Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Развитие речи и начала грамоты «ест Федька кисель с редькой»

Поиск

Задачи. Обогащать речь детей образными словами. Учить обра­зовывать прилагательные. Закреплять обобщающие наименования «овощи» и «фрукты». Побуждать детей вступать в игровое и речевое взаимодействие со сверстниками. Развивать дикцию, артикуляцион­ный аппарат детей. Воспитывать интерес к написанному слову.

Материалы, инструменты, оборудование. Доска, мел, метка фиш­ки. Карточки со словами ФРУКТЫ, ОВОЩИ. Картинки: вишни, сливы, лук, капуста. Карточки зеленого и красного цветов, с напи­санными на обороте загадками (см. содержание занятия).

Содержание занятия. Воспитатель предлагает детям поиграть в игру «Эрудиты». Спрашивает детей, знают ли они, кто это такие.

123


Дети высказывают разные предположения. Педагог обобщает: «Эру­диты — это люди, которые знают много разных интересных вещей». Затем дети разбиваются на две команды, дают командам названия и выбирают капитана.

В первом задании педагог предлагает детям отгадать загадки. На столе разложены разноцветные карточки, на обороте которых написа­ны загадки. Капитаны назначают игроков, которые будут отгадывать загадки. Игроки по очереди выбирают карточки (сначала красные, потом зеленые). На красных карточках загадки о фруктах, на зеле­ных — об овощах.

Снесли птички Синенькие яички, Развесили по дереву: Скорлупа мягонька, Белок сладенький, А желток костяной. (Слива)1

Синий мундир, Желтая подкладка, А в середине сладко.

(Сливы)2

В случае затруднения воспитатель дает подсказки: «Это что-то вкусное. Растет в саду. Висит на дереве. Синего цвета и т. п.» В отга­дывании каждой загадки принимают участие игроки обеих команд, но преимущество отдается тому, кто доставал карточку.

Красна девица, Каменное сердце.

(Вишня)3

До чего же хороша Ягода душистая, Сочная, мясистая! На дереве висит, Рдеет и манит.

(Вишня)4

Сидит Игнатка на грядке Весь в заплатках. Кто его потрогает, Тот и заплачет.

(Лук)5

1 Умный Ивашка, Жар-птица и Золотое зерно. Русские народные загадки / Сост.
Науменко Г. М. — М.: Детская литература, 1991. С. 15.

2 Там же. С. 36.

3 Там же. С. 15.

4 Автор — А. Аркадьева.

5 Красное коромысло через реку повисло. Русские народные загадки под ред.
Науменко Г. М. — Ижевск: Удмуртия, 1989. С. 18.

124


Сидит дед, В семь шуб одет, Кто его раздевает, Тот слезы проливает. (Лук)1

Сидит Ермошка На одной ножке, На нем сто одежек И все без застежек.

(Капуста)2

Стоит Матрешка На одной ножке, Закутана, Запутана.

(Капуста)3

По мере отгадывания загадок воспитатель выставляет на набор­ное полотно картинки, двумя группами (овощи и фрукты). Предла­гает детям назвать одним словом картинки первой группы (фрукты), затем — картинки второй группы (овощи).

Педагог раскладывает на столе карточки со знакомыми детям словами, среди которых должны быть карточки ОВОЩИ и ФРУК­ТЫ. Вызывает по одному игроку от каждой команды и просит найти среди всех карточек ту, которая соответствует их картинкам (ОВО­ЩИ или ФРУКТЫ).

Далее организуется игра «Отгадай мою картинку». Воспитатель объясняет детям правила игры. Все, кроме водящего, должны за­крыть глаза. Водящий загадывает картинку и кладет под нее фишку. Чтобы отгадать загаданное, надо задавать вопросы. Например: Это овощ? Он зеленого цвета? И т. п. Сначала игру проводит педагог, а затем — капитаны команд.

После этого педагог проводит игру «Образуй слово». Детям да­ются задания на образование прилагательных от существительных. Воспитатель объясняет, что нужно образовывать слова, отвечающие на вопрос «какой?». (Например: сок из яблок какой? — Яблочный.) Используются существительные: «груша», «гранат», «морковь», «ка­пуста», «тыква». Дается по три задания двум командам.

