Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Рисование с элементами аппликации «пестрые попугаи» (коллективное панно)Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Задачи. Вызвать интерес к созданию коллективного панно из силуэтов разноцветных попугаев. Показать технику рисования восковыми мелками, вырезывания по нарисованному контуру и раскрашивания гуашевыми красками. Учить передавать графическими средствами строение птицы и ее движения (попугай с раскрытым клювом, приподнятыми крыльями, летящий, сидящий, нахохлившийся, кричащий, задиристый и т. д.). Развивать чувство цвета и композиции. Воспитывать интерес к познанию природы и отражению полученных представлений в изобразительной деятельности. Предварительная работа. Рассматривание попугаев в уголке природы и детских научно-популярных энциклопедиях. 569 Материалы, инструменты, оборудование. Листы бумаги белого цвета формата A3 и А4, восковые мелки, гуашевые краски, кисти, банки с водой, салфетки. Содержание занятия. Педагог проводит краткую беседу с целью уточнения представления детей о внешнем виде и образе жизни попугаев. Дети могут вспомнить и рассказать (педагог уточняет и расширяет представления) о том, что попугаи — это птицы, поэтому у них есть крылья и клюв, а поверхность тела покрыта перьями; клюв у попугаев большой, крючковатый; оперение разноцветное, яркое, на голове бывает хохолок; попугаи отличаются задиристым нравом; они громко кричат, шумят, иногда даже ссорятся друг с другом; некоторых попугаев можно научить повторять слова или подражать каким-то звукам — мяуканью кошек, гудению автомобиля). Затем воспитатель показывает детям изображение амазонского попугая. Сообщает, что амазонский попугай называется так по месту своего обитания (Амазонка в Южной Америке). Есть разные амазоны — желтолобый, желтокрылый, синелобый. Оперение этих попугаев зеленое, лоб и верхняя часть головы желтая, плечи красные, концы крыльев красно-лиловые, клюв темно-серый с оранжевым оттенком по бокам... Большую часть дня попугаи проводят в кронах деревьев, где зеленое оперение делает их почти незаметными. Кормятся плодами деревьев, орехами, почками и цветами. Педагог предлагает детям составить коллективное панно «Пестрые попугаи». Показывает основу для композиции — силуэт дерева с крупными зелеными листьями и два-три силуэта попугаев, сидящих на ветках в разных позах. Сообщает, что изображать попугаев дети будут новым способом — сначала нарисуют восковыми мелками, потом вырежут по нарисованному контуру и раскрасят гуашевыми красками. Спрашивает, как дети понимают слово «пестрый» (разноцветный). Показывает технику рисования восковыми мелками. Поясняет, что восковой контур не позволит краске перетекать с одной детали на другую, поэтому можно нарисовать много-много перышек и раскрасить их разными цветами. Эти цвета не будут смешиваться, поэтому попугай получится пестрым — разноцветным и ярким. Еще раз уточняет последовательность работы: — рисование птицы восковыми мелками с проработкой мелких — раскрашивание разными цветами, чтобы получился пестрый — вырезывание готового изображения по нарисованному кон Дети берут листы бумаги, восковые мелки и начинают рисовать попугаев. Педагог показывает силуэты разных попугаев: эти попугаи поссорились, поэтому шумят и кричат друг на друга; один только- 570 только прилетел, еще крылья не успел сложить; другой сам разволновался от шума и стал кричать, широко отрывая клюв, а третий перевернулся и висит на ветке вниз головой. Дети рисуют попугаев восковыми мелками, раскрашивают силуэты. Педагог напоминает, чтобы дети не боялись изображать много-много перьев на туловище и крыльях, и раскрашивать их разными цветами, но рационально — сначала одним цветом — самым светлым, например, желтым (несколько перышек на туловище, одно-два на голове, по несколько на крыльях и хвосте); затем другим цветом, например, оранжевым и т. д. В конце занятия дети вырезают подсохшие силуэты попугаев и переносят на дерево (композиционную основу). Если кто-то из детей быстро справляется с заданием, педагог просит вырезать листочки для дерева или подготовить попугаев-птенчиков. После занятия. Завершение оформления коллективной композиции «Пестрые попугаи» — размещение и прикрепление на дереве (после полного высыхания). ФЕВРАЛЬ. 