Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Бену и представления о плодородии, связь с растениями.
Исходя из семантики имени Бену, правомерно утверждать наличие связи между почитанием этого Божества и египетским культом растений, восходящей к древнейшей мифологеме птицы, сидящей на ветвях мирового древа - лунарном или солярном символе. По мнению М. Бал, культ деревьев в исторический период происходил из местных культов, которые за короткий промежуток времени были соотнесены с общеегипетскими божествами в качестве их форм (проявлений) или атрибутов.928 В египетских источниках, особенно позднего периода, очень популярен образ Бену как солнечной птицы, сидящей на вершине дерева, В магическом папирусе Бремнер-Ринд (№ VIII; vs. 10, 8-13, 6) упоминается «Божественный Бену, сидящий на вершине ивы».929 Семантически связанным с этим мотивом представляется нам изображение на «виньетке» к LXIV главе «Книги мертвых» папируса Небсени (илл. 77). На «виньетке» показан покойный, поклоняющийся солнечному диску, находящемуся на вершине дерева. Сам текст главы содержит неоднократные упоминания и аллюзии на образ цапли Бену. Тексты саркофага принцессы Анхнеснеферибра гласят: «Она — дуновение его уст, она — великий Бену, рожденный на иве в «Доме Бену», принадлежащего к великому hw.t-sr в Гелиополе».93 Подобное же изречение содержит и «стела Меттерниха». На уже упомянутом обелиске Тутмеса III также говорится о «благородном дереве Ишед в храме Бену». Бену, сидящая на дереве, изображена также в гробнице Чати (XXV дин.), причем её солнечная природа подчеркнута сопоставлением с баркой Сокара, введенной в сюжетный ряд композиции (илл. 78). 8 Buhl М. L. The Goddesses of the Egyptian Tree Cult II JNES. Vol. VI. № 2 (1947). P.80. 9 Перевод А. Гардинера: Gardiner A. Hieratic Papyri...P. 75. 'llrk. IV. 2. 591. 2Belhtccio A. Le mythe....P.38. Fig.6. В качестве Ба Осириса Бену восседает на священном дереве рядом с гробницей Осириса (илл. 65). По предположению У. Баджа, ствол этого дерева является местом погребения Осириса.933 Таким образом, семантический мотив «птицы, сидящей на дереве» воплощает представления о Бену как олицетворении плодоносящих и животворящих сил солнца в его созидательном аспекте. Аналогичный мотив нашел отражение и в главе LXXXIII «Книги мертвых», где покойный, совершивший превращение в Бену, говорит о себе, «пророс я подобно «растущим», облачил я себя подобно «облаченным в панцирь» (черепахам)».934 В той же главе упоминается загадочный «водный поток, что был между ними»935 (т.е. между божествами, участвовавшими в судебном процессе между Хором и Сетом). Название водного потока по-
египетски - о ж Ч Ч г=с I (nwy) созвучно одному из наименований божества в облике цапли - о (nwr), культ которой в эпоху Среднего царства сливается с культом зуйка Бен, причем в 671 изречении «Текстов саркофагов» (Sp. 671, VI, 299 h, I) оба этих имени употребляются как синонимы. Таким образом, в LXXXIII главе «Книги мертвых», с одной стороны, подчеркивается связь Бену с Осирисом как богом «производительных сил природы» (ср. изображения «прорастающего» Осириса), с другой, указывается на уходящие в глубокую древность представления о мифических первопредках, обладающих растительным и/или зооморфным обликом. Например, в африканской мифологии существовали сюжеты, повествующие о дереве, из которого вышли первые люди и животные. Черепахе в сказках народов Африки приписывалась сверхъестественная причастность к миру магического, власть над деревьями, над водой. В этом контексте весьма примечательным будет вспомнить находки ритуальных объектов, относящихся к додинастическому времени, в
933 Budge. E.A.W. From Fetish...Р.99. Budge E.A.W. BD. 1898. P.18I (lines 3-4). 936 По выражению М.Э. Матье. (Матъе М.Э. Древнеегипетские...С.196-197). 937 Например: Там же. С. 199, рис. 29, 30. форме черепахи.939 Часты находки шиферных палеток в форме черепахи, относящиеся к эпохе Нагада I-II.940 Интересен фрагмент «Текстов саркофагов», повествующий о власти Бену над водным потоком (Sp.62,1, 267 с): «Управляешь твердо могуществом (своим) потоком водным вместе с цаплей Бену». О власти Бену над водным потоком, рекой идет речь и в CXXV главе «Книги мертвых»: «Сделал он так, по словам моим, чтобы перемещался я, будучи в реке, подобно птице Бену».941 Строки этого изречения вызывают ассоциации с другими цаплями, мыслившимися как воплощение первобытных вод; восставшими на клочке суши или «ветке» из глубин первозданного хаоса - цаплями Джебаут или brh. К сожалению, нам не удалось найти свидетельств, подтверждающих существование почитания цапли Джебаут в эпоху Нового царства, по всей видимости, культ её слился с культом Бену и brh. Цапля же brh в эпоху Нового царства, будучи персонифицированным эпитетом Осириса, возможно, приобретает статус божества. По-видимому, его почитали в XV нижнеегипетском номе (номе dhwty) — в местности brh («изобильный»)942. Некоторые исследователи считают её столицей этого нома 943.
