Образ птицы Бену в эпоху Нового царства и Основные направления его эволюции в позднейший период египетской истории. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Образ птицы Бену в эпоху Нового царства и Основные направления его эволюции в позднейший период египетской истории.



В эпоху Нового царства египетская цивилизация достигла наивысшего взлета, характеризуемого укреплением авторитета государственных институтов, всепоглощающим могуществом царской власти, активными завоевательными походами, повлекшими за собой образование огромной империи, равной по значению знаменитым державам «классической» древности. Расцвет политический и экономический не мог не найти отражение в области духовной культуры. Завершается оформление основных теологических доктрин и концепций, можно уже с полным правом судить о древнеегипетской религии как целостной системе, вобравшей в себя доселе

652 EnglundG. Gods as...P.20.

653 Ranke H. Die agyptischen...S.97.


разрозненные божества и культы. Однако, благодаря консерватизму, присущему египетскому мышлению, в этой системе продолжали функционировать как великие общеегипетские боги - Осирис, Амон, Ра, так и обладающие местным значением номовые божества. Отмеченная нами для эпохи Среднего царства тенденция одновременного существования «официального» и «народного» мифотворчества, выразившаяся на уровне представлений в синкретическом единстве общеегипетских и древних номовых богов, не утратила своего значения.

Ко времени Нового царства завершается процесс становления образа птицы Бену, окончательное оформление функций и символики этого божества в многочисленных памятниках религиозной и мифологической литературы, а также в текстах изобразительного ряда. Начиная с этой эпохи, образ птицы Бену занимает четко определенное место в контексте древнеегипетской религии и мифологии.

Гробничные изображения, храмовые рельефы, «виньетки» на папирусах «Книги мертвых» свидетельствуют о канонизации иконографии Бену, предстающей в облике цапли {Ardea cinerea или purpurea) с двумя длинными перьями на голове654 (илл. 37). Приблизительно с середины Нового царства появляется тенденция к антропоморфизации образа Бену (илл. 38).

Отождествление Бену с великими богами Ра, Осирисом, Атумом способствует росту значения Бену в религиозно-мифологических представлениях египтян эпохи Нового царства. В ряде текстов Бену называется Ба Осириса и Ра.655

Подтверждением роли Бену как значительного божества, обладающего определенным могуществом и влиянием стало появление его на папирусах «Книги мертвых». Бену упоминается в более чем десятке изречений; изображения этой божественной птицы часто встречается и на «виньетках»,

654 Desroches-Noblecourt С. Egyptian...Р.25 (роспись погребальной камеры гробницы Иринефера (XIX
династия, Дейр эль-Медина), Р. 24 (роспись внутренней погребальной камеры гробницы Инхерхау (XX
династия) и т.д. Das Grab des Sennedjem...Tf. 102 (роспись потолка гробницы Сеннеджема, XIX династия,
Дейр эль-Медина) и т.д.

655 Все источники, упомянутые в настоящем разделе, переведены и прокомментированы в соответствующих
разделах IV главы.


иллюстрирующих содержание отдельных глав. Превращению покойного в Бену посвящена LXXXIII глава «Книги мертвых», а также ряд надписей в гробницах вельмож.

На погребальных папирусах «Книги мертвых» Бену предстает как одно из главных божеств Царства мертвых, «нос господина ветров» (гл. CXXV, строка 18, папирус Ну), «великий бог из Гераклеополя» (гл. CXXV, строка 18, папирус Ну),657 олицетворение чистоты (wrb), с которой сравнивается чистота умершего, прошедшего зал Маат (гл. CXXV, папирус Ну, строка 18).

На изображениях в гробницах вельможи Нового царства Бену вместе с Ра путешествует по загробному миру, к нему устремлены молитвы и приношения жителей Дуата. В конце Нового царства благодаря отождествлению с Осирисом и Ра происходит частичная антропоморфизация Бену и в его аспекте покровителя царства мертвых. Следует подчеркнуть, что возникшее еще в эпоху Древнего царства представление о цапле — божестве Царства мертвых и покровителе усопших, получает свое дальнейшее развитие в период Нового царства, причем именно эта функция Бену актуализируется, подчеркивается в погребальных обрядах и ритуалах.

Связь образов птиц в мифологии с представлениями о небесной сфере и солнце, зафиксированная еще на додинастических изображениях, известная также по текстам Древнего и Среднего царства, не утратила своего значения и в новоегипетский период. В «астрономических текстах» планета Венера названа в ряде случаев Бену и изображена на небосклоне в облике цапли. В тех же текстах Бену зачастую идентифицируется с цаплей bch, символом плодородия, богатства, изобилия, что подчеркивает ее связь не только с подземным или небесным миром, но и с миром людей, с землей в ее плодоносящем аспекте, растениями и живыми существами, ее населяющими.

