Словарь основных терминов и выражений 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Словарь основных терминов и выражений



 

Ань ‑ один из четырех основных или так называемых «прямых» способов применения силы‑цзинг. С виду немного напоминает толчок и часто так и толкуется в русской литературе, но в действительности не имеет с толчком ничего общего.

 

Ба бэй, «вздыбленная», или «выгнутая», спина – правило стойки в тайцзицюань.

 

Ба гуа, «восемь триграмм» – основные графические символы древнего канона «Книга Перемен», составляющие основу всеобщей классификации явлений в традиционных китайских науках, включая представления о человеке и практику личного совершенствования. Имеют соответствия среди восьми основных способов применения внутренней силы ‑цзинь в тайцзицюань.

 

Ба гэнъ, «вырвать корень» – техника, позволяющая лишить противника «укорененности».

 

Ба ти, «восемь частей тела» – макушка, пах, сердце, глаза, уши, руки, ноги, поясница.

 

Ба фа ‑ восемь способов применения внутренней силы‑цзинь, как то: пэн, люй, цзи, анъ, цай, ле, чжоу, као.

 

Байхуй ‑ важная соматическая точка, расположенная на темени. В правильной стойке должна находиться на одной вертикальной линии с точкой хуйинъ в промежности и точкой юнцюанъ в ступнях.

 

Бэй, букв, «идти вразрез» – «проигрышная» позиция в схватке, когда движения противоречат ритму схватки и потому оказываются стесненными, неуклюжими и безрезультатными.

 

Вянь, «зажатость», «дряблость» ‑один из четырех классических пороков боевого контакта, означающий чрезмерную пассивность, замедленность движений в схватке.

Вэй, «мельчайший», «прикровенный» ‑с древности употребляемый даосский термин, обозначающий природу реальности как бесконечно малого различия или разрыва, предваряющих мир вещей и вместе с тем представляющий природу мировых превращений. В литературе тайцзицюань соотносится с действием или движением ци.

 

Ган цзинъ, «твердая сила‑цзинь» ‑ качество внутренней силы, обычно ассоциирующееся с выбросом силы вовне.

 

Ганъ‑ин, «воздействие‑отклик» – первичная среда жизни и совершенно естественного распространения ци и силы‑цзинъ, предваряющая индивидуальное сознание и рефлексию.

 

Гу‑дан, «бурлит‑плещется» – принятое в тайцзицюань описание взрывного действия ци в момент порождения внутренней силы.

 

Гунфу, «мастерство», «достижение» – в китайских боевых искусствах так называется мастерство как состояние внутренней свободы, плод духовного подвижничества.

 

Дань пьянь, «Киноварное поле» – не имеющие анатомической локализации области тела, в которых аккумулируются субстраты внутренней силы. В практике тайцзицюань наибольшее значение имеет нижнее К. п.: место скопления ци в области живота, приблизительно соответствующее физическому центру тела. Различаются также «среднее К. п.» в области груди и «верхнее К. п.» в голове – месте концентрации духовной силы.

 

Дин, «отталкивание» – один из четырех главных пороков ведения схватки, означающий чрезмерный нажим на противника и «провисание» верхней части корпуса.

 

Дуанъ цзинъ, «короткая сила ‑цзинъ» ‑ одно из определений силы‑ цзинъ, подчеркивающее мгновенный, взрывной характер ее действия.

 

Дунцзинь, «понимание силы‑цзинъ* – высшая фаза среднего уровня мастерства, соответствующая ясному пониманию реальной ситуации и действия силы‑цзинь. Ее классическое описание гласит: «Противник не знает меня, только я знаю противника».

 

Дэцзи дэши, «обретение импульса и конфигурации силы» – две последовательные фазы в стратегии ведения схватки. Первая соответствует овладению стратегической инициативой, вторая – установлению полного контроля над ситуацией.

 

Дью, «потеря» – один из четырех пороков ведения схватки. Потеря контакта или намеренный уход от него.

Жо дянь, «точка уязвимости» – точка, на которую направлена идеальная атака; структурообразующая пустота.

 

Жу жоу, да гу, «войти в плоть, достичь костей» – принцип удара посредством силы‑цзинъ, требующий участия «воли» (и).

 

Жуанъ, «мягкость» – одно из важный качеств внутреннего состояния в тайцзицюань, обеспечивающего расслабленность и отсутствие конфронтации вовне. Отсюда выражения: «мягкая сила‑цзинь*, «мягкое рассеивание‑превращение» и т. п.

 

И, «воля» – свойство бодрствующего сознания, укорененное в естественном динамизме жизни, способ действия «сердца». Действие «воли» противопоставляется применению «физической силы ‑ли».

 

И жоу кэ ган, «мягкостью одолеть твердость» – принцип ведения схватки в тайцзицюань и один из главных принципов китайской стратегии вообще.

 

И синь син ци, «сердцем вести ци* ‑ принцип реализации внутренней силы ‑цзинь.

 

И ци, «единое ци* ‑ название высшей формы ци, являющейся одновременно средством и средой действия силы ‑цзинь.

