Действие уголовного закона России в пространстве 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Действие уголовного закона России в пространстве



Уголовный закон действует на определенной территории и в отношении определенного круга лиц. Рассматривая проблему действия закона в пространстве, в международном праве используют понятие «юрисдикция». По предмету правового регулирования выделяется уголовно-правовая юрисдикция. В теории не выработано единого определения этого понятия. Юрисдикция выражает верховенство государственной власти, ее законов, распространение их на соответствующую сферу. Ее можно рассматривать так же, как совокупность правомочий уполномоченных государственных органов по решению юридических вопросов. Она может быть полной и ограниченной, территориальной и экстерриториальной. Полная юрисдикция осуществляется в пределах собственной территории. Территориальная юрисдикция предполагает распространение государственной власти на всех лиц, находящихся на его государственной власти на всех лиц, находящихся на его территории. Экстерриториальная юрисдикция связана с распространением уголовно-правовых норм на деяние, совершенное вне пределов государства.

В статьях 11 – 13 Уголовного кодекса РФ определены принципы действия уголовного закона в пространстве: принцип территориальности, принцип гражданства, реальный принцип и так называемый универсальный принцип.

Уголовное законодательство России исходит из территориального принципа уголовной ответственности и принципа гражданства, каждый из которых олицетворяет суверенитет Российского государства. Вместе с тем действие уголовного закона в пространстве связывается также с реальным и универсальным принципами. Кроме названных, в литературе выделяются также и иные принципы: дипломатического иммунитета, специальной миссии, экстрадиции.

 

Территориальный принцип действия уголовного закона в пространстве. Этот принцип действия уголовного закона получил свое закрепление в виде общего правила, изложенного в ч. 1 ст. 11 УК РФ: «Лицо, совершившее преступление на территории Российской Федерации, подлежит уголовной ответственности по настоящему Кодексу». В этом императиве получает отражение суверенитет нашего государство и его право на уголовное преследование в отношении лиц, совершивших преступление на его территории. В соответствии с этим принципом решающее значение при выборе уголовного закона, подлежащего применению, имеет место совершения преступления.

В уголовном праве местом совершения преступления считается территория государства, где действует уголовный закон. Согласно ст. 4 Конституции РФ суверенитет последней распространяется на всю ее территорию. В ч. 2 ст. 4 особо подчеркивается, что Конституция РФ и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации. Единую территорию Российской Федерации образуют территории республик в составе Российской Федерации, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов (ст. 5 Конституции РФ).

В соответствии с Законом РФ от 1 апреля 1993 г. № 4730-I «О Государственной границе Российской Федерации», государственная граница Российской Федерации есть линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, определяющая пределы государственной территории (суши, вод, недр и воздушного пространства) Российской Федерации, т.е. пространственный предел действия государственного суверенитета Российской Федерации (ст. 1). В данном Законе (ст. 5) подчеркивается, что понятием территории Российской Федерации охватывается не только суша в пределах государственной границы, но также территориальные воды, включая прибрежные морские воды и внутренние воды. Территорией Российской Федерации считаются недра под сушей и водами Российской Федерации, воздушное пространство над сухопутной и водной территориями.

В ч. 2 ст. 11 УК РФ (в ред. Федерального закона от 9 апреля 2007 г. № 46-ФЗ) подчеркивается, что преступления, совершенные в пределах территориального моря или воздушного пространства Российской Федерации, признаются совершенными на территории Российской Федерации. Действие УК РФ распространяется также на преступления, совершенные на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации. В соответствии с этим в УК РФ установлена уголовная ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о континентальном шельфе и об исключительной экономической зоне Российской Федерации (ст. 253).

Юрисдикция государств над морскими и речными судами определяется несколькими международно-правовыми актами, в том числе Конвенцией ООН по морскому праву от 10 декабря 1982 г. Согласно ст. 95 этого документа военные корабли пользуются в открытом море полным иммунитетом от юрисдикции какого бы то ни было государства, кроме государства флага. Согласно международно-правовым документам несоблюдение иностранным военным кораблем или членами его экипажа законов государства, в территориальных или внутренних водах которого находится корабль, подпадает только под юрисдикцию государства, к порту которого приписан военный корабль. Это положение получило реализацию в ч. 3 ст. 11 УК РФ, включающей в себя следующее предписание: «По настоящему Кодексу уголовную ответственность несет также лицо, совершившее преступление на военном корабле или военном воздушном судне Российской Федерации независимо от места их нахождения». Таким образом, военные воздушные и морские (речные) суда Российской Федерации, как объекты в смысле их уголовно-правовой юрисдикции, приравниваются к территории Российской Федерации.

