Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Познание окружающего мира «путешествие в прошлое. Крепости и богатыри»

Поиск

Задачи. Формировать первоначальные представления детей об истории нашей родины. Познакомить детей с образом жизни людей на Руси в прошлом. Воспитывать заботливое отношение к младшим.

Предварительная работа. Чтение 1-й части «Сказки о царе Сал-тане...» А. С. Пушкина, рассматривание репродукции картины «Три богатыря», знакомство с былинами и сказками о богатырях.

Материал. Фотографии (открытки) с изображениями кремлей Пскова и Новгорода Великого. Иллюстрации А. Васнецова «Москов­ский Кремль при Дмитрии Донском» и «Московский Кремль при Иване III». Картинки с изображениями древнерусского богатыря и современного солдата.

616


 


Содержание занятия. Педагог напоминает детям отрывок из «Сказ­ки о царе Салтане...» А. С. Пушкина:

Видит город он большой, Стены с частыми зубцами, И за белыми стенами Блещут маковки церквей...

Воспитатель рассказывает детям, что такими города были не толь­ко в сказке. Древние города на Руси были похожи на этот сказочный город и мало похожи на города современные.

Педагог показывает детям и рассматривает репродукции кар­тин А. Васнецова на исторические темы или фотографии кремлей в Пскове и Великом Новгороде. Рассказывает, что давным-давно людей жило на свете меньше, чем теперь, в основном они были крестьянами, а города были намного меньше современных. Строили их обычно на высоких берегах рек или озер, там, где одна река впа­дает в озеро или другую реку. Реки были в старину дорогами: летом по ним плавали, а зимой ездили на санях, поэтому расположение города у рек давало возможность вести торговлю. Вода и крутые берега — хорошие защитники: с высоких мест легче заметить при­ближение врагов. С третьей стороны строили препятствия — выка­пывали ров, насыпали высокий земляной вал. Со всех сторон город окружали крепкими деревянными или каменными стенами. С таких стен стреляли по врагам из луков, бросали вниз камни, лили кипя­ток или горячую смолу. Педагог рассматривает с детьми городские укрепления на иллюстрациях.

Затем продолжает рассказ. Попасть в такой город можно было только через укрепленные ворота в башне, закрывались ворота решеткой или толстыми деревянными створами. Перед башней на­ходился подъемный мост через реку или ров с водой.

В самом центре города хранились запасы продуктов на случай осады, если враг окружит город со всех сторон, и никто не сможет прийти горожанам на помощь. Запасов было обычно так много, что горожане могли продержаться в осаде около года. Но еще в склонах холма, на котором стоял город, делали подземные ходы, по которым можно было тайком выходить далеко за крепостные стены на раз­ведку или чтобы пополнить запасы воды и пищи. Водопроводов в таких городах не было, и появились они только много-много-много

лет спустя.

Педагог рассматривает с детьми иллюстрации и рассказывает, как были устроены доспехи древних витязей: шлем, кольчуга, щит, меч, копье. Вместе узнают, из чего они сделаны, как украшены. Воспита­тель объясняет детям, почему шлем сделан именно такой формы (меч соскальзывает по шлему и удар смягчается). Спрашивает детей, как они думают, почему кольчуга так называется, рассматривает с ними кольца, из которых сделана кольчуга, подводит детей к выводу, что

617


слово «кольчуга» похожа на слово «кольца». Рассказывает детям, что кольчуги, сделанные из металлических колец, были очень тяжелыми, и только сильный человек мог их носить.

Воспитатель предлагает детям рассмотреть и сравнить вооружение древнерусского богатыря и современного воина, есть ли у современ­ных воинов щиты, кольчуги, что их заменяет и т. д.

Затем воспитатель обсуждает с детьми, что значит быть честным, смелым или трусливым. Что такое, по их мнению, подлость, пре­дательство. Читает детям стихотворение Андрея Усачева «Защита» и обсуждает с ними, как они могут проявить себя защитниками младших и более слабых:

Каждый мальчик может стать солдатом, По небу летать, по морю плыть, Охранять границу с автоматом, Чтоб свою отчизну защитить.

Но сначала на футбольном поле Защитит ворота он собой. И за друга во дворе и школе Примет он неравный, трудный бой.

Не пустить чужих собак к котенку — Потруднее, чем играть в войну... Если ты не защитил сестренку, Как ты защитишь свою страну?

После занятия. Вместе с воспитателем дети построят макет древнего города, сделают коллективную аппликацию «Тридцать три богатыря».

