Источники эпохи Среднего царства (2061 — 1665 гг. До Н. Э. ). 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Источники эпохи Среднего царства (2061 — 1665 гг. До Н. Э. ).



Источники этого периода по избранной нами теме ограничиваются, в основном, памятниками заупокойной литературы («Тексты саркофагов»), а также изображениями из гробниц и храмов.

3.1. «Тексты саркофагов». В эпоху Среднего царства происходит формирование «классического» образа Бену, который вбирает в себя ряд представлений, связанных с почитанием цапель, а также культами Ра и Осириса. Все это находит отражение в «Текстах саркофагов», записанных на стенках саркофагов в период между VIII и XVII династиями. О.Д. Берлев отмечал, что эти изречения гетерогенны и по времени, и по месту

95 Перепелкии Ю.Я. Хозяйство староегипетских вельмож. М., 1988. С.5.

96 Wreszinski IV. Atlas zur altagyptischen Kulturgeschichte. Berlin, 1923. Teil. Ill (Graber des Alten Reiches).
Tf.350.

97 Ibidem. Tf.104.
™ Ibidem. Tf.60, 84.


возникновения. По своему содержанию и назначению они являются прямым продолжением заупокойного ритуала, изложенного в «Текстах пирамид».

Появление «Текстов саркофагов» многие исследователи связывают с «демократизацией представлений о загробной участи», вследствие ослабления царской власти и усиления значения номархов.100 Как полагает Б.А. Тураев, «перед нами результат духовной работы, давно уже начавшейся в египетской провинции и имевшей в виду потребности не царя, а вельмож и «обывателей»».1 1 «Тексты саркофагов» относятся не «к царю Египта, а к его подданным, что свидетельствует о значительных изменениях в религиозных представлениях». Саркофаги происходят из гробниц, расположенных по всей территории Египта, от Мемфиса до Асуана. Ряд текстов представляют собой лишь краткие надписи с обычными заупокойными формулами или изречениями, вкладываемыми в уста божеств. Однако многие саркофаги испещрены текстом и внутри, и снаружи. Курсивные надписи покрывают иногда все вставленные один в другой саркофаги, принадлежащие одному усопшему.103

Перевод и интерпретация текстов затруднены из-за их не очень хорошей сохранности: как образно выразился Б.А. Тураев, «перед нами не тщательно и красиво вырезанные иероглифы царских пирамид, а как попало написанные чернилами курсивные вертикальные строки, пострадавшие от обвала штукатурки, на которую они были нанесены, и от слоя бальзамирования».

А. де Бук и А. Гардинер в 1935-61 годах издали практически все известные на тот момент тексты105, проделав работу, аналогичную той, что осуществил в свое время К. Зете с «Текстами пирамид». Издание также представляет собой свод изречений, разделенных на отдельные параграфы.

Берлев О.Д. Раздел первый. Египет...С. 36.

См. например: Тураев Б.А. Египетская...С.56.

Таи же. С.58. 2 Берлев ОД. Ук. соч. С.36.

Тураев Б.А. Ук. соч. С.56.

Там же. С. 56. 5 Buck de A., Gardiner А. Н. The Egyptian Coffin Texts. Chicago. 1935 - 1961. VoI.I-VI.


Содержание «Текстов саркофагов» весьма разнообразно: здесь и мифологические сюжеты, облеченные в форму диалогов богов, и комментарии к заупокойному ритуалу. Часть глав заимствована из «Текстов пирамид». "Для нас представляются важными те изречения, которые стали результатом деятельности провинциальных теологов, соединивших местные религиозно-мифологические концепции со столичными, «официальными». Многие тексты, как считают исследователи, действительно младше «Текстов пирамид» и отличаются тем, что получают заглавие, именуясь, как впоследствии в «Книге мертвых», «изречениями». Эти заглавия, нередко приблизительно передающие содержание, ставятся иногда перед текстом, иногда позади него.106

Для темы диссертационного исследования важны изречения, свидетельствующие о формировании представлений о Бену. Они еще нечетко дифференцированы и содержат ряд сюжетов, не встречающихся более в других источниках (например, изречение 700, в котором упоминается дочь Бену, или 62 (Sp. 62, I, 267с), сообщающее о том, что Бену властвует над рекой). Вместе с тем, встречаются изречения, которые получают дальнейшее развитие в заупокойной литературе Нового царства (например, 340-341, повествующие о связях между соколом Хором и птицей Бену).

3.2. Изображения на стенах гробниц и храмов. Среди изобразительных источников следует выделить рельефы времени Сенусерта III (1878 — 1843 гг. до н.э., XII династия (1991 - 1786 гг. до н.э.)) из храма в Медамуде, указывающие на значение культа цапли и его связь с сакральными царскими ритуалами. Цапля «Джебаутская», изображенная на архитраве храма, является символом Нижнего Египта и его древнейшей столицы Буто (Джебаут).

В эпоху Среднего царства изображения птиц в живой природе продолжают встречаться в росписях гробниц номархов — пример тому композиция, представляющая различных птиц в зарослях папируса на стенах

106 Тураев Б.Л. Египетская...С.59

107 Gardiner A. Horus the Behdette II JEA ЗО (1944). P.30 -31. Tab.IV; Agypten. Die Welt der Pharaonen. Hrsg.
von Schultz R, Seidel M. Koln. 1997. S.452.


