Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Рисование с натуры «мой любимый мишка»

Поиск

Задачи. Продолжать учить детей рисовать игрушки с натуры. Зна­комить с эскизом как этапом планирования работы (создавать кон­турный рисунок карандашом или углем), передавать цвет и фактуру любыми материалами по выбору. Формировать умение передавать в рисунке свое отношение к изображаемому.

Предварительная работа. Чтение рассказа В. Драгунского «Друг детства». Рисование игрушек с натуры по выбору (в старшей группе). Накануне воспитатель просит детей принести в детский сад своего любимого мишку.

Материалы, инструменты, оборудование. Бумага белая и тонирован­ная разного размера, простые карандаши (уголь), пастель, гуашевые краски, кисти, цветные карандаши, банки с водой, палитры, сал-

845


фетки, деревянная или пластиковая рамка без задника для показа и пояснения вариантов композиции (размеры рамки подбираются по размеру игрушки), 3-5 разных мишек.

Содержание занятия. Перед занятием воспитатель просит детей посадить на столах своих мишек, которых они принесли из дома. Для тех детей, у которых нет такой игрушки или они забудут их принести, воспитатель готовить несколько разных мишек.

Затем предлагает детям нарисовать портреты своих друзей дет­ства.

Педагог берет в руки одного мишку, показывает его детям в разных положениях — стоящего на двух лапках, сидящего в фас, профиль, лежащего и т. д. Спрашивает детей, какой лист бумаги и каким образом расположить в каждом конкретном случае (гори­зонтально или вертикально). Воспитатель показывает детям вари­анты создания композиций: поднимает вверх раму от картины (без задника), заводит за нее игрушку и размещает ее таким образом, чтобы сначала была видна лишь одна голова и часть туловища, а затем вся игрушка целиком. Поясняет, что на портрете можно изобразить как всю игрушку, так и ее часть — голову. Приглаша­ет по очереди 2-3-х детей и просит «кадрировать» (помещать в рамку) портреты спящего, сидящего и стоящего мишки. Педагог спрашивает, как можно передать в портрете то, что эта игрушка любимая. (Показать, что мишка улыбается, смотрит нам в глаза, нарисовать рамочку с сердечком и т. д.) Затем спрашивает, как можно передать пушистость или клочковатость «шубки» мишки. (Рисовать способом примакивания ворса кисти, ватной палочкой или карандашными штрихами по контурной линии.) Напоминает детям, что такое эскиз (беглый набросок простым карандашом или углем) и предлагает выбрать материалы для портрета по своему желанию.

Дети выбирают размер, формат и цвет бумаги, соизмеряя ее с раз­мером своей игрушки (прикладывают, рассматривают), располагают мишку в задуманной позе и начинают рисовать портрет. Если дети затрудняются начать работу, воспитатель мелом на доске показывает, как создается эскиз. Вверху листа — овал или круг головы, ниже — более крупное туловище и варианты размещения лап, советует подо­брать цвет художественных материалов по цвету мишки, если нужно, составить цвет или оттенок на палитре.

В конце занятия проводится выставка работ «МОЙ ЛЮБИМЫЙ МИШКА». Дети могут подписать имя своего мишки.

После занятия. Педагог может провести индивидуальную работу по составлению описательных рассказов на тему «Мой любимый мишка». В самостоятельной художественной деятельности дети могут оформить портреты рамочкой.

846


ПОЗНАНИЕ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

«Этикет»

Задачи. Воспитывать уважительное отношение к другим людям, особенно пожилым, формировать навыки вежливого поведения в разных ситуациях.

Материал. Картинки-условные знаки с изображением правил пове­дения в общественном транспорте (например, условное изображение инвалида или пожилого человека с палочкой, маленький ребенок, сидящий на коленях у взрослого, и т. д.). Мягкие игрушки.

Содержание занятия. Воспитатель предлагает детям послушать стихотворение о том, как «медведя лет пяти-шести учили, как себя вести». Зачитывает отрывок из стихотворения С. Я. Маршака «Урок вежливости» начиная со слов: «Медведя лет пяти-шести / Учили, как себя вести» и до слов: «Но, видно, воспитатели / Напрасно время тратили!»