КОНСТРУИРОВАНИЕ из строительного материала «Старинный город-крепость»

Задачи. Продолжать развивать умение детей создавать конструк­цию по чертежу. Закрепить представление о том, какими были ста­ринные крепости. Развивать умение работать коллективно.

Материалы, инструменты, оборудование. Строительный материал (деревянный, пластмассовый, возможно, из разных наборов) в до­статочном количестве для общей большой постройки. Чертежи для каждого ребенка (см. рисунок). Голубая лента или полоски бумаги для обозначения рва с водой вокруг крепости. Мелкие игрушки для обыгрывания постройки (человечки, животные, всадники, солдати­ки и пр.) Репродукция картины В. Измаиловича «Русский город-крепость» (или другие репродукции с изображением старинной русской крепости).

618


Содержание занятия. Воспитатель рассказывает детям, что в давние времена города строились не так, как сейчас. А как? Просит детей вспомнить города-крепости, которые они видели на репродукциях картин художников.

Педагог говорит, что место для строительства крепости выбирали на высоком холме. Просит детей внимательно посмотреть на картину и най­ти особенности, отличия старинной крепости от современного города. Отмечает вместе с детьми, что город раньше обносили высокой стеной. Она так и называлась — крепостная. Предлагает детям вслушаться в слова: крепкий, крепость, крепостная и определить, для чего строили крепкую крепостную стену? (Для защиты от нападения врагов.)

На некотором расстоянии друг от друга в стену встраивались более высокие башни. Зачем они были нужны? (На башнях находился дозор, постоянно следящий за подступами к крепости. В случае опасности до­зор подавал сигнал, и все жители готовились к обороне своего города.) Воспитатель предлагает найти сходства и отличия у разных башен.

Далее педагог вспоминает с детьми, что города раньше не только обносились высокой стеной, но и под ней еще рыли глубокий ров, чтобы ни конный, ни пеший пройти не смог. В крепостной стене было 1—2 входа — это были большие и тяжелые деревянные ворота. К ним через ров вел мост. Дозор на мосту мог видеть каждого вхо­дящего или въезжающего в город. Дома в городе были небольшие, в 1-2 этажа, чаще всего их строили из дерева, бревен.

Воспитатель спрашивает детей, помнят ли они, что такое чертеж и для чего он нужен? Как называется профессия человека, который придумывает, что и как построить? (Архитектор).

619


Педагог показывает детям один из чертежей, например, крепост­ных ворот. Он коллективно рассматривается, определяется, какие детали и в каком количестве понадобятся для постройки, с чего начнется работа, какие детали и как будут располагаться.

Далее воспитатель говорит детям, что у нее есть несколько чертежей сторожевых башен, городских домов, чертеж 2-х ворот и крепостных стен. (Количество чертежей должно соответствовать ко­личеству детей в группе.) Дети выбирают, что именно (какую часть общей коллективной постройки) они хотят сделать.

Постройка создается на ковре или на полу (на большом простран­стве). Педагог помогает детям найти место: те, кто строит городские дома, располагаются в центре, но так, чтобы не мешать друг другу; вокруг них — те дети, кто строит стену и башни. Дети выполняют выбранную часть постройки.

В конце занятия педагог дает сигнал о завершении работы, просит всех детей встать в большой круг вокруг постройки и посмотреть, что получилось. Отмечает, что дружно работая и помогая друг другу, дети смогли быстро создать такую красивую постройку. (Крепость остается в группе для свободных игр детей.)

ПРИРОДА

«Болото»

Задачи. Знакомить детей с таким природным сообществом, как болото, с его характерными чертами, значением в жизни природы и человека, с взаимосвязями растений и животных, формировать понимание необходимости охраны болот.

Материалы и оборудование. Лупы, мисочки с водой, губки, не­большие подносы на каждого ребенка, болотный мох сфагнум (в регионах, где много болот, можно взять в качестве дополнения и мох кукушкин лен), фотографии, рисунки болота, болотных растений (клюквы, голубики, морошки, багульника, пушицы, росянки), гриба подберезовика, животных, связанных с болотом (глухаря, лося, медведя, рябчика, болотной совы), ягоды клюквы (в северных регионах — ягоды морошки, голубики или продукты из них).

Примечание. Болотные мхи растут на большей части нашей стра­ны. Сфагнум и кукушкин лен нужно собирать заранее, летом или осенью. Если в крупных городах или южных районах у воспитателей не будет возможности собрать такой природный материал, можно рассмотреть рисунки с изображением болотного мха или познако­миться с ним в краеведческом музее.

