Понятие и виды налоговых преступлений. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие и виды налоговых преступлений.



 

Уголовное право России. Особенная часть: Учебник / Под ред. Ф.Р. Сундурова, М.В. Талан. М.: Статут, 2012. – 943 с.

 

Налоговые преступления относятся к преступлениям в сфере экономической деятельности.

 

Преступления в сфере экономической деятельности – это совершенные виновно общественно опасные деяния, которые причиняют ущерб или создают реальную возможность причинения ущерба охраняемой государством системе общественных отношений рыночного характера. Общественная опасность таких преступлений проявляется в том, что они посягают на законные интересы предпринимателей, потребителей, препятствуют правомерной частной инициативе и добросовестной конкуренции, нарушают интересы государства в области регулирования предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.

Преступления в сфере экономической деятельности представляют собой, по мнению В.С. Устинова и Э.С. Тенчова, часть раздела экономических посягательств. Они объединяют деяния, посягающие на установленный государством порядок функционирования хозяйствующих субъектов, который обеспечивает защиту интересов потребителей, государства, а также интересов самих хозяйствующих субъектов.

В настоящее время законодатель в качестве критерия криминализации использует либо наступление определенных последствий, либо мотивы и цели деяний, либо особый способ их совершения (обман, угрозы, подкуп, сговор).

Особенностью конструкции составов преступлений в сфере экономической деятельности является наличие бланкетных диспозиций, так как нормы и правила осуществления предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности установлены в различных нормативных актах. Множественность нормативных актов и их постоянная изменчивость (например, в сфере таможенного регулирования действует около 2000 нормативных актов, включая инструкции Государственного таможенного комитета РФ) обусловливают трудность при применении норм о преступлениях в сфере экономической деятельности и требуют подготовки высококвалифицированных специалистов, обладающих знаниями не только уголовного права, но и гражданского, финансового, предпринимательского, банковского и других отраслей права, а также экономическими знаниями. В связи с этим И.В. Шишко считает необходимым введение единой терминологии3. М.Ю. Челышев обращает внимание на то, что для каждой самостоятельной правовой отрасли характерно наличие целой довольно устойчивой системы межотраслевых связей4. Это в полной мере применимо и к уголовному праву. Н.И. Пикуров поясняет, что квалификация преступлений при бланкетной диспозиции статьи УК РФ должна иметь два вида правовой оценки: установление юридического содержания бланкетных признаков с помощью ссылки на юридические акты различных отраслей права и общий вывод о соответствии всей совокупности признаков (бланкетных и небланкетных) признакам состава преступления.

Общим моментом для всех преступлений в сфере экономической деятельности является форма вины, которая может быть только умышленной (прямой умысел). Субъект таких преступлений – физическое вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста. Во многих случаях субъектом этих преступных деяний являются участники экономических отношений, т.е. лица, прямо включенные в систему хозяйствования и выполняющие в ней определенные функции. В некоторых составах преступлений (например, ст. 169, 170 УК РФ) субъектом могут быть только должностные лица.

В отечественной и зарубежной литературе обсуждается вопрос об уголовной ответственности за преступления в сфере экономической деятельности не только физических, но и юридических лиц2. Уголовное законодательство ряда стран предусматривает такую ответственность, что в некоторой степени отвечает международно-правовым стандартам. В 1929 г. Международный конгресс по уголовному праву (г. Бухарест) высказался за введение уголовной ответственности для юридических лиц. В 1978 г. Европейский комитет по проблемам преступности Совета Европы рекомендовал законодателям встать на путь признания юридических лиц субъектами уголовной ответственности за экологические преступления. Вначале институт уголовной ответственности юридических лиц был характерен для США, а затем был воспринят и некоторыми европейскими странами (Франция, Дания, Люксембург, Нидерланды, Португалия).