Выше мы уже останавливались на роли цапли-Ьг/г в эпоху Древнего и Среднего царства. В период Нового царства brh в ряде случаев сливается с культом Бену (например, в астрономических текстах), но преимущественно существует самостоятельно. В LXIV главе «Книги мертвых» упоминается бог brh - km - wr D te, чьё имя во многом символично и подчеркивает его функции в качестве бога наводнений. Тот же бог упоминается, по-видимому, 939 Изображения см: Arkell A.J. The Prehistory of the Nile Valley II Handbuch der Orientalistik I hrsg. von B. Spuler. Leiden. Koln. 1975. Fig. 19. 940 Cialowicz K. Les palettes...P.35-37. w Budge E.A.W. BD. 1898. P. 247 (lines 9).
942 ~- ^. п-т.- /-..11 111.,1¾ ТураевБ.А. Бог Тот...С. 122-123: ШЙ. 943 MontetP. Geographie...P.138.. ^іііі^г-м^г и в XCVI (XCVII) главе «Книги мертвых»: «Я - божественный отец Бах, я утоляю жажду, я страж озер». Следует подчеркнуть, что наряду с именем бога слово «brhy> обозначало также и разливы Нила, наводнения, изобилие, достаток, благополучие. В одной из надписей благосостояние человека передается следующими словами: «могущественен он хлебами, богат (bch) он пивом».9 Рандл Кларк высказал любопытное заключение о происхождении и значении почитания brh: «представления о птице, сидящей на шесте или насесте и связанной с наводнением и изобилием заставляют нас задуматься, а не являются ли они сохранившимся фрагментом утерянной фольклорной тт 947 традиции о птице - «глашатае Нила», т.е. провозвестнице наводнения». Кроме того, с окончанием наводнения очень часто совпадало возвращение цапель после миграции, в огромном количестве восседавших на клочках суши и ветках, обнажившихся после спада большой воды. Таким образом, роль Бену, как божества плодородия, связь с культом растений, нашла отражение в семантическом мотиве солнечной птицы, сидящей на дереве, - олицетворении живительной силы дневного светила. Властвующий над рекой, «прорастающий подобно растениям», Бену, нередко, отождествлялся с Осирисом. Частично на возникновение подобных концепций повлияло слияние представлений о двух божествах, мыслившихся в облике цапли - Бену и brh. § 7. Роль Бену в космогонии. Бену и пространственно-временные категории древнеегипетского сознания. Причастность Бену к представлениям о царской власти. Как полагают исследователи древнейших форм религии и мифологии, основное содержание текстов мифологической или космологической эпохи 945 Поскольку это одно из немногих изречений, в котором имя Бах выписано с детерминативом бога zsA&smu^=m\ik I =w П J±j X ЗГ"П uj Ч J\ Я7І ZZ_Й1! Ш^Ш _М ""I п! (JnkjtntrBrh drjbtsiwS.w) 946 Urk. IV. 2. S. 430. 12-13. 941 1 Clark R.T. The Origin...P. 8. ™ Ibidem. P. 10. заключается в борьбе упорядочивающего космического начала с деструктивной хаотической стихией, в описании этапов последовательного сотворения и становления мира. Существенно, реально лишь то, что сакрально отмечено, сакрализировано, а сакрализировано только то, что порождено в акте творения, входит в состав космоса как его часть, выводимо из него, причастно ему.949 Поэтому не случайно, что египетские мифы, особенно в архаическую эпоху, преимущественно сводились к космогоническим и теогоническим спекуляциям, берущим свое начало в легендарном времени «оно», называемом египтянами sp tpy — «первый раз».950
Одной из самых древних и обладающих большим авторитетом древнеегипетских космогонических систем была гелиопольская. К ней вполне применима схема, выведенная М.Г. Хведелидзе для всех архаических мифов о сотворении: первобытный хаос (Нун) - бог-создатель - другие боги (вселенная).951 Богом-творцом в Гелиополе являлся Атум, который «подобно светоносному началу» восстал некогда из глубин водного хаоса Нуна. Кроме того, в Гелиополе, судя по всему, было распространено в эпоху Древнего царства представление о птице-демиурге Бен(у), имевшем нижнеегипетское происхождение.953 В результате соединения этих двух концепций и появилось на свет знаменитая глава 600 «Текстов пирамид», неоднократно упоминавшееся в настоящей работе. Приведем его здесь полностью: Sp. 600 § 1652 a-c(N 663): «Говорить слова: О, Атум-Хепри, возвысился ты как возвышенность, 949 Топоров В.