656 Budge Е.А. IV. BD. 1898. Р. 252 (line 18): = I D Зґ S4 ^7 Y Ь і П (fndpwy п nb f.w).

™ Ibidem. J О^ > rf D 1^ ^1 ^f ^ч\ Ж Т.-----------------. jf7' ® ' {bnwpwy 4 „tj m nn-nsw.t).

658 Например, на «виньетках» папирусов Нени, Тауджера, Аханеферамона: PiankoffA. The Litany...P. 117, 92,
90, 70.

659 Neugebauer О., Parker R. Egyptian...P]. I, III, IV, VI, VIII, IX, X, XII, XIII и т.д.


Таким образом, цапля Бену оказывается причастной как к миру богов, так и к миру людей древнеегипетской модели вселенной и выполняет посредническую функцию, связывая эти миры воедино, в стройную модель космоса, противостоящего силам неустроенности и хаоса.

Значение Бену как космического символа проявляется и в космогоническом аспекте, знакомом нам еще по «Текстам пирамид». Однако в эпоху Нового царства представление о Бену как о демиурге, обозначающем физическое (физиологическое) начало, уступает место более абстрактным понятиям и отходит на второй план. Бену, который сам себя породил (hpr ds—f), олицетворяется с вечностью и бесконечностью, с пространственно-временными концепциями древнеегипетских теологов. В этом контексте показателен эпитет Бену — «господин хеб-седов» (nb hb-sd), ° как символа долговечности царской власти.

Весь комплекс мифологических представлений, связанных образом птицы Бену, находил подтверждение в храмовых ритуалах. Нам известно несколько мест почитания Бену, располагающихся по всему Египту: Эдфу, Гиппономе (hw.t-bnw), Диосполе Парва (Ху) и т.д.

Многочисленные упоминания о Бену в магических текстах, изображениях его на амулетах, пекторалях и т.п., вероятно, также связаны с отправлением определенных ритуалов.

В текстах более позднего времени сфера божественных проявлений Бену расширяется. Так, его образ сопоставляется с Амоном, который, согласно надписи птолемеевского времени, в облике первозданного змея, нес Бену на своей спине. В Эдфу Бену стал членом «Божественной девятки».

Следует подчеркнуть, что позднейший период развития египетской цивилизации характеризуется упадком, наступившим после расцвета эпохи Нового царства. Потеря политической независимости, духовный кризис общества, вынужденного адаптироваться к иным реалиям, отразился и в сфере религии. Если на уровне «официальной» теологии делается попытка

Bonnet Н. Reallexicon...S.596. 1 KakosyL. Phonix...S.1033.


возвращения к архаическим культам, в частности, к культам солярных богов, то в «народной» среде получают распространение магические поверья и обряды, в которых Бену отводится немаловажное значение. Так, например, эта птица упоминается в заклинании от боли в «костях ног», в магической гемме периода Римской империи Бену-Феникс появляется на амулете, который должен был способствовать улучшению пищеварения.

Важнейшим направлением эволюции образа Бену в эллинистическое время стала его трансформация в известного нам по «классическим» источникам Феникса, символа вечного возрождения и новой жизни. Проблема связи между египетским Бену и греческим Фениксом была уже затронута в историографическом обзоре, в нашу же задачу не входит дальнейшее исследование этого вопроса, мы лишь в самых общих чертах обозначим тот круг представлений, который касался функций и символики Феникса-Бену в эпоху античности.

Для «классического» мира Феникс был олицетворением периодических промежутков времени - «периодов Феникса», которые некоторые исследователи, опираясь на классические источники, связывают с «периодами Сириуса». 63

А. Беллучио в своей работе выделила несколько составляющих мифа о Фениксе:

- смерть Феникса и его захоронение сыном, рожденным из пепла;

- яйцо из мирры, в котором покоится Феникс-отец;

- город Гелиополь, место упокоения Феникса;

- рождение Феникса из останков его отца.664

Ряд этих положений, как мы увидим далее, действительно мог иметь источником египетскую мифологию, однако не следует пренебрегать и греческими элементами. Образ Феникса в том виде, в котором он известен нам по античным источникам, стал результатом синтеза восточной и

KakosyL. Phonix...S.1036.

Подробный обзор этой проблемы см.: Van Den Broek R. The Myth...P.26 - 32.

Belluccio A. Le mythe...P.25; См. также изложение мифа у Геродота: Геродот. История...(11,73). С.102.


греческой культурной традиции, синтеза столь характерного для эпохи эллинизма.

