Ответственность за незаконную охоту. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ответственность за незаконную охоту.



 

Уголовное право России. Общая и Особенная части: учебник / под ред. проф. Ю.В. Грачевой и проф. А.И. Чучаева. – М.: ООО «Юридическая фирма контракт», 2017. – 384с. – (Высшее образование: Бакалавриат).

 

Незаконная охота относится к экологическим преступлениям. Экологическое преступление - это предусмотренное уголовным законом общественно опасное виновное деяние, посягающее на общественные отношения, обеспечивающие сохранение для нормальной жизнедеятельности человека благоприятной природной среды, рациональное использование ее ресурсов и экологическую безопасность населения.

Видовым объектом рассматриваемых преступлений являются отношения: а) по охране окружающей среды; б) рациональному использованию природных ресурсов; в) сохранению оптимальной для жизнедеятельности человека и иных живых существ природной среды; г) обеспечению экологической безопасности населения.

Непосредственным объектом экологических преступлений признаются конкретные общественные отношения в пределах видового объекта. Ими, в частности, могут выступать отношения в области охраны и рационального использования земли, недр, вод и атмосферы, общественные отношения в области охраны и рационального использования животного мира (фауны) либо растительного мира (флоры) и т.д.

Предметом указанных преступлений выступают природная среда в целом и природные ресурсы: земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный, животный мир, иные организмы и др. В некоторых случаях в качестве предмета преступного воздействия предусматриваются особо охраняемые природные территории и природные объекты: заповедники, заказники, национальные парки, памятники природы и т.д. (ст. 262 УК).

Подавляющее большинство диспозиций норм, устанавливающих ответственность за рассматриваемые деяния, относится к бланкетным.

Составы рассматриваемых преступлений, как правило, включают общественно опасные последствия (ст. ст. 246, 249 УК и др.). Некоторые деяния признаются преступными независимо от последствий (ст. ст. 252, 253 УК и др.).

Отдельные нормы связывают ответственность с угрозой наступления указанных в них последствий (ст. 247 УК).

Рассматриваемые преступления целесообразно подразделить на 2 группы:

1) экологические преступления общего характера, посягающие на окружающую природу в целом, - деяния, предусмотренные ст. ст. 246 - 249 УК. Данная группа преступлений посягает на экологическую безопасность, в качестве дополнительного объекта могут выступать отношения по охране здоровья человека.
Статья 246. Нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ.
Статья 247. Нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов.
Статья 248. Нарушение правил безопасности при обращении с микробиологическими либо другими биологическими агентами или токсинами.
Статья 249. Нарушение ветеринарных правил и правил, установленных для борьбы с болезнями и вредителями растений;

2) специальные экологические преступления, причиняющие вред отдельным компонентам или составным частям природной среды, - деяния, предусмотренные ст. ст. 250 - 262 УК. Эта группа преступлений посягает на безопасность отдельных компонентов или составных частей природной среды (водных ресурсов, атмосферного воздуха, морской среды, природных ресурсов континентального шельфа и вод исключительной экономической зоны, биологических ресурсов и др.). Преступление, предусмотренное ст. 253 УК, может также посягать на суверенитет России, безопасность судоходства.
Статья 250. Загрязнение вод.
Статья 251. Загрязнение атмосферы.
Статья 252. Загрязнение морской среды.
Статья 253. Нарушение законодательства Российской Федерации о континентальном шельфе и об исключительной экономической зоне Российской Федерации.
Статья 254. Порча земли.
Статья 255. Нарушение правил охраны и использования недр.
Статья 256. Незаконная добыча (вылов) водных биологических ресурсов.
Статья 257. Нарушение правил охраны водных биологических ресурсов.
Статья 258. Незаконная охота.
Статья 258.1. Незаконные добыча и оборот особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации и (или) охраняемым международными договорами Российской Федерации.
Статья 259. Уничтожение критических местообитаний для организмов, занесенных в Красную книгу Российской Федерации.
Статья 260. Незаконная рубка лесных насаждений.
Статья 261. Уничтожение или повреждение лесных насаждений.
Статья 262. Нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов.

 

Незаконная охота отнесена к специальным экологическим преступлениям.