Н О ритуале...С. 9-13. 50 Ср. интерпретацию древнеегипетской космогонии Я. Ассманом (Ассман Я. Египет...С. 186-191) и Э. Хорнунгом (Hornung Е. Idea...Р. 39-54). 951 Хведелидзе М.Г. Два понятия вечности в космогониях Древнего Египта // МЕРОЭ. Вып.З. М., 1985. С.239; Максимов Е.Н. Древнеегипетская гелиопольская космогоническая система (опыт моделирования) // Тутаихалюн и его время. M., 1976. С.119-128. 952 / 953 Нам сложно с уверенностью утверждать исключительно гелиопольское происхождение Бену. ' 954 По древнеегипетски "1сГ - глагол, означающий «подниматься», «возвышаться» (Wb. V. 3), является Макашов Е.Н. Древнеегипетская...С.121. Поднялся ты как камень Бенбен в «Доме птицы Бен» в Гелиополе (Воссиял ты подобно птице Бен из камня Бен в «Доме птицы Бен» в Гелиополе).955 Выплюнул ты Шу («Выплюнутого»), изверг ты Тефнут («Извергнутую»).956 И возложил ты руки свои позади их (т.е. обнял их), подобно Ка. Дет Да пребудет Ка твое в них».
Р. Кларк считал, что Бену введена искусственно в это и в другие космогонические тексты эпохи Среднего царства (СТ. 76 а-с, II, 4) и не -958 соответствует структуре и концепции соответствующих изречении. Действительно, как уже отмечалось выше, здесь явно осуществлен синтез двух концепций - бога-демиурга Атума959 и первопредка-творца птицы Бену. Однако сам по себе мотив птицы-демиурга нельзя назвать нетипичным как в египетской — светозарная субстанция Ах, мыслившаяся, по-видимому, изначально в образе хохлатого ибиса, так и в африканской мифологии. Как полагает М.И. Шахнович, он возник потому, что в образах птиц некогда олицетворяли небо, солнце, луну и звезды. В Дагомее название бога молнии Кхесо состоит из двух слов: «кхе» - птица и «со» - огонь.960 Позднее эти 955 О различных вариантах перевода данного фрагмента см. § 1 гл. IV. В данном случае мы также имеем дело с «игрой слов»: глагол "/£?" -«выплевывать» является однокоренным собственному имени существительному "£и>", а глагол "{/" - собственному имени существительному "tfn.t". 957 Spr 600 § 1652 a-d (N 663). В виду исключительной важности этого изречения для реконструкции космогонических представлений древних египтян приведем иероглифический текст полностью: UJ-^k^-J-okS о ,,-, = ^^^=15¾^^ ,-^ ґ-f P-&U + V-4M * a. dd mdw: tm hprr ki.n=k m kll b. wbn.n=k. m bnbn m hw.t-bn (вар. wbn.n=k m brt n bn m hw.t-bri) m Jwnw d. wdj.n=k c.wj=k hi=sn m kS wn ki=k jm=sn Ср. также вариант перевода этого изречения Я. Ассманом: Ассман Я. Египет...С. 187. 955 Clark R.T. The Origin...P. 119-121. 959 На значение Атума в качестве бога-творца указывает также изречение 1248a-d «Текстов пирамид», в 960 Шахнович М.И. Первобытная мифология и философия. Л., 1971. С. 134. зооморфные первопредки либо приобретали человеческие черты, либо, как в гелиопольской космогонии, объединялись с антропоморфными. Схожие представления мы находим и в африканских сказках. У народности луйя существует легенда о птице - Налунгвана (вид трясогузки), которая советует главному божеству как создать человека.961 Кроме того, определенные параллели прослеживаются и между холмом Ш, отождествляемом в данном изречении с Атумом, и холмом Ьпп, семантически близким Бену. И тот, и другой можно считать вариантами прахолма, первоматерии, суппорта для светоносного начала Атума962 и Бену. Упоминается первобытный холм (кЗЗ) и в других изречениях «Текстов пирамид»: «Возвысился ты в имени этом своем «возвышенность» (холм) (глава 587, изречение 1587с).963 На трех каменных сосудах, обнаруженных в из пирамиде фараона Джосера упомянуто святилище «Холмы богов» (k33w ntrw), по всей видимости, имевшее отношение и к храму камня Бенбен {hwt bnbri). Р. Кларк даже склонен называть прахолмом не камень bn (bnbn), а именно холм кЗЗ.965 Он даже предположил, что название k33w ntrw относилось ко всему гелиопольскому святилищу, а храм hwt bnw был его частью.
