Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Место представлений о животных в древнеегипетской картине мираСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Египет известен нам как страна «классического» культа животных, удивительным образом не утратившего своего значения на протяжении почти четырех тысяч лет истории цивилизации в нильской долине. Это уникальное явление объясняется, во многом, самим характером религиозно-мифологических представлений древних египтян. Огромная роль экологического фактора, в частности, зависимость хозяйственных циклов и социально-экономических условий от периодических разливов Нила, ставшего решающим в организационной структуре государства (и во многом способствовавшего номовому сепаратизму), не могла не проявиться и в идеологической сфере, в области т.н. ментальных структур. Поэтому неслучайно египтяне описывали весь «видимый» и «невидимый» мир в терминах зооморфного характера. Дихотомия «природного» и «культурного» решалась посредством введения анималистических образов в мифическое повествование и актуализации мифологических событий в ежедневных храмовых ритуальных действах. Свойственный древнеегипетским теологическим системам синкретизм породил ситуацию, когда одновременно и, главное, равнозначно существовали «старые» и «новые» боги, имевшие как зооморфное, так и антропоморфное и зооантропоморфное обличье, способствовал укоренению анималистических представлений в сложнейших теологических концепциях.312 Эта проблема рассмотрена нами также в статье: Толмачева Е.Г. К вопросу о «культе животных» в древнем Египте // Открытия минувшего: история древности и археология. М., 2003. С. 91—100. Образы животных играли большую роль в космологических представлениях древних египтян. Показательно значение зооморфной символики в астральных, лунарных и солярных мифах. Небесная сфера ассоциировалась с коровой и коршуном. Солнце изображалось в виде крылатого диска (Ра-Хорахти), сокологолового бога Ра, плывущего в своей лодке по небосклону, жука-скарабея Хепри. Луна - в образе бога Тота, имевшего воплощение либо в ибисе, либо в павиане. Звезды нередко уподоблялись птицам, парящим на ночном небосклоне. Фактически все созвездия и планеты представлялись обладающими зооморфными качествами: они изображались в облике черепахи, самки гиппопотама, цапли Бену и т.п. Огромную роль играли животные в космогонических концепциях древнего Египта. Согласно гермопольской версии, солнечное божество в образе птицы появилось из яйца, возникшего во тьме до сотворения мира. По другим представлениям мир возник от крика Великого Гоготуна, прорезавшего безмолвие хаоса. В Гелиополе бытовал миф, согласно которому Атум-Хепри в облике птицы Бену вознесся из хаоса на прахолм, где и приступил к сотворению мира. Земля как стихия, элемент природы, чаще всего соотносилась с животными, олицетворяющими идею плодородия, например, богиней коброй Рененутет, жабой Хекет и др. В области мифа земля отождествлялась с богом Акером, который изображался в виде двух львов, смотрящих в разные стороны и символизирующих день вчерашний и день завтрашний. Вода, нижний мир передавались при помощи изображений рыб, гиппопотамов, крокодилов, змей. В африканской мифологии важное место занимают змеи — хранители водных источников. Сходные мотивы присутствуют и в египетской традиции. М.Э. Матье приводит рельеф из храма Исиды в Филэ с изображением пещеры, из которой, по представлению египтян, берет свое начало Нил. Внутри этой пещеры изображен Нил в виде божества, изливающего воду из двух сосудов, а пещеру обвивает кольцами огромный змей, являющийся, очевидно, стражем и хранителем истоков Нила. Образы земноводных и рыб носят в мифологии амбивалентный характер: с одной стороны крокодил, например, символизировал бога Сета, олицетворявшего хаос, отсутствие упорядоченности, врага Осириса и Хора, с другой - крокодил почитался в облике бога Себека (в Ком-Омбо и Фаюме), сочетавшего характерные черты солярного и хтонического божества. Гиппопотам также имел двойственную