Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Моносубъектные повествовательные структуры и «прямая» перспектива изображения
Описание воображаемого мира вводится в событие рассказывания посредством одного из следующих возможных воспринимающих и говорящих субъектов – героя-творца воображаемого мира, персонажа-реципиента или повествователя. 1) Основной субъект сознания и речи – это герой-рассказчик, для которого объектом описания и реакции является воображаемый мир и собственный опыт коммуникации с ним. Например, в новеллах В. Брюсова «В башне (записанный сон)», «В зеркале (из архива психиатра)», «Теперь, когда я проснулся… (записки психопата)»[242], А. Грина «Безногий» субъектом речи является воображающий герой, а объектом его высказывания и осмысления становится в первую очередь субъективность собственного кругозора, ограниченного воображаемым миром[243], относительно объективной реальности. В новелле А. Грина «Канат», Э. Дансейни «В сумерках», М. Павича «Корсет», В. Набокова «Terra Incognita» и «Посещение музея» субъектом речи является герой, для которого объектом высказывания и осмысления становится неожиданная встреча с воображаемым миром и изменение границ собственного кругозора, обнаруживаемых в акте такой коммуникации[244]. В обоих случаях повествовательная перспектива строится относительно героя-рассказчика, находящегося внутри изображённой реальности и потому имеющего специфический кругозор. Объём кругозора персонажа, взаимодействующего с воображаемым миром, временно соотнесён с границами и позицией воображаемого мира в художественной реальности. Временность этого соотнесения важна, поскольку обуславливает разность восприятия одного и того же события одним субъектом. Столкновение разных восприятий одного события взаимодействия с воображаемым миром одним и тем же субъектом создаёт событие рассказывания. Использование монологической «речи от первого лица» и форм «дневниковой записи», «исповеди», «письма», «внутреннего монолога» способствует приобщению читателя «напрямую» к точке зрения героя. В то же время, степень дистанцирования точки зрения героя от читателя варьируется за счёт паратекстовых элементов: от минимума (благодаря, например, присутствию только названия, выводящего событие рассказывания на уровень обобщающей оценки опыта героя: «Terra Incognita», «Безногий») до максимума (благодаря введению подзаголовка или «повествовательной рамки», отстраняющих читателя от опыта героя: «Из архива психиатра», «Записки психопата», первая фраза новеллы «Корсет» «В мае прошлого года со мной случилось нечто невероятное»).
2) Основной субъект речи - имперсональный повествователь, повествовательная перспектива организуется с позиции этого безличного всезнающего повествователя, «изображающая» речь которого сохраняет чёткое различение «внешней»[245] и «внутренней» точек зрения в описании воображаемого мира героя[246]. Характерным признаком повествовательной структуры в этом случае является сохранение объективности повествовательной перспективы, несмотря на частичное и врéменное совмещение кругозора повествователя с кругозором воображающего героя, представленного его воображаемым миром[247], которое достигается с помощью активного использования форм т.н. «несобственно-прямой речи». Например, в рассказе В. Набокова «Музыка» повествовательная перспектива строится относительно кругозора главного героя Виктора Ивановича, за короткое время исполнения музыкальной пьесы выстраивающего заново в воображении «хрупкую сферу» своей любви к бывшей жене. Сохраняя способность показывать персонажей с «внешней» точки зрения («гостья растерянно улыбалась и двигалась к двери, и Виктор Иванович понял, что…»), повествователь совмещает повествовательную перспективу с кругозором героя, показывая читателю то, что видит герой[248], передавая поток ощущений, чувств, мыслей героя без посредничества обрамляющих синтаксических конструкций[249]. Мысли Виктора Ивановича, являющиеся репликами в воображаемых диалогах, или мысли, представляющие собой возможную реплику-резюме целого потока чувств и переживаний[250], передаются при помощи косвенной речи. Чередование разных композиционно-речевых форм, скорее всего, связано здесь с авторским намерением обрамить внутренние переживания героя (при использовании совмещения кругозора повествователя с кругозором героя) объективирующей перспективой повествователя (способной дать объяснение любовному крушению героя).
