Солярные и астральные аспекты образа Бену. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Солярные и астральные аспекты образа Бену.



Солярная природа божественной цапли Бену, присутствующая в ней изначально и заложенная уже в самой семантике ее имени, подчеркивается благодаря связи этого божества с такими значительными общеегипетскими богами, обладавшими повсеместно распространенным культом и влиятельным жречеством, как Ра и Хор. Как птица-демиург, Бену оказывается вовлеченной в круг мифологических концепций, относящихся к образу великого гелиопольского бога-творца Атума.

Начиная с эпохи Древнего царства, в египетской мифологии Бену выступает как одно из проявлений Атума-Ра-Хепри, активная созидательная


788 Leahy A. In the House...P. 190-191. 789 ChassinatE. Le temple... Vol. I. P. 91;Vol. II. P. 342

Chassinal E. Le Temple d'Edfou. 2.2. II Le Temple d'Edfou publ. in extenso d'apres les estampages recueillis par

le Marquis de Rochemonteix 2,2. MMAF. le Caire. 1990. P.181: -ABnw bhd.t Само слово bhd.t равнозначно dbl - древнеегипетскому наименованию Эдфу (Wb. I. 470). 791 1Junker H. Das Gotterdekret... S. 2. 192 Ibidem. S. 1.

793 Ibidem. S. 2


сила, стоящая у начала вселенной. В «Текстах саркофагов» (изречение 76, II, 4) Бену назван «Бену-Ра».794

В эпоху Нового царства цаплю Бену называли также «божественным сердцем Ра», «сыном Ра».

Наибольшее значение имеет именование «Ба Ра». В этом качестве Бену выступает в главе XXIXB «Книги мертвых», одной из т.н. сердечных глав: «Изречение о сердце из халцедона. Я — Бену, Ба Ра, проводник богов в Дуате. Идут (букв, «идение», «расхождение») Ба их по земле, во исполнение желаемого (букв, «возлюбленного») их Ка. [Так пусть же] пойдет Ба Осириса-Ани, чтобы исполнить (букв, «во исполнение») желания (букв, «возлюбленное») его Ка».797

Как известно, Ба являлись некими духовными и (или) материальными сущностями, обладающими формами птиц (или других животных), которые мыслились как видимые проявления богов или людей. В данном случае, в качестве Ба Ра, Бену исполняет функции проводника богов в Дуате, а также помогает Ба покойного писца Ани (отождествленного с Осирисом) добыть «излюбленное» для его Ка.798

В изречении «Текстов саркофагов» говорится: «О Ра, сотвори путь для N этого, (путь, который) Бену дает» (Sp. 660, VI, 286 и), что свидетельствует о том, что Бену в качестве спутника Ра помогает ему сопровождать умерших в Царстве мертвых. Вероятно, в этом аспекте Бену назван hpr.w (в папирусе Булак III799) или Ssm.w Ра.800


1о¥^ё

^15^^76,11,4 с. В виду наличия нескольких интерпретаций приведем полностью иероглифический текст:

{Bnw i?0 Подробнее о значении Бену в космогонии см. §7. Эту фразу можно прочесть

также и как «bnw zi Rr», т.е. «Бену — сын Ра», поскольку иероглиф гуся -Ь^в «Текстах саркофагов» выступал и как детерминатив птицы Бену, и как двусогласный знак zi со значением «сын».

-V-TiTrf-fl

jb п Rr ntr.j.

Надпись на скарабее. (Британский музей №7878). Иероглифический текст приводится по: Budge E.A.W. The

Mummy...Р.295.

196ziRc: Pelrie WMF. Kahun, Gurob and Hawara. L.,1890. P.35. PI. 24,3.

797 Budge E.A.W. BD. 1898. P.94; Faulkner R.O. The Egyptian...PI. 32.

798 Подробнее о роли Бену в представлениях о загробном царстве см. §5 этой главы.

799 Sauneron S. Ritue1...P.44: (Boulaq Ш,Х, 19).

800 GoUnischeff W. Papyrus hieratiques. Fasc. I. Catalogue general des antiquhes egyptiennes du Musee du Caire,
nos 5800-58036. Le Caire. 1927. P. 8.


В текстах саркофагов XXI династии из тайника в Дейр эль-Бахри о Бену говорится как об одной из ипостасей солнечного бога - творца: «Выходит Ба его (покойного), чтобы увидеть солнечный диск в восхождении его, Атума в отдохновении его, явленные Бену».801

Солнечная природа птицы подчеркивается и на надгробных изображениях. Так, на росписи потолка гробницы Сеннеджема802 (илл. 37) Бену вместе с Ра и богами Эннеады переправляется в Барке Ра на восток, через мифическое царство мертвых - Дуат. Характерна также символика Ока Хора - глаза Уджат, присутствующая на ладье Ра.