природу, будучи как олицетворением Сета, так и выражением представлений о плодородии и изобилии, воплотившихся в великой богине — самке гиппопотама Тауэрт. С нижним миром, миром тьмы и мрака, ассоциировался также змей Апоп, вечный противник Ра. Характерно, что в свою очередь, Ра мог превратиться в кота, который под священной сикоморой убивал змея — Апопа. Поединок Ра и Апопа олицетворял суточный цикл, смену дня и ночи, что показывает причастность животных к пространственно-временным представлениям, а через связь с персонажами осирического мифа — к годовому календарному циклу. Следует подчеркнуть, что в мифологии животные выступали в роли своеобразных мифологических классификаторов, образуя специальный анималистический код, на основе которого составлялись целые сообщения. Значение животных в этом качестве уходит корнями в тотемические классификации эпохи первобытности, когда через природные явления человек отображал категории социума. Зооморфные символы широко использовались в «географическом» контексте. Так, божествами-покровителями Северного и Южного Египта были уже упоминавшиеся «две Богини»: Уаджет и Нехбет. Нехбет символизировала Верхний Египет, с главным местом почитания в эль-Кабе, а Уаджет - Нижний, с культовым центром в Буто. Эмблемами целого ряда египетских номов были священные животные и птицы: антилопа — ХУГго 313 МатъеМ.Э. Древнеегипетские...С. 183-184. Илл. №23. С. 184. зи Топоров В.Н. Животные...С.440. верхнеегипетского нома, сокол - 1ГГ0 верхнеегипетского нома (Эдфу), ибис -XVго нома Нижнего Египта (Гермополь), рыба - XVTro нижнеегипетского нома (Линдес), бык - VTro, Х"го (Атрибис) нижнеегипетского нома и т.д. Даже в историческое время в Египте отмечается своеобразное «включение» животных в социальную иерархию. Сакральная сущность царя выражалась через отождествление с божествами в том числе и зооморфного облика. Птицы (сокол, коршун), будучи связанными с образом царя, отражали его божественную сущность, причем культ их входил составной частью в царский. Ярче всего это проявилось в царской титулатуре: через т.н. Хорово имя фараона почитали как земную ипостась древнейшего бога-сокола Хора.315 Хор был, согласно представлениям египтян, воплощением царственности также и в качестве наследника Осириса, первого земного правителя в мифологической традиции. Божественными покровителями царя являлись и «две богини» — кобра Уаджет и самка коршуна Нехбет, которые it/: подобно Хору были включены в царскую титулатуру (т.н. имя небти). Они размещались на царском головном уборе, символизируя объединение Верхнего и Нижнего Египта под властью фараона. Солярные аспекты власти царя, представления о его незыблемой природной силе и мощи передавались через отождествление правителя с быком. Уже на раннединастических церемониальных палетках царя изображали в виде быка, попирающего своих врагов, что свидетельствует о ритуальном характере отождествления царя и его зооморфного божественного прототипа. В данном контексте огромное значение приобретает сложнейший мифологический образ «Ока Хора», включенный в круг представлений о сакрализации власти правителя. Как отмечает Т.А. Шеркова, «...небесное Око принадлежит Хору, Ра, Атуму в разных мифах, является их атрибутом, защитой, даже воплощением и сущностью. С другой стороны, это божество 315 Gardiner A. Excurse A. The Titulary and other Designation of the King II On же Egyptian Grammar. Oxford. 316 Gardiner A. Excurse...Р.73. сохранило свою самостоятельность и обладало активным началом.<...