В качестве родового и видового объектов преступлений в сфере экономической деятельности рассматриваются разнообразные общественные отношения. Н.А. Лопашенко под родовым объектом преступлений в сфере экономической деятельности понимает экономические отношения, строящиеся на принципах осуществления экономической деятельности, а под видовымиотношения, отвечающие конкретным принципам осуществления экономической деятельности. В связи с таким подходом автор выделяет следующие группы преступлений:

1) посягательства на общественные отношения, основанные на принципе свободы экономической деятельности, – ст. 169;

2) посягательства на общественные отношения, основанные на принципе осуществления экономической деятельности на законных основаниях, – ст. 171,172, 189, 191, 193;

3) посягательства на общественные отношения, основанные на принципе добросовестной конкуренции субъектов экономической деятельности, – ст. 178,180, 183, 184;

4) посягательства на общественные отношения, основанные на принципе добропорядочности субъектов экономической деятельности, – ст. 176, 177, 185, 190, 192, 194, 195, 197,198, 199;

5) посягательства на общественные отношения, основанные на принципе запрета заведомо криминальных форм поведения в экономической деятельности, – ст. 170, 173, 174, 175, 179, 181, 186, 187, 188, 196 УК РФ.

В целом такой подход представляется интересным, однако сами принципы экономической деятельности, выделяемые автором, носят достаточно дискуссионный характер, например запрет заведомо криминальных форм поведения или добропорядочность субъектов экономической деятельности. В то же время автор не указывает такой принцип, как государственное регулирование экономической деятельности.

Л.Л. Кругликов выделяет межродовые и родовые объекты посягательств, а также групповые. С учетом такого деления им обозначены следующие группы преступлений в сфере экономической деятельности:

1) против установленного порядка осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности;

2) против интересов кредитора, против свободы товарного рынка;

3) против установленного порядка обращения денег, ценных бумаг и валютных ценностей;

4) против установленного порядка осуществления внешнеэкономической деятельности;

5) против установленного порядка уплаты налогов и страховых взносов;

6) против прав потребителей.

Оригинальный подход положен в основу классификации И.А. Клепицким. Он говорит о делении преступлений на виды с учетом исторического критерия и выделяет 4 группы деяний:

1) универсальные нормы, существовавшие в России до 1917 г., воспринятые советским правом и перемещенные в УК РФ (ст. 175, 180, 186, 188, 191, 198, 199 УК РФ);

2) нормы, унаследованные от советского права (ст. 192 УК РФ);

3) нормы, сформировавшиеся под влиянием зарубежного права и старого русского права (ст. 171, 172, 174, 174¹, 176, 178, 183, 185, 185¹, 187, 189, 195–197 УК РФ);

4) новые нормы, оригинальное российское правотворчество конца ХХ в. (ст. 169, 170, 171¹, 173, 177, 179, 181, 184, 190, 193, 194 УК РФ).

Можно дискутировать по поводу отношения тех или иных деяний в определенную группу, но в целом такая классификация полезна как с научной, так и с практической точек зрения. Следует согласиться с авторами, которые полагают, что классификация преступлений в сфере экономической деятельности в настоящее время связана с рядом трудностей1.

Удачной и выверенной, на наш взгляд, представляется классификация, предложенная Б.В. Волженкиным, так как она основана на объектах посягательств. Он предлагает следующие группы:

1) преступления должностных лиц, нарушающие установленные Конституцией РФ и федеральными законами гарантии осуществления экономической, в том числе предпринимательской деятельности, права и свободы ее участников;

2) нарушающие общие принципы установленного порядка осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности;

3) против интересов кредиторов;

4) связанные с проявлениями монополизма и недобросовестной конкуренции;

5) нарушающие установленный порядок обращения денег и ценных бумаг;

6) против установленного порядка внешнеэкономической деятельности;

7) против установленного порядка обращения валютных ценностей;

8) против установленного порядка уплаты налогов и страховых взносов в государственные внебюджетные фонды;

9) против прав и интересов потребителей.

Федеральным законом от 8 декабря 2003 г. № 162-ФЗ из гл. 22 УК РФ были исключены две статьи: ст. 182 – заведомо ложная реклама (впервые появилась в УК РФ 1996 г.) и ст. 200 – обман потребителей (существовала в отечественном законодательстве в несколько ином виде с 1934 г.) Эти изменения необходимо учитывать при характеристике некоторых предложенных классификаций.