В греко-римской и христианской литературе Феникс считался предвестником великих событий, благоприятных исторических перемен, однако, как в случае с Тиберием, Феникс мог предсказать и смерть правителя. 5 В коптских источниках, раннехристианской литературе Феникс рассматривался как символ воскрешения и вечной жизни, возрождения в целом: Солнца, времени, государства, Христа, Девы Марии и т.п. Как считали коптские авторы, первая жертва, отмеченная в Библии, сопровождалась появлением Феникса. Согласно другому источнику, когда бог вывел детей Израиля из Египта с помощью Моисея, показался Феникс в храме Она, города Солнца.667

Образ птицы Бену просуществовал в египетской религиозно-мифологической традиции, начиная с эпохи Древнего царства и заканчивая позднейшим периодом египетской истории. За более чем двухтысячелетнюю историю образ этого божества претерпел эволюцию от небольшой птички, демиурга, почитаемого в Гелиополе, до значительного божества, культ которого распространился по всей территории Египта. Образ Бену был тесно связан с другими божествами - Атумом, Ра, Осирисом; поэтому изменения, происходившие в его функциях и символическом значении, во многом объясняются положением, которое занимали эти боги в тот или иной период египетской истории. Если в эпоху Древнего и Среднего царства Бену отождествлялся с Атумом и Ра и обладал, в основном, солярными и космогоническими значениями, то в эпоху Нового царства, для которого характерно большое значение культа Осириса, преобладали представления о Бену как об одном из повелителей загробного мира.

665 Kakosy L. Phonix...S.I037. С. Бикель упоминает о Фениксе-Бену и пеликане-/ши\г как вестнике
катастрофических событий, однако ее гипотеза не находит достаточного подтверждения в египетских
источниках (Bickel S. La cosmogonie...P.230).

666 Van Den Broek R. The Myth...P.9.

667 Ibidem. P. 121.


В целом можно определить четыре основных этапа формирования образа божественной птицы Бену.

I. Бену (Бен) как гелиопольское солнечное божество и демиург.

Уже в эпоху Древнего царства в Гелиополе существовал культ птицы Бен. Изображения позволяют идентифицировать его с маленькой птичкой зуйком. В «Текстах Пирамид» Бен органически связан с солнечным богом-творцом Атумом и древнейшим фетишем — камнем-обелиском Бенбеном, олицетворяющим идею прахолма, на котором Атум сотворил мир. Наряду с культом зуйка Бен в источниках прослеживается также и культ цапель, почитавшихся под разными именами.

II. Отождествление культа зуйка Бен и цапель («Тексты саркофагов»).

В эпоху Среднего царства появляется представления о божестве Бену в облике цапли, сидящей на холме. В «Текстах саркофагов» происходит оформление основного ядра мифологических представлений о божественной цапле Бену. Она оказывается причастной к культу Атума, сокола Хора и Ра. Важной является и посредническая функция Бену, повлиявшая на сосуществование концепций Бену - божества «официального пантеона» и персонажа «низшей мифологии», тесно связанного с магией.

III. Оформление концепции Бену (Новое царство и Поздний период).

Ко времени Нового царства завершился процесс становления образа Бену. Причем Бену оказывается причастным как к миру богов, так и миру людей, представляя собой связующее звено между социумом и универсумом. Подобная медиативная, посредническая роль, как мы увидим в дальнейшем, весьма характерна для богов зооморфного порядка и во многом объясняет их значение в системе древнеегипетских религиозно-мифологических представлений.

IV. В эллинистический период представления о Бену
трансформировались в мифологический образ Феникса, ставшего
излюбленным персонажем античной литературы, символом вечной жизни,
судьбоносных событий, периодически повторяющихся промежутков времени
(«периодов Феникса»),


Глава IV. Символика и функции Бену. § 1. Этимология и семантика имени Бену.

В «Текстах пирамид» (§ 1652 а-с) впервые мы находим упоминание Бену (Ьп). Это изречение имеет огромное значение для выяснения этимологии и семантики имени Бену, поэтому процитируем его здесь полностью:

wbn.n=k т bnbn т hw.t-bn т Jwnw

«Поднялся ты как камень Бенбен, в «Доме птицы Бен» в Гелиополе».

Иероглиф, изображающий птицу Бен является детерминативом глагола «wbn» — «подниматься, восходить»668 (о солнце), а также, по всей видимости, двусогласным знаком, первым слогом в слове, обозначающем камень «bnbn».

