Специальность: 032301 - регионоведение 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Специальность: 032301 - регионоведение



 

Обсуждено на заседании

кафедры теории и истории

культуры–––––––––––––– 2007 г Протокол –––––

 

Зав. кафедрой Составитель

д.ф.н., проф. Б.Л. Губман к.ф.н. доц. С.П.Бельчевичен

 

ТВЕРЬ 2007

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Курс состоит из нескольких разделов: где анализируются особенности культуры Германии, Франции.

Цель курса. Цель исторических разделов курса - познакомить (в соответствии с проблемно-хронологическим принципом изложения) слушателей с историей культуры Германии и Франции, категориальным аппаратом данной области знания, раскрыть существо основных проблем современного регионоведения. Цель исторического раздела - дать представление о специфике и закономерностях развития данных культур.

Задачи курса. Проследить истоки формирования французской и немецкой цивилизаций, рассмотреть процессы этногенеза, формирования французской и немецкой этнической общностей. Осуществить знакомство с основными направлениями немецкой и французской архитектуры и литературы в их эволюционном развитии. Показать особенности религиозной жизни данного региона, процессы Реформации в Германии, особенности протестантизма во Франции. Рассмотреть основные этапы развития культуры данных стран дать их развернутую характеристику, выделить доминирующие в той или иной культуре ценности, значения и смыслы, составляющие её историко-культурное своеобразие.

Знания, умения навыки, приобретаемые слушателями в результате изучения дисциплины.

Студент, прослушавший курс «Культура изучаемого региона», должен знать:

1. Особенности формирования и основные достижения материальной и духовной сферы, изучаемых культур, социокультурные традиции, сложившиеся в этом регионе.

2. Место данных культур в истории мировой культуры.

3. Основные методологические подходы культурологического анализа: социологический, компаративистский, историко-функциональный, типологический, системно-структурный, историко-теоретический, герменевтический.

4. Уметь интерпретировать текст, работать с источником.

 

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

Природные условия. Начало этногенеза. Формирование кельтской общности. Кельтская колонизации Галлии. Экономика. Быт, религия. Кельты и римляне. Итоги романизации региона. Римские города. Культура римского города. Германские племена и Рим. Роль франков, бургундов в колонизации Севера Галлии. Формирование варварских королевств.

Распространение христианства и его становление и роль в жизни галльских и германских племен. Формирование культа, вероучения. Первые вселенские соборы Язычество и христианство.

Средние века. Категории средневековой культуры. История региона. Основные черты и этапы развития романской архитектуры. Романское искусство во Франции. Готика. Принципы и идеи готики. Школы. Средневековая литература. Эпические произведения Героический эпос, куртуазный роман во Франции и Германии. «Песнь о Нибелунгах», «Песнь о Роланде», «Тристан и Изольда».

Основные идеи и ценности эпохи Возрождения. Литература эпохи Возрождения во Франции. Особенности немецкой литературной традиции. Архитектура: традиции и новации. Искусство Франции и Германии. Северное Возрождение. Нидерланды. Особенности творчества Яна ван Эйка и Рогир ван дер Вейдена. «Мистическое» искусство И. Босха. Вершина нидерландского ренессанса: Питер Брейгель Старший. Немецкое Возрождение. Философские искания А. Дюрера. Последователи и противники Дюрера: Матиас Грюневальд, Ганс Бальдунг Грин, Ганс Гольбейн Младший и др. Французское Возрождение. Влияние итальянской и нидерландской школ. Жан Фуке – родоначальник французского ренессансного искусства. Портретная живопись Жан Клуэ, пластика Жана Гужона.

Реформация и немецкая культура. Причины реформации. Её особенности в Германии. Учение Лютера, догматика, культ, вероисповедание. Кальвинизм – тенденции становления и развития. Влияние Кальвинизма на социальную жизнь Франции.

Культура Нового времени. Французское искусство XVII века. Формирование Французской национальной школы, становление классицизма его особенности. Луи Ленен, Жорж де Латура – «живописцы реального мира». Создатель классицистического направления в живописи Франции Никола Пуссен. Теория и практика классицизма. Клод Лоррен – лирическая линия классицистическом искусстве Франции. Симон Вуэ – «первый живописец короля».