Воспитатель обсуждает с детьми, что значит быть вежливым (вежливый — тот, кто ведает, т. е. знает, как себя вести, а невежа — ничего не знающий), как должен вести себя вежливый человек, что делал этот медведь лет пяти-шести правильно, а что нет, почему его поведение названо «медвежливым» и воспитатели напрасно тратили время на его воспитание.

Затем педагог предлагает детям послушать еще одно стихотво­рение С. Я. Маршака, которое называется «Ежели вы вежливы» и зачитывает отрывки: первый отрывок начинается со слов: «Ежели вы / Вежливы / И к совести / Не глухи» и заканчивается словами: «В троллейбус / Вы поможете / Взобраться / Инвалиду»; второй от­рывок начинается со слов: «И ежели вы / Вежливы, / Поможете / Вы маме» и заканчивается словами: «То в разговоре с тетей, / И с дедушкой, / И с бабушкой / Вы их не перебьете.

Педагог вспоминает и обсуждает с детьми, как должен вести себя вежливый человек: уступать место в транспорте пожилым людям и инвалидам, помогать маме, не перебивать взрослых. Воспитатель показывает детям картинки-условные знаки с изображением правил поведения в общественном транспорте, рассматривает их с детьми и обсуждает, что они означают (например: условное изображение инвалида или пожилого человека с палочкой — места для пожилых людей и инвалидов; маленький ребенок, сидящий на коленях у взрослого, — места для пассажиров с детьми и т. д.). Педагог вместе с детьми формулирует правила поведения.

Затем педагог предлагает детям разыграть с помощью мягких игрушек разные ситуации и показать, как должен вести себя вос­питанный человек. Например, если ты нечаянно толкнул кого-то,

847


надо извиниться; если хочешь что-то взять, то нужно спросить раз­решения, а затем поблагодарить, и др.

В заключение педагог обсуждает с детьми:

- что значит «быть послушным», кого надо слушаться;

- почему взрослые знают больше, чем дети;

- почему дети иногда не слушаются взрослых, что может слу­
читься, если не слушаться взрослых;

- что было бы, если бы взрослые должны были слушаться детей,
а не наоборот;

- про кого говорят, что он «плохо себя ведет»;

- какое поведение нравится ребенку, но не нравится взрослому,
какое поведение нравится взрослым, но не нравится ребенку, какое
поведение никому не нравится, какое поведение нравится всем.

После занятия. Воспитатель может рассказать детям о старинном этикете: правилах поведения за столом, вежливых формулах («Ми­лостивый государь, нижайше простите, что обеспокою, не соблаго­волите ли Вы передать мне хлеб»), реверансах и шаркании ножкой, т. е. о таких правилах, которых теперь уже нет. Однажды во время обеда может предложить вести себя по старинным правилам — в виде игры.

КОНСТРУИРОВАНИЕ плоскостное из бумаги «Медвежий цирк»1

Задачи. Учить достраивать и преобразовывать «фоновую» картин­ку; видеть в геометрических фигурах конкретные объекты действи­тельности; конструировать из них изображения зрителей в цирке и артистов на арене в процессе выполнения номера; передавать осо­бенности их строения и соотношение частей по величине и пропор­циям; объединять фигуры в коллективную сюжетную композицию, используя адекватные изобразительные и композиционные средства (вид спереди, сбоку, сзади, рядом, справа, внизу и др.).

Предварительная работа. Чтение детской художественной лите­ратуры о цирке: артистах и дрессированных животных; правилах поведения зрителей во время представления; рассматривание иллю­страций.

Материалы, инструменты, оборудование. Иллюстрации на тему «Цирк». Фоновая картинка на рулонном листе бумаги для конструи­рования коллективной композиции, передающая условное изображе­ние круглой арены цирка; два-три ряда мест для зрителей (вид пря­мо, за манежем). Цветная бумага, ножницы, клей-карандаш, простой

Конспект подготовлен Урадовских Г. В.


карандаш и фломастеры; бумажные детали: овалы (2x4, 2x6, 2x8, 4x6, 4x8, 6x10), круги (2x2, 4x4, 6x6, 8x8), квадраты и круги (4x4, 8x8), прямоугольники (2x4, 2x6, 2x8, 4x6, 4x8, 6x10) по 10-12 штук двух-трех цветов для каждого ребенка. (Детали данного размера подходят для фоновой композиции в 2 листа ватмана, чем меньше размер фонового листа, тем меньше должны быть детали.)