Однако, допускается также и правописание Ь+п+ детерминатив камня (U) для

наименования камня «bnbn»669 и изображение птицы (^=-) как идеографический способ написания наименования птицы - «Ьп».610 В таком случае, как полагает Я. Занди, перевод будет следующим: «Ты возник как птица Ьп из камня Ъп «в доме птицы Ьп» в Гелиополе». Г. Кеес и Ж. Вандье полагают, что здесь все же имеется в виду камень bnbn. Г. Кеес переводит: «Ты воссиял как бенбен («Du warst erschinen als Benben») в доме Бен в Гелиополе».673

Как нам представляется, сама структура египетского иероглифического письма, допускающая обозначение некоторых слов при помощи их детерминативов, а также тесное переплетение фонетического, морфологического и лексического значения слов, т.н. «игра слов», имевшая целью достичь соответствия фонетического и изобразительного

668 Wb. I. 292

669 Wb. I. 457

670 Ibidem. На это обратил внимание Я. Занди в своей рецензии на статью Р. Кларка: ZandeeJ. Review of R.T.
Randall Clark...P. 113.

Ibidem. Ibidem.

673 KeesH. DerGotterglaube... S.217.

674 Ha принцип «игры слов» в данном случае указывал также Б. Кемп (Kemp В. J. Ancient...Р.88).


ряда, предполагает разночтения в трактовке определенных лексических единиц. Категории лингвистики Соссюра (signifie и signifiant), где звуковая сторона — означающее, а смысловая сторона - означаемое, применительно к египетской иероглифической письменности требуют введения еще одной составляющей - изобразительного ряда, графемы, т.е. иероглиф как знак связывает не только понятие и его акустический образ, но и визуальный.

Так, в знаке «bnbn» присутствует и понятие о первозданном солнечном холме, на котором бог-творец Атум создает мир, и, через введение иероглифа

bn (^), подразумевается птичка Ьп, судя по всему тотемный первопредок — демиург, место почитания которого (hw.t-bri) отмечено в том же изречении.

Таким образом, фрагмент изречения 600 (§ 1652 Ь) показывает смысловое тождество трех понятий, принадлежащих к одному семантическому полю:

1) глагола wbn — «восходить, подниматься, сиять»; 75

2) имени собственного, наименования зооморфного первопредка — демиурга-Бен (Ьп);

3) существительного bnbn — названия древнейшего гелиопольского фетиша, возможного аналога знаменитых солнечных обелисков, символизирующего первобытный холм творения.

Г. Кеес высказал предположение, что оба названия (имени) — Бену и Бенбен происходят от глагола wbn, обозначающего, как мы уже отмечали, «восходить, подниматься, сиять».

Существует и другая этимология имени Бену, предложенная ещё А.

(LHH

Видеманом.

Автор выводит происхождение имени Бену из субстантивации основы «Ьп» («переворачиваться», «изменять направление», «возвращаться назад»), так, что значение имени этой птицы трактуется как «та, которая себя

(LHQ

поворачивает, возвращает». А. Видеман в своих рассуждениях опирался на

675 Wb. I. 292.

676 Kees Н. Der Gotterglaube...S.217. Того же мнения придерживается и М. Валла: Walla М. Der VogeI...S.3.

677 Wiedemann A. Die Phonix -Sage...S. 105-106.

678 Ibidem. S. 105.


«Иероглифику» Гораполлона. Однако это очень поздний автор, который в силу объективных причин не был и не мог быть знакомым с целым рядом первоисточников. Как заключает М. Валла, предпосылки подобной ошибочной этимологии кроются в переносе символического значения Феникса в категории лингвистики: А. Видеман видел в Бену-Фениксе единственный и исключительный символ восходящего солнца.679

Рандл Кларк также допускал, что имя собственное «Бену» семантически связано с глаголами «светить» и «возвращаться». По его мнению, названия и камня Ьп и птицы bnw, скорее всего, происходят от одного и того же корня Ьп или wbn. Однако объясняет он это явление тождеством птицы «Ьп» с трясогузкой, которая обладала блестящим желтым оперением грудки и, тем самым, символизировала солнце681.

Как мы уже отмечали, изображение птички «Ьп» более напоминает зуйка, оперение которого было черного, бурого и белого цвета, и уже никак не могло «символизировать» солнце. Кроме того, подобный натуралистический символизм — слишком прямолинейное, в духе этнографической науки XIX века, объяснение происхождения явлений и категории мифологического сознания.

Скорее всего, птица-зуек действительно была древним тотемом, наименование которого, вероятно, входило в изосемантические ряды «порождать, производить на свет» —> «творить, создавать» и «строить, сооружать» —> «творить, создавать».

Рассмотрим лексические примеры, подтверждающие данный тезис.

«Строить, сооружать» —» «творить, создавать». Данный ряд реконструируется А.Ю. Милитаревым для северно-центрального семитского

6/^fl//aMDerVogel...S.3.

680 Clark R.T. The Origin...Р.17.

681 Ibidem P. 16, 18. Даже если принять версию, согласно которой птица Бен идентифицируется с трясогузкой,
то это, скорее всего, белая трясогузка (motalica alba).