Затем воспитатель спрашивает: «Сок грушевый, гранатовый при­готовлен из фруктов, значит сок какой?» (Фруктовый.) «А сок мор­ковный, капустный, тыквенный какой?» (Овощной.)

Далее командам дается задание написать на доске по одному слову: ЩИ (первая команда), КАША (вторая).

1 Умный Ивашка, Жар-птица и Золотое зерно: Русские народные загадки / Сост.
Науменко Г. М. — М.: Детская литература, 1991. С. 45.

2 Там же. С. 43.

3 Красное коромысло через реку повисло. Русские народные загадки под ред.
Науменко Г. М. — Ижевск: Удмуртия, 1989. С. 18.

125


После этого проводится соревнование, чья команда быстрее рас­скажет шуточную скороговорку:

Ест Федька кисель с редькой, Ест редька с киселем Федьку'.

Скороговорку разучивают хором, стоя. Затем устраивается сорев­нование. Читают в умеренном темпе, тихо.

В конце занятия проводятся соревнования: чья команда назовет больше слов, обозначающих овощи (фрукты). Сначала игроки обе­их команд называют овощи, затем фрукты. За каждое правильное название команда получает фишку. Побеждает команда, набравшая больше фишек.

ЛЕПКА рельефная «Витрина магазина «Овощи—фрукты»

Задачи. Совершенствовать технику рельефной лепки при создании композиции «Витрина магазина». Учить детей грамотно отбирать со­держание лепки в соответствии с поставленной задачей и своим за­мыслом (витрину магазина заполнять соответствующими товарами). Использовать оригинальные приемы лепки, позволяющие создавать выразительные изображения: передавать особенности сложных по своему строению плодов — чешуйчатость, ячеистость, многослой-ность. Развивать способность к формообразованию, композиционные умения (правильно передавать пропорциональные соотношения между отдельными образами и находить их расположение в пространстве).

Предварительная работа. Рассматривание рекламных буклетов и страничек с рекламой продовольственных товаров в журналах. Рас­сматривание репродукций и художественных открыток с натюрмор­тами (например, «Фрукты» И. Хруцкого, «Персики» П. Кончалов-ского, «Фрукты» Ф. Снейдерса, «Синие сливы» И. Машкова).

Экспериментирование с пластилином в целях получения новых цветов или оттенков. «Пластилиновая» живопись по праву может рассматриваться как уникальная техника в лепке. Дети с восторгом открывают и самостоятельно создают новые цвета и оттенки в таком локальном по цвету материале, как пластилин. Это обогащает и раз­нообразит его палитру, сближает лепку с рисованием красками.

Условно можно выделить два способа «пластилиновой живописи»: неполное и полное смешивание разных по цвету кусков пластилина в одном комке. При неполном смешивании разных цветов получа-

1 Тридцать три Егорки. Русские народные скороговорки / Сост. Науменко Г. М. М.: Детская литература, 1989. С. 13.

126


ется окраска «под мрамор». Очень эффектно выглядят «мраморные» поделки: камешки, вазы, кашпо, скульптуры. Для получения такой окраски нужно взять 2—3 куска пластилина и смешивать их до об­разования причудливых разводов и пятен. Сначала дети делают это стихийно, по вдохновению — что получится. Со временем приходит понимание того, что мраморную окраску можно моделировать и создавать по замыслу. Но нужно посоветовать детям не брать много исходных цветов. Сначала лучше ограничиться двумя-тремя, затем можно поэкспериментировать с тремя—пятью цветами. При этом нужно поддерживать стремление детей к созданию гармоничных, радующих глаз цветосочетаний.

При полном смешивании разных цветов получаются новые цвета или оттенки.

Материалы, инструменты, оборудование. Две картонные основы для композиций — витрин магазина — с названиями ФРУКТЫ и ОВОЩИ; пластилин или цветное соленое тесто; стеки, салфетки бумажные и матерчатые. Карточки с цифрами из кассы букв и слогов, чтобы дети могли видеть написание цифр (для оформления расписания работы магазина).