Эта работа может быть выполнена с использованием деталей игры «Танграм», в этом случае дети только выкладывают изображения, но не приклеивают их.

Содержание занятия. Воспитатель привлекает внимание детей к иллюстрациям цирковых представлений, предлагает их рассмотреть. Он спрашивает: любят ли они ходить в цирк; как устроен цирк; ка­кое главное место в цирке (арена); какую форму имеет арена цирка (круглую); где расположены места для зрителей (вокруг арены); вы­ступления каких артистов они видели в цирке (смешных клоунов, ловких жонглеров, сильных акробатов и гимнастов, бесстрашных дрессировщиков, таинственных фокусников); были ли дрессиро­ванные животные (львы, тигры, медведи, слоны, тюлени, собаки, птицы); с какими номерами они выступали; видели ли они высту­пления дрессированных медведей. Вспоминает с детьми, что одни из них — танцуют, другие, лежа на спине, крутят лапами бревно. Воспитатель дополняет воспоминания детей выдуманными номера, предлагает представить, как на арене могут выступать медвежата-гимнасты. Один, например, держит длинный шест, на верхнем его конце, на маленькой площадке балансирует медвежонок. Он стоит на одной ноге. Рядом с ними, на ковре, выполняют упражнение силовые гимнасты. В это время воздушные гимнасты выполняют номер под куполом цирка. Один из них держится задними ногами за перекладину и ловит другого, который «летит» к нему, вытянув лапы вперед. Подчеркивает, что в настоящем цирке медведи пока с такими номерами не выступают.

Воспитатель вызывает желание изобразить это представление и сконструировать картину об их выступлении в цирке. Он показы­вает детям фоновую картинку и говорит, что это — арена цирка, а здесь — места для зрителей.

Перед началом работы воспитатель просит детей подумать, что будет делать их медвежонок, помогает распределить объем работы между детьми, учитывая их желания. Одни дети могут сконструи­ровать изображения фигурок артистов, другие — зрителей (детей, взрослых). Педагог объясняет, что сначала дети соберут свои фигурки на отдельных листах бумаги, а затем перенесут их на фоновую кар­тинку, найдут им определенное место и приклеят.

После этого дети конструируют сидя за столами. В зависимости от конструируемого объекта выбирают детали определенного цвета, формы, величины и конструируют, опробуя разные варианты его пло-


 


54 Заказ 1583


849


скостного изображения (ракурс, динамика, цветовое решение, учет отношений величины частей фигуры и др.). Педагог учит передавать разные движения и разные способы выполнения одного движения. Например, медвежонок что-то держит, балансирует, «летит», повора­чивается, поднимает голову вверх, взмахивает лапами, отталкивается ногами или по-разному жонглирует мячами.

Для передачи движений передних и задних лап медведей, детям предлагается использовать по два овала, что позволяет изобразить конечности животных в разных состояниях (согнутыми в суставе, поднятыми вверх, отведенными назад или разведенными в сто­роны). Дети работают самостоятельно. Воспитатель наводящими вопросами помогает им найти нужное решение — «оживить» медвежат — передать изображение всех артистов, как участников одного циркового номера, с учетом их взаимодействия. Если дети затрудняются, то педагог может предложить еще раз посмотреть иллюстрации.

Если у ребенка появляется потребность в деталях, которых нет, то педагог предлагает изготовить их самостоятельно.

Каждый ребенок, завершив поиск оптимального варианта изо­бражения своей фигурки, включает ее в общую композицию.

С детьми, отвечающими за изображение зрителей (хлопающих, бросающих цветы детей и взрослых), воспитатель обсуждает способы изображения, предлагает использовать фломастеры для «дорисовки» образа. Он показывает, как по-разному подрисовать глаза, рот, нос, волосы, элементы одежды (воротник, пуговицы, бант).

В заключительной части занятия педагог хвалит всех детей, пред­лагает рассмотреть получившуюся картину.


ПРИРОДА

«Где живет кенгуру»

Задачи. Познакомить детей с особенностями природы Австралии, формировать представления о разнообразии растительного и живот­ного мира планеты, о том, что на разных материках обитают разные животные и растения.

