Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лепка модульная из колец «красивая посуда для кафе»

Поиск

Задачи. Учить детей лепить красивые и в то же время функцио­нальные (полезные) предметы для игры в кафе. Познакомить с но­вым способом лепки: из колец (модульная техника). Показать воз­можность моделирования формы изделия (расширения или сужения в отдельных местах) за счет изменения длины модулей («колбасок»). Воспитывать эстетический вкус.

Предварительная работа. Рассматривание разных предметов по­суды на занятии по познанию окружающего мира.

Материалы, инструменты, оборудование. Глина или пластилин, стеки, поворотные диски или клеенка, салфетки бумажные и ма­терчатые, красивые бусины, пуговицы, бисер, семена, веревочки и узкая тесьма для оформления посуды.

Содержание занятия. Воспитатель проводит с детьми краткую беседу о том, что такое кафе. Интересуется, кто из детей посещал

164


кафе и по какому поводу, что делали и что видели в кафе, какая там была посуда, еда, салфетки и т. д.

Педагог предлагает детям слепить красивую посуду из гли­ны (пластилина) — такую, чтобы в нее можно было положить игрушечную еду. Уточняет представление детей о видах посуды, ориентирует на создание посуды в народном стиле (горшочки, крынки, миски). Показывает изображения или реальные предметы посуды.

Далее педагог поясняет новый способ лепки полых сосудов — из колец (модульная техника).

Лепка из колец — это оригинальный способ лепки, которым с давних-давних времен пользуются народные умельцы-гончары. Как правило, такая техника применяется для лепки посуды. Сна­чала подготавливают основу для сосуда: делают плоскую лепешку или раскатывают глину (пластилин) и вырезают круг, как из те­ста (сверху ставят стакан или банку и плотно прижимают, слегка поворачивая). Затем раскатывают валик такой длины, чтобы его можно было уложить по краям основы. Оставляют первый валик как контрольный, чтобы длину остальных сверять по нему. Если задуманный сосуд прямой, все валики должны быть одинаковые. Если сосуд расширяется или, наоборот, сужается кверху, валики соответственно удлиняются или укорачиваются. Лепка состоит в том, что валики последовательно сворачивают кольцом и уклады­вают валик на валик (кольцо на кольцо) — все выше и выше. При этом нужно следить, чтобы места стыков (где валик смыкается в кольцо) не выстраивались в одну линию. Все новые и новые кольца плотно прижимаются друг к другу. Когда будет создан задуманный СОСУД (в процессе лепки форма может измениться и отличаться от задуманной), его внешнюю поверхность сглаживают пальцами или салфеткой. Если сосуд выполнен из глины, для сглаживания ис­пользуют металлическую ложку.

165


 

Из колец можно вылепить не только посуду для еды но и много других полезных и красивых предметов: вазу, кувшин, чашу, кашпо для настоящего цветочного горшка.

Вылепленную посуду можно украсить плоским или рельефным орнаментом (растительным, зооморфным, геометрическим или сме­шанным). Необычный узор можно выложить из веревочек и бусин (бисера), тыквенных семечек, гороха и пр. Если посуда лепится из глины, орнамент лучше выкладывать на сырой поверхности. Лепные изделия из глины можно разрисовать гуашевыми красками, но перед этим нужно высушить их в течение нескольких дней.

После занятия. Завершение оформления лепных изделий. Ис­пользование вылепленной посуды для игры в кафе: дети «создают» витрину (прилавок), на которую выставляют посуду и подписывают, какая в ней еда, например: рядом с миской ставится карточка СУП, рядом с чашкой — ЧАЙ, рядом со стаканом — СОК и т. д.

РАЗВИТИЕ РЕЧИ И НАЧАЛА ГРАМОТЫ «Чудесная репа»

Задачи. Учить детей составлять текст-повествование по началу, предложенному воспитателем, анализировать текст, рассуждать. Учить разным способам образования названия предметов посуды. Воспитывать интерес к письменной речи. Развивать дикцию, арти­куляционный аппарат детей. Закрепить умение проводить слоговой анализ слова, определять ударный слог.

Материалы, инструменты, оборудование. Карточки со словами ДЕДУШКА, БАБУШКА, СЛОН, ЗАЯЦ, ЧЕРЕПАХА, ЩИ, ЛЮБИТ, СОК, СУП, ЧАЙ, • (точка).