На изображениях в погребальной камере гробницы Иринефера (XIX династия) умерший показан вместе с Ра и сыном (слева).804 На голове Бену — солнечный диск Ра, рядом с ней символически представлен в виде материального предмета иероглиф Sms.w — знак принадлежности Бену к «свите» Ра. На корме и на носу сохранились изображения глаза Уджат и солнечного диска, которые акцентируют солярный характер всей композиции (илл. 45). На «виньетке» к С главе «Книги мертвых» мы можем видеть покойного, управляющего с помощью шеста ладьей, в которой находится Ра и цапля Бену (илл. 60).

Существует также множество письменных свидетельств, сообщающих о переправе Бену и Ра по небосклону. Изречение 184 «Текстов саркофагов» гласит: «N — это великая цапля, [которая находится] на горизонте неба. Я взлетаю с западной области неба, пролетаю восточную область неба. Я пересекаю небо, подобно Ра».806 В других вариантах этого текста утверждается, что цапля «взлетает с восточной области небосклона, летает по западной части неба».807

Таким образом, здесь подразумевается как путь Ра в качестве дневного светила, так и путешествие Ра по Царству мертвых («западным областям»).

*01Niwinski A. Catalogue... Р. 23 (саркофаг CG 6046).

802DasGrab...Tf.l02.

803Ibidem.

mPorter В., Moss R. Topographical...P.372; Desroches-Noblecourt С Egyptian...P.25.

805 Бадж У. Путешествие...C.250.

806 Sp. 184,111,83 b-e(TiL).
807Sp.l84, III, 83b-e(BqC).


Учитывая нечеткость, неоформленность представлений о Бену в эпоху Среднего царства, а также начавшееся слияние культа Бен и культа цапель, можно предположить, что позднее те же функции, которые приписывались цапле nw(r), стали связываться с образом божественного Бену. Представление о перелетах цапли по небосклону обусловили астральную

ОАО

составляющую образа Бену, а также сопоставление ее с планетой солнечной системы, известной в европейской традиции как Венера.

В египетских астрономических текстах Венера называется HJ^*"^ «&», «пересекающая», что указывало на ее путь по небосклону. В «Текстах саркофагов» уход умершего сравнивается с уходом цапли: «Уходи, как цапля, как Бену, что уходит».810 В С главе «Книги мертвых» также говорится о переправе Бену на восток: «Переправил я Бену на Восток, Осириса в


Бусирис»



В текстах гробниц Сененмута (илл. 61), Рамсеса IV и Рамсеса IX, а также на водяных часах Аменхетепа III название планеты выписывается как

О 1 т

dl-brh-wsjr и сопровождается изображением звезды и цапли. В гробницах

О 1 Д 01 ^

Сети I (илл. 62), Мернептаха, Таусерт она называется Wsjr, а в «астрономической комнате» храма Рамсеса II в двух случаях встречается наименование bnw-wsjr.

8 На лунарной составляющей образа Бену достаточно подробно остановился Р.Кларк: Clark R.T. The Origin...P. 128-130. Следует, однако, обратить внимание на то, что выводы его носят достаточно гипотетичный характер и, зачастую, основаны на поздних источниках.

809 В некоторых текстах это название планеты сопровождается именем птицы Бену: Neugebaeur О., Parker R.

Egyptian...Plates. Р1.5 (№8). Л -2^

810 Sp. 671, VI, 299 h-i.

811 Budge E.A.W. BD. 1898. P.210 (Hne2).

812 Dorman P. The Tomb of Senenmut. The Architecture and Decoration of Tomb 71 and 353. N.Y.,1991. PL 85.

813 Neugebauer O., Parker R Op. cit. PI. 1, 11, 13, 15.
Например, на водяных часах Аменхетепа HI (pi. 11):
Ї\І 1^ -%>

X

 

814 HornungE TheTomb...P1.175.P.239.

815 Neugebauer О., Parker R. Op.cit. PI. 3, 8, 9,10.

816 Подробнее о связи Бену и планеты Венера см: Clark R.T. Op. cit. P. 125-126.


Фигура цапли рядом с текстами, полностью соответствует иконографической традиции изображения птицы Бену (илл. 61, 62). В некоторых случаях рядом с цаплей помещен сам хозяин гробницы (фараон), застывший в почтительной позе перед объектом поклонения.

О солнечной, астральной природе цапли Бену свидетельствует и изображение в гробнице Аменнахта в Дейр эль-Медине эпохи Рамессидов, на котором «душа» Ба покойного в сопровождении двух Бену в солнечной ладье переправляется по ночному небосклону (илл. 49).818 Текст, сопровождающий изображение, гласит: «Бену, Бог Великий, озаряющий Две Земли, возлюбленные им, пересекает небо среди звезд». Также две цапли Бену рядом с «Оком Хора» изображены на фрагменте пекторали из Карнака (Каирский музей).819 (илл. 52).