гробницы Хнумхотепа II в Бени-Хасане (XII династия, 1991 - 1786 гг. до

ПК

н.э.), а также сцена «охоты на птиц» в гробнице Сенет (№60) (время Сенусерта I (1971-1928 гг. до н.э.).109

4. Источники эпохи Нового царства (1569 —1081 гг. до н.э.).

Это самая многочисленная группа источников по нашей теме. Среди них следует выделить религиозно-мифологические тексты и изображения, записанные на папирусах, надписи на стелах и обелисках, изображения и надписи в гробницах царей и частных лиц, памятники материальной культуры.

4.1. Религиозно-мифологические тексты и изображения на папирусах. Наиболее полным источником, на основании которого можно судить о формировании комплекса мифологических представлений о божественной цапле Бену являются изречения «Книги мертвых», ставшей дальнейшим этапом развития концепций и представлений, отраженных в заупокойной литературе предшествовавшего периода. Наименование «Книга мертвых», принятое в историографии, не отражает смысл египетского названия г nw pr.t т h-w, что приблизительно означает «Речения о выхождении в день (к свету)». Однако предложенное Р. Лепсиусом, опубликовавшим в 1842 году поздний «Туринский папирус»110, название «Книга мертвых» стало общепринятым. Издание Р. Лепсиуса содержало 165 глав. На конгрессе востоковедов в 1878 году во Флоренции и в 1881 году в Берлине было решено издавать «Книгу мертвых» по более древним папирусам XVIII — XX династий, давая сопоставление различных вариантов. Эта работа и была проделана Э. Навиллем, собравшим 77 рукописей в двух томах: «Das Aegyptische Todtenbuch der XVIII bis XX Dynastie» (Ber., 1881). 11 ]

mShedidA. Die Felsgriiber von Beni Hassan in Mirtelagypten. Mainz. 1994. S.63.

109 Wreszinski IV. Atlas...Teil. 1-І I. Tf. 213-214.

110 В работе «Das Todtenbuch der Agypten nach dem hieroglyphischen Papyrus in Turin mit einem Vorvvorte zum
ersten Male Herausgegeben». (Lpz., 1842).

Существует несколько изданий иероглифического текста «Книги мертвых». В работе" использовались публикации У. Баджа: Budge E.A.W. The Book of the Dead. The Chapters of Coming forth by Day. The Egyptian Text according to the Theban Recension in Hieroglyphic. Edited from Numerous Papyri with Translation, Vocabulary ets. London, 1898 (далее Budge E.A.W. BD); Catalogue of Egyptian Religious Papyri in the British Museum. Copies of the Book PR(t)-M-HRW. L., 1901. Vol. I-III, а также P. Фолкнера: Faulkner R.O. The Egyptian Book of the Dead. The Book of Going Forth by Day. Cairo. 1998.


В издании У. Баджа содержится 190 глав, это так называемый «идеальный вариант». В действительности неизвестен папирус, который содержал бы все 190 глав. Данное издание включает т.н. Фиванскую версию «Книги мертвых». Название обусловлено тем, что именно в гробницах фиванского некрополя было найдено большинство копий, получивших широкое распространение в период с XVIII (1569 - 1315 гг. до н.э.) по XXII (931 - 725 гг. до н.э.) династию. Длина хорошо сохранившихся экземпляров «фиванской версии» от 15 до 90 футов. В настоящее время известно 192 главы «Книги мертвых».112

Вопрос о содержании и назначении «Книги мертвых» нельзя решать однозначно: безусловно, часть глав имеет ритуальный характер, что, по мнению М.Э. Матье, подтверждается целым рядом указаний. М.Э. Матье полагает, что «наличие в гробнице изображений погребальных обрядов и записей говорившихся при этом слов, должно было восприниматься как закрепление действенности этих обрядов. Произнесенные в день погребения заклятья, пропетые гимны, совершенные действа (подчас с восковыми или глиняными подобиями усопшего, моделями лодок, рисунками помещений преисподней и т.п.) — все это должно было считаться магически закрепленным, если в погребальной камере оставался еще свиток папируса с изображением и записью всего того, что составляло суть обряда.114

С другой стороны, как полагают исследователи 15, миф и ритуал представляют собой взаимосвязанный комплекс, что позволяет рассматривать «Книгу мертвых» как первостепенный источник по мифологическим представлениям эпохи Нового царства, и делает

112 Lesko L. Book of Going Forth by Day II Oxford Encyclopedia of Ancient Egypt, /ed by D. Redford. N.Y. 2001.
Vol. I. P. 195.

113 Матье М.Э. Проблема изучения Книги Мертвых // Она оке. Избранные труды по мифологии и идеологии
Древнего Египта. / Сост. А.О. Большаков. M., 1996. С. 98-105.

114 Там же. С. 104.

