Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Развитие речи и начала грамоты «В гостях у морского царя»Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Задачи. Вовлекать детей в игровое и речевое взаимодействие со сверстниками, в диалог. Активизировать прилагательные. Обогащать словарь образными словами и выражениями. Развивать фантазию, 38* 595 умение импровизировать, строить ролевые диалоги. Стимулировать творческое рассказывание. Поддерживать интерес к письменной речи. Закреплять умение проводить звуковой и слоговой анализ слова. Материалы, инструменты, оборудование. Наборное полотно. Картинки с изображениями обитателей моря. Карточки со словами: МОРЕ, ШУМИТ, ЧАЙКА, ЛЕТИТ, АКУЛА, ПЛЫВЁТ, МОРЖ, ЛЕЖИТ, • (точка — 4 штуки). Элементы костюмов к игре-драматизации (по усмотрению воспитателя). Содержание занятия. Воспитатель загадывает детям загадки: В море синее нырнула И на дно легла... (акула)'. Неуклюж и толстоват, Но воде он очень рад, Может в цирке выступать, Смешить и радовать ребят. (Морж)2 На рыбок с жадностью глядит, Над морем медленно парит, А ну-ка, угадай-ка, Что за птица это?... (чайка)3. Он родное любит море. Он живет в морском просторе. На звук «дь» начинается, На звук «н» кончается.
(Дельфин)4 — Подберите слова, характеризующие море. Какое оно? (Соленое, бурное, глубокое, спокойное, широкое, лазурное, безбрежное, величественное и т. п.) Затем воспитатель говорит детям, что в сказках море населено волшебными существами, спрашивает их, какими, и выслушивает ответы детей. Обсуждает, какие сказки о море-океане и его обитателях они знают. Предлагает детям послушать «Сказку про морского царя и китов» Д. Биссета1 (пересказывает сказку своими словами). Примерный вариант пересказа. Давным-давно море было совсем не соленое. И было оно тихое и спокойное. Правил там морской царь Нептун. У Нептуна было 40 дочерей-русалок — девочек с рыбьими хвостами. Однажды царь Нептун сидел на дне моря и вдруг заметил, что все его подданные — и сельди, и морские коньки, и палтус, и омар — отчего-то горько плачут. Оказалось, что плачут они оттого, что огромные киты пьют море, и море мелеет прямо на глазах. Царь Нептун очень рассердился и решил прекратить это безобразие. Он позвал к себе своих дочерей и велел каждой взять в дворцовой кухне по мешку с солью; а затем хорошенько рассыпать и развеять соль по всему морю своими хвостами. Русалки так и сделали. Море стало соленым, и китам стало противно пить соленую воду. В гневе они выбросили ее обратно могучим фонтаном, и от огорчения забили по воде хвостами, отчего на море поднялась страшная буря. Зато царь Нептун был доволен — уж лучше иногда буря на море, чем совсем без моря. Воспитатель напоминает детям, что это сказка, и предлагает им пофантазировать: представить себе и разыграть, как плыли и плакали морские обитатели, как их расспрашивал Нептун, о чем они плачут. Дети договариваются между собой, кто из них будет исполнять роль Нептуна, кто сельди, палтуса, омара, морского конька и морской звезды. Дети разыгрывают ролевые диалоги. Затем педагог предлагает детям представить себе и разыграть, как Нептун давал задания своим дочкам. (Разыгрывается ролевой диалог.) Далее 3—4 ребенка разыгрывают сценку, как киты обнаружили, что море соленое. При разыгрывании диалогов дети наряжаются, используются элементы костюмов — символы: ленточка, берет, корона и т. п. Далее