Преступления, посягающие на безопасность движения и эксплуатации транспорта 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Преступления, посягающие на безопасность движения и эксплуатации транспорта



Данная группа преступлений посягает на безопасность движения или эксплуатации транспорта (железнодорожного, воздушного, морского, внутреннего водного, метрополитена, автомобильного и магистрального трубопровода).

 

Статья 263 УК (нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного, морского и внутреннего водного транспорта и метрополитена) предусматривает два хотя и близких, но самостоятельных состава преступления. Первый характеризуется нарушением правил безопасности движения и эксплуатации указанных видов транспорта; второй - отказом лица, в силу выполняемой работы или занимаемой должности обязанного соблюдать указанные правила, от исполнения обязанностей в случае, если такой отказ запрещен законом.

Диспозиция рассматриваемой нормы бланкетная. В ней говорится о нарушении специальных правил безопасности движения или эксплуатации транспорта. Сами же эти правила содержатся в нормативных актах, регламентирующих работу указанных в законе видов транспорта.

Под нарушением правила, о котором говорится в ст. 263 УК, следует понимать виновное совершение действий, противоречащих правовой регламентации безопасности движения или эксплуатации железных дорог, авиации и водного транспорта, либо невыполнение или ненадлежащее выполнение правил безопасности их функционирования.

В силу прямого указания закона не подпадает под признаки преступления нарушение правил использования воздушного пространства РФ (ст. 271.1 УК).

Согласно ст. 413 ТК на авиационном, железнодорожном и водном транспорте запрещены забастовки, признается незаконным отказ от исполнения трудовых обязанностей, используемый для урегулирования индивидуального или коллективного спора.

Субъективная сторона характеризуется неосторожной формой вины.

Субъект преступления специальный - лицо, в силу выполняемой работы или занимаемой должности обязанное соблюдать правила безопасности движения или эксплуатации железнодорожного, воздушного и водного транспорта.

В качестве квалифицирующего признака в ст. 263 УК указано последствие в виде причинения по неосторожности смерти одного человека (ч. 2), а особо квалифицирующего признака (ч. 3) - смерти двух или более лиц.

 

Неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах (ст. 263.1 УК) означает отказ от реализации или ненадлежащую реализацию определяемой государством системы правовых, экономических, организационных и иных мер в сфере транспорта, соответствующих угрозам совершения актов незаконного вмешательства. Указанное бездействие нарушает устойчивое и безопасное функционирование транспортного комплекса, защиту интересов личности, общества и государства.

Субъективная сторона характеризуется неосторожной формой вины.

Субъект преступления специальный - лицо, ответственное за обеспечение транспортной безопасности.

Причинение смерти одному или нескольким лицам охватывается соответственно ч. ч. 2 и 3 ст. 263.1

УК.

 

  Предметом преступления при нарушении правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств (ст. 264 УК) является автомобиль, трамвай или другое механическое транспортное средство. Понятие "другое механическое транспортное средство" частично раскрывается в примечании к ст. 264 УК, где говорится о тракторах, самоходных дорожно-строительных и иные самоходных машинах, а также транспортных средствах, на управление которыми в соответствии с законодательством РФ о безопасности дорожного движения предоставляется специальное право. Содержание термина "механическое транспортное средство" шире содержания термина "самоходная машина"; последний полностью входит в содержание первого. Под механическим транспортным средством понимается любое транспортное средство, приводимое в движение двигателем.

Иными самоходными машинами признаются любые дорожные, строительные, сельскохозяйственные и другие специальные машины (экскаватор, грейдер, автокран, скрепер, автопогрузчик и т.п.).

Субъективная сторона в силу прямого указания закона характеризуется неосторожным отношением к наступившим последствиям.

Субъектом преступления является вменяемое лицо, достигшее возраста 16 лет, управляющее транспортным средством. Отсутствие водительского удостоверения, навыков управления транспортным средством не имеет значения для решения вопроса об уголовной ответственности (п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ "О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, а также с их неправомерным завладением без цели хищения").

Ответственность дифференцируется в зависимости от наступивших последствий (смерть одного человека - ч. 3 комментируемой статьи, двух или более лиц - ч. 5) и состояния опьянения (ч. ч. 2, 4 и 6).

 

Объективная сторона преступления, предусмотренного ст. 264.1 УК (нарушение правил дорожного движения лицом, подвергнутым административному наказанию), выражается в нарушении правил дорожного движения, которое заключается в том, что лицо, подвергнутое административному наказанию за управление транспортным средством в состоянии опьянения или за невыполнение законного требования уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения либо имеющее судимость за совершение преступления, предусмотренного ч. ч. 2, 4 или 6 ст. 264 либо ст. 264.1 УК, вновь управляет автомобилем, трамваем либо другим механическим транспортным средством в состоянии опьянения.

