Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Воображаемый мир героя в эпике
Определяя инвариантные для эпики родовые признаки, специалисты по исторической и теоретической поэтике чаще всего останавливаются на двух критериях: это повествование и объективация (отделение автора от героя)[77]. Традиция такого определения восходит, как известно, к Аристотелю, который обозначает эпическую форму как «рассказ» о событии или цепи событий «как о чём-то отдельном от автора»[78]. Эта «отделённость» событий, о которых рассказывается, от автора позволяет определить инвариантную для эпики особенность речевой структуры как «взаимоориентацию авторской и чужой речи»[79]. Родовым признаком эпических произведений также является способность воспроизводить детально «предельно внутреннюю» позицию изображаемого субъекта, дополняя её «избытком авторского видения» [80]. Рассмотрим, как возможность показа героя одновременно с предельно внутренней позиции его субъективности и в то же время с объективирующей позиции, сталкивающей точки зрения разных субъектов и взаимоосвещающей их, присущая эпике, реализуется при изображении воображаемого мира персонажа. Обратимся к финальному фрагменту 3 части романа «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского, который содержит, как известно, описание второго сна Родиона Раскольникова[81]. Рассматриваемое сновидение вводится повествователем без обозначенного пересечения границы (засыпания), что позволяет изображать его с «предельно внутренней» позиции персонажа, не подозревающего о том, что происходящее локализовано не в реальности, а в воображаемом мире. В то же время особенности рассказывания сохраняют общие для всего романа признаки повествования о событиях, попавших в кругозор повествователя и как бы закреплённых раз и навсегда во вневременном целом. Внешне это выражается в использовании прошедшего времени, однако повествователь при необходимости изображения второго сновидения Раскольникова, происходящего в настоящем плане и включённого в единый событийный план с жизненным целым героя, использует форму «настоящее в прошедшем». Это позволяет внести в повествование необходимую модальность: оформить впечатления и переживания героя, видящего сон, в «незавершенном настоящем», то есть воплотить субъективность вúдения героя.
Хотя ракурс вúдения повествователя таким образом максимально сближается с ракурсом вúдения героя, однако он не сливается с ним – герой остаётся объектом изображения, акцент с субъективной значимости сновидения в кругозоре героя («сон это продолжается или нет, - думал он и чуть-чуть неприметно поднял ресницы, чтобы поглядеть») переносится на объективную значимость в кругозоре повествователя, переводящего колебания героя из третьей части, завершающей болезненный период после совершения преступления, в четвёртую («Неужели это продолжение сна? – подумалось ещё раз Раскольникову), где колебания начнут разрешаться в сторону поступка, который приведёт, в конце концов, к духовному выздоровлению и воскресению героя, намеченному в эпилоге. Воображаемый, нереальный характер происходящего в этом эпизоде (квартира убитой старухи-процентщицы в действительности освобождена от вещей и приготовляется к новой сдаче внаём, что известно бодрствующему сознанию Раскольникова) очевиден читателю, но не герою. Знакомая обстановка квартиры («всё тут по-прежнему: стулья, зеркало, жёлтый диван и картинки в рамах»), представшая перед глазами Раскольникова, оказывается в силу невозможности её реального присутствия как бы частью сложной головоломки, которую нужно разгадать герою («Это от месяца такая тишина, (…) он, верно, загадку загадывает»). Логика восприятия в этой сцене – логика угадывания и восстановления скрытых смыслов и взаимосвязей («Зачем тут салоп? (…) ведь его прежде не было»), – воплощает мучающую героя наяву проблему оценки поступка и концепции, предопределяющей этот поступок, которая в самом герое не решена окончательно. Происходящее с героем в сновидении является образным воплощением уже пережитого и образным определением, прояснением логически не решаемых вопросов. Пережитое наяву «заглядывание сбоку» в лицо мещанина в халате переводится здесь в «заглядывание снизу» в лицо старушонки; оно противоречит логическим рассуждениям, произведённым Раскольниковым перед сновидением. Отношение к старушонке не как к человеку, а как к «принципу» («Старушонка вздор! (…) Я не человека убил, я принцип убил»), декларированное и не-довоплощённое («принцип-то я и убил, а переступить-то не переступил») оборачивается в рассматриваемой сцене желанием заглянуть старушонке в лицо и обнажает способность видеть в ней – скрыто от рассудочной и осознанной части своей души – человека, а не «материал». И в то же время действия Раскольникова оказываются попыткой воплотить окончательно «недовоплощённое» – убить «до конца» старушонку, перестать видеть в ней «лицо» («изо всей силы начал он бить старуху по голове, но с каждым ударом топора смех и шепот из спальни раздавались всё сильнее и слышнее»).