Содержание занятия. Воспитатель своими словами пересказывает отрывок из сказки Б. Н. Сергуненкова «Чудесная репа»'.

Примерный вариант пересказа:

Посадил дед репукурочку кормить. Выросла репа совсем малень­ каяменьше зернышка. Накормил дед курочку.

Посадил дед репку, чтобы корову накормить. Выросла репа большая, как стог сена. Накормил дед корову.

Посадил дед репу для себя с бабкой. Выросла репка не мала, не ве­лика — обыкновенная репа.

М.:

1 Хрестоматия для детей дошкольного возраста / Сост. Борисовская Е. Н. Славянский дом книги, 2003. С. 474-475.

166


Приготовила баба печеную репу: почистила, водой облила, в чугунок положила, на огонь поставила, испекла.

Сели дед с бабой за стол, и внуки с ними. Стали есть репу. Ели, елине могли съесть.

Воспитатель задает детям вопросы, уточняющие понимание текста:

— О чем эта сказка?

— Кого кормил дед репой?

— Какая репа уродилась для курочки? Для коровы? Для деда?
Воспитатель говорит детям, что сказка называется «Чудесная

репа». А что же в ней чудесного? Какие чудеса могли произойти с репой? Выслушивает детей. Спрашивает, как по-другому можно оза­главить сказку, почему?

Далее воспитатель предлагает детям разбиться на команды по 3 человека и рассказать сказку: один начинает, другой продолжает, а третий заканчивает. Конец должен быть у каждой команды свой. Выслушивает сказки в исполнении трех команд.

Далее детям предлагается определить, подходит ли к этой сказке пословица: «Без заботы и репу не вырастишь»1. Почему? Воспитатель выслушивает рассуждения детей, спрашивает всех желающих.

Затем педагог обращается к детям: «Баба варила репу в чугунке. Чугунок — это такая посуда. Какую еще посуду вы знаете?» Выслу­шивает высказывания детей. Спрашивает, как называется посуда для кофе? Для сухарей? Во что кладут фрукты? Печенье?

Просит детей послушать слово «вишни». Спрашивает, сколько слогов в этом слове? Какой слог ударный? Предлагает проверить количество слогов хлопками.

А в слове «слива» сколько слогов? Какой слог ударный? Далее воспитатель выставляет на наборное полотно слова: ДЕ­ДУШКА, БАБУШКА, СЛОН, ЩИ, ЛЮБИТ, ЗАЯЦ, ЧЕРЕПАХА. Просит детей «прочитать» их. Показывает новые слова: СОК, СУП, ЧАЙ. «Читает» слова вместе с детьми. Затем обращается к детям: «Посмотрите, какое предложение я составила (ДЕДУШКА ЛЮБИТ ЧАЙ). Кто может прочитать это предложение?» Дети «читают» ин­дивидуально и хором.

Воспитатель предлагает детям составить предложения из слов, которые лежат на столе, вызывает 2—3 желающих. В заключение дети разучивают скороговорку:

Съел Валерик вареник, А Валюшка — Ватрушку2.

Русские пословицы и поговорки / Под ред. Аникина В. П. — М.: Художествен­ная литература, 1988. С. 17.

народные скороговорки / Сост. Г. Науменко. —

167


Воспитатель уточняет, что такое «ватрушка» и «вареник». Ско­роговорку читают в умеренном темпе с разной силой голоса, стоя, помогая себе пальцами рук (сжимая и разжимая кулачки в такт скороговорке).

После занятия. Воспитатель предлагает детям сделать меню для игрушечного кафе, написав на сложенном листе бумаги знакомые называния блюд. А также оформить в игрушечном кафе витрину, расставить слепленную ими посуду и подписать название блюда, используя слова СУП, ЧАЙ, СОК, ЩИ.

КОНСТРУИРОВАНИЕ

«Украшаем стол»

Задачи. На новом материале для конструирования (целые ово­щи и фрукты) закрепить у детей умение анализировать форму как основу возможной поделки, создавать образ разными способами (достраивание, убирание лишнего, изменения пространственного положения), добиваться выразительности и оригинальности; про­демонстрировать элементы украшения праздничного стола.

Предварительная работа. Педагог заранее изготавливает 2—3 по­делки для рассматривания и обсуждения вариантов их преобразова­ния для создания новых образов.