20 НЕДЕЛЯ Планирование работы Направленность педагогической работы. Занятия этой недели будут способствовать обогащению первоначальных представлений детей о подводном мире: о животных и растениях, его населяющих, о профессиях людей, работающих на море. Также дети познакомятся с вулканами как природным явлением, узнают о профессии вулканологов. Чтение художественно-познавательных рассказов С. Сахарнбва и И. Акимушкина, будет способствовать формированию у детей представлений о том, как ученые проводят исследования с помощью батискафа. Они смастерят сам аппарат на занятии по конструированию, слепят аквалангистов и водолазов, передавая особенности их внешнего вида, используя технику силуэтной аппликации, создадут картину с необычными рыбками — морскими коньками. Сказочный подводный мир предстанет детям в процессе длительного чтения сказки X. К. Андерсена «Русалочка». Содержание небольших сказочных легенд о морских обитателях педагог будет использовать для сравнения реального и нереального, а также при обучении детей пересказу в форме инсценировки. Эти представления лягут в основу создания детьми фантазийных образов с элементами реализма. На занятии по математике педагог познакомит детей с образованием чисел второго десятка, будет развивать у них воображение при выкладывании различных фигур из палочек; подводить их к усвоению структуры задачи.
'
572 573
Наблюдения в природе. (Материал по дням распределяет сам воспитатель.) Наблюдения на прогулках. Воспитатель организует наблюдения за сезонными изменениями на участке, обращает внимание на то, что наступил февраль, который считается последним месяцем зимы. (На юге это действительно так, а в северных районах зима продлится еще не один месяц.) Воспитатель объясняет, что в феврале во многих регионах еще лежит снег, бывают вьюги, метели, но солнце уже начинает светить по-другому: оно более яркое, с каждым днем поднимается все выше, а небо все чаще бывает ярко-голубым. В некоторые дни бывает оттепель. В такой день воспитатель предлагает детям найти как можно больше признаков оттепели. Дети ищут сосульки, трогают, рассматривают их: на что они похожи, какие они (твердые, прозрачные, начинают таять в руках). Дети ищут первые проталины, наблюдают за таянием снега. Воспитатель рассказывает, что некоторые насекомые, паучки в оттепель выползают на поверхность и предлагает поискать их в проталинах. (Лучше всего искать у пней, у корней старых деревьев.) В северных регионах воспитатель обращает внимание на то, что полярный день постепенно сменяет полярную ночь. В южных райо- 574 нах наблюдают за сходом снежного покрова, ищут и рассматривают первые весенние растения. В районах, где уже начинается ледоход на реках и морях, организуются экскурсии для наблюдения за этими явлениями природы. Наблюдения в уголке природы. Воспитатель продолжает организовывать посадку растений в уголке природы, спрашивает, что именно они хотели бы посадить сегодня: лук, петрушку, укроп, помидоры, огурцы, перец и т. п. Дети под руководством взрослого сажают растения, за ростом и развитием которых будут наблюдать длительное время. Перед посадкой дети рассматривают, в том числе и с помощью лупы, семена разных растений. Если дети занимались по данной методике в старшей группе, воспитатель спрашивает, семена каких растений они проращивали в прошлом году, что они делали для того, чтобы растения лучше росли. (Поливали, рыхлили почву и т. п.) При посадке воспитатель еще раз обращает внимание на то, что растениям нужны почва, вода, свет. Начиная с момента посадки и в течение всего периода роста растений, дети (под руководством воспитателя) периодически делают зарисовки, фотографии разных стадий развития растений. Педагогическая поддержка сюжетных игр детей. Можно предположить, что тема подводного мира будет особенно привлекательна для мальчиков. Они любят играть в капитанов, моряков, строить корабли, подводные лодки. Но недостаток информации часто обедняет содержание игры. Проведенные занятия помогут существенно расширить представления детей о том, что такое море, какие бывают корабли, каково их назначение, что происходит под водой. Обогатить игры на морские сюжеты можно поиском сокровищ, кладов и связанных с ними приключений. Интересны и «подводные лодки — пограничники», и «подводные лодки — исследователи», изучающие морских обитателей. Если создание сюжета будет связано с трудностями, то воспитатель может помочь детям придумать события и роли (изучение китов, поиск подводной лодки, терпящей бедствие и пр.), отобрать, что понадобится для игры, какие подручные средства (рейки, веревки) пригодятся. Педагог не навязывает, а проявляет инициативу, наряду с другими высказывает свое мнение, которое дети могут и не принять. Воспитатель может предложить и неожиданные для детей