Объектом изучаемых преступлений являются общественные отношения, обеспечивающие развитие и становление рыночной экономики, добросовестной конкуренции и свободного рынка, реализацию права граждан на осуществление предпринимательской и иной экономической деятельности.

Налоговые преступления

В УК РФ предусмотрены 6 налоговых преступлений. Непосредственным объектом налоговых преступлений принято считать совокупность общественных отношений, возникающих в процессе исчисления и уплаты налогов и иных обязательных платежей, а также осуществления контроля за своевременностью и полнотой их уплаты. В последние годы понятие объекта налоговых преступлений в юридической литературе постоянно корректируется. Так, А.П. Кузнецов понимает под ним совокупность охраняемых уголовным законом отношений по взиманию налогов, а также отношений в процессе осуществления налогового контроля2. Вряд ли следует расширять понятие объекта за счет включения в него отношений по обеспечению налогового контроля. Представляется заслуживающим внимания понятие объекта как финансово-хозяйственной системы государства в части отношений, возникающих в связи с исчислением и внесением в бюджет государства налогов, а также страховых взносов в государственные внебюджетные фонды3. Непосредственным объектом налоговых преступлений целесообразно считать совокупность отношений, обеспечивающих поступление в бюджет налогов и страховых взносов в полном объеме и в сроки, установленные законодательством.

Налоги выполняют несколько функций. Функция налога показывает, каким образом реализуется общественное назначение данной экономической категории как инструмента стоимости, распределения и перераспределения доходов4. Налоги выполняют распределительную, фискальную, контрольную и стимулирующую функции.

Виды налогов первоначально были определены в Налоговом кодексе РФ. Различают федеральные налоги, налоги субъектов РФ, местные налоги, которые могут вводиться местными органами государственной власти. Законодательно определен перечень налоговых льгот и единый порядок их предоставления (необлагаемый минимум, освобождение от налога отдельных категорий плательщиков, понижение ставок, целевые налоговые льготы). Все вопросы, связанные с налогообложением, правами и обязанностями налогоплательщиков и налоговых органов, рассматриваются в Налоговом кодексе РФ.

 

Уклонение физического лица от уплаты налогов, сборов и (или) физического лица - плательщика страховых взносов от уплаты страховых взносов (ст. 198 УК РФ). Непосредственным объектом преступления выступают общественные отношения, обеспечивающие поступления в бюджет налогов, сборов и страховых взносов, уплачиваемых физическими лицами. Предметом выступают налоги и сборы.

Объективная сторона преступления заключается в уклонении физического лица от уплаты налога, сбора и (или) страхового взноса путем непредставления налоговой декларации или иных документов в случаях, когда их подача в соответствии с законодательством РФ является обязательной, либо путем включения в налоговую декларацию или в такие документы заведомо ложных сведений. Обязательным условием наступления уголовной ответственности является крупный размер неуплаченного налога и (или) сбора.

В Постановлении от 26 декабря 2006 г. № 64 определен момент окончания преступления. В п. «г» разъясняется, что преступления, предусмотренные ст. 198 и 199 УК РФ, считаются оконченными с момента фактической неуплаты налога за соответствующий налогооблагаемый период в срок, установленный налоговым законодательством. Такая позиция находит отражение в признании составов уклонения от уплаты налогов и (или) сборов как материальных.

Действия виновного, занимающегося предпринимательской деятельностью без регистрации или без специального разрешения либо с нарушением условий лицензирования и уклоняющегося от уплаты налога с доходов, полученных в результате такой деятельности, квалифицируются только по ст. 171 УК РФ, т.е. как незаконное предпринимательство.

На практике встречаются случаи использования подставных лиц для уклонения от уплаты налогов.

Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом. Несвоевременная подача декларации, не связанная с намерением уклониться от уплаты налога, а равно искажение данных о фактически полученных доходах или понесенных при этом расходах, происшедшее по ошибке, не влекут уголовной ответственности.

В качестве квалифицирующего признака в ч. 2 ст. 198 УК РФ предусмотрено совершение деяния в особо крупном размере.