 

И цунъ цзинъ, «сила‑цзинъ, действующая на один дюйм», – принцип применения силы ‑цзинъ в тайцзицюань, указывающий на ее мгновенный и спонтанный характер.

 

И юй бу нэн цзя, «перышко нельзя положить» – иносказательное описание сверхчувствительности, составляющей основу мастерства в тайцзицюань.

 

Инъцзинъ локун ‑ «завлечь в нападение и дать провалиться в пустоту». Классический прием в схватке, чаще всего примененяемый при ударе люй.

 

Кай, «раскрытие», «растяжение» – один из аспектов жизненного ритма и духовного состояния, способствующий накоплению и выбросу силы‑цзинг. Составляет динамическое единство с «сжатием» (хэ).

 

Кан, «отталкивание», «сопротивление» – один из четырех главных пороков ведения схватки, соответствующий чрезмерной конфронтации с противником и неспособностью войти в ним в реальный контакт.

 

Као ‑ один из восьми классических способов применения силы‑ цзинь, имеющий характер обрушивания, обвала и осуществляемый корпусом (обычно плечами и грудью) в плотном контакте с противником. Относится к разряду «угловых» ударов.

 

Кун, «пустота» – определение реальности, восходящее к буддизму (в даосизме в сходном значении употребляются термины сюй ‑ «пустотность» и у ‑ «самоотсутствие»). В тайцзицюань обозначает правильное внутреннее состояние отсутствия себя в себе (одновременно расслабленности, пустотности, наполненности и цельности), обеспечивающее свободное прохождение в теле ци и силы‑ цзинь. Употребляется в выражении «дать провалиться в пустоту» (ло кун), что означает рассеивание силы противника или пропускание ее через себя до ступней.

 

Кун дянг, «точка опустошения» – точка контакта, которая мгновенно, совершенно непроизвольно становится «пустой», что позволяет рассеять силу противника и осуществить выброс внутренней силы.

 

Лай ли бу жу, «приходящая сила не входит» – правило схватки в тайцзицюань, обусловленное способностью владеть силой ‑цзинь и быть неуязвимым для внешних ударов.

 

Лаогун ‑ важная соматическая точка, расположенная приблизительно в центре ладони.

 

Ле ‑ один из восьми классических способов применения внутренней силы ‑цзинь, имеющий характер разрыва, расщепления. Относится к разряду «угловых» ударов.

 

Ли, «физическая сила» – сила мускулов, которая в традиции тайцзицюань считается «грубой», «косной» и недостойной применения.

 

Лин, «одухотворенность» – одна из главных характеристик внутреннего состояния в тайцзицюань, связанная с действием «воли» и духов

 

ным бодрствованием вообще. Часто употребляется в сочетании с термином хо‑ «жизненность», «живость».

Линкунцзинг, «сила, проницающая воздух» – удар при помощи силы‑цзинь, наносимый на расстоянии. Его природа остается предметом дискуссий.

 

Лосюань, «движение по спирали» – один из принциов действия внутренней силы ‑цзинг, относящийся к движению по горизонтали.

Лю тань, «стекание ягодиц» – ощущение, сопутствующее правильному внутреннему состоянию, признак полной расслабленности в области таза.

 

Люй ‑ один из четырех «прямых» ударов, имеющий характер уступления‑скручивания.

 

Лянь, «соединение» – третья из четырех фаз боевого контакта, характеризуемая присоединением силы противника к своей собственной и установление над ним полного контроля.

 

Мань, «наполненность» – один из симптомов правильного внутреннего состояния и скопления ци в Киноварном поле.

 

Минмэнь, «врата жизни» – соматическая точка, расположенная между почками и служащая символическим обозначением истока жизни в организме.

 

Мяо, «чудесное действие» – абсолютная, бесконечная действенность, идеальный удар в тайцзицюань.

 

Мяо ю, «утонченное бытие» – статус явлений внешнего мира для просветленного сознания, постигшего условность оппозиции сущего и несущего и тем самым обретшего полную освобожденность. Такое знание является одним из условий применения силы ‑цзинь вне физического контакта.

 

Ни хуси, «обратное дыхание» – способ дыхания, при котором на вдохе живот втягивается, что облегчает усвоение входящего в организм извне ци и возведение его к «прежденебесному ци».

 

Нэйвай сянхэ, «внутреннее и внешнее друг с другом согласуются» – правило практики тайцзицюань.

 

Нянь, «примыкание», «прилипание» – вторая из четырех фаз боевого контакта и важнейший момент в схватке, знаменующий установление контроля над противником.

 

Пан мэнг, «побочные школы», «сторонние школы» – ложные школы «внутренних» боевых искусств, подменяющие использование внутренней силы ‑цзинг физической силой ‑ли.

 

Пин, «выровненность», «сглаженность» – качество правильного внутреннего состояния в тайцзицюань.

 

Пэн ‑ основной способ применения внутренней силы ‑цзинг в ряду классических «восьми способов» (см. бафа). Термин чисто технический, не имеющий употребления вне практики тайцзицюань.