620


Содержание занятия. Воспитатель рассказывает детям, что Древ­нюю Русь, где жили богатыри, называли страной непроходимых лесов и болот. Спрашивает детей, знают ли они, что такое болото. Рассматривает с ними иллюстрацию с изображением болота и об­суждает, чем болото отличается от леса (луга, озера). Для сравнения хорошо показать рисунки и этих экосистем. Педагог поясняет, что на болоте очень мало деревьев. Деревьям здесь живется плохо. На болотах встречаются отдельные низкие березки, лиственницы, а чаще всего — сосны. Под березами даже растут крепкие грибы подбере­зовики со светлыми шляпками.

Чего на болоте всегда много? На любом болоте всегда много воды. Только на одних болотах она сразу заметна, а на других как бы прячется среди мхов. Мхов на таких болотах очень много— идешь по болоту и будто проваливаешься в мягкий пушистый ковер. Вос­питатель дает каждому ребенку немного сухого сфагнового мха для проведения экспериментов. (Если есть возможность, воспитатель раздает детям сфагновый мох разного цвета: зеленый, бурый, белый, красный.)

Дети рассматривают мох, в том числе и через лупу, трогают, ню­хают. Дети выбирают из общей кучки один стебелек и рассматривают его: он тонкий, нежный, с мелкими «листиками». На самом деле это не листья, а веточки. Листья у этого мха такие маленькие, что их сложно сразу заметить. Они покрывают веточки. Дети рассматривают листики через лупу. В верхней части листики собраны вместе, словно головка. Затем воспитатель предлагает детям смочить сфагнум водой из мисочки и понаблюдать, что происходит с мхом. Мох намокает, становится больше, его листики распрямляются, а запах усиливается. Именно вот таким влажным мхом пахнет на клюквенном болоте. Дети исследуют влажный сфагновый мох: трогают, нюхают, гладят. Воспитатель обращает внимание детей на то, что сфагновый мох очень быстро, словно губка, впитывает воду. На болотах такие мхи тоже впитывают много воды. Воспитатель дает детям губки и пред­лагает с их помощью собрать воду, разлитую на подносе. Затем то же самое нужно сделать с помощью мха. Каким стал мох? Он впитал воду, стал влажным, более тяжелым, изменил свой цвет. Его веточки распрямились. Воспитатель просит детей сжать в руке сначала губку, затем мох сфагнум. Что происходит? Вода вытекает и из губки, и из мха. Не зря слово сфагнум переводится как губка. Сфагнум впиты­вает огромное количество воды. Когда человек идет по болоту, то под его тяжестью вода из мхов тоже выдавливается. В этом случае обычно говорят, что под ногами «чавкает».

В глубине болота находится старый мох, который уже не рас­тет, и другие остатки болотных растений. Из них получается торф. Воспитатель предлагает детям внимательно рассмотреть и сравнить верхнюю и нижнюю части сфагнума. Верхняя часть мха — зеленая,

ивая, она растет. А нижняя — бесцветная, старая. Вот из таких

621


■ 1


старых стебельков и образуется торф. Педагог вспоминает с детьми, что люди добывают на болотах торф, чтобы отапливать им дома. Кроме того, торф добавляют в землю для комнатных растений, для растений на огороде. Воспитатель напоминает, как дети добавляли торф в почву комнатных растений (удобряли землю, чтобы растения лучше росли, делали ее более рыхлой, чтобы проходил воздух). Сухие, старые стебельки мха кладут между бревнами, когда строят деревян­ные дома, чтобы в доме было тепло. Пучки сухого сфагнового мха люди иногда используют вместо ваты и марли, когда ничего другого не оказывается под рукой.

Воспитатель рассказывает, что на болоте много кочек. На них и между ними растут разные растения. На севере на болотах часто растет пушица. Ее так назвали за пушистые белые головки, похожие на клочки белой ваты. Семена этого растения распространяются с помощью ветра. Еще на болоте растет вечнозеленый кустарник багульник. Воспитатель показывает детям рисунок этого растения и коробочку с его листьями, объясняет, что багульник можно купить в аптеке, им лечат кашель.

На таких болотах, где вода заметна не сразу, растет клюква, они так и называются клюквенными. Воспитатель раздает детям ягоды клюквы. Они их рассматривают, определяют цвет, запах, пробуют на вкус.

