Конструирование из бумаги «календарь» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Конструирование из бумаги «календарь»



Задачи. Формировать представления детей о преобразовании плоской фигуры в объемное тело (с использованием выкройки). Учить делать выкройку куба с помощью мерки. Развивать умение Удерживать в уме последовательность операций, добиваться конеч­ного результата.

Материалы, инструменты, оборудование. Разноцветные квадратные листы бумаги со стороной 21 см, с нанесенными очертаниями отвер­стий; мерка из плотного картона длиной 7 см; прямоугольный лист со сторонами 14 и 12 см, с напечатанными на нем наименованиями дней недели; ножницы, линейка, карандаш, клей, кисточка — на каждого Ребенка. Заранее изготовленный педагогом образец поделки.

Содержание занятия. Воспитатель спрашивает у детей, что по­могает людям узнавать, какой сегодня день недели. У кого из детей Дома есть календарь, как он выглядит?


 


372


373


 


 


 


Предлагает детям смастерить свой календарь. Показывает, в каче­стве образца, заранее изготовленную поделку. Предлагает детям рас­смотреть календарь, определить, как он устроен, как помогает узнать день недели. Обсуждается, что основа календаря имеет форму куба; в передней стенке куба имеется окошко, через которое видна надпись; по бокам куба — круглые отверстия, в которые вставлен цилиндр с написанными на нем наименованиями дней недели. Педагог просит детей догадаться, как «работает» этот календарь. (По утрам надо уста­навливать цилиндр на следующую надпись и читать, какой сегодня день недели. Важно не ошибиться и повернуть цилиндр только до следующей надписи.)

Воспитатель спрашивает детей, знают ли они, как смастерить цилиндр. Получив утвердительный ответ, говорит, что приготовила для детей листы бумаги с написанными (напечатанными на машинке или компьютере) днями недели. (Раздает каждому.) А знают ли дети, как смастерить куб? Возможно, некоторые дети будут предлагать свои варианты изготовления куба. Воспитатель их выслушивает, за­тем говорит, что сегодня научит детей делать куб из листа бумаги с помощью выкройки.

Далее воспитатель показывает детям более крупную квадратную заготовку, чем будет у детей, с нанесенными на нее очертаниями отвер­стий (см. рисунок) и объясняет, что сначала нужно сделать выкройку:

374


— Говорит, что у каждого из детей есть картонная мерка, с помо­
щью которой надо разделить каждую сторону квадрата на 3 равные
части. Напоминает, что дети уже умеют это делать. Может напом­
нить, что мерку надо прикладывать строго к краю листа или к краю
уже нанесенной мерки. Поясняет:

— Верхние и нижние мерки квадрата надо соединить между собой
с помощью линейки. (Показывает действия, еще раз делая акцент на
том, что линейку надо положить так, чтобы обе точки оказались на
краю линейки, затем прижать ее посередине левой рукой, а правой
провести карандашом линию.)


 

— Наша выкройка поделилась на девять равных квадратов. На­
несенные на нее два круга и прямоугольник оказались во втором
ряду квадратиков. Теперь надо сложить лист бумаги точно по этим
линиям, хорошенько прогладить рукой каждый сгиб и вновь его
развернуть. Затем надо надрезать лист бумаги по верхним и нижним
линиям сгиба на длину одного квадратика. (Демонстрирует.) Наша
выкройка готова.

— Чтобы собрать куб, надо приподнять боковые части, нало­
жить верхние боковые квадратики друг на друга, и сверху накрыть
их средним квадратиком. Таким же образом складываем и нижние
квадратики. Получился объемный куб.

«Такую выкройку называют еще разверткой куба, — поясняет педагог, — потому что это куб в развернутом виде».

Воспитатель просит детей проделать эти операции, сложить куб, но пока не склеивать боковые стороны. После того как дети выполнили эту часть работы, воспитатель просит их вновь развернуть выкройку, чтобы вырезать в нужном месте круглые отверстия для цилиндра и прямоугольное окошко спереди. (Если у большинства детей слабые навыки работы с ножницами, педагог может дать выкройки с уже вырезанными отверстиями, что значительно облегчает работу детей. Отверстие выступает как ориентир для складывания выкройки.)