Субъективная сторона характеризуется умышленной формой вины.

Субъект преступления - лицо, достигшее возраста 16 лет, управляющее транспортным средством в состоянии опьянения, при условии, что до этого оно подвергалось административному наказанию за аналогичное нарушение либо имело судимость за совершение одного из преступлений, указанных в ст. 264.1 УК.

В примечании 2 к ст. 264 УК дается определение лица, находящегося в состоянии опьянения.

 

Недоброкачественный ремонт транспортных средств и выпуск их в эксплуатацию с техническими неисправностями (ст. 266 УК) означает такой ремонт транспортных средств, путей сообщения, средств сигнализации или связи либо иного транспортного оборудования, который не обеспечивает безопасность транспорта и приводит к причинению тяжкого вреда здоровью.

Выпуск в эксплуатацию предполагает разрешение использовать транспортное средство, имеющее технические неисправности. Технически неисправными следует считать такие транспортные средства, использование которых по целевому назначению создает реальную угрозу безопасности движения или эксплуатации.

Обязательным признаком объективной стороны является причинная связь между недоброкачественным ремонтом технических систем транспорта, выпуском в эксплуатацию технически неисправных транспортных средств и наступившими последствиями. Ее специфика заключается в том, что преступные последствия причиняются не субъектом данного преступления, а лицом, которому была разрешена эксплуатация технически неисправного транспортного средства или недоброкачественно отремонтированной технической системы транспорта.

Субъективная сторона характеризуется неосторожной виной.

Субъект преступления зависит от характера деяния. Ответственность за недоброкачественный ремонт несет лицо, фактически производившее ремонт. За выпуск в эксплуатацию технически неисправного транспортного средства предусмотрена ответственность специального субъекта: им является работник железнодорожного, воздушного и водного транспорта, автотранспорта и городского электротранспорта, на которого действующими инструкциями или правилами, соответствующим распоряжением либо в силу занимаемого служебного положения возложена ответственность за техническое состояние или эксплуатацию транспортных средств. Действия владельцев либо водителей индивидуальных средств, разрешивших другому лицу эксплуатацию технически неисправного транспортного средства, также образуют состав рассматриваемого преступления.

При наступлении смерти одного человека деяние оценивается по ч. 2, а при наступлении смерти двух или более лиц - по ч. 3 ст. 266 УК.

 

Предметом преступления при приведении в негодность транспортных средств или путей сообщения (ст. 267 УК) являются транспортные средства, пути сообщения, средства сигнализации или связи, транспортное оборудование и транспортные коммуникации.

Объективная сторона преступления характеризуется разрушением, повреждением или приведением иным способом в негодное для эксплуатации состояние указанных в законе предметов преступления.

Разрушение - это полный распад системы, в результате чего она не способна функционировать по своему назначению. Повреждение влечет частичное изменение в свойствах, структуре и форме технической системы, в силу чего она может быть восстановлена. При приведении иным способом в негодное для эксплуатации состояние предмет преступления не терпит урона, он остается исправным, но "выпадает" из системы, обеспечивающей безопасность функционирования транспорта.

Блокировать транспортные коммуникации означает существенно ограничить или вообще парализовать деятельность определенного звена в системе железнодорожного, воздушного или водного транспорта. Чаще всего это проявляется в том, что перекрываются железнодорожные магистрали, взлетно-посадочные, рулежные полосы и т.д.

Субъективная сторона характеризуется неосторожной формой вины.

Субъект преступления - лицо, достигшее 14-летнего возраста.

Наступление смерти одного человека либо двух или более лиц охватывается соответственно ч. ч. 2 и 3 ст. 267 УК.

 

Федеральным законом от 03.04.2017 г. № 60-ФЗ введена статья 267.1 (действия, угрожающие безопасной эксплуатации транспортных средств). Данное преступное деяние выражается в совершении из хулиганских побуждений действий, угрожающих безопасной эксплуатации транспортных средств.

Объектом рассматриваемого преступления является безопасность функционирования транспорта, за исключением трубопроводного.

Понятие транспортного средства раскрыто в Федеральном законе от 09.02.2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности", согласно которому транспортными средствами признаются устройства, предназначенные для перевозки физических лиц, грузов, багажа, ручной клади, личных вещей, животных или оборудования, установленных на указанных транспортных средствах устройств, в значениях, определенных транспортными кодексами и уставами, и включающие в себя:

а) транспортные средства автомобильного транспорта, используемые для регулярной перевозки пассажиров и багажа или перевозки пассажиров и багажа по заказу либо используемые для перевозки опасных грузов, на осуществление которой требуется специальное разрешение;

б) воздушные суда коммерческой гражданской авиации;

в) воздушные суда авиации общего назначения, определяемые Правительством РФ по представлению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, согласованному с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности РФ, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел;

