Бену и представления о плодородии, связь с растениями. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Бену и представления о плодородии, связь с растениями.



Исходя из семантики имени Бену, правомерно утверждать наличие связи между почитанием этого Божества и египетским культом растений, восходящей к древнейшей мифологеме птицы, сидящей на ветвях мирового древа - лунарном или солярном символе.

По мнению М. Бал, культ деревьев в исторический период происходил из местных культов, которые за короткий промежуток времени были соотнесены с общеегипетскими божествами в качестве их форм (проявлений) или атрибутов.928

В египетских источниках, особенно позднего периода, очень популярен образ Бену как солнечной птицы, сидящей на вершине дерева, В магическом папирусе Бремнер-Ринд (№ VIII; vs. 10, 8-13, 6) упоминается «Божественный Бену, сидящий на вершине ивы».929

Семантически связанным с этим мотивом представляется нам изображение на «виньетке» к LXIV главе «Книги мертвых» папируса Небсени (илл. 77). На «виньетке» показан покойный, поклоняющийся солнечному диску, находящемуся на вершине дерева. Сам текст главы содержит неоднократные упоминания и аллюзии на образ цапли Бену.

Тексты саркофага принцессы Анхнеснеферибра гласят: «Она — дуновение его уст, она — великий Бену, рожденный на иве в «Доме Бену», принадлежащего к великому hw.t-sr в Гелиополе».93 Подобное же изречение содержит и «стела Меттерниха». На уже упомянутом обелиске Тутмеса III также говорится о «благородном дереве Ишед в храме Бену».

Бену, сидящая на дереве, изображена также в гробнице Чати (XXV дин.), причем её солнечная природа подчеркнута сопоставлением с баркой Сокара, введенной в сюжетный ряд композиции (илл. 78).

8 Buhl М. L. The Goddesses of the Egyptian Tree Cult II JNES. Vol. VI. № 2 (1947). P.80.

9 Перевод А. Гардинера: Gardiner A. Hieratic Papyri...P. 75.
°Sander-Hansen С. E. Die religiosen... S.128.

'llrk. IV. 2. 591.

2Belhtccio A. Le mythe....P.38. Fig.6.


В качестве Ба Осириса Бену восседает на священном дереве рядом с гробницей Осириса (илл. 65). По предположению У. Баджа, ствол этого дерева является местом погребения Осириса.933

Таким образом, семантический мотив «птицы, сидящей на дереве» воплощает представления о Бену как олицетворении плодоносящих и животворящих сил солнца в его созидательном аспекте.

Аналогичный мотив нашел отражение и в главе LXXXIII «Книги мертвых», где покойный, совершивший превращение в Бену, говорит о себе, «пророс я подобно «растущим», облачил я себя подобно «облаченным в панцирь» (черепахам)».934 В той же главе упоминается загадочный «водный поток, что был между ними»935 (т.е. между божествами, участвовавшими в судебном процессе между Хором и Сетом). Название водного потока по-

египетски - о ж Ч Ч г=с I (nwy) созвучно одному из наименований божества в

облике цапли - о (nwr), культ которой в эпоху Среднего царства

сливается с культом зуйка Бен, причем в 671 изречении «Текстов саркофагов» (Sp. 671, VI, 299 h, I) оба этих имени употребляются как синонимы. Таким образом, в LXXXIII главе «Книги мертвых», с одной стороны, подчеркивается связь Бену с Осирисом как богом «производительных сил природы» (ср. изображения «прорастающего» Осириса), с другой, указывается на уходящие в глубокую древность представления о мифических первопредках, обладающих растительным и/или зооморфным обликом. Например, в африканской мифологии существовали сюжеты, повествующие о дереве, из которого вышли первые люди и животные. Черепахе в сказках народов Африки приписывалась сверхъестественная причастность к миру магического, власть над деревьями, над водой. В этом контексте весьма примечательным будет вспомнить находки ритуальных объектов, относящихся к додинастическому времени, в


Ibidem, (line 6). 938 Котляр КС. Миф...С.128-129.
934 935

933 Budge. E.A.W. From Fetish...Р.99. Budge E.A.W. BD. 1898. P.18I (lines 3-4).

936 По выражению М.Э. Матье. (Матъе М.Э. Древнеегипетские...С.196-197).

937 Например: Там же. С. 199, рис. 29, 30.



форме черепахи.939 Часты находки шиферных палеток в форме черепахи, относящиеся к эпохе Нагада I-II.940

Интересен фрагмент «Текстов саркофагов», повествующий о власти Бену над водным потоком (Sp.62,1, 267 с): «Управляешь твердо могуществом (своим) потоком водным вместе с цаплей Бену». О власти Бену над водным потоком, рекой идет речь и в CXXV главе «Книги мертвых»: «Сделал он так, по словам моим, чтобы перемещался я, будучи в реке, подобно птице Бену».941

Строки этого изречения вызывают ассоциации с другими цаплями, мыслившимися как воплощение первобытных вод; восставшими на клочке суши или «ветке» из глубин первозданного хаоса - цаплями Джебаут или brh. К сожалению, нам не удалось найти свидетельств, подтверждающих существование почитания цапли Джебаут в эпоху Нового царства, по всей видимости, культ её слился с культом Бену и brh. Цапля же brh в эпоху Нового царства, будучи персонифицированным эпитетом Осириса, возможно, приобретает статус божества. По-видимому, его почитали в XV нижнеегипетском номе (номе dhwty) — в местности brh («изобильный»)942. Некоторые исследователи считают её столицей этого нома 943.