Предварительная работа. При организации наблюдений в уголке природы воспитатель особое внимание уделяет волнистым попу­гайчикам: их окраске, внешнему виду, звукам, которые они издают, особенностям поведения. Если есть возможность, дети смотрят фрагменты видеофильмов об Австралии, о подводном мире Большого кораллового рифа или рассматривают соответствующие иллюстрации в журналах, энциклопедиях.

Материалы, инструменты, оборудование. Географическая карта мира, глобус, детский географический атлас, например, «Мир вокруг нас», «Мир и человек»; фотографии, рисунки животных (коала, кен­гуру, страус, утконос, страус казуар или эму); растений (эвкалипта, хлебного дерева) Австралии, засушенная веточка или рисунок желтой мимозы; герб Австралии (Австралийского Союза), небольшая сумка с игрушечным кенгуру.

Содержание занятия. Воспитатель уточняет, какое сейчас время года, спрашивает: «А может ли сейчас где-нибудь на Земле быть осень?» — и объясняет, что такие места на Земле есть. Одно из них — Австралия. Это удивительное место. Многие животные и растения Австралии необычны. Воспитатель показывает Австралию на глобусе: она находится недалеко от Антарктиды, которую дети уже изучали. Воспитатель объясняет, что в местах, которые расположены ближе к южному полюсу, все происходит наоборот: когда у нас весна, там осень, когда у нас зима (осень, лето), там...

Воспитатель предлагает рассмотреть геофафическую карту (гло­бус) и сделать вывод, далеко или близко от их региона находится Австралия. Дети прикрепляют к месту на глобусе, где находится их регион, и к Австралии яркие наклейки, например, кусочки клеящейся бумаги. Воспитатель рассказывает: «Несмотря на то, что Австралия находится далеко, мы о ней довольно много знаем, например, мы знакомы с некоторыми животными, растениями этого материка. Ав­стралия очень большая. На ней есть.пустыни, высокие горы, морские берега, леса. (Дети рассматривают карту Австралии из Атласа «Мир и человек» или детскую карту мира.)

Воспитатель ставит перед детьми клетку с волнистым попугай­чиком, накрытую тканью, и предлагает угадать по описанию, какая


 


850


54*


851


птица находится в клетке. (При этом описываются окраска, особен­ности конкретного попугайчика, которого дети хорошо знают.) Когда дети отгадают, воспитатель снимает с клетки ткань и дает детям несколько минут на общение с птицей. Дошкольники вспоминают, как называется родина этой птицы.

Педагог дает детям по очереди засушенную ветку желтой мимозы, которую они нюхают, трогают. Воспитатель спрашивает, как называ­ется это растение, и какой праздник напоминает. (Букетики мимозы обычно дарят мамам на 8 марта.) Воспитатель объясняет, что это растение растет в Австралии и называется там акацией.

Воспитатель показывает сумку, из которой выглядывает не­большая игрушка кенгуру, и спрашивает, знают ли дети животное, которое носит детеныша в собственной сумке и отлично прыгает. После ответов детей ставит на стол фигурку или игрушку кенгуру и рассказывает, что таких животных нет больше нигде в мире. Кенгуру бывают большими и маленькими. Многие из них пре­красно прыгают по земле, но есть и древесные кенгуру, которые отлично лазают по деревьям. Сначала малыш-кенгуру сидит в мешке на мамином животе. Когда же он подрастает, то может на некоторое время выпрыгивать из него и гулять, но потом снова возвращается в свой мешок. В конце концов наступает день, когда выросший кенгуру покидает мамину сумку, чтобы передвигаться самостоятельно.

Воспитатель рассказывает, что в Австралии очень многие жи­вотные носят своих малышей в сумках: сумчатый крот, сумчатый волк, сумчатая белка. (Если есть возможность, дети рассматривают иллюстрации этих животных.) Больше нигде в мире нет животных с сумками для малышей. Кенгуру едят разные растения. Одно из них так и называется — кенгуровая трава. Воспитатель показывает эмблему Австралии и спрашивает, какие животные на ней изобра­жены. (Кенгуру и страус.) С кенгуру дети уже знакомы. А какая птица изображена на гербе? (Страус.) Воспитатель может показать для сравнения герб любого другого региона, на котором изображены животные.

