Развитие речи и начала грамоты «В гостях у морского царя» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Развитие речи и начала грамоты «В гостях у морского царя»



Задачи. Вовлекать детей в игровое и речевое взаимодействие со сверстниками, в диалог. Активизировать прилагательные. Обогащать словарь образными словами и выражениями. Развивать фантазию,

38*                                                                                                                            595



умение импровизировать, строить ролевые диалоги. Стимулировать творческое рассказывание. Поддерживать интерес к письменной речи. Закреплять умение проводить звуковой и слоговой анализ слова.

Материалы, инструменты, оборудование. Наборное полотно. Кар­тинки с изображениями обитателей моря. Карточки со словами: МОРЕ, ШУМИТ, ЧАЙКА, ЛЕТИТ, АКУЛА, ПЛЫВЁТ, МОРЖ, ЛЕ­ЖИТ, • (точка — 4 штуки). Элементы костюмов к игре-драматизации (по усмотрению воспитателя).

Содержание занятия. Воспитатель загадывает детям загадки:

В море синее нырнула И на дно легла... (акула)'.

Неуклюж и толстоват, Но воде он очень рад, Может в цирке выступать, Смешить и радовать ребят.

(Морж)2

На рыбок с жадностью глядит, Над морем медленно парит, А ну-ка, угадай-ка, Что за птица это?... (чайка)3.

Он родное любит море. Он живет в морском просторе. На звук «дь» начинается, На звук «н» кончается.

Воспитатель напоминает детям, что акула, чайка, дельфин и морж — водные обитатели. Спрашивает их, каких еще морских жи­вотных они знают. Выслушивает их ответы.

Педагог пускает картинки с изображениями морских обитателей с одного края сидящих детей на другой. Дети рассматривают их, переговариваются, передают друг другу. Затем на панно воспитатель выкладывает предложения из карточек со словами: МОРЕ ШУМИТ. ЧАЙКА ЛЕТИТ. АКУЛА ПЛЫВЁТ. МОРЖ ЛЕЖИТ. Отдельные дети по желанию читают предложения. Далее весь текст читают две пары. Затем вместе с воспитателем все дети хором читают весь текст.

Педагог дает детям задания:

— Назовите по порядку звуки в слове «акула», «море».

— Сколько слогов в слове «акула», «чайка»?

— Какой ударный слог в слове «акула», «чайка», «море»?


М.: Омега, 2002 С. 2.


1 Степанов В. Азбука в загадках.

2 Автор — А. Аркадьева.

3 Автор — А. Аркадьева.

4 Автор — А. Аркадьева.


(Дельфин)4


— Подберите слова, характеризующие море. Какое оно? (Соле­ное, бурное, глубокое, спокойное, широкое, лазурное, безбрежное, величественное и т. п.)

Затем воспитатель говорит детям, что в сказках море населено волшебными существами, спрашивает их, какими, и выслушивает от­веты детей. Обсуждает, какие сказки о море-океане и его обитателях они знают. Предлагает детям послушать «Сказку про морского царя и китов» Д. Биссета1 (пересказывает сказку своими словами).

Примерный вариант пересказа. Давным-давно море было совсем не соленое. И было оно тихое и спокойное. Правил там морской царь Нептун. У Нептуна было 40 дочерей-русалок — девочек с рыбьими хвостами. Однажды царь Нептун сидел на дне моря и вдруг заметил, что все его подданные — и сельди, и морские коньки, и палтус, и омар — отчего-то горько плачут. Оказалось, что плачут они оттого, что огромные киты пьют море, и море мелеет прямо на глазах. Царь Не­птун очень рассердился и решил прекратить это безобразие. Он позвал к себе своих дочерей и велел каждой взять в дворцовой кухне по мешку с солью; а затем хорошенько рассыпать и развеять соль по всему морю своими хвостами. Русалки так и сделали. Море стало соленым, и китам стало противно пить соленую воду. В гневе они выбросили ее обратно могучим фонтаном, и от огорчения забили по воде хвостами, отчего на море поднялась страшная буря. Зато царь Нептун был доволен — уж лучше иногда буря на море, чем совсем без моря.

Воспитатель напоминает детям, что это сказка, и предлагает им пофантазировать: представить себе и разыграть, как плыли и плакали морские обитатели, как их расспрашивал Нептун, о чем они плачут. Дети договариваются между собой, кто из них будет исполнять роль Нептуна, кто сельди, палтуса, омара, морского конька и морской звезды. Дети разыгрывают ролевые диалоги.