— Теперь еще раз сворачиваем куб и окончательно склеиваем
боковые стороны.

Цилиндр с наименованиями дней недели дети склеивают, после чего собирают всю конструкцию. В процессе их самостоятельной работы педагог помогает советом и практически.

РАЗВИТИЕ РЕЧИ И НАЧАЛА ГРАМОТЫ

«Языком не спеши, а делами не смеши»

Задачи. Вовлекать детей в диалог, побуждать к рассуждениям. Учить передавать содержание текста своими словами. Анализировать смысл многозначных слов. Подбирать синонимы. Обращать внимание на грамматическую форму слова. Развивать речевое внимание, артикуля­ционный аппарат детей. Воспитывать интерес к письменной речи.

Материалы, инструменты, оборудование. Карточки со словами НОЧЬ, ДЕНЬ, СОЛНЦЕ, СВЕТИТ, ЛУНА. Точка (4 штуки). На­борное полотно.

Содержание занятия. Воспитатель читает детям пословицу: «По­спешишь — людей насмешишь»1. Спрашивает детей, как они по-

' Книга для чтения в детском саду и дома: 5-7 лет / Сост. Гербова В. В. и др. — м-: Оникс, 2005. - С. 12.

375


 


нимают эту пословицу, почему они так думают. Выслушивает всех желающих.

Затем приводит еще несколько пословиц и просит детей опреде­лить, какая из них подходит к пословице «Поспешишь — людей насмешишь» и почему.

Языком не спеши, а делами не смеши1.

Скучен день до вечера, Коли делать нечего2.

Затем педагог предлагает детям послушать сказку о девочке, ко­торая не умела занять себя делом. Читает сказку С. Прокофьевой «Когда можно плакать?»3.

Утром заплакала Маша. Заглянул в окно Петушок и говорит:

— Не плачь, Маша! Утром я пою «ку-ка-ре-ку», а ты плачешь, мне
петь мешаешь.

Заплакала Маша днем. Вылез из травы кузнечик и говорит:

— Не плачь, Маша! Весь день я в траве стрекочу, а ты плачешь —
и никто меня не слышит.

Заплакала Маша вечером. Прискакали из пруда лягушки.

— Мы любим вечером квакать, а ты нам мешаешь.
Заплакала Маша ночью. Прилетел из сада соловей и сел на

окно.

Не плачь, Маша! Ночью я пою красивые песни, а ты мне ме­
шаешь.

А когда же мне плакать?спросила Маша.

А ты никогда не плачь, — сказала мама.Ведь ты уже большая
девочка.

После чтения сказки педагог задает детям вопросы:

— Понравилась сказка?

— Кому мешала Маша своим плачем?

— Что сказал ей петушок? Кузнечик? Лягушки? Соловей?

— Можно ли сказать о Маше словами поговорки: «Скучен день
до вечера, коли делать нечего»?

Воспитатель просит детей обосновать свое мнение, выслушивает их рассуждения.

Спрашивает детей, хотят ли они послушать сказку еще раз, за­читывает ее.

1 1000 загадок, пословиц, поговорок, скороговорок / Авт.-сост. Иванкова В. Н. —
М. Аквариум-Принт, 2006. С. 213.

2 Там же. С. 213.

3 Хрестоматия для детей дошкольного возраста / Сост. Борисковская Е. Н. — М.:
Славянский дом книги, 2003. С. 454—455.

376


Дети разбиваются на команды по 7 человек, распределяют между собой роли Маши, мамы, петушка, кузнечика, лягушкм, соловья и рассказчика. И разыгрывают сказку.

После этого педагог разучивает с детьми скороговорку:

Все ходит, ходит, ходит, Места, что ли, не находит'.