682 Изосемантические ряды (по Майзелю) - «повторяемость смысловых переходов» (цит. по: Милитарев
А.Ю. Происхождение...С. 65). Подробнее теорию см.: Там же. С. 64-78.

683 Все приведенные примеры взяты из уже упомянутой статьи А.Ю. Милитарева.


праязыка (не позднее V тыс. до н.э.), в котором он развился из более древнего общесемитского и общеафразийского значения «строить».

Процитируем схему, представленную А.Ю. Милитаревым:

««Строить, сооружать» -> «творить, создавать».

4.1.а. Афраз. *Ьп «строить» —» Sem:

Акадск., аморейск., угаритск., древнеевр., финикийск., арабск., сабейск., - Ьпу

Либийский (восточнонумидийский) - Ъп «дом, семья, жена», Ьпу — «строить»

Египетск. (Др. Ц.) bnbn.t «вершина стелы или пирамиды»

bnw.t - «острый (строительный) камень»

4.1.6. «Северо-центральный»: акадск., аморейск., Ьпу «создавать», угаритский - bnw-п - «творение», bn-t - «TBapb»(creation), еврейск., Ьпу (wa — yyibdn yehowa 'dlohi'm 'at hasseldr rdsdr laqah min ha - 'adam I - 'issd...») - «И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену» (Быт.2:22); арамейск. (сирийский) Ьпу (man bna к? «Кто создал тебя?»), поздн. египетск. Ьпп «порождать, быть отцом, создавать».

Итак, А.Ю. Милитарев реконструирует семантему «творить» («строить», «сооружать»), опираясь на данные языков афразийской семьи686.

Попытаемся расширить его схему применительно к египетскому языку, учитывая, что семантема: «строить, сооружать» —> «творить, создавать», зачастую тесно связана с семантемой: «порождать, производить на свет, зачинать» —> «творить, создавать», принадлежа к единому полю значений.

1. «Порождать, производить на свет, зачинать» -> «творить, создавать»

|л о 687

la. bnw.t Л *>о — «животное перед спариванием» (Д.ц.)

__ v са\ ^7 - «женская грудь» (Ср.ц.)688

__ v сх\\^-«женское начало, зачатие(?)» (Ср.ц.)

Ьп^ - «маленькая птичка, зуек» (Др.ц.)690.

ЪппЛ^ч ^с=й _«phallus» (Поздн. вр.)691


 

Милитарев А.Ю. Происхождение... С.76:

6*5 Там же. С J3.

Сходные идеи были высказаны Дж. Бэйнсом {Barnes J. Bnbn...P.392).

687 Wb. I. 459. На наличие подобных коннотаций сексуального порядка указывал Дж. Бэйнс (Ibidem. Р.389-395).

688 Wb. I. 457.
Wb. I. 458. 690 Wb. I. 457. 691 Wb. 1.460.

68S, 689,



П A«WW\ Г) лял^М

16. bnn J —^; Л,— л - «порождать, производить».692 2. «строить, сооружать» — > «творить, создавать»

2а. Ьп Л ~~~ L1 _ «камень - Бенбен(?)» (Др. ц.).693

_.... —.^- «порог (дверь)» (Поздн. вр.).694

bnbn ЖЖ\Ї (вар. детерминативов - ІЛ^) - «камень, Бенбен?» (Др. ц.).

ЬпЬп^^У^~ - «бревно, брус для строительства» (Н. ц.).69

ЬпмлЛ о _Рсг^ - «тяжелый строительный камень, песчаник» (Н. ц.).

26. bnn Л. —. - «порождать, производить».698

Из вышеизложенного следует, что объединение в одном знаке понятий о камне «бенбен» и птичке -«Ьп», столь характерное для самой структуры египетского языка, на бессознательном уровне символизировало многообразие космогонических представлений, полисемию понятия «творение», возможно, восходящего к общеафразийскому значению *Ьп — «строить, сооружать».

Кроме того, учитывая принадлежность к одному семантическому полю слов «wbn», «bnbn» и «bn(w)» можно предположить, что в изречении 600 (§ 1652 Ь) нашли отражение представления о солнечной птице-демиурге, известные нам на изобразительном (визуальном) уровне ещё с додинастической эпохи и, вероятно, связанные общеафразийским значением *Ъп - «строить, сооружать».

Сказанное, однако, нельзя расценивать как единственно возможное объяснение этимологии слов «bnw» и «bnbn». На наш взгляд, это лишь одна из гипотез, не исключающая и возможности происхождения имени Бену от глагола «wbn» со значением «подниматься, светить», подчеркивающего солнечную природу этой птицы.