Затем педагог предлагает детям представить себе и разыграть, как Нептун давал задания своим дочкам. (Разыгрывается ролевой диалог.) Далее 3—4 ребенка разыгрывают сценку, как киты обнаружили, что море соленое. При разыгрывании диалогов дети наряжаются, использу­ются элементы костюмов — символы: ленточка, берет, корона и т. п.

Далее воспитатель выставляет на наборном полотне слова: РУ­САЛКИ, МОРСКОЙ ЦАРЬ. Дети читают их хором и индивидуаль­но. Педагог предлагает детям придумать фантастическую историю о приключениях в морском царстве: «Надо сказать, какое это царство, что в нем есть, какие обитатели, какие несметные богатства. Кто отправился путешествовать, как он попал на морское дно? Что там было? Чем все закончилось?» Педагог выслушивает 3—4 желающих.

После занятия. На следующем занятии по рисованию дети созда­дут иллюстрации к своим сочинениям.

Ноев ковчег / Сост. Иванова Э. И. — М.: Просвещение, 1993. С. 254.

597


 


РИСОВАНИЕ сюжетное с элементами аппликации «Русалочки в подводном царстве»

Задачи. Вызвать интерес к созданию сказочных сюжетов по моти­вам знакомых сказок. Учить рисовать сказочных героев (Русалочку, Нептуна, рыбку) на основе аппликативной детали (силуэта хвоста, вырезанного из бумаги). Познакомить со способами создания фан­тазийных образов (перенос признака, гиперболизация, комбиниро­вание). Формировать композиционные умения. Развивать творческое воображение.

Предварительная работа. Знакомство с подводным миром на за­нятиях по познанию окружающего мира, развитию речи. Просмотр иллюстраций к сказке X. К. Андерсена «Русалочка» и других сказоч­ных иллюстраций на морскую тему для обогащения художественных впечатлений детей.

Материалы, инструменты, оборудование. Листы бумаги голубого цвета (одного размера, если будет составляться коллективный аль­бом), фломастеры, краски, цветные карандаши, цветная бумага и ножницы для вырезания хвостов; кисточки разного размера, ватные палочки (тычки); баночки с водой, салфетки бумажные и влажные матерчатые, подставки для кисточек. Варианты декоративного оформ­ления рыбок.

Содержание занятия. Воспитатель напоминает, что на занятии по развитию речи дети познакомились с разными обителями подводного мира и узнали про морского царя Нептуна и его дочерей. Показывает детям иллюстрации с изображением Русалочек и Нептуна. Спраши­вает, чем эти сказочные герои похожи друг на друга (у Нептуна и его дочерей — Русалочек — рыбьи хвосты).

Педагог показывает силуэт хвоста, вырезанный из цветной бумаги (см. рисунок), прикладывает его поочередно к изображениям Русалки, Нептуна и обычной рыбки. Дети наблюдают и замечают, как один и тот же изобразительный элемент — хвост — в разных ситуациях (раз­личных образах) выглядит по-разному, хотя сам по себе не меняется. Педагог поясняет, что художники часто используют такой способ для создания необычных сказочных существ: берут у одного животного, растения или сказочного существа какую-то красивую деталь (хвост, лепесток, крыло и пр.) и добавляют к образу другого животного, растения или сказочного существа. Так и в случае с Русалочкой и Нептуном — художник «взял» рыбий хвост и добавил его вместо ног к туловищу человека. «Приставил» хвост вместо ног к мужской фигу­ре, — получился морской царь — Нептун. «Приставил» рыбий хвост вместо ног к женскому туловищу, — получилась Русалочка.

598


Педагог приставляет силуэт хвоста к листу бумаги голубого цвета и начинает перемещать его, чтобы дети представили возможное размещение образа (вверху, внизу, по диагонали, при вертикальном и горизонтальном положении листа бумаги). Поднимает силуэт хвоста к верхней границе листа бумаги и спрашивает, поместит­ся ли Русалочка при таком размещении, где будет находиться ее туловище. Таким образом, дети представляют и «дорисовывают» в воображении картину — портрет Русалочки или Нептуна. Затем педагог усложняет задачу — приставляет к фону два рыбьих хвоста и спрашивает, какую картину можно нарисовать. Дети придумыва­ют сюжеты, например: «Русалочки танцуют», «Русалочки играют с рыбкой», «Нептун читает царский указ», «Нептун дарит русалочке жемчужину».