Скороговорку читают, двигаясь по кругу, меняя направление движения. Читают ее в умеренном темпе, с разной силой голоса и разной интонацией. Повторяют 3-4 раза.

Затем воспитатель спрашивает детей, как они понимают выраже­ние «места себе не находит»? Когда так говорят?

Воспитатель выставляет на наборное полотно новые слова: ДЕНЬ и НОЧЬ. Читает их вместе с детьми, ведя пальцем внизу слева на­право. Затем составляет предложения:

СВЕТИТ СОЛНЦЕ.

СВЕТИТ ЛУНА.

Воспитатель просит детей сказать: когда светит солнце, что это — «день» или «ночь»? Вызывает двоих детей и просит их подобрать со­ответствующую карточку, подставить их к нужному предложению:

НОЧЬ. СВЕТИТ ЛУНА.

ДЕНЬ. СВЕТИТ СОЛНЦЕ.

Затем все вместе читают, что получилось. Воспитатель обращает внимание детей на то, что в конце предложения должна ставиться точка.

ЛЕПКА

«Кроватки и колыбельки»

(миниатюры в спичечном коробке)

Задачи. Учить детей создавать оригинальные композиции в спи­чечных коробках — лепить младенцев («пеленашек») в колыбельках. Познакомить с видом народной куклы — «пеленашкой», пояснить значение нового слова (маленький ребенок или кукла в пеленках, спеленатая) и подвести к обобщению смысла. Развивать воображение, мелкую моторику. Воспитывать интерес к экспериментированию с художественными материалами.

Материалы, инструменты, оборудование. Пластилин, пустые спи­чечные коробки или другая мелкая упаковка, стеки, пуговицы, ленточки.

Шибаев А. // 1000 загадок, пословиц, поговорок, скороговорок / Авт.-сост. Иванкова В. Н. — М.: Аквариум-Принт, 2006. С. 254.

377


Содержание занятия. Воспитатель читает детям отрывок из сти­хотворения М. Ю. Лермонтова «Казачья колыбельная»:

Спи, младенец мой

Прекрасный,

Баюшки-баю.

Тихо смотрит месяц ясный

В колыбель твою.

Стану сказывать я сказки,

Песенку спою;

Ты ж дремли, закрывши глазки.

Баюшки-баю.

Воспитатель показывает детям иллюстрацию с изображением на­родной куклы — «пеленашки» или «балабешки» и сообщает, что в давние-давние времена народные умельцы делали таких кукол из дерева или соломы. Затем педагог показывает современную спеленутую куклу и спрашивает детей, почему эту куклу можно назвать пеленашкой.

Воспитатель показывает детям вылепленную заранее куколку-пеленашку в колыбельке из спичечного коробка. И предлагает слепить таких малюток-пеленашек в кроватках, колыбельках или колясках. Показывает обобщенный способ лепки:

— Берем комок пластилина, раскатываем сначала в шар круго­
вым движениями ладоней), а потом в удлиненное яйцо или валик
(цилиндр), концы округляем. У нас получилась пеленашка, только
лица пока не видно;

— Отщипываем маленький комочек пластилина розового или белого
цвета, раскатываем шарик, сплющиваем и накладываем на пластилино­
вый валик (или яйцо). Это «лицо», которое выглядывает из пеленок;

— Оформим лицо: глаза сделаем из бусин, бисера или пластили­
новых шариков, пустышку из пуговицы (приделаем кольцо из пла­
стилинового жгутика). Пеленашкой может быть не только куколка,
но и любая другая игрушка: мишка, зайчик, котенок и т. д.; в этом
случае дополнительно лепим ушки и мордочку;

— Украсим пеленки узором в горошек и бантиком;

— Превратим спичечный коробок (по своему желанию) в колы­
бельку, кроватку или коляску: слепим матрас и подушку, для коляски
сделаем колёса из пуговиц, купол и ручку. (Обсуждает с детьми, чем
отличается колыбелька от кроватки и коляски.)