Появление двух Бену на этом и аналогичных ему изображениях представляет немалый интерес с точки зрения изучения формирования концепции Бену. Впервые упоминание о двух Бену встречается в гермопольской версии изречения 293 (IV, 45 к) «Текстов саркофагов» -

Л о о Sr*- 5г*- (bnw.nwj). Контекст изречения не вполне ясен, однако можно предположить, что перед нами фрагмент несохранившегося мифа о божественной цапле. Отдельного внимания заслуживает эпитет Бену,

следующий непосредственно за именем этого божества: г~~~ ir1nw. По мнению Эссама Эль-Банны, это — окончание двойственного числа (bnw) nwj.820 Однако возможен и иной вариант перевода эпитета - как имени цапли nw(r), с которой Бену была отождествлена в ряде изречений «Текстов саркофагов» (Sp. 184, III, 83 b). В пользу данного предположения свидетельствует и тот факт, что в одном из вариантов изречения 134 (134, III,

83 b (TIL)) имя цапли nwr выписано так же: J Jr. Таким образом,

возможно, перед нами упоминание нескольких богов - двух Бену и цапли Hyp.

817 Neugebauer О., Parker R. Egyptian...Plates. PI. 5, 6.

818 Essam El-Banna. Deux etudes...PI. XXVIII.
™ Ibidem. P. 165. Fig.2.

S2° Ibidem. P. 167.


Недостаток письменных источников не позволяет сделать достаточно определенные выводы о функциях и природе двух Бену. Однако, мы склонны полагать, что появление двух Бену на изображении в гробнице Аменнахта (илл. 49), а также на «виньетке» Мифологического папируса из Парижской Национальной библиотеки (илл. 54а), на двух пекторалях из Каирского

ОТО QTI

музея (илл. 52, 53), изображениях на саркофагах XXI династии " (илл. 55, 56, 73) и т.п. объясняется тенденцией к двойственности, столь присущей египетскому сознанию. Более того, в ряде случаев, как, например, на росписях в гробнице Аменнахта, судя по тексту сопровождающей надписи:. «Бену, Бог Великий, озаряющий Две земли...», в реальности подразумевался один бог. Изображение же именно двух богов связано с параллелями между Бену и богом горизонта Акером и объясняется значением божественной цапли в пространственно-временных представлениях древних египтян. На солярную природу образа двух Бену указывает изображение рядом с ними глаза Уджат (на пекторали CG 12223) (илл. 52), а также скарабея (мифологический папирус (илл. 54а), саркофаги XXI династии (илл. 55, 56, 73)) - воплощения бога восходящего солнца Хепри.

Некоторые исследователи связывают появление концепции двух Бену с наличием «представлений» о Бену как об Утренней и Вечерней Звезде. 825 Однако нам не известно ни одного письменного источника, в котором Бену назывался бы Утренней звездой (ntr dwl.w). По мнению Б. Альтенмюллер и-Э. Графе,82 несмотря на то, что в позднее время планета Венера вместо прежних именований bch (Wsjr) и Bnw стала называться ntr-dwS.w, это отнюдь не свидетельствует о тождестве Бену и Утренней звезды в «Текстах саркофагов» и «Книге мертвых».

821 Essam El-Banna. Deux etudes...P.166, fig. 3.

822 CG 12223 cm: Ibidem. P. 165, fig.2.; CG 12207 см: Ibidem. P. 165, fig.l.

823 NiwinskiA. The Second...Саркофаг CG 6184 - Pl.XX-2.

824 Впервые на параллели иконографии Двух Бену и Акера обратил внимание Эссам эль-Банна: Essam El-
Banna
Deux etudes...P. 169-170. Подробнее о роли Бену в пространственно-временных представлениях см. с.
187-191 настоящей работы.

825 Belluccio A. Le mythe...P.31.

826 Altenmiiller В. Synkretismus in den Sargtexten II Gottinger Orientforschungen IV.7. Wiesbaden. S. 107-108.
GraefeE. Morgenstern II LdA. Wiesbaden. 1982. Bd. IV. S.206.


Рассмотрим эту проблему подробнее. О значении Бену в солярных и астральных мифах древних египтян свидетельствует и его связь с соколом Хором. Согласно египетским религиозно-мифологическим представлениям, уходящим корнями в глубокую древность, в область архетипов и праобразов додинастической эпохи, сокол рассматривался как высший, сакральный знак небесной сферы, солярный символ, определяющий во многом семантику «царственности». Образ Бену благодаря отождествлению с Ра-Атумом, носившему эпитет «царь богов», а также своему значению солнечной, небесной птицы, уже в эпоху Среднего царства («Тексты саркофагов») выступает тесно связанным с образом сокола Хора. Следует также учитывать и тот факт, что одним из прототипов Бену была Джебаутская цапля, которая имела непосредственное отношение к Хору еще в «Текстах пирамид».

В изречении 340 «Текстов саркофагов» говорится: «Вхожу я в облике сокола, выхожу я в облике Бену». Данное изречение, практически без изменений, вошло и в «Книгу мертвых» (глава XIII папируса Небсени). Любопытно продолжение этих строк. Позволим себе процитировать текст полностью, согласно версии, изложенной в «Книге мертвых». «Вхожу я в

ООП

облике сокола, выхожу я в облике Бену, бога почитающего Ра». Последнее

предложение: ' П ^ J^ ШШ (ntr dwl rc) некоторые исследователи переводят

как «Утренняя звезда Ра» In^Jk РЛШ (ntr dwl.w r^.830 Противоположенную точку зрения высказал Р. Фолкнер, отрицающий перевод словосочетания как «Утренняя звезда Ра». На наш взгляд, сам

827Sp.340.IV,341 (Mgc).