115 Ср. замечания И.М. Дьяконова о соотношении мифа и ритуала: «миф - в словесном оформлении, а
ритуал - в оформлении действием отражают одно и то же метонимически-ассоциативное мышление».
(Дьяконов И.М. Архаические... С.184). «Вопрос о мифе и ритуале некорректен: как словесное выражение
мысли, так и действие организуется в первобытном обществе по ассоциативно-тропическим семантическим
полям и содержит одинаковое количество верных и неверных с логической точки зрения словесных
определений и поступков. Не имея логических критериев для выявления иерархической степени ценности
ассоциаций, человек создает и мифы, и ритуалы по одним и тем же психологическим законам». (Там же.
С.63.).


возможным интерпретацию текстов в качестве своеобразного «путеводителя» «души» по царству мертвых.116 Семантический мотив «делания», лежащий в основе многих обозначений ритуала и представленный в «Книге мертвых» пояснениями к тексту изречений, изображениями на

«виньетках», не противопоставляется, а коррелирует с мотивом «говорения» (составлявшим внутренний смысл «мифа»), показателем которого является название составляющих частей «Книги мертвых» -«изречения» (г - «речение», «высказывание»).

Для решения проблемы, поставленной в исследовании, особое значение приобретают главы XIII, XVII, XLVII, LXIV, LXXVII, С, CXXV, CLXXX «Книги мертвых», и особенно глава LXXXIII «О совершении превращения в Бену», ставящая целью обеспечение судьбы «души» умершего в загробном мире.

О

В эпоху Нового царства появляются также тексты «Литаний Ра». Представления о птице Бену как одном из властителей подземного царства нашли отражения в текстах литаний, записанных на папирусах, содержащих ту же концепцию царского загробного существования, но «демократизированную и приспособленную для знатных людей и жречества».119 В работе рассматривается содержание текстов папирусов и помещенные к ним «виньетки». По своему содержанию «Литания Ра» представляют собой серию текстов, повествующих о различных ипостасях бога Ра в подземном мире. На поясняющих текст «виньетках», боги обычно были представлены в облике стоящих мумий, одна из которых изображала умершего. Наиболее известные из корпуса папирусов «Литаний» — папирусы

Эта точка зрения была впервые высказана Р. Лепсиусом и находит подтверждение в работах У. Баджа, Б.А. Тураева и др. См. по этому поводу: М.Э. Матье. Проблема...С.98, 105.

11 М.Э. Матье приводит в качестве примера часто встречающийся рисунок к первой главе «Книги мертвых», воспроизводящий погребальное шествие и обряд отверзания уст перед входом в гробницу (Там же. С.99). См., например, изображение из папируса Ани: Faulkner R.O. The Egyptian....PI.5, 6; БасЪ/с У. Путешествие души в Царстве Мертвых. Египетская Книга Мертвых. М., 1995. С. 127. 1,8 PiankoffA. The Litany of Ra. Egyptian Religious Texts and Representations. IV. N.Y., 1964. U9 Ibidem. P.Vll


Аханерерамона, Мутемуйи, Амонмеса, Тауджера, Пасери и Нени, изданные А. Пьянковым.

Помимо канонической заупокойной литературы во времена Нового царства получили распространение и многочисленные «магические папирусы», содержащие свод заклинаний, применяемых в повседневной обрядовой практике и напрямую связанных с ритуальными действами. Судя по источникам такого рода, комплекс представлений, связанных с образом мифической цапли Бену занимал значительное место в древнеегипетских обрядах и ритуалах. К числу самых известных папирусов этого круга принадлежат «папирусы Бремнер-Ринд», названные по имени их первооткрывателя Генри Александра Ринда, шотландского археолога-любителя, занимавшегося в средине XIX века раскопками фиванского некрополя.121,

Прежде всего, заслуживает внимания папирус Бремнер-Ринд VII, recto которого представляет иератическую запись магических изречений о защите против скорпионов, verso — продолжение оной и заклинания против лихорадки. Папирус, судя по всему, является центральной частью книги магических заклинаний, составленной предположительно одним и тем же жрецом и по загадочным причинам оставшейся незаконченной. Эти заклинания, собранные писцом XX династии (1200 — 1081 гг. до н.э.), снабженные «виньетками», несомненно, относятся ко времени правления Рамсеса II (1304 - 1237 гг. до н.э.).122 Птица Бену упоминается в папирусе в изречениях, призванных защитить от укуса скорпиона.

Следует упомянуть и папирус Бремнер-Ринд VIII, относящийся по всей вероятности к XX династии и содержащий тексты магическо-религиозного характера, и Бремнер-Ринд IX, на verso которого мы находим «Книгу защиты», также являющуюся записью магического ритуала, составленную в эпоху Рамсеса П. Сведения магических папирусов позволяют нам

mPiankoffA. The Litany... P.VII.

mGardiner A. Hieratic Papyri in the British Museum. L., 1934. Vol. I.

122 Ibidem. P. 55.

123 Ibidem. P.66, 78.


реконструировать ритуальное значение образа птицы Бену, ее функций в качестве бога-защитника и покровителя.