Выше мы уже останавливались на роли цапли-Ьг/г в эпоху Древнего и Среднего царства. В период Нового царства brh в ряде случаев сливается с культом Бену (например, в астрономических текстах), но преимущественно существует самостоятельно. В LXIV главе «Книги мертвых» упоминается бог brh - km - wr D te, чьё имя во многом символично и подчеркивает его функции в качестве бога наводнений. Тот же бог упоминается, по-видимому,

939 Изображения см: Arkell A.J. The Prehistory of the Nile Valley II Handbuch der Orientalistik I hrsg. von B. Spuler. Leiden. Koln. 1975. Fig. 19.

940 Cialowicz K. Les palettes...P.35-37. w Budge E.A.W. BD. 1898. P. 247 (lines 9).


4 Budge E.A. W. BD. 1898. P. 145 (line 20). ^^ M ±2% J^3L~" Ш^ -5¾ <=> I ss (jnk B4i km-wr-в)

942 ~- ^. п-т.- /-..11 111.,1¾

ТураевБ.А. Бог Тот...С. 122-123: ШЙ. 943 MontetP. Geographie...P.138..


^іііі^г-м^г



и в XCVI (XCVII) главе «Книги мертвых»: «Я - божественный отец Бах, я

утоляю жажду, я страж озер».

Следует подчеркнуть, что наряду с именем бога слово «brhy> обозначало также и разливы Нила, наводнения, изобилие, достаток, благополучие. В одной из надписей благосостояние человека передается следующими словами: «могущественен он хлебами, богат (bch) он пивом».9

Рандл Кларк высказал любопытное заключение о происхождении и значении почитания brh: «представления о птице, сидящей на шесте или насесте и связанной с наводнением и изобилием заставляют нас задуматься, а не являются ли они сохранившимся фрагментом утерянной фольклорной

тт 947

традиции о птице - «глашатае Нила», т.е. провозвестнице наводнения». Кроме того, с окончанием наводнения очень часто совпадало возвращение цапель после миграции, в огромном количестве восседавших на клочках суши и ветках, обнажившихся после спада большой воды.

Таким образом, роль Бену, как божества плодородия, связь с культом растений, нашла отражение в семантическом мотиве солнечной птицы, сидящей на дереве, - олицетворении живительной силы дневного светила. Властвующий над рекой, «прорастающий подобно растениям», Бену, нередко, отождествлялся с Осирисом. Частично на возникновение подобных концепций повлияло слияние представлений о двух божествах, мыслившихся в облике цапли - Бену и brh.

§ 7. Роль Бену в космогонии. Бену и пространственно-временные категории древнеегипетского сознания. Причастность Бену к представлениям о царской власти.

Как полагают исследователи древнейших форм религии и мифологии, основное содержание текстов мифологической или космологической эпохи

945 Поскольку это одно из немногих изречений, в котором имя Бах выписано с детерминативом бога
приведем _ _ его^ полностью: _ Jbidern^ _ Р. ______ 201 (line 4).

zsA&smu^=m\ik

I =w П J±j X ЗГ"П uj Ч J\ Я7І ZZ_Й1! Ш^Ш _М ""I п! (JnkjtntrBrh drjbtsiwS.w) 946 Urk. IV. 2. S. 430. 12-13. 941 1 Clark R.T. The Origin...P. 8. ™ Ibidem. P. 10.


заключается в борьбе упорядочивающего космического начала с деструктивной хаотической стихией, в описании этапов последовательного сотворения и становления мира. Существенно, реально лишь то, что сакрально отмечено, сакрализировано, а сакрализировано только то, что порождено в акте творения, входит в состав космоса как его часть, выводимо из него, причастно ему.949 Поэтому не случайно, что египетские мифы, особенно в архаическую эпоху, преимущественно сводились к космогоническим и теогоническим спекуляциям, берущим свое начало в легендарном времени «оно», называемом египтянами sp tpy — «первый раз».950

Одной из самых древних и обладающих большим авторитетом древнеегипетских космогонических систем была гелиопольская. К ней вполне применима схема, выведенная М.Г. Хведелидзе для всех архаических мифов о сотворении: первобытный хаос (Нун) - бог-создатель - другие боги (вселенная).951

Богом-творцом в Гелиополе являлся Атум, который «подобно светоносному началу» восстал некогда из глубин водного хаоса Нуна. Кроме того, в Гелиополе, судя по всему, было распространено в эпоху Древнего царства представление о птице-демиурге Бен(у), имевшем нижнеегипетское происхождение.953 В результате соединения этих двух концепций и появилось на свет знаменитая глава 600 «Текстов пирамид», неоднократно упоминавшееся в настоящей работе. Приведем его здесь полностью:

Sp. 600 § 1652 a-c(N 663):

«Говорить слова: О, Атум-Хепри, возвысился ты как возвышенность,

949 Топоров В.Н О ритуале...С. 9-13.

