализм,. концептуализм, минимализм.

Аксиология – учение о ценностях, их происхождении, сущности, функциях типах и видах.

Антиномичность культуры – выражение внутренней сложности культуры, представляющей собой многоаспектный феномен. Антиномия как единство двух противоречащих друг другу, но одинаково обоснованных суждений находит свое выражение в культуре.

Античная культура – тип культуры, связанный с историей Древней Греции и Рима, где формируются ценности и идеи антропоцентризма, рациональности, состязательности, составлявшие основу мировоззрения античного человека и повлиявшие на формирование соответствующих культурных форм.

Ассимиляция – процесс, в результате которого члены одной этнической группы утрачивают свою первоначально существовавшую культуру и усваивают культуру другой этнической группы, с которой они находятся в непосредственном контакт.

Апсида – полукруглый или многоугольный выступ с восточной стороны церкви позади главного алтаря.

Аркада – ряд одинаковых арок, опирающихся на колоны или столбы.

Базилика – прямоугольное в плане здание, разделенное внутри рядами колонн или столбов на продольные нефы.

Барокко – одно из главных стилевых направлений в искусстве. Европы конца 16- середины 18 веков. Отразило представления о сложности многообразии и изменчивости мира. Основная идея барокко – красота, торжественность, высокопарность.

Вестернизация – полная или частичная переориентация сообществ, исходно не принадлежавших к западно-христианской культурной традиции, на социокультурное развитие по образцу развитых стран Запада или заимствование отдельных элементов западной культуры, начинающих играть значительную роль в жизни данного сообщества.

Витраж - орнаментальная или сюжетная декоративная композиция из стекла, пропускающая свет. Цветные витражи в окнах готических соборов создают игру окрашенного света в интерьере.

Время культуры – важнейший аспект модели мира, характеристика длительности существования, ритма, темпа, последовательности, координации смены состояний культуры в целом и ее элементов, а также их направленности для человека.

Динамика культуры – раздел теории культуры, в рамках которого изучаются процессы изменчивости в культуре, их обусловленность, направленность сила выраженности, а также закономерности адаптации культуры к новым условиям, факторы, определяющие изменения в культуре, условия и механизмы, реализующие эти изменения.

Дифференциация культурная - качество изменений в культуре, которое связано с разделением, вычленением, отделением ее частей от единого целого.

Европоцентризм - культурфилософская и мировоззренческая установка, согласно которой Европа с присущей ей духовной жизнью, экономическим укладом является центром мировой культуры и цивилизации.

Знак – материальный объект (артефакт), выступающий в коммуникативном или трансляционном процессе аналогом другого объекта, замещающий его. Знак является основным средством культуры, с его помощью осуществляется фиксация и оценка индивидуальной и общезначимой информации о человеке и мире в культурных текстах, общение индивидов и социальных групп между собой.

Знаковая система – совокупность знаков, обладающих внутренней структурой, явными или неявными правилами образования, осмысления и употребления ее элементов и служащая для осуществления индивидуальных и коллективных коммуникативных и трансляционных процессов.

Искусство – форма культуры связанная со способностью субъекта к эстетическому освоению жизненного мира, его воспроизведению в образно-символическом ключе при опоре на ресурсы творческого воображения.

Искусствознание – совокупность наук обо всех видах художественного творчества, их месте в общемировой культуре. Структурно искусствоведение делится на три основных раздела: историю искусства, теорию искусства, художественную критику, каждый из которых решает свои собственные искусствоведческие проблемы.

Историзм – принцип рассмотрения мира, природных и социально-культурных реалий в динамике их изменения становления и развития во времени.

Историческая типология культуры - классификация культур по типу и определение места конкретной культуры в мировой истории.

Коммуникация социокультурная – процесс взаимодействия между субъектами социокультурной деятельности с целью передачи или обмена информацией посредством принятых в данной культуре знаковых систем, приемов и средств их использования.

Контркультура – понятие в современной культурологии и социологии используется для обозначения социокультурных установок, противостоящих фундаментальным принципам, господствующих в конкретной культуре (Т. Розак).

Конфликт культурный - одна из стадий противоречий в ценностно-нормативных установках позициях, суждениях между отдельными личностями, социальными группами и внутри них.

Культура - исторически, определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в способах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных или духовных ценностях. Существуют различные классификации данного понятия: антропологические, социальные, философские определения.

Культура Возрождения - период в истории мировой культуры, охвативший в основном страны Западной Европы, и связанный с новой интерпретацией античных ценностей, главная из которых антропоцентризм легла в основу творчества практически всех деятелей эпохи Ренессанса.

Массовая культура – один из феноменов культуры ХХ, характеризирующийся всеобщими стереотипами поведения, влияющими на рефлексию и поведение современного человека.

Наука – область культуры, связанная со специализированной деятельностью по созданию системы нового знания о природе, обществе и человеке.

Национальные религии – религии, сложившиеся в рамках определенных государств или этнических общностей и не получившие широкого распространения у других народов

Норма культурная -стандарт культурной деятельности регулирующий поведение людей, свидетельствующий об их принадлежности к конкретным социальным и культурным группам и выражающий их представление о должном, желательном.