828 Budge Е A W. BD. 1898. Р.ЗЗ (line 1).

829 Ibidem. Поскольку анализируемый фрагмент предусматривает наличие нескольких трактовок, приведем
полностью иероглифический текст:

-^ш &jq-s*j£Tkj о з-шшт <,,„=,. „, bJk РГф.„„ „,

Bnw ntr dwi Iх).

830Так, например: Бадэю У. Путешествие...С. 144. Л. Беллучио, со ссылкой на Bargaet P. Le Livre des Morts

des ancienne egyptiens. Paris. 1967. P.44, переводит также это словосочетание как «Etoile du Matin» (Утренняя

звезда), однако связывает это словосочетание с следующей фразой - «Etoile du Matin fraye-moi lc

сЬетіп»(«Утренняя звезда, приготовь мне пугь»). (Belluccio A. Le mythe....P. 23).

831 Faulkner R.O. The Egyptian...P. 101: «I have gone in as a falcon, I have come out as a Benu-bird, the god who

worships Re. Prepare a path for me, that I may enter in peace in to the beautiful West» («Вхожу я как сокол,

ухожу я как Бену, бог, который почитает Ра. Приготовь путь для меня, чтобы я мог войти с миром на

прекрасный Запад»).


контекст главы, а также написание иероглифов832 все же предполагают иной перевод, которого мы и придерживаемся в работе.

Таким образом, анализ изречения 340 «Текстов саркофагов», позднее вошедшего в «Книгу мертвых» (глава XIII), позволяет опровергнуть наличие в эпоху Среднего и Нового царства непосредственных текстуальных параллелей между Бену и Утренней звездой, хотя нельзя не признать принадлежность этих мифологических образов к единому семантическому полю.

Аналогичное заклинание содержится в СХХІІ главе «Книги мертвых».

Однако, в этом случае, слово I'^JmSN^H (ntr dwS.w) с большей определенностью можно перевести как «Утренняя звезда», а всю фразу в целом как «Утренняя звезда, приготовь путь ему». В любом случае, нельзя не согласиться с А. Беллучио, полагавшей, что эти строки связаны с эсхатологической ролью Бену, который спускается в Дуат и выходит оттуда, подобно солнцу.834 Именно об этом, на наш взгляд, идет речь и в CLXXXI главе «Книги мертвых»: «Я - сокрытая птица Бену, вхожу я в отдохновении своем в Дуат, восхожу я в отдохновении своем на небо».835

В «Книге мертвых», среди глав о совершении различных превращений присутствует и глава LXXVII «О совершении превращения в сокола золотого» г п jr.t hpr.w т bjk п nbw, Зб которая гласит: hr.kwj dmd.kwj т bjk nfr п nbw tp Bnw «Я воссиял, я воплощен в (образе) прекрасного золотого сокола с головой (птицы) Бену».

Весьма загадочным представляется внешний облик «золотого сокола с головой птицы Бену». Больше всего недоумений вызывает грамматическая структура этой фразы. Использование «старого перфекта»: dmd.kj, hc.kwj

832 См. примеры в словаре Р. Фолкнера: Faulkner R.O. A Concise...Р.318. (Wb. V. 423,424). 831 Budge E.A.W. BD. 1898. P. 242 (line 6).

834 BelluccioA. Le mythe...P.23.

835 Budge E.A. W. BD. 1898. P.474 (Lines 31-32).

S36BudgeKA.W.BD. 1898. P.164 (line 1). I ^ Pt*"^ Jrillli -Ж Л^^^ j£^'~~~oi і і

(r n jr.t hpr.w m bjk n nbw). Ibidem. P. 164-164 (lines 6-7):

837 pseudoparticiple: Allen J. P. Middle Egyptian... P.201-221.


подчеркивает завершенность действия, безличный характер («Я воплощен») и приблизительно передает значение английского present perfect. Обстоятельством здесь является существительное с предлогом {т bjk), которому соответствуют нераспространенные определения «и/г» и «nbw», связанные предлогом <ш». Однако следующее далее словосочетание «tp Bnw» оказывается вне всяких грамматических связей с остальным предложением. Если переводить «tp» как голова, то неясно, почему перед этим существительным нет предлога, либо другого соединительного слова. Возможен и другой перевод «tp» — как предлога со значением «на», в этом случае вся фраза становится грамматически и синтаксически правильной, но ее смысл неясен: «Я воссиял, я воплотился в образе сокола прекрасного, золотого на Бену». Может быть, здесь присутствует искажение, допущенное самими писцами при толковании не ясного уже им текста. Также, возможно, изначально подразумевался не Бену, а семантически близкий ему Бенбен. В этом случае перед нами фрагмент древнейшего космогонического изречения, касающегося птицы-демиурга, сотворившего мир, стоя на небольшом «клочке» суши среди вод хаоса.