ситуации, где реальность сочетается с фантастическими событиями. Это еще больше усилит интерес детей. Помимо самодеятельных игр, дети могут организовать и режиссерскую игру с изготовленным на занятии по конструированию батискафом. Например, создать макет моря (на листе картона или внутри коробки), использовать слепленные фигурки водолазов и разыграть с ними разные эпизоды на морские темы. 575 ПРИРОДА «Вулканы» Задачи. Дать детям первые представления о вулканах как о природном явлении, о профессии вулканолога. \Материалы, инструменты, оборудование. Фотографии и другие иллюстрации вулканов, слайды, видеофильмы по теме; географические карты России, мира; кусочки вулканических пород: обсидиана (вулканического стекла), туфа, пемзы (обычно ее покупают для очистки кожи), кусочек искусственного камешка керамзита; лупы; емкости с водой; красная краска; бутылка минеральной воды; деревянная или пластиковая основа, пластиковый стаканчик, материал для папье-маше, чайная ложка соды, немного уксуса. Предварительная работа. Если есть возможность, дети посещают геологический музей, где знакомятся с жизнью вулканов, вулканическими породами, смотрят фрагменты видеофильмов о вулканах. Содержание занятия. Воспитатель показывает иллюстрации с изображением вулканов, слайды или небольшой фрагмент видеофильма, рассказывает, что в некоторых местах на земле есть необычные горы. Они называются вулканами. Когда вулканы «спят», то мало чем отличаются от других гор. Но иногда они просыпаются, и тогда из их вершин вырывается пламя, раскаленные камни. Они окутываются дымом, звучат взрывы, а по склонам течет настоящий огненный поток— лава (раскаленная жидкость из камней). Это значит, что вулканы извергаются. Такие горы есть и у нас в стране, например на Камчатке (воспитатель показывает ее на карте России). Вулканы, как и все горы, бывают большими и не очень, молодыми и старыми. Воспитатель объясняет, что лава — это расплавленные, очень горячие камни. Температура внутри Земли такая высокая, что камни из твердых превращаются в жидкие: как из зерен получается вязкая каша, так из раскаленных камней получается вязкая лава. Когда куски лавы застывают, получаются новые «камни». Дети по очереди хорошо взбалтывает закрытую бутылку с минеральной водой. Когда бутылку открывают, вода вытекает по ее стенкам и «шипит». Воспитатель объясняет, что вот так же, с пузырьками, из вулкана вытекает лава. Она, в отличие от воды, очень горячая. Хотя извержение вулкана всегда вселяло в людей ужас, но они жили рядом с вулканами, причем не всегда даже догадываясь об этом. Ведь вулканы могут спать очень долго. Для того чтобы узнать, когда вулканы могут проснуться, чтобы предупредить людей об опасности, за жизнью вулканов постоянно следят ученые-вулканологи. С помощью специальных приборов они узнают, когда вулкан спит,
а когда собирается просыпаться. Это нужная, хотя и опасная профессия. Воспитатель рассказывает, что вулканы — это очень красивые горы. В нашей стране на Дальнем Востоке, на Камчатке есть специальный заповедник, куда туристы приезжают посмотреть на вулканы. Воспитатель организует экспериментирование1. 1. Дети исследуют пемзу, трогают ее, рассматривают с помощью 2. По аналогичной схеме дети исследуют туф (опускают его в 3. Дети исследуют обсидиан и решают, на что он похож. (На 4. Дети сравнивают все вулканические камни по цвету, тяжести, Воспитатель вместе с детьми создает модель вулкана. Педагог делает из папье-маше конус вокруг пластикового стаканчика, оставляя небольшую его часть сверху открытой (место для извержения вулкана). Когда папье-маше высохнет, вулкан можно раскрасить. Воспитатель берет чайную ложку питьевой соды и насыпает ее в стаканчик. В уксус добавляет красную краску или пищевой краситель соответствующего цвета и выливает получившуюся жидкость в кружку. (Дети только наблюдают, все делает воспитатель, так как при создании вулкана используется уксус.) Если все сделано правильно, по склонам вулкана потечет «лава» — красная пена: вулкан извергается. Педагог рассказывает детям, что вулканы есть не только на суше, но и в море, под водой. Когда такой вулкан потухнет и остынет, на его вершине поселяются кораллы, образуется целый коралловый риф, на котором живут разнообразные морские обитатели, необычные красивые рыбки. 1 Экспериментирование с камнями проводится при наличии необходимого материала. Поскольку кусочки пемзы отыскать несложно, можно ограничиться опытами с этими камешками. Кроме того, дети могут привезти некоторые материалы из поездок с родителями.