50 Ср. интерпретацию древнеегипетской космогонии Я. Ассманом (Ассман Я. Египет...С. 186-191) и Э. Хорнунгом (Hornung Е. Idea...Р. 39-54).

951 Хведелидзе М.Г. Два понятия вечности в космогониях Древнего Египта // МЕРОЭ. Вып.З. М., 1985. С.239; Максимов Е.Н. Древнеегипетская гелиопольская космогоническая система (опыт моделирования) // Тутаихалюн и его время. M., 1976. С.119-128.

952 /

953 Нам сложно с уверенностью утверждать исключительно гелиопольское происхождение Бену. '

954 По древнеегипетски "1сГ - глагол, означающий «подниматься», «возвышаться» (Wb. V. 3), является
однокоренным имени существительному «холм» («возвышенность). Т.о., здесь присутствует определенная
«игра слов», которую мы постарались передать, подобрав однокоренные слова и в русском варианте.

Макашов Е.Н. Древнеегипетская...С.121.


Поднялся ты как камень Бенбен в «Доме птицы Бен» в Гелиополе (Воссиял ты подобно птице Бен из камня Бен в «Доме птицы Бен» в Гелиополе).955

Выплюнул ты Шу («Выплюнутого»), изверг ты Тефнут («Извергнутую»).956

И возложил ты руки свои позади их (т.е. обнял их), подобно Ка.

Дет

Да пребудет Ка твое в них».

Р. Кларк считал, что Бену введена искусственно в это и в другие космогонические тексты эпохи Среднего царства (СТ. 76 а-с, II, 4) и не

-958

соответствует структуре и концепции соответствующих изречении. Действительно, как уже отмечалось выше, здесь явно осуществлен синтез двух концепций - бога-демиурга Атума959 и первопредка-творца птицы Бену. Однако сам по себе мотив птицы-демиурга нельзя назвать нетипичным как в египетской — светозарная субстанция Ах, мыслившаяся, по-видимому, изначально в образе хохлатого ибиса, так и в африканской мифологии. Как полагает М.И. Шахнович, он возник потому, что в образах птиц некогда олицетворяли небо, солнце, луну и звезды. В Дагомее название бога молнии Кхесо состоит из двух слов: «кхе» - птица и «со» - огонь.960 Позднее эти

955 О различных вариантах перевода данного фрагмента см. § 1 гл. IV.

В данном случае мы также имеем дело с «игрой слов»: глагол "/£?" -«выплевывать» является однокоренным собственному имени существительному "£и>", а глагол "{/" - собственному имени существительному "tfn.t".

957 Spr 600 § 1652 a-d (N 663). В виду исключительной важности этого изречения для реконструкции космогонических представлений древних египтян приведем иероглифический текст полностью:


UJ-^k^-J-okS


о


,,-, = ^^^=15¾^^

,-^ ґ-f P-&U + V-4M *

a. dd mdw: tm hprr ki.n=k m kll

b. wbn.n=k. m bnbn m hw.t-bn (вар. wbn.n=k m brt n bn m hw.t-bri) m Jwnw
c.j$$.n=k m Sw tf.n=k m Tfn.t

d. wdj.n=k c.wj=k hi=sn m kS wn ki=k jm=sn

Ср. также вариант перевода этого изречения Я. Ассманом: Ассман Я. Египет...С. 187.

955 Clark R.T. The Origin...P. 119-121.

959 На значение Атума в качестве бога-творца указывает также изречение 1248a-d «Текстов пирамид», в
котором повествуется о сотворении Шу и Тефнут путем мастурбации демиурга. Подробнее перевод и анализ
данного изречения см: Bickel S. La cosmogonie egyptienne avant le nouvel empire II Orbis Biblicus et Orientalis
134. Freiburg. Gottingen. 1994. P.73.

960 Шахнович М.И. Первобытная мифология и философия. Л., 1971. С. 134.


зооморфные первопредки либо приобретали человеческие черты, либо, как в гелиопольской космогонии, объединялись с антропоморфными. Схожие представления мы находим и в африканских сказках. У народности луйя существует легенда о птице - Налунгвана (вид трясогузки), которая советует главному божеству как создать человека.961

Кроме того, определенные параллели прослеживаются и между холмом Ш, отождествляемом в данном изречении с Атумом, и холмом Ьпп, семантически близким Бену. И тот, и другой можно считать вариантами прахолма, первоматерии, суппорта для светоносного начала Атума962 и Бену. Упоминается первобытный холм (кЗЗ) и в других изречениях «Текстов пирамид»: «Возвысился ты в имени этом своем «возвышенность» (холм) (глава 587, изречение 1587с).963 На трех каменных сосудах, обнаруженных в из пирамиде фараона Джосера упомянуто святилище «Холмы богов» (k33w ntrw), по всей видимости, имевшее отношение и к храму камня Бенбен {hwt bnbri). Р. Кларк даже склонен называть прахолмом не камень bn (bnbn), а именно холм кЗЗ.965 Он даже предположил, что название k33w ntrw относилось ко всему гелиопольскому святилищу, а храм hwt bnw был его частью.