«Эпическая ситуация» романа «Преступление и наказание» раскрывает сущность мира, предполагающую взаимодополняющее сосуществование противоположных начал – «человеколюбивого» и «надчеловеческого», «жизни» и «смерти». Герой на время оказывается субъектом, носящим в себе колебание этих «начал». Драматизм их борьбы в Раскольникове обнаруживается через логические рассуждения-монологи, диалоги-споры с другими персонажами, через конфликт рациональных и иррациональных поступков, и в том числе через показ образа реальности, создаваемого воображением героя во сне. Переживаемое Раскольниковым в воображаемой реальности сновидения повторное убийство старухи-процентщицы может рассматриваться как «удвоенное событие», которое Н.Д. Тамарченко предлагает, опираясь на работы исследователей, изучавших генезис эпики, считать характерным признаком эпической сюжетной ситуации[82]. Смысл «второго убийства» просвечивает в тех деталях и обстоятельствах, которые вносятся в него сновидящим воображением героя и связываются друг с другом. Это – присутствие людей в сцене воображаемого убийства и их смех. В сновидении звуки смеха и шёпота людей из спальнистоят в одном образно-смысловом ряду со звуком жужжания и ударов мухи о стекло (они семантически выделены в тишине). «Муха» – это деталь, которая объединяет реальность и сновидение. До сновидения - это риторический иронический образ Раскольникова, обдумывающего возможность появления фактической улики, несомненно разоблачающей его для внешнего взгляда[83], то есть это фигура речи, под которой он подразумевает невозможность тотального рационального самоконтроля в момент совершения преступления и опасность «просмотреть стотысячную чёрточку». В сновидческом кругозоре героя опасение, связанное с «мухой» («муха видела» - «все видели»), воплощается в буквальную муху, соотнесённую с людьми в соседней комнате, только её значение из «детективного» плана (опасение того, что кто-то видел убийство и всё откроется) переводится в «этический» (оценка людьми преступления). «Второе» (переживаемое во сне) убийство открывает другой план оценивания (по сравнению с первым): с позиции общего закона миропорядка. В рассмотренном примере субъективная позиция героя не просто сообщена читателю «вездесущим повествователем»: происходит приобщение непосредственно к точке зрения героя, представленной его воображаемым миром (читатель видит сновидение так, как видит его персонаж, не подозревающий, что это сон). В то же время читатель не только «узнаёт» вместе с героем удвоение центрального события убийства, но и осознаёт его воображаемый, нереальный характер. Сущность миропорядка объективируется в образ мира, переживаемый героем как непосредственная реальность, что демонстрирует убеждённость автора в принципиальной значимости подобного опыта.
Оставаясь доступной наблюдению «сообщающей позиции» повествующего субъекта, внутренняя позиция персонажа дополнительно объективируется. Дополнительная объективация предельно внутренней позиции героя в воображаемый мир делает эту позицию доступной рефлексии самого герояилидругих персонажей. Например, в произведении Р. Бредбери «Диковинное диво»[84] два авантюриста-мечтателя встречают в пустыне странный мираж: он обладает способностью визуально проявлять образы городов, о которых мечтают люди. Воображаемый город в кругозоре каждого из персонажей - сокровенная мечта, идеально прекрасный и в силу этого нереальный предмет: первый город, увиденный детскими глазами, поэтический Ксанадупур из стихотворения Кольриджа «Кубла-Хан», легендарно-обобщённый Лондон, представленный своими туманами и Большим Беном. Событийная цепочка в этом произведении (как и романе «Преступление и наказание») опирается на удвоение центрального события: неожиданная встреча главных героевс «диковинным дивом» – утрата – неожиданное обретение чудазаново. Система персонажей включает героев, которые являясь носителями противоположных ценностей, в то же время взаимодополняют друг друга (Боб и Уилл – Нед Хоппер). Они оказываются не столько носителями индивидуальных идеологических позиций («мечтатели» - «циник»), сколько служат проявлению стоящих за ними сверхличных сил и закономерностей («чуда» жизни, готовой подарить человеку неожиданный подарок, и «равнодушия» жизни, не дающей никому ничего даром). Город-видение, таинственно появляющийся перед Бобом и Уиллом и исчезающий под напором дельца Неда Хоппера – это переведённая в воспринимаемую и осознаваемую форму жизненная позиция главных героев. Осуществление ценностной позиции героя в конкретной форме воспринимаемого мира [85]открывает этот мир и саморефлексии, и оцениванию извне (из условно-реального мира персонажей). Введение воображаемого мира позволяет изображать человека в ситуации повышенной рефлексии, когда предельно внутренняя позиция героя двояко объективируется: 1) в жизненном событии для самого героя либо других персонажей, 2) в эстетическом событии для автора и читателя. Одним из возможных вариантов первой ситуации (объективация в жизненном событии) является также намерение героя сделать внутреннюю позицию объектом не рефлексивной, а эстетической реакции.