воспитатель выставляет на наборном полотне слова: РУСАЛКИ, МОРСКОЙ ЦАРЬ. Дети читают их хором и индивидуально. Педагог предлагает детям придумать фантастическую историю о приключениях в морском царстве: «Надо сказать, какое это царство, что в нем есть, какие обитатели, какие несметные богатства. Кто отправился путешествовать, как он попал на морское дно? Что там было? Чем все закончилось?» Педагог выслушивает 3—4 желающих. После занятия. На следующем занятии по рисованию дети создадут иллюстрации к своим сочинениям. Ноев ковчег / Сост. Иванова Э. И. — М.: Просвещение, 1993. С. 254. 597
РИСОВАНИЕ сюжетное с элементами аппликации «Русалочки в подводном царстве» Задачи. Вызвать интерес к созданию сказочных сюжетов по мотивам знакомых сказок. Учить рисовать сказочных героев (Русалочку, Нептуна, рыбку) на основе аппликативной детали (силуэта хвоста, вырезанного из бумаги). Познакомить со способами создания фантазийных образов (перенос признака, гиперболизация, комбинирование). Формировать композиционные умения. Развивать творческое воображение. Предварительная работа. Знакомство с подводным миром на занятиях по познанию окружающего мира, развитию речи. Просмотр иллюстраций к сказке X. К. Андерсена «Русалочка» и других сказочных иллюстраций на морскую тему для обогащения художественных впечатлений детей. Материалы, инструменты, оборудование. Листы бумаги голубого цвета (одного размера, если будет составляться коллективный альбом), фломастеры, краски, цветные карандаши, цветная бумага и ножницы для вырезания хвостов; кисточки разного размера, ватные палочки (тычки); баночки с водой, салфетки бумажные и влажные матерчатые, подставки для кисточек. Варианты декоративного оформления рыбок. Содержание занятия. Воспитатель напоминает, что на занятии по развитию речи дети познакомились с разными обителями подводного мира и узнали про морского царя Нептуна и его дочерей. Показывает детям иллюстрации с изображением Русалочек и Нептуна. Спрашивает, чем эти сказочные герои похожи друг на друга (у Нептуна и его дочерей — Русалочек — рыбьи хвосты). Педагог показывает силуэт хвоста, вырезанный из цветной бумаги (см. рисунок), прикладывает его поочередно к изображениям Русалки, Нептуна и обычной рыбки. Дети наблюдают и замечают, как один и тот же изобразительный элемент — хвост — в разных ситуациях (различных образах) выглядит по-разному, хотя сам по себе не меняется. Педагог поясняет, что художники часто используют такой способ для создания необычных сказочных существ: берут у одного животного, растения или сказочного существа какую-то красивую деталь (хвост, лепесток, крыло и пр.) и добавляют к образу другого животного, растения или сказочного существа. Так и в случае с Русалочкой и Нептуном — художник «взял» рыбий хвост и добавил его вместо ног к туловищу человека. «Приставил» хвост вместо ног к мужской фигуре, — получился морской царь — Нептун. «Приставил» рыбий хвост вместо ног к женскому туловищу, — получилась Русалочка. 