г) суда, используемые в целях торгового мореплавания (морские суда), за исключением прогулочных судов, спортивных парусных судов, а также искусственных установок и сооружений, которые созданы на основе морских плавучих платформ и особенности защиты которых от актов незаконного вмешательства устанавливаются в соответствии со ст. 12.3 вышеуказанного Федерального закона;

д) суда, используемые на внутренних водных путях для перевозки пассажиров, за исключением прогулочных судов, спортивных парусных судов, и (или) для перевозки грузов повышенной опасности, допускаемых к перевозке по специальным разрешениям в порядке, устанавливаемом Правительством РФ по представлению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, согласованному с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности РФ, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел;

е) железнодорожный подвижной состав, осуществляющий перевозку пассажиров и (или) грузов повышенной опасности, допускаемых к перевозке по специальным разрешениям в порядке, устанавливаемом Правительством РФ по представлению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, согласованному с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности РФ, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел;

ж) транспортные средства городского наземного электрического транспорта.

Кроме того, в Федеральном законе от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" применительно к сфере регулирования данного Закона под транспортным средством понимается устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем.
Состав преступления, предусмотренного данной статьей, - формальный. Если ответственность по ст. ст. 263, 264, 266, 268, 271.1 УК наступает только при наступлении указанных в законе последствий, то по указанной норме состав преступления является оконченным с момента совершения действий, в результате которых создана ситуация, угрожающая безопасности людей либо сохранности имущества, включая перемещаемые грузы и собственно транспортные средства.
Деяние может быть совершено только в форме действия.
Еще одно отличие от преступлений, предусмотренных ст. ст. 263, 264, 266, 268, 271.1 УК, состоит в том, что ответственность наступает при совершении любых действий, создающих угрозу безопасности, а не только действий, содержащих нарушение соответствующих нормативных актов, регулирующих эксплуатацию транспортных средств (напр., ослепление пилота воздушного судна лазерной указкой).
С субъективной стороны преступление характеризуется умышленной формой вины и хулиганскими побуждениями.
Понятие хулиганского мотива раскрыто в п. 12 Пост. Пленума ВС РФ от 15.11.2007 г. № 45.
Субъект преступления - физическое вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста.

 

Нарушение правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта (ст. 268 УК), выражается в игнорировании правил безопасности движения или эксплуатации транспортных средств, наступлении последствий в виде тяжкого вреда здоровью человека и причинной связи между деянием и причиненным вредом.

Рассматриваемая норма носит бланкетный характер. Она в самом общем виде отсылает к правилам, действующим на транспорте, не конкретизируя при этом ни его виды, ни их функциональное назначение, ни виды правил, относящихся к безопасности движения или эксплуатации транспортных средств.

Суть рассматриваемого преступления заключается в создании искусственных помех безопасности транспорта лицом, не управляющим транспортным средством.

Субъективная сторона предусматривает неосторожную форму вины.

Субъект преступления - пассажир, пешеход или другой участник движения, достигший возраста 16

лет.

В силу прямого указания закона не могут нести ответственность по ст. 268 УК субъекты преступлений, предусмотренных ст. ст. 263 и 264 УК.

В случае наступления смерти одного человека деяние квалифицируется по ч. 2, а при причинении смерти двум или более лицам - по ч. 3 ст. 268 УК.

 

До 23.04. 2018 г. в УК также имелась статья 269, регламентирующая уголовную ответственность за нарушение правил безопасности при строительстве, эксплуатации или ремонте магистральных трубопроводов. Федеральный законом от 23.04.2018 г. № 114-ФЗ данная статья утратила силу.

Предметом преступления при нарушении правил безопасности при строительстве, эксплуатации или ремонте магистральных трубопроводов (ст. 269 УК) являлся магистральный трубопровод - комплекс технических средств для транспортировки нефти, нефтепродуктов, природного, нефтяного и искусственного углеводородных газов из районов их добычи, производства или хранения до мест потребления.

Объективная сторона складывалась из нарушения правил безопасности при строительстве, эксплуатации или ремонте трубопроводов, причинения преступных последствий и причинной связи между деянием и наступлением предусмотренного законом вреда.

Субъективная сторона преступления предусматривала неосторожную форму вины.

Субъект преступления - лицо, достигшее возраста 16 лет.

Квалифицирующими признаками являлись наступление смерти человека (ч. 2); наступление смерти двух или более лиц (ч. 3 ст. 269 УК).

Данное правонарушение на настоящий момент регулируется нормами административного права – в КоАП РФ имеется статья 11.20 (нарушение правил безопасности при строительстве, эксплуатации или ремонте магистральных трубопроводов). Она предусматривает административную ответственность за нарушение правил безопасности при строительстве, эксплуатации или ремонте магистральных трубопроводов, а равно пуск их в эксплуатацию с техническими неисправностями.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-08-19; просмотров: 145; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.5.239 (0.021 с.)