Г. Франкфорт писал о «множественности подходов», характерном для египетского мышления. Принимая во внимание данный тезис, мы можем истолковать обсуждаемый фрагмент и как аллегорическое обозначение Ба Ра или Осириса (т.е. «прекрасный золотой сокол с головой птицы Бену»). Вспомним, что Ба человека или бога мыслился обладающим зооантроморфным обличьем (головой человека и туловищем сокола). В свою очередь, Бену рассматривался как Ба Осириса и Ра. Следовательно, образ «прекрасного золотого сокола с головой птицы Бену» «появился на свет» в результате смешения, соединения двух концепций Ба: одна — цапля Бену — Ба Осириса и Ра и другая — сокол с головой человека - Ба простого смертного. Предыдущие слова: «я поднялся, я собрал себя» — явно отсылают нас к

838 Gardiner A. Egyptian Grammar...§ 309-318. Р.238. Ср. замечание А. А. Маравелии: Tolmacheva E.G. The Ancient Egyptian Roots of the Phoenix Myth: On the History of the Problem. II Europe, Hellas and Egypt: Complementary antipodes during Late Antiquity. Papers from Session IV.3, held at the European Association of Archaeologists 8th Annual Meeting in Thessaloniki 2002. /ed. by Maravelia A.-A. Oxford. 2004. P. 96. 835 'Frankfort H. Ancient...P. 3-4.


Осирису и намекают на его возрождение после смерти и расчленения его тела Сетом, как о том повествуют многочисленные египетские сказания.

Анализируемый нами фрагмент как нельзя лучше иллюстрирует особенности древнеегипетского мифотворческого мышления: в одной строке воплотились представления о золотом соколе — солярном и небесном символе, и о Бену, птице-демиурге, Ба Ра и Осириса, и о Ба умершего, который совершает перевоплощение в сокола, и о самом Осирисе, возрожденным из небытия.

Итак, в «Книге мертвых» Бену и сокол Хор мыслились как родственные персонажи, обладающие сходными функциями и ролью. Тот факт, что Ба изображалось в облике сокола с человеческой головой, а Бену — являлся Ба Осириса и Ра еще больше подчеркивает их связь. Примечательно, что, хотя Бену и назывался Ба Ра и Осириса, Ба этих богов передавались в текстах визуального ряда неодинаково. Ба Осириса изображался как существо с антропоморфной головой, короной Осириса и телом сокола (коршуна), а Ба Ра изображался как сокол с солнечным диском на голове (илл. 63).

В LXXXIII главе «О превращении в Бену» (илл. 64) покойный, перевоплотившись в Бену, отождествляет себя также с Хором и Тотом (Джхути), оказываясь причастным к событиям, связанным с борьбой между Хором и Сетом: «(я) — Хор, воссиявший плотью своей, бог, что против Сета, Джхути, что среди вас был на суде того, что в Летополе, вместе с «душами» богов Гелиополя».840

В ряде текстов встречается имя «Бену» в качестве эпитета Хора. В мифологических папирусах говорится: «Ты - благородный сокол <...> тот, кто есть божественный Бену (у А. Гардинера - Феникс, Е.Т.)». ~ В текстах саркофагов XXI династии (саркофаг CG № 6182) содержится следующее изречение: «Сказано Гебом, главой богов, одухотворенным, сыну своему: «Ты - Хор, рожденный Исидой, наследник прекрасный Уннефера (Онуфриса), - Нефертем, покровительствующий обеим землям, Хор,

840 BudgeE.A.W. BD...P.I81 (lines 4 -5).

841 Mercer S. А. В. Horus. The Royal God of Egypt. Grafton. 1942. P.208.

842 Перевод А. Гардинера: Gardiner A. Hieratic... P. 75.


которому молятся, владыка Ка (всех) земель, Бену-божественный, сам себя создавший, бог великий, предводитель западных! Пусть дадут они

одо

жертвы...». Аналогичная жертвенная формула представлена в другом изречении (саркофаг CG № 6215): «Сказано Гебом, главой богов, одухотворенным, сыну своему: Ты — Хор, рожденный Исидой, наследник Уннефера, Бену, божественный, сам себя создавший, Бог великий, Предводитель западных!...».844

Данные изречения интересны тем, что, помимо отождествления Бену с Осирисом, о чем речь пойдет ниже, в них имя Бену стоит в одном ряду с различными именованиями Хора.

Кроме того, среди перечисленных имен упоминается Нефертем — первоначально мемфиское божество, впервые упоминаемое еще в «Текстах пирамид» (ТП §266а). Согласно одной из теологических доктрин Нового царства, он являлся сыном Птаха и богини Сехмет. Нефертем принадлежал к кругу солярных божеств, являясь богом цветка лотоса; представлялся, впрочем, он антропоморфно. Согласно мифологическим представлениям он ежедневно рождался из цветка лотоса, символизируя восхождение солнца. Важно, что Нефертем был объединен с Хором в его аспекте Хора-младенца, дитя Ра. Таким образом, тот факт, что имя Бену оказалось включенным в один синонимический ряд с именами Хора и Нефертема, еще раз подтверждает связь между образами этих божеств, а также причастность Бену к божествам солярного цикла.

