Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук

Поиск


НАУЧНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ

ДОКТОР ИСТОРИЧЕСКИХ НАУК

Г.А. БЕЛОВА


Москва - 2008


Оглавление

Введение...................................................................................................... 3

§1 Современные концепции мифологии и религии

(методологический аспект).......................................................................... 8

§2 Современные концепции тотемизма и культа животных

(зоолатрии)................................................................................................ 17

Глава I Источники и историография........................................................ 23

§1 Источники............................................................................................. 23

§2. Историография.................................................................................... 51

Глава II. Истоки формирования образа Бену в древнеегипетской
религии и мифологии................................................................................ 72

§ 1. Место представлений о животных в древнеегипетской картине

мира............................................................................................................ 72

§ 2. Семантика образов птиц на додинастических и

раннединастических изображениях.......................................................... 82

§ 3 Мифологема птица-душа..................................................................... 99

§4. Культ цапли в Египте в эпоху Древнего царства. Образ цапли в

«Текстах пирамид».................................................................................. 109

Глава III. Этапы формирования образа Бену в древнеегипетской

религии и мифологии............................................................................... 131

§1. Представления о Бену (Бен) в эпоху Древнего царства................... 131

§ 2. Становление образа Бену в эпоху Среднего царства...................... 140

(по материалам «Текстов саркофагов»).................................................. 140

§3. Образ птицы Бену в эпоху Нового царства и основные направления его эволюции в позднейший период египетской

истории..................................................................................................... 145

Глава IV. Символика и функции Бену..................................................... 152

§ 1. Этимология и семантика имени Бену............................................... 152

§ 2. Иконография Бену............................................................................. 161

3. География распространения культа Бену........................................... 166

§4 Солярные и астральные аспекты образа Бену................................... 170

§ 5 Бену и Осирис. Роль Бену в представлениях о загробном мире.

Бену в погребальных ритуалах и магии.................................................. 182

§ 6. Бену и представления о плодородии, связь с растениями............... 200

§ 7. Роль Бену в космогонии. Бену и пространственно-временные категории древнеегипетского сознания. Причастность Бену к

представлениям о царской власти........................................................... 203

Заключение................................................................................................ 218

Приложение............................................................................................... 226

Список сокращений.................................................................................. 256

Библиография........................................................................................... 257


Введение

Духовный мир народов, создавших великие цивилизации древности, таит в себе нечто, продолжающее приковывать к себе внимание многих поколений исследователей. Древнеегипетская цивилизация, одной из первых среди значительных цивилизаций и культур Востока извлеченная из забвения, открыла миру удивительную картину духовных исканий. Картину, где слились воедино и образовали то явление ментальной сферы, которое мы называем «мифологическим», «мифотворческим» мышлением, религия, мифология, философия, искусство и культура.

Актуальность темы диссертационного исследования. Среди феноменов, образующих картину мира древнего Египта, особым смыслом наполнены анималистические образы. Не вызывает сомнений то огромное значение, которым обладал в Египте культ животных. Даже великие общеегипетские божества имели зачастую зооморфное обличье, их божественная сущность находила воплощение в материальных субстанциях - животных и растениях, считавшихся священными, сакральными. Весь «видимый» и «невидимый» мир египтяне описывали в анималистических терминах, используя животных в качестве универсальных классификаторов вселенной, связующего звена между микро- и макрокосмом.

Для нас, представителей западной цивилизации XXI века, многое в религиозно-мифологических системах древнего Египта остается загадочным и непонятным. К области гипотез относятся и все существующие к настоящему времени объяснения причин столь долгого существования и множественности значений культа животных в древнеегипетской религии.

Культ животных в древнем Египте принимал различные формы. Почитание птиц занимало далеко не последнее место: божественный покровитель фараона сокол Хор, воплощение идеи царственности; бог


мудрости, легендарный создатель письма и счета, олицетворение правосудия Тот, почитавшийся в образе ибиса; владычица Верхнего Египта в образе самки коршуна Нехбет; гусь - символ бога Амона и т.д.

Образ птицы Бену играл особую роль в древнеегипетской религии и мифологии. Кроме того, он оказал немалое влияние на формирование и развитие мифа о Фениксе, ставшем для европейской цивилизации символом вечного обновления, воскрешения и новой жизни. Однако ряд исследователей ошибочно полностью отождествляют древнеегипетское божество Бену и греческого Феникса. В облике Бену нашли отражение характерные для египетского мировосприятия идеи и принципы. Тесно связанный с другими богами и божественными персонажами египетской мифологии, включенный в космогонические и астральные мифы, значительное божество загробного мира, имевшее отношение также и к представлениям о пространстве и времени, концепции царской власти — вот далеко не полный перечень символики и функций Бену в египетской религии и мифологии.

К сожалению, в трудах, посвященных обзору всех древнеегипетских религиозно-мифологических концепций, образу божественной цапли Бену уделено едва ли несколько строк. Отсутствуют фундаментальные работы, в которых бы были собраны и проанализированы все многочисленные свидетельства почитания Бену в древнем Египте, определено место божественной цапли в контексте древнеегипетской религии и мифологии. Немногочисленные специальные исследования страдают неполнотой информации, в них разбираются лишь отдельные аспекты почитания этого божества. Некоторые работы являются либо устаревшими, либо касаются, главным образом, параллелей между Фениксом и Бену и вызваны желанием доказать египетское происхождение образа Феникса. Между тем, символика и значение Бену именно в древнеегипетской религии и мифологии обладает самостоятельным значением и требует отдельного специального изучения.