Материалы, инструменты и оборудование. Вареные целые овощи (картофель, морковь) по возможности разных конфигураций и раз­меров, а также некоторые виды фруктов (бананы, виноград, груши и пр.). Для оформления поделок: сушеные ягодки или семечки, тонкие веточки петрушки, укропа. Оборудование для работы: на каждого ребенка — фартук, подставка, пластмассовый одноразовый нож, зубочистки для крепления деталей.

Содержание занятия. Педагог спрашивает детей: понравилось ли им быть «поварами» и делать «вкусные картинки» из овощей и фруктов. Предлагает продолжить работу и придумать новые подел­ки, только теперь не из частей, а из целых овощей и фруктов. Ин­тересуется, зачем могут понадобиться такие необычные поделки (для украшения стола на праздник, чтобы удивить, порадовать гостей).

Спрашивает детей, как нужно приготовиться к работе (вымыть руки, надеть чистые фартуки, приготовить рабочее место). Дает 2-3 минуты на то, чтобы каждый ребенок это выполнил. Детей лучше рассадить вокруг нескольких столов, поставив на середину каждого стола тарелки с разнообразными овощами и фруктами.

168


Далее педагог показывает детям свои поделки (см. рисунок), об­суждает с детьми, из какого материала они выполнены, как соеди­нены их элементы, как поделки украшены. Важно придумать вместе с детьми, как получить похожую, но другую поделку. Например, поросенка превратить в мишку, зайца или кошку.

Затем рассматривается заготовленный материал. На примере не­скольких корявых и необычных по форме картофелин и морковок обсуждается, во что их можно превратить, какие детали добавить, как скрепить их между собой. Педагог может задать детям и про­блемные вопросы, например: «А как быть, если для ушей кошки нет подходящих форм? Из чего их можно приготовить? Каким инстру­ментом следует воспользоваться?» Важно проговорить возможность использования разных способов: и добавление недостающих частей, и убирание лишних, и изменение пространственного положения. Такое обсуждение поможет «разбудить» фантазию детей.

После этого дети выбирают себе материалы и создают разные фигурки.

По окончании занятия все поделки «подписываются»: дети ставят таблички со своими именами и названием работы КОШКА, МИШ­КА, СВИНКА, ЗАЯЦ, ЖИРАФ и т. д. Поделки рассматриваются, обсуждается, кому какая поделка понравилась и почему.

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА

«Стихи Даниила Хармса»

Задачи. Познакомить детей со стихами Даниила Хармса. Вклю­чать детей в творческую игру-драматизацию, отражающую игровую пРироду поэзии Д. Хармса. Развивать воображение, умение вос-

169


 

создавать неожиданные ситуации, размышлять о различных возмож­ностях их толкования. Создавать условия для детского словесного творчества.

Содержание занятия. Воспитатель удобно размещает детей во­круг себя и предлагает послушать стихи поэта Даниила Хармса. Рассказывает детям, что Даниил Хармс был очень веселый чело­век, который любил сочинять забавные стихи, шутки, рассказы, где все неожиданно. Он был неистощимый фантазер и выдумщик. Его произведения печатались в детских журналах с веселыми на­звания «Чиж» и «Еж». И хотя не всем взрослым нравились его стихи, дети их читали с большим удовольствием. «Послушайте и вы», — говорит педагог и читает детям стихотворение «Иван Ива­ныч Самовар».

После небольшой паузы спрашивает детей, понравилось ли им стихотворение. Предлагает придумать новых героев, которые могли бы утром прийти к самовару, и разыграть этот эпизод.

Далее воспитатель читает детям стихотворение «Пирог». При этом воспитатель не произносит последнее слово каждой второй строки, предлагая детям самим отгадать слово в конце фразы.

Педагог вместе с детьми обсуждает, было ли трудно подбирать нужные слова, можно ли вместо слова «позвал» сказать «пригласил»; почему это сделать нельзя. Делает вместе с детьми вывод о том, что в стихотворениях последние слова (в конце строчек) должны звучать похоже, складно.

Затем педагог предлагает детям послушать еще одно стихотворе­ние Д. Хармса, которое называется «В гостях».

Воспитатель интересуется, почему «нет буквально ничего»? Вы­слушивает рассуждения детей (например, «Большой человек все раздавил в маленьком домике мыши» и др.). Затем спрашивает: «А что произошло бы, если бы маленькая-маленькая мышка пришла в гости в большой-большой дом?» Выслушиваются детские предпо­ложения и фантазии.

