Четвертое наставление о главном 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Четвертое наставление о главном



Рассказав о теле, поговорим подробнее о крайней части. То, что именуется крайней частью, – это то, что является выступающими оконечностями тела. Не все тело представлено в них, и далеко не все в действии ци приложимо к этим краям тела. Явления мира – это внешнее выражение чего‑то внутреннего. Ци же достигает какой‑то крайней точки благодаря телесной среде. Только так можно применять ци.

Покуда не разобрал, что есть тело, будешь иметь только пустое мнение, оторванное от действительности. Покуда не научился двигаться, будешь иметь только вещественную оболочку, лишенную пустотности. О крайних частях тела нельзя не рассуждать, но это будет только край корпуса, а нужно дойти до понимания крайней части в кончиках пальцев. Нужно уметь объединять все тело в одно целое.

Волосы вроде бы не имеют отношения к Пяти стихиям и четырем конечностям, и сказать о них ничего нельзя. Однако же волосы – это край

 

1 Верхняя точка скопления жизненной энергии, соответствующая области мозга.

 

крови, а в крови растворено ци. Отсюда и связь между волосами и ци: ци не может родиться без крови, и, следвательно, его невозможно отделить от волос. Без волос ци не может наполнить тело.

Язык – это край плоти, а плоть – это вместилище ци. Если ци не может достичь края плоти, оно не сможет накопиться в достатке. В таком случае язык нужно прижать к зубам, и тогда он наполнится ци.

Зубы – это край костей, а ногти – край сухожилий. Ци исходит из костей и распространяется через сухожилия. Не достигнув зубов, оно не наполнит собою кости. У того же, кто может этого достичь, все конечности будут наполнены ци. В таком случае в его движениях не будет ничего пустого.

Пятое наставление о главном

В кулачном искусстве1 мы говорим о конфигурациях силы, а конфигурация силы позволяет говорить об ци. Человек обретает свою телесную форму от пяти органов, и от тех же пяти органов в нем рождается ци. Пять органов – это воистину исток природы и жизни, корень ци. Эти органы таковы: сердце, печень, селезенка, легкие, почки.

Сердце соответствует Огню, и оно символизирует сухость и верх. Печень соответствует Дереву, и она символизирует прямизну и кривизну. Селезенка соответствует Земле, и она символизирует тонкое и толстое. Легкие соответствуют Металлу, и они символизируют следование и прерывание. Почки соответствуют Воде, и они символизируют влажность и низ. Таков смысл пяти органов, и если каждое из них имеет должную ему меру ци, то все они безупречно сотрудничают.

Разговор о боевом искусстве не выходит за эти грани. Орбита легких проходит по центру груди и управляет всеми органами, поэтому все органы не могут не откликаться его воздействию. Сердце находится посередине груди, а легкие его укрывают. Орбита сердца располагается ниже легких и выше желудка. Сердце – всему телу господин. Воздействие сердца подобно отдаче приказа.

У левого бока находится печень, у правого – селезенка, а в позвоночнике имеется 14 позвонков, рядом располагаются почки. Таково местоположение пяти органов.

Все пять органов соотносятся со спиной, а в области спины главный орган – почки. Поясница – основа почек, а почки возникают прежде прочих органов, они – исток всех пяти органов. Поэтому почки соответствуют Воде, а Металл, Дерево, Вода, Огонь и Земля не могут не сообразовываться с этим импульсом жизни. Таково расположение пяти органов.

Все пять органов имеют свое определенное место во внутренности тела и свои взаимные соответствия. Головной и костный мозг относятся

 

1 В разных публикациях здесь фигурируют одинаково звучающие иероглифы «кулак» или «власть», «способность управляться».

 

к почкам. Уши тоже относятся к почкам. Губы и щеки относятся к селезенке. Волосы относятся к легким. Небесный двор – голова всем шести видам Ян и тончайший экстракт пяти органов. Он главенствует над головным мозгом. Точка иньтан обеспечивает уравновешенность ци желудка. Когда сознание хочет привести ци в действие, оно действует из этой точки. Ци же поступает в Небесный двор из почек.

Глаза соответствуют печени, сверху их охватывает орбита селезенки, внизу – орбита желудка. Точка дацзяо соответствует орбите сердца, а сяоцзяо ‑ кишечнику. Точка байцзэ соответствует легким, а хэйц‑зэ ‑ печени. Зрачки глаз соответствуют почкам и собирают в себе орбиты всех пяти органов. Ноздри соответствуют легким, а скулы – почкам. Область перед ушной раковиной соответствует орбите желчного пузыря, а косточка за ушной раковиной тоже соответствует почкам. Нос – это центр, и он соответствует Земле, истоку всех вещей. Отсюда рождается срединное ци. Срединное в человеке – это кровь, и она слита с ци. Точка ингтан вверху соединяется с Небесным двором, и это тоже важное место. Область под губами – место скопления слюны, а под ней располагается Земля, и она соотносится с Небесным двором вверху. Все это относится к орбите почек.

Макушка направляет путь пяти органов. Ци и кровь проницают их все. Начало задает путь переваривания пищи, а завершением является поднятие и опускание ци почек. Ци печени отсюда растекается влево, а ци селезенки – вправо, и это определяет порядок обращения ци во всем теле.

Соски грудей соответствуют печени, плечи – легким, локти – почкам, четыре конечности относятся к селезенке, лопатки тоже соответствуют селезенке, а десять пальцев – сердцу, печени, селезенке и почкам. Область шеи связана с почками, а пятки – основа почек, точка же юнцюанг тоже соответствует почкам.

Все тело подчиняется сердцу, и оно есть вместилище сердца. Вообще же говоря, места проявления легких и костной основы сообразуются с почками, места соединений сухожилий сообразуются с печенью, места утолщения плоти сообразуются с селезенкой.

Сердце можно уподобить свирепому тигру, легкие – стреле, селезенку – силачу. Орбита печени воплощает духовные перемены, ци почек стремительно как ветер. Ци орбиты каждого органа нужно использовать обдуманно. Это нужно испытать самому, записать это на бумаге невозможно. А что касается взаимного превращения ци внутренних органов, то, несмотря на наличие различных объяснений, знанию его нужно долго учиться. Пять фаз и сто сочленений – это в конце концов одно начало, четыре конечности и три сердца соединяются в единое ци. Эту истину нужно постигать постепенно!

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-04-27; просмотров: 153; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.216.163 (0.006 с.)