576 37 Заказ 1583 577 В заключение воспитатель делает выводы: вулканы — это особые горы, которые иногда могут извергаться. После извержения вулканов образуются разные «камешки» (пемза, туф, обсидиан). Они такж называются — вулканические. Вулканы опасны для людей. Е^еть специальные ученые, которые изучают жизнь вулканов, чтобы предупредить людей об опасности. Эти ученые называются вулканологами. После занятия. Воспитатель выкладывает в открытый доступ книги о вулканах, вулканические камни. АППЛИКАЦИЯ «Морские коньки играют в прятки» Задачи. Совершенствовать технику силуэтной аппликации (рисовать морских коньков простым карандашом и вырезывать по нарисованному контуру). Провести аналогию между скульптурным способом лепки и силуэтной аппликацией. Учить детей самостоятельно выбирать художественные материалы и средства образной выразительности для раскрытия темы. Активизировать разные приемы создания красивых водных растений (из бумажных полосок, ленточек, тесьмы) — вырезывание, свивание, скручивание, сминание, обрывание, декорирование). Развивать чувство формы и композиции. Предварительная работа. Знакомство с внешним видом морского конька; рассматривание изображений в иллюстрированных научно-популярных изданиях для детей. Материалы, инструменты, оборудование. Цветная и фактурная бумага, серпантин, тесьма, ленты декоративные, полоски ткани, ножницы, простой карандаш, клей, клеевые кисточки, салфетки, клеенки, коробочки для обрезков; незавершенная композиция для коллективной работы. Содержание занятия. Воспитатель сообщает детям, что сегодня они создадут необыкновенно красивые картины подводного мира — целый лес водорослей, в котором необычные рыбки — морские коньки — играют в прятки. Эти картины послужат фоном (задником) для «аквариума», в котором будут размещены водолазы и аквалангисты (и фоном для настоящего аквариума с живыми рыбками). Воспитатель рассказывает детям, что на зеленом лугу пасутся кони, а в море плавают стайками морские коньки — маленькие, с мизинчик. Читает детям стихотворение Г. Р. Лагздынь: 578 Обхватив хвостом травинку, Не за край, за серединку, За коралловый пенек, Хочет сесть в воде конек, Но не получается: Все в воде качается. Педагог показывает детям изображение морского конька и спрашивает, каким способом его можно изобразить в аппликации. Обсуждается способ вырезывания по нарисованному контуру; «Берем бумажный прямоугольник красного, оранжевого, розового или желтого цвета. Рисуем морского конька так, чтобы он был похож на самого настоящего и занял все пространство бумаги». Педагог показывает детям силуэт морского конька, дети обводят его на расстоянии пальчиком. Создают словесный портрет этого необычного морского существа: «Морской конек — это необычная рыбка, похожая на крошечную лошадку, поэтому он так и называется. Голова как у настоящей лошадки, крутой изгиб шеи, на спине грива, круглый животик, плавники и хвостик-завиток. Этим хвостиком морской конек хватается за водоросли и кораллы, а еще — помогает себе плавать»., Дети выбирают по своему желанию цвет бумажного прямоугольника, рисуют силуэт, сверяясь с изображением, и вырезают по нарисованному ими контуру. Педагог подсказывает, что можно сложить вместе 2—3 прямоугольника и вырезать сразу двух-трех коньков. Размер бумажных заготовок можно варьировать, чтобы изобразить морских коньков — маму, папу и детенышей. Педагог вспоминает с детьми, какие водоросли они видели, например, в аквариуме и предлагает детям самим придумать, из чего и как можно смастерить красивые густые водоросли. Дети рассматривают подготовленные материалы и выбирают по своему желанию цветную бумагу, бумажные полоски, серпантин, декоративную тесьму, ленты, полоски ткани). Воспитатель подсказывает, что бумажные полоски, серпантин, жгуты, тесьму, ленты можно сплетать, свивать, скручивать, а потом сверху украшать разными способами: приклеивать пятнышки, дорисовывать фломастерами или карандашом. В конце занятия переносят свои водоросли и морских коньков на незавершенную композицию, раскладывают, передвигают и приклеивают так, чтобы было похоже, что морские коньки играют в прятки в подводном лесу.