Иной правовой режим устанавливается для невоенных (гражданских) судов. Согласно ч. 3 ст. 11 УК РФ, «лицо, совершившее преступление на судне, приписанному к порту Российской Федерации, находящемся в открытом водном или воздушном пространстве вне пределов Российской Федерации, подлежит уголовной ответственности по настоящему Кодексу, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации». В ст. 96 Конвенции ООН по морскому праву от 10 декабря 1982 г. содержится положение о том, что суда, принадлежащие государству или эксплуатируемые и состоящие только на некоммерческой государственной службе, пользуются в открытом море полным иммунитетом от юрисдикции какого бы то ни было государства, кроме государства флага. Из текста и смысла последующих статей данной Конвенции следует, что данное правило распространяется и на уголовно-правовую юрисдикцию (см. ст. 97 и др.).

В литературе высказывается мнение о том, что формулировка УК РФ относительно юрисдикции в отношении преступлений, совершенных на борту воздушных судов, не соответствует действующим международно-правовым документам, в частности Токийской конвенции 1963 г. «О преступлениях и некоторых других действиях, совершенных на борту воздушного судна». В этом документе указывается, что независимо от того, где протекает полет, во время совершения преступления действует юрисдикция государства регистрации воздушного судна. Согласно п. 3 ст. 3 Конвенции о борьбе с незаконным захватом воздушных судов от 16 декабря 1970 г., она применяется только в том случае, если место взлета или место фактической посадки воздушного судна, на борту которого совершено преступление, находится вне пределов территории государства регистрации такого воздушного судна. Вместе с тем в данной Конвенции оговаривается, что «независимо от места взлета или места фактической посадки воздушного судна, если преступник или предполагаемый преступник находится на территории иного Государства, чем Государство регистрации воздушного суда», действуют предусмотренные данной Конвенцией положения о выполнении процессуальных действий, а также выдачи и иной правовой помощи.

Таким образом, в случае совершения преступления на борту находящегося в полете воздушного судна, приписанного к порту России, ответственность наступает по УК РФ, независимо от того, где протекает полет, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации.

При решении проблемы преодоления конкуренции (коллизии) между уголовными законами Российской Федерации и общепризнанными принципами и нормами международного права следует исходить из того, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора (п. 4 ст. 15 Конституции РФ).

Определение места совершения преступления и соответственно выбор уголовного закона, подлежащего применению, как правило, не вызывает особых трудностей, ибо большинство совершаемых преступлений характеризуется скоротечностью и совершается на ограниченном пространстве (в квартире, на улице, в парке и т.п.), т.е. на территории одного государства. Преступление считается совершенным на территории Российской Федерации, если преступная деятельность начата и окончена на ее территории. Однако в практике не исключены случаи когда преступное деяние совершено на территории России, а преступные последствия деяния наступили на территории другого государства. Возможна и обратная ситуация, когда деяние совершено за пределами нашего государства, а последствия наступили на территории России (так называемые преступления с материальным составом).

Нормативное решение вопроса о том, закон какого из государств подлежит применению в этих случаях, в УК РФ отсутствует, хотя применительно ко времени совершения преступления это решение, как уже отмечалось, было найдено (ч. 2 ст. 9 УК РФ). В литературе данная проблема является дискуссионной. В частности, высказывается мнение, что в случае, когда преступное действие выполнено на территории Российской Федерации, а результат наступил за ее пределами, применению подлежат нормы УК РФ2. Это мнение представляется правильным. Местом преступления следует считать место совершения общественно опасного деяния. Это положение следует распространить и на случаи неоконченного преступления, если оно пресечено или прекращено на территории Российской Федерации.

Находящиеся в Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства обязаны уважать Конституцию России и соблюдать ее законы. Поэтому в случае совершения преступления они подлежат уголовной ответственности на общих (единых) основаниях. Закон (ч. 4 ст. 11 УК РФ) делает исключение лишь для дипломатических представителей иностранных государств и иных граждан, которые, согласно действующим законам и международным договорам, неподсудны по уголовным делам судам Российской Федерации (не подлежат их юрисдикции). Вопрос об уголовной ответственности названных лиц разрешается в соответствии с нормами международного права. Иногда это положение именуют принципом экстерриториальности.