 

Пянь чэнь цзэ цин, «опустись на одной стороне – будешь легким» (вариант: пянь чэнь цзэ суй ‑ «опустись на одной стороне – будешь следовать») – принцип одухотворенной подвижности, противостоящий пороку «двойной тяжести» (шуан чжун). Впрочем, У Тунань считал это правило несколько ограниченным.

 

Сань, «распространение», «рассеивание» – принцип действия силы‑цзинг в терминологии Ван Юнцюаня, близкий по смыслу понятию «растяжения», «раскрытия» (кай). Речь идет о взрывном и волнообразном распространении внутренней силы от точки центрированности, осуществляемом обычно на вдохе.

 

Сань чжи фа, «правило тройной прямизны» – правило применения силы ‑цзинг, согласно которому в момент удара происходит резкое распрямление пальцев руки, корпуса и ног.

 

Син эр шан, «выше форм»‑ высшее, символическое по природе и не имеющее физических параметров измерение схватки. Противостав‑ляется физическим параметрам схватки, относящимся к миру «ниже форм» (син эр ся). Оба выражения восходят к «Книге Перемен».

 

Синь, «сердце», «сердечное сознание» – сознание, изначально присущее всем живым существам и жизни как таковой. Имеет много аспектов и уровней от «изначального сердца» (бэнь синь) до индивидуального, «человеческого» сознания (жэнг синь). Изначальное состояние «сердца» – покой, но в его деятельностном аспекте последнее предстает как «воля».

 

Со цзинг, «запечатывание силы‑цзинь» – прием в тайцзицюань, подавляющий, рассеивающий силу противника еще до того, как он способен применить ее.

Суй, «преследование» – последняя из четырех фаз боевого контакта, соответствующая достижению реальной победы в схватке.

Суй цзи ин бянь, «следуй импульсу, соответствуй переменам» – принцип занятий и ведения схватки в тайцзицюань.

 

Суп, «расслабление» – главный принцип практики и внутреннего состояния в тайцзицюань, имеющий как физический, так и духовный аспекты. Соответствует высшей концентрации и ясности сознания, что породило поговорку: «как будто расслаблен, а не расслаблен». Часто употребляется с понятиями «опускание» (чэнг) и «вращение» (чжу‑анг).

 

Суняо, «расслабить поясницу» – одно из правил внутреннего состояния в тайцзицюань.

 

Сы лян ба цянь цзинг, «четырьмя унциями столкнуть тысячу фунтов – традиционное, иносказательное по сути описание действия внутренней силы ‑цзинг, относящееся к среднему уровню мастерства.

 

Сы пин, «четыре уровня» – принцип занятия тайцзицюань, требующий, чтобы глаза (голова), руки, пах и ноги двигались как бы по ровной плоскости.

 

Сюй, «пустота» – изначальное условие и среда всех жизненных метаморфоз, чистейший субстрат жизни. Часто употребляется в сочетании с понятием «одухотворенности» (лин). «Возвращение в пустоту» ‑цель даосского подвижничества.

 

Сюй лин дин цзинь, «в пустоте сила ‑цзинь восходит к макушке», или, согласно другому написанию, «в пустотной одухотворенности сила‑ цзинь восходит к макушке», – правило внутреннего состояния.

 

Сюй‑ши, «пустота‑наполненность» – два аспекта внутреннего состояния, присутствующие в каждом месте тела и в каждом движении. Чередование пустоты и наполненности делает возможным циркуляцию ци и накопление силы ‑цзинь.

 

Тайцзи, «великий предел» – одно из фундаментальных понятий китайской мысли, обозначающее переход от первичной неопределенной цельности бытия к взаимодействию сил Инь и Ян и всего многообразия

 

мироздания. Отождествляется с действием «единого ци» как универсального субстрата всего сущего.

Ти ган, «втягивание ануса» – правило стойки в тайцзицюань.

Тинцзинь, «чувствование силы‑цзинг» ‑низшая фаза среднего уровня мастерства, соответствующая ясному ощущению состояния и действия внутренней силы ‑цзинг в противнике.

Ти‑юн, «тело‑применение» – один из фундаментальных принципов китайского мировоззрения, утверждающий единство сущности и функций всех вещей. В тайцзицюань «телом» считаются фигуры, т.е. «вещественная основа» практики, в частности, «13 конфигураций силы», а их «применением» – боевое применение этих фигур или, шире, динамический аспект практики тайцзицюань.

Тун, «проницаемость» – традиционно одно из главных свойств Дао и важный принцип тайцзицюань, который заключается во взаимной проницаемости или сообщительности различных планов телесного бытия (прежде всего ци и «воли») и жизненных пространств партнеров в поединке. Проницаемость есть синоним свободного действия ци и внутренней силы.

У, «несущее», «небытийность», «самоотсутствие» – высшая реальность в даосизме. Имеет также экзистенциальный, деятельностный аспект и входит в состав ряда важных даосских понятий: «не‑я» (у‑во), «не‑сознание» (у‑синь), «не‑делание» (у‑вэй).

Усин, «пять фаз» – пять мировых стихий или пять фаз мирового круговорота в китайской космологии (Дерево, Огонь, Вода, Металл, Земля).

Уцзи, «беспредельное» – изначальное состояние бесформенности, из которой проистекает Великий Предел, а с ним всякая определенность и все оппозиции бытия.