Тем не менее, факты не позволяют согласиться с выводом Р. Кларка об искусственном включении Бену в гелиопольскую космогонию. На наш взгляд, приведенный выше фрагмент «Текстов пирамид» отражает определенный этап формирования концепции создания вселенной и служит наглядным примером того, как эволюционировали концепции, объясняющие события мифического прошлого, легендарного «времени оно». Божество Бену включено и в гелиопольскую космогонию эпохи Среднего царства - в т.н. «Тексты Шу» (СТ. 76, II, 4 а-с). Они повествуют о появлении на свет бога Шу, которого выплюнул «Атум, как слюну из уст своих вместе с сестрой моей (т.е. Шу) Тефнут. Пришла она позади меня (т.е. 961 Котляр КС. Мнф...С44. 962 Максимов Е.Н. Древнеегипетская...С. 121. 963 kij=k т rn=kpw ki. Транслитерация С. Бикель (Bickel S. La cosmogonie... P.68). Подробнее о символике и 964 Савельева Т.Н. Храмовые хозяйства Египта времени Древнего царства (III — VIII дин.). М., 1992. С.25-26. 965 Clark R.T. The Origin...P. 15. родилась после Шу). Крепок я дыханием (исходящим) от плоти Бену-Ра. И создал Атум себя сам, (пребывая) в hhw, Nw, KKw и tnmw».961 По мнению Я. Занди, последние наименования свидетельствуют о пребывании Атума в пределах первобытного хаоса до акта творения. Под Nw подразумеваются инертные воды хаоса, отождествленные позднее с богом Нуном, олицетворением первобытного океана, называемым также it ntrw, «отец богов». Остальные «субстанции» также имели отношение к миру хаоса, противоположенного миру творения, упорядоченной вселенной. Так, термин hhw означал некий «бесконечный поток», KKw — «вечную тьму», tnmw — «затерянность». По мнению Р. Кларка, перевод которого не совсем точен, Бену выступает в этом и ряде других фрагментов как «душа жизни», возрождающая себя из поколения в поколение.970 Более убедителен Я. Занди, предложивший свой вариант перевода, доказывающий, что Бену является в «Текстах Шу» птицей-демиургом, сопричастной процессу творения. В рассматриваемом изречении важна фраза, где упоминается «дыхание, исходящее от плоти (из глотки) Бену». Как продолжение его можно рассматривать эпитет, принадлежавший согласно СХХ главе «Книги мертвых» Бену: это божество говорит о себе: «Это я — нос господина ветров, дающий жизнь народу всякому».971 По предположению Я. Занди, Бену сосуществует с Атумом, и из его (Бену) глотки исходит дыхание, окутывающее Шу. Таким образом, Шу обязан своей жизнью и Атуму, и Бену.972 В качестве иллюстрации к этим мифологическим сюжетам интересно рассмотреть одну бушменскую сказку, повествующую о том, что «ветер некогда был человеком, который странствовал по земле. Сейчас он — птица, летающая высоко. Он превратился в птицу, которая летает, в птицу, которая 9 Sp. 76, II, 4 а-с. Вариант перевода см. Bickel S. La cosmogonie... Р.240. 968 Zandee J. Review of R.T. Randall Clark...P. 116. 969 Allen J. P. Middle Egyptian...P. 126. Подробнее об этих субстанциях см: BickelS. La cosmogonie... P.26-29. текста, выполненный самим Я. Занди. (Zandee J. Op. cit. P. 115-116) 971 Budge E.A. W. BD. 1898. P. 252 (line 18). 972 Zandee J. Op. cit. P. 116. больно клюет нашу кожу, в птицу, которую мы чувствуем, в птицу, которую мы слышим, в птицу, увидеть которую мы не можем».973 Таким образом, мотив птицы-ветра, птицы-дыхания, дающей жизнь, является общераспространенной мифологемой, обладающей в египетской традиции еще и космогоническим значением. Представления о птице, летавшей над водами хаоса в начале творения мира, сохранились и в текстах эпохи Нового царства. В CXXXIII главе «Книги мертвых», озаглавленной: «О совершении превращения в Бену», умерший, отождествленный с Бену, произносит следующее: «Летал я в облике первобытного бога,974 возник я как Хепри975». Более того, в одном из поздних гимнов Бену отождествляется с Ну ном. Связь образов Бену и Хепри прослеживается также и в надписи на сердечном скарабее с изображением божественной цапли: «Я - Ба Хепри». По-видимому, эти мотивы восходят к архаическому космогоническому мифу, зафиксированному ещё в «Текстах пирамид» (§ 1652 а-с). О значении Бену как демиурга, активной созидательной силы свидетельствует и эпитет «hpr ds.f» («создавший себя сам»), скорее всего заимствованный у Ра-Атума и встречающийся во множестве текстов, относящихся ко времени Нового царства и Позднего времени. О широком распространении подобных представлений свидетельствует тот факт, что данный эпитет встречается в основном на памятниках, относящихся к сфере т.