Дети выбирают цвет пластилина и начинают лепить «пеленашек». По ходу занятия воспитатель оказывает детям индивидуальную по­мощь, подсказывает, что «лицо» надо прикреплять в верхней части пеленашки. Помогает соорудить из спичечных коробков колыбельки, кроватки, коляски.

В конце занятия воспитатель предлагает детям спеть своим леп­ным «пеленашкам» колыбельные песенки, обращает их внимание на то, почему эти песенки так называются.

После занятия. Оформление мини-выставки «ДЕТИ СПЯТ».

378


РАЗВИТИЕ РЕЧИ И НАЧАЛА ГРАМОТЫ

«Сладкий сон»

Задачи. Вовлекать детей в общий разговор, диалог. Передавать содержание прочитанного в форме инсценировки по ролям; пере­сказывать текст своими словами. Обогащать речь детей образными словами и выражениями. Активизировать прилагательные. Развивать артикуляционный аппарат, речевое дыхание детей. Поддерживать интерес к письменной речи.

Материалы, инструменты, оборудование. Картинки с изображением медведя, ежика, крота, бурундука. Карточки со словами: МИШКА, ЁЖИК, КРОТ, БУРУНДУК, СПИТ, СПЯТ, И; • (точка - 4 штуки). Элементы костюмов для разыгрывания сказки по усмотрению вос­питателя.

Содержание занятия. Воспитатель предлагает детям отгадать загад­ки, аргументируя свой ответ. Отгадавший ребенок находит карточки со словом-отгадкой и подставляет его под соответствующую картинку. Слова-отгадки дети читают индивидуально и хором.

В клубок свернется, Взять не дается.

(Ёжик)1

Он в берлоге спит зимой Под большущею сосной, А когда придет весна Просыпается от сна.

(Медведь)2

Сделал дыру, Вырыл нору, Солнце сияет, А он и не знает.

(Крот)3

Обитатель он лесной, Ходит в шубке золотой, На спине полоски три, Всюду ищет корешки.

(Бурундук)

1 Ушакова О. Д. Загадки и пословицы о природе. — СПб.: Литера, 2006. С. 69.

2 Илларионова Ю. Г. Учите детей отгадывать загадки. — М.: Просвещение, 1985.
С 126.

3 Там же.

379


Педагог спрашивает детей, что общего у всех этих животных. Подводит их к выводу, что все они засыпают на зиму. Спраши­вает, кто еще из животных спит всю зиму; выслушивает ответы детей.

Далее воспитатель предлагает детям выложить на наборном по­лотне предложения: МИШКА СПИТ. ЁЖИК СПИТ. Предложения дети читают индивидуально, парами и хором. Затем педагог вы­кладывает на наборном полотне следующее предложение: МИШКА И ЁЖИК СПЯТ. Просит детей его прочитать. Обращает внимание детей на слово «спят» — уточняет, что если животных много, то они спят, если одно, то — спит. Просит кого-либо из детей вы­ложить и прочитать новое предложение: МИШКА И БУРУНДУК СПЯТ.

После этого воспитатель предлагает детям послушать отрывок из «Мышиной колыбельной» (автор Турбьерн Эгнер, перевод Ю. Врон­ского):

Сладкий сон сморил Осу, Задремала Муха, Даже Лис уснул в лесу, Спрятав хвост под ухо1.

Воспитатель предлагает детям прочитать этот отрывок всем вместе, хором. Сначала читают негромко в медленном темпе, за­тем чуть громче — в умеренном. Педагог спрашивает детей, как в колыбельной говорится про сон. Какой он? Просит детей сказать, как еще мы говорим про сон, какой он бывает. (Крепкий, глубокий, спокойный, долгий, безмятежный, чуткий, здоровый, богатырский, непробудный и т. д.)

Далее воспитатель предлагает детям послушать сказку о животных, которые спят зимой. Пересказывает своими словами нивхскую сказку «Медведь и бурундук» (в обработке Т. Меновщикова)2.