 

Охрана и использование животного мира и среды его обитания регулируются Федеральным законом от 24 апреля 1995 г. N 52-ФЗ "О животном мире", а также принимаемыми в соответствии с ним законами и иными нормативными правовыми актами РФ и субъектов Федерации об охране и использовании животного мира.

Согласно Федеральному закону "О животном мире" за нарушение законодательства РФ в области охраны и использования животного мира и среды их обитания наступает административная и уголовная ответственность. Аналогичные требования закреплены в ст. 57 Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", где к охоте приравнивается нахождение в охотничьих угодьях физических лиц с орудиями охоты и (или) продукцией охоты, собаками охотничьих пород, ловчими птицами.

Статья 258УК (в редакции Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"3) предусматривает ответственность за наиболее опасные формы незаконной охоты:

1) а) сопряженной с причинением крупного ущерба;

2) б) совершенной с применением механического транспортного средства или воздушного судна, взрывчатых веществ, газов или иных способов массового уничтожения птиц и зверей;

3) в) в отношении птиц и зверей, охота на которых полностью запрещена;

4) г) на особо охраняемой природной территории либо в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации (ч. 1 ст. 258УК РФ).

Объект рассматриваемого преступления следует определять как отношения по охране и рациональному использованию охотничьих ресурсов.

Диспозиция ст. 258УК РФ бланкетная, поэтому для установления содержания признаков состава преступления необходимо обратиться к ряду специальных нормативных актов, которыми регулируется охота. К ним прежде всего относятся Федеральный законот 24 июля 2009 г., Федеральныйзаконот 24 апреля 1995 г. N 52-ФЗ "О животном мире"4; Постановления Правительства РФ от26 июля 1993 г. "О любительской и спортивной охоте"5и от26 декабря 1995 г. "О Перечне объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты"6, нормативно-правовые акты субъектов Федерации. Перечисленные нормативные правовые акты действуют до вступления названного вышеЗаконаот 24 июля 2009 г. в законную силу с 1 апреля 2010 г., ач. 4 ст. 20,ч. ч. 2-13 ст. 21,п. п. 4и5 ст. 65- с 1 июля 2011 г. К указанным срокам все иные нормативные акты должны быть приведены в соответствие с настоящим Законом.

Объективная сторона преступления состоит в производстве незаконной охоты при наличии хотя бы одного из условий, указанных в п. п. "а"-"г" ч. 1 ст. 258УК РФ.

Охотой признается деятельность, связанная с поиском, выслеживанием, преследованием охотничьих ресурсов, их добычей, первичной переработкой и транспортировкой (ст. 1 п. 5Федерального закона от 24 июля 2009 г.). Данное определение охоты близко, но не тождественно определению, ранее изложенному в п. 10 Положения об охоте и охотничьем хозяйстве РСФСР, утвержденного Постановлением Совета Министров РСФСР 10 октября 1960 г. N 1548, где говорится, что охота - это выслеживание с целью добычи, преследование и сама добыча диких зверей и птиц9.

Как видим, новое определение расширяет содержание понятия "охота". К тому же в Законеот 24 июля 2009 г. усматривается в этом плане некоторая непоследовательность. Часть 2 ст. 12данного Закона указывает (применительно к разным видам охоты), что она осуществляется путем отстрела или отлова охотничьих ресурсов либо только путем отлова (например, в целях акклиматизации, разведения, переселения). Очевидно, что в этом случае речь следует вести не о поиске, выслеживании, преследовании диких зверей и птиц, а о способах их добычи.

 

Разграничение незаконной охоты, за которую предусмотрена уголовная ответственность, и нарушений правил охоты (ч. 1 ст. 8.37КоАП РФ) осуществляется по признакам, закрепленным в ст. 258УК.

Причем следует иметь в виду, что данная статья является бланкетной, и при описании объективной стороны деяния, помимо предусмотренных диспозицией статьи признаков, требуется ссылка на нормы материального права, которые были нарушены.

Однако в правоприменительной практике нередко грань между уголовно наказуемым деянием и административным правонарушением размыта, что приводит к определенным трудностям при квалификации действий виновного лица.

Так, в соответствии со ст. 1Федерального закона "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" под охотой понимается поиск, выслеживание, преследование охотничьих ресурсов, их добыча, первичная переработка и транспортировка.