н. «народной религии» — в магических папирусах, 973 Котляр ЕС. Миф...С. 71. 974 Букв, «летающий». 9 Букв, «возникающий». Поскольку изречение буквально построено на «игре слов», которую, на наш взгляд, не всегда возможно адекватно отразить при переводе, приведем полностью иероглифический текст: °Ж\^1к\Ж\^\® №^1к\ф(ipii.n=j т pi.wj.jw hpr.n-j т hpr). 976 Junker Н. Das Gotterdekret... S. 1. О 1L.& 977 Budge E. A. W. The Mummy... P. 311 -312. ^* JT" W (jnk Ы hpr.J) 978 См. например, магические папирусы Бремнер-Ринд VII, rt. 5 (2-5), Бремнер-Ринд IX, vs. 1-11 (Gardiner A. надписях на саркофагах XXI династии.979 В некоторых надписях изначальное космогоническое значение Бену сочетается с приобретенными позднее функциями Бену - божества Царства мертвых. Так, в одной из надписей на саркофагах упоминается «Бену, божественный, появившийся перед Дуатом»,980 «Бену, божественный, создавший себя сам, Бог Великий перед ПО 1 Западом». ' В позднем гимне посвященном Бену в его ипостаси Ба Осириса божественная цапля названа «единственным творцом всего, что существует».982 О связи Бену с Атумом повествуют и магические папирусы (Бремнер-Ринд, VII - IX). В одном из них говорится о божественном Бену (у А. Гардинера Феникс) «который сидит на вершине ивы. Поздравления тебе! Атум — твое имя». Представления о роли Бену в сотворении мира тесно связаны со значением Бену как символа пространственно-временных циклов. Благодаря отождествлению Бену и Осириса в 335 изречении «Текстов саркофагов» (IV, 199-201), Бену назван «контролером того, что было».984 Это же изречение вошло и в «Книгу мертвых» (глава XVII).985 Так, согласно варианту папируса Небсени оно звучит так: «Я — тот Бену, что бог в Иуну, контролер того, что было. - Кто же он? - Это - Осирис, что касается того, что было, бог великий! 979 Например: Л У ° JT JV I^J^O : Niwinski Л. The Second...Р. 2 (саркофаг CG6080), °]ґ IffiJ^ Ibidem. P. 48 (саркофаг CG 6215); Jv ° H йс 1°: Ibidem. P. 94 (саркофаг CG 6152) и т.д. 980 Ibidem. P. 1 (саркофаг CG6080) Bnw ntr.j hpr.w r-hi.t Dwi.t 981 Ibidem'?. 41 (саркофагCG 6184) Bnw ntr.j hpr ds=fntr ri n Jmn.t.t 982 _L J_a -^ J? zzzz sx і (wcwr.w Ш wnn.t) {Junker H. Das Gotterdekret...S.l). 983 Перевод А. Гардинера: Gardiner A. Hieratic...P.75. Г, A □ ~*~- S^Z --^-. осі--------- (Sjp n ntt wn). Подробный филологический анализ этого выражения см: Bartel H.-G. «Ichbin...».S. 37.Add.10. 985 Варианты этого изречения в различных религиозных текстах см: Urk V. S. 17-18. Другая речь: і -Это - вечность вместе с бесконечностью. Относительно вечности, он (это) - день. Относительно бесконечности — он (это) ночь». Как следует из приведенного примера, Бену в «Книге мертвых» вслед за Осирисом получает эпитет «контролер (хранитель проверок) того, что было». «Все, что было» интерпретируется как nhh и ф (вечность и бесконечность). Подобным же эпитетом Бену наделяется в тексте часовен Ра-Хорахте, Амона-Ра и Исиды заупокойного храма Сети І в Абидосе. Таким образом, Бену оказывается вовлеченным в пространственно-временные категории, будучи олицетворением определенных циклов бытия, — nhh и dt, являя собой некий третий инвариант этих понятий. На одном из QOO (илл. 81). В уже упомянутой XVII главе «Книги мертвых» утверждается, что вечность — это день, а бесконечность — это ночь. Более того, некоторые исследователи склонны полагать, что эти термины (фи nhh) представляют собой определенные категории понятий: Шу — назван nhh, а Тефнут — ф (СТ. II, 28d), в «Книге мертвых» Ра - nhh, а Осирис - ф (гл. XVII). В. Вестендорф таким образом разграничивает эти категории:98 Nhh dt Мужской (отец, женский (мать, жена, супруг, сын) дочь) Подвижный неподвижный День /солнечный ночь / темнота свет «посюсторонний» / потусторонний земной Порядок Хаос 986 Budge E.A.W. Catalogue of Egyptian Religious...P.89-90. Другой вариант этого изречения, где «титул» Бену — «контролер (хранитель проверок) того, что было» выписан полностью см: Budge E.A.W. BD. 1898. Р. 53 9*7BartelH.