Магическим папирусам и «путеводителям по царству мертвых» близки по содержанию т.н. мифологические папирусы. В работе приводится виньетка «мифологического папируса» № 172, хранящегося в Национальной библиотеки г. Парижа с изображением двух цапель Бену124, а также мифологические папирусы, изданные А. Пьянковым.125

К другому роду источников относятся календарные тексты, известные с середины Среднего царства и до XX (1200 - 1081 гг. до н.э.) династии. Основная цель их составления - разграничение хороших и плохих, с ритуально-мифологической точки зрения, дней. Обычно тексты сопровождались также разъяснениями, имевшими мифологический характер. Не вызывает сомнений сакральное значение текстов, содержащих список основных праздников, а также ритуальных предписаний, получивших мифологическое истолкование.

Бену упоминается в наиболее известном из календарных текстов — Каирском папирусе (Каирский музей № 86637), происходящим из Фив, (Дейр-эль-Медина),127 а также в папирусе Салье IV (Британский музей № 10184), где идет речь о превращении Осириса в Бену.

4.2. Надписи на стелах и обелисках. Существенную информацию предоставляют таюке надписи на стелах и обелисках эпохи Нового царства. Так, в надписи на обелиске Тутмеса III (1504 - 1452 гг. до н.э.) из Гелиополя, хранящемся в Британском музее129, упоминается храм Бену (hw.t-bnw), причем контекст надписи позволяет сделать предположение о связи культа Бену и празднований хеб-седов.

"4 Essam El-Banna Deux etudes Heliopolitaines II BIFAO 85 (1985). P.149-171. См: fig.3. P.166.

125 PiankoffA. Mythological Papyri. Egyptian Religious Texts and Representations. III. N.Y. 1957. Pl.l 1.

126 Troy L. Have a Nice Day! Some Reflections on the Calendars of Good and Bad Days II The Religion of the
Ancient Egyptians. Cognitive Structures and Popular Expressions. Uppsala. 1989. P. 127-147.

niBakir Abel el-Moksen The Cairo Calendar № 86637. Cairo. 1966. PI. XVIII, XVIII A. P.28. n*TroyL. Op. cit. P. 128. 129 Urk. IV. 2. S.591.


Храм Бену упоминается и в надписи на «обелиске Фламиния».13 Этот обелиск был перевезен из Гелиополя в Рим императором Августом и сейчас находится на Пьяцо дель-Пополо в Риме. Сооружен он был по приказу фараона Сети I (1314 - 1304 гг. до н.э.). На обелиске есть надписи,

принадлежащие фараонам Сети I и Рамсесу II, узурпировавшему обелиск. В надписях кенотафа132 Сети І в Абидосе упоминается о почитании Осириса в храме Бенбен в Гелиополе.133

Важное изречение относительно роли Бену в космогонических представлениях древних египтян содержится в надписях нескольких часовен заупокойного храма Сети І в Абидосе: в часовне Ра-Хорахти, Амона-Ра и Исиды134. Данный текст является частью «Утренних ритуалов» и принадлежит к комплексу изречений «о снятии затворов». Как следует из вышеизложенного, в период правления Сети I Бену уделяется особое внимание. Упоминается божественный Бену и в текстах из гробницы Сети I (KV17). Х.-Г.Бартель полагает, что факт столь частого обращения к этому божеству со стороны Сети I связан с особой ролью Бену в обосновании концепции т.н. «новой эры», постамарнского возрождения.1

Интересная информация содержится также на стелах в гробницах вельмож с молитвами о загробном благополучии. В работе используется фрагмент стелы Пахери из эль-Каба, относящейся ко времени XVIII династии.138 М.Э. Матье обращает внимание на сюжетную связь текстов подобных стел с определенными главами «Книги мертвых», особенно в

130 Budge E.A.W. The Mummy. London. 1987. P.133. Lambrecht В. L'obelisque d'Hermapion (Ammien Marcellin,
Res Gestae XVII, 4, 17-23 II Le Museon. 114. T. 1-2. 2001. P. 51-95.

131 BudgeE.A.W. Op.cit. P.133.

В литературе встречается также именование его осирийоном.

133 Essam El-Banna A propos des aspects Heliopolitains d'Osiris II B1FAO 89 (1989). P. 109.

134 Сводный иероглифический текст изречения приведен в публикации Х.-Г. Бартеля: Bartel H.-G. «Ich bin
dieser grope Phbnix». Zu den inschriften in den Kapellen des Memorialtempels Sethos' I. in Abydos (Uber den
«Spruch beim Fortziehen der Riegel» in Sanktuaren des Tempels Sethos'I. in Abydos. Teil II).// 6. Agyptologische
Tempeltagung Funktion und Gebrauch altagyptischer Tempelraume Leiden, 4.-7. September 2002. Hrsg. von B.
Haring und A. Klug./ Akten der agyptologischen Tempeltagungen. Hrsg. H. Beinlich, R. Gundlach und D. Kurth.
Teil I. / Konigtum, Staat und Gesellschaft friiher Hochkulruren. Hrsg. von R. GundJach, D. Kreikenbom, M. Schade-
Busch. Wiesbaden. 2007. S. 37.

135 Ibidem. S. 35.

136 Honmng E. The Tomb of Pharaoh Seti I. Zurich. Munchen. 1991. PI. 21, 85.

137 Bartel H.-G. Op.cit. S.50-51.

138 Urk. IV. 1.S.113.


отношении отраженного в них ритуала. В этой надписи говорится о превращениях «души» в Бену, ласточку, сокола и цаплю, что соответствует названию глав LXXXIII, LXXXIV, LXXXV, LXXXVI «Книги мертвых».

