Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Воображаемый мир в кругозоре воображающего героя.
В этом разделе мы рассмотрим, как соотносятся между собой границы кругозора героя[130] и границы воображаемого мира. Как известно, кругозоры персонажей освещены в произведении с разной степенью полноты в зависимости от значимости для автора. Кругозор воображающего героя интересует автора как основной предмет изображения[131]. В произведении «Сердце пустыни» А. Грина[132] герой по имени Консейль творит притягательный топологический образ, используя в качестве «материала» внутренний мир путешественника Стиля, увлечённого таинственной красотой мира, которую он, как ему кажется, угадывает в бесконечном пространстве дикого леса Африки. Ценностное противоречие, задаваемое изначально, – это противопоставление «изысканного», «скептического ума», «пустоты» и «холода души», сложной «игры» и жизни «не всерьёз» – с одной стороны, и «горячего сердца», живущего «всерьёз» и тянущегося к смыслу и красоте как «зерну» жизни – с другой. Первый полюс представлен Консейлем и его друзьями – «африканскими снобами», единственное занятие которых – создавать «легенды, (…) тонко обработанные (…) меж бокалом шампанского и арией Жосселена», оформлять «видения, возникающие в рисунке из дыма крепких сигар» в образы-мифы, которые затрагивают воображение людей, заставляют достраивать на их основе воображаемые сюжеты и строить поступки с учётом их «реальности». Второй – Стилем, «детская вера» и «серьёзные глаза» которого складываются в образ «сложной простоты», скрытой глубины и душевной силы, способной направить его на поиск того, что кажется ему сутью и красотой жизни, недоступной в обыденном пространстве. Изначально ироничное отношение Консейля к Стилю (как к «материалу» для игры) – это часть более широкой иронической оценки такой жизненной позиции, для которой характерен живой интерес к жизни, вера в существование чего-то «настоящего», «стóящего». В кругозоре Консейля воображаемый «мир цветущей заброшенности» - это игра с чужими ценностями, их образная конкретизация. Положение воображаемого «мира цветущей заброшенности» в кругозоре Консейля меняется к финалу. Само финальное событие «открытия сердца» между двумя персонажами происходит как уподобление их друг другу, как сближение их ценностных горизонтов. Взгляд услышавшего о якобы существующем в центре леса мире и обретшего цель Стиля «напоминал взгляд проснувшегося»; «порозовевшее» от волнения лицо Консейля, узнавшего, что Стиль воплотил сфантазированный воображаемый мир в реальность, и его фраза «я долго спал» открывают образ «ожившего» от духовной смерти героя. Вымышленная Консейлем, изначально чуждая ему оценка, характеризующая прекрасный уединённый мир (в его центре «тихо напевающий голос женщины», в целом «казалось, эти люди сошлись петь») и прозвучавшая эхом в отзыве Стиля («я всегда любил открытия, подобно хорошей песне трогающие сердце»), в финале вдруг становится созвучной изначально отрицаемому («давно забытая музыка прозвучала в его душе»).
В произведении В. Набокова «Terra incognita»[133] герой-рассказчик, путешественник-ботаник, находясь в дебрях тропического леса, из-за подхваченной лихорадки постепенно погружается в «странную галлюцинацию», перед смертью проваливаясь в неё окончательно. Неопределённое «что-то такое», что по уверению героя «всё хочет проступить», оказывается предсмертным видéнием, субъективно оформленным в образ «меблированных комнат небытия». В ценностном кругозоре героя безопасность и уют жизни абсолютными анти-ценностями изначально не являются: семья его товарища-энтомолога Грегсона описывается им в свете тёплого приятия, и образ этой семьи включает образ дома и жены, «старухи-кухарки», и «попугаев», и «многого другого», к чему «жаль» никогда не вернуться. Именно самочинное замещение реальности жизни – пространства «бесценных открытий» и «диковинного неведомого» – небытиемнаступающей на него смерти заставляет героя ценностно определиться. Образ оплотнённого в специфический локус комнаты видéния строится через ценностное вытеснение «подлинно значимого» и разрушение целостного образа бытия. Герой, погружающийся в смерть постепенно, переживает мучительную раздвоенность и вытеснение «индивидуального» и «подлинного» («вот этого дивного и страшного тропического неба») «фальсифицированным» образом обобщённо-безликой квази-реальности («декорации смерти: правдоподобная мебель и четыре стены»).