Тем не менее, факты не позволяют согласиться с выводом Р. Кларка об искусственном включении Бену в гелиопольскую космогонию. На наш взгляд, приведенный выше фрагмент «Текстов пирамид» отражает определенный этап формирования концепции создания вселенной и служит наглядным примером того, как эволюционировали концепции, объясняющие события мифического прошлого, легендарного «времени оно».

Божество Бену включено и в гелиопольскую космогонию эпохи Среднего царства - в т.н. «Тексты Шу» (СТ. 76, II, 4 а-с). Они повествуют о появлении на свет бога Шу, которого выплюнул «Атум, как слюну из уст своих вместе с сестрой моей (т.е. Шу) Тефнут. Пришла она позади меня (т.е.

961 Котляр КС. Мнф...С44.

962 Максимов Е.Н. Древнеегипетская...С. 121.

963 kij=k т rn=kpw ki. Транслитерация С. Бикель (Bickel S. La cosmogonie... P.68). Подробнее о символике и
значении концепции первобытного холма см: Ibidem. Р. 67-70.

964 Савельева Т.Н. Храмовые хозяйства Египта времени Древнего царства (III — VIII дин.). М., 1992. С.25-26.

965 Clark R.T. The Origin...P. 15.
Ibidem.


родилась после Шу). Крепок я дыханием (исходящим) от плоти Бену-Ра. И создал Атум себя сам, (пребывая) в hhw, Nw, KKw и tnmw».961

По мнению Я. Занди, последние наименования свидетельствуют о пребывании Атума в пределах первобытного хаоса до акта творения. Под Nw подразумеваются инертные воды хаоса, отождествленные позднее с богом Нуном, олицетворением первобытного океана, называемым также it ntrw, «отец богов». Остальные «субстанции» также имели отношение к миру хаоса, противоположенного миру творения, упорядоченной вселенной. Так, термин hhw означал некий «бесконечный поток», KKw — «вечную тьму»,

tnmw — «затерянность».

По мнению Р. Кларка, перевод которого не совсем точен, Бену выступает в этом и ряде других фрагментов как «душа жизни», возрождающая себя из поколения в поколение.970 Более убедителен Я. Занди, предложивший свой вариант перевода, доказывающий, что Бену является в «Текстах Шу» птицей-демиургом, сопричастной процессу творения.

В рассматриваемом изречении важна фраза, где упоминается «дыхание, исходящее от плоти (из глотки) Бену». Как продолжение его можно рассматривать эпитет, принадлежавший согласно СХХ главе «Книги мертвых» Бену: это божество говорит о себе: «Это я — нос господина ветров, дающий жизнь народу всякому».971

По предположению Я. Занди, Бену сосуществует с Атумом, и из его (Бену) глотки исходит дыхание, окутывающее Шу. Таким образом, Шу обязан своей жизнью и Атуму, и Бену.972

В качестве иллюстрации к этим мифологическим сюжетам интересно рассмотреть одну бушменскую сказку, повествующую о том, что «ветер некогда был человеком, который странствовал по земле. Сейчас он — птица, летающая высоко. Он превратился в птицу, которая летает, в птицу, которая

9 Sp. 76, II, 4 а-с. Вариант перевода см. Bickel S. La cosmogonie... Р.240.

968 Zandee J. Review of R.T. Randall Clark...P. 116.

969 Allen J. P. Middle Egyptian...P. 126. Подробнее об этих субстанциях см: BickelS. La cosmogonie... P.26-29.
См. подробнее анализ перевода P. Кларка в рецензии Я. Занди. Здесь же приводится и перевод данного

текста, выполненный самим Я. Занди. (Zandee J. Op. cit. P. 115-116)

971 Budge E.A. W. BD. 1898. P. 252 (line 18).

972 Zandee J. Op. cit. P. 116.


больно клюет нашу кожу, в птицу, которую мы чувствуем, в птицу, которую мы слышим, в птицу, увидеть которую мы не можем».973 Таким образом, мотив птицы-ветра, птицы-дыхания, дающей жизнь, является общераспространенной мифологемой, обладающей в египетской традиции еще и космогоническим значением.

Представления о птице, летавшей над водами хаоса в начале творения мира, сохранились и в текстах эпохи Нового царства. В CXXXIII главе «Книги мертвых», озаглавленной: «О совершении превращения в Бену», умерший, отождествленный с Бену, произносит следующее: «Летал я в облике первобытного бога,974 возник я как Хепри975». Более того, в одном из поздних гимнов Бену отождествляется с Ну ном.