Важность специального исследования образа Бену обусловлена не только стремлением подробнее осветить его значение, но, и уходит гораздо глубже. На наш взгляд, объяснив закономерности развития и функционирования этого образа в системе древнеегипетских религиозно-мифологических представлений, мы во многом приблизимся к решению проблем, касающихся некоторых аспектов культа животных; и шире, к выявлению закономерностей мифотворчества в древнем Египте.

Цели и задачи исследования. Целью настоящей работы является выяснение роли и места Бену в контексте древнеегипетской религии и мифологии, а также изучение на примере образа божественной цапли Бену некоторых особенностей и механизмов функционирования культа животных в древнем Египте.

Поставленной целью определяются задачи исследования:

1. выявить истоки формирования представлений о Бену в эпоху Древнего и Среднего царства и их роль в контексте представлений о животных в древнеегипетской картине мира,

2. проследить эволюцию образа Бену, начиная с Древнего царства и заканчивая Поздним периодом. Выявить основные этапы формирования культа Бену.

3. проанализировать символику и основные функции Бену, с этой целью осветить семантику и этимологию имени Бену, иконографию этого божества, значение связей с образами других древнеегипетских богов, солярные и астральные аспекты образа Бену, значение образа Бену в представлениях о Загробном мире, роль Бену в космогонии и т.д.

Хронологические рамки исследования охватывают практически все эпохи египетской истории, начиная с додинастического (5500 - 3050 гг. до н. э) и раннединастического (3050 - 2687 гг. до н.э.) периодов. Однако основной массив информации приходится на т.н. историческую эпоху, начиная со времени Древнего царства (2687 — 2191 гг. до н.э.) — и

1 Хронология приводится по: Oxford Encyclopedia of Ancient Egypt. /Ed. by D. Redford. N.Y. 2001. Vol. I.


заканчивая Поздним периодом (724 - 333 гг. до н.э.). В работе, т.о., исследуются многочисленные источники, относящиеся ко времени Древнего, Среднего (2061 - 1664 гг. до н.э.) и Нового царств (1569 - 1081 гг. до н.э.), а также III Переходного периода (1081 - 711 гг. до н.э.). Такой широкий диапазон объясняется фрагментарностью сведений о Бену в египетских источниках, а также присущей древнеегипетской религиозной литературе тенденцией к консерватизму, позволяющей дополнить сведения, сохранившиеся в достаточно далеко отстоящих друг от друга в хронологическом плане памятниках. Тем не менее, основное внимание в работе уделено периоду Нового царства, времени оформления концепции Бену в древнеегипетской религии и мифологии.

Некоторые вопросы изучения символики и функций Бену требуют также привлечения источников, относящихся к Греко-римскому периоду истории Египта (332 гг. до н.э. - 337 г. н.э.).

Объектом исследования является культ Бену, его отражение в многочисленных письменных и материальных источниках, представлявших собой довольно обширную и разнородную группу памятников. Нами рассматриваются практически все упоминания о божественной цапле в религиозной литературе («Тексты пирамид», «Тексты саркофагов», «Книга мертвых» и т.д.), анализируются специально посвященные ей главы и изречения. Также большое значение в контексте решения поставленных в работе проблем представляет изучение образа Бену на примере памятников изобразительного ряда, таких как гробничные росписи, «виньетки» «Книги мертвых», изображения на деревянных расписных саркофагах.

Важной составной • частью исследования является выявление связей Бену и других богов древнеегипетского пантеона, определение его роли в древнеегипетской религии и мифологии.

Предметом исследования является культ животных, в частности птиц, и его функционирование в культово-религиозной практике древнего

б


Египта, а также те механизмы, которые определяли место представлений о Бену в рамках древнеегипетской религиозно-мифологической системы.

При разработке методологической базы исследования наряду со сравнительно-историческим нами был привлечен ряд структуралистских методов. Главной задачей было попытаться совместить диахронический и синхронический метод изучения религии и мифологии (подробнее см. §§1,2 Введения). Таким образом, мы стремились руководствоваться системным подходом, предполагающим признание влияния многочисленных факторов на ход исторического процесса.

Научная новизна диссертационной работы заключается в том, что это — первое в отечественной и зарубежной египтологической литературе монографическое исследование, в котором на примере многочисленных данных письменной и изобразительной традиции были исследованы особенности почитания образа цапли Бену именно в древнеегипетской религии и мифологии. В процессе решения задач, поставленных в диссертации были впервые переведены на русский язык многие источники, определяющие сущность культа цапли Бену, собраны многочисленные упоминания о Бену в письменных и материальных памятниках. Некоторые из источников были введены в научный оборот впервые.

Кроме того, нами впервые была осуществлена попытка на примере культа зооморфного персонажа, цапли Бену, определить роль анималистических образов в культово-религиозной практике населения долины Нила на протяжении длительного периода древнеегипетской истории. Впервые, в полном объеме и на современном научном уровне были рассмотрены вопросы этимологии и семантики имени Бену, происхождения его культа, связи с культом цапель в Египте и т.д.

Практическая значимость исследования заключается в том, что его выводы позволяют по-новому взглянуть на почитание животных в древнем Египте, определить египетскую составляющую образа классического Феникса, ставшего в мировой культуре символом вечной жизни и


возрождения. Выводы исследования могут быть учтены при написании научных монографий по соответствующей тематике, при разработке и публикации теоретических и практических курсов и пособий для высших учебных заведений.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-04-30; просмотров: 190; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.2.191 (0.007 с.)