Помимо такого «обрамления» нарушение объективности в построении повествовательной перспективы, возникающее из-за необходимости строить её относительно кругозора воображающего героя, открывает и другие способы сохранения «внешней» (по отношению к воображаемому миру) оценки повествователя. Например, в рассказе А. П. Чехова «Спать хочется»[251] это происходит за счёт использования монтажа композиционных элементов. Основным субъектом речи здесь является повествователь, описывающийсознание персонажа, которое благодаря неодолимому желанию сна порождает сложный образреальности. Многократные засыпания-пробуждения погружают главную героиню девочку Варьку в состояние «полусна». Это состояние складывается из зрительных и слуховых впечатлений окружающей действительности («большое зелёное пятно от лампадки», «длинные тени» от пелёнок и панталон, плач ребёнка), из неутолимой жажды сна как покоя и из беспокойного мучения обыденного течения жизни, из ближайших воспоминаний Варьки, которые находятся в причинно-следственной связи с её нынешним рабством у хозяев (смерть отца, нищета). Образ реальности, в которую оформляется «внутреннее бытие» героини, находится в едином ценностном плане с действительностью: они наполнены беспокойством и изнеможением. «Тёмные облака, которые гоняются друг за другом по небу и кричат», «тянущиеся обозы», «плетущиеся люди», «носящиеся взад и вперёд какие-то тени», покойный отец, от боли «ворочающийся на полу» в «полусне» и день, полный труда и суматохи, в действительности Варьки представляют крайнюю степень беспокойства и изнеможения, и своим разрешением, казалось бы, должны иметь «покой» и «отдых». Однако и в «туманных грёзах», и в реальности «упасть в грязь», лечь на пол умирать или лечь на пол, чтобы «спать крепко, как мёртвая» - это ситуации, ценностно равные не «отдыху», а единственно доступному для Варьки избавлению от беспокойства и изнеможения - смерти. Из-за многократных переходов из полусна в бодрствование все видéния соединяются в единый развёртывающийся сюжет, переплетённый с действительностью. Сновúдческая логика метаморфоз и размытых границ между предметами и состояниями переносится в действительность, формируется «воображаемая реальность», в которой все смысловые взаимосвязи соответствуют особенностям восприятия героини, очерчены кругозором её вúдения: Она садится на пол, чистит калоши и думает, что хорошо бы сунуть голову в большую, глубокую калошу и подремать в ней немножко. И вдруг калоша растёт, пухнет, наполняет собою всю комнату, Варька роняет щётку, но тотчас же встряхивает головой, пучит глаза и старается глядеть так, чтобы предметы не росли и не двигались в её глазах. Особенность изображения, соблюдаемая вплоть до финала, - показ «полусна» и «туманных грёз» как развёртывающегося в настоящем времени незавершённого события жизни героини. Однако событие её жизни завершается автором тогда, когда из длящейся «реальности полусна» она уходит в сон. Из двух границ – засыпания и пробуждения – ею в рамках изображённого события пересекается только одна, и она оказывается равноценна смерти (в финале героиня засыпает, чтобы спать «крепко, как мёртвая»).
Героиня как субъект речи характеризуется «бессловесностью». Исходящее от неё в реальном пространстве «мурлыканье» колыбельной («баю-баюшки-баю, а я песенку спою») для неё самой является «чужой речью» и прямо противоречит её внутренней мучительной жажде сна. В «полусне» же она произносит только однажды риторический вопрос [«Зачем? (падать в грязь на дороге – О. Д.) – «Спать»] и плачет без слов. Эта особенность Варьки воплощена и в избранной форме повествования, в которой преобладает несобственно-прямая речь. Эта форма позволяет взгляд повествователя на героиню и оценку, заключенную в её словесном описании «извне», чередовать с взглядом самой героини «изнутри», который легко идентифицируется как перспектива восприятия персонажа, но не оформляется синтаксически как высказывание персонажа. Такой способ построения повествования, безусловно, связан с выделением героини как субъекта сознания, чья точка зрения (здесь – полу-сонное переживание реальности) автору важна в недооформленном, недовоплощённом виде. Не давая кругозору героини до-оформиться в синтаксически определённые формыкосвенной или прямой речи, автор делает акцент на характере её высказывания, которое остаётся в границах внутренне нерасчленённого или вообще словесно не оформленного. Собственный голос героини – это внутренний диалог с матерью во сне, бессловесный плач от жалости по умершему отцу или высказанная не Варькой, а матерью мольба («подайте милостынки Христа ради»). Перспектива восприятия героини даже в конце рассказа не оформляется в границы самостоятельного высказывания.