Воспитатель демонстрирует иллюстрации австралийских страусов (это может быть страус казуар или страус эму) и спрашивает детей, чем, по их мнению, необычны эти птицы. Дети обращают внимание на высокие, сильные ноги страуса и коротенькие маленькие крылья, высказывают свое мнение о том, что страус лучше умеет делать: бе­гать или летать, объясняют свою точку зрения.

Воспитатель показывает изображение черного лебедя, спрашивает, кто из детей видел эту красивую птицу в городах, и рассказывает, что родина черных лебедей — Австралия. В другие места их привезли, чтобы они украшали озера и пруды.

Воспитатель просит детей закрыть глаза, по очереди понюхать сухие листья и отгадать, от какого они дерева. Чтобы детям это

852


было проще сделать, воспитатель напоминает, что отваром из этих листьев часто полощут горло при простуде. Дети открывают глаза и рассматривают листья эвкалипта, растирают в руках, нюхают. Вос­питатель кладет на стол рисунок эвкалипта, рассказывает, что это очень высокое дерево. Оно пьет очень много воды. Листья эвкалипта мало кому нравятся на вкус, но есть животное, для которого они — главная и единственная еда.

Воспитатель спрашивает детей, знают ли они необычного медве­дя с большими ушами и носом, который загнут, как крючок. Этот медведь много времени проводит на деревьях. Воспитатель выстав­ляет на стол фотографию медведя коала и рассказывает, что коала часто называют большим плюшевым мишкой. Этот зверь днем не­подвижно сидит на дереве, обхватив ствол лапами. Коала питаются только листьями эвкалипта, причем едят они ночью. Воспитатель рассказывает, что из-за красивой шкурки на этих зверей охотились. Кроме того, люди вырубали эвкалипты, и коалам стало не хватать еды. Австралийских медведей становилось все меньше, поэтому их занесли в Красную книгу. В эту книгу записаны животные и расте­ния, которых на Земле осталось уже немного, и которые нуждаются в помощи человека.

Воспитатель показывает детям переднюю часть карточки с изо­бражением утконоса (задняя часть рисунка при этом закрыта) и спрашивает, у какого животного может быть такой «нос». (У утки. Нос этого зверя даже иногда называют «клювом».) Затем таким же образом показывает хвост утконоса: у какого зверя похожий хвост? (У бобра.) Воспитатель открывает весь рисунок и рассказывает, что в Австралии живет удивительный зверь — утконос. Его невозможно перепутать ни с каким другим зверем. Как дети думают, почему его так назвали? Воспитатель обращает еще раз внимание на хвост утконоса и на перепонки на его передних лапах. Основываясь на особенностях внешнего вида, дети определяют, где живет этот удивительный зверь, — на суше или в воде. Он прячется в норах, плавает в озерах и ручьях. Густая темно-коричневая шерсть охра­няет его от намокания и сильного холода. Он ест червей, личинок, моллюсков, головастиков. Самое удивительное, что зверь утконос откладывает яйца. Эти животные очень редкие, и поэтому люди их охраняют.

Воспитатель дает детям рассмотреть кораллы, вспоминает вместе с ними пройденный материал о кораллах. Затем показывает на карте моря, которые омывают берега Австралии, и указывает место, где на­ходится Большой коралловый риф. Это самое известное в мире «ко­ралловое» место, где обитает огромное количество разных кораллов, рыб и других морских животных. Если в детском саду есть кораллы, воспитатель предполагает, что коралл, который держат в руках дети, может быть привезен из этого места, показывает иллюстрации под­водного мира кораллового рифа.

853


Воспитатель рассказывает, что в Австралии много не только необычных животных, но и растений. (Рассказ сопровождается по­казом иллюстраций.) Например, бутылочное дерево, толстый ствол которого похож на бутылку. Растут такие деревья там, где очень жарко, поэтому в стволах-бутылках они запасают воду.

В заключение воспитатель еще раз подчеркивает, что Австралия — это очень необычное место на Земле. Многие животные и растения Австралии больше нигде в мире не живут. Глядя на рисунки, фотогра­фии, игрушки, которые использовались на занятии, дети вспоминают животных и растения Австралии.