В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 26 декабря 2006 г. № 64 действия должностных лиц органов государственной власти и органов местного самоуправления, умышленно содействовавших уклонению от уплаты налогов, надлежит квалифицировать как соучастие в совершенном преступлении, т.е. по ст. 33 УК РФ и соответствующей части ст. 198 или 199 УК РФ, а если при этом они действовали из корыстной или иной личной заинтересованности, – то и по соответствующим статьям УК РФ, предусматривающим ответственность за совершение преступлений против интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления (ст. 285, 290, 292 УК РФ).

Федеральным законом от 29 декабря 2009 г. № 383-ФЗ были предусмотрены условия освобождения от уголовной ответственности за данное преступление в связи с деятельным раскаянием1. Они конкретизированы в примечании 1 к ст. 198 УК РФ. Лицо, впервые совершившее преступление, предусмотренное настоящей статьей, освобождается от уголовной ответственности, если оно полностью уплатило суммы недоимки и соответствующих пеней, а также сумму штрафа в размере, определенном в соответствии с Налоговым кодексом РФ.

 

Уклонение от уплаты налогов, сборов, подлежащих уплате организацией, и (или) страховых взносов, подлежащих уплате организацией - плательщиком страховых взносов (ст. 199 УК РФ). Непосредственным объектом этого преступления являются общественные отношения, обеспечивающие установленный законодательством РФ порядок исчисления и уплаты налогов, сборов и (или) страховых взносов с организации в предусмотренные сроки.

Предметом преступления выступают налоги, сборы и (или) страховые взносы, уплачиваемые организацией: федеральные, региональные и местные. Федеральные: налог на добавленную стоимость; акцизы; налог на прибыль организаций; налог на добычу полезных ископаемых; водный налог; сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов; налог на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья. Региональные: налог на имущество организаций, налог на игорный бизнес, транспортный налог. Местные: земельный налог. Чаще всего имеет место уклонение от уплаты налогов на добавленную стоимость, прибыль и акцизы.

Объективная сторона преступления заключается в уклонении от уплаты налогов, сборов и (или) страховых взносов с организаций путем непредставления налоговой декларации или иных документов, представление которых в соответствии с законодательством РФ о налогах, сборах и страховых взосах является обязательным, либо путем включения в налоговую декларацию или иные документы заведомо ложных сведений. Обязательным условием уголовной ответственности является крупный размер неуплаченного налога, сбора и (или) страхового взноса.

Под иными документами, о которых идет речь в ст. 198 и 199 УК РФ, понимаются, например, выписки из книги продаж, книги учета доходов и расходов хозяйственных операций, расчеты по авансовым платежам и авансовые ведомости, годовые отчеты, справки о суммах уплаченного налога и др.

Крупным размером признается, если: 1) сумма неуплаченных налогов и (или) сборов за период в течение трех финансовых лет подряд превышает 2 млн руб. и 10% от подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов либо 2) сумма неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 6 млн руб.

По большинству налогов сумма уплачиваемого налога исчисляется плательщиками самостоятельно исходя из величины налогооблагаемой базы с учетом льгот и ставок налога. Юридические лица при исчислении и уплате налогов представляют налоговым органам в установленные нормативными актами сроки бухгалтерские отчеты и налоговые расчеты, в которых исчислены суммы платежей, подлежащие уплате в бюджет за определенный отчетный период. Налоговым органам представляются также справки о предполагаемых суммах прибыли и авансовых взносов по налогу на прибыль, подлежащие уплате в бюджет в определенные законодательством сроки.

Заведомо искаженными являются данные, основанные на умышленном искажении фактов, специально измененные данные относительно величины доходов или расходов, льгот, учитываемых при исчислении налогов. Заведомо искаженные данные следует отличать от технических ошибок. Если технические ошибки при составлении и расчете налоговых платежей самостоятельно выявлены налогоплательщиками и своевременно доведены до сведения налоговых органов, то они не являются налоговыми нарушениями.

Преступление считается оконченным с момента фактической неуплаты налога за соответствующий период в срок, установленный налоговым законодательством.

По смыслу закона, разъясняется в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 28 декабря 2006 г. № 64, уклонение от уплаты налогов с организаций может быть признано совершенным в крупном размере как в случаях, когда сумма неуплаченного налога превышает крупный или особо крупный размер по какому-либо одному из видов налогов, так и тогда, когда эта сумма является результатом неуплаты нескольких различных налогов.