Воспитатель заранее лепит несколько силуэтов-заставок для витрины на выбор детей (ежик, мишка, зайчик, белочка, гномик и пр.).

Содержание занятия. Педагог спрашивает у детей, в какие магази­ны они ходят вместе с родителями. Выслушав ответы, интересуется, как можно узнать, не заходя в магазин, что в нем продается. В ходе беседы выясняется, что обычно над входом в магазин есть вывески с названиями и изображениями, которые видны издалека и понят­ны даже маленьким детям. Воспитатель читает детям стихотворение Р. Сефа «Витрина»:

Вот веселая витрина

Обувного магазина —

В ней стоит

Большой сапог.

Вот забавная витрина

Овощного магазина —

В ней картофеля корзина

И петрушки корешок.

Но у зоомагазина

Лучше всех витрин

Витрина:

Рядом с чучелом павлина

В белых майках

Два пингвина,

Крокодила половина

И красивая

Картина

Под названьем

«Носорог».

127


Воспитатель обсуждает с детьми, как догадаться, не читая вы­вески, какой магазин перед тобой; что будет выставлено в витринах разных магазинов.

Педагог предлагает детям сделать самим красивую витрину мага­зина «Фрукты—овощи».

Воспитатель показывает детям 2 листа цветного картона или плотной бумаги разных цветов, с налепленными на них силуэтами (ежиком, мишкой, зайчиком, белочкой, гномиком и пр.) и названи­ями: ФРУКТЫ (на одном листе) и ОВОЩИ (на другом). Сообщает, что один художник-дизайнер начал придумывать, как оформить ви­трины магазина «Фрукты—овощи», но не успел закончить работу и поэтому попросил, чтобы дети нашего детского сада ему помогли.

— Давайте поможем художнику. Вот у нас пустые, неоформлен­
ные витрины. Что на них написано? Да, на этой витрине написано
ФРУКТЫ, а на другой — ОВОЩИ. Сейчас каждый из вас будет ле­
пить то, что выбрал. Потом вы положите свои вылепленные плоды
на соответствующие витрины: все овощи на витрину ОВОЩИ, а все
фрукты — на витрину ФРУКТЫ.

Педагог создает проблемную ситуацию. Поочередно показывает разные овощи и фрукты (реальные плоды или качественные муля­жи). Спрашивает, какими приемами в лепке можно передать осо­бенности строения и поверхности этих плодов:

— показывает капусту и обсуждает с детьми, как ее можно слепить
(уточняет ответы и предложения: скатать длинную колбаску, при-

128


щипнуть по краю оборку и завернуть в вилок — розан; или составить вилок из отдельных листьев, плотно прикладывая их друг к другу);

— показывает лук и предлагает детям придумать оригинальные
способы лепки (смешать в одном комке желтый и оранжевый пла­
стилин, раскатать в форме луковицы и процарапать стекой чешуйки
или слепить луковицу белого цвета и обвернуть желтой «шелухой»
(сплющенными дисками);

— показывает чеснок и спрашивает, как можно передать его
строение (например, раскатать колбаску, разрезать на части, сфор­
мировать дольки и соединить по кругу);

— показывает ананас и предлагает подумать, каким образом мож­
но показать его шероховатость и ячеистость (ответы обсуждаются);

— показывает банан с открытой кожурой, свисающей полосками,
и спрашивает, как можно слепить банан, приготовленный для еды.

На данном занятии важно пробудить у детей интерес к экспери­ментированию в поисках оригинальных способов и приемов лепки; поэтому совместному обсуждению нужно отвести достаточно вре­мени, оставив на исполнительскую и оформительскую деятельность 10-15 минут.

Воспитатель предлагает детям самостоятельно выбрать цвет пласти­лина или соленого теста и приступить к работе. В конце занятия дети рассматривают «витрины», читают надписи, переносят вылепленные плоды: фрукты — на витрину ФРУКТЫ, овощи — на витрину ОВО­ЩИ. Педагог подсказывает, что сначала нужно выложить на витрину все плоды, не прикрепляя к основе, красиво разместить (крупные — в центре или внизу, мелкие — вверху или по краям; или в форме пира­миды, или в лапках животного-заставки и т. д.) и только после этого прикрепить: слегка прижать к основе, стараясь не деформировать.