К числу источников, впервые вводимых в научный оборот в нашем диссертационном исследовании, относится фрагмент надписи на известняковой плите, найденный в дебрисе гробницы Хетепка. Опубликовавший ее Д. Мартин, датирует текст XIX династией. Он

140 т^

интерпретирует надпись как посвятительную. В ней упомянуто имя птицы Бену, а также название цапли.

4.3. Изображения и надписи в гробницах царей и частных лиц. Начиная с Нового царства на стенах гробниц стали появляться мифологические и религиозные сюжеты, иллюстрирующие главы из «Книги мертвых», а также отдельные составляющие погребального ритуала. Изображения помогают восстановить представления египтян о загробном мире, иконографию божеств и мифологических персонажей. Показателем популярности и большого значения, которое приобрела птица Бену в религиозно-мифологических концепциях того периода, служит включение ее в круг представлений о загробном существовании «души» в царстве мертвых, ее отождествление с богами Ра и Осирисом.

В гробнице Сеннеджема (XIX династия (1314 - 1201 гг. до н.э.)), Дейр эль-Медина) на потолке погребальной камеры изображена Бену в солнечной барке Ра рядом с богом Ра-Хорахте и богами Эннеады, совершающими путешествие по загробному царству. Птица Бену представлена также на изображениях в гробнице Рамеса (XIX династия), Аменмеса (XIX династия),143 Аменемопет (XIX династия),144 Сетау145 (XIX

139 Матъе М.Э. Проблема изучения...С.102.

140 Martin G.T. The Tomb of Hetepka and Other Reliefs and Inscriptions from the Sacred Animal Necropolis, North
Saqqara 1964-1973. L.,1979. P.44. P1.39.

141 Porter B. Moss R. Topographical Bibliography of Ancient Egyptian Hieroglyphic Texts, Reliefs and Painting.
The Theban Necropolis. I. Oxford. 1994.P.4; Das Grab des Sennedjem. Ein kunstlergrab der 19 Dynastic in Deir el
Medineh.
Mainz, 1994. Tf.102.

142 Porter B. Moss R. Op. cit. P. 15-16.

143 Ibidem. P. 34. ^

144 Ibidem. P.346.
145/Ше/я.Р.371.


династия), Иринефера (XIX династия),146 Пешеду (XIX династия), Инхерхау (XX династия),148 Каха (XIX династия),149 Иртеру.150 Особый интерес представляет изображение в гробнице № 218, принадлежавшей Аменнахту в Дейр эль-Медине, где в солнечной ладье находятся сразу две цапли Бену, окружающие Ба покойного в облике птицы с головой человека.151

Надпись из гробницы писца Рамеса в Дейр эль-Медине (время Рамсеса II) содержит восхваление Бену.152 Она обращает на себя внимание необычным написанием имени «Бену» (bjn), что дает основание некоторым исследователям делать выводы о египетском происхождении греческого имени Феникса153.

К отдельной группе источников принадлежат «астрономические тексты и изображения» в гробницах царей и вельмож и в храмах Дейр-эль-Бахри и Луксора. К ним относятся изображение на потолке гробницы Сененмута (Дейр-эль-Бахри, приблизительно 1473 г до н.э.),154 изображения из гробницы Сети І в Долине царей в Луксоре (XIX династия),155 роспись потолка второго гипостильного зала («астрономическая комната») храма Рамсеса II в Луксоре,15 изображения на фасаде двух архитравов, фланкирующих

центральную часть потолка второго гипостильного зала из того же храма, изображения в гробнице Мернептаха (1237 - 1226 гг. до н.э.) (XIX династия, Долина царей, Луксор) (потолок зала J),158 на потолке зала F гробницы

146 Porter В. Moss R. Topographical...Р.372; Desroches-Noblecourt С. Egyptian Wall Painting. London. 1962.
P.25.

147 Porter B. Moss R. Op.cit. P. 394.

148 Ibidem P. 423; Desroches-Noblecourt С Op. cit. P.24.

149 Porter B. Moss R. Op. cit. P.425.

150 Ibidem. P.441.

151 Ibidem. P. 319. Сама гробница не опубликована, изображение приводится по публикации Эссама эль-
Банны: Ess am El-Banna Deux etudes...P. 149-171. PI. XXVIII.

i52SetheK. Der Name derPhonix IIZAS. 1908- 1909. Bd.45. S.84-85.

153 Ibidem.

154 Neugebauer O., Parker R. Egyptian Astronomical Texts. Vol. III. Decan, Planets, Constellations and Zodiak and
Plates. L., 1965. P. 10. PI. I.

155 Ibidem. P. 14. Pl.III.

156 Ibidem. P. 17. Pl.IV.

157 Ibidem. P.17.P1.VI.

158 Ibidem. P. 17. Pl.VIII.


Таусерт (XIX династия, Луксор)159 и потолке зала L той же гробницы, росписи потолка зала В, южной части гробницы Рамсеса VI (1156 — 1149 гг. до н.э.)(Долина царей, XX династия),161 изображения на потолке зала Е, северной части той же гробницы и т.д.