Связь образов Бену и Хепри прослеживается также и в надписи на

сердечном скарабее с изображением божественной цапли: «Я - Ба Хепри». По-видимому, эти мотивы восходят к архаическому космогоническому мифу, зафиксированному ещё в «Текстах пирамид» (§ 1652 а-с).

О значении Бену как демиурга, активной созидательной силы свидетельствует и эпитет «hpr ds.f» («создавший себя сам»), скорее всего заимствованный у Ра-Атума и встречающийся во множестве текстов, относящихся ко времени Нового царства и Позднего времени.

О широком распространении подобных представлений свидетельствует тот факт, что данный эпитет встречается в основном на памятниках, относящихся к сфере т.н. «народной религии» — в магических папирусах,

973 Котляр ЕС. Миф...С. 71.

974 Букв, «летающий».

9 Букв, «возникающий». Поскольку изречение буквально построено на «игре слов», которую, на наш взгляд, не всегда возможно адекватно отразить при переводе, приведем полностью иероглифический текст:

°Ж\^1к\Ж\^\® №^1к\ф(ipii.n=j т pi.wj.jw hpr.n-j т hpr).

976 Junker Н. Das Gotterdekret... S. 1.

О 1L.&

977 Budge E. A. W. The Mummy... P. 311 -312. ^* JT" W (jnk Ы hpr.J)

978 См. например, магические папирусы Бремнер-Ринд VII, rt. 5 (2-5), Бремнер-Ринд IX, vs. 1-11 (Gardiner A.
Hieratic...P.59, 113); папирусы Аханеферамона, Мутемуйи, Тауджера (PiankoffA. The Litany...P.137, 139,
152). Гимны Абатона, опубликованные Юнкером: bnw ntr.j hpr ds-f (Junker H. Das GQtterdekret... S. 1). О
значении этого эпитета см. например,: Hornung Е. Idea...P.45.


надписях на саркофагах XXI династии.979 В некоторых надписях изначальное космогоническое значение Бену сочетается с приобретенными позднее функциями Бену - божества Царства мертвых. Так, в одной из надписей на саркофагах упоминается «Бену, божественный, появившийся перед Дуатом»,980 «Бену, божественный, создавший себя сам, Бог Великий перед

ПО 1

Западом». ' В позднем гимне посвященном Бену в его ипостаси Ба Осириса божественная цапля названа «единственным творцом всего, что существует».982

О связи Бену с Атумом повествуют и магические папирусы (Бремнер-Ринд, VII - IX). В одном из них говорится о божественном Бену (у А. Гардинера Феникс) «который сидит на вершине ивы. Поздравления тебе! Атум — твое имя».

Представления о роли Бену в сотворении мира тесно связаны со значением Бену как символа пространственно-временных циклов. Благодаря отождествлению Бену и Осириса в 335 изречении «Текстов саркофагов» (IV, 199-201), Бену назван «контролером того, что было».984 Это же изречение вошло и в «Книгу мертвых» (глава XVII).985 Так, согласно варианту папируса Небсени оно звучит так:

«Я — тот Бену, что бог в Иуну, контролер того, что было.

- Кто же он?

- Это - Осирис, что касается того, что было, бог великий!

979 Например: Л У ° JT JV I^J^O : Niwinski Л. The Second...Р. 2 (саркофаг CG6080),

°]ґ IffiJ^ Ibidem. P. 48 (саркофаг CG 6215); Jv ° H йс 1°: Ibidem. P. 94 (саркофаг CG 6152) и т.д.

980 Ibidem. P. 1 (саркофаг CG6080)

Bnw ntr.j hpr.w r-hi.t Dwi.t

981 Ibidem'?. 41 (саркофагCG 6184)

Bnw ntr.j hpr ds=fntr ri n Jmn.t.t

982 _L J_a -^ J? zzzz sx і (wcwr.w Ш wnn.t) {Junker H. Das Gotterdekret...S.l).

983 Перевод А. Гардинера: Gardiner A. Hieratic...P.75.

Г, A □ ~*~- S^Z

--^-. осі--------- (Sjp n ntt wn). Подробный филологический анализ этого выражения см: Bartel H.-G.

«Ichbin...».S. 37.Add.10.

985 Варианты этого изречения в различных религиозных текстах см: Urk V. S. 17-18.


Другая речь: і -Это - вечность вместе с бесконечностью. Относительно вечности, он (это) - день. Относительно бесконечности — он (это) ночь».

Как следует из приведенного примера, Бену в «Книге мертвых» вслед за Осирисом получает эпитет «контролер (хранитель проверок) того, что было». «Все, что было» интерпретируется как nhh и ф (вечность и бесконечность). Подобным же эпитетом Бену наделяется в тексте часовен Ра-Хорахте, Амона-Ра и Исиды заупокойного храма Сети І в Абидосе.