После занятия. Дети завершают оформление аппликативной Композиции и ставят ее как «задник» за аквариум или в коробку, в Которой будут размещаться пластилиновые водолазы и аквалангисты (°м. занятие по лепке «Аквалангисты и водолазы»). 579 ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА «Кто живет в бескрайнем океане?» (Рассказы С. Сахарнова) Задачи. Познакомить детей с писателем С. В. Сахарновым и его рассказами о природе. Развивать интерес к познавательной литературе, поддерживать детскую любознательность и познавательную мотивацию. Развивать мышление — умение видеть причинно-следственные связи и отражать их в процессе изложения содержания текста. Содержание работы. Воспитатель спрашивает детей, любят ли они смотреть по телевизору передачи о природе различных стран, о животных, о различных экспедициях и путешествиях и др. Дети рассказывают о том, что они узнали из этих научно-популярных передач. Воспитатель говорит, что есть много книг, из которых также можно узнать немало интересного о природе и ее тайнах, о жизни животных и растений, о том, как люди изучают природу. К таким книгам относятся книги писателя Святослава Владимировича Сахарнова. Его книги рассказывают о морях и океанах, живущих в них животных, о кораблях и путешественниках, об исследователях морских глубин. Сам Святослав Владимирович был моряком, и ходил по всем морям и океанам. Недаром самая толстая его детская книга называется «По морям вокруг Земли. Детская морская энциклопедия». А свою первую книгу для детей он написал — от удивления. Вот как это было: «Однажды торпедный катер, которым он командовал, повредил винты. Вместо водолаза к винтам опустился он сам. Опустился и ахнул: чудеса кругом/ В сухопутном мире, в котором мы с вами живем, звери и птицы движутся головой вперед. А под водой? Морской конек головой вверх движется, камбала на боку плывет, а десятирукий кальмарчик — тот и вовсе хвостом вперед норовит! Сказочный мир. Даже тени ни у кого нет! Очень он удивился. Вылез и написал свой первый рассказ»'. Сахарнов был участником многих научных экспедиций, рассказал о них в своих книгах. Вот как начинается одна из его книг, которая называется «В мире дельфина и осьминога»: Однажды в маленький залив у самого подножия кавказских гор вошел странный караван: несколько буксиров, плавучий кран с водолазами и баржа, на которой стоял дом. Дом этот был стальной, круглый, со стеклянными глазами — иллюминаторами. Кран опустил дом в воду, туда же нырнули водолазы, и все суда ушли. Снова опустела голубая бухта. И только на берегу осталась оранжевая палатка, от нее под воду шел телефонный провод. — Ну, как там у вас? — спрашивал теперь каждый час по телефону — Все в порядке. Рыб тут полным-полно! Я прожил в этом доме пять дней. Там были ученые, которые изучали жизнь моря, и художник, который рисовал крабов, дельфинов, рыб. Там я начал писать эту книгу о жителях океанов и морей1. Воспитатель спрашивает детей: «Как вы думаете, что это за дом? Для чего его опустили под воду?» Выясняет, знают ли дети, как называется такой глубоководный исследовательский аппарат (батискаф). Просит детей рассказать, как выглядит батискаф; как его опускают в воду. Предлагает послушать рассказ «Что мы узнали про рыб». Моих товарищей, ученых, которые жили в подводном доме, интересовало все. Что рыбы едят? Ну, хищники — те ясно — того, кто послабее. А скажем, тот, кто ест водоросли? Собрали 'водоросли восьми видов, связали их в пучки, выложили на дно. Рыбы стали подходить и есть кому что больше нравится. Смотри из окошка дома и записывай. Кого рыбы боятся? Изготовили модели хищных рыб, большие и маленькие, темные и светлые. Натянули около дома шнуры, по ним стали пускать с разной скоростью модели. Только соберется около домика