Незаконной является охота с нарушением требований законодательства об охоте, в том числе охота без соответствующего разрешения на добычу охотничьих ресурсов, вне отведенных мест, вне сроков осуществления охоты и др.

В связи с этим в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 18 октября 2012 г. N 21 "О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования"(далее - Постановление Пленума) обращено внимание судов на то, что объективной стороной состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.37КоАП, является нарушение правил охоты, т.е. требований к осуществлению охоты и сохранению охотничьих ресурсов на всей территории РФ, в частности нахождение физических лиц в охотничьих угодьях с орудиями охоты и (или) продукцией охоты, собаками охотничьих пород, ловчими птицами без соответствующего разрешения. Такие действия подлежат квалификации по ч. 1 ст. 8.37 КоАП в случае, если они не содержат признаков преступления, предусмотренного ст. 258УК. Пункт "а" ч. 1 ст. 258УК предусматривает материальный состав преступления, так как ответственность наступает лишь при наличии крупного ущерба. При этом понятие крупного ущерба лишь частично раскрывается в Постановлении Пленума. Это отстрел лося, благородного оленя (марала, изюбря), овцебыка, бурого и белогрудого (гималайского) медведя.

В других случаях установление крупного ущерба носит оценочный характер: должны учитываться не только количество и стоимость добытых, поврежденных и уничтоженных животных, но и иные обстоятельства содеянного, в частности экологическая ценность, значимость для конкретного места обитания, численность популяции этих животных. Таким образом, исходя из предложенных Верховным Судом РФ критериев оценки крупного ущерба в разных районах субъекта Федерации за добычу одного вида животного с учетом его популяции и значимости может наступать как уголовная, так и административная ответственность.

Состав преступлений, предусмотренных в п. п. "б","в"и"г" ч. 1 ст. 258УК, формальный, они признаются оконченными с момента начала совершения действий, непосредственно направленных на поиск, выслеживание, преследование в целях добычи охотничьих ресурсов, а также на их добычу, первичную переработку, транспортировку.

Исходя из буквального толкования этой нормы незаконная добыча животного без нанесения крупного ущерба и последующая его транспортировка с применением механического транспортного средства подпадает под действие п. "б" ч. 1 ст. 258УК.

На практике же зачастую привлечь к уголовной ответственности даже задержанное на месте преступления лицо, осуществляющее, к примеру, разделку или транспортировку туши убитого животного, проблематично. Подозреваемые выдвигают версию о том, что охота ими не осуществлялась, а продукция охоты найдена.

В этой ситуации можно провести параллель с положениями Постановления Пленума относительно того, что незаконное завладение древесиной, заготовленной другими лицами, квалифицируется как хищение чужого имущества. Представляется возможным аналогичным образом квалифицировать действия лица, задержанного на месте забоя или при транспортировке незаконно добытой продукции охоты и выдвигающего версию, что эта продукция им найдена.

Думается, что правильность такого подхода можно мотивировать тем, что в соответствии со ст. 4Федерального закона "О животном мире" в пределах территории РФ животный мир является государственной собственностью, соответственно, присвоение добытого другим лицом животного должно рассматриваться как кража чужого имущества.

Еще сложнее доказать факт незаконной охоты при нахождении физических лиц с орудиями охоты, собаками охотничьих пород, ловчими птицами на особо охраняемой природной территории, что формально образует состав преступления. Кроме того, в связи с этим нельзя забывать о положении ч. 2 ст. 14УК, поскольку такие действия могут быть расценены судом как малозначительные в силу того, что не представляют общественной опасности.

Помимо недостаточно четкого разграничения уголовно наказуемого деяния и административного правонарушения, складывающаяся на этом направлении негативная ситуация во многом обусловлена низким качеством производимого по уголовным делам предварительного расследования.

 

Предметом преступления при незаконной охоте (ст. 258 УК) признаются дикие звери и птицы, находящиеся в естественном состоянии, а также выпущенные на свободу в целях их разведения.

Охота признается незаконной, если осуществляется без соответствующего разрешения, либо вопреки специальному запрету, либо лицом, не имеющим права на охоту или получившим лицензию без необходимых оснований, либо вне отведенных мест, в запрещенные сроки, запрещенными орудиями и способами.