Таким образом, Бену оказывается вовлеченным в пространственно-временные категории, будучи олицетворением определенных циклов бытия,

nhh и dt, являя собой некий третий инвариант этих понятий. На одном из
папирусов эпохи Нового царства изображена фигура человека с головой
Бену, рядом с которой расположились в персонифицированном виде dt и nhh

QOO

(илл. 81). В уже упомянутой XVII главе «Книги мертвых» утверждается, что вечность — это день, а бесконечность — это ночь. Более того, некоторые исследователи склонны полагать, что эти термины (фи nhh) представляют собой определенные категории понятий: Шу — назван nhh, а Тефнут — ф (СТ. II, 28d), в «Книге мертвых» Ра - nhh, а Осирис - ф (гл. XVII). В. Вестендорф таким образом разграничивает эти категории:98

Nhh dt

Мужской (отец, женский (мать, жена,

супруг, сын) дочь)

Подвижный неподвижный

День /солнечный ночь / темнота

свет

«посюсторонний» / потусторонний

земной

Порядок Хаос

986 Budge E.A.W. Catalogue of Egyptian Religious...P.89-90. Другой вариант этого изречения, где «титул» Бену

— «контролер (хранитель проверок) того, что было» выписан полностью см: Budge E.A.W. BD. 1898. Р. 53
(lines 25-26).

9*7BartelH.-G. «Ich bin...». S. 37.

988 PicmkoffA. Mythological...Pl.l 1.

989 WestendorfW. Zweiheit, Dreiheit und Einheit in der altagyptischen Theologie II ZAS 100 (1973). S. 12-13.


Ра, Хор Осирис

Баї 'душа труп, тело

Божественная цапля Бену, отождествленная одновременно и с nhh и с dt исполняет уже не раз нами упомянутую посредническую функцию. В качестве существа, обладающего качествами и nhh (солнечная природа, Ба Ра, хранитель порядка («контролер того, что существует» {sip п ntt wri), олицетворение сил земного плодородия, связь с Ра и Хором), и dt {Ба Осириса, связь с загробным миром, Бену в облике мумии, (илл. 44, 51) представления о мертвом Бену) Бену сглаживает («снимает») фундаментальные противоречия человеческого бытия: между жизнью и смертью, миром богов и миром людей, днем и ночью и т.п.990 Неслучайно в LXXXIII главе «Книги мертвых» покойный, которому знание этого заклинания гарантировало превращение в Бену, говорит о себе следующее: «Я - порождение бога всякого, я день вчерашний четырех из семи змеев, что воссущестовали на Западе».992

В магических папирусах Бену получает эпитет «бог миллионов лет», 3 называется «парой львов», "4 т.е. Шу и Тефнут — день вчерашний и день завтрашний. Последний эпитет иллюстрирует «виньетка» папируса Ани, где птица Бену представлена рядом с двумя львами, Шу и Тефнут, между

990 См. также нашу статью: Tolmatcheva Е. A Reconsideration of the Benu-bird in Egyptian Cosmogony. II
Hawass Z. (ed.) Egyptology at the Dawn of the Twenty-first Century. Proceedings of the 8th International Congress
of Egyptologists. Vol. 2. Cairo. 2003. P. 522-526.

991 Букв, «плод» - Wb. V. 495.

992 Поскольку смысл этого изречения темен и предусматривает возможность самых разных толкований
приведем полностью иероглифический текст: Budge E.A.W. BD. 1898. Р. 181:

jnk dkr.w ntr nbjnk sfifd.wnfr.wt 7 ip.w hpr.w m Jmn.t.t

Существует несколько вариантов перевода этого изречения, поскольку фраза: «День вчерашний четырех из семи змеев (уреев)» вызывает недоумения и предполагает многочисленные толкования. Так, Р. Фолкнер переводит эту фразу как: «I am essence of every god, I am the seventh of those seven uraei who came into being in the West» («Я - сущность любого бога, Я — седьмой из тех семи уреев, что обрели существование на Западе»(Faulkner R.O. The Egyptian Book...P1.27). Э. Хорнунг приводит следующий вариант перевода: «Ich bin das Gestern, (bin) dieser von jenen vier (Var.: sieben) Uraen, die im Westen cntstanden sind» («Я - день вчерашний. Я — этот из тех четырех (вар. семи) уреев, которые возникли на Западе») (Hornung Е. Das Totenbuch der Agypter. Zurich. Munchen. 1990. S. 170-171). По мнению Рандала Кларка, в данном случае подразумевается некий не сохранившийся цикл мифов, связанный с семью змеями, проглоченными Гебом в облике змея, следы которого присутствуют в «Текстах пирамид» и «Текстах саркофагов»: Clark R.T. The Origin...P.l 13.

993 Gardiner A. Hieratic..P. 59, 76. Ibidem.


которыми помещен иероглиф горизонта ЪЫ, а рядом с каждым -слова — dwrw (день завтрашний) и sf (день вчерашний)(илл.79, 80).