Субъектами этого преступления могут быть руководитель организации налогоплательщика, главный (старший) бухгалтер, лица, фактически выполняющие обязанности руководителя и главного (старшего) бухгалтера, а также иные лица, если они были специально уполномочены органом управления организации на совершение таких действий. Иные служащие организации-налогоплательщика, включившие в бухгалтерские документы заведомо искаженные данные о доходах или расходах либо скрывшие другие объекты налогообложения, могут быть привлечены к ответственности как соучастники преступления.

Практика показывает, что чаще всего субъектами этого преступления являются руководители и бухгалтеры товариществ или обществ с ограниченной ответственностью (более 1/3); в индивидуальных частных предприятиях – более 1/10 всех случаев; акционерных обществ закрытого типа – менее 1/101.

Наиболее криминальными сферами деятельности в этом отношении являются банковские операции, операции с валютой, винно-водочной продукцией, наличными деньгами, автомобилями, недвижимостью и т.д. Достаточно часто встречаются факты занижения выручки от реализации продукции, необложение налогом финансовой помощи, нарушения валютного законодательства и др.

Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом.

В качестве квалифицирующего признака данного состава преступления признается особо крупный размер неуплаченного налога и (или) сбора. Уклонение признается совершенным в особо крупном размере, если: 1) сумма неуплаченных налогов и (или) сборов за период в течение трех финансовых лет подряд превышает 10 млн руб. и 20% от подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов; 2) сумма неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 30 млн руб.

Федеральным законом от 29 декабря 2009 г. № 383-ФЗ ст. 199 УК РФ была дополнена новым примечанием, в котором закреплены условия освобождения от уголовной ответственности1. Как указано в примечании 2, лицо, впервые совершившее преступление, предусмотренное настоящей статьей, а также ст. 199¹ настоящего Кодекса, освобождается от уголовной ответственности, если этим лицом либо организацией, уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с которой вменяется данному лицу, полностью уплачены суммы недоимки и соответствующих пеней, а также сумма штрафа в размере, определяемом в соответствии с Налоговым кодексом РФ.

 

Неисполнение обязанностей налогового агента (ст. 199¹ УК РФ). Непосредственным объектом данного преступления являются общественные отношения, обеспечивающие исполнение обязанностей по исчислению, удержанию или перечислению налогов и (или) сборов в бюджет, осуществляемые налоговыми агентами.

Объективная сторона выражается в бездействии, т.е. в неисполнении обязанностей по исчислению, удержанию или перечислению налогов и (или) сборов в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд). Преступление является оконченным с момента неперечисления налоговым агентом сумм налогов и (или) сборов в порядке и сроки, установленные налоговым законодательством. Обязательным условием уголовной ответственности является крупный размер сумм налогов и (или) сборов, которые не перечислены в соответствующий бюджет или внебюджетный фонд. Крупный размер определяется в примечании 1 к ст. 199 УК РФ.

Субъект преступления – специальный, это налоговый агент. Понятие налогового агента дается в ст. 24 Налогового кодекса РФ. Под налоговыми агентами понимаются лица, на которых в соответствии с налоговым законодательством возложена обязанность по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в налоговый бюджет (внебюджетный фонд) налогов и сборов. Налоговыми агентами могут быть физические лица, имеющие статус индивидуального предпринимателя, а также лица, на которых в соответствии с должностным или служебным положением возложена обязанность по исчислению, удержанию или перечислению налогов. Это, например, руководитель или главный (старший) бухгалтер организации, иной сотрудник организации, специально уполномоченный на совершение таких действий, или лицо, фактически выполняющее обязанность руководителя или главного (старшего) бухгалтера.

Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом и мотивом в виде личного интереса налогового агента. Личный интерес выражается в стремлении извлечь выгоду как имущественного, так и неимущественного характера, обусловленную такими побуждениями, как карьеризм, протекционизм, семейственность, желание приукрасить действительность, получить взаимную услугу, заручиться поддержкой в решении какого-либо вопроса и др.

Квалифицирующий признак – совершение указанного деяния в особо крупном размере.

