Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук↑ Стр 1 из 16Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
НАУЧНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ ДОКТОР ИСТОРИЧЕСКИХ НАУК Г.А. БЕЛОВА Москва - 2008 Оглавление Введение...................................................................................................... 3 §1 Современные концепции мифологии и религии (методологический аспект).......................................................................... 8 §2 Современные концепции тотемизма и культа животных (зоолатрии)................................................................................................ 17 Глава I Источники и историография........................................................ 23 §1 Источники............................................................................................. 23 §2. Историография.................................................................................... 51 Глава II. Истоки формирования образа Бену в древнеегипетской § 1. Место представлений о животных в древнеегипетской картине мира............................................................................................................ 72 § 2. Семантика образов птиц на додинастических и раннединастических изображениях.......................................................... 82 § 3 Мифологема птица-душа..................................................................... 99 §4. Культ цапли в Египте в эпоху Древнего царства. Образ цапли в «Текстах пирамид».................................................................................. 109 Глава III. Этапы формирования образа Бену в древнеегипетской религии и мифологии............................................................................... 131 §1. Представления о Бену (Бен) в эпоху Древнего царства................... 131 § 2. Становление образа Бену в эпоху Среднего царства...................... 140 (по материалам «Текстов саркофагов»).................................................. 140 §3. Образ птицы Бену в эпоху Нового царства и основные направления его эволюции в позднейший период египетской истории..................................................................................................... 145 Глава IV. Символика и функции Бену..................................................... 152 § 1. Этимология и семантика имени Бену............................................... 152 § 2. Иконография Бену............................................................................. 161 3. География распространения культа Бену........................................... 166 §4 Солярные и астральные аспекты образа Бену................................... 170 § 5 Бену и Осирис. Роль Бену в представлениях о загробном мире. Бену в погребальных ритуалах и магии.................................................. 182 § 6. Бену и представления о плодородии, связь с растениями............... 200 § 7. Роль Бену в космогонии. Бену и пространственно-временные категории древнеегипетского сознания. Причастность Бену к представлениям о царской власти........................................................... 203 Заключение................................................................................................ 218 Приложение............................................................................................... 226 Список сокращений.................................................................................. 256 Библиография........................................................................................... 257 "и Введение Духовный мир народов, создавших великие цивилизации древности, таит в себе нечто, продолжающее приковывать к себе внимание многих поколений исследователей. Древнеегипетская цивилизация, одной из первых среди значительных цивилизаций и культур Востока извлеченная из забвения, открыла миру удивительную картину духовных исканий. Картину, где слились воедино и образовали то явление ментальной сферы, которое мы называем «мифологическим», «мифотворческим» мышлением, религия, мифология, философия, искусство и культура. Актуальность темы диссертационного исследования. Среди феноменов, образующих картину мира древнего Египта, особым смыслом наполнены анималистические образы. Не вызывает сомнений то огромное значение, которым обладал в Египте культ животных. Даже великие общеегипетские божества имели зачастую зооморфное обличье, их божественная сущность находила воплощение в материальных субстанциях - животных и растениях, считавшихся священными, сакральными. Весь «видимый» и «невидимый» мир египтяне описывали в анималистических терминах, используя животных в качестве универсальных классификаторов вселенной, связующего звена между микро- и макрокосмом. Для нас, представителей западной цивилизации XXI века, многое в религиозно-мифологических системах древнего Египта остается загадочным и непонятным. К области гипотез относятся и все существующие к настоящему времени объяснения причин столь долгого существования и множественности значений культа животных в древнеегипетской религии. Культ животных в древнем Египте принимал различные формы. Почитание птиц занимало далеко не последнее место: божественный покровитель фараона сокол Хор, воплощение идеи царственности; бог мудрости, легендарный создатель письма и счета, олицетворение правосудия Тот, почитавшийся в образе ибиса; владычица Верхнего Египта в образе самки коршуна Нехбет; гусь - символ бога Амона и т.д. Образ птицы Бену играл особую роль в древнеегипетской религии и мифологии. Кроме того, он оказал немалое влияние на формирование и развитие мифа о Фениксе, ставшем для европейской цивилизации символом вечного обновления, воскрешения и новой жизни. Однако ряд исследователей ошибочно полностью отождествляют древнеегипетское божество Бену и греческого Феникса. В облике Бену нашли отражение характерные для египетского мировосприятия идеи и принципы. Тесно связанный с другими богами и божественными персонажами египетской мифологии, включенный в космогонические и астральные мифы, значительное божество загробного мира, имевшее отношение также и к представлениям о пространстве и времени, концепции царской власти — вот далеко не полный перечень символики и функций Бену в египетской религии и мифологии. К сожалению, в трудах, посвященных обзору всех древнеегипетских религиозно-мифологических концепций, образу божественной цапли Бену уделено едва ли несколько строк. Отсутствуют фундаментальные работы, в которых бы были собраны и проанализированы все многочисленные свидетельства почитания Бену в древнем