Педагог предлагает детям выбрать рыбьи хвосты, вырезанные из бумаги, и нарисовать по своему выбору — Нептуна и его дочек Русалочек. Дети выбирают размер и цвет бумажного хвоста (или по 2—3 хвоста из бумаги желтого, красного, розового, персикового, сере­бристого цвета). Тем детям, которые быстро справились с заданием, педагог показывает изображения рыб, называет их и предлагает на­рисовать на своих картинках с Русалочками. Уточняет творческую за­дачу: «Рыбок мы сначала вырежем из цветной бумаги, а потом офор­мим декоративными узорами: фломастерами или гелевыми ручками нарисуем волны, петли, спирали (элементы письма или графические °°рдюры), а потом гуашевыми красками с помощью ватных палочек

599


или пальчиками изобразим пятнышки-чешуйки (художественная техника «принт»).

После занятия. Дети рассматривают подсохшие рисунки и объеди­няют их в единую композицию или альбом, подписывают работы, копируя слова с карточек, например: РУСАЛКИ ТАНЦУЮТ, РУ­САЛКИ ИГРАЮТ и т. д.

РАЗВИТИЕ РЕЧИ И НАЧАЛА ГРАМОТЫ «Змея и рыба»

Задачи. Вовлекать детей в игровое и речевое взаимодействие со сверстниками, в ролевой диалог. Побуждать передавать содержание сказки в форме инсценировки; рассуждать. Активизировать при­лагательные. Развивать дикцию, артикуляционный аппарат детей. Поддерживать интерес к письменной речи.

Материалы, инструменты, оборудование. Наборное полотно. Кар­точки со словами ЗМЕЯ, И, РЫБА, • (точка). Элементы костюмов для инсценировки (по усмотрению воспитателя). Мяч.

Содержание занятия. Воспитатель выкладывает на наборном по­лотне заглавие сказки: ЗМЕЯ И РЫБА. Читает его вместе с деть­ми. Объясняет, что так называется сказка, с которой они сегодня познакомятся. Спрашивает, что они знают о змее, о ее характере. Дети подбирают определения к слову «змея» (ядовитая, опасная, коварная). Затем просит детей сказать, что они знают о характере рыбы; какие разные по характеру бывают рыбы. Дети подбирают определения к слову «акула» (хищная, опасная, громадная, свирепая, кровожадная).

Далее воспитатель пересказывает своими словами детям армян­скую сказку «Змея и рыба»1.

Примерный вариант пересказа:

Змея и рыба решили стать друзьями.

Подружка,попросила змея,прокати меня на своей спине
по морю.

— Садись,согласилась рыба, — увидишь, какое наше море.
Змея обвилась вокруг рыбы, и та поплыла. Только они отплыли от

берега, как змея укусила рыбу.

' Читаем детям / Авт.-сост. Сахипова 3. Г. и др. — Л.: Просвещение, 1987. С. 214-215.

600


 

Подружка, почему ты кусаешь меня? — спросила рыба.

Я нечаянно,ответила змея.

Плывут они дальше. Через некоторое время змея опять укусила

рыбу.

Подружка, почему ты снова кусаешь меня?удивилась

рыба.

Солнце помутило мне голову,объяснила змея.
Проплыли еще немного, и змея в третий раз укусила рыбу.

Подружка, почему ты все время кусаешь меня?

Такая уж у меня привычка, — объяснила змея.

А знаешь, у меня тоже есть привычка,сказала рыба и нырнула
в глубину моря.

Захлебнулась змея и утонула.

После чтения педагог спрашивает детей, о чем эта сказка, и вы­слушивает их свободные высказывания. Затем обсуждает с детьми:

—Какой характер в сказке у змеи?

—Какая по характеру в сказке рыба?

 

— Подходит ли к этой сказке пословица «Как аукнется, так и
откликнется»1?

— Подходит ли пословица «Что посеешь, то и пожнешь»2?

— Можно ли сказать, что эти пословицы об одном и том же?
Почему?

— Зачем змея попросилась к рыбе на спину?

— Какую черту характера проявила рыба, согласившись покатать
змею?

— Сколько раз укусила рыбу змея? Как она объясняла, почему?

— Какую черту проявила рыба, не сразу ответив змее?