Ягоды клюквы лежат прямо на «земле», то есть на мхах. Они большие, тяжелые, а стебельки у этого растения очень тонкие, его листочки маленькие и нежные. Крупные ягоды на таких стебельках просто не удержатся. Вот и стелется клюква у нас под ногами. Позд­ней осенью, когда клюква созревает, кажется, что на болотах кто-то рассыпал темно-красные бусинки. На болотах есть еще одна вкусная ягода — это морошка. Она похожа на ягоды малины. Сначала морош­ка бывает красной, а когда поспевает, становится желтой. На довольно высоких кустиках летом висят сочные, голубоватые, с сизым налетом ягоды, которые из-за своего цвета так и называются — голубика. (Воспитатель показывает изображения этих растений.) На болотных кочках можно найти чернику, хотя растет она и в лесу. Все эти ягоды очень полезны, в них много витаминов, из них варят варенье, кисели, морсы, особенно они полезны людям во время болезни.

Раз на болоте столько разных ягод, значит, сюда приходят по­лакомиться звери и птицы: медведи, глухари, лоси. Клюкву любят журавли, рябчики. Там, где на болотах много воды, живут лягушки. На болотах обитает особая сова, которая так и называется — бо­лотная.

На болотах много комаров и других очень мелких насекомых. Мелких мушек ловит необычное, хищное растение. Оно называется росянка. (Воспитатель показывает соответствующую иллюстрацию.) Какое слово напоминает детям название этого растения? (Роса.) Листья росянки — настоящие ловушки. На них бывают капельки,

622


похожие на росу. На самом деле это не вода, а капельки липкого, приятно пахнущего сока. Мухи, жучки, комары слетаются на этот запах, садятся на лист и прилипают к нему. Листик тут же свора­чивается, и насекомое уже больше не может вылезти из него. На болоте для растений немного еды, поэтому росянка научилась ловить

насекомых.

Воспитатель подчеркивает, что болота бывают очень разными, и не на всех из них растет клюква. Есть болота, на которых много зарослей кустарников и высоких трав, растут даже деревья — ива, ольха. Здесь можно встретить места, где много воды. На таких бо­лотах строят гнезда и ищут пищу разные птицы, например, цапли, аисты, утки. В зарослях растений прячутся кабаны, олени.

Воспитатель предлагает детям подумать, нужны ли болота в природе. Ведь по ним сложно ходить, там много воды. Некоторые болота очень опасны, они называются непроходимыми. Пройти по такому болоту можно только по тропкам, которые нужно хорошо знать. Если сойти с такой тропки, то из болота уже не выбраться. В сказках болота — это мрачное, нехорошее место, которого боятся люди. Воспитатель объясняет, что на самом деле болота очень нужны в природе, и не только потому, что там растут вкусные ягоды. Как дети уже знают, на болотах очень много воды, и многие реки берут начало на болотах. Там, где люди осушали болота, вместе с болотами высыхали и реки, и озера, и даже леса. Потому что вода из этих мест уходила. Ведь в природе все очень тесно связано. Сегодня во многих регионах болота охраняют как памятники природы.

Воспитатель может поиграть с детьми в игру. Все участники игры получают карточки с изображением животных, растений болота и луга (леса). Игроки с карточками луговых обитателей должны со­браться у изображения луга, а игроки с карточками, на которых изображены представители фауны и флоры болот, образуют другую группу — возле иллюстрации болота.

АППЛИКАЦИЯ

«Тридцать три богатыря (коллективная композиция)»

Задачи. Учить детей создавать коллективную аппликативную композицию по мотивам литературного произведения. Учить плани­ровать и распределять работу между участниками творческого про­екта. Совершенствовать технику аппликации: вырезать богатыря по самостоятельно нарисованному контуру из бумаги, сложенной вдвое, Дополнять другими элементами, вырезанными из фольги (шлем, щит, меч). Развивать способности к композиции. Формировать коммуни­кативные навыки, обогащать опыт сотрудничества и сотворчества.

623


Предварительная работа. Подготовка основы для коллективной композиции (лист бумаги большого формата или кусок обоев, за-тонированный в цвет моря). Чтение «Сказки о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди» А. С. Пушкина. Рассматривание репродукции В. Васнецова «Богатыри».

Материалы, инструменты, оборудование. Бумага цветная, фольга на бумажной основе, ножницы, простые карандаши для прорисовки образа, коробочки для обрезков, цветные карандаши или флома­стеры для прорисовки кольчуги и черт лица; салфетки бумажные и матерчатые. Композиционная основа «Море вздуется бурливо», варианты шлемов и мечей, вырезанные из фольги и фактурной бумаги.