-G. «Ich bin...». S. 37. 988 PicmkoffA. Mythological...Pl.l 1. 989 WestendorfW. Zweiheit, Dreiheit und Einheit in der altagyptischen Theologie II ZAS 100 (1973). S. 12-13. Ра, Хор Осирис Баї 'душа труп, тело Божественная цапля Бену, отождествленная одновременно и с nhh и с dt исполняет уже не раз нами упомянутую посредническую функцию. В качестве существа, обладающего качествами и nhh (солнечная природа, Ба Ра, хранитель порядка («контролер того, что существует» {sip п ntt wri), олицетворение сил земного плодородия, связь с Ра и Хором), и dt {Ба Осириса, связь с загробным миром, Бену в облике мумии, (илл. 44, 51) представления о мертвом Бену) Бену сглаживает («снимает») фундаментальные противоречия человеческого бытия: между жизнью и смертью, миром богов и миром людей, днем и ночью и т.п.990 Неслучайно в LXXXIII главе «Книги мертвых» покойный, которому знание этого заклинания гарантировало превращение в Бену, говорит о себе следующее: «Я - порождение бога всякого, я день вчерашний четырех из семи змеев, что воссущестовали на Западе».992 В магических папирусах Бену получает эпитет «бог миллионов лет», 3 называется «парой львов», "4 т.е. Шу и Тефнут — день вчерашний и день завтрашний. Последний эпитет иллюстрирует «виньетка» папируса Ани, где птица Бену представлена рядом с двумя львами, Шу и Тефнут, между 990 См. также нашу статью: Tolmatcheva Е. A Reconsideration of the Benu-bird in Egyptian Cosmogony. II 991 Букв, «плод» - Wb. V. 495. 992 Поскольку смысл этого изречения темен и предусматривает возможность самых разных толкований jnk dkr.w ntr nbjnk sfifd.wnfr.wt 7 ip.w hpr.w m Jmn.t.t Существует несколько вариантов перевода этого изречения, поскольку фраза: «День вчерашний четырех из семи змеев (уреев)» вызывает недоумения и предполагает многочисленные толкования. Так, Р. Фолкнер переводит эту фразу как: «I am essence of every god, I am the seventh of those seven uraei who came into being in the West» («Я - сущность любого бога, Я — седьмой из тех семи уреев, что обрели существование на Западе»(Faulkner R.O. The Egyptian Book...P1.27). Э. Хорнунг приводит следующий вариант перевода: «Ich bin das Gestern, (bin) dieser von jenen vier (Var.: sieben) Uraen, die im Westen cntstanden sind» («Я - день вчерашний. Я — этот из тех четырех (вар. семи) уреев, которые возникли на Западе») (Hornung Е. Das Totenbuch der Agypter. Zurich. Munchen. 1990. S. 170-171). По мнению Рандала Кларка, в данном случае подразумевается некий не сохранившийся цикл мифов, связанный с семью змеями, проглоченными Гебом в облике змея, следы которого присутствуют в «Текстах пирамид» и «Текстах саркофагов»: Clark R.T. The Origin...P.l 13. 993 Gardiner A. Hieratic..P. 59, 76. Ibidem. которыми помещен иероглиф горизонта ЪЫ, а рядом с каждым -слова — dwrw (день завтрашний) и sf (день вчерашний)(илл.79, 80). В этом контексте следует трактовать и многочисленные известные изображения Двух Бену (илл. 50, 52, 53, 54 a-b,, 55, 56). Наиболее показательна в этом смысле «виньетка» Мифологического папируса Парижской национальной библиотеки996 (илл. 54а), символический ряд которой позволяет предполагать наличие определенных параллелей между образом Бену и двумя львами горизонта - Акером. По мнению Эссама эль-Банны, вся композиция символизирует появление солнечного диска на горизонте. Скарабеи, сопровождающие изображения двух Бену, означали рождение и обновление звезд. Мумифицированная фигура символизировала солнце умершее, день уходящий, а солнечный диск, покоящийся между двух горизонтов, - солнце возрождающееся, день наступающий. Вслед за О. эль-Банной мы можем утверждать, что «...Два Бену исполняют в данном случае функции Акера, двух львов, охраняющих два горизонта, за которыми солнце скрывается утром и вечером».997 Перемещение Бену по ночному небу в качестве планеты Венеры имеет также отношение и к роли этой божественной птицы в концепциях пространства и времени. Значение, которым божественная цапля обладала в древнеегипетских представлениях о пространстве и времени, подтверждается эпитетом — <mb hb-sd» («Господин Хеб-седов») (илл. 82), принадлежавшим Бену, согласно т.