692 Wb. I. 460.

693 Wb. I. 457.

694 Wb. I. 460.

695 Wb. I. 459.

696 Wb. 1.459.

697 Wb. 1.458.

698 Wb. J. 460.


В эпоху Нового царства, как уже отмечалось, происходит «канонизация» образа Бену. Имя этого божества стало выписываться с детерминативом

стоящей цапли с двумя длинными перьями на голове.я\ Иногда добавлялся

также и детерминатив бога п.699

_.,____________ г ___________ г ______ ________________________ j. °Jr, Л о ?

Необычно написание имени этого божества на стене гробницы писца Рамеса из Дейр эль-Медины (время Рамсеса II), где оно представлено как

Jm_M> - bjn.701 Как полагает К. Зете, имя птицы передано в новоегипетской манере письма; знак (/) произносится как «оі», что дает автору право предположить, что имя bnw будет по-египетски звучать как ЬбіП или *Ь6іпе,

подобно тому, как слово bn.t — «арфа», имеющее коптский

эквивалент, звучит *bojnet. В. Шпигельберг согласился с огласовкой К. Зете и привел несколько демотических вариантов, где между «Ь» и «п» стоит «У». Однако, в свою очередь, В. Шпигельберг опроверг исключительно египетское происхождение имени Феникса и высказался против равенства (poivi^ и bnw.10A Следует отметить, что в египтологии сложились две основных концепции происхождения имени греческого Феникса. Ряд авторов предполагает исключительно египетское происхождение имени греческого Феникса - фоіУі^. Так, по мнению К. Зете, египетское слово «boin» греки передали более привычным им способом через греческое наименование (poivi£, которое было ему созвучно.

Согласно иной концепции, греки знали имя Феникса еще задолго до Геродота: имя (poivi^ встречается еще у Гесиода705 в значении «пальмовое дерево». Р. Ван Ден Брок, в свою очередь, также опровергает египетское

699 Wb. I. 458.

700 Ibidem.

701 Sethe К. DerName...S.85.

702 Ibidem.

703 Spiegelberg W. Zu demNomen...S.142.

1MClark R.T. The Origin...P.3-4. Подробнее о дискуссии между В. Шпигельбергом и К. Зете см. здесь же.

10$Ibidem Р. 3.


происхождение имени Феникса, утверждая и обосновывая происхождение его имени из линейного письма Б. Тексты, расшифрованные М. Вентрисом, содержат слово ро - ni - ke (ро - пі - ki - pi), которое переводится как «пальмовое дерево» или же «грифон».

Можно согласиться с замечанием Л. Какоши о том, что, хотя связь наименования мифологических птиц — Бену и Феникса с пальмой и объединяет две культуры — греческую и древнеегипетскую (греч. (poivi£, обозначает как птицу, так и дерево; в египетском отмечается фонетическое сходство bnw и bnr.t (bn.t) («пальма»)), однако это не доказывает

идентичность корней слов.

Этимология имени Бену тесно связана с его семантикой, особенно в космогоническом аспекте. Рассмотрим другие семантемы имени этого божества в синхронном срезе. Многие из них совпадают с уже выделенными нами в результате анализа изображений на додинастических и раннединастических памятниках, что свидетельствует об их архетипическом характере, принадлежности к области скрытых бессознательных структур, неких инвариантов, определяющих особенности мифологического мышления древних египтян.

7. Птица Бену как представитель верхнего мира, солярный и астральный символ.

Определяется на лексическом уровне идентичностью корней (основ) слов bnw и bnbn, принадлежностью к семантическому полю понятия «wbn» -«восходить», «светить», «подниматься», передающего с помощью тропического высказывания представления о природе солнечного света. Интересно, что одно из ритуальных обозначений «Ока Хора», относящееся

ко времени XIX династии — J «би».7 Данный факт позволяет

предположить причастность Бену к семантическому пучку: «глаз —> солнце»,

' Van Den Broek R. The Myth...P.62-63. 'KakosyL. Phonix...S.1031.


и отмеченному нами для эпохи додинастики, семантическому ряду: «глаз -солнце - птица».

Египетское наименование павиана, приветствующего солнце, на многих

гробничных изображениях и «виньетках» «Книги мертвых» — J о М «bnw»,709 что ещё раз подчеркивает причастность Бену на фонетическом и лексическом уровне к полю значений понятия о небесном светиле.

2. Бену - носитель идеи плодородия, связь с растениями.

Мы уже отмечали принадлежность Бену к изосемантическому ряду «производить на свет, зачинать, порождать» —> «творить, создавать».

Примечательна также связь Бену с растениями-носителями идеи плодородия:

2а. Л<=>\Ьпг- «пальма», х і bnr.t — «финиковая пальма»,

~Л<=>^хЬпг (bnj) - «быть сладким, приятным».711

26. О причастности имени Бену к представлениям о земном плодородии свидетельствует популярное с эпохи Нового царства название «поля» —

%., 712

оми «bn.t».