Фа цзинь, «испустить», «применить» силу‑цзинг – конечная цель ведения схватки в тайцзицюань. Требует предельного расслабления, цельности и бодрствования сознания.

Хань сюн, «пустотно‑вмещающая» грудь – правило стойки в тайцзицюань.

Хуа, «рассеивание», «нейтрализация», «превращение» – принцип рассекания, рассеивания силы противника посредством «следования», что позволяет завладеть стратегической инициативой и создать благоприятные условия для удара.

 

Хуйинь ‑ соматическая точка, расположенная в промежности. При правильной стойке должна находиться на одной линии с точками бай‑хуй в области темени и юнцюанг в центральной части ступней.

Хунгюанг, «изначальное всеединство» ‑первозданное состояние бытия, которое в некоторых школах тайцзицюань является высшей целью совершенствования. В тайцзицюань широко практикуется упражнение «столб изначального всеединства» – форма стоячей медитации.

 

Хэ, «закрытие», «сжатие» ‑наравне с «растяжением» один из аспектов целостного жизненного ритма, соответствующий предельному расслаблению и потому составляющий необходимое условие испускания силы ‑цзинь.

 

Цзе ли, цзе цзинг, «заимствование силы» – принцип ведения схватки, означающий использование силы противника для наращивания силы ‑цзинь в себе.

 

Цзи, «импульс» – источник движения, относящийся к виртуальному протобытию. Опознание «импульса» – одна из важнейших способностей бодрствующего духа, признак высокого мастерства в тайцзицюань.

 

Цзи ‑ один их четырех «прямых» способов применения силы‑цзинь, прямой горизонтальный удар.

 

Цзин, «семя» – низший жизненный субстрат организма. Согласно принципам даосского совершенствования «семя» благодаря духовному деланию претворяется в ци.

 

Цзинг, «внутренняя сила» – имманентная сила жизни, пестование и высвобождение (или боевое применение) которой является целью занятий тайцзицюань. Действует только благодаря присутствию сознания.

 

Цзинг дянг, «точка (применения) силы‑цзинь» – точка, к которой прикладывается или в которую «превращается» сила ‑цзинь.

 

Цзоу, «уход», «уступание» – фундаментальный принцип ведения схватки в тайцзицюань (а равно китайской стратегии в целом). Предполагает отсутствие конфронтации и движение по сферической траектории. Часто употребляется в сочетании с термином хуа («рассеивание»).

 

Цзю цюй чжу, «жемчужина с девятью извилинами» – аллегорический образ движения ци в теле как «пустотно‑хаотической цельности». Предполагается, что такая «жемчужина» присутствует в каждом «мельчайшем» (вэй) месте тела. Вариант того же выражения: «ожерелье с девятью изгибами».

Ци‑ одно из важнейших понятий даосской космоантропологии и духовной практики, не имеющее даже приблизительных аналогов в западных языках. В самом общем виде может быть описано как универсальный, одновременно духовный и материальный субстрат «информационного поля» мироздания, матрица жизни, имеющая операциональную природу и в этом смысле составляющая одновременно природу и всеобщую, в своем пределе пустотную среду мировых метаморфоз. Подобно даосскому понятию «естественности» или «таковости» (цзы жань) имеет одновременно универсальный («единое ци» мироздания) и индивидуальный характер: у каждого существа собственное ци. Отчасти природу ци проясняет принятое в даосской литературе эзотерическое написание этого понятия, которое состоит из знаков «небытий‑ность», «отсутствие» и «огонь». В даосизме большее значение имеет различие между «прежденебесным», «внутренним», «подлинным» ци, относящимся к первозданному состоянию бытия, и «посленебесным» или «внешним» ци, являющим собой субстрат физического мира. В этом качестве ци может обозначать дыхание. В даосской медитации ци в организме пополняется за счет превращений «семени» и в свою очередь должно очищаться до «духа». В практике тайцзицюань ци составляет параллель внутренней силе ‑цзинг и вместе с тем является условием действия последней. В силу его многозначности термин ци переводится на русский язык очень разными понятиями: «эфир», «пневма», «сила» и даже «благодать». Все эти переводы неудовлетворительны.

 

Ци те бэй, «ци прилипает к спине» – симптом правильного внутреннего состояния и циркуляции ци в организме.

Ци чэнг дангтянг, «ци опускается в Киноварное поле» – один из важнейших принципов тайцзицюань.

Цин, «легкость» – одно из свойств правильного внутреннего состояния.

Цюй ли у цзу, «выходящей силе нет препятствий» – правило боевого контакта в тайцзицюань, проистекающее из способности свободно испускать силу ‑цзинь.

Цюй цю чжи, «в кривизне ищи прямизну» – принцип испускания силы‑цзинь.

Чан цзинь, «долгая сила‑цзинь» ‑ способ движения внутренней силы в теле и ее применения, который позволяет относительно долгое время «держать на себе» внутреннюю силу. Он сопутствует действию смягчения, скручивания, рассеивания силы противника.