Натаскал медведь моху и листьев в берлогу, залег в темный угол, да и заснул так крепко, что не видал, как снег выпал, не слыхал, как вьюги над лесом выли, как старые пихты и кедры от морозов трещали.

А когда встало над тайгой весеннее солнышко, когда растопило оно снег и зажурчали первые ручейки, проснулся медведь.

Вылез из берлоги и сел на пенек. Глаза лапами протирает, потяги­ вается и ворчит:

— Весна, весна, а есть нечего! Что тут станешь делать?

А есть медведю хочется. Всю зиму у него ничего во рту не былонемудрено, что проголодался.

1       Ноев ковчег / Сост. Иванова Э. И. — М: Просвещение, 1993. С. 261.

2       Сказки народов мира в 10 т. Т. 10. — М.: Детская литература, 1995. С. 587-589.

380


Пошел медведь добычу поискать. Да какая еще в это время добы­ ча — один снег кругом. Ни травинки зеленой нет. Не скоро медвежья пищаягоды и орехипоспеет.

Идет медведь по лесу, с боку на бок переваливается. Видит: пень стоит, а под ним кто-то живой копошится.

Медведь пень лапами обхватилхотел с места, своротить, да не смог... Пень крепкий, корявый, а сил у мишки мало.

Даже заревел с досады медведь:

—  Есть тут живая душа? Вылезай!

И выскочил из-под пня желтый зверек — бурундук. Он тоже в своей норе под корнями всю зиму спал.

Смотрит маленький бурундук: стоит перед ним медведь, большой,

страшный, и ревет. Удивился бурундук:

Дедушка медведь, ты чего такой сердитый?

Это я с голоду! Целую зиму ничего не ел. Нет ли у тебя чего-нибудь?

Сейчас принесу,сказал бурундук. Юркнул он в свою кладовую,
где у него запасы еще с осени хранились, и выносит сладкие корешки.

Кушай, дедушка!
Поел медведь, подобрел.

Спасибо, бурундучок. Маленький ты зверь, а хороший.

И погладил медведь бурундука лапой по спине. Осторожно погладил, ласково, а на желтой шкурке бурундука все-таки темные полоски от медвежьих когтей появились.

Появились, да так и остались.

С тех пор у всех бурундуков эти полоски на спинах есть.

И когда спрашивают их другие звери:

Отчего у вас, бурундуков, шерсть полосатая?
Они отвечают:

А это нас дедушка медведь погладил.

После чтения сказки педагог задает детям вопросы:

—   Понравилась вас сказка?

— Какой сон был у медведя? Почему вы так думаете? (Пред­
лагает детям послушать еще раз, как об этом говорится в сказке,
зачитывает отрывок.)

— Когда проснулся медведь? Какими словами об этом рассказы­
вается в сказке?

— Почему медведь ворчал, чем он был недоволен? (Выслушивает

ответы детей.)

—    Какой зверь помог ему?

Воспитатель просит детей вспомнить, как медведь искал добычу, затем предлагает послушать, как об этом сказано в сказке, зачиты­вает отрывок. Спрашивает детей, что было потом, выслушивает их

высказывания.

Просит рассказать, о чем разговаривали бурундук и медведь.381

 

 

После ответов детей еще раз зачитывает отрывок, в котором гово­рится о встрече медведя и бурундука. Затем спрашивает, кто хочет разыграть сценку встречи. Кто будет медведем? Бурундуком? Кто хочет рассказывать от автора? Дети используют элементы костюмов. Выслушивают 2—3 группы желающих.

Затем педагог просит детей рассказать, почему у бурундуков шерсть на спинке полосатая, выслушивает их свободные высказы­вания, уточняет, что это сказочное объяснение.

В конце занятия воспитатель спрашивает, кто из детей хочет рас­сказать сказку от начала до конца, выслушивает одного ребенка.

ПРИРОДА

«Что бывает ночью и днем»

Задачи. Продолжать формировать представления о цикличности природных явлений; причинно-следственных связях, о событиях в жизни людей и природных явлениях, характерных для ночного и дневного времени, о роли дня и ночи в жизни разных животных и растений, о приспособленности некоторых из них к условиям темноты.