Содержание занятия. Воспитатель читает детям отрывок из «Сказки о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидо­не Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди» А. С. Пушкина:

Царь Салтан гостей сажает За свой стол и вопрошает: «Ой вы, гости-господа, Долго ль ездили? Куда? Ладно ль за морем иль худо? И какое в свете чудо?» Корабельщики в ответ: «Мы объехали весь свет; За морем житье не худо; В свете же вот какое чудо: Остров на море лежит, Град на острове стоит, Каждый день идет там диво: Море вздуется бурливо, Закипит, подымет вой, Хлынет на берег пустой, Расплеснется в скором беге — И останутся на бреге Тридцать три богатыря. В чешуе златой горя, Все красавцы молодые, Великаны удалые, Все равны, как на подбор; Старый дядька Черномор С ними из моря выходит И попарно их выводит, Чтобы остров тот хранить И дозором обходить — И той стражи нет надежней, Ни храбрее, ни прилежней...

Воспитатель предлагает детям составить коллективную компо­зицию «Тридцать три богатыря». Показывает рациональный способ создания образа богатыря:

624


— Беру прямоугольный лист бумаги, складываю пополам по длине и рисую простым карандашом половинку богатыря (сгиб бумаги — это середина туловища): половинка головы, шея, плечо, рука опущена вниз и чуть отставлена под углом, туловище, нога тоже чуть отставлена под углом, т. к. богатырь будет выходить из воды. Аккуратно вырезаю по нарисованному контуру, раскрываю — получился богатырь. Только он пока не в доспехах. Из чего можно вырезать шлем, щит и меч? Лучше всего из фольги! Прикладываю фигурку богатыря к фольге, чтобы видеть размер, и рисую шлем — как луковку или башенку. Осталось вырезать шлем — он может иметь разную форму — посмотрите варианты (педагог показывает заранее вырезанные из фольги варианты щитов) и меч — его можно вырезать симметрично: вот ручка, а вот длинный клинок (показы­вает варианты). У меня получился дядька Черномор, приклею его вот здесь (помещает фигурку на композиционную основу), а за ним будут выходить из моря богатыри.

625

Выберите цвет бумаги для своего богатыря, но постарайтесь вы­держать один размер — рисуйте фигурку от верха (макушка головы)

40 Заказ 1583


 


до самого низа (стопы ног), ведь наши богатыри «все равны, как на подбор» и выходят из моря парами, поэтому договоритесь, кто с кем в паре будет работать.

Дети выбирают бумагу, фольгу и начинают работать. Педагог уточняет творческую задачу, помогает детям наводящими вопросами и оформляет дядьку Черномора — приклеивает на композиционную основу, добавляет бороду, дорисовывает морщинки («старый дядька Черномор»).

По мере изготовления фигурок дети переносят своих богатырей на общую основу, распределяют парами, чтобы все поместились и наклеивают. Воспитатель советует частично накладывать фигурки богатырей друг на друга.

После занятия. Завершение оформления коллективной компози­ции «Тридцать три богатыря».

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА «Рассказы об армии»

Задачи. Познакомить детей с литературными произведениями, описывающими службу в современной российской армии, расширять их кругозор. Вызывать интерес к армейской службе, положительное отношение к ней. Учить детей размышлять о поступках героя лите­ратурного произведения и видеть в них проявления его характера; помочь извлечь из конкретных сюжетов обобщенные черты положи­тельного образа российского солдата.

Предварительная работа. Предварительные занятия по познанию окружающего мира, развитию речи, изодеятельности, содержание которых позволило расширить представление детей о защитниках земли русской в древности.

Материалы и оборудование. Иллюстрации к произведениям о разных родах войск современной армии. Чтение художественной и публицистической литературы об армии.

Содержание занятия. Воспитатель напоминает детям о прибли­жающемся празднике — Дне Российской Армии. Говорит о том, что у военных много разных специальностей. Спрашивает, какие из них знакомы детям. Демонстрируя иллюстрации, на которых изображены разные рода войск, педагог вместе с детьми называет их (артиллерия, авиация, танковые войска, военно-морской флот и т. д.), обсуждает, для чего существуют такие разные войска; обобщает — их главная задача — обеспечить безопасность рубежей нашей страны.

626


Воспитатель интересуется мнением детей: трудная ли это про­фессия — защищать Родину? Какими качествами должен обладать человек, посвятивший свою жизнь службе в армии?

Далее воспитатель предлагает детям послушать два рассказа, из которых дети узнают о том, как проходит служба в армии у молодых солдат, чему и как их учат. Читает первый рассказ. (Н. Григорьев «Прозрачный домик».)