В этом контексте следует трактовать и многочисленные известные изображения Двух Бену (илл. 50, 52, 53, 54 a-b,, 55, 56). Наиболее показательна в этом смысле «виньетка» Мифологического папируса Парижской национальной библиотеки996 (илл. 54а), символический ряд которой позволяет предполагать наличие определенных параллелей между образом Бену и двумя львами горизонта - Акером. По мнению Эссама эль-Банны, вся композиция символизирует появление солнечного диска на горизонте. Скарабеи, сопровождающие изображения двух Бену, означали рождение и обновление звезд. Мумифицированная фигура символизировала солнце умершее, день уходящий, а солнечный диск, покоящийся между двух горизонтов, - солнце возрождающееся, день наступающий. Вслед за О. эль-Банной мы можем утверждать, что «...Два Бену исполняют в данном случае функции Акера, двух львов, охраняющих два горизонта, за которыми солнце скрывается утром и вечером».997

Перемещение Бену по ночному небу в качестве планеты Венеры имеет также отношение и к роли этой божественной птицы в концепциях пространства и времени.

Значение, которым божественная цапля обладала в древнеегипетских представлениях о пространстве и времени, подтверждается эпитетом — <mb hb-sd» («Господин Хеб-седов») (илл. 82), принадлежавшим Бену, согласно т.н. «фаюмскому папирусу».998 Как известно, именно на хеб-седных фестивалях фараон магически «возрождал» свою власть, особенно в её жреческом аспекте.

Подобный эпитет позволяет затронуть проблему причастности Бену к идеологии царской власти. Представления, связанные с царской властью в древнеегипетской религии и мифологии отличались сложностью и

995 Faulkner R.O. The Egyptian...Р1.7.

996 Essam El-Banna. Deux etudes...P. 166, fig. 3.
^1 Ibidem. P. 170.

998 Van Den Broek R. The Myth... P.23.


запутанностью. По мнению ряда исследователей, для египетской мифологии характерно сближение трех основных мифологических циклов: космогонического, солярно-суточного,и календарно-хтонического, каждый из которых выстраивался по одной и той же структурной схеме, объединяющей три ипостаси единой мифологической концепции борьбы. С одной стороны - свет, Нил, жизнь, плодородие, солнце, фараон - т.е. космос, с другой - тьма, засуха, смерть, соперники, водяные чудища, азиатские кочевники.999 Космогонический, «исторический» и календарный аспекты были сглажены и являлись проекциями единой мифологемы, основу которой составляла фигура Фараона — единственного посредника между землей и небом, ответственного за космический, исторический и календарный

порядок.

Практически все образы древнеегипетской мифологии так или иначе взаимодействовали с фигурой фараона и входили составной частью в концепцию царской власти. Не был исключением и образ птицы Бену. С некоторыми оговорками можно признать предположение Дж. Брестеда, о том, что Атум в образе птицы Бену восседал на вершине камня Бенбен, который он считает прообразом пирамиды.1001 Камень Бенбен, как предполагает исследователь, стоял на самом священном месте в Солнечном храме Гелиополя. Таким образом, царь покоился под символом солнечного

е- " 1002

бога, и пирамиды находились под его защитой.

А. Беллуцио трактует миф о Бену (Фениксе) в свете концепции единосущности царственных отца и сына, причем сокол Хор и цапля Бену рассматриваются как явления одного порядка. Бену сопоставляется с Осирисом в его значении царя-отца, символа «умирающей» царственности и с Хором в значении царства возрождающегося, олицетворяя тем самым циклический характер представлений о власти фараона, её астрально-

Меяетинский Е.М. Поэтика...С.220-221.

юТам же. С.255.

" Breasted J. Н. Development...Р.72.


космическую природу и обусловленность в событиях космологической

эпохи.

Действительно, благодаря своей связи с Ра, Хором, солнечной природой, Бену имел отношение к концепциям царской власти. Отождествление с Осирисом привносило эсхатологические мотивы, свидетельствовало о вечно обновляющейся сущности Бену.

Эти факты, во многом, и объясняют эпитет Бену «господин Хеб-седов». Восшествие на престол нового царя обозначало возрождение времени, соответствовало мифическому началу творения, реставрации легендарного

1004 -о

«золотого века», что находит прямые параллели с ролью Бену в процессе сотворения мира.

Цапля, почитавшаяся в древнейшей египетской столице — Буто (Джебаут), еще со времени начала образования египетского государства и оформления концепции царской власти была связана с хеб-седными ритуалами. Мы уже отмечали в предыдущих главах, что в эпоху Среднего царства произошло слияние представлений о божествах цаплях с образом Бену. В частности, на рельефах Сенусерта III (илл. 20, 21) черты иконографии цапли дополнены новыми, принадлежащими уже Бену (хохолок, образованный двумя перьями в затылочной части головы). Традиция изображений цапель - деятельных участников хеб-седных ритуалов, была продолжена и в более поздний период.

Так, изображение на саркофаге № 11986 из Берлинского музея (илл.
50) передает сцену хеб-седного ритуала, вероятно, связанную с

воздвижением обелиска, символизирующего столб Джед. На штандарте запада восседает цапля в короне Осириса. На рельефах XXVI династии из Мемфиса (илл. 26), передающих царские ритуалы, впервые опубликованных Ф. Питри10 7, в правом нижнем углу изображена цапля на шесте. Это изображение поясняется иероглифической подписью dbr.w.t, что, по всей

1003 BelluccioA. Le mythe....P.21-30.

1004 Bleeker С. J. Egyptian...P.96 - 123.

1005см. гл. II § 4.