Подведём некоторые итоги: a) В приведённых примерах воображаемый мир героя представляет собой экспликацию ценностной позиции персонажа, «опредмечивание» этой позиции в чувственно воспринимаемый и переживаемый образ мира с пространственно-временными приметами целостной реальности, с присущими этой позиции причинно-следственными связями. b) Воображаемый мир изображается как «опредмеченный» и чувственно воспринимаемый для самого воображающего героя, даже если в условно-реальной действительности произведения он не явлен другим персонажам. c) Такая экспликация представляет собой непосредственное развёртывание точки зрения воображающего персонажа как прямо наблюдаемой «опредмеченной» ценностной позиции в условно-настоящем времени повествовани я. Это значит, что возможность изображения внутреннего мира героя с помощью повествования с «сообщающей позиции» повествующего субъекта, дополняется возможностью «показа» ценностной позиции персонажа, доступной восприятию в образе мира (т.н. «сценическое изображение» в классификации «повествовательных ситуаций» Франца К. Штанцеля[86]). d) Оставаясь доступной наблюдению «сообщающей позиции» повествующего субъекта, внутренняя позиция персонажа дополнительно объективируется. Сюжетный смысл такой дополнительной объективации наиболее очевиден в тех случаях, когда воображаемый мир оказываетсяпредстоящим самому героюилидоступным для наблюдения и рефлексиидругим персонажам. ------------- Итак, драма, лирика и эпика обладают разными возможностями изображения воображающего героя «изнутри» и «извне». Лирика и драма имеют свои родовые ограничения в изображении воображаемого мира героя: лирика, как правило, не изображает человека «извне», драма – «изнутри». «Эпизация» лирики и драмы изменяет и отношения этих родов с воображаемым миром героя, вопрос о сути этих изменений должен рассматриваться, по-видимому, в специальном исследовании. В родовой природе драмы коллизия (как столкновение внутренних чувств и намерений субъекта, столкновение с другими характерами и их намерениями) возможна благодаря обязательной «внешней» реализации этих чувств и намерений в поступки. Цель развёртывания и разрешения коллизии – достижение утраченной целостности мира и / или субъекта. Введение в драматическое произведение образа мира (с его субъективными, творимыми воображением конкретного «я» персонажа взаимосвязями) замещает отсутствующую целостность мира и / или самотождественность субъекта (сны Катерины, воспоминания-видения Зилова, «счастливейшее мгновение из более чем полумиллиона прошедших» Крэппа), не восстанавливая её. Развёртывание воображаемого мира действующего лица как точки зрения, выраженной не отдельными репликами или монологами, а сценой, неизбежно ретардирует развитие действия классической драмы. Приобщение непосредственно к точке зрения действующего лица, представленной его воображаемым миром, встречается в т.н. «неклассической драме».
В лирике, родовое содержание которой связано с «единством» лирического переживания, возможно изображение воображаемого мира или воображаемого события. «Любое событие внешнего и внутреннего мира может быть темой лирики» – поскольку и только тогда, когда оно развёртывается «отражённо, через переживания героя», находящегося в некой фиксированной, «однажды намеченной (…) для данного стихотворения точке отсчёта»[87]. Это делает лирику художественной формой, казалось бы, наиболее подходящей для воплощения образа мира, с его новыми, творимыми воображением конкретного «я», взаимосвязями. Но характерное для лирики «крайнее углубление во внутренний мир одной (…) личности» (Т. Сильман) предполагает редукцию специфической границы между «воображаемым» и «реальным». Изображение «мира в мире» с двух ракурсов видения одновременно – «субъективирующего» и «объективирующего» – наиболее доступно для эпики. Архитектоническая форма «мира в мире» вводится автором в эстетический объект эпического произведения как специфический способ взаимоосвещения позиций автора и персонажа. Объективирование ситуации воображения реальности и события взаимодействия с этой реальностью демонстрирует принципиальный интерес автора к переходу жизненного материала в целостный образ мира, интерес к степени виртуальности этого образа мира по отношению к действительному, к возможному нарушению границы между жизнью и эстетической активностью. Граница между воображаемым и реальным не может не входить также и в сферу рефлексии персонажа в том случае, когда образ мира становится чувственно воспринимаемой действительностью. Отмеченные черты изображения воображаемого мира героя согласуются со спецификой эпического изображения в целом: взаимодействие героя с субъективным образом мира открывает одновременный план показа человека с предельно внутренней позиции[88] и план оценивания с позиции «целостности миропорядка»[89]. В то же время можно говорить о проблематизированности как художественной, так и ценностной структуры эпических произведений, включающих воображаемый мир героя. Всё сказанное приводит к выводу, что воображаемый мир героя в наибольшей степени присущ не лирике и драме, а эпике.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2019-12-15; просмотров: 196; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.39.74 (0.015 с.) |