> Око -всегда богиня в семантически тождественных образах, сложившихся в додинастическое время: огнедышащего льва, ядовитой змеи и глаза, связанных с представлениями о солнце и небесной влаге».317 «Око Хора» также трактовалось как семантически тождественное белой короне Верхнего Египта, символу власти царя над Египтом. В ритуальном контексте «Око Хора» символизировало идеи жертвоприношения и посмертного воскресения.319 Божественная сущность царя нашла свое отражение и в зооантропоморфном образе сфинкса, также акцентировавшего солярную природу царской власти. Оппозиция «царь - подданные», столь характерная для египетского мировоззрения, передавалась также и в терминами зооморфного характера. Фараон почитался и как дитя великой небесной коровы. Ещё с раннединастического периода покоренное население Нижнего Египта представляли в облике птицы — рехит -^ (скорее всего чибиса), На подножии статуи фараона Джосера, хранящейся в Каирском музее эти птицы изображены как бы попираемыми ногами всесильного фараона. Позднее птица рехит использовалась в качестве фонетического детерминатива для обозначения общинников - О ЧЧ^^м і,^і і \(rhy.t).322 Говоря о значении анималистической терминологии в социальной иерархии, нельзя не упомянуть также пиктографическую форму написания 317 Шеркова Т.А. «Око Хора»...С. 113. Гам же. Там же. С. 96. 20Об огромном идеологическом значении царской власти в древнем Египте см.: Дьяконов И.М. Архаические...С. 116: «...все зарегистрированные в иероглифической письменности и египетском изобразительном искусстве мифы насквозь идеологизированы, подчинены всесильной идеологии царской власти, вследствие этого все мифологические тропы переориентированы на особу царя как подателя жизни и плодородия и на царское окружение»...; «Египет... был единственной цивилизацией древности, где гражданское общество отсутствовало...» (Дьяконов И.М., Якобсон В.А. Гражданское общество в древности // ВДИ1998№ 1.С. 26). 321 Gardiner A. Egyptian Grammar...Р.470. 322 Ibidem. Р.470. титула высших египетских сановников - «hl.tj-r.w»,322 представляющую собой изображение головы и передних лап льва - —j М\ Очень популярными в древнем Египте были представления, согласно которым животные считались «душами» (Ба) богов или людей. Чаще всего в этой роли выступали птицы, однако нам известны представления о баране Мендесе, одном из детерминативов иероглифа Ба. Также баран выступал в роли Ба Амона, бык Апис - Ба Птаха и Осириса, крокодил - Ба Себека. Зооморфная символика часто употреблялась и для фиксации этических принципов и категорий. Подобное явление нашло отражение в письменности: например, воробей служил детерминативом для всех понятий и представлений семантического поля негативных явлений - смерти, болезни, бедности. Перо страуса, напротив, являлось символом Маат, олицетворяющей представления о порядке, законе, справедливости, космосе (как оппозиции хаосу). Другой стороной этого явления был круг представлений, связанных с системой ритуальных запретов — табу: например, признание черной свиньи нечистым животным, т.к. в её облике Сет нанес удар глазу Хора (гл. СХП «Книги мертвых»); или же запрет убийства ибисов, олицетворяющих бога Тота, запрет носить шерстяную одежду в храме Хнума, который представлялся в облике барана или бараноголового человека. Функции животных как носителей определенных этических категорий тесно связаны с той ролью, которую они играли в обрядово-ритуальном контексте. Согласно общему мнению, в древности ритуал являлся прецедентом любой производственно-экономической, духовно-религиозной и общественной деятельности, источник, из которого они развивались, главной сферой реализации социальных функций коллектива. Ритуал приводит к некоему оптимальному состоянию, к устранению энтропии и 323 Wb. III. 25. Транслитерация приводится согласно: Graefe Е. MitteIagyptische...S. 208. 32AGardiner A. Egyptian Grammar...Р.471: vl - nds — «бедняк, незначительный человек», X ~~~лI -^^- hns — «узкий», -^-) і -Ь^ї - bjn — «плохой», і.ІГ -^^ - Sw — «пустой». установлению порядка.325 Обряд, в свою очередь, восходит к ритуалу мифопоэтической эпохи как наиболее емкой и устойчивой, периодически разыгрываемой модели жизни в «космицированном» мире, и повторяет наиболее общие и существенные черты ритуала.326 В связи с тем, что животные объективно мыслились как принадлежащие и к «этому», и к «иному» мирам, круг их функций в ритуале был чрезвычайно разнообразен. В смысловой схеме «жертвоприноситель - жертва - жертвоприниматель» в роли субъекта ритуала выступал человек, а животные - как в качестве жертвы, так и в качестве божества -даропринимателя. Чаще всего жертвами были гуси, утки, скот, рыбы и т.