 

Чангсыцзинг, «сила кручения нити» – траектория вибрационного, спиралевидного движения силы‑цзинь вовне или вовнутрь по принципу «обратного хода».

Чанцюанг, «длинный кулак» – одно из названий тайцзицюань или близких ей школ боевого искусства на раннем этапе ее истории.

Чжанг, «смачивание», «прикосновение» – начальная, разведывательная фаза боевого контакта в тайцзицюань.

Чжао шу, «усвоение техники» – низшая ступень мастерства, выраженная в безупречно правильных стойке и движениях.

Чжи сяо у нэп, чжи да у вай, «такое малое, что не имеет ничего внутри себя; такое большое, что не имеет ничего вовне себя» – традиционное описание Великого Предела и континуума единого ци.

Чжундин, «центрированная устойчивость» – ось внутренней центрированности в схватке, несводимая к физическим характеристикам. Ее удержание есть один из важнейших принципов практики тайцзицюань. Другое ее название – «Срединная Земля» (чжун ту).

Чжун чжэн, «центрированность и выправленность» – главный принцип внутреннего состояния в тайцзицюань, обеспечивающий полную расслабленность и «укорененность» стойки.

Чжэде, «складывание» – один из аспектов действия силы‑цзинь.

Чоусыцзинг, «сила натягивания нити» – главный принцип накопления и применения силы ‑цзинг согласно школам У и Ян.

Чэнь, «опускание» – одно из условий расслабления и применения силы‑цзинь. Отсюда одна из характеристик силы ‑цзинь: «опускающаяся сила» (чэнь цзинг).

Шанся сянсуй, «верх и низ друг за другом следуют» – принцип практики тайцзицюань.

Шисанг ши, «тринадцать конфигураций силы» – репертуар нормативных движений и способов применения внутренней силы, канон тайцзицюань.

Шоу у шоу, чу чу ши шоу, «рука – не рука, в каждом месте рука» – формула динамической пустотности, составляющей суть мастерства.

Шоучжун юнчжун, «хранить центрированность, пользоваться центрированностью» – принцип тайцзицюань, означающий сохранение своей центрированности и использование равновесия противника.

 

Шуан чжун, «двойная тяжесть» – один из главных пороков в тайцзицюань: равномерное распределение веса на обе ноги, лишающее тело подвижности.

 

Шунь, «следование», «успех» – фундаментальный принцип тайцзицюань, обеспечивающий владение стратегической инициативой и победу в схватке. Проявляется по‑разному на разных уровнях мастерства: от действия сообразно движениям противника на низших ступенях до «связывания» и «рассеивания» силы противника и пресуществления всеобщего ритма жизни.

 

Шэ цзи цун жэнг, «оставь себя, следуй другому» – техника тайцзицюань, соответствующая реализации принципа «следования» на нижнем и среднем уровнях мастерства.

 

Шэнь, «дух», «духовность» – высшее состояние в тайцзицюань и подлинная основа внутренней силы. Подобно другим основным даосским понятиям, имеет много разных состояний и функций. Различаются «изначальный дух» (юань шэнь), т. е. дух в его изначальной чистоте, и «познающий дух» (ши шэнь) ‑ предметная мысль и сознание.

 

Шэнь мин, «духовная просветленность» – высший уровень мастерства, не имеющий явных физических признаков.

 

Шэнь чжи, «телесное знание» – телесная чувствительность, обостренное сознание положения и движения тела в пространстве, развиваемое занятиями тайцзицюань. Состоит в оппозиции и в то же время в нераздельном единстве с «умственным» или «сердечным знанием» (синь чжи).

 

Юань, «сфера», «полнота» – общий принцип всех движений в тайцзицюань, обеспечивает нераздельность движения и покоя.

 

Юангдан, «округлость в паху» – один из важных симптомов правильного внутреннего состояния.

 

Юнцюань, «кипящий ключ» – соматическая точка в центре ступни, которая обеспечивает укорененность стойки. Имеет важное значение для действия силы ‑цзинг.

 

Юнг хуа, «вращение‑преображение» – способ движения и действия ци в организме и соответствующее ему скручивающееся движение тела.

 

БИБЛИОГРАФИЯ

 

Сокращения

ТЦЦЯЦЧЦ – Тайцзицюань яньцзю чжуаньцзи (Специальное собрание исследований по тайцзицюань). Тайбэй, 1966. Вып. 1‑30.

ЧГУШЦЛЦК – Чжунго ушу шиляоцзикань (Материалы по истории боевых искусств в Китае). Т. 1‑4. Тайбэй: Цзяоюйбу, 1975‑1979.

 

На китайском языке

1. Би Кунь. Хуньюань цзянь цзин (Канон меча изначального всеединства). – Чжунго гудянь усюэ мицзи лу (Собрание секретных материалов о классических боевых искусствах Китая). Сост. Ма Ли. Пекин: Жэньминь тиюй, 2007. Т. 1.

2. Ван Бо. Цюань Ю лаоцзя тайцзицюань (Старая форма тайцзицюань от Цюань Ю). Шанхай: Шанхай шудянь, 2001.