н. «фаюмскому папирусу».998 Как известно, именно на хеб-седных фестивалях фараон магически «возрождал» свою власть, особенно в её жреческом аспекте. Подобный эпитет позволяет затронуть проблему причастности Бену к идеологии царской власти. Представления, связанные с царской властью в древнеегипетской религии и мифологии отличались сложностью и 995 Faulkner R.O. The Egyptian...Р1.7. 996 Essam El-Banna. Deux etudes...P. 166, fig. 3. 998 Van Den Broek R. The Myth... P.23. запутанностью. По мнению ряда исследователей, для египетской мифологии характерно сближение трех основных мифологических циклов: космогонического, солярно-суточного,и календарно-хтонического, каждый из которых выстраивался по одной и той же структурной схеме, объединяющей три ипостаси единой мифологической концепции борьбы. С одной стороны - свет, Нил, жизнь, плодородие, солнце, фараон - т.е. космос, с другой - тьма, засуха, смерть, соперники, водяные чудища, азиатские кочевники.999 Космогонический, «исторический» и календарный аспекты были сглажены и являлись проекциями единой мифологемы, основу которой составляла фигура Фараона — единственного посредника между землей и небом, ответственного за космический, исторический и календарный порядок. Практически все образы древнеегипетской мифологии так или иначе взаимодействовали с фигурой фараона и входили составной частью в концепцию царской власти. Не был исключением и образ птицы Бену. С некоторыми оговорками можно признать предположение Дж. Брестеда, о том, что Атум в образе птицы Бену восседал на вершине камня Бенбен, который он считает прообразом пирамиды.1001 Камень Бенбен, как предполагает исследователь, стоял на самом священном месте в Солнечном храме Гелиополя. Таким образом, царь покоился под символом солнечного е- " 1002 бога, и пирамиды находились под его защитой. А. Беллуцио трактует миф о Бену (Фениксе) в свете концепции единосущности царственных отца и сына, причем сокол Хор и цапля Бену рассматриваются как явления одного порядка. Бену сопоставляется с Осирисом в его значении царя-отца, символа «умирающей» царственности и с Хором в значении царства возрождающегося, олицетворяя тем самым циклический характер представлений о власти фараона, её астрально- Меяетинский Е.М. Поэтика...С.220-221. юТам же. С.255. " Breasted J. Н. Development...Р.72. космическую природу и обусловленность в событиях космологической эпохи. Действительно, благодаря своей связи с Ра, Хором, солнечной природой, Бену имел отношение к концепциям царской власти. Отождествление с Осирисом привносило эсхатологические мотивы, свидетельствовало о вечно обновляющейся сущности Бену. Эти факты, во многом, и объясняют эпитет Бену «господин Хеб-седов». Восшествие на престол нового царя обозначало возрождение времени, соответствовало мифическому началу творения, реставрации легендарного 1004 -о «золотого века», что находит прямые параллели с ролью Бену в процессе сотворения мира. Цапля, почитавшаяся в древнейшей египетской столице — Буто (Джебаут), еще со времени начала образования египетского государства и оформления концепции царской власти была связана с хеб-седными ритуалами. Мы уже отмечали в предыдущих главах, что в эпоху Среднего царства произошло слияние представлений о божествах цаплях с образом Бену. В частности, на рельефах Сенусерта III (илл. 20, 21) черты иконографии цапли дополнены новыми, принадлежащими уже Бену (хохолок, образованный двумя перьями в затылочной части головы). Традиция изображений цапель - деятельных участников хеб-седных ритуалов, была продолжена и в более поздний период. Так, изображение на саркофаге № 11986 из Берлинского музея (илл. воздвижением обелиска, символизирующего столб Джед. На штандарте запада восседает цапля в короне Осириса. На рельефах XXVI династии из Мемфиса (илл. 26), передающих царские ритуалы, впервые опубликованных Ф. Питри10 7, в правом нижнем углу изображена цапля на шесте. Это изображение поясняется иероглифической подписью dbr.w.t, что, по всей 1003 BelluccioA. Le mythe....P.21-30. 1004 Bleeker С. J. Egyptian...P.96 - 123. 1005см. гл. II § 4. 1006 MbllerG. Das//b-&/des...Tf.l. 1007 Kaiser W. Die dekorierte...S.147, Abb.4. видимости, является поздней реминисценцией ритуалов почитания цапли -древнейшего божества Буто. Надпись на обелиске Тутмеса III из Гелиополя гласит: «<...