2в. Связь с водой, водным потоком - носителем плодородия.

Л ~vvvw Jj ЛЬпЬп - «вытекание»,713

J' Л;.............................. ____..................... 714

Ьпп - «вытекать», «протекать»,

3. Связь с нижним миром, хтоническими существами, смертью:

Л о жс=1\ \ \ bnw; bnw.t - «заболевание», «болезнь»,

AciJ^Jbnw.t - один из эпитетов Сета.7

4. Посредник, помощник человека, защитник в Царстве мертвых, связь
с Анубисом.


 

709 Wb. I. 458.

Wb. 1.461-462.

711 Wb. 1.462.

712 Wb. I. 458.

713 Wb. I. 459.

714 Wb. 1.460.

715 Wb. I. 458.

716 Wb. I. 459.



4a. Л — ^1 Ьяя - «имя бога-защитника» (змея).717

Согласно «папирусу Жюмильяк», Анубис превратился в змея Бенен, чтобы победить Сета. Два змея вышли из тела Анубиса и сожгли пламенем глаз своих крокодила, образ которого принял Сет.718

Специального внимания заслуживает значение детерминатива имени

Бену - цапли -2т. Этот детерминатив известен нам с эпохи Древнего царства, где он присутствовал в именах цапель rhcw, nwr и brh, представления о которых, как уже отмечалось, вошли составной частью в комплекс идей и представлений, связанных с образом Бену.

Следует особо обратить внимание на тот факт, что в эпоху Нового царства цапля Бену становится исключительно мифическим персонажем, о чем свидетельствует появление специального наименования для реальной

f Q-t 720

цапли------- \\ -/і Snt.j, которое писалось с тем же детерминативом, что и

имя «Бену». На фрагменте жертвенной надписи XIX династии специально подчеркивается, что божество, к которому, по видимому, содержится

обращение, называется «цапля Бену» [Л ]°Jr -/r„^w JT (b)nw Snt.j) (илл. 39).721 Это один из немногих, известных нам, текстов, где уточняется тот факт, что божество Бену является цаплей. Обычно в текстах употребляется просто имя «Бену» с детерминативом цапли без уточнения принадлежности божества к определенному виду птиц.

Любопытно, что фонетически и, отчасти, графически название этой

цапли (Snt.j) также связано с названием породы дерева — «акация» (— \\ Snt.j)722, что ещё раз подтверждает наличие семантемы: «дерево - птица» известной нам ещё по изображениям на додинастических сосудах.

717 Wb. I. 460.

VandierJ. Le papyrus...(XIII (14-26)-XIV(l). Перевод см с. 185-186 настоящей работы.

719 См. гл. II §4. С. 122-126.

720 Wb. IV. 519.

721 Martin G.T. The Tomb...P1.39. №136.
722Wb. IV. 519.


В Позднюю эпоху с детерминативом цапли выписывалось наименование

растений (<^=°!^ rdj.t).723

Связь цапли с представлениями о плодородии, богатстве, изобилии в полной мере проявились в персонифицированном эпитете Осириса bch, детерминативом имени которого, как уже было отмечено, служила цапля,

сидящая на шесте или насесте - ^.

Голова птицы с двумя длинными перьями(") использовалась в

качестве детерминатива для слов «зерно», «сосуд для пива», а также «макушка» (головы). Последнее значение подчеркивает семантику цапли, символизирующей верхний мир (солнце), согласно «анатомической»

классификации вселенной, характерной для многих культурных традиций.

Таким образом, семантика имени Бену свидетельствует о многообразии представлений, нашедших отражение в образе этого божества, большинство из которых уходят корнями в доисторические верования и ритуалы. Значение имени Бену тесно связано с его этимологией; можно определить несколько основных семантем:

1) «Бену» - космогонический символ (входит в семантический ряд «производить на свет, зачинать, порождать» —> «творить, создавать»);

2) «Бену» - носитель значения «плодородие», связь с растениями, водным потоком (Нилом);

3) «Бену» - связь с нижним миром, хтоническими существами, смертью;

4) «Бену» - посредническая, медиативная функция.

§ 2. Иконография Бену.

Начиная с эпохи Среднего царства, когда впервые детерминативом имени Бену была избрана цапля, этот образ навсегда прочно закрепился за солнечной птицей.

На изображениях в гробницах вельмож и царей, на папирусах «Книги Мертвых» и мифологических текстов «Литаний Ра» и т.д. Бену предстает в

723 Wb. П. 463.

724 Gardiner A. Egyptian Grammar. P. 474. №2.

725 Топоров В.Н. Древо...С.398-399.