На всех вышеперечисленных изображениях представлены основные деканы и планеты, передано расположение созвездий и божеств их символизирующих, а также лунный календарь. Птица Бену фигурирует в данном контексте в качестве символа планеты, в европейской традиции известной как Венера, причем в ряде надписей эта планета так и названа «Бену».

Важнейшее с точки зрения изучения иконографии божественной цапли и процесса антропоморфизации Бену изображение представлено на рельефах храма Рамсеса III (1198 - 1166 гг. до н.э.) в Мединет-Абу. Бену предстает там в облике человека с головой сокола. Данное изображение сопровождается надписями, изучение которых позволяет сделать важные выводы о связи почитания Бену с царскими ритуалами.

Кроме того, интерес для решения отдельных вопросов представляют уже известные нам по росписям гробниц предшествующих периодов изображения птиц. Подобные сюжеты часты в гробницах Ипуимра (№ 39), Нахт (№ 52), Усерхета (№56), Хапу (№66) и других.164

4.4. Скарабеи, амулеты, пекторали. Вопрос о роли и значении Бену в погребальном ритуале позволяют решить многочисленные находки скарабеев с фигурками Бену, а также сердечных амулетов с аналогичными изображениями и текстами XXIX (В) главы «Книги мертвых». Среди них следует обратить внимание на следующие предметы: скарабей с изображением птицы Бену и надписью «Божественное сердце Ра»

159 Neugebaner О., Parker R. Egyptian... P. 17. Pl.IX.

160 Ibidem. P.30. PI. X.

161 Ibidem. P.30, PI. XII.

162 Ibidem.P.30. PI. XIII.

163 The Temple Proper. Part III. The Third Hypostyle Hall and All Rooms Accessible from it with Friezes of Scenes
from the Roof Terraces and Exterior Walls of the Temple by the Epigraphic Survey II Medinet Habu VII. Chicago,
1964. P1.553.

164 Wreszinski W. Atlas... Teil. I—II. Tf.146, 157, 178, 184,230, 343, 344,423.


(Британский музей №7878);165 сердечный амулет с текстом XXIX (В) главы «Книги мертвых»;166 фаянсовый сердечный амулет с изображением

1 ґ*7

человеческой головы и фигуркой птицы Бену (Британский музей №8006); амулет с изображением фигуры мужчины, поклоняющегося птице Бену и текстом XXIX (В) главы «Книги мертвых» (Британский музей №50742).

Для изучения избранной нами темы важен также фрагмент пекторали из Каирского музея (CG 12223) с изображением двух симметричных фигур Бену в сопровождении глаза Уджат.169 На другой пекторали (CG 12207), найденной в гробнице Сеннеджема, также представлены парные фигурки цапель Бену расположенные рядом с иероглифом в виде чаши с пламенем

(дымом) (и), знака, которым часто сопровождалось изображение Ба в облике птицы с человеческой головой или в облике барана.170

5. Источники III Переходного (1081 — 711 гг. до н.э.) и Позднего периодов (724 - 333 гг. до н.э.).

Для решения поставленных в работе задач нас интересуют прежде всего памятники заупокойной и магической литературы, т.е. тексты и изображения на саркофагах, папирусах, стелах и т.д. Также важными представляются тексты и изображения в гробницах и храмах и другие вещественные памятники.

5.1. Тексты и изображения на саркофагах, стелах, статуях. Первые факсимиле изображений на саркофагах XXI (1081 — 931 гг. до н.э.) династии

1 71

из второго тайника в Дейр эль-Бахри были опубликованы в серии CG. Открытие этого тайника, в котором и были обнаружены 153 саркофага, принадлежавших жрецам Амона, относится к 1891 году. Единственные

См. описание этого скарабея: Budge E.A.W. British Museum. A Guide to the Third and Fourth Egyptian Rooms. Predynastic Antiquities, Mummied Birds and Animals, Portrait Statues, Figures of Gods, Tools, Implements and Weapons, Scarabs, Amulets, Jewellery and other Objects connected with the Ancient Egyptians. L., 1904. P. 193; Budge E.A.W. The Mummy...P. 295 (иероглифический текст надписи).

166 Ibidem. P. 311-312.

167 BudgeE.A.IV. British Museum...P. 196; Agypten. Die Welt... S.466.

168 Agypten. Die Welt...S.466.

169Essam El-Banna Deux etudes...P. 165. Fig.2.

™ Ibidem. P. 165. Fig. 1.

171 Catalogue General des Antiquites Egyptiennes du Musee du Caire.


факсимиле изображений саркофагов были изданы в 1909 году.1 2 Лишь в конце XX века, после долгих лет работы саркофаги были опубликованы практически полностью польским профессором А. Нивинским.

Этот каталог без преувеличения можно назвать «энциклопедией египетской религии». Публикация снабжена научным аппаратом и дает право судить о развитии мифологических представлений египтян, живших в поздний период. На многих саркофагах представлены изображения Бену, причем соседство с другими божествами, включение божественной цапли в целый ряд композиций дает богатый материал для изучения символики и функций Бену.174

Упоминается Бену и в многочисленных надписях на саркофагах. Представленный в надписях материал во многом объясняет некоторые неясные места в других источниках и позволяет более точно реконструировать образ Бену в мифологических представлениях древних египтян.