По-разному называли артиллеристы этот домик: кто говорит«прозрачный», кто говорит — «воздушный». А саперы, которые домик построили, назвали его «Стойне шевелись».

Дело было летом, в лагере. Артиллерист я молодой, попал в лагерь первый раз. Слышу кругом все эти разговоры про домик, а сам только глазами хлопаю: ничего не понять.

_ что,— спрашиваю,— за домик? Где такой? Хоть бы поглядеть.

А товарищи посмеиваются:

— Попадешь на стрельбы, узнаешь!

Не стал я приставать с расспросами. Знаю свое дело, несу солдат­скую службу.

Подошло время стрельб.

Приехали на место.

Гляжу — поле передо мной, конца краю нет. Трава, луговые цветы, тут и там кустарник — даже в глазах зарябило.

Объясняют мне:

— Это полигон. Еще с ночи вокруг поля караул выставлен, чтобы
случаем, не забрел сюда грибник или какой отдыхающий. Отбой сыгра­
ют
тогда, пожалуйста, гуляйне опасно.

А тут уже и пушку выкатили на позицию. Команда:

— По местам!

Бросились ребята к пушке. А меня командир наводчиком ставит, мне наводить пушку в цель. Боязно с непривычки, но говорю себе: «Не робей, Ваня, покажи, что не напрасно тебя зиму учили...»

И тут показывает мне командир домик в поле. Далеко, у самого леса.

~ Рассмотрите,— говорит командир. Рассматриваю. Чистенький такой домик, беленький с красной крышей.

По домику!

И командир подает команду стрелять.

Навожу я пушку, а домик жалко. «Эх,— думаю,— конец тебе, до­мик, пришел. Разлетишься ты сейчас в щепки!» Заложили снаряд.

~ Огонь!

Дернул я за шнур, грохнула пушка... Смотрю — устоял домик. Ишь ты, мал, да крепок! Не деревянный, видно, а кирпичный.

Еще снаряд заложили. Прицелился я, выстрелил.

Стоит домик...

40*

627



5 третий раз ударил... Стоит. Никакого последствия.

«Что-то крепкий уж очень,— думаю себе.— Не из гранита ли сло­жен? Кирпич бы уж развалился».

Тут я раз за разом пустил три снаряда. И гранит раздолблю!

Смотрю в бинокльи глазам не верю... Хотя бы царапина на стене, хоть бы кусок штукатурки обвалился!..

Стрелять не умеешь,— зашептали вокруг меня товарищи.

Все снаряды мимо...
А я чуть не плачу.

«Ах ты, дрянной домишко! Да я ж тебя...» Но командир не дал больше стрелять.

Отбой!

И побрели мы к домику. Командир впереди шагает, я следом иду. А рядом со мной товарищи — молчат, насупились.

«И чего,— думаю,смотреть? Зачем идем? И без того видно — никуда я не годный наводчик...»

Вдруг кто-то из ребят схватил меня за руку:

Гляди! Командир-то... Я и рот разинул.

Командир наш сквозь домик прошел. Не в дверь, а прямо через стену. И опять белая стена. Мы переглянулись.

Давай на помощь, ребята. Тут что-то неладно! И пустились мы
во весь дух выручать командира. Подбежал я к домику, гляжу... А он
знаете из чего? Из веревочек. Навешаны густо веревочки, с бантиками
из мочалы. Сверху все красным покрашено, пониже
белым... Никакого
и домика нет — одна занавеска.

Раздвинул я руками веревочки. Ребята за мной. А тут, позади за­навески, яма на яме, яма на яме.

Видите,— сказал командир,— это все ваши снаряды. Все по до­
мику. Все в цель. Ставлю вам за стрельбу отлично.

Товарищ командир...забормотал я.Да как же это все? Для
чего занавеска?

А командир и говорит:

— Это самая прочная стенакрепче деревянной, крепче каменной:
пролетел снаряд
и опять веревочки сошлись, опять домик целый.
А ставить бы здесь настоящие дома
так на наших артиллеристов
не напастись. Ведь как стреляют: пострелял
и дом долой, постре­
лял — и дом долой. Ну-ка, сколько домов надо на всех? Я прикинул в
уме: да, надо целый город выстроить. А саперы — вот хитрый народ:
одной занавеской обошлись!

Далее воспитатель обсуждает с детьми содержание рассказа по следующим вопросам:

— О какой военной профессии говорится в рассказе?

— Почему молодой солдат-артиллерист был расстроен в начале
учебных стрельб?