Далее педагог читает стихотворение «Удивительная кошка».

Определяется главный герой стихотворения (кошка) и предмет, с помощью которого она «лечила» свою лапу. Педагог обозначает их на доске словами (ШАР, КОШКА), размещая внутри картинок-символов, обозначающих кошку и шар (см. рисунок).

— Чему так удивились люди? (Тому, что кошка летит на
шаре.)

— А могло ли быть наоборот? (Меняет положение табличек:
КОШКА, а под ним слово ШАР — см. рисунок б.) Как тогда бы
изменилась ситуация? (Дети фантазируют, что могло бы произойти,
если бы кошка оказалась верхом на шаре.)

170


а                 б                 в                        г

Педагог меняет положение табличек (см. рисунки виг) — полу­чается ситуация «кошка в шаре» и «шар в кошке». Дети придумы­вают, как кошка могла попасть в шар, затем, как шар мог попасть в кошку, и что из этого могло выйти. Педагог инициирует детей к созданию целостных историй, а не отдельных высказываний. Дети могут помогать друг другу сочинять.


ОКТЯБРЬ. 7 НЕДЕЛЯ Планирование работы

Направленность педагогической работы. На этой неделе дети по­знакомятся с некоторыми народными промыслами разных областей России, найдут эти места на карте, узнают о традициях народных ярмарок. Педагог расскажет о том, как в нашей стране выращивают и перерабатывают лен, разучит с детьми народную игру «Расти, мой леночек». Дети смогут окунуться в мир декоративно-прикладного искусства, создавая с помощью ножниц узоры на бумажных поло­тенцах, а также слепив и расписав нарядного индюка по мотивам дымковской игрушки. Если в той местности, где живут дети, есть свои промысловые традиции — самое время подробно об этом поговорить, а возможно, и посетить мастерские или музейные вы­ставки.

На занятиях по развитию речи и художественной литературе дети познакомятся с различными жанрами потешного и игрового фоль­клора. Они будут сочинять свои сказочные истории, участвовать в играх со словом, что будет способствовать пробуждению интереса к народной словесной культуре.

На занятии по ознакомлению с природой дети узнают о том, что нужно для того, чтобы вырастить хороший урожай; поговорят о поч­ве как компоненте природы, ее свойствах и значении в жизни чело­века, животных и растений; проведут несложные эксперименты.

Дети будут учиться измерению с помощью условной мерки: будут определять объем сыпучих тел, измерять длину ленты.

 

 

 

 

 

День недели Временные отрезки дня Содержание образовательной работы

1 день

Утро Игры по инициативе детей
Занятия 1. Познание окружающего мира. «Товары на ярмарку. Лен» 2. Аппликация. «Узорчатые полотенца» 3. Физкультура № 7.1. Разучивание техники ходьбы приставными шагами вперед. Закре­пление умения прыгать с поворотом на 180°. Развитие выносливости (бег в медленном темпе до 2 мин)
Прогулка Наблюдения в природе Подвижная игра «Догони свою пару», на­родная игра «Расти, мой леночек» Игры по инициативе детей
После обеда Чтение 1-й части сказки С. Аксакова «Алень­кий цветочек»
Вечер Игры по инициативе детей
2 день Утро Игры по инициативе детей

 

 

 

 

 

 

 

 

День недели Временные отрезки дня Содержание образовательной работы

 

Занятия 1. Развитие речи и начала грамоты. «Сбил, сколотил, вот колесо» 2. Лепка декоративная. «Нарядный индюк» 3. Музыка № 7.1. Пение: распевка — рус. нар. песня «Кузнец», рус. нар. песни «Ой, тари, тари, тари», «Где был, Иванушка?», «Во кузнице»; Игра на детских музыкальных ин­ струментах: рус. нар. песня «Калинка»; Му­ зыкальное движение: игра «Чей кружок скорее соберется» (рус. нар. песня «Ах ты, береза»)
Прогулка Наблюдения в природе Подвижная игра «Кто сделает меньше ша­гов», народная игра «Расти, мой леночек» Игры по инициативе детей
После обеда Чтение 2-й части сказки С. Аксакова «Алень­кий цветочек»
Вечер Игры по инициативе детей