Правление Людовика XIV – вершина французского абсолютизма. Официальное искусство. Академия архитектуры. Классицизм как официальное направление во французской архитектуре. Клод Перро, Луи Лево, Андре Ленотр, Шарль Лебрен. Французская литература – драматургия Корнеля, Расина.

Искусство Западной Европы в XVIII веке. Эпоха Просвещения – идеи и ценности. Французское искусство XVIII века. Рококо - новый стиль во французской культуре и его идеологи: Жан Антуан Ватто, Франсуа Буше, Жан Оноре Фрагонар. Французские просветители Монтескье, Вольтер, Гольбах, Руссо и их роль в формирование новой просветительской идеологии. Просвещение и искусство. Вторая половина XVIII века – портрет, бытовой жанр - Жан Батист Симеон Шарден, Жан Батист Грез, Морис Кантен да Латур.

Французская скульптура - на перекрестке влияний. Г. Кусту, Пигалль, О. Пажу, К. Мишель, Э.М. Фальконе, Ж. А. Гудон.

Немецкая культура XIX века. Немецкий романтизм основные принципы и идеи. «Назарейская школа» - Ф. Овербек, Ю. Шнорр фон Карльсфельд, П.Корнелиус. «Дюссельдофская школа» - В. Шадов, К.Ф. Зон, Т. Хильдебрандт. Немецкое реалистическое искусство - Адольф Менцель, Вильгельм Лейбль.

Французский классицизм последней четверти XVIII первой трети XIX века.

Эстетика классицизма Жак Луи Давида и его последователи: Франсуа Жерар, Антуан Гро, Жан Огюст Доменик Энгр.

Французский романтизм. Романтическая литература Франции: Ламартин, Гюго, Стендаль, Мюссе, Готье, Бодлер.

Романтизм в искусстве Франции. Теодор Жерико, Эжен Делакруа. Французский реализм середины XIX века и его представители: Теодор Руссо, Жюль Дюпре, Камиль Коро, Гюстав Кюрбе. Импрессионизм и постимресионизм. Принципы идеи, поиск новых форм художественного самовыражения. «Батиньольская школа». Базиль, Писсарро, Сезанн, Клод Моне, Ренуар, Дега, Моризо. Эдуард Мане, Сера, Синьяк, Поль Гоген.

Искусство ХХ века. Основные направления и тенденции. Архитектура- функционализм, архитектурный экспрессионизм, национальный романтизм. Изобразительное искусство ХХ века. Основные направления. Фовизм, кубизм, пуризм, дадаизм, сюрреализм, абстракционизм, экспрессионизм.

 

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

(Распределение часов по темам и видам учебных занятий)

Наименование разделов и тем Всего Лекции Практика Сам. Раб.  
1.Истоки формирования французской и немецкой цивилизаций.   2.Христианство и культура изучаемого региона 3.Средние века. Романское и готическое искусство. 4. Средневековая литература в Германии и Франции. 5. Возрождение во Франции. 6. Реформация в Германии 7. Культура Нового времени. Французское искусство XVII века. 8. Французская литература – драматургия. 9. Эпоха Просвещения – идеи и ценности. Французское искусство XVIII века. 10. Немецкая культура XIX века. Немецкий романтизм основные принципы и идеи. 11.Французский классицизм последней четверти XVIII первой трети XIX века. 12.Эстетика классицизма Жак Луи Давид и его последователи. 11. Немецкое реалистическое искусство 12.Французский романтизм. Романтическая литература Франции. 12. Импрессионизм и постимресионизм. 13. Изобразительное искусство ХХ века. 14. Основные направления. Фовизм, кубизм, пуризм, дадаизм, сюрреализм, абстракционизм, экспрессионизм. 15. Подведение итогов.   ВСЕГО                                                                       .     2.     .                                                     Учеб.   Моногр   Учеб.   Доклад   Доклад   Доклад  

Планы и Методические указания по Подготовке к семинарским занятиям

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-19; просмотров: 329; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.180.244 (0.006 с.)