3. Ван Пэйшэн. Тайцзицюань ды цзяньшэнь хэ цзицзи цзоюн (Оздоровительное и боевое применение тайцзицюань). Пекин: Жэньминь жи‑бао, 1987.

4. Ван Пэйшэн нэйгун синьфа тайцзицюань (Духовная практика внутреннего достижения в тайцзицюань согласно Ван Пэйшэну). Ред. Чжан Хуанчжун, Чжан Линь. Тайюань: Шаньси кэсюэ цзишу, 2010.

5. Ван Синьнянь. Тайцзицюань цзин и (Утонченный смысл тайцзицюань). Гонконг: Тайпин, 1962.

6. Ван Синьу. Тайцзицюаньфа чаньцзун (Истинная традиция тайцзицюань). Тайбэй: Ивэнь, 2003. Первое издание – 1942 г.

7. Ван Чжуанхун. Шаншань жо шуй (Высшее благо подобно воде). Хайкоу: Хайнань чубаньшэ, 2009

8. Ван Цзунъюэ тайцзицюань лунь («Рассуждение о тайцзицюань» Ван Цзунъюэ с комм. Ши Цяомэя // ТЦЦЯЦЧЦ, вып. 26‑27.

9. Ван Чжиган. Чжунго тандай саньшици тайцзицюань юй цзянь‑шу (Тайцзицюань и искусство меча в 37 формах эпохи Тан в Китае). Шанхай: Цзяода, 1992.

10. Ван Чжиюань. Ян‑ши тайцзицюань цюаньши. Лилунь пянь (Разъяснение тайцзицюань стиля Ян. Теория). Пекин: Жэньминь тиюй, 2004.

11. Ван Чжиюань. Ян‑ши тайцзицюань цюаньши. Ляньси пянь (Разъяснение тайцзицюань стиля Ян. Практика). Пекин: Жэньминь тиюй, 2004.

12. Ван Чжиюань. Ян‑ши тайцзицзянь цюаньши (Разъяснение искусства меча в тайцзи стиля Ян). Пекин: Жэньминь тиюй, 2009.

13. Ван Юнцюань. Ян‑ши тайцзицюань шучжэнь (Изложение истинного содержания тайцзицюань стиля Ян). В редакции Вэй Шужэня. Пекин: Жэньминь тиюй, 1990.

14. Ван Юнцюань шоу ян‑ши тайцзицюань юйлу цзи цюаньчжао (Записи высказываний и фотографии тайцзицюань стиля Ян в восприятии Ван Юнцюаня). Сост. Лю Цзиньинь. Пекин: Тиюй дасюэ, 2010.

15. Вэй Шужэнь. Тайцзицюань нэйгун цзиньфа (Сила внутреннего достижения в тайцзицюань). Пекин: Жэньминь тиюй, 2000.

16. Вэй Шужэнь. Тайцзицюань нэйгун лифа (Принципы внутреннего достижения в тайцзицюань). Пекин: Жэньминь тиюй, 2000.

17. Вэй Шужэнь. Тайцзицюань синцюань синьфа (Принципы сознания в боевом применении тайцзицюань). Пекин: Жэньминь тиюй,001.

18. Гу Люсинь. Тайцзицюань шу (Искусство тайцзицюань). Шанхай: Цзяоюй, 1982.

19. Гун Пэнчэн. Даоцзяо синь лунь (Новые рассуждения о даосизме). Пекин: Бэйцзиндасюэ, 2009.

20. Гуцзинь тайцзицюань пу цзи юаньлю чаньми (Собрание материалов всех времен о тайцзицюань и разъяснение тайны его происхождения). Ред. Ли Шижун, Ли Юнцзе. Тайбэй: Ивэнь ушу вэньхуа, 2007.

21. Гэ Голун. Даньдао цзинь чжу (Современный комментарий к дао эликсира бессмертия). Пекин: Хуася, 2007.

22. Даогун цюаньфа чжэньцзе (Разъяснение подлинного кулачного искусства в даосском совершенствовании). Авт. Чан Чжаопин. Тайбэй: Чжунхуа миньго тайцзицюань сехуэй, б. г.

23. Даомэнь удан чжан‑цзу тайцзицюань (Тайно передававшаяся в даосских школах тайцзицюань Патриарха Чжана в горах Удан). Пекин: Жэньминь тиюй, 2007.

24. Дун Инцзе. Тайцзицюань ши и (Разъяснение тайцзицюань). Шанхай: Шанхай шудянь, 1986.

25. Инь Цинъюань. Тайцзицюань цзяосюэ ды яньцзю (Исследование методики преподавания тайцзицюань) // Ушу яньцзю, Вып. 2. Пекин: Жэньминь тиюй, 2007.

26. Ли Июй. Губэнь тайцзицюань мичуань гэцзюэ (Старинные и тайно передававшиеся песенные наставления о тайцзицюань) // «У хунь», 1989, № 5.

27. Ли Кай. Сунси нэйцзяцюань (Внутренняя школа кулачного искусства Сунси) // Лао‑Чжуан, № 1, 2010, с. 55‑56.

28. Ли Тинъюань. Тайцзи туйшоу яолунь (Основы техники «толкающих рук» в тайцзи). Пекин: Жэньминь тиюй, 2008.