РАЗВИТИЕ РЕЧИ И НАЧАЛА ГРАМОТЫ «Забавный медвежонок в Австралии живет»

Задачи. Вовлекать детей в содержательное познавательное обще­ние — диалог. Учить детей выражать свои знания в форме короткого текста; рассуждать, аргументировать высказывания, задавить вопросы и отвечать на них. Обогащать словарь образными словами и выра­жениями. Оперировать печатным словом.

Материал. Наборное полотно. Доска, мел. Картинки и к ним со­ответствующие карточки со словами: КОАЛА, КЕНГУРУ, ПОПУГАЙ, КРОКОДИЛ. А также карточки со словами: МИШКА (2 штуки), ЖИВЁТ,иЛЮБИТ, ЛИСТЬЯ, ОН, НА, ДЕРЕВЕ, СМЕШНОЙ, И, ДОБРЫЙ, • (точка — 4 штуки), — (тире).

Содержание занятия. Воспитатель говорит детям, что недавно они читали сказку об игрушечном медвежонке Ушастике. А сегодня они познакомятся с рассказом о настоящем медвежонке, которого тоже зовут Ушастиком. Он живет в далекой Австралии. Только в этой стране водятся сумчатые животные. Спрашивает детей, знают ли они, кто такие сумчатые животные, выслушивает их ответы.

Рассказывает детям, что медвежонок, с которым они познакомятся в этом рассказе, тоже сумчатое животное. Этот малыш живет в сум­ке на животе у мамы, и называется он — коала. Далее воспитатель пересказывает своими словами отрывок из книги «Весенние листья» (автор Л. Риис)'.

Этого медвежонка назвали Ушастиком потому, что у него на ушках торчат смешные кустики волос. Он родился весной, когда на деревьях появляются нежные, со сладким запахом листочки.

Ушастик все время сидел в сумке на животе у мамы. Ему уже было несколько месяцев, когда он отважился высунуть голову из материнской


сумки. Кругом струился солнечный свет и все вокруг казалось золотым, а далеко внизу была земля, так далеко, что у медвежонка даже голова закружилась.

Ушастик вцепился в мать, мех у нее был густой, пушистый. Паль­цы медвежонка были хорошо приспособлены, чтобы держаться за нее, вцепившись в ее мех.

Ушастику не терпелось сделать многое, но прежде всего попробо­вать на вкус те темно-красные листочки, что блестели на кончике веток.

Вскоре Ушастик стал понимать, какое огромное дерево служит им убежищем.

Ушастик скоро понял, что нет для коал лучшей страны, чем его родина, земля, покрытая густыми эвкалиптовыми лесами.

Воспитатель демонстрирует детям картинку (или игрушку) коала и задает вопросы:

— Почему медвежонка назвали Ушастиком?

— Где прятался Ушастик?

— Чем питаются коалы?

— Что дети узнали об Австралии?

Педагог предлагает детям выложить на наборном полотне предло­жение: МИШКА КОАЛА. Другой ребенок выкладывает предложение: МИШКА ЖИВЁТ НА ДЕРЕВЕ. Третий: ОН ЛЮБИТ ЛИСТЬЯ. Чет­вертый ребенок: ОН СМЕШНОЙ И ДОБРЫЙ. Кто-то один из детей читает весь текст. Детям предоставляется возможность выбрать себе пару и вместе прочитать предложение, которое им больше нравится. Выслушивают одну-две пары.

Далее педагог загадывает детям загадки о животных, которые живут в Австралии. Надо не просто отгадать, но и объяснить, по­чему они так думают. Найти слово-отгадку и поставить его возле соответствующей картинки.

Забавный медвежонок В Австралии живет. Он листья эвкалипта И день, и ночь жует. (Коала).

Мама ростом великан. На животике карман. Мчится с мамой поутру Малышонок... (кенгуру).

У берега прилегло

Зеленое бревно.

Кто б навстречу ни поплыл —

Всех проглотит... (крокодил)'.


 


Писатели мира детям / Сост. Иванова Э. И. — М: Просвещение, 1991. С. 15.


Автор — А. Аркадьева.


 


854


855


Разноцветная птица, Повторять большая мастерица.

(Попугай)

Дети разбиваются по желанию на команды по 4—5 человек. Вме­сте сочиняют загадки о животных Австралии и загадывают их друг другу. Воспитатель подходит к группам «посовещаться»: интересуется замыслом, побуждает детей обсудить признаки и действия животных в загадках. Выслушивают все команды.