Именно благодаря встрече с воображаемым локусом «меблированной комнаты небытия» для героя проясняется принципиальная целостность и наделённость конкретным, индивидуальным смыслом его конечного существования (именно в момент смерти и встречи с воплощённым в видéнии анти-смыслом, он как никогда точно может ответить на вопрос о смысле своего движения вглубь тропического леса, который задавался ему их случайным спутником Куком, и о значении пройденного жизненного пути вообще). В новелле Р. Бредбери «Морская раковина»[134] воображаемый мир героя-ребенка (мальчика Джонни) рождается из взаимодействия с особой «штуковиной» – морской раковиной, которая предлагается ему взрослыми как развлечение, утешающее в момент болезни и телесной неподвижности, когда последние дни лета невозвратимо проходят мимо. Сама раковина описывается в горизонте восприятия ребёнка как «гладкое», «блестящее», «переливающееся» «что-то» («штуковина»). Возникает образ чего-то «неопредёленного», внутри которого скрыто нечто ценное, что сразу задаёт ценностное противопоставление «поверхности» и «глубины». Способ обращения с раковиной (так сказать, «правила игры», заданные взрослыми) – это умозрительное фантазирование (мама и доктор предлагают ребёнку представить море и будущую поездку туда). Однако Джон открывает свой способ возможного воображаемого движения и углубления «внутрь» желанного мира летних радостей и игр. Он подносит раковину к «жадному ушку», и шум воображаемого моря рождает образ иных пространства и времени, ценностно противоположных действительным. «Противопоставленность» миров поддерживается самим их «звучанием». В мире действительном звуки «поверхностны»: муха жужжит и бьётся о поверхность оконного стекла, с этим звуком сопоставлены звенящие голоса детей, как бы скользящие «по поверхности» сознания героя-ребёнка, отстранённого от детского торжествования последних дней лета. Воображаемый мир, напротив, наполнен звуками, «углубляющими» героя в нём и «удаляющимися в глубину»: шелест волн медитативно «втягивает» воображение мальчика в пространство, полное морем, летом, жизнью и движением. Именно из глубины этого звучащего мира возникает песня, притягивающая Джонни. Ускользание Джонни в воображаемый мир летней свободы и игр задано изначально противоречием между двумя состояниями: импульсивно-живым детским «ему хотелось» («выскочить из дома и побежать, прыгать через изгороди, гонять консервные банки, звать через открытые окна ребят») и рассудительно-планомерным взрослым «он должен был» («лежать под простынями и одеялами, потеть, хмуриться и сердиться»). Первое – это присущая здоровому детству нетерпеливая полнота бытия, воплощённая в радости движения, в наполненности событиями и играми, второе – жизненная размеренность, опирающаяся на терпение, восполняющая недостающие радости жизни утешительным обещанием рассчитанного обладания в определённый срок. Изначальная позиция героя-ребёнка в мире обусловлена замыкающей заботой взрослых о выздоравливающем больном, поэтому телесное положение в постели в комнате за закрытыми окнами ценностно противоречит его внутренней «распахнутости», открытости жизни.
Его способность «быть открытым» миру и «углубляться» в переживание открывает для него реальность, восполняющую недостачу в этом активном проживании («Он прислушался. Неощутимо открылось его ухо – так раскрывается навстречу свету цветок. На каменистый берег набежала и разбилась титаническая волна»). И в то же время благодаря этой способности углубляется его понимание и ощущение самого себя («Если я буду слишком долго ждать, я вырасту, и мне уже не будет интересно»). Погружение Джонни в воображаемый мир происходит постепенно: сначала это просто возникающие в воображении «картины, создаваемые звуком», которые, однако уже касаются тела героя и «оживляют» давяще-неподвижное впечатление от реальности: «Звук создавал картины; маленькое тело Джонни овевал лёгкий бриз. И внезапно жаркий день перестал быть давящим и жарким. Часы затикали быстрей. (…) Глухие удары волн о невидимый сверкающий пляж подстегнули медлительный мир лета, и он ожил, задвигался.»[135] По мере углубления взаимодействия контакт воображающего ребёнка и воображаемого мира переходит в ритмическое чувственно-телесное уподобление - героя миру и наоборот («Дрожа, он крепче прижал раковину, приподнялся и сел в постели, часто-часто дыша. Сердце прыгало и билось о стенку его груди» - «Волны глухо ударялись о далёкий берег и рассыпались брызгами»)[136]. Телесное взаимодействие с воображаемым миром постепенно подводит героя к обретению ценностно значимого состояния «полноты бытия здесь и сейчас». Новообретённое состояние свободы, наполненности радостью жизни, красотой мира оказывается не просто возможностью выхода за границы «наличного» существования, но и актом самоопределения. Анализ новелл А. Грина, В. Набокова и Р. Бредбери показывает, что воображаемый мир – это конкретизация смыслов в образе мира, способная сделать извне воспринимаемым внутреннее содержание воображающего героя, вывести его «на границы» наличного существования в точку оценки, рефлексии и стать отправной точкой возможного изменения или поступка. Как соотносятся между собой границы кругозора героя и границы воображаемого мира? 1) Чаще всего границы кругозора персонажа изображаются как «объемлющие» по отношению к воображаемому миру (восприятие себя и реальности в сновидении, воспоминании, мечте, фантазии, в мирах создаваемых персонажем произведений и т.п. «охвачено» изображённым сознанием героя вне этих состояний[137]). Ценностный смысл такого «вмещения» воображаемого мира в кругозор героя – в утверждении значимости «опыта воображаемого» для «опыта настоящего» героя.