29. Ли Сяньу. Тайцзицюань (Тайцзицюань). Пекин, 1983. (Репринт издания 1933 г.)

30. Ли Шоуцянь. Удан дипай тайцзицюань (Тайцзицюань школы Ди из Удана). Б. м., 1950.

31. Ли Ясюань. Ян‑ши тайцзицюань цзя цюаньчжэнь (Разъяснение истинного смысла формы тайцзицюань рода Ян). Тайбэй: Ивэнь, 2003. рукопись.

32. Линь Алун. Тайцзицюань цзян и (Разъяснение смысла тайцзицюань). Рукопись.

33. Линь Гуаньчэн. Сянцзе иньян сянцзи тайцзи цзиньфа (Подробное разъяснение взаимодействия Инь и Ян в применении силы‑цзинь Великого Предела). Тайбэй: Дачжань, 2008.

34. Лю Жуй. Удан Чжаобао тайцзицюань (Тайцзицюань из Удан и Чжаобао). Гуанчжоу: Гуандун гаодэн цзяоюй, 1997.

35. Лу Диминь. Янши тайцзицюань саньпу хуэйчжэнь (Подлинное в трех аспектах традиции тайцзицюань рода Ян). Пекин: Жэньминь тиюй, 2007.

36. Лю Пэйчжун. Тайцзицюань юйлу (Суждения о тайцзицюань). Рукопись, б. м., б. г.

37. Лю Сычуань. Удан Саньфэн тайцзицюань (Уданское тайцзицюань от Чжан Саньфэна). Пекин: Жэньмин тиюй, 2000.

38. Лю Хойши. Удан Чжаобао чуаньтун саньхэи тайцзицюань (Традиционное тайцзицюань «трех учений в одном» из Удан и Чжаобао). Сиань: Кэцзи, 1991.

39. Лю Шицзюнь. Удан сюаньгун тайцзицюань (Тайцзицюань стиля сюаньгун из Уданшань). Пекин: Жэньминь тиюй, 2006.

40. Ма Госин. Гу цюаньлунь чаньши (Разъяснения старинных трактатов о кулачном искусстве). Тайюань: Шаньси кэсюэ цзишу, 2001.

41. Ма Госин. Гуцюаньлунь чаньши сюйбянь (Продолжение разъяснений старинных трактатов о кулачном искусстве). Тайюань: Шаньси кюсюэ цзишу, 2004.

42. Ма Цзянь. Чжао‑Янь ушу (Ушу области Чжао‑Янь). Пекин: Жэньминь тиюй, 2009.

43. Ма Чэнцзю. Тайцзицюань ды кэсюэгуань (Научный взгляд на тайцзицюань). Тайбэй: Саньминь, 1994.

44. Мин‑цин ушу гуцзи цюаньсюэ луньси. (Разбор старинных материалов о школах кулачного боя в боевых искусствах эпохи Мин‑Цин). Гл. ред. Ю Шуйцин. Пекин: Жэньминь тиюй, 2008.

 

45. Мин Чжиго. И сун цзин гунсю ляньфа (Методы тренировки воли, расслабления и покоя). Пекин: Кэсюэ цзишу, 1993.

46. Мэн Найчан. Чжан Саньфэн као (разыскания о Чжан Саньфэ‑не) // «Удан», 1987, № 1‑2.

47. Мэн Найчан. Тайцзицюань пу юй мипу цзяочжу (Сочинения о тайцзицюань и секретные сочинения с редакцией текста и примечаниями). Гонконг: Хайфэн, 1993.

48. Ни Цинхэ. Ван Цзун наньчуань тайцзицюань (Тайцзицюань южного предания от Ван Цзина). Тайбэй: Чжунхэши, 2009. Первое издание 1968 г.

49. Пань Цзоминь. Тайцзицюань лунь чаньвэй (Исследование классических сочинений о тайцзицюань). Тайбэй: Чжунхуа ушу, 1974.

50. Си Куйчжун. Ян‑ши тайцзицюань давэнь (Ответы на вопросы о тайцзицюань рода Ян). Пекин: Тиюй дасюэ, 2010.

51. Сун Ланьхуа. Чжаобао тайцзицюань тупу (Материалы о тайцзицюань из Чжаобао с иллюстрациями). Сиань: Шэньси кэсюэ цзишу, 1991.

52. Сун Шумин учэн гунфу шо цзеси (Разбор учения Сун Шумина о «пяти колесницах гунфу»). Ы1р://1пГо.д1пдЬиаопИпе.сош/1пГо/1пГо 9 агс36168.Ы‑т

53. Сунь Ичжао. Ян‑ши тайцзицюань чжэньгун (Подлинное мастерство тайцзицюань рода Ян). Пекин: Жэньминь тиюй, 2010.

54. Сунь Лутан усюэ луньюй (Компендиум исследований Сунь Лу‑тана в области боевых искусств). Ред. Сунь Юйгуа. Пекин: Жэньминь

тиюй, 2009.

55. Сунь Фуцюань. Тайцзицюань сюэ (Наука тайцзицюань). Тайбэй: Чжунхуа ушу, 1973. Репринтное издание 1919 г.