3 день

Утро Разные виды детских игр
Занятия 1. Математика № 7 2. Художественная литература. «Шутки и при­баутки» 3. Конструирование из бумаги. «Закручиваем конус»
Прогулка Наблюдения в природе Игры по инициативе детей Динамическая прогулка. Восстановление уме­ния подлезать под препятствия различной вы­соты. Закрепление умения бросать и ловить мяч несколько раз подряд. Развитие силы посредством подвижных игр («Сильный бро­сок», «Бой петухов» и др.)
После обеда Чтение 3-й части сказки С. Аксакова «Алень­кий цветочек»
Вечер Игры по инициативе детей
4 день Утро Игры по инициативе детей
  Занятия 1. Развитие речи и начала грамоты. «Делу время, потехе час». 2. Рисование декоративное. «Нарядный индюк» 3. Музыка №    7.2. Музыкальная игра- драматизация: работа над сценкой «Корыто и звери»
  Прогулка Наблюдения в природе Подвижные игры «Не оставайся на земле», «Л овишки-перебежки» Игры по инициативе детей
  После обеда Чтение по выбору педагога или желанию детей
  Вечер Игры по инициативе детей Рекомендации родителям по знакомству де­тей с декоративно-прикладным искусством

 


172


173


 

 

 

 

День недели Временные отрезки дня Содержание образовательной работы

5 день

Утро Игры по инициативе детей
Занятия 1. Природа. «Как сохранить почву» 2. Свободное занятие 3. Физкультура № 7.2. Разучивание техники многократного подбрасывания мяча вверх и ловли его двумя руками (10—15 раз подряд). Закрепление умения ходить приставными шагами вперед. Развитие гибкости (специаль­ные упражнения на гибкость с партнером: на­клоны, растягивания, повороты и т. д.)
Прогулка Наблюдения в природе Подвижная игра «Догони свою пару» Игры по инициативе детей
После обеда Чтение по выбору педагога или желанию де­тей
Вечер Игры по инициативе детей Работа с родителями: сбор предметов из ме­талла для составления «коллекции»

Наблюдения в природе. (Материал по дням распределяет сам вос­питатель.)

Наблюдения на прогулках. Воспитатель продолжает вести с деть­ми сезонные наблюдения в природе. В зависимости от природных особенностей региона, они могут быть разными, например можно предложить детям:

— найти на участке (в ближайшем парке, сквере) деревья, ку­
старники, на которых еще остались листья;

— найти растения, листья которых до сих пор остаются зеле­
ными;

— найти травы, которые еще не пожелтели;

— выяснить, есть ли еще на участке растения с цветками;

— выяснить, прилетают ли новые птицы на участок;

понаблюдать за снегом (рассмотреть снежинки, сравнить их,
проследить за тем, как они тают); в течение дня выяснить, растаял
ли выпавший утром снег, в каких местах он лежит дольше всего (в
затененных), а в каких тает быстро;

— провести наблюдения за тем, как начинают замерзать лужи,
попробовать разрушить лед палкой, выяснить, есть ли под ним вода,
послушать, как он трещит, выяснить, как долго в течение дня лед
остается в луже;

— обращать внимание на солнечное освещение, на высоту стоя­
ния солнца и на долготу дня.

Воспитатель и дети исследуют почву на территории детского сада (в сквере, в парке). В регионах, где еще нет снега, воспитатель обра­щает внимание детей на участки, где хорошо видна почва (клумбы, альпийские горки, газоны, участки под деревьями, кустарниками, 174


огороды и т. п.). Воспитатель предлагает детям выяснить, каковы особенности земли на территории детского сада. Какого она цве­та? (Коричневая, черная, серая...) В каких местах земля влажная, а в каких — сухая? Когда почва бывает влажной, а когда — сухой? В сырую погоду дети вдыхают запах земли и выясняют, чем она пахнет. Воспитатель дает задание найти на территории детского сада участки, на которых земля мягкая, рыхлая (огород, клумба) и твер­дая (дорожки, спортивные площадки). Как дети думают, обитают ли на территории детского сада подземные животные? (В северных регионах, где в это время года животных уже обнаружить сложно, дети вспоминают, кого они видели в теплое время года на огороде, на клумбе, в других местах.) Вместе с воспитателем дошкольники набирают в мешочки почву. Она понадобится для проведения иссле­дований в группе. Почву нужно взять с двух участков: с участка, где земля рыхлая (например, с клумбы), и с участка, где земля плотная (например, с тропинки).