В новелле С. Кржижановского «В зрачке»[138] влюблённый герой, глядя в глаза любимой женщине, видит в её зрачках отражение себя. Это порождает в нём представление о глазах своей возлюбленной как о точке встречи «образа» (отражения себя в её физическом и ментальном восприятии) и «чувства» (любви, возникшей в подруге). Зримое присутствие маленького двойника в зрачке становится для героя воображаемой «конкретизацией» ответной любви. Поэтому для него ценностно актуальным оказывается противопоставление «дня» и «ночи», «света» и «темноты», любви «зрячей» и любви «с зажмурью»: вторая представляет собой нежелание или страх вовлечённых в любовные отношения людей увидеть отсутствие своего образа в глазах другого, т. е. отсутствие «живой» любви. Именно страх увидеть «пустые» глаза и обнаружить «умершую» любовь приводит героев к «любви с зажмурью». Попытка представить внутренний мир другого человека и бытие своего образа в сознании другого приводит к созданию воображаемого мира, локализованного в зрачке («комнаты», ведущей в «глубину» сознания, где хранятся воспоминания о прошлом и томятся другие «человечки» - образы предыдущих возлюбленных) и разделению героя на «я» и alter-ego[139]. «Человечек из зрачка» - это «отслоение» одного из жизненных состояний героя (периода любви) в отдельное «я», которое открывает герою то, что он сам в себе раньше не видел. Поскольку герой и «человечек из зрачка» занимают разные позиции в пространстве и времени[140] и вступают в диалог[141], в котором alter-ego делится знанием, недоступным герою изнутри себя, можно предположить, что человечек из зрачка – это тот другой, который восполняет кругозор героя. Кругозор героя восполняется за счёт кругозора другого «я», представляющего собой часть воображаемого мира. В это восполняющее видение доступное благодаря «человечку из зрачка», входит оценка самого героя глазами любимой женщины. В то же время в новелле присутствует и некое «сверх-я», взгляд которого на героя в финале произведения[142] создаёт напряжение между полюсами оценки человека «изнутри» и «извне», казалось бы, снятое воссоединением героя и «человечка из зрачка». Вúдение и оценка себя «извне» возникает в кругозоре героя сначала как умозрительное представление такой оценки и воображение себя глазами другого, а в финале дополняется взглядом воображаемого автора. Этот взгляд воображаемого автора необходим герою, собирающемуся перевести пережитые события в сюжет рассказа. Объектом реакции героя, претендующего на роль автора «рассказа о человечке из зрачка», становится не только история любви, но также акт самообъективации в другого, порождающий рефлексию о начале, конце и сути любви.