Богатый фактический материал для характеристики представлений, связанных с символикой и функциями Бену, содержится и в других памятниках Позднего периода. Особый интерес представляют надписи на саркофаге принцессы Анхнеснеферибра (XXVI династия (664 — 525 гг. до н.э.),176 содержащие указание на храм Бену в Гелиополе, а также на связь между ивой и Бену.

1 77

Упоминается Бену также и в известной «стеле Меттерниха» (музей Метрополитен, Нью-Йорк), датируемой приблизительно 378 — 360 годами до

Niwinski A. Catalogue General des Antiquites Egyptiennes du Musee du Caire Nos 6029-6068: La seconde trouvaille de Deir el-Bahari 1, 2. (5 fevrier 1891). (Sarcophages) II Catalogue general des antiquites egyptiennes du Musee du Caire. Le Caire. 1995. P.IV.

173 Ibidem; Niwinski A. The Second Find of Deir el-Bahari II Catalogue general of Egyptian antiquities in the Cairo
Museum 6069/6082. Cairo. 1999.

174 Niwinski A. Catalogue...P. 19-21 (Саркофаг CG 6045); P. 36, Fig. 21 (Саркофаг CG 6048); Niwinski A. The
Second...P.48, Fig. 65 (Саркофаг CG 6215); P.57, Fig. 80 (Саркофаг CG 6217); P. 81, Fig. 113 (Саркофаг CG
6191); Pl.IV-1 (CG6081); PI. XX-2 (CG 6184); PI. XXIX-1 (Саркофаг CG6152).

175 Niwinski A. Catalogue...P.21(Cap^ar CG 6045); P.23 (Саркофаг CG 6046). Niwinski A. The Second Find...P.
1, 2 (Саркофаг CG 6080); P.34 (Саркофаг CG 6182); P.41 (Саркофаг CG 6184); P. 48 (Саркофаг CG 6215); P.
50 (Саркофаг CG 6215); Р.52 (Саркофаг CG 6216); Р.58 (Саркофаг CG 6217); Р.83 (Саркофаг CG 6191); P. 94
(Саркофаг CG 6152).

176 Sander-Hansen C.E. Die religiosen Texte auf dem Sarg der Anchnesneferibre. Kopenhagen.1937.

177 Sander-Hansen. C.E. Die Texte der Metternichstelle. Kopenhagen. 1956.


н.э. Текст стелы относится к эпизоду из мифа об Осирисе, повествующему о том, что Исида с маленьким Хором пряталась от Сета в заболоченных окрестностях Дельты. Содержание стелы связано с магическими папирусами Нового царства и представляет собой заклинания против яда скорпионов. Исида здесь выступает в роли богини скорпионов. Похожие заклинания писали часто на табличках и стелах, устанавливаемых в домах и на дорогах, чтобы защитить людей от ядовитых тварей. Упоминание храма Бену в тексте «стелы Меттерниха» свидетельствует о высокой степени популярности культа Бену в народе.

Временем XXII династии (1081 - 931 гг. до н.э.) датируется стела жреца

1 *7Q

бога Амона Бекенхонсу из Фив. В ней отец просит «годы довольствия» для своего сына и «докладывает о нем Бену», что свидетельствует о широком распространении представлений о Бену не только как о божестве царства мертвых, но и могущественной силе, способной влиять на жизнь людей в мире живых.

Храм Бену в Карнаке упоминается в надписях на кубической статуе жреца XXV династии (н. VIII в. - 656 гг. до н.э.) из Каирского музея (JE 36938).180

5.2. Изображения и надписи в гробницах и храмах. Историческая традиция, связывающая почитание цапли с церемониями праздника Сед сохранилась и в более позднее время. Свидетельство тому мы находим на рельефах, найденных Ф. Питри при раскопках дворца Априя в Мемфисе (XXVI династия (664 - 525 гг. до н.э.)). Следует отметить, что архаичный стиль их исполнения даже ввел в заблуждение Ф. Питри, датировавшего рельефы временем правления Сенусерта I (1971 - 1928 гг. до н.э.). Однако современные исследователи датируют изображения все-таки Поздним

Липинская Я. МарщнякМ. Мифология Древнего Египта. М., 1983. С. 169, 173.

179 Otto Е. Die biographischen Insciften der aegyptischen Spatzeit. Leiden. 1954. S.135.

180 Leahy A. In the House of the Phoenix at Thebes (Cairo JE 36938) II Studies on Ancient Egypt in Honour of H.S.
Smith. I Ed. by/1. Leahy. L., 1999. P. 185-192.

181 Концепцию Ф. Питри см: Petrie W.M. F. Palace of Apries (Memphis II). L., 1909. P.5. Pl.III-IX.


временем, эпохой XXVI династии. Рельефы повествуют о посещении царем Буто, где цапля Джебаутская сидит на длинном шесте возле пруда, окруженного священной рощей.

Традиция изображения мифологических сюжетов,.связанных с божественной цаплей Бену в гробницах была продолжена и в Поздний период. Бену изображен в гробницах Педаменопет,183 Пенеднейт, Пабаса.185 Сидящий на дереве Бену представлен также в гробнице Чати (XXV династия).186

6. Источники Греко-римского периода (332 г. до н.э.337 г. н.э.).