п. Интересен мотив отождествления жертвы с врагом бога-получателя дара. Так, когда быка приносят в жертву в честь Осириса, произносят такую формулу: «Я убиваю его, того, кто в форме быка, который убил тебя». По мнению исследователей, в этом контексте становятся понятными частые жертвоприношения антилоп, ассоциирующихся с пустыней, местом пребывания врага Осириса и Хора. " Необходимо также отметить," что с функцией «жертвенности» тесно связано посредническое, медиативное значение некоторых животных. Алтарь, рассматривался как центр мира, axis mundi, место наибольшей сакральности, точка соприкосновения микрокосма и макрокосма, мира богов и мира людей. Поэтому жертва на алтаре как бы находилась между двумя мирами, обеспечивая приносящему ее возможность «сопричастности» «иному» миру. Многообразны ритуальные функции животных в качестве божества (или воплощения божества)-жертвополучателя и дароприносителя. Нам известны культы многих животных: кошки в Бубастисе, барана в Мендесе, Гераклеополе, Эсне, Фивах, Элефантине; быка - в Гелиополе (Мневис), Мемфисе (Апис), Гермонте (Бухие); коровы - в Дендере, Афродитополе; 325Топоров В.Н. О ритуале...С. 15. 326 Гаврилюк Э.Е. Семантика знака «растение» в обрядовом контексте // Архетипы в фольклоре и литературе. 327 Lurker М. An Illustrated Dictionary of the Gods and Symbols of Ancient Egypt. L., 1995. P.26. 328 Ibidem. P. 26. крокодила — в Ком-Омбо и Крокодилополе; ибиса — в Гермополе и Абидосе; сокола — в Эдфу, Филэ, Буто, Бехдете и т.п. Очень многие антропоморфные и зооантропоморфные божества имели культовых животных. Ра - быка Мневиса, Бастет - кошку, Тефнут и Сехмет -львицу, Амон и Хнум - барана, Хатхор - корову, Ра, Хор, Сокар - сокола (коршуна), Тот - ибиса, павиана, Селкет — скорпиона, Сет — крокодила, гиппопотама, а также некое животное с длинными ушами и вытянутой мордой (порода точно не определена), Меретсегер, Рененутет, Уджат — кобру, Себек, Хенти-Хет - крокодила, Амон - гуся, Атум - мангуста («крыса фараона»). Египетские божества также часто изображались в зооантропоморфной форме: Анубис - с головой шакала, Ра — с головой сокола, Тот — с головой ибиса, Хатхор - с коровьими ушами, Исида - с коровьими рогами и т.д. Причастность зооморфных богов к ритуалам во многом определяется связанными с ними мифологическими представлениями, которые частично объясняются символикой того или иного животного. Если принять во внимание, что ритуал предполагал три основные функции: религиозно-правовую (мораль, закон, порядок), «воинскую», связанную с безопасностью коллектива (охрана от внешнего врага) и производственно-экономическую, " — то закономерен вывод о том, что все эти функции были присущи и богам-животным. С представлениями о законе, порядке были связаны боги Тот, Хор, Анубис (в качестве одного из вершителей судеб в царстве мертвых); с воинской функцией - богиня Сехмет, Хор. Так, нам известен обряд магического уничтожения восковых статуэток врагов в «пламени богини Сехмет».330 Животными - носителями плодородия были змея (Рененутет), жаба, а также бык. Известны также многочисленные изображения зооморфных богов в качестве амулетов: скарабей, «Око Хора», урей на царской диадеме, голова змеи, лягушка и т.п. 329 Топоров В.Н. О ритуале...С. 16. 330 Матье М.Э. Египетская религиозная драма и ее политическое значение // Она же. Избранные труды по Нельзя не упомянуть о роли животных в качестве оракулов богов, а также их значение в толковании снов. Так, был хорошо известен оракул быка Бухиса, барана из Мендеса (особенно в эпоху XXV династии).331 «Воля бога» провозглашалась в данном случае жрецами, ухаживавшими за культовыми животными. Египтяне почитали также животных как существ, обладающих сверхъестественными, исцеляющими способностями. Считалось, например, что бык Бухие был способен вылечить глазные болезни, другие животные могли исцелить от бесплодия.332 Особого