Наблюдения в уголке природы. Дети выращивают в уголке природы растения (например, лук) в прозрачной емкости, чтобы наблюдать за ростом корней. Вспоминают, зачем растениям нужны корни. (Держат растения в земле, помогают им питаться.)

Во время ухода за растениями воспитатель обращает внимание детей на почву в горшках: какого она цвета, есть ли в ней комочки, из чего она состоит? Интересуется, для чего рыхлят почву. Дети бе­рут комочки земли и рассматривают их через лупу, чтобы выяснить, из чего состоит земля. Одинаковую ли землю насыпают в горшки для разных растений? (Нет, одним растениям нужна земля с песком, другим — без песка, и т. п.) Воспитатель рассказывает, что разным растениям нужна разная почва. Детям предлагается подумать, что произойдет с комнатным растением, если его посадят в горшок без земли. Дети набирают немного почвы в мешочек и относят в группу для наблюдений.

Во время работы с календарем погоды воспитатель обращает внимание детей на то, что дожди идут все чаще, а солнце появля­ется все реже. Становится холоднее, приходят первые заморозки, выпадает первый снег.

Дети опускают комочки земли, принесенные с территории дет­ского сада и из уголка природы, в разные банки с водой. Периоди­чески наблюдают за тем, что происходит с почвой.

Наблюдения в домашних условиях. Воспитатель просит детей выяс­нить, есть ли у них дома почва (в горшках с комнатными растения­ми), и рассказать об этом в детском саду. Дети могут, по желанию, принести в группу фотографии огородов, клумб, альпийских горок, сделанные на дачных участках или во дворах домов. Воспитатель вместе с детьми рассматривает эти фотографии и обсуждает, для чего нужна в таких местах почва, спрашивает детей, как они вместе с взрослыми ухаживают за растениями.

175


Педагогическая поддержка сюжетных игр детей. «Ярмарочное» содержание этой недели может стать эмоционально значимым для детей и найдет продолжение в самодеятельных играх. Привлека­тельными смогут оказаться элементы народных костюмов, антураж народного быта. Получив их в свободное пользование, дети сами придумают, как их применить. Например, коробейники реклами­руют свои товар: «Налетай..., не зевай..., покупай...». Игрушки, изображающие животных, могут ассоциироваться с цирковыми представлениями на площадях. Дети могут «готовить угощения» для праздника и пр.

Детям, которые любят рисовать, лепить, конструировать, де­лать игрушки, необходимо создавать условия для реализации их замыслов: обеспечить природными материалами, тканями, по­ролоном, картоном, бумагой, фломастерами, цветным пластили­ном.

Народная игра «Расти, мой леночек»' (Рязанская область)

Играющие встают в круг. Одна из девочек изображает хозяйку, она встает в центр круга и говорит: «Уж посеяла я ленок, не пора ли заводить хоровод?!» Остальные участники идут по кругу то в одну сторону, то в другую и поют песню:

Расти, мой леночек И тонок, и гонок. Ох, ляли, лели, И тонок, и гонок. И бел, как ковыла, И крепок, как жила. Ох, ляли, лели, И крепок, как жила. Стал лен поспевати, А я поспешати. Ох, ляли, лели, А я поспешати. Стала зазывати — С кем белый лен брати. Ох, ляли, лели, С кем белый лен брати. Пришел ко мне Ванька, Взял лен на прялку Ох, ляли, лели, Взял лен на прялку.

Со словами: «Пришел ко мне Ванька» из круга выходит мальчик, имя которого прозвучало в песне. Вместе с хозяйкой он начинает изображать, как помогает ей в работе со льном.

' Науменко Г. М. «Русские народные детские игры с напевами». — М.: Либерея, 2003.


ПОЗНАНИЕ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

«Товары на ярмарку. Лен»

Задачи. Сформировать у детей некоторые представления об истории ярмарок в России. Познакомить детей с народными про­мыслами, показать чем славятся разные местности нашей страны. Рассказать о традиционных изделиях из льна, трудоемком процессе их производства.

Материалы, инструменты, оборудование. Изделия народных про­мыслов (например, глиняные дымковские и филимоновские игруш­ки, стеклянные фигурки из города Гусь-Хрустальный, деревянная посуда из Хохломы и деревянные богородские игрушки, вологодские изделия из льна и т. п.). Карта России. Картинки с изображением растущего хлопка и льна (или сами растения).

Содержание занятия. Воспитатель рассказывает детям о традиции народных ярмарок.