о * /г

Как уже отмечалось, в Эдфу Бену получает эпитет «Бену Бехдетский». В этом контексте интерес представляет тот факт, что на рельефах храма Хора в Эдфу встречается слово йЫ. Общий контекст надписи указывает на его перевод как «первобытной ветки» («первоветки»), на которой, согласно

R.A7

мифу, впервые появился бог Хор в священной местности dbS.w.t (Эдфу).

843 NiwinskiA. The Second...Р.34.

844 Ibidem. P. 50.

845 Sandman-Holmberg M. The God Ptah. L., 1946. P. 194.


 
®
Q'

(Bnw Bhd.tQ)) (Chassinat E. Le Temple... 1990. P. 181.)

847 Reymond E.A.E. The Primeval Djeba II JEA 48 (1962). P.82-87.


Это не может не указывать на космогонический характер данного божества, а также еще раз свидетельствует об определенных параллелях между Бену и Хором, особенно в его ипостаси Хора Бехдетского. Можно высказать также предположение, что семантически (и типологически) эта ветка соотносится с шестом (насестом), где восседает мифическая цапля Джебаутская, культ

тч 848

которой позднее слился с культом Бену.

Итак, источники подтверждают высказанный Л. Какоши тезис о родстве «по сути» <по сущности> между соколом и Бену,849 ставшем возможным благодаря пересечению функций этих божеств, а также целому набору общих семантем: «птица - солнце», «птица - небесный свод (верхний мир)», «птица-душа», «птица-знак царственного сана».

Бывший первоначально незначительным местным зооморфным божеством, корни почитания которого уходят в тотемическую древность, Бену как и многие другие зооморфные персонажи, позднее вошел в общеегипетский пантеон. Не последнюю роль сыграло в этом его отождествление и, в ряде случаев, тесное взаимодействие с великими общеегипетскими богами солярного круга - Ра, Атумом, Хором.

Как полагал Д. Фрейзер, «с прогрессом мышления растительная и звериная оболочка спадает с древних растительных и животных божеств и за ними сохраняются исключительно антропоморфные свойства, которые всегда составляли ядро культа. Другими словами, растительные и животные боги имеют тенденцию становиться антропоморфными. Когда процесс антропомофизации завершен, животные и растения, которые первоначально были самими божествами, продолжают находиться с развившимися из них антропоморфными богами в туманной, трудно постижимой связи».850

Эти слова не вполне соответствуют положению, которое занимала птица Бену в египетской мифологии. Даже в птолемеевскую эпоху Бену продолжал

848 Данное предположение может показаться хронологически ложным, поскольку культ цапли из Буто был распространен, главным образом, в эпоху Древнего и Среднего царства. Тем не менее, согласно рельефам дворца Априя эпохи XXVI династии, египтяне еще помнили это божество и мифические представления, с ним связанные. Другим спорным моментом является употребление не «г», как в имени Джебаутской цапли, а «?». То есть, мы можем говорить с полным правом не о фонетическом, а о типологическом сходстве. M0KakosyL. Phonix...S.1033. 850 Фрейзер Д. Д. Золотая ветвь. М. 1986. С.367.


ч

изображаться в облике цапли, а антропоморфные формы Бену как раз и стали возможными благодаря отождествлению этой птицы с Осирисом и Ра-Атумом. Антропоморфные боги не обязательно «развились» из зооморфных. Особенность культа животных в древнем Египте как раз и состоит в том, что и те, и другие почитались одновременно и равнозначно. Сопоставляя архаическое божество с тем, чей культ был популярен по всей стране, египтяне не умаляли значения старого бога, а расширяли, акцентировали некоторые его функции. Именно так первоначальная космогоническая и солярная природа цапли Бену получила свое общеегипетское значение в результате раннего отождествления ее с Ра и Хором.

§ 5 Бену и Осирис. Роль Бену в представлениях о загробном мире. Бену в погребальных ритуалах и магии

Образ цапли Бену занимал значительное место в древнеегипетской религиозной и магической практике. Это место определяется как причастностью ее к мифологическим представлениям, связанным с важнейшими древнеегипетскими божествами, такими как Осирис, Ра, Анубис, так и значением Бену как персонажа так называемой «народной религии».

Не вызывает сомнения тот факт, что Осирис являлся одним из самых важных богов египетского пантеона. Наибольшего распространения его культ достиг в эпоху Нового царства. М.Э. Матье в своем ставшем классическим исследовании, посвященному анализу древнеегипетских мифов отмечала: «...культ Осириса является одним из самых интереснейших египетских культов. <...> Соединив в себе в различные времена, в силу различных причин, культы царя, умирающего и воскресающего бога, производящих сил природы, Нила, быка, луны, загробного судьи на страшном судилище, миф об Осирисе впитал в себя отражение религиозных


представлений ряда последовательных этапов развития египетского общества».851

Бену отождествлялся с Осирисом в основном его аспекте бога загробного мира, правителя Царства мертвых, а также с его ипостасью бога плодородия, связанной с периодическими разливами Нила.