— Действительно ли он оказался плохим стрелком?

628


 

— Чем оказался на самом деле «воздушный домик»? Для чего он
был нужен?

— Какие качества своего характера проявил молодой солдат в

этом рассказе?

Педагог поддерживает детей в их рассуждениях, задает наводящие вопросы, обобщает детские высказывания: «Был ли он настойчи­вым?.. Он все равно не сдавался, а пытался поразить цель, несмотря на то, что первые попытки казались ему неудачными. Он хотел быть отличным стрелком и очень переживал из-за того, что никак не удавалось выполнить боевое задание...»

— Почему саперов, которые построили домик-мишень, назвали
«хитрый народ»? Действительно ли они были хитрые? Или их мож­
но назвать как-то по-другому, они проявили какие-то другие черты
характера? (Находчивость, смекалку.)

Затем педагог предлагает детям послушать следующий рассказ, предварительно пояснив, что рассказ ведется от лица писателя, который приехал в десантные войска и прыгал с парашютом вместе с солдатами. Читает рассказ Бориса Никольского «На аэродроме».

Первый раз в жизни я прибыл на аэродром не как пассажир. Уже на аэродроме надел комбинезон, надел парашют. А когда мне еще вру­чили тяжелый десантный нож в пластмассовых ножнах тут уж я почувствовал себя настоящим десантником. Нож обязательно входит в снаряжение парашютистана случай, если запутаются стропы и их придется перерезать.

Мы стояли слегка нагнувшись, упершись ладонями в колени, — та­кова обычная стойка десантника: ведь парашют весит немало, если к этому еще прибавить автомат, противогаз, фляжку с водой, патроны, саперную лопату, ранец, плащ-палатку, сухой паек,— вес наберется порядочный.

Начальник парашютно-десантной службы в последний раз осмотрел наши парашюты, проверил, всё ли в порядке.

И началось самое томительное ожиданиекогда скомандуют «По самолетам!»

Солдаты поглядывали на меня с любопытством: всегда интересно посмотреть, как это человек в первый раз будет прыгать.

И тут я почувствовал, что мне становится не по себе. Хоть бы скорее!

Ничего,— говорит один солдат,— если замнетесь, испугаетесь в последний момент, вас подтолкнут маленько в спину — и не за­ метите...

«Нет,— думаю,—не очень-то мне хотелось, чтобы меня толкали в спину... Вот, скажут потом, приехал писатель, просил, чтобы разре­шили ему прыгать, а самого выталкивать из самолета пришлось. Нет Уж никуда не годится такое дело».

629


 

 


Да вы не волнуйтесь,— говорит мне другой солдат.— Все будет
в порядке. Прыгнете.

— Это точно,— говорит третий,— У нас вон в прошлом году
радист был — Башмаков по фамилии,— уж до чего невезучий, а и то
прыгал...

С ним, с этим Башмаковым,говорит еще один,однажды
занятная история приключилась. Ему и правда все время не везло —
просто удивительно! На стрельбы идем — все стреляют нормально, он
обязательно умудрится всадить пули в чужую мишень.

По тревоге поднимаемсясапоги перепутает.

Кросс побежим — ногу вывихнет. Короче говоря, все у него не как у людей. Поэтому наш командир взвода старался держать Башмакова подальше от глаз начальства. Как начинаются учения или проверка, так Башмакова либо в наряд по кухне отправляюткартошку чи­ стить, либо дневальным по казарме, либо еще куда-нибудь, только бы подальше.

Так было до тех пор, пока не сменился у нас командир взвода. Новый командир, лейтенант Петухов, вызвал к себе Башмакова и говорит: «Невезучих людей, Башмаков, не бываетбывают люди не-дис-ци- пли-ни-ро-ван-ные. Ясно?»«Так точно,— говорит Башмаков.— Ясно!» — «Отныне вам никаких поблажек не будет,— говорит лейтенант.— И вы эти свои штучки бросьте. Ясно?»«Так точно,говорит Башмаков.— Ясно!»

А тут через несколько дней как раз большие учения. И нашему взводу выпало особое задание: произвести разведку в тылу «противника».

Лейтенант Петухов на всякий случай не спускал глаз с Башмакова. И в самолете посадил возле себя. Нарочно.

И прыгнул сразу вслед за ним.

Их парашюты раскрылись почти одновременно. И тут вдруг лейте­нант увидел, что Башмаков летит не вниз, а вверх.

Да, да, его парашют поднимался вверх!

Рядовой Башмаков! — закричал лейтенант.— Вы куда?