Запрещенные места для охоты предусмотрены нормативными правовыми актами (например, заповедники, заказники, зеленые зоны вокруг городов и других населенных пунктов и т.д.). Запрещенные сроки - это время, когда либо всякая охота запрещена, либо имеет место запрет на добычу отдельных видов птиц и зверей. Перечень запрещенных орудий и способов также указан в нормативных актах, регулирующих правила охоты.

Согласно примечанию к ст. 258 УК, крупным ущербом в данной статье признается ущерб, исчисленный по утвержденным Правительством РФ таксам и методике, превышающий 40 000 рублей, особо крупным – 120 000 рублей.

Крупный ущерб устанавливается судом по каждому конкретному делу исходя из стоимости, количества добытого, распространенности животных, их экологической ценности и т.д.

Применение механического транспортного средства или воздушного судна предполагает их использование в качестве орудия преступления и имеет то же значение, что и в составе преступления, предусмотренного ст. 256 УК (незаконная добыча (вылов) водных биологических ресурсов).

Характеристика массового уничтожения птиц и зверей аналогична характеристике данного способа применительно к преступлению, предусмотренному ст. 256 УК.

Перечень птиц и зверей, охота на которых полностью запрещена, содержится в нормативных правовых актах (например, правилах охоты). К их числу относятся птицы и звери, занесенные в Красную книгу РФ и красные книги субъектов РФ.

Под особо охраняемыми природными территориями понимаются участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, имеющие особое природоохранное, научное, культурное, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны (Федеральный закон от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях").

Зоны экологического бедствия и зона чрезвычайной экологической ситуации определяются в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды". Согласно данному ФЗ порядок объявления и установления режима зон экологического бедствия устанавливается законодательством о зонах экологического бедствия. Защита окружающей среды в зонах чрезвычайных ситуаций устанавливается федеральным законом о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Приказ Минприроды РФ от 06.02. 1995 г. № 45 "Об утверждении "Временного порядка объявления территории зоной чрезвычайной экологической ситуации". Зонами чрезвычайной экологической ситуации объявляются участки территории Российской Федерации, где в результате хозяйственной и иной деятельности происходят устойчивые отрицательные изменения в окружающей природной среде, угрожающие здоровью населения, состоянию естественных экологических систем, генетических фондов растений и животных, приостановка и предотвращение которых невозможны только за счет организационно-управленческого потенциала и материально-финансовых ресурсов данной территории.

Отнесение отдельных территорий к зонам чрезвычайной экологической ситуации осуществляется с целью реабилитации нарушенных природных компонентов, снижения уровня воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, проведения оперативных мер по восстановлению и воспроизводству природных ресурсов и минимизации последствий этой ситуации на состояние здоровья населения.

Федеральный закон "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" от 21.12. 1994 г. № 68-ФЗ. Чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

Зона чрезвычайной ситуации - это территория, на которой сложилась чрезвычайная ситуация.

 

Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом.

Субъект преступления - лицо, достигшее 16-летнего возраста.

В ч. 2 ст. 258 УК в качестве квалифицирующих признаков указаны:

а) совершение преступления лицом с использованием своего служебного положения;

б) группой лиц по предварительному сговору;

в) организованной группой;

г) либо причинившее особо крупный ущерб.

Их содержание аналогично содержанию одноимённых признаков преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 256 УК.

 

Следует обратить внимание на то, что совершение незаконной охоты с применением механического транспортного средства, взрывчатых веществ или иных способов массового уничтожения птиц и зверей или в отношении птиц и зверей, охота на которых полностью запрещена, а также на особо охраняемой природной территории либо в зоне экологического бедствия представляет повышенную общественную опасность. Предусмотренный санкцией ч. 1 ст. 258УК одинаковый размер наказания для всех признаков незаконной охоты нельзя признать справедливым.

Таким образом, в целях повышения эффективности мер по предупреждению и пресечению преступлений в сфере незаконной охоты, исключению фактов нарушения действующего законодательства и надлежащей организации работы в этой сфере полагаем, что в настоящее время назрела острая необходимость внесения изменений в законодательство РФ, которые бы более детально раскрывали понятие крупного ущерба и другие признаки незаконной охоты, а также ужесточали ответственность за данное преступление.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-08-19; просмотров: 136; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.131.168 (0.04 с.)