598 Педагог приставляет силуэт хвоста к листу бумаги голубого цвета и начинает перемещать его, чтобы дети представили возможное размещение образа (вверху, внизу, по диагонали, при вертикальном и горизонтальном положении листа бумаги). Поднимает силуэт хвоста к верхней границе листа бумаги и спрашивает, поместится ли Русалочка при таком размещении, где будет находиться ее туловище. Таким образом, дети представляют и «дорисовывают» в воображении картину — портрет Русалочки или Нептуна. Затем педагог усложняет задачу — приставляет к фону два рыбьих хвоста и спрашивает, какую картину можно нарисовать. Дети придумывают сюжеты, например: «Русалочки танцуют», «Русалочки играют с рыбкой», «Нептун читает царский указ», «Нептун дарит русалочке жемчужину». Педагог предлагает детям выбрать рыбьи хвосты, вырезанные из бумаги, и нарисовать по своему выбору — Нептуна и его дочек Русалочек. Дети выбирают размер и цвет бумажного хвоста (или по 2—3 хвоста из бумаги желтого, красного, розового, персикового, серебристого цвета). Тем детям, которые быстро справились с заданием, педагог показывает изображения рыб, называет их и предлагает нарисовать на своих картинках с Русалочками. Уточняет творческую задачу: «Рыбок мы сначала вырежем из цветной бумаги, а потом оформим декоративными узорами: фломастерами или гелевыми ручками нарисуем волны, петли, спирали (элементы письма или графические °°рдюры), а потом гуашевыми красками с помощью ватных палочек 599 или пальчиками изобразим пятнышки-чешуйки (художественная техника «принт»). После занятия. Дети рассматривают подсохшие рисунки и объединяют их в единую композицию или альбом, подписывают работы, копируя слова с карточек, например: РУСАЛКИ ТАНЦУЮТ, РУСАЛКИ ИГРАЮТ и т. д. РАЗВИТИЕ РЕЧИ И НАЧАЛА ГРАМОТЫ «Змея и рыба» Задачи. Вовлекать детей в игровое и речевое взаимодействие со сверстниками, в ролевой диалог. Побуждать передавать содержание сказки в форме инсценировки; рассуждать. Активизировать прилагательные. Развивать дикцию, артикуляционный аппарат детей. Поддерживать интерес к письменной речи. Материалы, инструменты, оборудование. Наборное полотно. Карточки со словами ЗМЕЯ, И, РЫБА, • (точка). Элементы костюмов для инсценировки (по усмотрению воспитателя). Мяч. Содержание занятия. Воспитатель выкладывает на наборном полотне заглавие сказки: ЗМЕЯ И РЫБА. Читает его вместе с детьми. Объясняет, что так называется сказка, с которой они сегодня познакомятся. Спрашивает, что они знают о змее, о ее характере. Дети подбирают определения к слову «змея» (ядовитая, опасная, коварная). Затем просит детей сказать, что они знают о характере рыбы; какие разные по характеру бывают рыбы. Дети подбирают определения к слову «акула» (хищная, опасная, громадная, свирепая, кровожадная). Далее воспитатель пересказывает своими словами детям армянскую сказку «Змея и рыба»1. Примерный вариант пересказа: Змея и рыба решили стать друзьями. — Подружка, — попросила змея, — прокати меня на своей спине — Садись, — согласилась рыба, — увидишь, какое наше море. берега, как змея укусила рыбу. ' Читаем детям / Авт.-сост. Сахипова 3. Г. и др. — Л.: Просвещение, 1987. С. 214-215. 600
— Подружка, почему ты кусаешь меня? — спросила рыба. — Я нечаянно, — ответила змея. Плывут они дальше. Через некоторое время змея опять укусила рыбу. — Подружка, почему ты снова кусаешь меня? — удивилась рыба. — Солнце помутило мне голову, — объяснила змея. — Подружка, почему ты все время кусаешь меня? — Такая уж у меня привычка, — объяснила змея. — А знаешь, у меня тоже есть привычка, — сказала рыба и нырнула Захлебнулась змея и утонула. После чтения педагог спрашивает детей, о чем эта сказка, и выслушивает их свободные высказывания. Затем обсуждает с детьми: —Какой характер в сказке у змеи? —Какая по характеру в сказке рыба?