Затем организуется разыгрывание сказки. Дети разбиваются на команды по 3 человека по желанию. Договариваются, кто из них рассказчик, кто исполняет роль рыбы, кто исполняет роль змеи. Дети разыгрывают сказку, надев элементы костюмов. Выслушивают две команды. Затем кто-то один рассказывает всю сказку от начала до конца.

После разыгрывания сказки все дети слушают скороговорку, педагог уточняет, поняли ли они, что такое мель, кто такой налим, затем произносят скороговорку 3 раза хором: «На мели мы налима ловили»3.

Далее педагог организует игру в кругу «Повторяй — не зевай». Воспитатель бросает отдельным детям мяч и произносит пред-Русские пословицы и поговорки / Под ред. Аникина В. П. — М.: Художествен­ная литература, 1988. С. 24.

} Там же. С. 329.

Агапова И. А., Давыдова М. А. Лучшие игры и развлечения со словами. — М.: лада, 2006. С. 179.

601


 


ложение. Если так бывает, как говорится в предложении, то надо повторить и перекинуть мяч обратно. Если это небылица — надо перебросить мяч, построив правильное высказывание. В игре ис­пользуются, например, следующие предложения:

— Медуза и креветка живут в море.

— Морская вода соленая.

— Буря на море — это шторм.

— Из морской воды добывают соль.

— Черепахи вьют гнезда.

— Морская звезда высиживает яйца.

— Водоросли растут в лесу.

В заключение дети принимают на себя роль ведущего и обмени­ваются небылицами и правильными высказываниями.


ФЕВРАЛЬ. 21 НЕДЕЛЯ Планирование работы

Направленность педагогической работы. На предстоящей неделе педагог вместе с детьми совершит «путешествие в давние времена». Они узнают о древней Руси как стране непроходимых лесов и болот, познакомятся с болотом, как природным сообществом, его характер­ными чертами и значением в жизни природы и человека. Воспитатель поможет детям представить образ жизни людей на Руси в далеком прошлом: какие строили дома, как были устроены города-крепости, как оборонялись от врагов. На занятии по конструированию все вме­сте создадут такой город-крепость, используя «чертежи». Знакомясь с былинами и рассматривая репродукции картин русских художников, узнают о былинных богатырях и создадут коллективную аппликатив-ную композицию «Тридцать три богатыря» по мотивам читаемой на этой неделе «Сказки о царе Салтане...» А. С. Пушкина.

На занятиях по развитию речи дети поговорят о качествах людей: храбрости, смелости, доброте, уме и т. д. Педагог с детьми будет за­ниматься толкованием некоторых пословиц на эту тему; будет учить детей вести беседу, побуждать рассуждать, анализировать противопо­ложные точки зрения, высказывать свое мнение.

Дети нарисуют папин портрет, который может стать подарком папе к празднику.

На занятии по математике дети будут упражняться в освоении струк­туры задачи, образовании чисел второго десятка; уточнятся их представ­ления о длине и ширине предметов. Педагог будет развивать воображе­ние детей в процессе выкладывания различных фигур из палочек.


 

 

 

День недели Временные отрезки дня Содержание образовательной работы

1 день

Утро Игры по инициативе детей
Занятия 1. Развитие речи и начала грамоты. «Смелость города берет» 2. Лепка. «Змей Горыныч» 3. Физкультура № 21.1. Разучивание техни­ки выполнения поворотов на углах во время ходьбы гимнастическим шагом. Закрепление навыка лазания по гимнастической лестнице с переходом с пролета на пролет, чередуя раз­ноименный и одноименный способы лазания. Развитие быстроты: бег на перегонки в парах из различных исходных положений (упор при­сев; стойка ноги врозь; руки на поясе и т. д.)
Прогулка Наблюдения в природе Элементы игры в хоккей (ведение шайбы, бро­ски по воротам, броски шайбы друг другу). Подвижная игра по выбору детей Игры по инициативе детей

603


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

День недели Временные отрезки дня Содержание образовательной работы

 

После обеда Чтение «Сказки о царе Салтане...» А. С. Пуш­кина
Вечер Игры по инициативе детей