Не могу знать! — закричал Башмаков.

Немедленно вернитесь! — закричал лейтенант. Но Башмаков
продолжал медленно лететь вверх.

Вернитесь сейчас же! — еще громче закричал лейтенант.

Что ответил Башмаков, он уже не услышал. Ведь лейтенант летел вниз, а Башмаков вверх и расстояние между ними все увеличивалось. А между прочим, все объяснялось просто: парашют Башмакова попал в восходящий поток теплого воздуха.

Будь на месте Башмакова другой солдат, он бы наверняка расте­рялся и от страха натворил бы каких-нибудь глупостей. Но Башмаков не растерялся. Он даже не удивился. Потому что привык, что с ним всегда что-нибудь происходит.

Он спокойно летел, словно на воздушном шаре, и смотрел вниз. И все запоминал, что было внизу.

630


А внизу был лесок. А в леске танки «противника».

Так Башмаков летел довольно долго. А когда приземлился, то сразу пробрался к своим. И доложил о танках. И лейтенант Петухов после учений объявил ему благодарность за самообладание и находчивость.

С тех пор Башмакова перестали считать невезучим. А как только его перестали считать невезучим, он и правда перестал быть невезу­ чим.

По самолетам!

Я удивился: оказывается, я и не заметил, как промелькнули послед­ ние минуты. И только тут догадался: это же для меня рассказывали солдаты свою историю про Башмаковачтобы и отвлекся, и не так волновался. Ведь все они тоже когда-то прыгали в первый раз.

После чтения педагог спрашивает детей:

— Понравился ли вам рассказ?

— Почему солдата Башмакова все считали невезучим? Что с ним
происходило?

— Действительно ли есть на свете невезучие люди? Что сказал об
этом командир — лейтенант Петухов?

— Какой случай помог Башмакову перестать быть невезучим?

— Какие качества проявил солдат Башмаков в этой ситуации?

Воспитатель подробно обсуждает с детьми, что такое «самооб­ладание» и «находчивость», просит детей привести примеры из их опыта, когда кто-то проявил эти качества.

В завершение воспитатель говорит детям, что тренировать в себе такие качества как смелость, находчивость, смекалка, сила воли дети могут уже сейчас, эти качества помогают людям справиться с любыми трудными ситуациями в жизни.

РИСОВАНИЕ

«Я с папой»

(парный портрет в профиль)

Задачи. Продолжать знакомить с портретом как жанром живо­писи. Учить рисовать парный портрет в профиль, стараясь передать особенности внешнего вида, характер и настроение конкретных людей (себя и папы). Вызвать интерес к поиску изобразительно-выразительных средств, позволяющих раскрыть образ более полно, точно, индивидуально. Продолжать знакомство с видами и жанрами изобразительного искусства (портрет).

Предварительная работа. Рассматривание репродукций картин из­вестных художников (В. А. Серова, И. Е. Репина, И. Н. Крамского и

631


др.). Экспериментирование с цветом гуашевых красок для получения телесного цвета.

Материалы, инструменты, оборудование. 2—3 небольших зеркала, белая и тонированная бумага разного формата, гуашевые краски, палитры, кисточки, баночки с водой; семейные фотографии; ре­продукции картин известных художников-портретистов; опорные рисунки для показа этапов работы (см. рисунок); цветовая модель, демонстрирующая получение телесных оттенков разной светлоты (и насыщенности).

Содержание занятия. Воспитатель предлагает детям рассмотреть портреты (репродукции, художественные открытки, изображения в художественных альбомах), например: «Тройка» В. Г. Перова, «Юрий Гагарин» В. А. Василенко, «Тракторист» А. Дейнеки, «Пушкин у моря» И. Е. Репина и И. К. Айвазовского, «Мальчик с собакой» Мурильо и другие (из имеющихся в детском саду). Педагог проводит краткую беседу о том, как называются такие картины (портреты), кто на них изображен (дети и взрослые люди). Подводит детей к выводу о том, что на портретах обычно представлен один человек, но могут быть изображены два человека и даже целая группа. Помогает детям разо­браться в терминах — парный портрет и групповой. Напоминает, что на портрете люди изображаются узнаваемо — такими, какие они есть на самом деле. Художник передает овал лица (круглое, овальное или заостренное, худое или полное); форму прически и цвет волос; форму и цвет глаз, очертания губ и носа. Предлагает детям рассмотреть свое отражение в зеркале и составить словесны



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-08-19; просмотров: 641; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.23.101.241 (0.015 с.)