— Подходит ли к этой сказке пословица «Как аукнется, так и — Подходит ли пословица «Что посеешь, то и пожнешь»2? — Можно ли сказать, что эти пословицы об одном и том же? — Зачем змея попросилась к рыбе на спину? — Какую черту характера проявила рыба, согласившись покатать — Сколько раз укусила рыбу змея? Как она объясняла, почему? — Какую черту проявила рыба, не сразу ответив змее? Затем организуется разыгрывание сказки. Дети разбиваются на команды по 3 человека по желанию. Договариваются, кто из них рассказчик, кто исполняет роль рыбы, кто исполняет роль змеи. Дети разыгрывают сказку, надев элементы костюмов. Выслушивают две команды. Затем кто-то один рассказывает всю сказку от начала до конца. После разыгрывания сказки все дети слушают скороговорку, педагог уточняет, поняли ли они, что такое мель, кто такой налим, затем произносят скороговорку 3 раза хором: «На мели мы налима ловили»3. Далее педагог организует игру в кругу «Повторяй — не зевай». Воспитатель бросает отдельным детям мяч и произносит пред-Русские пословицы и поговорки / Под ред. Аникина В. П. — М.: Художественная литература, 1988. С. 24. } Там же. С. 329. Агапова И. А., Давыдова М. А. Лучшие игры и развлечения со словами. — М.: лада, 2006. С. 179. 601
ложение. Если так бывает, как говорится в предложении, то надо повторить и перекинуть мяч обратно. Если это небылица — надо перебросить мяч, построив правильное высказывание. В игре используются, например, следующие предложения: — Медуза и креветка живут в море. — Морская вода соленая. — Буря на море — это шторм. — Из морской воды добывают соль. — Черепахи вьют гнезда. — Морская звезда высиживает яйца. — Водоросли растут в лесу. В заключение дети принимают на себя роль ведущего и обмениваются небылицами и правильными высказываниями. ФЕВРАЛЬ. 21 НЕДЕЛЯ Планирование работы Направленность педагогической работы. На предстоящей неделе педагог вместе с детьми совершит «путешествие в давние времена». Они узнают о древней Руси как стране непроходимых лесов и болот, познакомятся с болотом, как природным сообществом, его характерными чертами и значением в жизни природы и человека. Воспитатель поможет детям представить образ жизни людей на Руси в далеком прошлом: какие строили дома, как были устроены города-крепости, как оборонялись от врагов. На занятии по конструированию все вместе создадут такой город-крепость, используя «чертежи». Знакомясь с былинами и рассматривая репродукции картин русских художников, узнают о былинных богатырях и создадут коллективную аппликатив-ную композицию «Тридцать три богатыря» по мотивам читаемой на этой неделе «Сказки о царе Салтане...» А. С. Пушкина. На занятиях по развитию речи дети поговорят о качествах людей: храбрости, смелости, доброте, уме и т. д. Педагог с детьми будет заниматься толкованием некоторых пословиц на эту тему; будет учить детей вести беседу, побуждать рассуждать, анализировать противоположные точки зрения, высказывать свое мнение. Дети нарисуют папин портрет, который может стать подарком папе к празднику. На занятии по математике дети будут упражняться в освоении структуры задачи, образовании чисел второго десятка; уточнятся их представления о длине и ширине предметов. Педагог будет развивать воображение детей в процессе выкладывания различных фигур из палочек.
603
604
Наблюдения в природе. (Материал по дням распределяет сам воспитатель.) Наблюдения на прогулках. Дети продолжают сезонные наблюдения за изменениями в природе. Наблюдения в уголке природы. Воспитатель показывает детям торфяную крошку. После того как они рассмотрят, из чего она состоит (для этих целей можно использовать и лупу), торфяную крошку добавляют в почву для комнатных растений. Воспитатель объясняет, что торф — это остатки разных растений, прежде всего, мхов, которые когда-то росли на болоте. Его добавляют в землю для того, чтобы растения лучше росли. Педагогическая поддержка сюжетных игр детей. В представлении Детей богатыри — герои сказок. Педагог обращает внимание на то, что это собирательный образ мужчины — защитника своей Родины, 605 обладающего такими качествами, как смелость, решительность, отвага, честь, справедливость. Мальчики любят играть в «войну». Особенно им нравится стрелять, преследовать противника. Взрослый, подключившись к игре детей с их согласия, помогает переставить акценты игры: защитники Отечества охраняют границы в воздухе, на море, на суше, участвуют в военных учениях; соревнуются в силе и храбрости, строят крепости и создают непроходимые заграждения от неприятелей, если это «былинные богатыри».
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2019-08-19; просмотров: 364; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.199.54 (0.01 с.) |