Египте, определено место божественной цапли в контексте древнеегипетской религии и мифологии. Немногочисленные специальные исследования страдают неполнотой информации, в них разбираются лишь отдельные аспекты почитания этого божества. Некоторые работы являются либо устаревшими, либо касаются, главным образом, параллелей между Фениксом и Бену и вызваны желанием доказать египетское происхождение образа Феникса. Между тем, символика и значение Бену именно в древнеегипетской религии и мифологии обладает самостоятельным значением и требует отдельного специального изучения. Важность специального исследования образа Бену обусловлена не только стремлением подробнее осветить его значение, но, и уходит гораздо глубже. На наш взгляд, объяснив закономерности развития и функционирования этого образа в системе древнеегипетских религиозно-мифологических представлений, мы во многом приблизимся к решению проблем, касающихся некоторых аспектов культа животных; и шире, к выявлению закономерностей мифотворчества в древнем Египте. Цели и задачи исследования. Целью настоящей работы является выяснение роли и места Бену в контексте древнеегипетской религии и мифологии, а также изучение на примере образа божественной цапли Бену некоторых особенностей и механизмов функционирования культа животных в древнем Египте. Поставленной целью определяются задачи исследования: 1. выявить истоки формирования представлений о Бену в эпоху Древнего и Среднего царства и их роль в контексте представлений о животных в древнеегипетской картине мира, 2. проследить эволюцию образа Бену, начиная с Древнего царства и заканчивая Поздним периодом. Выявить основные этапы формирования культа Бену. 3. проанализировать символику и основные функции Бену, с этой целью осветить семантику и этимологию имени Бену, иконографию этого божества, значение связей с образами других древнеегипетских богов, солярные и астральные аспекты образа Бену, значение образа Бену в представлениях о Загробном мире, роль Бену в космогонии и т.д. Хронологические рамки исследования охватывают практически все эпохи египетской истории, начиная с додинастического (5500 - 3050 гг. до н. э) и раннединастического (3050 - 2687 гг. до н.э.) периодов. Однако основной массив информации приходится на т.н. историческую эпоху, начиная со времени Древнего царства (2687 — 2191 гг. до н.э.) — и 1 Хронология приводится по: Oxford Encyclopedia of Ancient Egypt. /Ed. by D. Redford. N.Y. 2001. Vol. I. заканчивая Поздним периодом (724 - 333 гг. до н.э.). В работе, т.о., исследуются многочисленные источники, относящиеся ко времени Древнего, Среднего (2061 - 1664 гг. до н.э.) и Нового царств (1569 - 1081 гг. до н.э.), а также III Переходного периода (1081 - 711 гг. до н.э.). Такой широкий диапазон объясняется фрагментарностью сведений о Бену в египетских источниках, а также присущей древнеегипетской религиозной литературе тенденцией к консерватизму, позволяющей дополнить сведения, сохранившиеся в достаточно далеко отстоящих друг от друга в хронологическом плане памятниках. Тем не менее, основное внимание в работе уделено периоду Нового царства, времени оформления концепции Бену в древнеегипетской религии и мифологии. Некоторые вопросы изучения символики и функций Бену требуют также привлечения источников, относящихся к Греко-римскому периоду истории Египта (332 гг. до н.э. - 337 г. н.э.). Объектом исследования является культ Бену, его отражение в многочисленных письменных и материальных источниках, представлявших собой довольно обширную и разнородную группу памятников. Нами рассматриваются практически все упоминания о божественной цапле в религиозной литературе («Тексты пирамид», «Тексты саркофагов», «Книга мертвых» и т.д.), анализируются специально посвященные ей главы и изречения. Также большое значение в контексте решения поставленных в работе проблем представляет изучение образа Бену на примере памятников изобразительного ряда, таких как гробничные росписи, «виньетки» «Книги мертвых», изображения на деревянных расписных саркофагах. Важной составной • частью исследования является выявление связей Бену и других богов древнеегипетского пантеона, определение его роли в древнеегипетской религии и мифологии. Предметом исследования является культ животных, в частности птиц, и его функционирование в культово-религиозной практике древнего б Египта, а также те механизмы, которые определяли место представлений о Бену в рамках древнеегипетской религиозно-мифологической системы. При разработке методологической базы исследования наряду со сравнительно-историческим нами был привлечен ряд структуралистских методов. Главной задачей было попытаться совместить диахронический и синхронический метод изучения религии и мифологии (подробнее см. §§1,2 Введения). Таким образом, мы стремились руководствоваться системным подходом, предполагающим признание влияния многочисленных факторов на ход исторического процесса. Научная новизна диссертационной работы заключается в том, что это — первое в отечественной и зарубежной египтологической литературе монографическое исследование, в котором на примере многочисленных данных письменной и изобразительной традиции были исследованы особенности почитания образа цапли Бену именно в древнеегипетской религии и мифологии. В процессе решения задач, поставленных в диссертации были впервые переведены на русский язык многие источники, определяющие сущность культа цапли Бену, собраны многочисленные упоминания о Бену в письменных и материальных памятниках. Некоторые из источников были введены в научный оборот впервые. Кроме того, нами впервые была осуществлена попытка на примере культа зооморфного персонажа, цапли Бену, определить роль анималистических образов в культово-религиозной практике населения долины Нила на протяжении длительного периода древнеегипетской истории. Впервые, в полном объеме и на современном научном уровне были рассмотрены вопросы этимологии и семантики имени Бену, происхождения его культа, связи с культом цапель в Египте и т.д. Практическая значимость исследования заключается в том, что его выводы позволяют по-новому взглянуть на почитание животных в древнем Египте, определить египетскую составляющую образа классического Феникса, ставшего в мировой культуре символом вечной жизни и возрождения. Выводы исследования могут быть учтены при написании научных монографий по соответствующей тематике, при разработке и публикации теоретических и практических курсов и пособий для высших учебных заведений.
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2019-04-30; просмотров: 190; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.2.191 (0.007 с.) |