Предварительная работа. Наблюдения за животными уголка при­роды в разное время суток.

Материалы, инструменты, оборудование. Большой лист бумаги, одна половина которого белая, с изображением солнца (день), другая — темная, с изображением луны (ночь); два вида бумажных кружков: белый — символ дня и черный — символ ночи; фотографии ночных животных: птиц, зверей, насекомых (сова, лесная мышь, летучая мышь, кошка, светлячок и т. п.); лопатки для раскапывания снега; картонные силуэты хвойных и лиственных деревьев, кустарников (на силуэтах дерева должен быть отчетливо виден один ствол, а на силуэте кустарника — много стволиков); материал для изготовле­ния цветочных часов: бумажный циферблат, бумажные лепестки, на каждом из которых нарисовано растение и указано время, когда оно раскрывается (белые лепестки) или закрывается (синие лепестки).

Дополнительная информация. Ниже приводится информация для создания цветочных часов. Следует помнить о том, что указанные в литературе данные, как правило, относятся к средней полосе, поэто­му весной и летом дети могут понаблюдать за растениями-часами в своем регионе и проверить, насколько верно составлены цветочные часы. По результатам наблюдений цветочные часы можно дополнить, изменить. «Ошибки» в определении времени по цветочным часам могут быть и в пасмурную погоду, перед переменой погоды, так как многие растения закрывают цветки перед ненастьем. 382


Содержание занятия. Воспитатель спрашивает у детей, что они обычно делают утром, днем, вечером, ночью. А как они узнают, что наступил день (ночь)? (Дети называют разные признаки дня и ночи.) Воспитатель спрашивает, какой предмет помогает людям узнать вре­мя, когда пора спать или вставать? (Показывает детям часы.) Кто будит людей по утрам? (Будильник.) А какую птицу можно назвать будильником? (Петуха.) Воспитатель рассказывает, что петух, как многие животные и растения, хорошо чувствует, когда начинается день, а когда — ночь, хотя у него нет таких часов, как у нас.

Педагог рассказывает детям, что «определять» время можно и по растениям. Некоторые из них раскрывают и закрывают цветки в определенное время дня. Их так и называют — растения-часы. Воспитатель предлагает детям составить особые часы из карточек, вырезанных в форме лепестков, на которых изображены растения.

ЦВЕТОЧНЫЕ ЧАСЫ

На середину стола выкладывается круглый циферблат. Лепестки вокруг него раскладываются в том порядке, в каком раскрываются (закрываются) цветки изображенных на них растений. Например, в 4 ч утра открывается цикорий — лепесток с его изображением кла­дется возле цифры 4; в 5 ч «просыпается» мак — значит, лепесток с его изображением кладется рядом у цифры 5; в 5-6 ч — лен; в 6 ч одуванчик и полевая гвоздика; в 7 ч — колокольчик; в 8 ч — вьюнок, бархатцы, в 9-10 ч — календула, мать-и-мачеха, в 20 ч — душистый табак, в 21 ч — ночная фиалка.

383


Закрывают цветки: в 13—14 ч — мальва и картофель (лепесток с изображением располагают возле соответствующей цифры), в 14-15 ч — мак и медуница, в 15-16 ч — садовая лилия, в 16-17 ч — календула, в 17—18 ч — мать-и-мачеха, в 18-19 ч — лютик, в 19 ч — кувшинка, в 19—20 ч — шиповник и т. п.

После завершения работы воспитатель говорит, что весной и летом дети проведут специальные исследования и проверят, в какое время открываются и закрываются цветки растений на участке детского сада; подчеркивает, что цветочные часы помогают нам определять время утром, днем и вечером.

Для зверей и птиц очень важно уметь различать время суток. Многие из них бегают, летают, ищут еду днем. Но есть немало и таких, кто бодрствует в основном ночью.