56. Сюй Чжии. Тайцзицюань цяньшо (Введение в тайцзицюань). В книге: Ян Чэнфу и др. Тайцзицюань сюаньбянь (Избранные материалы по тайцзицюань). Пекин: Чжунго шудянь, 1984. Первое издание: Шанхай: Тайцзицюань яньцзю шэ, 1927.

57. Сюй Чжэнь. Гоцзи луньлюэ (Очерк боевых искусств). Шанхай:Шанъу, 1930.

58. Сюй Чжэнь. Тайцзицюань пуцянь (Происхождение тайцзицюань и др. сочинения). Тайюань: Шаньси кэсюэ цзишу, 2006. Первое издание вышло в 1941 г.

59. Сюй Чжэнь. Тайцзицюань као синь лу (Записи внушающих доверие изысканий по тайцзицюань). Тайюань: Шаньси кэсюэ цзишу, 2006.

60. Сюй Юйшэн. Тайцзицюань ши ту цзе (Фигуры тайцзицюань с рисунками и разъяснениями) // Чжунго гудянь усюэ мицзилу (Собрание секретных материалов о классических боевых искусствах Китая). Сост. Ма Ли. Пекин: Жэньминь тиюй, 2007, Т. 2.

61. Сюй Вэйчан. Тайцзицюань цзиньлунь (Современные суждения о тайцзицюань). Тайюань: Шаньси кэсюэ цзишу, 2008.

62. Сюн Янхэ. Тайцзицюань ши и (Разъяснение смысла тайцзицюань). Тайбэй, издание автора, 1995. Первое издание – 1963 г.

63. Сяо Фэй. Тайцзицюань ды лисюе юаньли (Принципы учения о силе в тайцзицюань). Пекин: Жэньминь тиюй, 2009.

64. Тайцзи дао цзюэ (Наставления о пути Великого Предела). Сост. Сюй Чжаожэнь. Пекин: Жэньминь дасюэ чубаньшэ, 1990.

65. Тайцзицюань као (Разыскания о тайцзицюань). Ред. Дэн Шихай. Гонконг: Дунъя тушу, 1980.

66. Тайцзицюань лунь хуэй цзун (Собрание суждений о тайцзицюань). Ред. Лю Минфу. Пекин: Жэньминь уцзин, 2003.

67. Тайцзицюань пу (Собрание классических материалов по тайцзицюань). Сост. Шэнь Шоу. Пекин: Жэньминь тиюй, 1991.

68. Тайцзицюань пу нэйвайгун яньцзи лу (Записи о внутреннем и внешнем совершенстве в сочинениях по тайцзицюань). Ред. Ши Дяо‑мэй. Тайбэй: Чжитай иньчжи, 1974.

69. Тайцзицюань юаньлю чжи ми (Загадка происхождения тайцзицюань). Тайюань: Шаньси кэсюэ цзишу, 2009.

70. Тан Суннянь. Цзяньтань чуаньтун тайцзицюань ды и (Краткий разговор о понятии «воля» в традици тайцзицюань) // «Ушу яньцзю». Вып. 2, Пекин: Жэньминь тиюй, 2005.

71. Тан Хао, Гу Люсинь. Тайцзицюань яньцзю (Исследование тайцзицюань). Пекин: Жэньминь тиюй, 1996.

72. Туцзе тайцзицюань синь цзяоцай (Новые материалы по обучению тайцзицюань с иллюстрациями и пояснениями). Тайбэй: Юйвэнь‑тан, б. г.

73. У Вэньхань. Тайцзицюань шуму као (Разыскания по библиографии тайцзицюань). Пекин: Жэньмин тиюй, 2009.

74. У Гунцзао. Тайцзицюань цзян и (Разъяснение смысла тайцзицюань). Шанхай: Шанхай шудянь, 1985. Репринтное издание 1935 г.

75. У Мэнся. Тайцзицюань цзюцзюэ чжуцзе (Девять наставлений по тайцзицюань с примечаниями и пояснениями). Гонконг: Тайпин, 1975.

76. У Тунань. Гошу гайлунь (Очерк государственного искусства). Пекин: Чжунго шудянь, 1984.

77. У Тунань. Тайцзицюань чжи яньцзю (Исследование тайцзицюань). Ред. Ма Юцин. Сянган: Ляньхэ шукань, 2005.

78. У Цзунчжоу. Тайцзицюань нэйцзинь (Внутренняя сила в тайцзицюань). Гуйян,1991.

79. У Чжицин. Тайцзи чжэнцзун (Истинное тайцзи). Шанхай, 1986. (Репринтное издание).

80. Тайцзицюань чуаньшо (Легенды о тайцзицюань). Ред. Ян Лянь‑чжун. Вэньчжоу: Вэньсюэ сюэхой, 1992.

81. Тан Суннянь. Цзяньтань чуаньтун тайцзицюань дэ и (Краткое изложение понятия «воли» в традиционном тайцзицюань) // Ушу янь‑цзю. Вып. 2, Пекин: Жэньминь тиюй, 2007.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-04-27; просмотров: 195; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.140.5 (0.164 с.)