Рассказывает об отличиях устройства рынков и ярмарок (по сравнению с магазинами, галереями, супермаркетами и бутиками). Обсуждает с детьми, как устроена ярмарочная торговля.

Рассказывает о том, какими товарами славятся российские горо­да; что и откуда привозят на ярмарку. Находит и показывает горо­да — центры народных промыслов — на карте России.

Обсуждает с детьми, из каких материалов сделаны изделия разных народных промыслов; что сделано из глины, из стекла, из дерева.

Рассматривает с детьми изделия изо льна (салфетки, кружево). Напоминает, из чего состоят ткани (из нитей). Спрашивает, пом­нят ли дети, из чего можно сделать нити,(из шерсти животных, из хлопка); как они в прошлом году сами пытались сделать ни­точку из кусочка ваты. (Если в группе много новых детей, педагог может показать им, как скручивается ниточка из комочка ваты, и предоставить детям возможность самим сделать это после за­нятия.)

Воспитатель рассказывает детям, что в нашей стране хлопок не растет: он растет только в жарких странах. Но зато у нас даже на севере есть замечательное растение — лен, из которого делают раз­ные ткани. Педагог показывает картинку с изображением льна (или настоящее растение) и рассказывает детям, что из льняных тканей шьют разную одежду: платья, рубашки, брюки и костюмы; делают полотенца и скатерти.

Воспитатель спрашивает детей, знают ли они, как изо льна мож­но сделать ткань, и предлагает послушать рассказ К. Ушинского «Как рубашка в поле выросла».


 


176


12 Заказ 1583


177


Видела Таня, как отец ее горстями разбрасывал по полю маленькие блестящие зерна, и спрашивает:

Что ты, тятя, делаешь?

А вот сею ленок, дочка: вырастет рубашка тебе и Васютке.
Задумалась Таня: никогда она не видала, чтобы рубашки в поле

росли.

Недели через две покрылась полоска зеленой шелковистой травкой, и подумала Таня: «Хорошо, если бы у меня была такая рубашечка!»

Раза два мать и сестры Тани приходили полоску полоть и всякий раз говорили девочке:

Славная у тебя будет рубашечка!

Прошло еще несколько недель; травка на полоске поднялась, и на ней показались голубые цветочки.

«У братца Васи такие глазки,подумала Таня,но рубашечек таких я ни на ком не видала».

Когда цветочки опали, то на их месте показались зеленые головки. Когда головки забурели и подсохли, мать и сестры Тани повыдергали весь лен с корнем, навязали снопиков и поставили их на поле просо­хнуть.

II

Когда лен просох, то стали у него головки отрезывать; а потом по­топили в воде безголовые пучки и еще камнем сверху навалили, чтобы не всплыл.

Печально смотрела Таня, как ее рубашечку топят; а сестры тут ей опять сказали:

— Славная у тебя будет рубашечка!

Недели через две вынули лен из речки, просушили и стали колотить сначала доской на гумне, потом трепалом' на дворе, так что от бед­ного льна летела кострика2 во все стороны.

Вытрепавши, стали лен чесать железным гребнем, пока он не сде­лался мягким и шелковистым.

Славная у тебя будет рубашечка! — опять сказали Тане ее се­
стры. Но Таня подумала: «Где же тут рубашка? Это похоже на во­
лоски Васи, а не на рубашку».

III

Настали длинные зимние вечера. Сестры Тани надели лен на гребни

и стали из него нитки прясть.

«Это нитки!думает Таня. — А где же рубашечка?»

Прошла зима, весна и лето, настала осень. Отец установил в избе

кросна3, натянул основу и начал ткать. Забегал проворно челночок

'Трепало — зубчатая дощечка. 2Кострика — отбросы. 3 К р о с н а — ткацкий станок.


между нитками, и тут уже Таня сама увидела, как из ниток выходит холст.

Когда холст был готов, стали его на морозе морозить, по снегу расстилать; а весной расстилали его по траве на солнышке и взбрыз­гивали водой. Сделался холст из серого белым, как кипень1.

Настала опять зима. Накроила из холста мать рубашек; принялись сестры рубашки шить и к Рождеству надели на Таню и Васю новые, белые как снег рубашечки.