1006 MbllerG. Das//b-&/des...Tf.l.

1007 Kaiser W. Die dekorierte...S.147, Abb.4.


видимости, является поздней реминисценцией ритуалов почитания цапли -древнейшего божества Буто.

Надпись на обелиске Тутмеса III из Гелиополя гласит: «<...>тп. hpr-rc. Обогащение для него. Преумножает владыка богов для него хеб-седы (которые записаны) на листьях благородного дерева Ишед внутри «Дома Бену» (hw.t-bnw)».ms Согласно этому источнику, дерево Ишед, обладающее сакральным и культовым значением, на листьях которого, по легенде, записывались все хеб-седы фараонов, располагалось в храме Бену.

Более того, по предположению некоторых исследователей, именно храм Бену в Гелиополе (hw.t-bnw) был центром, где контролировалось проведение всех ежегодных и ежемесячных календарных празднований.

На рельефе храма Мединет-Абу фараон Рамсес III изображен перед богами Хором, Сехмет и Бену (илл. 38).1010 В левой части композиции Рамсес III совершает возлияния и приношения благовониями Сехмет и Хору, представленными в зооантропоморфном облике. Титры, поясняющие композицию гласят: «Сказано Хором [...] богом великим, пребывающим в Пер-Джаджа, богом великим: дал я тебе хеб-седы многочисленные! Дал я тебе отвагу господина победителей (сильных)». Далее следуют аналогичные славословия от имени Сехмет, богини Пер-Джаджа. Справа Рамсес III изображен стоящим перед Бену. Следует особо подчеркнуть, что Бену в данном случае предстает в облике человека с головой сокола. Также создается впечатление, что правая и левая части композиции отчасти симметричны друг другу, что, по-видимому, должно было подчеркивать родство между Бену и Хором. Впечатление усиливалось и за счет определенных повторов в надписях.

Итак, Рамсес III совершает приношения в виде стеблей папируса для Бену, великого бога (илл. 38). Титры гласят: «Приношение растений отцу [его?...]. Сказано Бену, богом великим, дарую я тебе хеб-седы (принадлежащие) Ра! Дам я тебе вечность (пребывания в качестве) царя

1008UrkIV.2.591.

1009См, например: ClarkR.T. The Origin...P. 108 - 109.

1010The Temple...Tf.553.


Верхнего и Нижнего Египта [господина Обеих Земель] «Усермаатра Мериамона» сына Ра, господина проявлений «Рамсеса Хека Иуну».

Приведенный фрагмент свидетельствует как о наличие определенных коннотаций в иконографии Бену и Хора, факт подтвержденный множеством примером из письменной и изобразительной традиции, так и о том значении, которое приписывалось Бену в хеб-седных ритуалах. Так, Бену, подобно Ра, назван «отцом» царя, а также дарует ему многочисленные хеб-седы и даже «вечность (пребывания в качестве) царя Верхнего и Нижнего Египта». Кроме того, особого значение заслуживает указание текста на то, что Хор и Сехмет «проживают» в Пер-Джаджа, т.е. являются покровителями местности рг-фф в VII верхнеегипетском номе. Согласно иным источникам, нам известно о наличие почитания Бену в том же районе, т.н. pr-bnw.mi Принимая во внимание наличие текстуальных параллелей в обеих частях композиции, а также общность композиционного замысла можно предположить, что в данном случае имеется в виду ипостась Бену как господина Пер-Бену, располагавшегося в VII номе Верхнего Египта, вблизи г. Ху (Diospolis Parva).

В текстах «титров» (надписей), сопровождавших хеб-седный бег фараона часто встречается эпитет jhht, выписанный в ряд случаев с детерминативом цапли Бену либо ибиса — 3h.w. По мнению Г. Кееса, этот эпитет был присущ богине Хатхор и свидетельствовал о ее функциях защитницы царя.1013 Целью обычного ритуального бега было принесение даров божеству для получения от последнего благословления и обещания благоденствия. Подбегая к статуе божества, царь подносил жезл с символами жизни, процветания, сосуды со «свежей водой» - символы нильского разлива, или же фетиш - птицу rh (или bch), также символ разлива.1014

Так, в гробнице Рехмира, визиря Тутмеса II, в Фивах, изображен фараон в короне Атеф с посохом в руках, навершие которого представляет собой

1011 Подробнее см. с. 169 настоящей работы.

1012 Kees Н. DerOpfertanz des agyptischen KOnigs. Leipzig. 1912. S. 4-21.

1013 Ibidem. S. 20.

1014 Матъе М.Э. Хеб-сед (из истории древнеегипетской религии) // Она оке. Избранные труды по мифологии
и идеологии Древнего Египта. / Сост. Л.О. Большаков. М., 1996. С. 117. Мы уже отмечали выше связь цапли
Бену и Brh.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-04-30; просмотров: 152; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.169.94 (0.216 с.)