На основе закона и международных договоров правом неприкосновенности (иммунитетом) от уголовно-правовой юрисдикции пользуются послы и посланники иностранных государств, поверенные в делах, военные атташе и их помощники, советники посольств и секретари, торговые представители и их заместители, секретари-архивариусы, а также члены семей глав и дипломатического персонала представительств, если они проживают совместно с указанными лицами и не являются российскими гражданами. Перечень лиц, пользующихся дипломатическим иммунитетом от уголовной юрисдикции, регламентируется Венской конвенцией о дипломатических сношениях 1961 г., Венской конвенцией о консульских сношениях 1963 г. и другими международно-правовыми актами. Эти положения обычно воспроизводятся в национальном законодательстве. Аккредитующее государство вправе отказаться от подобного иммунитета, но это является исключением из общего правила.

Исходя из принципа взаимности на основе соответствующих договоров с иностранными государствами на ряд консульских должностных лиц, а также на административно-технический персонал дипломатических представительств (за исключением граждан Российской Федерации) могут быть распространены положения о дипломатической неприкосновенности (иммунитете). Они могут применяться также к должностным лицам (либо к представителям) международных организаций, членам парламентских и правительственных делегаций. Эти положения содержатся также и в п. 7 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 октября 2003 г. № 5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации».

 

Принцип гражданства. Действие уголовного закона по принципу гражданства основывается на том, что в соответствии с Конституцией России (ст. 61) и Федеральным законом от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» (ст. 7) гражданам Российской Федерации, находящимся за пределами Российской Федерации, предоставляется защита и покровительство нашего государства; одновременно с этим они обязаны соблюдать Конституцию России. Это означает, в частности, что граждане РФ, где бы они не находились, обязаны неукоснительно соблюдать ее законы.

Согласно ч. 1 ст. 5 УК РСФСР 1960 г. граждане России, совершившие преступление за границей, подлежали ответственности по уголовным законам, действовавшим на территории Российской Федерации, т.е. по УК РСФСР.

В ч. 2 ст. 5 данного УК указывалось, что лица без гражданства, совершившие преступление за пределами Российской Федерации, несут ответственность на тех же основаниях. В законе лишь предусматривалась возможность смягчения наказания либо полного освобождения от него в случае, если гражданин России либо лицо без гражданства за совершение преступления уже понесли наказание за границей. Однако после 1993 г. это правило вступило в противоречие с ч. 1 ст. 50 Конституции РФ, где указывается, что «никто не может быть повторно осужден за одно и то же преступление», что означало утрату действия соответствующего предписания уголовного закона (УК РСФСР) как противоречащего Конституции РФ. Это положение противоречило также нормам международного права. Так, в соответствии с Европейской конвенцией о передаче судопроизводства по уголовным делам (1972 г.) лицо, в отношении которого вынесено окончательное и подлежащее исполнению решение по уголовному делу, не может за то же самое деяние ни преследоваться в судебном порядке или быть осуждено, ни подвергнуться наказанию в другом государстве, за некоторым исключением, предусмотренным ч. 2 ст. 35 этой Конвенции, когда могут не признаваться последствия применения принципа ne bis in idem.

Согласно ч. 1 ст. 12 УК РФ граждане Российской Федерации и постоянно проживающие в Российской Федерации лица без гражданства, совершившие вне пределов Российской Федерации, «преступления против интересов, охраняемых настоящим Кодексом, подлежат уголовной ответственности в соответствии с настоящим Кодексом, если в отношении этих лиц по данному преступлению не имеется решения суда иностранного государства».