Педагог обсуждает с детьми, как много нужно потрудиться, что­бы сделать нити изо льна. Вспоминает с ними, что сначала лен вы­рывают из земли с корнем, замачивают в воде на несколько дней, а потом сушат. После этого стебли колотят и мнут, а затем расчесы­вают специальными щетками, чтобы отделить мягкие волокна, кото­рые есть внутри стебля, от жестких, которые снаружи. Только после этого из мягких волокон начинают плести, скручивать ниточки.

В заключение воспитатель рассказывает детям, что на ярмарках люди не только торговали разными товарами, но и веселились: смотрели представления с участием скоморохов и Петрушки, вы­ступления дрессированного медведя, лакомились вкусными вещами в «обжорных» рядах. Предлагает детям самим устроить ярмарку: сделать разные поделки-товары, придумать развлечения.

После занятия. На занятиях по музыке дети разучивают роли для проведения досуга-развлечения «Ярмарка»; на занятиях по изобра­зительной деятельности делают поделки в стиле изделий народных промыслов.

АППЛИКАЦИЯ декоративная (прорезной декор) «Узорчатые полотенца»

Задачи. Продолжать знакомить детей с новым приемом аппли-кативного оформления бытовых изделий — прорезным декором («бумажным фольклором»). Учить создавать узор из прорезных элементов на бумажном прямоугольнике, сложенном пополам или дважды пополам. Развивать чувство композиции (строить узор, чередуя элементы) и цвета (подбирать для накладной двухцветной аппликации красиво сочетающиеся цвета).

Предварительная работа. Знакомство с новыми видами народного Декоративно-прикладного искусства (ткачеством, аппликацией из бумаги). Рассматривание узоров на разных полотенцах.

Кипень — белая пена.


 


178


12»


179


Материалы, инструменты, оборудование. Схема «Бумажный фоль­клор» (декоративные элементы для вырезания из бумаги); бумажные прямоугольники разного цвета (2-3-х разных размеров) для изготов­ления узорчатых «полотенец».

Содержание занятия. Воспитатель показывает детям красивые льняные полотенца или салфетки, носовые платки с тканым или вышитым орнаментом; предлагает рассмотреть их и полюбоваться.

Рассказывает детям, что люди научились делать полотенца давным-давно. Тогда не было фабрик и заводов, женщины ткали полотенца дома на самодельных деревянных станках. Они ста­рались, чтобы каждое полотенце было красивым, необычным. Нарядными полотенцами украшали праздничный стол, на них подносили гостям хлеб-соль. Узорные скатерти-столешницы, по­лотенца, коврики, дорожки, покрывала и конечно же нарядная одежда (рубахи, сарафаны, кафтаны) были известны в давние-предавние времена.

Педагог напоминает детям, что в старину одежду и бытовые вещи — скатерти, полотенца, коврики — ткали вручную на малень­ких ткацких станках из разных ниток: теплых шерстяных, прочных льняных, более тонких хлопчатобумажных.

180


Воспитатель предлагает детям «превратиться» в ткачей и тка­чих и создать красивые узорчатые полотенца из цветной бумаги. Для этого нужно взять по два бумажных прямоугольника разного цвета и размера (важно, чтобы получилось красивое цветовое сочетание, например: красный и белый, малиновый и зеленый, желтый и фиолетовый). Один прямоугольник (тот, который боль­ше по размеру) отложить в сторону. А другой — сложить дважды пополам по длине и на линии сгиба вырезать узор. Нужно по­стараться придумать красивый и «говорящий» узор. Затем ма­ленький прямоугольник нужно приклеить на большой — его цвет будет виден через ажурные вырезы. Выступающий край нижнего прямоугольника можно нарезать бахромой или зубчиками — по желанию — или украсить узором из ажурных элементов (тех, которые остались после вырезания узора): кругов, ромбов, треу­гольников и пр.

Воспитатель напоминает, что означают те или иные ажурные эле­менты. Дети вспоминают, что круг — это солнце, полукруг — месяц, волна — дорога или вода, зигзаг (ломаная) — молния, ромб — поле (земля), дуга — лук, завиток — бараньи рожки и т. д.

Дети выбирают по два прямоугольника разного цвета и размера, оформляют нарядные узорчатые полотенца и показывают педагогу.

В конце занятия воспитатель предлагает детям полюбоваться «по­лотенцами» друг друга.

После занятия. Сделанные детьми работы используются затем для украшения зала к празднику «Ярмарка».



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-08-19; просмотров: 1497; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.175.191 (0.014 с.)