Деяния, в которых предмет преступления не является обязательным признаком 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Деяния, в которых предмет преступления не является обязательным признаком



Сущность злоупотребления должностными полномочиями (ст. 285 УК) состоит в том, что должностное лицо из корыстной или иной личной заинтересованности использует "не по назначению" предоставленные ему служебные полномочия, при этом существенно нарушаются определенные охраняемые законом права и законные интересы.

Объективная сторона характеризуется тремя обязательными признаками: а) использованием виновным своих служебных полномочий вопреки интересам службы; б) наступлением общественно опасных последствий в виде существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства; в) причинной связью между использованием служебных полномочий и преступным последствием.

Злоупотребление должностными полномочиями осуществляется как путем действия, так и бездействием.

  Для признания преступления оконченным необходимо установить факт наступления преступного последствия. "Существенность" нарушения указанных интересов является оценочной категорией и не имеет официально установленных количественных критериев для ее исчисления.

Субъективная сторона характеризуется: 1) прямым или косвенным умыслом; 2) мотивом - корыстной или иной личной заинтересованностью.

Субъект преступления - должностное лицо, понятие которого дано в примечании 1 к ст. 285 УК. В основу данной легальной дефиниции положены следующие критерии: а) функции, выполняемые работником; б) время исполнения указанных функций; в) место исполнения указанных функций.

В зависимости от характера выполняемых функций законодатель выделяет 3 категории должностных лиц:

1) лицо, исполняющее функции представителя власти;

2) лицо, исполняющее организационно-распорядительные функции;

3) лицо, исполняющее административно-хозяйственные функции.

Лица, наделенные функциями представителя власти, имеют право в пределах предоставленных им полномочий предъявлять обязательные к исполнению требования к другим гражданам, в том числе не подчиненным им по службе.

Под организационно-распорядительными функциями следует понимать полномочия, связанные с непосредственным управлением людьми, участком работы, производственным процессом (через других лиц).

Административно-хозяйственные функции связаны с непосредственным распоряжением и управлением государственным или муниципальным имуществом, организацией получения либо отпуска материальных ценностей и контролем над этими операциями и др.

Должностные лица могут выполнять указанные функции за вознаграждение или бесплатно, постоянно, временно или по специальному полномочию в местах, которые определены законом: в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, государственных корпорациях, государственных компаниях, государственных и муниципальных унитарных предприятиях, акционерных обществах, контрольный пакет акций которых принадлежит Российской Федерации, субъектам РФ или муниципальным образованиям, а также в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ.

Злоупотребление должностными полномочиями лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта РФ, а равно главой местного самоуправления (понятия даны в примечаниях 2 и 3 к ст. 285 УК) определено в ст. 285 УК в качестве квалифицирующего признака (ч. 2); особо квалифицирующим признаком указаны тяжкие последствия (ч. 3), наступившие в результате деяний виновного.

Под лицами, занимающими государственные должности Российской Федерации, в статьях настоящей главы и других статьях УК понимаются лица, занимающие должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий государственных органов.

Под лицами, занимающими государственные должности субъектов Российской Федерации, в статьях настоящей главы и других статьях УК понимаются лица, занимающие должности, устанавливаемые конституциями или уставами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов.

Государственные служащие и муниципальные служащие, не относящиеся к числу должностных лиц, несут уголовную ответственность по статьям настоящей главы в случаях, специально предусмотренных соответствующими статьями.

 

Также в законодательстве выделено такое преступление, как злоупотребление должностными полномочиями при выполнении государственного оборонного заказа (статья 285.4, введена Федеральным законом от 29.12.2017 N 469-ФЗ). Данное преступление заключается в использовании должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы, причём указанное деяние совершается из корыстной или иной личной заинтересованности и влечёт за собой существенное нарушение охраняемых законом интересов общества или государства при выполнении государственного оборонного заказа.

В части 2-й статьи предусмотрены квалифицирующие признаки данного преступления – совершение преступного деяния организованной группой (п. «а») или появление тяжких последствий вследствие совершение преступления (п. «б»).

 

При превышении должностных полномочий (ст. 286 УК) должностное лицо совершает такие действия по службе, которые явно выходят за пределы его полномочий, предоставленных законом, в результате чего существенно нарушаются права и законные интересы граждан или организаций либо охраняемые законом интересы общества или государства.

Объем прав и полномочий субъекта определяется его должностной компетенцией, которая закрепляется в различных нормативных актах (уставах, положениях, инструкциях, приказах и т.п.).

Оконченным преступление признается только при наступлении предусмотренных законом последствий.

Субъективная сторона характеризуется умышленной формой вины.

Субъект преступления специальный - должностное лицо.

Превышение должностных полномочий лицом, занимающим государственную должность РФ или государственную должность субъекта РФ, а равно главой местного самоуправления охватывается ч. 2, а в случаях применения насилия или угрозы его применения, применения оружия или специальных средств, причинения тяжких последствий - ч. 3 ст. 286 УК.

 

Халатность (ст. 293 УК) состоит в ненадлежащем поведении по службе (должности) вследствие небрежности или недобросовестности, что приводит к причинению крупного ущерба, существенному нарушению прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства.

Халатность относится к числу материальных составов, для признания преступления оконченным требуется фактическое наступление хотя бы одного из названных в законе последствий.

Субъективная сторона характеризуется неосторожной формой вины.

Субъект преступления специальный - должностное лицо.

В ст. 293 УК как квалифицирующие обозначены признаки: причинения особо крупного ущерба (ч. 1.1); халатность, повлекшая по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью или смерть человека (ч. 2) либо повлекшая смерть двух или более лиц (ч. 3).

Размер крупного или особо крупного ущерба при халатности определен в примечании к ст. 293 УК. Крупным ущербом в настоящей статье признается ущерб, сумма которого превышает 1 500 000 рублей, а особо крупным – 7 500 000 рублей.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-08-19; просмотров: 119; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.92.96.247 (0.026 с.)