2 день

Утро Игры по инициативе детей
Занятия 1. Математика № 21 2. Развитие речи и начала грамоты. «В оди­ночку биться не годится» 3. Музыка № 21.1. Слушание музыки: «Лучше друга не найти» муз. и ел. Е. Асеевой. Пение: распевки на интонациях разучиваемых песен, «Лучше друга не найти» муз. и ел. Е. Асеевой, «Самая лучшая мама» муз. С. Алексеевой, ел. В. Борисова. Игра на детских музыкальных ин­струментах: Н. А. Римский-Корсаков «Белка» из оперы «Сказка о царе Салтане»; Б. Чайков­ский, ел. С. Богомазова «Марш оловянных солдатиков». Музыкальное движение: «Полька-приглашение» («Полька» А. Белокуровой)
Прогулка Наблюдения в природе Элементы игры в хоккей (ведение шайбы, бро­ски по воротам, броски шайбы друг другу). Подвижная игра: «Кто самый меткий» Игры по инициативе детей
После обеда Чтение «Сказки о царе Салтане...» А. С. Пуш­кина
Вечер Игры по инициативе детей

3 день

Утро Разные виды детских игр
Занятия 1. Познание окружающего мира. «Путеше­ствие в прошлое. Крепости и богатыри» 2. Конструирование из строительного мате­риала «Старинный город-крепость» 3. Природа. «Болото»
Прогулка Наблюдения в природе Игры по инициативе детей Динамическая прогулка: закрепление основ­ных приемов катания на лыжах (спуск, подъ­ем, повороты, ходьба по пересеченной местно­сти). Подвижные игры «Карусель», «Слалом».
После обеда Чтение «Сказки о царе Салтане...» А. С. Пуш­кина
Вечер Игры по инициативе детей
4 день Утро Игры по инициативе детей Рассматривание портретов — картин извест­ных художников (В. А. Серова, И. Е. Репина, И. Н. Крамского и др.).

604


 

 

 

 

 

 

 

 

День недели Временные отрезки дня Содержание образовательной работы

 

Занятия 1. Аппликация. «Тридцать три богатыря» 2. Художественная литература. «Рассказы об армии» 3. Музыка № 21.2. Занятие посвящено Дню Защитника Отечества (на разученном мате­риале)
Прогулка Наблюдения в природе Элементы игры в хоккей (ведение шайбы, бро­ски по воротам, броски шайбы друг другу). Подвижная игра «Два мороза» Игры по инициативе детей
После обеда Чтение рассказов из книги С. Баруздина «Шел по улице солдат»
Вечер Игры по инициативе детей

5 день

Утро Игры по инициативе детей
Занятия 1. Рисование. «Я с папой» 2. Свободное занятие 3. Физкультура № 21.2. Разучивание техники выполнения специальных беговых упражне­ний (бег, выбрасывая ноги вперед, забрасывая голень назад). Закрепление умения выполнять прыжки сериями по 30 прыжков (2—3 раза подряд). Развитие прыжковой выносливости
Прогулка Наблюдения в природе Элементы игры в хоккей (ведение шайбы, бро­ски по воротам, броски шайбы друг другу) Подвижная игра по выбору детей Игры по инициативе детей
После обеда Чтение рассказов из книги С. Баруздина «Шел по улице солдат»
Вечер Игры по инициативе детей

Наблюдения в природе. (Материал по дням распределяет сам вос­питатель.)

Наблюдения на прогулках. Дети продолжают сезонные наблюдения за изменениями в природе.

Наблюдения в уголке природы. Воспитатель показывает детям тор­фяную крошку. После того как они рассмотрят, из чего она состоит (для этих целей можно использовать и лупу), торфяную крошку до­бавляют в почву для комнатных растений. Воспитатель объясняет, что торф — это остатки разных растений, прежде всего, мхов, которые когда-то росли на болоте. Его добавляют в землю для того, чтобы растения лучше росли.

Педагогическая поддержка сюжетных игр детей. В представлении Детей богатыри — герои сказок. Педагог обращает внимание на то, что это собирательный образ мужчины — защитника своей Родины,

605


обладающего такими качествами, как смелость, решительность, от­вага, честь, справедливость.

Мальчики любят играть в «войну». Особенно им нравится стрелять, преследовать противника. Взрослый, подключившись к игре детей с их согласия, помогает переставить акценты игры: защитники Отечества охра­няют границы в воздухе, на море, на суше, участвуют в военных учениях; соревнуются в силе и храбрости, строят крепости и создают непроходи­мые заграждения от неприятелей, если это «былинные богатыри».



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-08-19; просмотров: 323; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.76.0 (0.059 с.)