Как уже отмечалось, Осирис почитался в Гелиополе, культовом месте Бену, еще с эпохи Древнего царства. Приведем несколько свидетельств эпохи Нового царства, говорящих о связи культа Бену и Осириса. Так, почитание Осириса в храме ЬпЪп упомянуто в надписи кенотафа Сети І в Абидосе:

осо Я*!Ч

«Осирис, что в храме bnbrv». «Осирис в «доме Бену»» отмечен и на одном из папирусов «Книги мертвых» XXI династии.

Текстуально отождествление Бену и Осириса засвидетельствовано еще в эпоху Среднего царства (Изречение 335 (IV, 199-201) «Текстов саркофагов»).854

Отождествление Бену и Осириса отразилось и на иконографии Бену, который на ряде изображений представал в облике мумии, а также с короной Атеф на голове и с посохом hkS в руках (илл.37, 40, 41, 42, 43, 44).

О превращении Осириса в Бену свидетельствуют календарные тексты. Согласно «каирскому папирусу», составленному в 9 год правления Рамсеса II превращение Осириса в Бену происходит в 12 день месяца kl-hr-кЗ855 сезона Ахет. 5 «День 12. Трижды неблагоприятный. Не ходи (в этот день) по любой дороге на ветру. Это день превращения в Бену. Принеси жертву Бену в доме своем в этот день». Тоже событие упоминается также и другом календарном тексте — т.н. папирусе Салье IV.858 Упомянутая трансформация носила негативный смысл, а сам этот день открывал начало осирических празднований.


851 Матье М.Э. Древнеегипетские...С. 195.

852 Essam el-Banna. A propos...P.109.

853 Ibidem.

854 Перевод и комментарии этого изречения см. § 7. С. 209-210.

Месяц в коптской традиции известен как Койак.

856 TroyL. Have...P.133, 138, 140.

857 Bakir Abd el-Mohsen. The Cairo Calendar...r-to XVIII, 1-2.
™ Ibidem. P. 128.



В некоторых, достаточно поздних, гимнах, посвященных Осирису, Бену назван его Ба: «Приветствую тебя, о, божественное Ба Осириса Уннефера! Бену божественный, сам себя создавший!».859 К Ба Осириса также обращаются как к «соколу божественному с лицом человека».860 В тексте из Дендеры говорится: «Пришел ты как Ба, как Бену в образе его».8 '

Ба Осириса отождествлялся с Бену и в Ху (Diospolis Parva). На одном из изображений в гробнице царского писца Хорасета в Ху (птолемеевского времени) Бену в облике цапли представлен сидящим на дереве (тамариске (?), иве (?)) рядом с символическим изображением гробницы Осириса (илл. 65).

В надписях на саркофагах XXI династии Бену называется ntr г3 («бог великий»,862 hnt.jjmn.t.jw («предводитель западных»/65, nb mSc.t («господин правды»),86 т.е. эпитетами, обычно употребляемыми по отношению к Осирису.

Осирисом - Бену — bch названа планета Венера во многих астрономических текстах.865 Благодаря сопоставлению с цаплей-Ьг/г, детерминативом эпитета Осириса «изобильный», Бену входил также в круг представлений об Осирисе — божестве плодородия, символе возрождающейся природы, нильских разливов.

Отдельного внимания заслуживает система представлений, связанная с загробным царством, в которых животные занимали первостепенное значение. Они выступали либо в качестве божеств подземного мира, дружественных умершему, помогающих ему преодолеть все опасности, таившиеся в посмертном существовании, - наиболее показательна в этом


855 'Junker И. Das G6tterdekret...S.l. По-видимому, в данном случае имеет место корреляция с образом «Сокола золотого с головой птицы Бену» («Книга мертвых» гл. LXXVII).

S6° Ibidem. S.26.

S60 861

Ibidem. S.l.

862 Niwinski A. Catalogue...P. 21 (саркофаг CG 6045); Niwinski A. The Second...P.34 (саркофаг CG 6182); P.
41 (саркофаг CG 6184); P.50 (саркофаг CG 6215); P.52 (саркофаг CG 6216); Р.58(саркофаг CG 6217).

863 Niwinski A. The Second...P.2 (саркофаг CG 6080); P.34 (саркофаг CG 6182); P.50 (саркофаг CG 6215),
Niwinski A. :The Second..., 1999, p.52 (саркофаг CG 6216).

 

Ibidem. P.83 (саркофаг CG 6191).

См. подробнее с. 175-177 настоящей работы.



смысле фигура шакалоголового бога Анубиса, либо как враждебные, несущие погибель существа.