рыбья стая, а по проводу моделька — жжик! И оказалось: цвет для рыб безразличен: что хищник темный, что светлый... А вот величина — другое дело. От больших моделей рыбы бросались «со всех ног», а от маленьких уплывали не торопясь. Где рыбы любят жить? Соорудили около домика гору из старых автомобильных покрышек. Вокруг был песок, и рыб водилось мало. Но через месяц на покрышках поселились первые водоросли и появились первые рыбы. Дальше рыбьи стаи все увеличивались. Когда появлялись хищники, рыбы сразу прятались среди покрышек. Так вот почему особенно много рыб живет около рифов и скал! Есть куда удрать от врага. Действительно ли рыбы немы? Установили на дне микрофоны. Стали ждать. Только приплыли первые рыбы, микрофоны включили, и внутри дома раздались — скрип, свист, барабанная дробь! Понаблюдали мы и поняли: это обитатели морского дна жуют, хрумкают, работают хвостами, «разговаривают» друг с другом. Записали на ленту звук рыбы, на которую напала акула, а потом этот звук передали в воду. Все рыбы как кинутся прочь! Значит, это был сигнал: «Берегись, на меня напал враг!»
Корф О. Б. Детям о писателях. — М.: Стрелец, 2006. Сахарное С. В. В мире дельфина и осьминога. — М.: Малыш, 1987.
580 581 После чтения, задавая детям вопрос, что интересовало ученых, которые наблюдали за рыбами из подводного дома, воспитатель помогает им, отталкиваясь от текста рассказа, сформулировать вопросы ученых в обобщенной форме. (Что рыбы едят? Кого рыбы боятся? Где рыбы любят жить? Действительно ли рыбы немы — не могут говорить?) Воспитатель говорит, что в книге «В мире дельфина и осьминога» писатель рассказал и о других интересных встречах с морскими животными, например с осьминогом. Спрашивает детей, представляют ли они, как выглядит осьминог. (Дети знакомы с образом этого животного по мультфильмам.) Говорит, что рассказ С. Сахарнова, который называется «Ноги на голове» — о настоящем осьминоге, о реальной встрече автора с этим удивительным животным. Это случилось на Тихом океане. Я плыл под водой в заливе Петра Великого, под Владивостоком. Плыву, и вдруг навстречу мне из сумрака — каменная стена. И сразу же из этой стены показались и уставились на меня два глаза. Плоские, настороженные, полуприкрытые белыми шторками век. Я даже не понял, что достиг скалы и что это смотрит на меня осьминог, который сидит в расселине. Мы смотрели друг на друга. Осьминог был весь в мелких белых складочках, словно осыпанный чешуйками пепла. Тело его то раздувалось, то опадало — он дышал. Слабое течение несло меня мимо скалы. Я шевельнул руками, чтобы удержаться на месте. Осьминога это испугало. Щупальца его, раскинутые в стороны, пришли в движение; они все сразу, как по команде, стали собираться, осьминог горбился, надувался. Белые кольца присосок двигались вместе со щупальцами, мерцали, гасли — животное подбирало под себя ноги. Потом осьминог повернулся ко мне спиной и неожиданно отпрянул от скалы. Он плыл задом наперед, выталкивая из себя воду, сокращая и раздувая тело. Я оторопело подался в сторону. Раскинув щупальца, словно крылья, животное проплыло мимо, опустилось на дно, покатилось куда-то вбок и пропало. И тогда страх охватил меня — осьминог был большой, чуть ли не с меня ростом. Я заболтал ногами, бросился наверх, всплыл, выбрался из воды, сел на горбатый холодный валун и стал соображать: что случилось? А ничего. Осьминоги на людей не нападают. Мало-помалу я успокоился и даже развеселился. Теперь я знаю: осьминог по-своему красивое и ловкое животное, хороший пловец и скалолаз. И еще: когда он проплывал мимо, я увидел его глаза, окруженные морщинками. Они были печальные и мудрые. 