Особо крупный размер определен в примечании 1 к ст. 199 УК РФ.

Возможна квалификация деяний, предусмотренных ст. 199¹ по совокупности преступлений, предусмотренных соответственно ст. 198 и ст. 199 УК РФ, если лицо в личных интересах не исполняет обязанности налогового агента и при этом уклоняется от уплаты налогов и (или) сборов. Если налоговый агент незаконно изымает денежные средства и другое имущество и обращает их в свою пользу или в пользу третьих лиц, то при наличии к тому основания содеянное следует дополнительно квалифицировать как хищение чужого имущества.

 

Сокрытие денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно производиться взыскание налогов, сборов, страховых взносов (ст. 199² УК РФ). Непосредственным объектом этого преступления являются общественные отношения, обеспечивающие своевременное поступление в бюджет налогов, сборов и (или) страховых взносов, уплачиваемых организацией или индивидуальным предпринимателем. Предметом преступления могут быть как денежные средства, так и иное имущество организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых в порядке, предусмотренном законодательством РФ, должно быть произведено взыскание налогов, сборов и (или) страховых взносов.

Объективная сторона преступления выражается в сокрытии указанных денежных средств и имущества. Обязательным условием уголовной ответственности является крупный размер, который определяется в соответствии с примечанием к ст. 169 УК РФ и составляет сумму, превышающую 1 млн 500 тыс. руб. В эту сумму не включаются взысканные или подлежащее взысканию пени и штрафы.

Сокрытие представляет собой деяние, направленное на воспрепятствование принудительному взысканию недоимки по налогам, сборам и страховым взносам в крупном размере. Понятие недоимки определяется в соответствии с п. 2 ст. 11 Налогового кодекса РФ как сумма налога, сумма сбора или сумма страховых взносов, не уплаченная в установленный законодательством о налогах и сборах срок. Момент окончания преступления связывается с сокрытием, которое имеет место после истечения срока, установленного полученным требованием об уплате налога и (или) сбора. Сокрытие имущества может выражаться как в физическом (унос, перепрятывание имущества и т.д.), так и в юридическом (оформление имущества на третьих лиц) сокрытии. Возможно сокрытие имущества в пассиве, т.е. искусственное увеличение собственной задолженности, и в активе, т.е. уменьшение наличного имущества. О.А. Мясников выделяет на основе анализа практики несколько основных способов сокрытия: перечисление денежных средств кредиторам путем передачи руководителем организации финансовых поручений дебиторам, минуя расчетный счет организации в банке; использование наличных денежных средств, минуя расчетный счет; использование денежных средств с бюджетного счета, на которые возможно, например, приобретение векселей с целью использования их в дальнейшем для расчета с иными организациями; непредставление налогоплательщиком сведений обо всех открытых расчетных счетах в банках и др.1

Субъект преступления – специальный. Это собственник или руководитель организации либо иное лицо, выполняющее управленческие функции в этой организации, или индивидуальный предприниматель. Так как субъектами по российскому уголовному праву признаются только физические лица, то следует уточнить понятие собственника применительно к ст. 199² УК РФ. Согласно законодательству (например, ст. 125 ГК РФ), права собственника вправе осуществлять руководители органов государственной власти Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридические лица и граждане. Поэтому субъектом преступления, предусмотренного ст. 199² УК РФ, могут быть руководители организации – собственника либо лица, выполняющие в этой организации управленческие функции, связанные с распоряжением ее имуществом. Собственником имущества некоммерческой организации или образовательного учреждения могут быть физические лица, которые также выступают в качестве субъекта рассматриваемого преступления. Понятие лица, выполняющего управленческие функции, дается в примечании 1 к ст. 201 УК РФ, в котором подчеркивается, что это определение применимо в том числе и к ст. 199² УК РФ.

Субъективная сторона преступления характеризуется только прямым умыслом.

 

Уголовное право России. Общая и Особенная части: учебник / под ред. проф. Ю.В. Грачевой и проф. А.И. Чучаева. – М.: ООО «Юридическая фирма контракт», 2017. – 384с. – (Высшее образование: Бакалавриат).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-08-19; просмотров: 298; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.196.184 (0.057 с.)