Развитие речи и начала грамоты «вечерняя плюшевая сказка» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Развитие речи и начала грамоты «вечерняя плюшевая сказка»



Задачи. Вовлекать детей в содержательное общение, диалог. Учить рассуждать, аргументировано высказываться, пересказывать короткий текст. Развивать дикцию, артикуляционный аппарат детей. Уточнить представления детей о словесном составе предложения. Воспитывать интерес к письменной речи.

Материалы, инструменты, оборудование. Карточки со словами: СОЛНЦЕ, ЛУНА, ЛАМПА, СВЕЧА, СВЕТИТ; • (точка); наборное полотно.


Содержание занятия. Педагог просит детей сказать, как они пони­мают пословицу «Мир освещается солнцем, а голова — знанием»1. Выслушивает рассуждения детей и обобщает: «Солнышко дарит лю­дям свет, а знания делают светлой, умной голову». Спрашивает де­тей: «А что еще может светить?» Выслушивает ответы детей. (Луна, лампочка, свечка, костер и т. п.)

Далее воспитатель загадывает детям загадки:

Не солнце, не огонь, а светит. (Светлячок)2

(В случае затруднения воспитатель дает подсказку: это живое существо, живет в лесу.)

Весь день стоят на улице, И в холод и в жару, Их вечером включают, А гасят поутру.

(Фонари на улицах)3

Привела я солнце На свое оконце, К потолку повесила, Стало в доме весело.

(Лампа) *

После каждой загадки, педагог спрашивает детей, почему они так думают, и выслушивает их рассуждения.

Далее воспитатель просит детей вспомнить загадку про свечку, которую они отгадывали на прошлом занятии. В случае необходимо­сти подсказывает начало предложения: «Таять может, а не лед...».

Затем воспитатель выкладывает на наборном полотне предло­жение: СОЛНЦЕ СВЕТИТ. Интересуется, может ли кто-нибудь из детей прочитать написанное. После нескольких ответов желающих предложение читают хором. Педагог ведет пальцем под словами, слева направо.

Вместо карточки СОЛНЦЕ воспитатель ставит карточку ЛАМПА (затем, по очереди, карточки ЛУНА, СВЕЧА). Сначала читает кто-либо из детей (по желанию), потом читают хором, все вместе. Таким же образом читают предложения: СВЕТИТ СОЛНЦЕ. СВЕТИТ ЛАМПА. СВЕТИТ СВЕЧА. СВЕТИТ ЛУНА.

' Ушакова О С Пословицы, поговорки и крылатые выражения. — СПб.: Литера, 2006. С. 36.

2 Красное коромысло через реку повисло. Русские народные загадки под ред.
Науменко Г. М. - Ижевск: Удмуртия, 1989. С. 9.

3 Автор — А. Аркадьева.

4 Красное коромысло через реку повисло. Русские народные загадки под ред.
Науменко Г. Н. - Ижевск, Удмуртия, 1989. С. 23.

335


После этого дети разучивают с воспитателем скороговорку «Слы­шу шутки от Машутки и Мишутки»1.

Дети образуют круг. Читают скороговорку, помогая себе руками (сжимая и разжимая пальцы), в умеренном темпе, с разной силой голоса. Повторяют 4—5 раз.

Затем педагог предлагает детям послушать сказку о Мишутке, которая называется «Вечерняя плюшевая сказка» (автор Д. Лукич)2. Рассказывает сказку своими словами.

Примерный вариант пересказа:

Один плюшевый мишка очень любил по вечерам устраиваться около высокой лампы под синим абажуром, которая была похожа на цаплю, стоящую на одной ноге, и ждать рождения месяца. Когда в комнате становилось совсем темно, к нему приходила девочка, на­жимала кнопку, и под синим абажуром вспыхивал желтый месяц. Наверное, он был похож на тот, что виден ночью в настоящем лесу, но плюшевый мишка в этом не был уверен, так как еще никогда в жизни там не был.

Но вот однажды месяц не появился на синем небе. Девочка долго нажимала кнопку, заглядывала под абажур, но ничего не происходило. Плюшевый мишка расстроился и понуро сидел под лампой. Тут вошла мама. Она сказала, что месяц спрятался за тучу. Мама вышла из комнаты и через некоторое время вернулась, держа в руках картонную коробочку.

— А теперь закройте глаза,сказала она девочке и плюшевому
мишке.

Они послушно зажмурились, а мама вывинтила из лампы перегорев­ший месяц, ввинтила новый и нажала кнопку.

Под синим абажуром вновь вспыхнул желтый месяц.

Девочка и плюшевый мишка обрадовались и сели читать интерес­ные книжки при свете месяца.

Закончив рассказывать сказку, воспитатель задает детям во­просы:

— Почему эта история называется сказкой?

— С чем сравнивается в сказке лампа?

— С чем сравнивается синий колпак лампы?

— Что сделала мама, чтобы под синим колпаком вновь появился
месяц?

Педагог спрашивает детей, хотят ли они послушать, как об этом рассказывается в сказке, и зачитывает отрывок.

' Автор — А. Аркадьева.

2 Книга для чтения в детском саду и дома: 2-4 года / Сост. Гербова В. В. и др. — М: Оникс, 2005. С. 234-235.

336


Просит детей ответить, как заканчивается сказка, и после их от­ветов зачитывает концовку.

Затем воспитатель читает сказку полностью, дав детям установку слушать внимательно, потому что потом они будут сказку переска­зывать.

Дети разбиваются на команды по три человека. Первый ребенок начинает рассказывать сказку, второй — продолжает, третий — за­канчивает. Дети сами договариваются о том, кто какую часть сказки пересказывает. Сказку пересказывают 2—3 раза, участвуют желающие дети. Занятие переходит в свободную деятельность детей.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-08-19; просмотров: 501; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.103.10 (0.005 с.)