2) Другой вариант соотношения границ кругозора субъекта и воображаемого мира – границы воображаемого мира изображаются как объемлющие по отношению к кругозору субъекта (восприятие себя и реальности в сновидении, воспоминании, мечте, фантазии, в мирах создаваемых персонажем произведений и т.п. «охватывает» сознание героя вне этих состояний). Ценностный смысл такого расширения воображаемого мира до границ кругозора субъекта может варьироваться – от утверждения значимости опыта воображаемого самого по себе, в отрыве от реальности, несмотря на то, что такое расширение воображаемого превращается в завершение жизненного события субъекта, до утверждения воображаемого как единственно доступного субъекту варианта целостности самоидентификации. В новелле С. Кржижановского «отслоение» одного из жизненных состояний героя представляет лишь этап его автобиографии, объективированный самим героем и превращённый им в рассказ. В новелле В. Брюсова «В зеркале (из архива психиатра)»[143] героиня намеренно совмещает себя с одним из таких «отслоений» (отражением в зеркале) и утрачивает способность различать «я», не ограниченное воображаемым миром, и «образ себя» в воображаемом мире. Изначальное восприятие себя не как целостной личности, но как точки соединения разных «я», одновременно присутствующих в ней, осмысляется героиней с помощью отражений, создаваемых разными зеркалами[144]. По мере развёртывания сюжета незавершимое в потоке жизни «я» героини подчиняется ею самой одному из образов: кругозор героини совмещается с границами воображаемой реальности благодаря физическому отождествлению с отражением в зеркале. Кругозор героини остаётся охваченным воображаемым миром: даже возвращение из «зеркальной реальности» в действительность не даёт героине уверенности в самотождественности. Объектом авторской реакции в этом произведении становится ситуация расслоения на «я» и «другого», которая подчиняет жизненное незавершимое целое искусственному образу. В новелле А. Грина «Безногий»[145] герой-рассказчик подвергает рефлексии состояние человека-калеки. Отправной точкой становится стремление изучить то, что одновременно притягивает и отталкивает: состояние нецелостности, телесной неполноты и изменённого состояния сознания («Меня удерживало около него желание превзойти самого себя, постичь его ощущения, его вечное чувство укороченности, неправильного сердцебиения, его особый ход мыслей, всегда связанных с своим положением»). Первый этап этого изучения – намеренно отстранённое наблюдение, в котором, однако, присутствует невольное ценностное соотнесение себя («целостности своего тела» и «целого своей души») и «другого». Это выражается в оценке жизни «этого рассечённого пополам узника» как без-жизненности («безжизненного цвета молодое лицо»), не-свободы («насильственно остановленная подвижность тела»), не-полноты механического существования («шагающий на привязи взгляд», механические поклоны). Отстранённое наблюдение за внешним обликом и движениями не даёт герою-рассказчику достаточно материала для реконструкции внутреннего состояния калеки, и ему приходится восполнять видимое представлением: вообразить его целостным и лишь ситуативно неполно открытым взгляду (рабочим в водосточной канаве); пропустить перед глазами воображаемый «калейдоскоп» отрывочных «картин боя», операций, «снов о ногах». Однако с самого начала рассказа внешнее отстранённое наблюдение за калекой уже вскрывает в самом герое противоречия: «как правило», «не любя зеркал» и обладая возможностью двигаться свободно, он оказывается прикован взглядом к образу в зеркале на долгое время; не желая со-переживать нецелостности калеки – начинает «вживаться» в него по мере развёртывания рассказа. Происходит это через совмещение взглядов в зеркале, через совмещение ракурсов вúдения – точки расположения в пространстве, с которой видны ноги идущих по тротуару («бесчисленные шаги ног, пульсация множества сухих женских лодыжек, мерное откусывание калошами, сапогами и валенками больших, ровных кусков тротуара, шум, стук, шарканье и шелест»). Центральный момент вживания – подражание «неполным, лишь намеченным и оборванным» движениям калеки, «машинально двигавшего руками». Слой «внутренней телесности» – ощущение себя изнутри целого тела – единственное, что продолжает разграничивать героя-наблюдателя и отражение калеки в зеркале. Тело калеки и сознание героя внезапно сливаются тогда, когда желание свободного движения и жизни, противоположных безжизненности и несвободе, обнаруживает невозможность их в реальности («Первым движением моим было броситься вслед, но я почему-то не сделал этого тогда, когда она была в двух шагах, затем у меня уже не было сил двинуться»). Изначальное противопоставление «я» и «калеки» оказывается противопоставлением воображаемого мира, моменты пребывания в котором переживаются как «подлинное» существование, и неотменимой действительности. Именно это противопоставление объясняет финальный поступок героя: зеркало, которое стало точкой входа в иллюзию, в то же время послужило и отправной точкой рефлексии и отрезвления, разбивается героем. Уничтожение зеркала как инструмента объективации себя, собственного внешнего облика, видимо, открывает герою возможность непротиворечивого субъективного существования в границах «я-для-себя» - в границах воображаемой телесной целостности. 