Образ – явление, возникающее как результат запечатления одного объекта в другом, выступающем в качестве воспринимающей формации- духовной или физической.

Обычай – исходный, наиболее простой тип культурной регуляции на основе целостных образцов, привычных образцов поведения, совершаемого по установленному поводу в определенное время и определенном месте.

Реконструкция культуры – один из методов изучения культуры посредством ее моделирования в качестве целостной системы.

Рефлексия культурная – состояние сознания, ориентированное на переосмысление культурных явлений, собственного культурного опыта в поисках новых парадигм развития культуры.

Ритуал – исторически сложившаяся форма предсказуемого, социально санкционированного упорядоченного символического поведения, в которой способ и порядок исполнения действия строго канонизированы и не поддаются рациональному объяснению в терминах средств и целей.

Сакральное – священное, важнейшая мировоззренческая категория, выделяющая области бытия и состояния сущего, воспринимаемое сознанием как принципиально отличные от обыденной реальности.

Самобытность – существенное и постоянное проявление тех компонентов культурного достояния общества, которые придают ему своеобразие отличающие его от других подобных культурных образований.

Самоорганизация в культуре – проявление внутренней способности и возможности культуры реализовать самоосуществляемые процессы своего регулирования.

Семиотика - наука о знаках и знаковых системах, знаковом поведении и знаковой лингвистической и нелингвистической коммуникации.

Семиотическая культура - понятие, сформировавшиеся в процессе активизации исследовательского внимания к символической организации культуры, характеризующее культуру с точки зрения ее знаковости, специфичности характеристик процессов значения и понимания культурно значимой информации, закрепленной в культурных текстах.

Символическое воображение – способность человека, связанная с процессом культурного творчества, в процессе которого он создает и использует символические формы.

Синтез (греч. – соединение, сочетание) – соединение различных элементов в единое целое, качественно отличное от простой их суммы.

Смыслы культурные – конструкты, связанные с культурными объектами как со знаками, т.е. являющиеся их информационным, экспрессивным содержанием.

Средневековая культура – период в истории культуры (V – XVII в.в.), когда появляются новые направления в литературе и архитектуре, базирующиеся на идеях теоцентризма, символизма, корпоративности.

Стиль – устоявшаяся форма художественного самоопределения эпохи, региона, нации, социальной или творческой группы, либо отдельной личности.

Субкультура - особая сфера культуры, суверенное, целостное образование внутри господствующей культуры, отличающиеся собственным ценностным строем, обычаями нормами (элитарная культура, массовая культура).

Субэкумена – устойчивая коалиция культур, связанных единой вселенской религиозно-философской традицией.

Таксономия культурная – система классификаций повторяющихся культурных черт, характеризующих данную культуру как уникальную модель или комплекс элементов.

Традиции – социальное и культурное наследие, передающееся от поколения к поколению и воспроизводящееся в определенных обществах и социальных группах в течение длительного времени.

Транскультурации инверсия – термин для определения направления транскультурации, в процессе которого представители более развитой, престижной или господствующей культуры переходят на позиции культуры «малой», ассоциируя себя с данной культурой.

Универсалии культурные - наиболее распространенные в социокультурной практике культурные формы, отличающиеся сравнительным единообразием своих черт у самых разных народов.

Форма культурная – совокупность наблюдаемых признаков и черт всякого культурного объекта, отражающих его утилитарные и символические функции, на основании которых производится его идентификация и атрибуция.

Ценности – важнейшие компоненты человеческой культуры, связанные с экзистенциальной активностью субъекта культурного творчества.

Цивилизация – межэтническая, культурно-историческая общность людей, основания и критерии для выделения которой, как правило, разнятся в зависимости от контекста и целей применения этого термина. Понятие цивилизации появилось еще в античную эпоху. И использовалась авторами как высшая стадия социокультурного развития общества. В ХХ веке О. Шпенглер, А. Тойнби формулировали значение этого термина как локальной общности с выраженной социокультурной спецификой.

Шок культурный – первоначальная реакция индивидуального или группового сознания на столкновения индивида или группы с инокультурной реальностью.

Эзотерическая культура – (тайное, сокровенное знание для посвященных) древнейшая и неотъемлемая часть общей культуры человечества, содержит систему самых общих представлений о происхождении, строении и мировом порядке.

Этногенез – исторический процесс происхождения этносов от их зарождения до формирования целостных этносоциальных организмов и их специфических этнокультурных систем.

Этнография - общественная наука, изучающая происхождение этносов, их основные характеристики и свойства, межэтнические отношения, а также социально-культурные изменения в жизни сообществ, обусловленные этническими процессами.

Элитарная культура (от франц.elite – отборное, выбранное, лучшее) – субкультура привилегированных групп общества, характеризующаяся принципиальной закрытостью, духовным аристократизмом, самодостаточностью.

Язык культуры – совокупность культурных объектов, обладающая внутренней структурой, явными или неявными правилами образования, осмысления и употребления ее элементов, и служащая для осуществления коммуникативных и трансляционных процессов.

Ярус – единица членения здания в зависимости от назначения внутренних помещений может иметь конструктивные и декоративные особенности.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-19; просмотров: 420; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.150.89 (0.11 с.)