Прежняя (до 27 июля 2006 г.) редакция ч. 1 ст. 12 УК РФ имела иное содержание. Действие УК РФ в отношении указанных лиц связывалось с тем, что совершенное ими вне пределов Российской Федерации деяние признано преступлением в государстве, на территории которого оно было совершено. Действующий закон (ч. 1 ст. 12 УК РФ) такого обстоятельства не предусматривает. Его положения подлежат применению в отношении лица, совершившего преступление против интересов, охраняемых УК РФ. Иными словами, деяние, совершенное гражданином Российской Федерации (или постоянно проживающим в РФ лицом без гражданства) вне пределов России, может и не признаваться иностранным государством, на территории которого оно совершено, в качестве преступления. Достаточно, чтобы это деяние было предусмотрено как таковое именно УК РФ. Поэтому при осуждении данной категории лиц суды Российской Федерации по действующему закону не связаны санкциями, предусмотренными законодательством иностранных государств (как это было предписано в прежней редакции ч. 1 ст. 12 УК РФ).

В подобных случаях не действует принцип так называемой двойной преступности, т.е. обязательности признания одного и того же деяния преступлением в разных государствах.

В случае, когда совершенное деяние признается преступлением также и в государстве, на территории которого оно совершено, то возложение уголовной ответственности по УК РФ исключается, если в отношении указанных лиц в законе (ч. 1 ст. 12 УК РФ) имеется решение суда иностранного государства. Обращает на себя внимание то, что в прежней редакции рассматриваемое предписание было сформулировано иначе: «…если эти лица не были осуждены в иностранном государстве». Понятно, что ныне действующая трактовка данного правила является более емкой и соответствующей международно-правовым актам: решение суда иностранного государства может быть и не связано с осуждением.

Согласно ст. 62 Конституции РФ гражданин Российской Федерации может иметь гражданство иностранного государства (двойное гражданство) в соответствии с федеральным законом или международным договором Российской Федерации. Эту категорию лиц принято именовать бипатридами. Граждане России при определенных обстоятельствах используют это конституционное право. С точки зрения уголовного права юридическая проблема может возникать в случае совершения этими лицами преступления за пределами обоих государств, гражданами которых они являются. В международном праве предлагается рассматривать подобные случаи на основе принципа «эффективного гражданства», согласно которому применяется закон того государства, на территории которого такие граждане и их семьи постоянно проживают, имеют жилье, имущество, пользуются политическими и гражданскими правами.

В прежние времена советские войска были дислоцированы за пределами Российской Федерации в ряде европейских стран, входящих в дружественный блок с СССР. Некоторые воинские формирования Российской Федерации дислоцируются за пределами страны, а также выполняют миротворческие функции и в современный период. Статус военнослужащих определяется международными договорами. Согласно ч. 2 ст. 12 УК РФ, военнослужащие воинских частей, дислоцирующихся за пределами Российской Федерации, за преступления, совершенные на территории иностранного государства, несут уголовную ответственность по настоящему Кодексу, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации. В международных договорах обычно содержатся предписания, что военнослужащие иностранного государства за совершение преступления за пределами воинской части (или базы) несут ответственность по законам страны пребывания. Этот принцип именуют иногда покровительственным (или специальной миссии).

 

Реальный и универсальный принципы. В законе (ч. 3 ст. 12 УК РФ) указывается: «Иностранные граждане и лица без гражданства, не проживающие постоянно в Российской Федерации, совершившие преступление вне пределов Российской Федерации, подлежат уголовной ответственности по настоящему Кодексу в случаях, если преступление направлено против интересов Российской Федерации, либо гражданина Российской Федерации или постоянно проживающего в Российской Федерации лица без гражданства, а также в случаях, предусмотренных международным договором Российской Федерации, если иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно не проживающие в Российской Федерации, не были осуждены в иностранном государстве и привлекаются к уголовной ответственности на территории Российской Федерации». Такие принципы действия уголовного закона именуются реальными и универсальными.

Универсальный принцип отличается тем, что его установление связано прежде всего с необходимостью борьбы с международными и «конвенционными» преступлениями, т.е. преступлениями международного характера. Данный принцип основывается на международных обязательствах, установленных конвенциями: по борьбе с подделкой денежных знаков 1929 г., по борьбе с захватом воздушных судов 1970 г., по борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 г. и др.

В международном праве реальный принцип именуется иногда принципом защиты (или безопасности) в связи с тем, что государство вправе привлекать таких лиц к ответственности ради защиты интересов государства, общества, своих граждан. Он заключается в том, что государство распространяет действие своего уголовного закона на преступления, совершенные иностранными гражданами за пределами РФ, если они посягают на ее интересы, включая интересы граждан РФ или лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории РФ.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-08-19; просмотров: 258; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.111.125 (0.015 с.)