3) Третий вариант соотношения кругозора субъекта и воображаемого мира предполагает динамику и двойственность кругозора субъекта, который воспринимает и реальность, и в качестве другой, особой реальности – воображаемый мир, в котором образы представляют другую действительность (смысловые взаимосвязи, образующие «мир»). В кругозоре такого субъекта возможность становится действительностью. В 10 главе автобиографии «Другие берега» В. Набокова[146] воображаемый мир предстаёт как «конкретизированный» (Р. Ингарден) в сознании нескольких субъектов восприятия (читателей разного возраста) художественный мир авантюрно-приключенческого романа «капитана Майн-Рида» «Всадник без головы»[147]. Читатели этой книги оказываются в её воображаемом «внутреннем мире», осваивают его, двигаясь от одного значимого локуса к другому, задерживаясь в особо привлекательных «точках» авантюрной реальности (например, в сцене поединка Кассия Калхуна и Мориса Джеральда, которая переживается в преувеличено «медленном» времени и через подчёркнуто «крупный» план). Читательское поведение главного героя (характерного для автобиографии «я-прошлого») и его «двоюродного брата Юрика» в оценке повествующего «я» вполне вписывается в «традицию чтения» Майн-Рида «русскими мальчиками» (имеется в виду вживание в воображаемый мир книги и разыгрывание ролей и фрагментов сюжета, перенесённых из книги в игровое пространство, реализованное в окружающей действительной реальности). На примере противопоставления «я-прошлого» и Юрика можно рассмотреть разные варианты присутствия воображаемого мира в кругозоре персонажей. Герой («я-прошлое») в пространстве игры всегда находится в зазоре одновременного осознания условности и безусловности этих игровых испытаний. Юрик же воспринимает инициированную сценами романа схватку, поединок как истинное приключение, его игровая позиция становится ролью, в границах которой замыкается его жизнь. Героическая смерть (очередь из пулемёта «сносит ему половину головы») совпадает с наивно-читательским поведением Юрика, как бы до конца не вышедшего из воображаемого мира приключенческих романов. Повествующее «я» подчёркивает превращение живого человека в «героя», проводя аналогию с «безголовым всадником». Самому «я-прошлому» удаётся преодолеть систему ценностных координат, навязанных воображаемым миром авантюрного романа о «безголовом всаднике», и пережить момент творения собственного воображаемого мира. Перестав видеть окружающий мир через призму чужого воображаемого мира и ролей-номинаций (его соперник на роликовом катке - «мрачный бретёр Кассий Калхун», сам он - защитник Луизы Пойндекстер «Морис Джеральд»), «я-прошлое» переживает момент подлинности существования. Подведём некоторые итоги. Конкретные оценки, исходящие из кругозора персонажей и направленные на воображаемый мир, осложнены тем, что сам этот продукт воображения есть оценка. В кругозоре воображающего героя воображаемый мир – это условная реальность, которая, не «завершая» жизненное событие героя в целом, оформляет определённый этап или часть его жизненного содержания, конкретизируя смыслы. Такой «образ себя» представляет «отслоение» одного из жизненных состояний героя (образ в сновидении, образ в воспоминании). Этот отделённый вовне образ «я», лицом к лицу с которым оказывается герой, воплощает то, чего он сам в себе принципиально не видел, оставаясь в себе самом и «всерьёз переживая свою жизнь»[148]. Движение к точке выхода за свои границы изображается как несовпадение героя с собой как субъектом: воплощая воображаемый мир, герой переживает распадение на «я» и «другого», в результате чего внутренние границы личности размываются. Воображание мира выступает как форма самосознания, предельно раскрывающая внутреннее ядро личности внешней оценке. Эта оценка не предопределена «всезнанием» повествующего субъекта по отношению к персонажу и его внутреннему миру, но собственной рефлексивной активностью героя. В том случае, когда оформление жизненного содержания в воображаемую реальность позволяет герою буквально осмыслить себя как другого, происходит завершение самой жизни. Герой, который делает попытки завершения себя как другого, воплощая субъективный миропорядок в воображаемый мир, испытывает подвижность субъектных границ в воображающей деятельности, может осознавать себя объектом чужого завершающего взгляда. Внешняя граница личности такого героя формируется автором с учётом реакции персонажей, которые встречаются с воплощённой в воображаемый мир внутренней границей «другого». Как меняется при этом ракурс изображения и оценки воображаемого мира, будет рассмотрено далее.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2019-12-15; просмотров: 204; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.42.168 (0.034 с.) |