внимания заслуживают представления, связанные с Загробным царством, где животные имели первостепенное значение. Одни выступали в качестве божеств подземного мира, благосклонных умершему, помогавших преодолеть все опасности, таившиеся в посмертном существовании, — наиболее показательна в этом смысле фигура шакалоголового бога Анубиса. Это древнейшее божество некрополя, известное ещё с додинастических времен, стало играть роль проводника в царстве мертвых, а также бога бальзамирования. Вместе с Тотом (в облике павиана или человека с головой ибиса) Анубис участвовал в сцене суда и взвешивания сердца умершего. Птицы — «души», «вестники смерти» и, в то же время, символы продолжения посмертного существования играли также важную роль в концепциях загробной жизни. Другие божества и демоны в облике животных, согласно текстам «Книги мертвых», могли навредить покойному, о чем свидетельствует множество заклинаний против них. Пример тому - глава XXXII об отражении в загробном мире нападения крокодила, или глава XXXVI об отражении нападения свиньи. В контексте представлений о загробном мире как отражении земных условий существования умершего, животных нередко изображали на 331 Подробнее см.: Ikram S. Divine...Р.8. О снотолкованиях см: Большаков И.В. Предопределение и 332 Ikram S. Op.cit. Р.9. виньетках «Книги мертвых» выполнявшими их повседневную работу. Так быки вспахивали землю на «полях жертвоприношений».333 Остановимся на роли животных в погребальных ритуалах, а также на многочисленных находках мумий животных. Ещё с конца неолита в захоронениях встречаются амулеты в виде животных. Изображения различных зооморфных персонажей постоянно помещаются в гробницах умерших. Крышки каноп, где хранились внутренности покойного, выполнялись в виде голов четырех сыновей Хора: Хапи (обезьяны), Дуамутефа (шакала), Имсети (человека), Кебехсенуфа (сокола). Широко известны многочисленные погребения священных животных: Серапеум (захоронения быков Аписов) в Мемфисе (в Саккаре), могилы ибисов и павианов в Гермополе, часты находки мумифицированных кошек. Культовые погребения животных, т.н. вотивных (посвятительных) мумий чаще всего локализировались в пределах храмовых центров, где почиталось то или иное животное. С. Икрам отмечает, что «вотивные мумии представляли собой жертвоприношения определенных мумифицированных животных, посвященных связанному с ними божеству, с целью сохранить в вечности молитвы дарителя. Посвятительные мумии действовали так же, как и покупаемые и возжигаемые в современных церквах свечи, разве что ,- ~ 334 тз продолжительность их воздействия была гораздо значительней». В качестве примера можно привести многочисленные мумии кошек, посвященных богине Бастет. Стоит заметить, что согласно исследованиям специалистов многие из них были умерщвлены насильственно. Особенно характерны погребения животных для позднего периода переосмысленным по-новому. Эти представления, уже частично забытые, 333 «Виньетка» к CX главе «Книги мертвых» (Бадж У. Путешествие...С. 256-257). 334 IkramS. Divine... Р.9. 335 Zivie A., Lichtenberg R. The Cats of Goddess Bastet II Divine Creatures. Animal Mummies in Ancient Egypt. требовали для своей действенности постоянной фиксации, вещественного подкрепления, что и выразилось в обряде погребения священных животных. Мы рассмотрели основные положения, определяющие место представлений о животных в древнеегипетской картине мира, а также особенности культа животных в древнеегипетской религии. Зарождение этих концепций относится к первобытности, времени, когда человек ещё не до конца выделился из мира природы и определял основные явления окружающей действительности в зооморфных терминах. Тотемические классификации стали важнейшим механизмом мифологического мышления, определившим значение анималистических категорий при описании явлений микро- и макрокосма, социума и универсума.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2019-04-30; просмотров: 461; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.131.51 (0.018 с.) |