На изображениях додинастического времени нами было отмечено наличие определенной связи птицы (демиурга, космического символа) и бога в облике шакала или шакалоголовой собаки. Также было обращено внимание на медиативную роль образа шакала в мифологии. Надпись VI династии, найденная близ Ком эль-Ахмара (Савариса), еще больше конкретизирует эту связь, называя Анубиса «господином «Дома цапли»». В «Текстах саркофагов» в изречении 469 (Sp. 469,V, 393 a-b) говорится следующее: «...и принес для меня Анубис, и его Бену возвестил ей (мне) (т.е. умершей)». Скорее всего, здесь подразумевается функция Анубиса как одного из владык Царства мертвых, дарующего продолжение загробного существования умершим; Бену же рассматривается в качестве глашатая воли богов, что свидетельствует о посреднической роли Бену.

Интересные сведения о связи Анубиса и Бену содержатся в «Папирусе Жюмильяк». В этом сборнике мифологических сказаний Анубис включен в круг богов, связанных с Осирисом, назван его сподвижником, заступником Хора от злоумышлении, творимых против него Сетом. В папирусе, в частности, приведен рассказ о таинственных шкатулках, в которых находились глаза Хора, выколотые Сетом.

«(14) А что до (15) двух ларцов из камня, что находятся на юге нома этого, на горе восточной, и что зовутся ларцами Хора, так Пер-Бенен лежит к юго-(16)западу от места этого, а холм Змея - к северу от него.

(17) <...> Сет принес два ларца на шее своей, в которых было два глаза Уджат, после того как враги Ока Хора похитили их (18) для него. И положил он их на гору эту и, совершив превращение в огромного крокодила, пребывал на холме Бенен рядом с ними. (19) И превратился тогда Анубис в змея великого о двух крыльях с ножами. И было у него в руках два ножа кремневых. Вышло же(20) из него шесть змеев: три с востока от него и три с запада от него. И разбрасывали они пламя по всей округе его (т.е. вокруг

866 Ср. например с характеристикой Анубиса Я. Ассманом: Ассман Я. Египет...С.131.


него). И вот обосновался он на том холме, что к северу от ларцов, (21) неподалеку от них, рекомом холмом Змея. Обернувшись змеем, подошел Анубис ночью к ларцам. Раскрыл он (22) их края двумя ножами, что были в руках его. И завладел он двумя глазами Уджат, которые были в них (ларцах), положенные в два туеска из папируса. И бежал он (23) с ними, и захоронил их к северу от места этого. <...>

Тогда вернулся (24) Анубис на Пер-Бенен, в то место, где пребывал Сет. Глаза его и (глаза) змеев, (25) вышедших из тела его, метали в него (Сета) огонь. Они дышали огнем на него и сжигали пламенем взгляда своего. Был огонь в одном глазу его: это был (26) змей, и было пламя в (другом) глазу его — это тоже (букв, «во второй раз») (змей). Они [змеи] уничтожили Пер-Бенен, что называется Пер-Бенен, против врага (27) змея (т.е. Анубиса) этого и по

сеи день».

«Выступил вновь Анубис против Сета и его соратников в Летополе, после того как совершил превращение в змея по имени Бенен». Далее в папирусе говорится о том, что глаза Хора проросли, и Исида силой вернула их Хору. Для нашей темы в данном фрагменте важны несколько моментов: отождествление Анубиса со змеем, носящим имя Бенен, появление холма Пер-Бенен, а также связь этих представлений с мифологическим циклом «Ока Хора» и осирическими сюжетами.

Сходство этимологии имен Бену и имени змея-Анубиса (Бенен) указывает на любопытный круг мифологических представлений, касающихся взаимоотношений птиц и змей. Обратимся к истокам этих представлений: космогонический мотив, коррелирующий с мотивом плодородия, нашел отражение и на церемониальных палетках («оксфордской», «мюнхенской», «луврской»), представленные на которых птицы связаны с другими изображениями - увенчанных змеиными головами леопардов и крокодилов, — животных, обладающих двойственной амбивалентной природой.

867 Перевод сделан по: Vandier. /. Le papyrus...» XIII (14-25)-XIV (1). Ср. Перевод на русский язык О.И.

Павловой: ЛипинскаяЯ. Марциипк М. Мифология...С. 158-159.

86S «папирус Жюмильяк» XIV (2-3). Vandier J. Le papyrus....Fig.XIV.


Как отмечала М.Э. Матье, «в религии и фольклоре древнего Египта змеиные культы занимают огромное место, причем змеи являются носителями двух начал: доброго и злого».869 В африканской мифологии змеи рассматривались и как хозяева вод, и как их противоположенность — воплощение огня. Иорубы, например, представляли себе бога-радугу Ошумаре в виде огромного питона, обитающего в некоем подземном царстве. Иногда Ошумаре выползает из-за кромки земли, чтобы напиться с неба воды.870

Этот образ, созданный древнейшим мифологическим сознанием, очень показателен: один персонаж мыслился как принадлежащий одновременно и к верхнему миру (бог-радуга), и к среднему (выползает на землю, чтобы напиться воды), и к нижнему, подземному миру. Кроме того, он обладает фактически двойственной природой: хтоническое, подземное существо и огненный небесный змей. Определенные параллели можно провести между персонажами африканской мифологии (например, змеем Ошумаре) и воплощением Ануб



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-04-30; просмотров: 174; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.160.156 (0.132 с.)