>тп. hpr-rc. Обогащение для него. Преумножает владыка богов для него хеб-седы (которые записаны) на листьях благородного дерева Ишед внутри «Дома Бену» (hw.t-bnw)».ms Согласно этому источнику, дерево Ишед, обладающее сакральным и культовым значением, на листьях которого, по легенде, записывались все хеб-седы фараонов, располагалось в храме Бену. Более того, по предположению некоторых исследователей, именно храм Бену в Гелиополе (hw.t-bnw) был центром, где контролировалось проведение всех ежегодных и ежемесячных календарных празднований. На рельефе храма Мединет-Абу фараон Рамсес III изображен перед богами Хором, Сехмет и Бену (илл. 38).1010 В левой части композиции Рамсес III совершает возлияния и приношения благовониями Сехмет и Хору, представленными в зооантропоморфном облике. Титры, поясняющие композицию гласят: «Сказано Хором [...] богом великим, пребывающим в Пер-Джаджа, богом великим: дал я тебе хеб-седы многочисленные! Дал я тебе отвагу господина победителей (сильных)». Далее следуют аналогичные славословия от имени Сехмет, богини Пер-Джаджа. Справа Рамсес III изображен стоящим перед Бену. Следует особо подчеркнуть, что Бену в данном случае предстает в облике человека с головой сокола. Также создается впечатление, что правая и левая части композиции отчасти симметричны друг другу, что, по-видимому, должно было подчеркивать родство между Бену и Хором. Впечатление усиливалось и за счет определенных повторов в надписях. Итак, Рамсес III совершает приношения в виде стеблей папируса для Бену, великого бога (илл. 38). Титры гласят: «Приношение растений отцу [его?...]. Сказано Бену, богом великим, дарую я тебе хеб-седы (принадлежащие) Ра! Дам я тебе вечность (пребывания в качестве) царя 1008UrkIV.2.591. 1009См, например: ClarkR.T. The Origin...P. 108 - 109. 1010The Temple...Tf.553. Верхнего и Нижнего Египта [господина Обеих Земель] «Усермаатра Мериамона» сына Ра, господина проявлений «Рамсеса Хека Иуну». Приведенный фрагмент свидетельствует как о наличие определенных коннотаций в иконографии Бену и Хора, факт подтвержденный множеством примером из письменной и изобразительной традиции, так и о том значении, которое приписывалось Бену в хеб-седных ритуалах. Так, Бену, подобно Ра, назван «отцом» царя, а также дарует ему многочисленные хеб-седы и даже «вечность (пребывания в качестве) царя Верхнего и Нижнего Египта». Кроме того, особого значение заслуживает указание текста на то, что Хор и Сехмет «проживают» в Пер-Джаджа, т.е. являются покровителями местности рг-фф в VII верхнеегипетском номе. Согласно иным источникам, нам известно о наличие почитания Бену в том же районе, т.н. pr-bnw.mi Принимая во внимание наличие текстуальных параллелей в обеих частях композиции, а также общность композиционного замысла можно предположить, что в данном случае имеется в виду ипостась Бену как господина Пер-Бену, располагавшегося в VII номе Верхнего Египта, вблизи г. Ху (Diospolis Parva). В текстах «титров» (надписей), сопровождавших хеб-седный бег фараона часто встречается эпитет jhht, выписанный в ряд случаев с детерминативом цапли Бену либо ибиса — 3h.w. По мнению Г. Кееса, этот эпитет был присущ богине Хатхор и свидетельствовал о ее функциях защитницы царя.1013 Целью обычного ритуального бега было принесение даров божеству для получения от последнего благословления и обещания благоденствия. Подбегая к статуе божества, царь подносил жезл с символами жизни, процветания, сосуды со «свежей водой» - символы нильского разлива, или же фетиш - птицу rh (или bch), также символ разлива.1014 Так, в гробнице Рехмира, визиря Тутмеса II, в Фивах, изображен фараон в короне Атеф с посохом в руках, навершие которого представляет собой 1011 Подробнее см. с. 169 настоящей работы. 1012 Kees Н. DerOpfertanz des agyptischen KOnigs. Leipzig. 1912. S. 4-21. 1013 Ibidem. S. 20. 1014 Матъе М.Э. Хеб-сед (из истории древнеегипетской религии) // Она оке. Избранные труды по мифологии
|
||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2019-04-30; просмотров: 152; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.169.94 (0.216 с.) |