582 В заключение воспитатель спрашивает, понравился ли им рассказ, хотелось бы им увидеть настоящего осьминога и других обитателей морей и океанов. Предлагает желающим детям рассказать о том, каких животных, живущих в воде, они видели. После занятия. Можно организовать наблюдение за поведением рыбок в аквариуме, попросить детей обобщить свои наблюдения, например, какие рыбки плавают у самого дна, прячутся, первыми подплывают к корму и др. Можно также организовать и другие небольшие проекты, основанные на наблюдении во время прогулки за поведением выбранного животного (птицы и др.) и выведении детьми простейших причинно-следственных связей (что произойдет, если...). КОНСТРУИРОВАНИЕ из деталей конструктора «Батискаф» Задачи. Ставить перед детьми проблемные задачи, способствующие обогащению способов построения образа и его воплощения; развивать воображение, творчество, инициативу. Обогащать конструкторский опыт детей: учить создавать конструкцию, отражающую ее функциональность. Материалы, инструменты, оборудование. Базовые детали лего-конструктора, возможно, другие виды конструкторов («Тектон», «Такеши» и др.), из деталей которых можно составить шарообразную или приближенную к этой форме основу. Содержание занятия. Педагог напоминает детям о прочитанных рассказах С. В. Сахарнова и И. Акимушкина, о том, как с помощью батискафа ученые изучали рыб. Предлагает смастерить похожий батискаф и потом поиграть с ним. Просит детей вспомнить, как устроен батискаф, как о нем говорилось в рассказах. Вспоминают, что этот подводный аппарат для исследований моря сделан из металла в форме шара, у него есть окна-иллюминаторы, в которые видно все то, что происходит в воде. Предлагает детям подумать, как из деталей лего-конструктора можно сделать форму, похожую на шар, и опробовать этот вариант. Детям дается несколько минут для пробующих упражнений, для поиска подходящего варианта. Затем педагог спрашивает детей, Удалось ли кому из них получить форму, похожую на шар и как; заслушиваются разные предложения детей, выбирается один или несколько самых удачных. Если дети самостоятельно не найдут решение, педагог предлагает свое: шарообразная форма может получить- 583
i ся, если взять сначала самую маленькую деталь (например, куб) и надстраивать ее другими деталями так, чтобы каждый следующий слой выступал за края, т.е. был немного больше. Надстроив сверху 3—4 слоя, форма становится похожей на половину шара. (Показывает заранее сделанную заготовку.) Теперь начинаем уменьшать каждый слой, в обратном порядке, пока не дойдем до одного куба, т. е. сделаем вторую половинку. Воспитатель уточняет, что это не единственный способ сделать шарообразную форму, есть и другие Далее дети самостоятельно делают батискаф, используя предложенный способ или практическим путем изобретая свой. Воспитатель оказывает помощь при необходимости. Если дети будут делать поделку по описанному способу, первый вариант батискафа получится без иллюминаторов. Тогда педагог хвалит ребенка за получение конструкции нужной формы и предлагает немного его перестроить так, чтобы получились «окошки» — иллюминаторы; помогает детям догадаться, что это получится, если оставлять свободные места между деталями. В конце занятия все поделки рассматриваются, обсуждаются интересные находки и конструктивные решения. Педагог говорит, что вечером дети смогут интересно поиграть со своим батискафом, привязав к нему ниточку — «трос для погружения», слепив аквалангистов, кораллы, затонувшие сокровища и пр. Все это можно разместить в коробке, получив свой маленький «подводный мир» для игры.
Примечание. Данная конструкция требует большого количества деталей лего-конструктора. Если их недостаточно, то педагог може
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2019-08-19; просмотров: 752; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.167.229 (0.015 с.) |