Воспитатель спрашивает детей, каких ночных животных они знают. Почему эти животные называются ночными? (По ночам они ищут еду, бегают, летают, а отдыхают днем.) Воспитатель показывает рисунки, фотографии разных ночных животных: совы, лесных мышей, летучих мышей, ежей, кошек и обсуждает, что делает каждый из них ночью и днем.

Например, сова ночью охотится на лесных мышей. У нее большие глаза, чтобы лучше видеть в темноте. Она летает бесшумно, чтобы мыши ее не услышали. А днем сова спокойно сидит в дупле, на дереве, «от­дыхает».

Ночью летучие мыши охотятся за насекомыми. Они слышат даже те звуки, которые наши уши уловить не могут, но почти ничего не видят. Несмотря на отсутствие зрения, летучие мыши никогда не натыкаются на деревья.

Воспитатель обсуждает с детьми, нужны ли ночным животным глаза, и если да, то какие и почему. (Ночью света мало, поэтому у ночных животных глаза бывают либо совсем маленькими, как у ле­тучих мышей, либо большими, как у совы, чтобы она могла увидеть лесных мышей.)

Воспитатель показывает детям изображение светлячков и напо­минает, что ночью они светятся. Благодаря этому жуки отпугивают ночных птиц и находят друг друга.

Воспитатель раздает детям два вида карточек: белый кружок — символ дня, и черный кружок — символ ночи. Называет различные события, которые происходят в жизни природы днем или ночью. Если то, о чем он говорит, случается днем — дети поднимают бе­лый кружок, если ночью — черный. События могут быть, например, такие:

— На небе светит луна.

— На небе светит солнце.

— На небе видны звезды.

— Раскрывает цветки одуванчик.

— Сова «отдыхает».

384


 

— Летают и светятся светляки.

— Пчелы летают около раскрывшихся цветков.

— Летучие мыши охотятся за насекомыми.

Педагог выкладывает на столе большой лист бумаги, разделен­ный на светлую и темную половины с символами солнца и луны (день и ночь), и предлагает детям самостоятельно распределить на­бор карточек, на которых изображены действия людей, природные явления, характерные для ночи или дня. Карточки с изображением «ночных» явлений природы дети выкладывают на темной стороне листа, «дневные» — на светлой.

АППЛИКАЦИЯ

«День и ночь»

Задачи. Учить детей создавать контрастные композиции (день и ночь) в технике бумажной пластики «позитив-негатив». Продолжать освоение способа вырезывания силуэтов по нарисованному контуру или по воображаемой линии (на глаз). Познакомить с явлением контраста в искусстве, раскрыть специфику и показать средства художественно-образной выразительности. Развивать способности к композиции, творческое воображение. Воспитывать любознатель­ность, художественный вкус.

Предварительная работа. Беседа о частях суток на предыдущем занятии по ознакомлению с природой и развитию речи. Знакомство с явлением контраста в искусстве — его спецификой и средствами художественно-образной выразительности. Педагог проводит дидак­тические упражнения с художественным содержанием для ознаком­ления детей с явлением контраста:

— для освоения контраста по светлоте («темный-светлый») пе­
дагог предлагает детям выбрать темные и светлые цвета в наборах
цветной бумаги, в коробке карандашей, среди предметов одежды в
раздевалке;

— для освоения контраста по величине («большой-маленький»,
«высокий—низкий») педагог предлагает детям выбрать большие и
маленькие предметы среди одноимённых игрушек, бытовых вещей
(например, кукольные и взрослые вещи, обувь, посуда);

— для переноса представления о контрасте в изобразительную
деятельность педагог проводит графический диктант: предлагает
нарисовать на одном листе бумаги два контрастных изображения
(например, большое яблоко и маленькое яблоко; высокое и низкое
Дерево; тёмного и светлого жука);

— для практического освоения контраста по светлоте педагог соз­
дает условия для экспериментирования с гуашевыми красками: дети

25 Заказ 1583                                                                                                               385


 

получают на палитре светлотные оттенки одного и того же цвета добавляя сначала белую, затем черную краску (по 2-3 капли).