Напоминает детям, что Австралию называют страной кенгуру, потому что эти животные водятся только там. Предлагает детям рассказать, что они знают о кенгуру, выслушивает их свободные высказывания. Обобщая детские ответы, воспитатель отмечает, что кенгуру — это сумчатые животные. Новорожденный кенгуренок ве­личиной с мизинец прячется в сумке у мамы на животе. Взрослый кенгуру может быть ростом 2 метра, почти до потолка, а прыгает, как кузнечик: очень высоко и далеко. Есть кенгуру, которые живут на деревьях, они передвигаются по ним, цепляясь за ветки лапами.

Далее педагог предлагает детям выполнить задание — придумать и задать друг другу вопросы об Австралии, о животных, которые там живут, их повадках. Например: «Я хочу спросить Антона, листьями каких деревьев питается коала?» Выслушивает всех желающих.


Содержание занятия. Воспитатель составляет на большом листе бумаги, лежащем на полу или свободном столе, силуэт эвкалипта из частей, приготовленных заранее: выкладывает сначала крону, затем наклеивает верхнюю часть ствола так, чтобы ветки остались свободными. Говорит, что это дерево — эвкалипт, который растет в далекой Австралии, и спрашивает детей, знают ли они, кого можно увидеть на ветках этого дерева. Дети вспоминают, что на эвкалипте живут необычные сумчатые животные — мишки-коалы.

Педагог показывает детям 2 фигурки вырезанных в технике кири­гами мишек и размещает их на ветках: одного лежащим, а другого — висящим. Спрашивает детей, как можно создать такие фигурки, что­бы их можно было свободно размещать и передвигать их по веткам. Дети вспоминают способ симметричной аппликации и догадываются, что фигурки получаются двойными. Воспитатель снимает один из силуэтов с ветки, разворачивает его, чтобы дети увидели развертку. Обращает внимание на то, что спина и голова мишки — это линия сгиба (еще раз складывает и раскрывает, чтобы дети поняли принцип симметрии и особенности строения фигурки).

Дети выбирают заготовки — бумажные квадраты в разных оттен­ках коричневого цвета, складывают пополам, проводят пальчиком и показывают, где будут находиться спина и голова; затем рисуют простым карандашом силуэт (в случае необходимости воспитатель


 



АППЛИКАЦИЯ сюжетная «Мишки на эвкалипте»

Задачи. Вызвать интерес к созданию коллективной композиции из силуэтов мишек коал, размещенных на ветках большого эвкалипта. Продолжать освоение симметричной аппликации в технике киригами. Развивать глазомер, координацию в системе глаз-рука.

Предварительная работа. Беседа о сумчатых животных, обитающих в Австралии. Рассматривание изображений мишек коал и эвкалипта. Подготовка композиционной основы: воспитатель вырезает из ко­ричневой бумаги ствол с ветками, а из зеленой — крону эвкалипта, готовит 2—3 фигурки мишек коал в техники киригами, у одного из которых из сумки выглядывает детеныш.

Материалы, инструменты, оборудование. Бумага цветная (разные оттенки коричневого и зеленого цвета), простые карандаши, цветные карандаши или фломастеры, ножницы, клей, салфетки. Картинки с изображением мишек коал.

856


100 загадок о животных. — Минск: Юнипресс, 2006. С. 31.


857


рисует мелом на доске) и вырезают по нарисованному контуру. Вос­питатель показывает детям еще одну фигурку мишки с детенышем и поясняет, что детеныш может находиться в сумке — на животе мамы, на спине или на ветке рядом.

Тем детям, кто быстро справился с заданием, педагог предлагает вырезать листья эвкалипта, рассмотрев их изображения на картинке.

Когда все мишки будут готовы, дети переносят их на общую композицию и размещают на ветках (сидящими, лежащими, вися­щими).

Внимание/ Мишек можно не приклеивать, а размещать, загнув концы лапок на стволы, повесив на сгиб бумаги или вставив в прорези на ветках. При таком способе размещения с мишками можно играть, перемещая их по своему желанию.

После занятия. В свободное время на данной композиции педагог может упражнять детей в сравнении и составлении множеств по за­данному принципу и решению наглядных арифметических задач.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-08-19; просмотров: 993; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.77.51 (0.012 с.)