Видимо, это связано с ценностной позицией автора, как бы освобождающего героиню от вины в происходящем убийстве ребёнка (это подчёркивается объектностью описания Варьки– «ложное представление овладевает Варькой» - и тем, что прямая оценка повествователя является скорее не этической, а логической). Сам ребёнок в кругозоре повествователя не появляется непосредственно, только опосредованно через описание восприятияВарьки, для которой характерно причисление его к ряду причин беспокойства и изнеможения – «давно уже осип и изнемог», «всё ещё кричит и неизвестно, когда он уймётся», его плач в воображении-«полусне» героини превращается в ворон и сорок, которые кричат и стараются разбудить. Основным способом воплощения авторской оценки в этом произведении становится монтаж композиционно-речевых фрагментов, которые в то же время представляют фрагменты сна и яви. Погружаясь во второй раз в реальность воображения в полусне, Варька переживает заново болезнь и смерть отца, после чего следует:
(…) идёт в лес и плачет там, но вдруг кто-то бьёт её по затылку с такой силой, что она стукается лбом о берёзу. Она поднимает глаза и видит перед собой хозяина-сапожника. — Ты что же это, паршивая? — говорит он. — Дитё плачет, а ты спишь? Он больно треплет её за ухо, а она встряхивает головой, качает колыбель и мурлычет свою песню. Совмещая в одном фрагменте текста (компоненте повествования)бессловесно-безответную боль героини и равнодушную жёсткость хозяина, автор позволяет перспективе героя проникнуть в перспективу повествователя и читателя.Более отчётливо это прослеживается в фрагменте, где композиционно совмещены мольба к миру (из воображаемого полусна героини) и его ответ (в реальности): — Подайте милостынки Христа ради! — просит мать у встречных. — Явите божескую милость, господа милосердные! (…) — Подай сюда ребёнка! — отвечает ей чей-то знакомый голос. — Подай сюда ребёнка! — повторяет тот же голос, но уже сердито и резко. — Слышишь, подлая? (…) — Возьми! — говорит хозяйка, застёгивая на груди сорочку. — Плачет. Должно, сглазили. «Бессловесность», часто характеризующая персонажей как субъектов, чьи точки зрения, оформленные в воображаемый мир, так и не оформляются в самостоятельное высказывание, казалось бы, позволяет повествователю описывать воображающего героя с безличной объективирующей позиции с чётким различением «внешней» и «внутренней» точек зрения. Однако субъективизация точки зрения повествователя (стремление заместить собственную объективность субъективным кругозором воображающего героя) в некоторых случаях носит принципиальный характер, поскольку не означает неполноты или недостаточной глубины кругозора повествователя, но, напротив, демонстрирует его сверх-глубину и полноту. Так, например, в рассказе Л. Петрушевской «Страна»[252] повествователь подробно описывает обыденную жизнь двух героинь (матери и дочери), но отказывается от детального описания в финале, когда упоминает «страну» «божественных снов», в которую «возвращаются» каждую ночь мать и дочь. Риторически-декларативное оформление высказывания повествователя с повторами («никто не знает»), вопросами («Кто скажет…») и утверждениями («(…)в то время как нужно было бы никогда не просыпаться») создает событие рассказывания, требующее от читателя приобщения к «бессловесной», но крайне важной для повествователя субъективной перспективе героинь. Всё вышесказанное позволяет сделать некоторые выводы. a) «Моносубъектными» мы предлагаем назвать структуры повествования от лица героя или повествователя, в которых образ воображающего субъекта остаётся образом другого и строится с соблюдением границ сознания и речи. Такое соблюдение границ субъективности связано с сохранением двух противоположных точек зрения («извне» и «изнутри») на воображаемый мир и на субъекта, с ним связанного. Построение повествовательной перспективы относительно единого сознания субъекта, осуществляющего событие рассказывания, и определяет «моносубъектность» повествовательной структуры.
b) Речевое оформление такой структуры представляет собой 1) чередование высказываний повествователя и героя; в случае бессловесности «персонажа» (по причине высказывания только в форме «внутренней речи» или неоформленности точки зрения персонажа в слово) такое чередование представлено сочетанием «изображающих» высказываний повествователя и несобственно-прямой речи, эксплицирующей точки зрения персонажей; 2) повествование от первого лица, в котором неизбежно проявляющаяся разность восприятия одного и того же события героем-рассказчиком создаёт «событие рассказывания».
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2019-12-15; просмотров: 168; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.189.177 (0.01 с.) |