Материалы, инструменты, оборудование. Листы бумаги тёмно-серого, синего, фиолетового и чёрного цвета для вырезывания силуэтов и получения «рамок»; листы бумаги белого, голубого, розового, светло-серого цвета для фона и «вкладышей»; ножницы клей, клеевые кисти или клеящие карандаши, салфетки бумажные и матерчатые. Набор иллюстраций, фотографий, репродукций с явно выраженным контрастом, например: Куинджи «Ночь над Днепром», Грабарь «Март».

Содержание занятия. Воспитатель предлагает детям поиграть в игру. Говорит, что будет произносить слова, а им нужно подобрать противоположные по смыслу. Например: добрый —... (злой), широ­кий —... (узкий), длинный —... (короткий), высокий —... (низкий), черный —... (белый), день —... (ночь). Рассказывает, что такие противоположные по смыслу пары можно найти не только в мире слов, но и в мире искусства. Показывает несколько репродукций (художественных открыток, книжных иллюстраций или фотографий), построенных по принципу контраста. И поясняет, что на картинах художников можно найти такие пары: герой большой по размеру и маленький, дерево высокое и низкое, персонаж добрый и злой...

Затем воспитатель поясняет значение цвета и света в произведе­ниях искусства, о роли солнца и вида пейзажа по времени суток — утренний, дневной, вечерний, ночной. Показывает несколько иллю­страций, например Куинджи «Ночь над Днепром», Грабарь «Март». Обсуждает с детьми, чем эти пейзажи похожи и чем отличаются? Что особенного в цвете каждой картины? Как изменяется цвет неба? Какое по цвету небо днем? А каким оно становится ночью? С чем это связано? Когда светит солнышко, мы видим цветной мир, раз­личаем все его краски. А ночью, когда солнца нет, все погружается в темноту и становится темным, бесцветным, почти невидимым. Если же ночью на улице зажечь фонарик или включить фары, то можно видеть, как днем. Значит, цвет предметов никуда не исчезает, просто мы не видим его без хорошего освещения.

Воспитатель читает детям стихотворение М. Лукашкиной «Солнце и луна»:

У солнца лицо счастливое очень. Смеется оно на рисунке, хохочет! И в небе плывет голубом-голубом... Внизу нарисую поляну и дом. А рядом качели, деревья, цветы... Как весело солнцу глядеть с высоты! Луну нарисую. Смотрите — Луна. Как будто расстроена чем-то она... Серьезное очень лицо у Луны.

386


Луне ни трава, ни цветы не видны. Темнеет под нею лесов полоса, Горят огоньки. Это волчьи глаза! Две черные птицы летят в вышине... Как страшно, наверное, бедной Луне.

Педагог предлагает составить пары контрастных пейзажей «День и ночь» и знакомит с оригинальной аппликативной техникой, по­зволяющей получить «негатив» и «позитив»:

— берет лист бумаги черного, темно-синего или темно-серого
цвета, складывает пополам и вырезывает 2-3 дерева или кустика
так, чтобы по краю листа оставалась рамка;

— вынимает силуэт (вырезанное изображение), прикладывает к
светлому листу бумаги, показывает детям и спрашивает: «Это день
или ночь?»; дети догадываются, что это дневной пейзаж, так как
небо (фон) светлое;

— берет рамку с фигурным отверстием внутри, накладывает
на светлый лист и спрашивает: «А это — день или ночь?»; дети
догадываются о том, что это ночной пейзаж, так как небо (фон)
темное.

Затем воспитатель уточняет, как дети поняли новый способ созда­ния контрастного изображения, и ставит перед детьми задачу: создать свои пейзажи — ночной и дневной, вспоминая с детьми, что такое пейзаж, что на нем может быть изображено.

После занятия. Оформление выставки «ДЕНЬ И НОЧЬ».



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-08-19; просмотров: 1300; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.23.127.197 (0.152 с.)