Для характеристики идей и представлений, касающихся культа птицы Бену, очень важными оказываются и источники, выходящие за хронологические рамки исследования, однако содержащие чрезвычайно ценный пласт древнейших мифологических сюжетов. К их числу относится и т.н. «папирус Жюмильяк», записанный в конце I в. до н.э. Папирус хранится в Лувре (№ 17110), куда поступил от графа Одете де Жюмильяка, по имени которого он и получил свое название. Первоначально документ являлся частью коллекции Сабатье, генерального консула Франции в Египте 1870 года.

Текст папируса написан курсивной иероглификой и сопровождается многочисленными «виньетками». По мнению Ж. Вандье, издавшего документ, он происходит из области Хардаи, и является частью храмового архива этого значительного центра XVII верхнеегипетского нома (греч. Синополь).188

По своему содержанию текст представляет собой позднюю версию мифа о борьбе Хора и Сета. Для нашей темы большое значение имеет ряд сюжетов, в частности, фрагмент, повествующий о превращении Осириса в птицу Бену,

182 См, например: Kaiser W. Die dekorierte Torfassde des spatzeitlichen Palastbezirkes von Memphis II MDAIK.

1987. Bd.43. S. 123-152.

m Porter B. Moss R. Topographical...P. 51.

184 Ibidem. P.302.

,85/Ш?/и.Р.357-358.

W6Belluccio A. Le mythe du Phenix a la lumiere de la consubstantialite royale du pere et du fils II Atti del VI

Congresso Internazionale di Egittologia. Turin. 1993. Vol.2. P.38. Fig.6.

187 Vandier J. Le papyrus Jumilhac. Paris. 1961.

m Ibidem. P. 1-5.


а также круг мифов, связанный с образом Анубиса. Кроме того, интерес представляет географический список, в котором упоминаются места почитания Бену в XVII номе.

Среди других источников, выходящих за хронологические рамки работы, сведения которых позволяют восполнить лакуны при реконструкции религиозно-мифологических представлений о Бену, следует отметить надписи храма Хора в Эдфу, в частности «географическую ведомость», фрагменты гимнов Ба Осириса из Абатона, древнеегипетского jS.t wrb.t, локализуемого вблизи о. Филэ, опубликованные X. Юнкером,1 изображение гробницы Осириса с сидящим рядом на тамариске (?) Бену191 из Ху (Diospolis Parva).

О слиянии представлений о египетском Бену и греческом Фениксе свидетельствует найденное в Саккаре одеяние, относящееся к 30 г. н.э., содержащее изображение Феникса-Бену на первобытном холме.

Как уже отмечалось, миф о Бену в египетских источниках представлен фрагментарно, не существует канонической записи этого мифа, что обуславливает необходимость привлечения даже тех текстов, которые содержат лишь единичные упоминания о Бену. Например, песня арфиста времени Рамсеса II, упоминающая голос Бену, т.н. «фаюмский папирус» Нового царства,194 где божество Бену названо «господином хеб-седов», изображение церемонии хеб-седа на саркофаге №11986 эпохи Нового царства из Берлинского музея195, папирус Британского музея (ВМ 10554), свидетельствующий о почитании Осириса в «Доме Бену» в Гелиополе,19

18 Chassinat Е. Le temple d'Edfou. le Caire. 1897. Vol. I. P.342.

190 Junker H. Das Gotterdekret iiber das Abaton. Wien. 1913. S.l.

191 Kees H. Gotterglaube im Alten Agypten. Leipzig. 1956. S.88, Tf.7.

192 Van Den Broek R. The Myth of the Phoenix. According to Classical and Early Christian Traditions. Leiden.
1972. P. 16. 17. PI. II-III; Agypten. Die Welt...S.428.

193 VarilleA. Trois nouveaux chants de harpists II BIFAO 35 (1935). P.158.

194 Это единственное место, где Бену имеет подобный эпитет: Van Den Broek R. Op.cit. 1972. P.22.

195 Mbller G. Das Hb-Sd des Osiris nach Sargdarstellungen des neuen Reichen II ZAS 39 (1901). S.71 -74. Tf. 1.

196 Иероглифический текст приводится no: Essam El-Banna A propos...P. 109.


папирус Анастази I, где говорится о значение трансформации в Бену, папирус Булак III, упоминающий эпитет Бену198 и т.д.

7. Данные античной традиции (Геродот)199.

Среди данных античной традиции о египетских верованиях и ритуалах заслуживает внимания книга II «Истории» Геродота (родился около 484 года до н.э.). В 40-х годах V века Геродот предпринял ряд путешествий по различным городам Греции и Персидского царства, собирая по примеру ионийских логографов исторические и этнографические сведения о

чужеземных народах. II книга его «Истории» посвящена Египту и содержит сведения о законах, обычаях, верованиях древних египтян. Излагается там и греческая версия мифа о Фениксе, который понимается Геродотом как символ вечной жизни и возрождения. Некоторые исследователи считают, что сведения Геродота были не подлинными, он



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-04-30; просмотров: 294; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.198.43 (0.138 с.)