В конце занятия воспитатель разрезает на мелкие кусочки банан, использованный в качестве натуры, и угощает детей, используя дере­вянные зубочистки, чтобы дети не касались еды грязными руками.

После занятия. Сюжетно-ролевая игра в магазин «Овощи-фрукты».

РАЗВИТИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ

Занятие № 5

Задачи. Учить детей считать группы, состоящие из 2-3 предме­тов, называть общее количество предметов в этих группах. Развивать У детей произвольное внимание, умение договариваться взглядом, находить себе пару в игре. Развивать у детей понимание отношения части и целого. Учить делить прямоугольник на две, четыре и во­семь равных частей, сравнивать их между собой.

9 Заказ 1583                                                                                                             129


Материалы, инструменты, оборудование. Демонстрационный мате­риал: календарь на октябрь, девять кубиков; картинка (дети, сидя­щие на стульчиках) или девять стульчиков (кресел) из наборов игру­шечной мебели и девять небольших (соразмерных мебели) кукол.

Раздаточный материал: мелкие игрушки: матрешки, елочки, гри­бочки и т. п. (счетный материал) — по 10 штук на каждого ребенка; набор цифр для каждого ребенка; прямоугольный лист бумаги раз­мером в половину альбомного листа (А4), по 4 штуки на каждого ребенка; нож для разрезания бумаги (или ножницы).

Содержание занятия. В верхней части доски перед детьми заранее выложен ряд из чисел от 0 до 10, который постоянно находится на доске все последующие дни.

Воспитатель спрашивает детей, какой начался месяц, и вывеши­вает календарь на октябрь. Затем выясняет с детьми, какое сегодня число. Желающий ребенок находит его на календаре и выделяет ра­мочкой. Все вместе определяют, какой сегодня день недели, сколько дней прошло с начала месяца, какая по счету идет неделя, сколько еще недель и дней будет в октябре.

На столе воспитателя стоят 9 кубиков, тремя группами: по 3 кубика в каждой. Воспитатель, дотрагиваясь до каждой группы кубиков, говорит детям: «Тут группа кубиков, тут группа кубиков, тут группа кубиков». Затем, также дотрагиваясь до каждой группы, говорит: «Группа, группа, группа». Спрашивает у детей: «Сколько групп?» (Три.) «Сколько в первой группе кубиков?» (Три.) «Сколь­ко во второй?» (Три.) «Сколько в третьей?» (Три.) «Сколько в трех группах?» Дети пересчитывают кубики подряд: «Один, два, три, четыре, пять, шесть, семь, восемь, девять. Всего девять кубиков». Воспитатель с детьми делает вывод: «На столе девять кубиков. Они стоят в трех группах, по три — в каждой».

Воспитатель расставляет игрушечную мебель (стульчики или крес­ла) в 3 ряда (ряды расположены друг за другом, как в зрительном зале), рассаживает на них кукол — по 3 игрушки в каждом ряду.

Воспитатель спрашивает: «Сколько всего кукол?» Дети пере­считывают и отвечают: «Всего девять кукол». «Сколько рядов вы видите?» (Три.) «Сколько кукол в каждом ряду?» (Три.) Воспитатель вместе с детьми делает вывод: «В этом зале стульчики стоят в три ряда, в каждом ряду сидит по три куклы. А всего девять кукол».

На столе у каждого ребенка мелкие игрушки одного вида (не менее 10 штук). У одного ребенка это могут быть матрешки, у другого — грибочки и т. п. Воспитатель просит детей поставить свои игрушки группами так, чтобы в каждой группе было только две игрушки, а групп может быть или две, или три, или четыре, или пять, как кому хочется; уточняет, что игрушек в каждой груп­пе — только две. Затем просит детей посчитать, сколько всего в их группах игрушек и положить рядом соответствующую цифру.