облике цапли (Ardea cinerea или purpurea) (илл. 37). Мы уже приводили орнитологическое описание этих видов цапель, стоит лишь только отметить, что в данном случае идентификация вида не представляет особой сложности, поскольку мы имеем дело с цветным, раскрашенным изображением. Египетские художники с фотографической точностью воспроизводили характерные черты и особенности реальной птицы.

Мифологический образ Бену несколько отличается от реального прототипа. Обязательной чертой иконографии Бену стало наличие длинного хохолка на затылке, образованного двумя продольными чертами727 (илл. 37 т.д.). Если учесть, что в природе подобным обликом обладали лишь старые птицы вида Ardea cinerea, то, возможно, изображение Бену с двумя длинными черточками на затылке символизировало древность этой птицы, ее принадлежность к мифической космогонической эпохе, времени первопредков, легендарному «времени оно». На росписях в гробницах и на «виньетках» к папирусам ее оперение было голубым, зеленым и (или) слегка сероватым728 (илл. 37). По замечанию Р. Вилкинсона, этот факт имел символическое значение: «...цапля - древнейший символ первозданных вод и нильских наводнений, часто изображались в ярко-голубых тонах, несомненно, отличающихся от серого или светло-голубого оперения реальной птицы».72 Показателен тот факт, что на тех же росписях гробниц эпохи Среднего и Нового царства, в сценах реальной жизни, оперение цапли

, orv4 730

вполне соответствовало естественному, природному окрасу (илл. 30).

Отождествление Бену с великими общеегипетскими богами отразилось на иконографии этой птицы. Так, она часто изображалась в короне Осириса «Атеф» (илл. 37, 40, 41, 42, 43, 44 Ь), либо с солнечным диском на голове -символе Ра732 (илл. 44 а, 45).

726 См. с. 121-122 настоящей работы.

727 См. например, изображения Бену в гробницах Иринефера и Инхерхау (Desroches-Noblecourt С.
Egyptian...Р.25, 24), в гробнице Сеннеджема (Das Grab des Sennedjem...Tf. 102) и т.д.

728 Там же.

729 Wilkinson R. N. Symbol & Magic in Egyptian Art. L., 1994. P. 107.

730 См. например, изображения птиц в гробнице Хнумхотепа: ShedidA. Die Felsgraber...S.63.

731 На росписях гробницы Инхерхау (Desroches-Noblecoitrt С. Egyptian...Р.24), Сеннеджема (Das Grab des
Sennedjem...Tf. 102), на виньетке папируса Тауджера {Piankoff Л. The Litany...Р.90), на изображениях на


На «виньетках» «Книги мертвых» Бену в образе цапли, восседает на

піт

шесте (насесте) (илл. 46, 47, 48), что свидетельствует, с одной стороны, о параллелях с цаплей bch, с другой, о ее космическом значении, причем этот насест, имеющий треугольную форму, напоминает орнамент на додинастических сосудах, символизировавший маленькие «холмики» суши -варианты первобытного холма. Также очень часты изображения цапли Бену, находящейся в барке, путешествующей по ночному небосклону вместе с Ра, или перемещающейся по различным областям загробного мира в надежде предстать перед его правителем Осирисом734 (илл. 37, 45, 49, 58-60). О связи Бену с Осирисом и загробном миром (Дуатом), расположенным, согласно одному из вариантов космологических представлений египтян на западе, напоминают изображения, на которых божественная цапля восседает на штандарте Запада, например на росписях в гробнице Пашеду, а также на саркофаге № 11986 Берлинского музея736 (илл. 50).

Как уже отмечалось, в конце Нового царства происходит частичная антропоморфизация образа Бену. В Мединет-Абу «Бену, великий бог» — представлен в виде человека с головой сокола. На мифологических папирусах Бену изображен в облике стоящей мумии с головой цапли в короне Осириса, либо с солнечным диском Ра (илл. 44, 51). В некоторых случаях Бену приписываются и другие атрибуты Осириса, правителя загробного царства, например, посох (крюк) - hk3739 (илл. 44 с). Следует подчеркнуть, что посох hk? считался не просто атрибутом Осириса, но и

саркофагах XXI династии (Niwinski A. Catalogue... Р. 36, fig. 21 (саркофаг CG 6048), Niwinski A. The Second...Р. 48, fig.65 (саркофаг CG 6215), p. 57, fig.80 (саркофаг CG 6217).

732 На росписях гробницы Иринефера (Desroches-Noblecourt С. Op.cit. Р.25), на виньетке папируса Тауджера
(Piankoff A. Op cit. Р.92), на изображениях на саркофагах XXI династии (Niwinski A. The Second...Р. 81,
fig.l 13 (саркофаг CG 6191).

733 См. например, «виньетки» к главе СХ (Бадж У. Путешествие...С. 256, 257, 258).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-04-30; просмотров: 175; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.131.168 (0.172 с.)