130


Дети выполняют. После этого воспитатель просит их рассказать о том, что получилось. Например, «у меня две группы, в каждой по два грибочка, а всего грибочков четыре». Воспитатель спрашивает: «У кого так же?» Дети поднимают руки (или встают). «У кого по-другому?» Ребенок рассказывает: «У меня три группы, по две елочки в каждой, а всего шесть елочек». Воспитатель: «У кого так же?» Дети встают. Воспитатель: «У кого по-другому?» Ребенок: «У меня четыре группы, по две матрешки в каждой. А всего восемь матрешек». Вос­питатель: «Встаньте, у кого так же».

Затем воспитатель просит, чтобы дети поставили игрушки груп­пами по три в каждой и чтобы групп было две или три. Затем дети должны положить рядом цифру, отражающую общее число игрушек в группах. После этого дети, по просьбе воспитателя, снова расска­зывают о своих вариантах.

Далее организуется игра «Разведчики». К доске выходят 5-7 детей. Воспитатель уточняет у остальных детей, сколько вышло человек. За­тем предлагает вышедшим к доске найти себе пару среди сидящих за столами детей. Каждый должен найти пару только взглядом, не помо­гая себе ни руками, ни кивком головы (так, чтобы это было незамет­но, ведь они же «разведчики»). Примерно через 20 секунд по сигналу воспитателя найденные взглядом дети выходят к доске, а стоявшие ранее садятся на свои места. Это происходит одновременно. Теперь вновь вставшие у доски ищут взглядом себе пару, но только не из тех Детей, которые уже были у доски. По сигналу воспитателя стоящие у Доски и выбранные дети одновременно меняются местами. Вновь вы­шедшие дети также ищут себе пару, но не из тех детей, которые толь­ко что выходили. Игра «Разведчики» повторяется три-четыре раза.

Затем воспитатель обращает внимание детей на лежащие перед ними листы бумаги, просит убедиться в том, что они одинаковые. Дети накладывают листочки друг на друга и убеждаются в этом. За­тем воспитатель просит их взять один из листов, разделить его на

о *

131


две равные части и отложить их в сторону. Дети выполняют. Второй лист бумаги — разделить на четыре равные части, сложить их сто­почкой и отложить в сторону. Дети выполняют. Третий лист — на восемь равных частей, сложить стопочкой и отложить в сторону. Дети выполняют. В случае затруднения воспитатель помогает.

Далее воспитатель просит положить перед собой одну вторую часть листа. Дети кладут. Затем рядом с одной второй надо поло­жить одну четвертую часть листа. Дети выполняют. Затем — одну восьмую. Дети выполняют.

Перед каждым ребенком лежат в ряд одна вторая, одна четвертая и одна восьмая часть прямоугольника. Воспитатель просит детей: «По­кажите самую большую часть прямоугольника. Назовите ее». Дети называют: «Половина, одна вторая». Воспитатель подхватывает: «Пра­вильно, одна вторая». Воспитатель: «Покажите самую маленькую часть. Назовите ее». Дети показывают и называют: «Одна восьмая». Воспита­тель: «Покажите часть, которая меньше одной второй и больше одной восьмой». Дети показывают. «Назовите ее». Дети: «Одна четвертая».

Воспитатель: «Покажите две восьмых». Дети показывают. «По­кажите три четвертых». Дети показывают. «Покажите две вторых». Дети показывают. «Положите их по линии разреза на целый пря­моугольник. Получился целый лист».

Затем, вводя ситуацию экспериментирования, педагог предлага­ет детям взять две четвертых листа и наложить их на одну вторую. Дети, придерживая пальчиком приложенные части, показывают по­лучившееся друг другу и воспитателю. Воспитатель удивляется: «Две четвертых и одна вторая равны между собой?» Дети удивляются вме­сте с ней. Далее воспитатель предлагает детям взять одну четвертую и две восьмых и две восьмых наложить на одну четвертую. Дети, придерживая пальчиком две восьмых на одной четвертой, показы­вают получившееся друг другу и воспитателю. Воспитатель вновь удивляется: «Две восьмых равны одной четвертой?» Дети удивляются вместе с ней. Важным условием проведения данного опыта является то, что воспитатель ни в коем случае не требует, чтобы дети повто­ряли сформулированные ею результаты наблюдения.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-08-19; просмотров: 449; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.249.119 (0.012 с.)